Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе'

Личностно-деятельностный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVIZATION / COGNITIVE INDEPENDENCE / UPPERCLASSMEN / EDUCATIONAL PROCESS / INDIVIDUAL ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

Рассматривается проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в обучении и возможности личностно-деятельностного подхода к осуществлению данного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Activity Approach to Activation of Upperclassmen Cognitive Independence in Educational Process

The article is about the problem of activation of upperclassmen cognitive independence in educational process and possibility of individual activity approach to the execution of this process

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе»

УДК 370.153

Петунин Олег Викторович

Petunin Oleg

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

INDIVIDUAL ACTIVITY APPROACH TO ACTIVATION OF UPPERCLASSMEN COGNITIVE INDEPENDENCE IN EDUCATIONAL PROCESS

Рассматривается проблема активизации по- The article is about the problem of activation of up-знавательной самостоятельности старших perclassmen cognitive independence in educational школьников в обучении и возможности личностно- process and possibility of individual activity approach to деятельностного подхода к осуществлению дан- the execution of this process ного процесса

Ключевые слова: активизация; познавательная само- Key words: activization; cognitive independence; upper-стоятельность; старшие школьники; образователь- classmen; educational process; individual activity approach ный процесс; личностно-деятельностный подход

Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Особенно значимой эта задача становится в отношении учащихся старших классов, которые вскоре вступят на путь обучения тому или иному виду профессиональной деятельности.

Активизация - это систематическая деятельность преподавателя и обучающегося, в ходе которой происходит стимулирование процессов воображения, восприятия, мышления и творчества обучающегося, связанная с его оптимальным умственным напряжением и направленная на формирование умственных потребностей, общее развитие его личности и

активной жизненной позиции.

Мы понимаем познавательную самостоятельность как «качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем» [8, С. 14].

Под понятием «старший школьник» мы рассматриваем учащегося 8-11 -х классов в возрасте 14...17 лет, у которого наибольшее влияние на развитие его психики оказывает учебно-профессиональная деятельность, в результате чего появляется профессиональное и личностное самоопределение за освоение им профессиональных знаний и умений.

Образовательный процесс мы понимаем как специально организованное, целенаправ-

ленное взаимодействие педагогов и учащихся, выраженное через совокупность учебновоспитательного и самообразовательного процессов, и направленное на решение задач образования, воспитания и развития личности [2, С. 87].

Активизацию познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе мы рассматриваем как систематическое и целенаправленное субъектносогласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности учащихся старших классов в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.

Исходной и основной методологической базой в объяснении активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе и механизмов ее формирования мы рассматриваем личностнодеятельностный подход, согласно которому «...ни одно психическое явление (будь то процесс, состояние или свойство личности), проявляющееся в деятельности (а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы, действия и поступки) не могут быть правильно поняты без учета этой личностной преломленно-сти» [4, С. 187].

Личностный подход в исследовании проблемы активизации познавательной самостоятельности старших школьников связан, в первую очередь, с рассмотрением изучаемого феномена как качества личности, характеризующегося рядом признаков. В связи с этим большое значение имеют такие психические явления, как потребности, интересы, мотивы, воля, эмоции, способности, которые в своей совокупности образуют сущностные силы самостоятельности личности.

В то же время конкретной методологией для объяснения рассматриваемого феномена в педагогическом аспекте выступает деятель-

ностный подход, позволяющий, во-первых, рассматривать познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, в связи с чем уместно говорить о самостоятельной познавательной деятельности; во-вторых, рассматривать познавательную самостоятельность с точки зрения механизмов ее формирования. Таким образом, исходной методологической базой в объяснении механизмов активизации познавательной самостоятельности является, по нашему мнению, личностнодеятельностный подход, а ключевыми понятиями выступают личность и деятельность. К интересующим нас принципам данного подхода ученые относят интериоризацию - экстреи-оризацию, а также детерминизм как преломление внешнего через внутреннее.

Теоретические аспекты проблемы личности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов: развитие личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); развитие личности в период обучения и воспитания в общеобразовательной школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.); ценностные основания личностно-ориентированного воспитания в общеобразовательной школе (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова и др.); целостная концепция организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся (В.А. Беликов).

