Научная статья на тему 'Личность студента в целостном образовательном процессе вуза'

Личность студента в целостном образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2511
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONALITY / EDUCATION / HEALTH / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петраков М.А., Морозов С.В.

Общество, идущее по пути демократизации, диктует современному образованию поворот от традиционных дисциплинарных и объектных отношений участников педагогического процесса к их субъектной самореализации, важнейшим условием осуществления которой является гуманизация признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. При этом в современной трактовке понятия «гуманизм» акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и эстетических потенций в их органическом единстве. Традиционное образование, отличаясь излишней информационной насыщенностью, слабой мотивацией учебной деятельности, отсутствием должного внимания к индивидуальным особенностям обучаемых, продуцирует знания, умения и навыки, а не личностное развитие. Воспитание личности, самостоятельно определяющей свой жизненный и профессиональный путь, постепенно превращает образование из «кузницы кадров» для народного хозяйства в сферу проектирования людьми собственной жизни, создание идей, проектов, которые затем воплощаются в жизнь. В образовательном процессе важно формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом в смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты ему, поскольку он здоров, ведущих его к физическому, социальному и психическому благополучию. С этих позиций здоровье выступает педагогической категорией, а педагогика признает здоровье как категорию воспитания, формирования внутренних резервов человека в единстве его телесных и психологических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петраков М.А., Морозов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Identity in Holistic Educational Process of High School

The society going on the way of democratization dictates the modern education to turn from the traditional disciplinary and object relationship between the participants of pedagogical process to their subject self-realization. The major condition for its implementation is humanization, that is recognition of the value of a man as a person, his right to free development and display of his abilities, establishment of the man’s benefit as a criterion of public relationship evaluation. Whereby, in the modern interpretation of the concept of "humanism" the emphasis is made on a holistic, universal formation of the human personality. This universality is interpreted as a harmonious development of its intellectual, spiritual and moral, physical and aesthetic potentials in their organic unity. The traditional education notable for excessive information saturation, weak motivation for educational activity, lack of proper attention to the individual characteristics of learners, produces knowledge, abilities and skills, rather than personal development. Up-bringing of personality, self-determining its own life and professional way, is gradually transforming the education from “the source of manpower” for the national economy into the sphere of designing men’s own life, the creation of ideas and projects, which are then put into practice. In the educational process it is important to form an ideological basis for understanding health by the students in terms of those capacities to act and realize themselves, which are open to him, because he is healthy, leading him to the physical, social and mental well-being. From this perspective, the health turns out to be a pedagogical category, and pedagogy recognizes the health as a category of up-bringing, formation of internal man’s reserves in unity with his physical and psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «Личность студента в целостном образовательном процессе вуза»

alton-Puffer,%20Llinares%202013.pdf

2. Сoyle D., Hood P., Marsh D. CLIL Content and language integrated learning. -Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 170 p. URL: http://www.sciepub.com/reference/103800

3. Meyer O. Towards quality-CLIL: successful planning and teaching strategies. Pulse, 2010. - № 33. - P. 11-29. URL:

http://dspace.uah.es/dspace/bitstream/handle/10017/7204/TowardsJMeyer_PULS0_2010.pdf7sequ ence=1

4. Karipidi A.G. The Principles of Content and Language Integrated Learning and Forming of Foreign Language Communicative Competence of the Students of Non-Linguistic Higher Educational Institutions // Foreign Languages: Linguistic и Methodological Aspects, 2015. - Issue 31. - P.35-39.

4. Torikov V.E., Rezunova M.V. The Specifics of Foreign Language Training of Postgraduates: Theory and Practice// Vestnik of the Bryansk State Agricultural Academy. 2016. № 3 (55). С. 82-88.

5. Rezunova M.V. Rendering and Making a Summary of Scientific Texts in English: Textbook for Graduate Students and Undergraduates. - Bryansk, 2015.

6. Rezunova M. V. Lexical and Grammatical Peculiarities of Scientific Text in English. A Course of Lectures for Graduate Students and Undergraduates. - Bryansk, 2015.

