Научная статья на тему 'Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели'

Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛА / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE SCHOOL / SUMMER SCHOOL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимонов Сергей Александрович

в последние годы растет как спрос, так и предложение в сфере летнего каникулярного отдыха школьников. Среди множества вариантов летних программ особое место занимают образовательные программы, особенно те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Попробуем выяснить, действительно ли пребывание в зарубежной летней языковой школе позволяет повысить уровень владения языком?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лимонов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели»

Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели

Лимонов С.А.

Лимонов Сергей Александрович / Limonov Sergey Aleksandrovich - кафедра немецкого и французского языков, имени Н.

А. Некрасова, студент Костромской государственный университет, факультет иностранных языков,

г. Кострома

Аннотация: в последние годы растет как спрос, так и предложение в сфере летнего каникулярного отдыха школьников. Среди множества вариантов летних программ особое место занимают образовательные программы, особенно те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Попробуем выяснить, действительно ли пребывание в зарубежной летней языковой школе позволяет повысить уровень владения языком?

Ключевые слова: языковая школа, летняя школа, образовательная среда, дополнительное образование. Keywords: language school, summer school, educational environment, complementary education .

Одной из характерных черт XXI века стал специфический взгляд достаточно большой группы родителей, рассматривающих своих детей как объект инвестиций (объект финансовых вложений для получения доходов в будущем), реализуя при этом позицию активных потребителей образовательных услуг, которые порождаются инфраструктурой коммерческих и некоммерческих организаций. Одной из сфер, где реализуются инвестиционно -потребительские стратегии родителей, является летний каникулярных отдых, где в последнее годы все богаче и богаче становятся как спрос, так и предложение. Достаточно зайти в Интернет и перед вами предстанет пестрая мозаика летних учреждений для детей; выбор облегчают различные сайты, посвященные детскому отдыху. Существует глобальный всероссийский проект «Социальный Навигатор», частью которого является навигатор по детскому отдыху (РИА Новости) [1].

Среди множества вариантов летних образовательных программ особое место занимают те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Образовательная программа по изучению иностранного языка может быть небольшим элементом лагерной смены в форме занятий в языковом кружке (студии). В свою очередь, летняя языковая школа представляет собой один из вариантов программы летнего отдыха детей и подростков, в которой овладение детьми иностранным языком является ключевой составляющей.

Летние языковые школы представляют собой многообразие образовательных программ, одним из критериев их дифференциации может быть выбрано место проведения: поселение по месту жительства, детский загородный центр (лагерь) на территории РФ, образовательный центр (школа) или пансионат (отель) за рубежом (в стране изучаемого языка или в другом государстве). Остановимся на анализе работы зарубежных летних языковых школ, так как этот вариант позволяет не только активно учить язык, но и ознакомиться с культурой страны изучаемого языка.

Специфичность летних языковых школ объясняется как некоторыми частными особенностями изучения иностранного языка, так и непосредственно общими моментами, которые присущи всем летним учреждениям: дислокация, контингент преподавателей и детей. Все это накладывает отпечаток на модель построения летней языковой школы. В нашей работе мы проанализируем опыт изучения летних школ, и попытаемся описать примерную модель летней языковой школы за рубежом. В наиболее общем виде она преследует цель создания такой образовательной среды, которая стимулирует интерес не только к изучению иностранного языка, но и зарубежной культуры. Программа летней языковой школы ориентирована на создание благоприятных условий для изучения языка; знакомство с культурой страны изучаемого языка (с полным погружением); создаются условия для развлечений (спортплощадки, занятия по интересам, киновечера, экскурсии и т.д.); организуются режимы питания и сна. Для создания такой среды используется огороженная часть загородной или городской территории, на которой располагаются жилые, учебные, развлекательные объекты (бассейн, спортивные площадки). Результатом пребывания в такой школе видится прогресс ребенка в изучении иностранного языка, получение представлений о жизни другой страны, развитие самостоятельности и толерантного отношения к людям другой культуры. Не придется ходить далеко за примерами таких школ: Azurlingua в Ницце, школы разных стран программ «European School», «EuroTouch», немецкая Actilingua. Все они предлагают образовательные программы по принципу «обучение в погружении», массу вариантов отдыха и развлечений. Утром - учеба, после обеда - экскурсии, а вечером - свободное время. Аниматорами организуются различные формы досуга, от настольных и спортивных игр до походов и подводного плавания. Такова примерная модель организации летней лингвистической школы, а подробнее мы раскроем ее чуть позже.