С педагогической точки зрения основные идеи личностного (личностно-ориентированного) подхода в образовании могут быть сведены к следующим положениям:

1) обеспечение развития личности через организацию ее деятельности;

2) единство взаимосвязи и взаимоперехо-да личностной и предметной сторон деятельности;

3) учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;

4) формирование представления о деятельности как личностно значимой.

«Сущность личностного подхода заклю-

чается в ориентации процесса образования на личность как цель, субъект, главный критерий его эффективности» [1, С. 29].

В плане рассматриваемой проблемы заслуживает внимания точка зрения А.Н. Леонтьева, по его мнению развитие личности определяется процессом, в котором преломляются внешние и внутренние условия, влияющие на ее формирование. Преломляясь, они выступают уже не в качестве внешних факторов, внешних сил, движущих процесс развития личности, а в качестве внутреннего, заключенного в самом процессе развития личности соотношения.

Развитие личности, формирование тех или иных ее качеств, в том числе и познавательной самостоятельности, как мы уже отмечали, возможно только в деятельности. Поэтому особое значение в психолого-педагогичес-ких исследованиях имеет деятельностный подход.

Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен. Ее основными характеристиками, по мнению Т.И. Шамовой, являются предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира; социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию; сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую [9, С. 104].

В научной литературе различают две формы деятельности, которые переходят друг в друга: внешнюю предметную (коллективную) деятельность людей (исходную и основную форму деятельности); внутреннюю (индивидуальную) деятельность. Исходя из этого, среди имеющихся определений деятельности разли-

чают онтогенетический и филогенетический подходы. Первый подход выявляет исторические и социальные аспекты деятельности, которая выражает активность человека, направленную на объекты или на других субъектов. Второй подход представляет деятельность как высший (после реакции и поведения) уровень реагирования, возникающий в процессе развития психики, свойственной только человеку. В зависимости от подхода варьируется структура деятельности. В первом случае она представляет баланс интериоризации и экстериориза-ции, во втором - как система компонентов, которые в обобщенном виде представлены как цель, средства достижения цели, результат.

Для осмысления сущности познавательной самостоятельности и механизмов ее формирования существенны оба подхода. Инте-риоризация, как переход внешних действий во внутренние, происходит посредством создания позитивного отношения к самостоятельному познанию, осмысление методов самостоятельной познавательной деятельности, создание внутреннего плана деятельности. Эксте-риоризация как переход внутренних действий во внешние включает воплощение замыслов с помощью освоенных способов самостоятельной деятельности.

Основные положения теории интериори-зации - экстериоризации позволяют осмыслить познавательную самостоятельность с точки зрения сущностных сил личности. На основе интериоризации внешней познавательной деятельности происходит преобразование внутренних структур психики. Исходя из утверждения С.Л. Рубинштейна, что человек и его психика, а следовательно, и качества личности формируются и проявляются в практической деятельности, и что деятельность есть динамическая система взаимодействия субъекта с миром, следует, что преобразованные внутренние структуры человеческой психики должны быть реализованы, т.е. воплощены во внешние его психические проявления - в самостоятельной познавательной деятельности.

Поэтому познавательная самостоятель-

ность как качество личности есть экстериори-зация внутренних структур психики (умений, мотивов, ценностей, воли и т.д.) в самостоятельной познавательной деятельности. Если же учесть, что личность в психологии характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта самостоятельно выходить за собственные пределы, а также устойчивой доминирующей системой мотивов и динамическими смысловыми системами (Л.С. Выготский), то в существующее понимание экстериоризации в некоторых случаях необходимо вносить поправку -сознательная экстериоризация.

Суть познавательной самостоятельности можно объяснить и с помощью принципа детерминизма, разработанного С.Л. Рубинштейном, который писал: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самостоятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Потому тем, что он есть, его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [7, С. 438].

Ученый отмечал, что внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий. Причем он подчеркивал, что внутреннее под влиянием внешнего изменяется, приобретает новые свойства.

Таким образом, с позиций личностнодеятельностного подхода основополагающим является положение о взаимосвязи деятельности и развития личности. При этом для каждого периода развития личности характерна своя ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что «ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» [5, С. 66].

Для старшеклассников психологопедагогическая наука определяет ведущей деятельностью - «познавательную деятель-

ность», «учебно-познавательную деятель-

ность», «учебную деятельность».

