Научная статья на тему 'Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований'

Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2135
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ДЕФОРМАЦИИ / DEFORMATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УСПЕХ / ECONOMIC SUCCESS / РЕСУРС / RESOURCE / ПРИБЫЛЬ / INCOME / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / PROFESSIONAL CAREER / БИЗНЕС / BUSINESS / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СУБЪЕКТ / SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева С.Н., Ханова З.Г.

В статье дана психологическая характеристика деятельности и личности предпринимателя. Раскрывается инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Рассмотрено отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе. Показаны трудности развития предпринимательства в России, которые обусловлены различными социально-экономическими и психологическими факторами. Аргументируется необходимость изучения психологических детерминант, обусловливающих появление личностных и профессиональных деформаций у предпринимателей. Подчеркивается необходимость выявления закономерностей, которые лежат в основе успешности предпринимательской деятельности. Описано, что у предпринимателей, вне зависимости от уровня их успешности, проявляются деформации в когнитивной, эмоциональной, смысловой и коммуникативной сферах, которые можно выявить на основе определенных личностных параметров. Рассматриваются сложившиеся в российском обществе социально-психологические и психологические противоречия, которые обусловливают позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам предпринимателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality and activity of entrepreneur in subject field of psychological research

The article presents psychological characteristics of entrepreneur's activity and personality. Discloses innovative nature of this activity, difficulty of standardizing and algorithmic. Attitude to entrepreneurship and to entrepreneurs developed in a modern Russian society has been considered. Difficulties of entrepreneurship development in Russia, caused by various social and economic and psychological factors are shown. Necessity of studying psychological determinants, causing occurrence of entrepreneurs' personal and professional deformations is argued. Necessity of revealing of laws which underlie success of entrepreneurial activity is emphasized. It is explained that entrepreneurs, regardless of their level of success, appear deformations in cognitive, emotional, conceptual and communicative spheres, which can be identified on the basis of certain personal parameters. Considered prevailing in Russian society, psycho-social and psychological contradictions that underlie positive perception of entrepreneurship and negative attitude toward its subjects the entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований»

Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. .№2 (43).

- 81-83 с.

3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 292 с.

4. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. .№4.

- 62-64 с.

Психология личности

Гаджиева С.Н., Ханова З.Г.

Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований

В последние годы отмечается значительный рост исследовательского интереса к предпринимательству, деятельности предпринимателя и его личности [Белкин Е.В., Вавилов А.П., Котова И.Б., Китова Д. А., Лаптев Л.Г., Максименко А. В., Павлов Б.С., Татаркин А.И. и др.]. К предпринимателям, в самом общем виде, в настоящее время относят представителей большой профессиональной группы, являющихся собственниками и выполняющих разнообразные виды деятельности, ориентированные на получение максимальной прибыли. Несмотря на достаточное разнообразие ее характеристик, к общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность, относят: инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации [Друкер П., Смольков В.Г., Хайек Ф. и др.]. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли.

Отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе, отнюдь не однозначно. Оно колеблется в широком диапазоне оценок, от позитивных откликов до полного неприятия идей предпринимательства, ориентированных на получение прибыли любой ценой. Несформированность традиций национального предпринимательства делает его представителей очень уязвимыми к выбору легких, но не всегда законных и этически оправданных путей для достижения экономического успеха. Это способствует появлению и закреплению негативных черт личности предпринимателей, к ее деформациям. Отражаясь на деятельности предпринимателей, деформации получают дальнейшую «подпитку», результатом которой является не только разрушение личности, но и снижение успешности предпринимательской деятельности конкретного лица, а также формирование негативного отношения к предпринимательству в целом[3,4,5].

Рассмотрение проблем предпринимательства позволило выявить наличие ряда противоречий между:

- необходимостью интенсивного развития предпринимательства и трудностями его реализации в силу действия различных социально-экономических и психологических факторов;

- необходимостью разработки мер, способных поддержать предпринимательство, и недооценкой внутренних, психологических факторов, лежащих в основе его функционирования;

- необходимостью в полной мере использовать внутренний потенциал предпринимательства и отсутствием четкого представления о детерминантах, обусловливающих появление личностных и профессиональных деформаций у его субъектов.

