Научная статья на тему 'Леонардо да Винчи «Вид долины Арно»: универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «Ключ» к творчеству гения'

Леонардо да Винчи «Вид долины Арно»: универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «Ключ» к творчеству гения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
726
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕОНАРДО / «АРНО» / АНАЛИТИКА / ОБРАЗЫ / МЕТАМОРФОЗЫ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ВРЕМЯ / НАСЛЕДИЕ / “ARNO” / LEONARDO / ANALYSIS / IMAGES / METAMORPHOSIS / VERSATILITY / TIME / HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельников В. А., Ильямова Д. А., Пурик Э. Э.

Статья посвящена рисунку «Вид долины Арно» Леонардо да Винчи. Рассматривается исторический аспект предмета исследования. Затронуты вопросы методологии профессионального изучения предмета «Рисунок» с позиции «10 областей действия» Леонардо и методики «Мыслить рисунком». Аналитический подход позволил сформулировать образно-художественную составляющую произведения и обнаружить скрытый Леонардо подтекст – полный мистики и символизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEONARDO DA VINCI’S “VIEW OF THE ARNO VALLEY”: UNIVERSAL TEXTBOOK OF ARTISTIC LAWS AND A KEY TO HIS CREATIVE WORK

The article is dedicated to the picture “View of the Arno Valley” by L. da Vinci. The historical aspect of the subject is considered. Some questions of methodology of the professional study of the “Drawing” from Leonardo’s “10 acting positions” and the “Thinking by picture” method are touched upon. The analytical approach enabled to formulate a figurative and artistic component of the work and reveal the Leonardo’s hidden subtext which is full of mysticism and symbolism.

Текст научной работы на тему «Леонардо да Винчи «Вид долины Арно»: универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «Ключ» к творчеству гения»

УДК 37.016.74

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «ВИД ДОЛИНЫ АРНО»: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ЗАКОНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И «КЛЮЧ» К ТВОРЧЕСТВУ ГЕНИЯ

© В. А. Мельников1*, Д. А. Ильямова1, Э. Э. Пурик2

1Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450080 г. Уфа, ул. Менделеева, 195. E-mail: [email protected] 2Башкирский государственный педагогический университет Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Статья посвящена рисунку «Вид долины Арно» Леонардо да Винчи. Рассматривается исторический аспект предмета исследования. Затронуты вопросы методологии профессионального изучения предмета «Рисунок» с позиции «10 областей действия» Леонардо и методики «Мыслить рисунком». Аналитический подход позволил сформулировать образно-художественную составляющую произведения и обнаружить скрытый Леонардо подтекст - полный мистики и символизма.

Ключевые слова: Леонардо, «Арно», аналитика, образы, метаморфозы, универсальность, время, наследие.

Когда ключ найден, дверей не взламывают.

Публий Сир

Человек, совершающий открытие, видит то, что видят все, но при этом рождающиеся

в его сознании идеи не приходят в голову больше никому

Альберт Сент-Дьерди зарисовку топографической ситуации для будущих гидравлических устройств в русле реки Арно...

Эжен Мюнц писал: «...и тем не менее пейзажу (очевидно, что это набросок с натуры) недостает композиционного решения и замысла; в нем есть нечто неопределенное, как во множестве работ гения, которые с таким трудом вписывались в какую-либо четкую категоричную схему выразительности» [4, т. 1, с. 42].

Очевидно, это не просто «набросок с натуры», скорее всего, рисунок выполнен по воображению на основе реального исторического места в окрестностях Флоренции.