УДК 378:15

ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Student Identity in Holistic Educational Process of High School

Петраков М.А., кандидат педагогических наук, доцент, mpetrakov64@mail.ru Морозов С.В., старший преподаватель Petrakov M.A., Morozov S. V.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Общество, идущее по пути демократизации, диктует современному образованию поворот от традиционных дисциплинарных и объектных отношений участников педагогического процесса к их субъектной самореализации, важнейшим условием осуществления которой является гуманизация - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. При этом в современной трактовке понятия «гуманизм» акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и эстетических потенций в их органическом единстве. Традиционное образование, отличаясь излишней информационной насыщенностью, слабой мотивацией учебной деятельности, отсутствием должного внимания к индивидуальным особенностям обучаемых, продуцирует знания, умения и навыки, а не личностное развитие. Воспитание личности, самостоятельно определяющей свой жизненный и профессиональный путь, постепенно превращает образование из «кузницы кадров» для народного хозяйства в сферу проектирования людьми собственной жизни, создание идей, проектов, которые затем воплощаются в жизнь. В образовательном процессе важно формировать миро-

воззренческие основы понимания здоровья студентом в смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты ему, поскольку он здоров, ведущих его к физическому, социальному и психическому благополучию. С этих позиций здоровье выступает педагогической категорией, а педагогика признает здоровье как категорию воспитания, формирования внутренних резервов человека в единстве его телесных и психологических характеристик.

Summary. The society going on the way of democratization dictates the modern education to turn from the traditional disciplinary and object relationship between the participants of pedagogical process to their subject self-realization. The major condition for its implementation is hu-manization, that is recognition of the value of a man as a person, his right to free development and display of his abilities, establishment of the man's benefit as a criterion of public relationship evaluation. Whereby, in the modern interpretation of the concept of "humanism " the emphasis is made on a holistic, universal formation of the human personality. This universality is interpreted as a harmonious development of its intellectual, spiritual and moral, physical and aesthetic potentials in their organic unity. The traditional education notable for excessive information saturation, weak motivation for educational activity, lack of proper attention to the individual characteristics of learners, produces knowledge, abilities and skills, rather than personal development. Upbringing ofpersonality, self-determining its own life and professional way, is gradually transforming the education from "the source of manpower" for the national economy into the sphere of designing men's own life, the creation of ideas and projects, which are then put into practice. In the educational process it is important to form an ideological basis for understanding health by the students in terms of those capacities to act and realize themselves, which are open to him, because he is healthy, leading him to the physical, social and mental well-being. From this perspective, the health turns out to be a pedagogical category, and pedagogy recognizes the health as a category of up-bringing, formation of internal man's reserves in unity with his physical and psychological characteristics.

Ключевые слова: личность, образование, здоровье, физическая культура, физическое воспитание, компетентность.

Keywords: personality, education, health, physical culture, physical education, competence.

Современное профессиональное образование рассматривается как духовное производство, продукт которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личных смыслов, а раскрытие сущностных сил специалиста, его способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, обслуживать имеющиеся социальные технологии на инновационном и творческом уровне. Его главной целью выступает профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Современный вуз должен не столько передать определенные знания и умения, которые в условиях стремительно меняющегося мира могут оказаться завтра устаревшими и ненужными, сколько, в первую очередь, помочь молодым людям в развитии личностных качеств: инициативности, самостоятельности, активности, умения брать ответственность на себя, совершать независимый выбор, целеустремленности, адекватной оценки вещей и событий, готовности к сотрудничеству, свободному саморазвитию. Студент становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовым определить задачи, принимающим на себя ответственность за их решение. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при которой специалист оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Профессиональное становление в этом смысле является самоопределением личности в культуре.