Разрешение названных противоречий, связанных с психологическими особенностями субъектов предпринимательской деятельности, требуют проведения теоретико-эмпирического исследования психологии предпринимательства как нового и перспективного направления отечественной науки.

Несмотря на недостаточную разработанность данной проблематики, предпринимательская деятельность и личность предпринимателя имеют маргинальный статус, привлекая интерес исследователей ряда научных областей: психологии, социологии, философии, политологии, менеджмента и др.

Восприняв лучший опыт изучения бизнес-психологии Западной Европы и Северной Америки [Bilsky W., Odiorne G., Rotter J.B., Hieder F., Stacey В^., Shwats S.H. и др.], отечественные психологи значительно расширили круг изучаемых вопросов. Так, проведены научные исследования, раскрывающие психологические детерминанты успешной профессиональной карьеры предпринимателей малого и среднего бизнеса [Журавлев А.Л., Корнилова Т.В., Поздняков В.П., Шорохова Е.В., Чирикова А.Е.]; выявлены особенности смысловой сферы отечественных предпринимателей и их ментальности, ключевые ценности и мотивы предпринимательской деятельности [Андреева И.В., Чекунов А. А., Белинская Е.П., Толмачев Н.И., Булычкина В.Г., Варга А.Я., Дейнека О.С.]; изучены коммуникативные особенности личности предпринимателей [Акаева Н.Ш., Джанерьян С.Т., Клейменова Ю.Э., Коноваленко М. Ю., Кустов В.Н.]; обозначены значимые аспекты их профессиональной идентичности [Ермолаева Е.П., Андреева Г.М.] и т.д.

На фоне достаточно масштабных разработок психологии предпринимательства все еще остаются невыявленными многие закономерности, лежащие в основе успешности предпринимательской деятельности. В частности, не в полной мере раскрыта и подтверждена на теоретико-эмпирической основе психологическая обусловленность личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности.

При рассмотрении профессиональной успешности предпринимателей существуют принципиальные трудности ее количественного описания. Это

связано с тем, что их профессиональная деятельность зависит от многих внешних и внутренних факторов, не всегда поддающихся учету и контролю. Анализ ряда источников [Карачарова Ю.А., Климов Е.А., Родина О.Н. и др.] позволяет понять, что оценка профессиональной успешности предпринимателей должна основываться не только на объективных (производительность труда, качество продукции и др.), но и субъективных показателях её результативности (удовлетворенность трудом, переживание включенности личности в деятельность и др.). Она также должна учитывать собственную оценку и оценку профессиональной референтной группы.

Личностные деформации предпринимателя представляют собой сложное образование, включающее негативные изменения на когнитивном, эмоциональном, ценностно-смысловом и коммуникативном уровнях психической организации. Личностные деформации выступают психологическим барьером для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом.

Проводимые в психологической науке исследования предпринимательства характеризуются постепенным расширением вектора исследовательских изысканий. В западной психологии в сферу исследования попали: мотивация достижения, ценностные ориентации, локус контроля субъектов предпринимательской деятельности, принятие решений в ситуации риска и неопределенности [Шумпетер Й., Макклелланд Д., Брокхаус Р., Роттер Дж., Друкер П., Кейнс Дж.М.].

Собранные результаты и сделанные на их основе научные выводы позволяют составить более или менее общее представление о личности и деятельности предпринимателя[1]. С психологической точки предпринимательство раскрывается как процесс реализации личного замысла, идеи, приумножения богатства, связанный с определенным, иногда значительным, риском, полным посвящением себя созданию собственного дела, поиском путей предложения своим потенциальным клиентам нового товара или услуги [Мещерякова, С.В.]. При этом конституирующим признаком предпринимательства выступает деятельность его субъектов, связанная со свободой и автономией экономических решений, самостоятельностью, выражающейся в личном риске и личной ответственности [Панченко, Е.А.].

