Научная статья на тему 'Лесное Машиностроение в пост кризисный период'

Лесное Машиностроение в пост кризисный период Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
77
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесное Машиностроение в пост кризисный период»

УДК 630.621.797

а.ю.тесовский

ГОУ ВПО «Московский государственный университет леса»

ЛЕСНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В ПОСТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Лесная промышленность очень важный сектор в экономики России, она сосредоточила в себе ряд отраслей включая заготовку, глубокую переработку древесины и лесное хозяйство (рис.1).

Лесопромышленный комплекс России занимает 17 % в экономике страны.

В Российской Федерации сосредоточены богатейшие запасы древесины, которые по данным государственного учета лесного фонда составляют 82,1 млрд.м . На долю спелых и перестойных насаждений приходится 44,3 млрд.м , из них 34,2 млрд.м3 занимают хвойные породы. Годичный прирост древесины в

целом по стране составляет 994 млн.м , а научно-обоснованная расчетная

3

лесосека 571,0 млн.м .

Рис. 1. Состав лесопромышленного комплекса России.

Как следствие приведенных данных следует, что ведущим

производством в лесопромышленном комплексе России является лесозаготовительная промышленность. В 2010 г. лесозаготовительной деятельностью занимались более 11 тысяч различных предприятий и организаций.

В прошедшем 2010 году ЛПК РФ, как и в предыдущих 2008 и 2009 годах работал в условиях финансово-экономического кризиса, что не могло не повлечь за собой спад лесозаготовительного производства, которое характеризуется вывозкой древесины рис.2.

140

з

Рис. 2. Вывозка древесины млн.м

Объем вывозки древесины в 2010 году снизился по сравнению с докризисным 2007 годом на 33 млн.м , что повлекло спад производства по всему лесопромышленному комплексу.

Если сравнивать показатели 2009г. по отношению к 2007 докризисному году, то спад вывозки древесины составил 32%, пиломатериалов 21,8%, фанеры

24,1 %, древесностружечных плит 17,1%, древесноволокнистых плит 22,2%.

Заслуживают внимания данные о вывозке древесины в основных федеральных округах и субъектов Российской Федерации.

Наибольшие объемы вывозки древесины в 2009 г. были в СевероЗападном федеральном округе - 29,6 млн. м , Сибирском - 28,3 млн. м , Дальневосточном - 10,6 млн. м , Приволжском -11,1 млн. м .

Объемы вывозки древесины в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизились во всех без исключения федеральных округах. Наибольшие абсолютные и относительные размеры снижения вывозки древесины были в Сибирском, Северо-Западном, Дальневосточном и Центральном федеральных округах.

Так, в Сибирском федеральном округе объемы вывозки древесины сократились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5,1 млн. м , Северо-Западный на 4,6 млн. м , Дальневосточном на 2,5 млн. м .

Соответственно производство пиломатериалов сократились в:

Центральном федеральном округе на 40,0 %,

Сибирском на 12,5%,

Уральском на 12,5 %,

Северо-Западном на 8,3%.

До развала СССР ежегодно заготавливалось более 300 млн. м древесины и пропорционально этим объемам производилась необходимая техника.

В стране насчитывалось более ста предприятий, выпускающих лесные машины и оборудование. Только Онежский завод производил ежегодно более 11 тыс. лесных тракторов, «Алтайский трактор» - порядка 8 тыс.

По несколько тысяч в год изготавливалось валочно-пакетирующих машин и другого оборудования на других предприятиях.

В начале 90-х гг. прошлого века объем лесозаготовок сократился вчетверо. Большинство заводов тогда прекратило свое существование, часть из них затем перепрофилировалась на выпуск другой продукции.

Сегодня российские лесозаготовители используют две основные технологии лесозаготовок - хлыстовую и сортиментную.

При хлыстовой технологии заготовки древесины используются валочно-пакетирующие машины, трелевочные тракторы, сучкорезные и другие многооперационные машины.

Основным производителем валочно-пакетирующих машин (ВПМ) сегодня является ООО «Лєстєхком» (г. Йошкар-Ола). Ее лесная машина модернизирована с применением импортных комплектующих, она может быть оборудована харвестерной головкой, погрузочным оборудованием.

Единичные экземпляры ВПМ выпускает ОАО «Абаканский опытномеханический завод».

Традиционными производителями трелевочных тракторов остаются ОАО «Алтайский трактор», ООО «Онежский тракторный завод». В Барнауле недавно появилась компания ОАО «Алтайлесмаш», которая также производит эту спецтехнику.