Содержание высшего профессионального образования является отражением важнейших измерений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе сфере образования. Сущностная характеристика такого отраже-

ния - целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом социогу-манитарных, культуроведческих, психолого-педагогических и специальных дисциплин. Современный специалист нуждается не только в большом количестве специальных знаний, «социальная мобильность» требует от него широкого набора культурных (эстетических, общественных, этических, эмоциональных, волевых, физических и др.) качеств, умений тонко и дифференцированно выстраивать свои отношения (производственные, личные и др.). Важной составной частью профессиональной подготовки является формирование у будущего специалиста культуры умственного труда, т. е. такой организации труда, которая обеспечивает его максимальную продуктивность при наименьшей трате нервной энергии [2]. Полноценная актуализация потенциала личности тесно связана с ее здоровьем, работоспособностью, уровнем развития физических качеств, культурой здоровья - личностными качествами, способствующими его сохранению и укреплению, представлениями о здоровье как ценности, мотивацией на ведение здорового стиля жизни, ответственностью за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание. Необходимо всемерное развитие мировоззренческой, научной, художественной, этической, правовой, политической и физической культуры в образовательном процессе [6].

Профессиональная компетентность как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражает не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Она включает компетентность: практическую (специальную) - творческий уровень знаний, техники и технологий, обеспечивающих возможность профессионального роста, смену профиля работы, результативность деятельности; социальную - способность брать на себя ответственность и принимать решения (в том числе совместные); психологическую - культуру эмоциональной восприимчивости, рефлексию, опыт эмпатийного взаимодействия и самореализации; информационную - владение новыми информационными технологиями; коммуникативную, предполагающую знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи; экологическую - знание общих законов развития природы и общества, экологическую ответственность за профессиональную деятельность; валеологическую - наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и вопросах здорового образа жизни. Профессиональная компетентность основывается на владении специалистом всей совокупностью культурных образцов, известных к настоящему времени в данной области человеческой деятельности.

К сожалению, реальный уровень сформированности культуры выпускников вузов далек от образцовых представлений и требований, осознается дефицит духовности и интеллигентности, физической культуры личности [7]. Наблюдается тенденция прагматизма в выборе студентами «нужных» и «ненужных» учебных предметов, что приводит к известному технократическому крену в их подготовке. Переход содержательных и процессуальных аспектов образования в устойчивый процесс физического и духовного самосовершенствования, возможен только на основе принятия гуманистических ценностей связанных: с самосознанием и самопознанием; самовоспитанием и самообразованием; самоорганизацией и саморегуляцией; самосовершенствованием и самоопределением; самореализацией и самоактуализацией. Социально значимое содержание образования должно соотноситься с собственным культурным опытом студента и быть ориентировано на воспитание его как субъекта, который реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого он обретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспримет образование как составляющую собственного стиля жизни, сможет образовывать себя сама, подчинять образование целям личностного роста [3]. Детерминированное логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей, образование будет становиться фактором ее психической активности, формой культурного бытия.

А для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования.

В условиях гуманизации и гуманитаризации успешность образования во многом зависит от степени самоорганизации студентов, способности критически относиться к своим достижениям, умению соотносить свои возможности и реальные результаты учебной деятельности, осознания роли рефлексии в личностном и профессиональном самоопределении. Студент должен прогнозировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной профессии, возможных вариантов ее изменений.

Самопознание будущего специалиста осуществляется по трем направлениям:

1) самопознание себя в системе социально-психологических отношений и учебно-профессиональной деятельности;

2) изучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности;

3) самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми деятельностью требованиями [5].

Процесс самосовершенствования студента глубоко личностный, зависящий от индивидуальных особенностей, жизненных обстоятельств, образовательной среды, складывающихся в ней отношений и др. Чтобы успешно им управлять в учебной деятельности, необходимо, во-первых, создавать гуманитарную среду вуза, во-вторых, воспитывать у студентов соответствующие потребности и мотивы через целенаправленную содержательно-процессуальную организацию образовательно-воспитательного процесса.