Выявлено существование в предпринимательской деятельности исполнительского и проектировочного аспекта и целого комплекса компонентов, раскрывающих ее специфику [Поздняков В.П., Филинкова Е.Б.].

В зависимости от объема реализуемой активности в предпринимательстве традиционно выделяются три уровня - малое предпринимательство, среднее предпринимательство и крупный бизнес. Предпринимательство достаточно неоднородно по структуре, форме и содержанию. К основным психологическим чертам личности предпринимателя отнесены: внутреннее стремление к новаторству (преобразующей деятельности), инициативность, конкретный тип практического мышления, волевые качества личности, потребность в

достижениях, самостоятельность, склонность к риску, приверженность делу, оптимистическая жизненная позиция, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость [Маркова, Е.К.].

Одним из ключевых признаков предпринимательской деятельности является наличие широкого спектра фрустрирующих ситуаций. Вне зависимости от выполняемой функции предприниматель непрерывно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Так, в силу правил, органично присущих предпринимательству, ему приходится действовать в условиях постоянной конкуренции.

При характеристике деятельности предпринимателя важно учитывать его частую вынужденность функционировать в условиях ситуационных лимитов, вызванных универсальным противоречием между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей, а также принимать решения в ситуациях неопределенности, что значительно сужает его жизненное пространство. Существенным аспектом предпринимательской деятельности является поиск удачи и нейтрализация неудач, которые часто носят стохастический характер. Прогноз определенного результата предпринимательской деятельности всегда содержит потенциальный риск неудачи при его достижении. Ситуация риска сопровождает действия предпринимателя вне зависимости от объема и достоверности информации и от точности расчета. Подобные условия деятельности нивелируют ценность рациональных калькуляций будущего, которое он пытается планировать [5].

Выбор предпринимательской деятельности в качестве профессиональной требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.

Одно из направлений исследований в данном предметном поле образует изучение мотивов смены субъектами основной профессии на предпринимательскую деятельность. Проведенные исследования способствовали выделению мотивов, лежащих в основе ее реализации. Вопреки сложившимся социальным стереотипам, исследователи отмечают, что предпринимательством занимаются не только ради денег. Доминирует стремление и умение достичь поставленных целей, самоактуализироваться, быть хозяином своей судьбы, ощутить власть над обстоятельствами. Последнее качество, как показывают некоторые западные исследования, наиболее резко отличают предпринимателей от представителей других профессий[7,8].

Среди факторов, побуждающих и формирующих активную деятельность предпринимателя, выделяются такие внутренние побудители как: стремление добиться финансовой независимости, социальной защищенности, стабильной деятельности, личностной самореализации, возможности иметь желаемое

положение в обществе и авторитет, возможности постоянного самосовершенствования, самообразования и др. [Маркова Е.А.].

Свойственные предпринимателю мотивы характеризуют направленность его личности, определяющую сферу его интересов, выстраиваемые приоритеты деловой активности.

Характеризуя личность предпринимателя, авторы отмечают присущую ей деловую направленность и стремление к максимизации усилий для достижения позитивного результата деятельности, ее успешности. Пристальный интерес исследователей вызывает психологический анализ денежного поведения предпринимателей и их отношение к деньгам. Детальное изучение данного вопроса содержится в исследовании О.С.Дейнека. В проведенном исследовании были установлены ведущие факторы, характеризующие особенности денежных отношений и поведения отечественных предпринимателей с очень высокими доходами.

Доминирующим уровнем отношения к собственности у предпринимателей чаще оказывается эгоистически-прагматический уровень и эмоциональный уровень отношения, что отражает эмоционально-потребительскую направленность отношения предпринимателей к собственности [Маркова, О.Н].

В этой связи заслуживают внимания оценки предпринимательства как побудительно-развивающей деятельности. Сделав шаг в новую сферу деятельности, и, добившись там результатов, предприниматели не только обеспечивают свое материальное благосостояние, но так же добились нового уровня в развитии своей личности .