Рассматривая летнюю языковую школу как часть такого вида каникулярного отдыха, как летняя школа, видится необходимым обратиться к опыту изучения непосредственно летних школ. В отечественной педагогике, однако, этот вопрос был если не на периферии внимания, то достаточно близко к ней. Чтобы обобщить и проанализировать опыт изучения летней школы как программы лагеря в теории, представляется целесообразным опираться на положения о специфике летних объединений учащихся (В.П.Ижицкий, А.Г. Кирпичник), о методике работы с временным детским коллективом в лагере (С. П. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонин) [2], о лагере как воспитательной системе (Ю. Н. Таран), о типологии программ летнего отдыха (Б. В. Куприянов)[3], на целостные описания жизнедеятельности детского лагеря (В. П. Бедерханова, Б. В. Куприянов, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, И. И. Фришман, С. А. Шмаков).

Опираясь на данные работы, можно кратко охарактеризовать специфику летней школы и выделить несколько ключевых моментов ее организации. Во-первых, организационно - педагогический момент, предполагающий наличие ключевого вида деятельности, вокруг которого строится весь процесс (в летней школе таковым является учебно-познавательная деятельность детей), а также наличие продуктивно направленной деятельности (мероприятия, дела, игры), представляющей широкое поле для раскрытия способностей ребенка и поддержки его мотивации; из этого следует необходимость в хорошей материально-технической базе, наличие достаточного количества специализированных помещений для осуществления различных видов и форм продуктивно направленной деятельности; наличие необходимого оборудования и достаточного количества расходных материалов для осуществления различных видов продуктивной деятельности. Во-вторых, кадровый момент, предполагающий наличие квалифицированных кадров, способных осуществлять руководство различными видами продуктивной деятельности; мобильность и креативность педагогического коллектива; возможность привлечения специалистов различного профиля как для работы в течение смены, так и проведения мастер-классов и консультаций. Ниже мы опишем типичную летнюю языковую школу за рубежом и увидим, как реализуются вышеозначенные моменты.

Большинство летних языковых школ за рубежом очень похожи по организации как учебного процесса, так и досуга. Различия продиктованы дислокацией школы (например, на море или в горах, в черте города или за городом - это влияет на разнообразие форм внеучебной деятельности, а также на формы проведения занятий, например, в загородной школе можно провести урок на природе), а также количеством и качеством контингента учеников (возраст, из каких стран, уровень владения иностранным языком). Практически все школы охватывают широкий возрастной диапазон, возраст учащихся колеблется от 10 до 19 лет; школьники могут быть из любых стран, однако есть школы, ориентированные на детей из конкретного региона Европы или мира, например, Восточная Европа или Южная Америка. Ученики распределяются по группам в зависимости от возраста и уровня владения языком (в первый учебный день проводится тест на знание языка, итог - уровень владения языком по системе А1 - С2; в некоторые школы принимаются только знающие язык с уровня В1, в основном это мультинациональные школы - язык выступает в данном случае объединяющим фактором). Группа в среднем составляет 10-15 человек разных национальностей примерно одного возраста. Количество детей в школе варьируется в зависимости от возможностей самой школы, начиная от 50-70, и заканчивая несколькими сотнями. Длительность пребывания зависит от финансовых возможностей родителей и практической необходимости изучения языка, в среднем дети находятся в школе 2-4 недели. Данного срока достаточно, чтобы школьник повысил уровень владения языком и окунулся в поликультурную среду.