Образовательный процесс следует рассматривать как взаимосвязанную деятельность студента с преподавателем и другими учащимися, в ходе которого строятся и изменяются формы сотрудничества и общения. Для гармоничного развития личности применяется личностно-развивающий подход, преобразующий студента в активного субъекта образовательной деятельности, способного перестраивать ее в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами саморазвития. При таком подходе знания становятся целью, а динамичный, целостный субъектный опыт студентов постоянно востребуется в образовательном процессе и развивается в ходе реальных отношений и переживаний, затрагивающих личностные ценности и смыслы. В свою очередь, преподаватель несет студентам не только систему знаний, но и свое мотиваци-онно-ценностное отношение к ним, собственные переживания, размышления, сомнения. Он раскрывает содержание образования через призму своего личностного опыта и восприятия, вызывая тем самым у студентов ответную мыслительную или эмоционально-адекватную реакцию. Обучение строится с учетом взаимодействия трех культур: социального опыта, аккумулированного в проектах содержания образования; культуры студента и культуры преподавателя. Основой сотворчества участников образовательного процесса, способного стать взаимным учением и совместным поиском становится диалоговое понимание.

Педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения. При оптимальном педагогическом общении имеют место основные функции взаимодействия:

- конструктивная - обсуждение и разъяснение знаний по предмету, их практической значимости;

- организационная - организация взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

- коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация

педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять, чему научиться на занятии;

- информационно-обучающая - показ связи учебного предмета с профессиональной деятельностью для правильного миропонимания и ориентации студента; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота;

- эмоционально-корригирующая - эмоциональное изложение учебного материала с опорой на наглядно-чувственную сферу студентов; поощрительно-корректное, доверительное общение между преподавателем и студентом;

- контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой [5].

Результатом образовательного процесса является достижение личностью самореализации, которая получает отражение в ее самоориентации и самоорганизации, возможно полном самовыражении в социокультурной и профессиональной деятельности, потребности и готовности самопознания и самосовершенствования, сформированности развитого самосознания, достижения эффективного самоуправления.

Сложный многоступенчатый процесс развития и саморазвития студента ведет его к самоопределению (личностному, социальному, профессиональному и др.), когда определяются нравственные идеалы, социальные ценности, профессиональные и личностные приоритеты, смысл своего существования. Появление потребности в самоопределении, свидетельствует о достижении будущим специалистом довольно высокого уровня развития, для которого характерна собственная, достаточно независимая позиция в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и иных связей с другими людьми.

В профессиональной подготовке самоопределение выражается в отношении к ней с ценностных позиций, выявлении проблем и нахождении профессионально-культурных способов их разрешения, приводящее к изменению, как личностных парадигм, так и способов деятельности.

Студенческий возраст в личностном отношении имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, определения общей направленности личности и, главное, -происходит овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Поэтому важно на этом этапе не только помочь студенту «почувствовать» себя личностью, но и заложить в нем потребность в дальнейшем личностном росте, самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Выделяется шесть основных направлений развития личности:

1) познавательное (гносеологическое) - объем и качество располагаемой информации, психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности;

2) ценностное (аксиологическое) - система ценностных ориентаций, приобретенных в процессе социализации;

3) творческое - умения и навыки, полученные и самостоятельно выработанные, способности к действию;

4) коммуникативное - формы общения, характер и прочность контактов, устанавливаемых с другими людьми;

5) художественное (эстетическое) - художественные потребности и то, как они удовлетворяются [1];

6) физическое - физическое совершенствование, потребность в физкультурной деятельности.

Таким образом, личность определяется тем, что она знает и ценит, как она созидает, с кем и как общается, каковы ее потребности в самосовершенствовании.

Современный образованный студент - личность созидательного типа, способная к

культуротворчеству, строительству собственной жизни, среды обитания и общения, к це-леосмысленному общественному труду. Это студент, которому дано понимать и грамотно оценивать явления современной культурной практики в ее нравственных, эстетических, политико-экономических, правовых, художественных, валеологических и иных формо-проявлениях и действовать сообразно своим способностям и силам в социокультурном пространстве. Чрезвычайно важно в образовательном процессе показывать студенту логику развития научного знания, обучать его самостоятельно добывать знания, воссоздавать причинно-следственные связи явлении и вещей, пользуясь методами понимания и сотворчества. Основная цель преподавателей вуза - развитие у студентов самосознания, вписанного в современный мир. Преподаватель ведет студента по пути самовоспитания и самообразования, осознания своей сущности, творческого преобразования себя, формируя и развивая умения устанавливать контакты, искать и находить партнеров, выбирать эффективные стратегии поведения в конфликтах, сосуществовать, договариваться, организовывать и вести совместную деятельность. Необходимо, чтобы в процессе образования были созданы условия для воспитания самоактуализирующейся личности, которая стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Качество образования по физической культуре в высшей школе в инновационных проявлениях // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва: Международ. академия наук пед. образования, 2008. С. 10-22.