Выпуск трелевочной техники осуществляет и ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения».

По данным Ассоциации «Рослесмаш», на 2008 г. парк лесозаготовительных машин в России насчитывал около 23 тыс. единиц, из которых импортные машины составляли порядка 8 % в основном это харвестеры и форвардеры. Это хорошо видно из приведенной таблицы 1 и рис.

3.

Таблица 1.

Состав парка лесозаготовительных машин в России на 2008г. ____________________(основные типы)_________________________

Типы машин количество

шт. %

отечественная техника

Валочно-пакетирующие машины (ВПМ) 1126 4,9

Трелевочные тракторы (чокерные) 11010 48

Трелевочные тракторы (бесчокерные) 3264 14,2

Сучкорезные машины 1100 4,8

Сучкорезно-раскряжевочные машины 297 1,3

Лесопогрузчики 4575 20,0

импортная техника

Харвестеры 677 2,9

Форвардеры 907 3,9

ИТОГО: 22956 100

лесопогрузчики; харвестеры; форвардеры;

валочно

Рис.3. Состав парка лесозаготовительных машин в России на 2008г.

(основные типы)

Парк лесозаготовительных машин неуклонно стареет рис. 4 и 5, что приводит к снижению машинизации лесозаготовительного производства и увеличению затрат на заготовку древесины.

до 5 лет;

Рис. 4. Возрастной состав парка отечественных лесозаготовительных машин.

до 5 лет; 39%

Рис. 5. Возрастной состав парка импортных лесозаготовительных машин.

Анализ возрастной структуры парка лесозаготовительной техники свидетельствует о том, что более половины парка машин требуют замены.

Но обновить парк физически и морально изношенных лесозаготовительных машин сложно, так как существующие выше

перечисленные предприятия выпускают и отгружают технику в минимальных количествах таблица 2.

Таблица 2.

Производство лесозаготовительных машин (шт.)

Завод изготовитель 2008 г. 2009 г. 2010 г.

произведено о к (U * Рч 1-4 н о произведено о к (U * Рн 1-4 н о произведено о к (U * 4^ . Рн І-Ч н о

ОАО «Алтайский трактор»

трелевочные тракторы 164 90 10 94 3 3

ООО «Онежский тракторный завод»

трелевочные тракторы 172 179 1 34 33 40

ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»

трелевочные тракторы 132 74 18 32 42 60

лесопогрузчики ЛТ-188 21 24 8 7 10 9

ОАО «Абаканский опытно-механический завод»

погрузчик-штабелер ЛТ-72Б 25 29 1 4 1 3

ИТОГО: 514 396 38 171 53 115

Из таблицы 2 следует, что производство лесозаготовительных машин перешло из разряда серийного практически в штучное, а цифры относящиеся к отгрузке машин свидетельствуют о том что у предприятий остались запасы от предыдущих до кризисных 2006 и 2007 годов.

Для вывозки древесины используются автолесовозные поезда и сортиментовозы, которые изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей КАМАЗ, УралАЗ, МАЗ, КрАЗ, агрегатируя их

гидроманипулятором и кониками.

Более того, российским производителям гидроманипуляторной техники для лєсной отрасли не только удалось выдержать массированную экспансию брендовых зарубежных компаний, но и вытеснить с российского рынка достаточно успешных зарубежных конкурентов.

До 2008 г. российские производители этой техники обеспечивали более 80 % потребностей внутреннего рынка (вместо 30 % в конце 90-х гг. прошлого века).

Высокотехнологичные гидроманипуляторы производства холдинговой компании ЗАО «Подъемные машины» и ОАО «Майкопский машзавод» сегодня на равных конкурируют с импортными аналогами. Эти предприятия проводили эффективную маркетинговую и техническую политику, разработали стандарты на гидроманипуляторы, в которых заложены такие требования к конструкции, которые не только не уступают лучшим мировым аналогам, а даже по ряду показателей их превосходят, современная структура рынка гидроманипуляторов для ЛПК России показана на рис. 6.

□ ХК "Подъемные машины" □ Иностранные производители

Е1 Прочие производители

Рис. 6. Структура рынка гидроманипуляторов для ЛПК России, (%)

Лидер в производстве и реализации гидроманипуляторов является холдинговая компания ЗАО «Подъемные машины» в которую входят таки предприятия, как ООО «Велмаш - Сервис» и ОАО «Соломбальский машиностроительный завод» рис. 7.