Шедевр мировой графики «Вид долины Арно» вполне может стать «ключом» в понимании мировоззрения «божественного Леонардо» [1, с. 26], сконцентрировав в одном рисунке ученого, исследователя, талантливого рисовальщика, мыслящего законами изобразительной грамоты и потрясающими образами, создающего мистический подтекст и скрытые таинственные значения, которые до сих пор будоражат умы и чувства ученых и зрителей всего мира. Проникая в глубину пластического пространства графического листа, шаг за шагом раскрывается цельная концепция, стройная логичная система мироздания, доказывающая, по мнению В. Лазарева, что Леонардо -это художник, «впервые сделавший творческий акт глубоко сознательным, рассудочным процессом» [1, с. 42]. Подтверждением этого положения может служить факт, что «этот этюд был сделан карандашом с натуры, а затем в мастерской обведен чернилами» [6, с. 8], то есть вначале молодой художник с большим вниманием изучал пространственную ситуацию, зафиксировав на пленэре

1. История вопроса

Творчеству и научному наследию титана Возрождения Леонардо да Винчи посвящены многочисленные фундаментальные труды, раскрывающие его гений в контексте мировой культуры: Вазари, Эжен Мюнц, Карло Педретти, Марко Чанки, Фритьоф Капра, Франк Цельнер, Стендаль, Зигмунд Фрейд, В. Мережковский, В. Лазарев, А. Дживелегов и другие. При этом искусство Леонардо представляется в традиционном живописном аспекте - шедеврами «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель», «Джоконда» и т. д. как следствие непревзойденного мастерства «леонардовского интеллектуализма» [1, с. 43], тогда как «причину» следует искать в его «творческой кухне», имя которой - ГРАФИКА. При огромном количестве рисунков, набросков, зарисовок, созданных мастером, заслуживает более пристального внимания и скрупулезного изучения небольшой - по современным стандартам меньше формата А4 - рисунок, который Леонардо да Винчи нарисовал в 21 год.

Итак, «Вид долины Арно», 1473 год, перо, чернила поверх частично стертого карандаша, 190^285 мм, Флоренция, галерея Уффици, надпись в традиционном зеркальном стиле Леонардо: «В день св. Марии Снежной, 5 августа 1473 года». «Точно указывая день и прославляя тем самым определенное событие, Леонардо создает иллюзию выпавшего в августе снега - явления одновременно естественного и необычайного, синтеза двух противоположных природных циклов» [2, с. 29].

Некоторые исследователи трактуют произведение «как свидетельство его привязанности к местам, где он провел детство» [3, с. 7] или как

выразительные характеристики узнаваемого пейзажа, а затем в своей творческой обители подверг натурный рисунок «критической переработке интеллектом [1, с. 29]. Этот рисунок, по словам Дж. Вазари, исполнен «...с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений» [5, с. 222].

2. «Десять областей действия» и методика «Мыслить рисунком»

По существу, это художественное произведение являет собой уникальный методологический «учебник», «прочитывая» который, раскрываются уникальные художественно-пластические законы:

1) определение формата, идеи композиции;

2) ориентация в пространстве;

3) структура - фигуратив;

4) перспектива;

5) ритм - пропорции - масштаб;

6) формообразование;

7) движение;

8) тонально-пластическая организация;

9) энергия тона;

10) время;

11) образы, трансформация и метаморфоза визуального ряда;

12) духовность [6, с. 90-91].

Все, что было заложено в пейзажном рисунке в юношеские годы Леонардо, в полной мере отразилось в его записях в зрелом возрасте: «каждому элементу он отвел свое место, разделив творческий процесс на ряд последовательных этапов и точно сформулировав задачи и цели, стоящие перед художником» [1, с. 42]. Десять «областей действия» - свет, мрак, цвет; тело, фигура, место; удаленность, близость; движение и покой [1, 438*410, с. 201] - являются неопровержимыми аксиомами, «напоминая [живописцу], по какому правилу и способу должен подражать в своем искусстве всем этим вещам, произведению природы и украшению мира» [7, 520.Ash.L22v., с. 125]. Правда, следует учитывать известную причуду мастера скрывать истину в своих многочисленных записях, тем самым запутывая исследователей; в нашем конкретном случае «10 областей действия», вполне возможно, расставлены в только одному ему известной последовательности.

