Научная статья на тему 'Личность художника в создании произведения искусства'

Личность художника в создании произведения искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7372
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА / TALENT / ARTISTIC MASTERSHIP / WORLD VISION OF ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карцева Галина Александровна

Статья посвящена особенностям личности художника при создании произведения искусства, сложному переплетению врожденных творческих данных (таланта) и мастерства, подчеркивается важность последнего. В работе обращается внимание на существенность личностного отношения художника к миру для создания значимого произведения, отмечается необходимость его жизненного опыта и эстетической образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF ARTIST IN CREATION OF PIECE OF ART

The article is devoted to the features of personality of artist during creation of piece of art, difficult plexus of inborn art data (talent) and mastership, highlights the importance of the last. The work pays attention on main personal relation of artist to the world for creation of important creation, points the necessity of life experience and aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Личность художника в создании произведения искусства»

УДК 7.01

ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

© Галина Александровна КАРЦЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, зам. директора Академии культуры и искусств по социальной и воспитательной работе, e-mail: kartsevaga@mail.ru

Статья посвящена особенностям личности художника при создании произведения искусства, сложному переплетению врожденных творческих данных (таланта) и мастерства, подчеркивается важность последнего. В работе обращается внимание на существенность личностного отношения художника к миру для создания значимого произведения, отмечается необходимость его жизненного опыта и эстетической образованности.

Ключевые слова: талант; художественное мастерство; мировоззрение художника.

Структура художественного творчества представляет собой единство трех компонентов: субъект творчества, т. е. художник со своим талантом и мастерством; объект творчества, который включает в себя всю существующую действительность, и предмет творчества - то, что увидел художник в этой действительности, как он это увидел, в каком материале и какими средствами воссоздал увиденное. Таким образом, мы не можем рассматривать процесс художественного творчества в отрыве от личности художника и отнюдь не потому, что нас интересуют какие-то парадоксальные или сомнительные страницы его биографии, а потому, что процесс творчества составляет единое целое с жизненным процессом художника.

Когда текст музыкального или литературного произведения создан, он приобретает объективное бытие. Но мы должны знать, как совмещались у данного автора его призвание и способности, чем объяснить неожиданные изменения стиля, большие перерывы в творчестве, преобладание какого-либо образного строя, следовательно, нам необхо-

димо проследить жизненный и творческий путь художника. Концентрация внимания лишь на произведении искусства без обращения к фактам биографии художника существенно обедняет понимание искусства. Другая крайность - доскональный разбор жизнеописания художника при оставлении в стороне его творчества, что еще дальше отодвигает нас от адекватного постижения искусства.

Процесс становления художника в любом типе общества всегда сопряжен с освобождением от стереотипов, интенсивным ростом его самосознания, утверждения в способности самому определять свой творческий путь. Истинный художник обладает уникальными индивидуальными качествами. Особенностью художественного субъекта является то, что в нем огромную роль играют эмоциональные реакции на действительность, эмоциональная отзывчивость. Эмоциональность художника есть необходимое условие эстетического освоения действительности, создания художественного образа, специфика которого состоит в том, что он представляет собой целостное отображение

главного предмета искусства - человека - в единстве его природной, социальной и духовной жизни. Но целостное познание и отображение действительности невозможно только на уровне эмоциональных реакций, оно требует глубокого понятийного освоения мира. Эмоциональность художника, который в своем творчестве опирается на фантазию, интуицию, пронизана интеллектуальным началом и несет в себе рациональные ступени отражения мира (идею, смысл, знание).

Художественному мышлению свойственна избирательность восприятия, построение целостного, чувственно яркого образа, индивидуально неповторимого, но не всегда достаточно объективного, т. к. художник воспринимает и отражает объективные факты и события избирательно, через их значение для себя.

В структуре художественного субъекта мы можем выделить 3 элемента: художественный талант, художественное мастерство и личностное отношение к миру.

I. Художественный талант. Если в науке субъект творчества проявляется в результате научного исследования не очень отчетливо (научные открытия порой совершаются одновременно разными учеными и даже в разных странах), то в художественном образе воплощается как действительность, так и неповторимая личность художника. Для художника огромное значение имеют врожденные генетические качества, такие как музыкальный слух, чувство ритма для музыканта; чувство цвета, формы, объема для художника и скульптора; особая пластичность тела для балерины и т. д.

Талант (греч. 1а1ап1оп - высокая степень одаренности в какой-либо области) является сложной системой организации личности художника. Кроме физических способностей, определяющих направление и возможности творчества, избираемый художником вид искусства (или несколько видов искусства), таланту обязательно свойственны интеллектуально-психологические аспекты: интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, память, эмоции. Загадка творческой личности и личности художника, в частности, волновала человечество на протяжении веков. Начало изучению проблемы таланта было положено в XVIII в.