2. Виленский М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2008. №8. С. 4-8.

3. Любецкий Н.П., Князев А.А. Социализация личности в условиях глобализации // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания: материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием. Москва, 2015. С. 119-131.

4. Любецкий Н.П., Князев А.А. Сбивающие факторы глобализации и социализации личности // Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма: научные труды XVIII-ой Международной науч.-практ. конгресс-конф. 2015. С. 107-124.

5. Масалова О.Ю. Формирования ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре: учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации преподавателей физической культуры высшей школы. М., 2009. 202 с.

6. Петраков М.А. Педагогические условия профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров сельскохозяйственного производства: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Брянск, 2000.

7. Петраков М.А. Основные закономерности и методические стороны физической культуры // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. №6. С. 32-38.

8. Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Горнева Е.А. Модернизация IT-подготовки будущих экономистов в условиях перехода к ФГОС поколения «3+» // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 42-47.

References

1. Vilensky M.Ya. Quality of Physical Education at Higher Educational Institutions in Innovative Manifestations / M. Ya. Vilensky//Valuable Priorities of Health and Professional and Personal Development of Students in Educational Space of Physical Culture: Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, International Academy of Sciences of Ped-

agogical Education, 2008. P. 10-22.

2. Vilensky M. Ya. Sociocultural Potential of Development of the Student's Identity in Physical Culture /M. Ya. Vilensky //Pedagogical Education and Science. 2008. № 8. P. 4-8.

3. Lyubetsky N.P., Knyazev A.A. Socialization of the Personality in the Conditions of Globalization // Youth and Civil Society in the Modern World: Strategy of Interaction and Models of Education: Materials of I Interdisciplinary Scientific Symposium with the International Participation. Moscow, 2015. P.119-131.

4. Lyubetsky N.P., Knyazev A.A. The Forcing-down Factors of Globalization and Socialization of the Personality //Innovative Transformations in the Sphere of Physical Culture, Sport and Tourism: Scientific works of the XVIII International Scientific and Practical Congress Conference. 2015. P. 107-124.

5. Masalova O.Yu. Formations of the Valuable Attitude of Students towards Health and Physical Culture: Textbook for professional retraining of teachers of physical culture of the higher school. M, 2009. P.202.

6. Petrakov M.A. Pedagogical Conditions of Professional and Applied Physical Culture of Future Engineers of Agricultural Production: dissertation for Candidate of Pedagogical Science. Bryansk, 2000.

7. Petrakov M.A. Main Regularities and Methodical Directions of Physical Culture // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2011. № 6. P. 32-38.

8. Pogonyshev V.А., Pogonysheva D.А., Gorneva Е.А. Improvement of IT-training of Future Economists when Adopting Federal State Educational Standards «3+» // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2015. № 3. P. 42-47.

УДК. 377

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Project Activities of Trainees Studying under Secondary Vocational Education Programmes

Кожухова Н.Ю., кандидат технических наук, доцент, spo@bgsha.com

Kozhuhova N. Yu.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Статья посвящена проблемам получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования, осуществляемого с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, которое влечет за собой обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта. Рассматриваются типы индивидуальных проектов, их цели, задачи педагога при выполнении студентом индивидуального проекта. Особое внимание уделено различным типам проектов, различающихся по характеру доминирующей деятельности обучающихся, это исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные.

Summary. The article is devoted to the problems of obtaining secondary vocational education on the basis of basic general education, carried out with simultaneous acquisition of secondary general education within the appropriate educational programs of secondary vocational education, which entails mandatory compliance with the students' individual project. The types of individual projects, their purposes, tasks of the teacher at students' fulfilling individual project are considered. Some special attention is paid to various types of the projects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.