Понятие «учебная деятельность» по отношению к понятию «учение» рассматривается педагогами как более широкое по содержанию, поскольку включает одновременно и деятельность обучаемого, и деятельность обучающего. Ю.К. Бабанский, анализируя содержание понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», отмечает, что они имеют определенную общность, но, вместе с тем, и специфическое отличие.

В философском энциклопедическом словаре познание рассматривается как «высшая форма отражения объективной реальности» [11, С. 389]. В новейшем философском словаре познание определяется как «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверного знания о мире» [6, С. 527]. Современное понимание сущности данной категории наиболее полно представлено В.В. Ильиным в следующих научных положениях: познание - это творческое воспроизведение субъектом объекта; познание детерминировано предметно-вещим типом человеческой деятельности; познание - это творчески-производительная деятельность, результатом которой выступает многообразие знаний; познание сообразуется с начальным запасом мыслей и вследствие этого попросту не имеет начала; оно не начинается с ничего, т.е. ощущения, есть лишь возможность продолжать его, отправляясь от исходных знаний; познание обусловлено языком, имплицирующим семантические картины мира; познание целенаправленно, избирательно: оно оперирует некоторым срезом предмета, представленным в ценностно-окрашенном пространстве смыслов, координатами которого выступают для каждого конкретного случая специально устанавливаемые субъективно значимые значения параметров объективной реальности [3, С. 40].

Гносеология дает однозначный ответ на вопрос о цели познания: познание направлено на постижение истины; цель и итог познания -

истинное знание.

По мнению Г.И. Щукиной, функциональное назначение учебно-познавательной деятельности состоит в том, что она:

1) вооружает знаниями, умениями и навыками;

2) содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;

3) развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;

4) выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

5) приобщает к поисковой и творческой деятельности [10, С. 42].

Рассматривая содержательные характеристики познавательной и учебно-познавательной деятельности, Ю.К. Бабанский отмечает, что в самом общем виде познавательная деятельность включает в себя учебнопознавательную деятельность школьника, но в то же время для обучающегося познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Поэтому в педагогическом аспекте познавательную деятельность и учебно-познавательную деятель-

1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный подход {Текст] / В.А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология {Текст] /Л.С. Выготский; - Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

3. Ильин, В.В. Философия: учебник для вузов. Ч. 2. /В.В. Ильин - М.: Академический проект, 2002.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность {Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: АСТ-пресс, 2005.

5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии:

учебное пособие для вузов {Текст] /

А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2007.

6. Новейший философский словарь: 3-е изд.,

ность обучающихся можно рассматривать как синонимы.

Таким образом, анализ проблемы активизации познавательной самостоятельности личности через личностно-деятельностный подход позволяет выделить два фактора, определяющие данный процесс:

1) оформление познавательной самостоятельности как качества личности происходит в контексте социальных условий. Жесткая детерминация процесса становления данного качества личности факторами общественного развития сказывается, прежде всего, на характере содержания самостоятельности, выраженном в ценностных ориентациях и на четкой очерченности сферы возможностей удовлетворения потребности в информации в сложившихся системах социальных отношений;

2) становление познавательной самостоятельности как качества личности в индивидуализированном аспекте обусловлено системой отношений, складывающихся вокруг личности в процессе ее формирования - ситуацией развития, а также способностями, влияющими на ценность осуществления программы деятельности, своего рода «потенциалом активности личности». Литература

исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии {Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: Книга, 2006.

8. Петунин, О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография {Текст] / О.В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

9. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников {Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Просвещение,1975.

10. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя {Текст] / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986.

11. Человек: Философско-энциклопедический словарь {Текст]. - М.: Владос-пресс, 2000.

Коротко об авторе__________________________________

Петунин О.В., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ГОУ «КРИРПО»), лауреат Премии Президента РФ petunnin@yandex.ru

Научные интересы: личностно-деятельностный подход

___________________________________Briefly about author

Petunin O, Ph. D. (Pedagogics), Assistant Professor, Head of Natural-Science and Mathematical Disciplines Department, Kuzbas Regional Educational Workers' Training and Retraining Institute, the Russian Federation President prizewinner

Scientific interests: individual activity approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.