Современный подход к таланту и способностям - междисциплинарный (привлекаются данные эстетики, психологии, социологии, теории культуры). Социологи обращают внимание на то, что талант появляется там и тогда, где и когда в нем есть общественная потребность. Талантливость обусловливается результатами творчества, которые берутся в сравнении со всей совокупностью произведений этого вида и жанра искусства в определенную эпоху. Психологи определяют психологическую структуру таланта как совместную работу мышления, памяти, воображения, воли, чувств при главенствующей роли воображения и интуиции. Генетики решают вечный вопрос о том, запрограммирован ли талант генетически или он является продуктом общественного воспитания. Большинство генетиков называют следующее соотношение природно-наследственных и общественно-приобретенных качеств таланта: 70 и 30 %. Для талантливой личности характерно умение мыслить непредвзято, умение видеть необычное в обычном и обычное в необычном. В отличие от ученого художник не идет методом проб и ошибок, чаще всего это - эвристический путь. Индивидуальность - одна из сторон таланта.

II. Художественное мастерство. В любом искусстве для создания произведения художник использует необработанный материал и с помощью своего труда превращает его из бесформенной массы в прекрасное творение. Это невозможно без знания особенностей этого материала, способов его обработки, владения художником этими способами, умения с их помощью воплотить свой замысел, - иными словами, искусство немыслимо без мастерства.

Термин «мастерство» употребляется в смысле «художественное мастерство» и мастерство как высокий уровень владения техникой выполнения какой-либо работы. И слесарь может быть мастером своего дела. Однако, говоря «мастерство» в применении к художественному творчеству, мы обязательно подразумеваем совершенное владение не только техникой исполнения, но и всем арсеналом изобразительно-выразительных средств данного вида искусства.

Если талант, т. е. художественную одаренность индивида, врожденную способность к художественному творчеству, нельзя

приобрести, то мастерство не есть природный дар. Овладение им - длительный и трудоемкий процесс, требующий как специального теоретического образования, так и практического обучения владению техническими навыками в данном виде искусства. Без таланта и вдохновения работа художника превращается в ремесленничество, но без искусного владения художественным ремеслом автор становится беспомощным в претворении своего, пусть и прекрасного, художественного замысла.

В обиходном употреблении термин «ремесленник» носит порой негативный оттенок, имеет значение, противоположное «художнику», характерными особенностями его считают наличие в работе штампа, стандарта, однотипных или даже одних и тех же приемов для выражения различного содержания. Это не совсем так. Например, художественное ремесло на Руси в своем развитии достигло весьма высокого уровня, ремесленники порой доходили до виртуозности, граничащей с мастерством настоящего художника, да и как уловить ту зыбкую границу между ремеслом и творчеством в декоративно-прикладном искусстве? Разумеется, мастерство художника включает индивидуальность его таланта, постоянные поиски новых средств, нового содержания, новой формы, но оно также включает и высокий уровень мастерства как делания, т. е. владения своим ремеслом. Талант и мастерство - два условия для создания высокохудожественных произведений, но талант, как уже отмечалось, дан человеку даром, без каких-либо усилий умственных и физических, на овладение мастерством уходят долгие годы, часто этот процесс начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь художника. «Мастерство выступает необходимым условием художественного творчества и в различных аспектах выявляет свои функции и характеристики, обеспечивающие не только творческий процесс, но и художественное познание, и акты коммуникации в результате потребления искусства. Это заставляет считать мастерство всеобщим основанием искусства» [1, с. 61]. При достижении своей наивысшей степени мастерство не отвлекает перципиента от восприятия содержания произведения искусства, совершенное владение мастерством не отвлекает и художника от воплощения самой

сути художественной идеи, а напротив, помогает ее полноценному выражению. Это справедливо для любых видов искусства, а особенно - для исполнительских, где произведение, созданное однажды, не существует для перципиента без его постоянного воссоздания интерпретатором. Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка, например, му-зыканта-исполнителя основана на обучении его технике игры на инструменте, включающей в себя выработку беглости пальцев, достижение свободы игрового аппарата от плеча до кончиков пальцев, освоение множества разнообразных приемов звукоизвлечения и т. д. (или освоение технических средств голоса и правильного дыхания, если речь идет о вокалисте), а уже достижение определенной свободы владения техникой исполнения позволяет музыканту раскрыть содержание исполняемого произведения, выразить и свое творческое отношение к нему. Отсутствие технической свободы мешает и появлению вдохновения (исполнитель занят мыслями о том, как справиться с трудным пассажем, или огорчен тем, что инструмент не звучит как надо), наличие же ее помогает исполнителю вызвать в себе нужное переживание в момент исполнения, если таковое отсутствует.