Как и представители любой профессиональной сферы, предприниматели характеризуются определенным набором смысложизненных ориентаций. По данным Ю.В. Щербатых, среди смысложизненных стратегий предпринимателей выделяются четыре разновидности: направленность на удовлетворение витальных потребностей, социальные достижения, обретение свободы и независимости, самореализацию. Исследователь пришел к выводу, что в смысложизненной стратегии современного предпринимателя преобладает эгоцентрическая направленность, прагматические ценности и высокий уровень личной ответственности.

Креативность, оперативность и инструментальное отношение к правовым нормам в качестве приоритетных ценностных позиций предпринимателя выделены О.А. Басовой. Исследователь указывает, что такие приоритеты свидетельствуют о способности предпринимателей к оперативному и нестандартному подходу к решению профессиональных задач. Выявленные факты говорят о противоречии между стремлением предпринимателей к творческому проявлению и необходимостью следовать жестким внешним формам контроля, не всегда соответствующим основной специфике деятельности [Басова, О. А.].

Стремление к наибольшим достижениям, к самовыражению и необходимость любой ценой сохранить свой бизнес, заинтересованность в

прогрессивном развитии общества и вынужденность его использования в своих интересах, - все это и многое другое рождают внутреннюю противоречивость предпринимательской деятельности. Данная противоречивость не может не рождать неоднозначное отношение к предпринимательству и его субъектам со стороны социума [Климова С.Г., Дордукова О.В.Дунаевский Л.В., Мелия М.И., Розин М.В., Лавриненко В. Н., Чирикова А.Е.].

В российском обществе [Джанерьян С.Т., Рудакова С.В., Ничепуренко Л. В., Мелия М.И., Розин М.В., Вильданова А. А., Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В. и др.] выделяются противоречия социально-психологического и психологического планов - позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам - предпринимателям.

Социально-психологический феномен разнополярного отношения к предпринимательству отмечается не только в отечественной, но и в и зарубежной культуре. Кросскультурные исследования восприятия предпринимателей показывают существенные отличия образа предпринимателя, распространенного в США и Японии, от образа предпринимателя в Европе и России. В США и Японии предприниматель воспринимается как человек, обслуживающий нужды общества и создающий рабочие места. В Европе и России образ предпринимателя в основном не позитивен, что объясняется: скрытностью его деятельности; стереотипами восприятия ("делец", "эксплуататор"); категоричным стилем общения и поведения большинства предпринимателей; завистью и т.д. Вместе с тем, установлено, что несовпадающее отношение к предпринимательству и предпринимателям - чисто отечественный феномен. Выделенное противоречие в западных странах отсутствует [Карлоф Б., Питерс М., Хизрич Р. и др.].

Неоднозначность отношения к предпринимательству, в определенной степени, связана с нестабильностью деятельности его субъектов. Данная нестабильность проявляется не только по отношению к потребителям, но и к самим предпринимателям. О.В. Дордукова отмечает, что противоречивость, неадекватность и комплиментарность отношения проявляется и самими предпринимателями по отношению к себе, к своей деятельности. Неоднозначное, в подавляющем числе случаев негативное отношение к предпринимателям, может быть объяснено социальным фоном, на котором реализуется предпринимательская деятельность. Данный фон образует, отмечаемое многими исследователями [Шмелев А.Г., Улыбина Е.В., Белых А.В.], негативное отношение к мотивации личного успеха, сформировавшееся в отечественной культуре. По сути, требуется масштабное изменение имиджа предпринимательской деятельности.

Имидж предпринимателей является сложным опосредованным отражением их профессиональной деятельности, поведения, отношений и общения. Восприятие созданного имиджа предпринимателей во многом зависит от страфикационной принадлежности субъекта, характера сложившихся отношений между ним и субъектами предпринимательской деятельности.

Важнейшим компонентом предпринимательской деятельности выступает общение. Разворачиваясь в различных ситуациях, общение предпринимателя

достаточно многофункционально и многоаспектно. В частности, в рамках общения в предпринимательской деятельности осуществляется функционирование информации, управление активностью и оказание воздействия на клиентов, подчиненных и коллег.