Продолжая развитие леонардовской линии, следует дополнить ее элементами графического языка - точка, линия, штрих, пятно - и сформулировать логичную цепь закономерностей в научной методологии «мыслить рисунком» [6, I, III части]:

- «место» - ориентация в пространстве: точка, линия;

- «фигура» - структура, векторы, спирали: точка, линия, узлы;

- «удаленность, близость» - перспектива, ритм, масштаб: линия, узлы;

- «тело» - пропорции, формообразование: линия, узлы, штрих;

- «движение и покой» - движение, время: штрих, пятно;

- «свет, мрак» - тональная организация, энергия тона, объем: пятно;

- «цвет» относится к категории живописи, и вполне уместно заменить значением «образ» -образ, метаморфозы, духовность.

Системность в методологическом исследовании открыла нам в леонардовском рисунке скрытый образно-мистический «пласт» графического произведения, наполненный загадочными метаморфозами и фантастическими символами.

3. «Арно»: пейзаж или образы?

Композиция рисунка строится двумя образно-психологическими частями:

- левая - история детства Леонардо; образы отца, матери, мачехи, коршуна, кота;

- правая - реальность окружающего мира; образы орла, мужского профиля, воина, хищника.

Также произведение раскрывает философское определение «времени»: левая - умиротворение, драматизм прошлого, тогда как правая -агрессивность, но в то же время оптимизм взгляда в неведомое будущее.

По существу, в ходе исследовательского процесса было раскрыто 24 образно-символических сюжета, но в данной статье мы коснемся только одиннадцати.

I. Семья отца

В левой части рисунка «Вид долины Арно» изображены две фигуры: молодая женщина, сидящая фронтально к зрителю, и рядом, в профиль, образ грузного пожилого мужчины с бородой, ведущих между собой немой диалог. Безусловно, это мачеха Леонардо - донна Альбиера и отец -синьор Пьеро да Винчи.

Гений возрождения был «АдИо поп 1едШшо» - «незаконным сыном» [1, с. 14] и «в возрасте до 5 лет был принят в дом дедушки» [8, с. 93], где

прошло его детство. Мастер раскрывает идиллию взаимоотношений отца с его молодой женой - на переднем плане у ее ног примостился образ кошки как символ благополучия и уюта домашнего очага.

Леонардо с изяществом трактует женский образ, наделяя его чертами женщины в ожидании материнства, так как «безусловно, молодая мачеха Альбиера заняла в его чувствах место матери» [8, с. 93].

II. Мать Катарина

З. Фрейд писал: «У него было две матери: одна - его настоящая мать, Катарина, которой он лишился в возрасте от трех до пяти лет, и юная ласковая мачеха, жена его отца, донна Альбиера» [8, с. 83]. Леонардо как сын был бы непоследователен, если бы не затронул образ родной матери.

Повернем рисунок на 180°, и на месте статичного умиротворенного «святого семейства» вырисовываются черты запрокинутой назад женской головы, искаженной гримасой ужаса, страха, отчаяния - жизненной трагедии женщины, родившей гения Возрождения.

То, что это именно Катарина указывает образ коршуна, по местному поверью, символа материнства.

Фигура коленопреклоненной женщины и птицы слиты воедино как одно целое, в динамическом порыве подчеркивая драматизм происходящего.

III. Коршун и орел

«Должно быть, мне на роду было назначено так основательно заниматься коршуном, ибо на ум приходит самое раннее воспоминание детства, будто я лежал в колыбели, а ко мне опустился коршун, открыл мне уста своим хвостом и много раз толкнул им мои губы» [7, F.65v.].

Образ птицы художник расположил в левом углу композиции, где раскрывается вся история драматического детства Леонардо.

Трактовка образа указывает на то, что Леонардо «может сравнить себя с птенцом коршуна» [8, с. 50] и, как следствие этого, всепоглощающая по жизни мечта о полете, которой он посвятил свои интересные научные изыскания. И «словно ключ ко всем его достижениям и всем его напастям скрыт в его детской фантазии о коршуне» [8, с. 117].