Обычно день начинается с подъема 7-45. В 8-00 завтрак и 8-30 - начало занятий. Время, безусловно, колеблется от школы к школе. Учебные занятия длятся приблизительно 3 часа в день (зависит еще и от типа программы - базовая, или расширенная, в которой занятий больше). В полдень - обед. Далее традиционно следует общий сбор на экскурсию (главным образом образовательные, однако могут быть и развлекательные) или какую - либо досуговую программу. Дневным экскурсиям посвящается 3 и больше дней в неделю, число варьируется. Если на конкретный день экскурсий не запланировано, то в послеобеденное время ребята сами могут определить, чем им заняться (пляж, аттракционы, кино, прогулка). Далее следует ужин в 18-19 часов и снова либо свободное время, либо какая-нибудь творческая мастерская, спорт, кружок по интересам, организованный поход. Повторимся, что все зависит от того, где находится школа. Во многих учреждениях практикуется система пропусков, которые регламентируют возможность находиться за пределами школы до определенного времени, в зависимости от возраста. Например, до 12 лет - запрещено находиться за пределами школы после 20:00; молодые люди старше 18 лет имеют возможность допоздна находиться за пределами школы, например, до полуночи. Что касается выходных дней, то здесь тоже достаточно различных вариантов отдыха, начиная от подробных экскурсий практически на весь день и заканчивая свободой времяпрепровождения. Во всех летних лингвистических школах есть команда аниматоров, которые развлекают детей, «подбивают» их на различные варианты отдыха (обычно указывается, за что ответственен конкретный аниматор, за чем можно к нему обратиться).

Что касается учебного процесса, то в зарубежных языковых школах реализуется модель «школа +погружение в культуру». Ребята не только учат язык, они «варятся» в аутентичной языковой среде, где практически нет места для родного языка. Небольшие группы из 10 - 15 человек позволяют преподавателю работать не только с целой группой, но и практиковать личный подход. Следует отметить, что контингент преподавателей разнится от школы к школе - это могут быть и ВУЗовские, и школьные, а иногда просто любители. Это сказывается на процессе обучения и качестве преподавания. У любителей больше шансов поддаться давлению группы и больше отбывать номер, чем реально преподавать. Не будем забывать, что летняя школа - краткосрочна и интенсивна; задания представляются ученикам в зависимости от уровня владения языком, большинство заданий и упражнений носят игровой характер; обсуждается то, что интересно молодежи, ведется долгий полилог на разные темы в зависимости от уровня владения языком и возраста детей (например, чем они будут заниматься в выходные, когда не будет экскурсий). Домашние задания, как правило, отсутствуют. Если преподаватель видит быстрый прогресс ученика, его могут перевести в группу посильнее. На выходе, при должном отношении к учебе, вполне реально за 2-4 недели повысить свой языковой уровень на 1-2 пункта. Кроме прогресса в изучении иностранного языка, ребенок познакомится с новой культурой, людьми, получит массу приятных впечатлений.

Таким образом, летняя языковая школа представляет собой разновидность образовательной организации, реализующей задачи обучения иностранному языку в условиях полного погружения в языковую среду, параллельно предоставляя возможность ознакомления с жизнью и культурой страны изучаемого языка. Летняя языковая школа за рубежом предоставляет широкое поле как для развлечений и отдыха, так и для познавательной деятельности. Недаром языковые летние школы пользуются все большим спросом, реализуя как желание ребенка отдохнуть, так и помочь ему в достаточно легкой форме овладеть иностранным языком.

Литература

1. Всероссийский Социальный Навигатор: [Электронный ресурс] 2014. - режим доступа: http://www.socionavi.ru. (Дата обращения: 22.06.2014).

2. Афанасьев С.П., Что делать с детьми в загородном лагере [Текст] / С.П. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонин. М.: Новая школа, 1994. с.222 .

3. Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор [Текст] / Б. В. Куприянов // Народное образование.2012.№ 3.с.49-56.

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.