1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

Рис.7. Динамика реализации продукции предприятий, входящих в холдинг

ЗАО «Подъемные машины» (млн .руб.)

Традиционным поставщиком гидроманипуляторов в лесопромышленный комплекс также является ОАО «Майкопский машиностроительный завод» (с 2007 г. ООО "Атлант-Сервис») выпускающий гидроманипуляторы серии ЛВ 184А-07 (Атлант-С 70) и ЛВ-185-14 (Атлант-С 90), устанавливаемые на лесовозы и сортиментовозы рис. 8.

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

□ ОАО "Велмаш-С" □ ОАО "СМЗ"

1000

800

600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400

200

0

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Рис. 8. Результаты работы: ООО «Атлант-Сервис». (шт.)

Поставка гидроманипуторов в 2008 году осуществлялась в различные регионы России, как в дилерские центры (83,5% от общего количества), так и разовым покупателям о чем свидетельствуют данные таблицы 3

Таблица 3.

Отгрузка гидроманипуляторов в регионы России. (%)

№ п/п Наименование региона Количество

1 Северо-западный регион 1,8

2 Москва, Московская обл. 21,7

3 Уральский регион 22,4

4 Сибирь и Дальний Восток 10,1

5 Кировская, Костромская обл. 24,7

6 Северный Кавказ 8,7

7 Остальные регионы 10,6

В последнее время заметно изменилось в положительную сторону отношение федеральной исполнительной власти к лесному машиностроению. Вышел ряд документов на уровне поручений Президента Российской Федерации, Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации.

Важная роль отводится развитию отечественного лесного машиностроения в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

Имеются также определенные производственные успехи: растет

производство и типаж гидроманипуляторов. Решается вопрос обеспечения их современного технического уровня и качества.

ООО фирма «Лестехком» (г.Йошкар-Ола) освоила изготовление

модернизированных валочно-пакетирующих машин.

ЗАО «Екатеринбургские лесные машины» в состоянии выпускать современные сучкорезные машины, раскряжевочное оборудование,

лесотранспортеры.

Однако для занятия ведущего положения на рынке отечественным производителям необходимо решить задачи расширения номенклатуры,

повышения технического уровня машин и создать системы их фирменного сервиса. Должны быть срочно предложены на рынок отечественные аналоги машин типа харвестер и форвардер, а также мобильные погрузчики леса и процессоры для первичной обработки древесины на складах.

Необходимы серьезные работы по созданию современных базовых колесных и гусеничных машин, являющихся платформой для всей гаммы лесозаготовительных машин.

Но главной проблемой является достижение современных требований по показателям безотказности и ресурсу. Достижение таких показателей требует значительной перестройки производств и создания нового поколения лесной техники.

Повышению продаж лесозаготовительных машин способна помочь программа утилизации старой лесозаготовительной техники.

Планом мероприятий по реализации «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривается содействие развитию производственного потенциала заводов лесного машиностроения.

литература

1. Лесной комплекс Российской Федерации и зарубежных стран.

Статистический сборник. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 392 с.

2. Лесной комплекс России, настоящее и будущее. Материалы международного лесного форума «Лес и человек» Москва ЗАО «Экспоцентр». 2010 год. 27 - 30 сентября.

3. Бурдин, Н. А. Лесопромышленный комплекс Российской Федерации в кризисном 2009 году / Н. А. Бурдин, Н. М. Качалова // ОАО НИПИЭИлеспром - Лесной экономический вестник. - 2010. - № 1 (64) - С. 3 - 10.

4. Еремеев, Н. С. О состоянии и актуальных проблемах развития лесного машиностроения/ Н. С. Еремеев // ОАО НИПИЭИлеспром - Лесной экономический вестник. - 2008. - № 3 (57) - С. 21 - 25.

5. Быков В .В. Анализ состояния и перспектив развития дилерской деятельности при техническом сервисе/ В. В. Быков // ФГУП РГАЗУ -Научный журнал. - 2007. - № 2 (7) - с. 8 - 10.

6. Подъемная сила. Корпоративное издание холдинговая компания «Поъемные машины» № 4 // ООО «Бизнес-медиа» - 2008. 48 с.

7. Ежемесячный информационно - аналитический бюллетень выпуск Союза машиностроителей России № 2 630 2009 г., 9 - 12, 2010 г.

8. www.soyuzmash.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.