Таблица

Методологическая структура «10 областей действия» и «мыслить рисунком»

«10 областей» «Близость удаленность» «Покой движение»

Леонардо да Винчи «Место» «Фигура» «Тело» «Мрак свет» «Цвет»

Средства графики: точка, линия, штрих, пятно Методика «Мыслить рисунком», 19 художественно-пластических законов изобразительной грамоты

Точка, линия

Ориентация в пространстве

Линия

Фигуратив Структура Спираль Векторы

Линия

Ритм

Пропорции

Масштаб

Перспектива

Линия штрих

• Формообразование

• Конструктивность

Линия штрих

Движение Время

Штрих пятно

• Тональная организация

• Энергия тона

• Объем

Точка, линия, штрих, пятно

• Образы

• Трансформация

• Метаморфозы

Структура II. «Мать Катарина»

Структура IV. «Хищник, кот, сфинкс»

В правой части произведения раскрывается силуэт огромного орла. Распростертое крыло, хищный клюв, четко очерченные формы экспрессивными линиями создают доминирующий образ в композиционном строе рисунка. «Большая птица впервые направит свой полет со спины своего большого лебедя (еееего), наполняя мир изумлением, все писания своею славою и вечным почетом гнездо, где она родилась» [1, с. 24]. Изображенная в пейзаже скала, по всей вероятности, и есть «Большой лебедь» - «МоШесесего» в окрестностях Флоренции.

Крупномасштабное изображение летящей птицы над ландшафтом создает потрясающую глубину художественно-пластического пространства «Вид долины Арно», словно Леонардо хотел сказать, что его гений находится под покровительством этой гордой птицы, символа власти над миром.

IV. Хищник, кот, сфинкс

Неизвестно, что побудило Леонардо ввести образы животных, но тем не менее их присутствие в композиционно-смысловом строе выглядит вполне органично.

Свирепый хищник в правой половине рисунка - главный элемент наивысшей агрессии с жутким оскалом чудовища и готовностью ринуться на жертву в левой части композиции «Вид долины Арно».

Как противопоставление надвигающейся опасности, непокорности обстоятельствам - лежащий кот (в центре внизу) с прикрытым глазом.

Его местоположение в композиционном строе несет в себе смысловую нагрузку «буферной зоны» между миром и войной, добром и злом.

Загадочным читается кошачий силуэт в виде сфинкса (в центре вверху), дающий тему для размышления - предположение Ж.-П. Рихтера в 1881 году о тайном путешествии Леонардо на Восток.

Но хронология жизни гения неумолима: это всего лишь результаты «фантазирования - чем они на самом деле и были - юного художника...» [8, с. 105].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Мужской профиль

В правой части композиции пейзажа сконцентрированы крупномасштабные фигуры: хищник, орел и третий персонаж - мужской портрет в профиль.

Он хорошо прочитывается при уменьшении формата: светлое пятно формы человеческой головы занимает почти 1/3 художественного произведения.

Греческий профиль с прямым носом, прямоугольным подбородком, прямым взглядом и пышной, развевающейся в движении шевелюрой - возможно, это гротеск на некую известную или историческую личность.

История хранит об этом молчание.

VI. Воин

Но на этом метаморфозы еще не заканчиваются.

Около 1472 года Леонардо создает рисунок «Профиль воина в доспехах и каске» (тонированная бумага, металлический штифт, 285*207 мм, Лондон, Британский музей) [3, с. 93].

«... Он своими рисующими руками так прекрасно умел выражать свои замыслы, что рассуждения его побеждали, а доводы ставили в тупик любого упрямца» [5, с. 211]. Потрясающий рисунок выполнен практически в том же формате, что и «Вид долины Арно» - одна сторона, 285 мм, полностью совпадает, а короткая имеет разницу всего в 17 мм.