Поскольку основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей выступают конкуренция и партнерство, то его содержание может быть охарактеризовано в зависимости от того, какая ориентация в организации экономической деятельности в большей мере предпринимателю свойственна. Вне зависимости от ориентации делового взаимодействия, оно предъявляет особые требования к коммуникативной сфере предпринимателя.

Попытки выделить нечто общее в личности и деятельности предпринимателя привели к появлению опыта построения их типологий. В работе М. Вебера и В. Зомбарта содержится описание типов предпринимательской активности, обусловленных индивидуально-психологи-ческими особенностями предпринимателей: рациональный, авантюрный, предпринимательский и мещанский [Мешалкин В В.].

К настоящему времени уже накоплен определенный теоретико -эмпирический материал, раскрывающий психологическую сторону предпринимательства, позволяющий составить представление о психологических особенностях предпринимательской деятельности и личности его субъектов. Наряду выделением с индивидуальных черт, свойственных личности предпринимателя, имеются попытки выделить его типологические характеристики и по разным основаниям построить психологические портреты предпринимателей.

Выявлено, что у предпринимателей, вне зависимости от уровня их успешности, проявляются деформации в когнитивной, эмоциональной, смысловой и коммуникативной сферах, которые можно выявить на основе определенных личностных параметров. В качестве индикаторов деформаций когнитивной сферы личности могут выступать: ригидность, ограниченность мышления и консерватизм. Индикаторами деформаций эмоциональной сферы личности являются эмоциональная неустойчивость и психоэмоциональное истощение. Индикаторами деформаций смысловой сферы личности - редукция личных достижений, низкая профессиональная мотивация и беспринципность, а коммуникативной сферы личности - деперсонализация, социальное дистанцирование, снижение социальных контактов, замкнутость и центрированность на себе.

Доминанты деформации личности предпринимателей различаются в зависимости от уровня их успешности. Среди высоко успешных предпринимателей наиболее распространенными являются деформации эмоциональной и смысловой сфер личности; среди мало успешных предпринимателей - деформации коммуникативной и когнитивной сфер личности.

К общим психологическим детерминантам деформации личности предпринимателей с разным уровнем успешности относятся недостаточная

познавательная активность, слабо развитые коммуникативные способности, отсутствие навыков психической саморегуляции и несформированность позитивного образа Я.

В качестве специфических детерминант деформации личности высоко успешных предпринимателей выступает повышенная эмоциональная возбудимость, а у мало успешных - возникает снижение социальных контактов, приводящих к социальному дистанцированию, замкнутости и центрированности на себе.

Содействие предпринимателям в преодолении деформаций личности и повышении уровня своей успешности должно основываться на изменении состояния общих (в ходе общегруппового воздействия) и специфических (в ходе индивидуального воздействия) детерминант. Работа в этом направлении будет проходить успешно, если она будет основываться на разработанной авторской программе, включающей образовательный курс, тренинговую программу и индивидуальное консультирование по вопросам повышения успешности предпринимателя.

Литература

1. Антоненко И. В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.В. Антоненко. - М., 1995.

2. Журавлев А.А. Российские предприниматели в современной социальной структуре / А.А. Журавлев, В.П. Поздняков // Социологические исследования.

- 1994. - №5. - С. 61

3. Завьялова Е.К. Психология предпринимательства / Е.К. Завьялова, С. Т. Посохова. - СПб., 1997. - С. 236

4. Задорожнюк И.Е. Предприниматель: экономико-психологический профиль / И. Е. Задорожнюк // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - №3.

5. Котова И.Б. Психологическая характеристика предпринимательской деятельности / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. - Ставрополь, 2002. - С. 23-31

6. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства / В.В. Марченко. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1996. - С. 468

7. Поздняков В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Поздняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - №5. - С. 32-43

8. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология / С.К. Рощин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №1. - С. 31-43

9. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей / А.Е. Чирикова // Психологический журнал.

- 1999. - №3. - С. 81-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.