Древнейшей темой, обсуждавшейся философами и теоретиками искусства на протяжении веков, была тема соотношения таланта и мастерства. Решения предлагались не только разные, но и противоположные: от признания первенствующей роли мастерства по отношению к таланту (И. Кант) до отрицания необходимости мастерства вообще (романтики). Современные исследователи видят в таланте и мастерстве взаимодополняющие слагаемые творческой личности художника.

III. Личностное отношение к миру. Оно обусловлено не только тем, что художник занимает определенное место в социальной структуре общества, но и психофизиологическими особенностями его сознания. Особое значение в личностном отношении к миру имеет мировоззрение художника - взгляд на мир, система философских, моральных, религиозных, эстетических идей, упорядоченных в единое целое. Мировоззрением художника мы называем органическое проявление личности в его мироощущении, в котором

фиксируется переживание художником глобальных проблем бытия, в его миросозерцании, т. е. совокупности теоретически еще не обоснованных взглядов на мир, и в миропонимании, т. е. совокупности взглядов, уже обоснованных теоретически. Большое значение для формирования мировоззрения художника имеет развитость его эстетической культуры.

Стремление к совершенствованию окружающего мира, к самосовершенствованию и познанию, как полагает Н.И. Киященко, присущи всем людям без исключения [2]. Примером тому могут служить многочисленные случаи рождения эстетически одаренных людей в самых неблагоприятных материальных, нравственных и духовных условиях. Другое дело, что без должного развития эстетические эмоции и рациональные способности не вырастут до эстетических чувств и эстетического вкуса. Если культура человека способствует организации и реализации отношений его с окружающей действительностью, включающей природу, других людей, самого себя, то эстетическая культура рождает умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить эти отношения, характерной особенностью которых является их целостный характер, единство рационального и чувственного начал в них. Только эстетическое сознание обеспечивает целостное впечатление об объекте в форме мысленной картинки-образа, дает основания для оценки не только предмета, но и ситуации (благоприятной, нейтральной, угрожающей). Способность к целостным эстетическим восприятиям, как утверждает В.И. Самохвалова, заложена в особенностях строения и функционирования мозга человека [2]. В процессе его эволюции мозгу постепенно становились необходимыми эстетические впечатления, вызывающие к действию эмоции и способствующие формированию и развитию эмоциональных центров, выступающих, в свою очередь, стимуляторами интеллектуальной деятельности. Дальнейшая эволюция привела к созданию функциональной асимметрии полушарий, каждое из которых имеет свои специфические особенности отражения мира. Только согласованный ритм работы двух полушарий создает условия для адекватной эстетической реакции и оценки.

Большое значение для формирования личностного отношения к миру имеет наличие жизненного и социального опыта. Мировоззрение и опыт художника определяют его творческий метод. Огромное значение имеет и эстетическая образованность художника, непосредственно влияющая на развитость его эстетического вкуса.

Уровень эстетического развития личности является показателем как развития художественной культуры общества, степени ее воздействия на индивида, так и степени усвоения этим индивидом всего богатства художественной культуры. Художественная культура личности развивается, прежде всего, под воздействием искусства. В практическом обучении искусству у человека возникает не только общий интерес к нему, но и появляются потенциальные возможности приобщения к его различным направлениям и формам. Необходимой стороной процесса формирования эстетической культуры личности и социальных групп является совершенствование ценностных ориентаций и представлений, т. к. оценочные представления индивидов не всегда соответствуют объективной ценности тех или иных явлений, художественных произведений. Внутренняя эстетическая культура воспитывает эмоции, регулирует и перераспределяет нервную энергию, структурирует внутренний ритм, который, в свою очередь, становится стержнем, удерживающим элементы эстетической культуры, соединяя их в единое целое.

Именно искусство имеет общекультурное значение и сочетает в себе стремление к достижению наивысших результатов как в личностном, так и в общегосударственном и даже мировом масштабе при ни с какой другой деятельностью не сравнимым значении индивидуальных особенностей художника.

1. Искусство и действительность: Методологические проблемы эстетического анализа: сборник статей. М., 1978.

2. Эстетическая культура: сборник трудов ИФ РАН / отв. ред. И. А. Коников М., 1996.

Поступила в редакцию 2.11.2011 г.

UDC 7.01

PERSONALITY OF ARTIST IN CREATION OF PIECE OF ART

Galina Aleksandrovna KARTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Vice Director for Social and Educational Work of Academy of Culture and Arts, email: kartsevaga@mail.ru

The article is devoted to the features of personality of artist during creation of piece of art, difficult plexus of inborn art data (talent) and mastership, highlights the importance of the last. The work pays attention on main personal relation of artist to the world for creation of important creation, points the necessity of life experience and aesthetic education.

Key words: talent; artistic mastership; world vision of artist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.