«Модуль» форматов позволил совместить оба рисунка, единственно, наклонив голову воина на 18°, и произошло органичное слияние двух произведений. Трудно не заметить, что забрало шлема напоминает очертания головы орла, а общий силуэт рисунка воина почти идеально вписывается в форму горы «Большого Лебедя» - вполне логичное продолжение образно-пластической правой части композиции произведения: хищник, орел, воин как символ своего времени, агрессивности, силы и власти.

В рисунке Леонардо есть одна «область действия», которая показывает совершенство объемно-пространственного мышления гения. По определению Мастера, «удаленность; близость» - это масштаб, который великолепно «прочитывается», или «читается», в распределенных сюжетных структурах по закону: больше - ближе, меньше -дальше [6, с. 36]. В I структуре: маленькая кошка большого размера - ближе, чем большие фигуры меньшего размера - они дальше. Аналогичная закономерность прослеживается в других группах, расставленных по мере удаления в пространстве: II- коршун - женщина; III - хищник - кот -сфинкс; IV - орел - коршун; V - мужской профиль; VI - воин. В последнем случае пульсирующая метафоричность образов - один сменяет другой - происходит, когда мы меняем размер рисунка «Вид долины Арно» от А6 до А2.

VII. Д. Арчимбольдо, С. Дали

Художественно-научное наследие Леонардо да Винчи, несомненно, оказало глубокое влияние на мировую культуру. Гений мастера дал исходные векторы направлениям и стилям в искусстве; правда, это раскрылось только тем талантливым художникам, кто сумел «прочитать» [зашифрованную] истину Леонардо: в частности, Джузеппе Арчимбольдо (1530-1593), который «писал метафорически-фантастические картины» [10, с. 58], и Сальвадору Дали (1904-1989), основоположнику сюрреализма.

Первый познакомился с рисунками Леонардо да Винчи в ранней юности, и «можно себе представить, сколь глубокое впечатление они произвели на молодого художника» [10, с. 10].

Арчимбольдо в своих фантазийных живописных работах руководствовался «ключом», открытым в «Арно», и «кажется, что сам Леонардо водил рукой мастера» [10, с. 34].

Структура V. «Мужской профиль»

Леонардо да Винчи

«Профиль воина в доспехах и каске» Ок, 1472 г.

Структура VI. «Воин»

С.Дали «Геодезический портрет Г ала»

Структура VII. «С. Дали»

Дали, будучи 15-летним подростком, изучал работы великих мастеров прошлого и публиковал статьи. Возможно, где-то подсознательно у молодого талантливого рисовальщика отложился образ рисунка «Вид долины Арно».

Искусство С. Дали пронизано совершенством идеалов Высокого Возрождения, за которыми стоит «творческая личность Леонардо» [1, с. 27]. В работе «Пять мыслей об искусстве» читаем: «5) Леонардо да Винчи доказал, что живопись превыше всех искусств, потому что она обращается к самому благородному и божественному из наших органов - глазу» [11, с. 16]. Гений Возрождения раскрыл глаза гению XX века: Дали «увидел» сюрреалистическую сторону «Вида долины Арно»!

Подтверждением тому, что он внимательно изучил леонардовский шедевр - рисунок «Геодезический портрет Галы» (1936, бумага, карандаш, 38*33 см, частное собрание) [12, с. 270]. Сопоставляя или накладывая рисунки, видим, как скала «Большого лебедя» совмещается с «головой-ротондой». Динамические ритмы линий у подножья каменного исполина гармонично сочетаются с пластично-изогнутой балюстрадой, причем не спонтанно, а по «опорным точкам» и «фигуративу».

4. Заключение

Исследование рисунка «Вид долины Арно» оставляет три нерешенных ключевых вопроса:

1. Что происходит с Леонардо в его «casa sua», когда он, уединившись от внешнего мира на неизвестное количество времени (часы, дни, недели...), 5 августа 1473 года явил свету гениальное произведение, «один из самых ранних пейзажей в истории искусства» [9, с. 10]?

2. Стал ли рисунок «Вид долины Арно» той самой «отправной точкой отсчета», благодаря которой через четверть века появился «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи?

3. Что это: пейзаж, «сотканный» из образов, или образы «сотворили» пейзаж?

Тем не менее, шедевр Леонардо да Винчи сотворил, несомненно, чудо: маленький рисунок перевернул огромный мир изобразительного искусства.

Во-первых - появилась первая в мировой практике графическая работа, утвердившая рисунок как самостоятельное художественное произведение.

Во-вторых - синтез точных наук и искусства стал мощным «фундаментом» в композиционном художественно-пластическом строе пространства пейзажа «Арно». «Он разработал сложную систему правил и законов, претендующих на абсолютную истинность» [1, с. 42].

В-третьих - универсальный учебник изобразительной грамоты по рисунку, «законы» которого создают «мощный стимул живого творчества» [1, с. 42].

В-четвертых - впервые Леонардо да Винчи в условно-пластическом пространстве листа сформулировал философское понимание «ДВИЖЕНИЕ» [6, с. 30] и «ВРЕМЯ» [6, с. 32].

В-пятых - великолепное исполнительское мастерство, филигранная техника, «строжайшим образом ритмизированные» [1, с. 20] «форма» и «пространство» композиции. Рисунок сформулирован предельно «скупым языком» графики -«точка, линия, штрих, пятно».

В-шестых - помимо натурной зарисовки, Леонардо ввел «авторское осмысление» композиционного строя произведения с образно-смысловым

подтекстом, и «именно от него начинается та ин-теллектуалистическая линия в развитии европейского искусства» [1, с. 42].

В-седьмых - заложенные скрытые или завуалированные образы в изобразительном ряду «Вида долины Арно» не раскрываются при первом визуальном восприятии, а требуют художественно-аналитического подхода в понимании произведения, что послужило основой для появления новых течений в мировом искусстве.

Рисунок «Вид долины Арно» стал той чертой, после которой он стал двигаться вперед, смело глядя в будущее, не оборачиваясь в свое прошлое. Он освободился от ощущения несчастного ребенка, обделенного материнской любовью. Только его гений с «кристальной ясностью» [1, с. 16] необыкновенного ума и колоссальной работоспособностью стал его программным кредо в науке и искусстве, позволившим Леонардо да Винчи в будущем взойти на вершину Олимпа мировой культуры.

«CERCA TROVA» (Ищущий находит).

Автор выражает благодарность за помощь с компьютерной графикой архитектору и ученице К. Е. Ивановой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского / Под ред. А. Г. Габричевского. М.:ОГИЗ-ИЗОГИЗ, MCMXXXIV, 1934. 384 с.

2. Веццози А. Леонардо да Винчи. Искусство и наука Вселенной. М.: Астрель, 2001. 160 с.

3. Ромеи Ф. Леонардо да Винчи. М.: РОСМЭН, 1998. 64 с.

4. Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель и ученый. М.: ЗАО «БММ», 2007. 256 с.

5. Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи. М.: Эксмо, 2005. 640 с.

6. Мельников В. А. Мыслить рисунком. Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 102 с.

7. да Винчи Л. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. / Под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса. М.: изд-во студии Артемия Лебедева, 2010. 480 с.

8. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. СПб.: Азбука, 2012. 224 с.

9. Цельнер Ф. Леонардо да Винчи. М.:ТавсЬеп / Арт-Родник, 2003. 96 с.

10. Кригескорте В. Джузеппе Арчимбольдо. М.: Taschen / Арт-Родник, 2002. 80 с.

11. Дали С. 50 магических секретов мастерства. М.: Эксмо, 2002. 272 с.

12. Дешарн Р., Нере Ж. Сальвадор Дали. М.: Taschen; Арт-Родник, 2004. 780 с.

Поступила в редакцию 05.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.