Научная статья на тему 'Лень: психологическое содержание и проявления'

Лень: психологическое содержание и проявления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17382
1867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЯ / МОТИВ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / LAZINESS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REGULATION / WILL / MOTIVE / SENSE OF LIFE / PROCRASTINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова Светлана Тимофеевна

В статье раскрываются психологическое содержание и причины возникновения лени, приводятся взгляды разных специалистов на сущность лени. Лень рассматривается как ответ на несоответствие требований реальности личностному смыслу этих требований. Внешне лень проявляется в отказе или уклонении от деятельности, внутренне в переживании невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Meaning of Laziness and Its Manifestation

Psychological meaning and roots of laziness are revealed. Positions of diff erent specialists about sense of laziness are cited. Laziness is considered as a respond to discrepancy between the requirements of the reality and personal sense of these requirements. Outwardly, laziness develops in refusal or runaround from activity, intrinsically in suff ering from inability to make necessary correspondence in consequence of self-regulation breach.

Текст научной работы на тему «Лень: психологическое содержание и проявления»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 С. Т. Посохова

ЛЕНЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Био-психо-социальная природа человека определила переплетение в нем множества противоположных тенденций: биологического и социального, врожденного и приобретенного, соматического и психического, рационального и иррационального, доброго и злого, нравственного и далекого от нравственности и т. п. Этой сложностью всегда обусловливались и по сей день обусловливаются неожиданные и нередко трудно поддающиеся логическому объяснению его отношения с миром и самим собой. Сегодня среди многочисленных парадоксов, отражающих в первую очередь реакцию человека на вызовы времени, особое место занимает несоответствие между возможностями самореализации и их реальным осуществлением.

Надо признать, что в последнее время, благодаря масштабному внедрению информационных технологий в жизнь общества, происходит существенный скачок в возможностях самореализации. Новая информационная ситуация, позволяющая вне времени и пространства решать повседневные проблемы человеческого бытия, создает основу для относительно свободного раскрытия многочисленных личностных потенциалов: нравственного, интеллектуального, коммуникативного, лидерского, предпринимательского, управленческого и т. п. Возросшие мобильность и темп жизни влекут за собой возрастание роли собственного «Я» и, как следствие, расширение границ и сфер самореализации.

Тем не менее, отказ от активных действий, от конструирования собственного «потребного будущего» (Н. А. Бернштейн), девальвация личного успеха, интеллектуальных и нравственных усилий для его достижения — довольно частые современные явления. Как это ни парадоксально, но они наблюдаются среди самого энергичного и перспективного слоя населения — молодежи. Депрессия, скука, лень, пожалуй, наиболее часто противостоят активности и творческому преобразованию себя и того, что окружает человека. Как психиатры, так и психологи наиболее пристальное внимание обращают на депрессию, что связано с выраженной клинической составляющей и социальной значимостью этого явления. Скука и лень существенно реже вызывают интерес у исследователей. Материалы, представленные в настоящей статье, касаются некоторых особенностей феномена лени.

В первую очередь целесообразно обратиться к содержанию слова «лень». Общий лингвистический и культурологический экскурс Д. Сеймур показал, что английское

© С. Т. Посохова, 2011

слово «lazy» — ленивый, произошло от старонемецкого lasich или losich того же значения. Исследователь считает, что в XVI в. это слово стало обозначать либо отсутствие намерения работать, либо медлительность, неподвижность, вялость [1]. Примечательно, что веком раньше известный немецкий ученый-гуманист и непревзойденный сатирик С. Брант описал лень, оттенив ее связь с человеческой глупостью и с одним из качеств, о котором говорят уже современные исследователи, — с прокрастинацией. В 1494 г. в быстро ставшей популярной сатире «Корабль дураков» Брант с поразительной психологической наблюдательностью дал великолепный образный портрет лени: «Кто, как ворона “кра, кра, кра”, твердит “До завтра, до утра!” — тому колпак надеть пора» [2]. Считается, что в средние века лень отождествлялась с унынием (acadia), означавшим психическое опустошение. Под этим названием она была отнесена к числу смертных грехов и пороков человека. Последствия лени сводились к невнимательности на богослужении, забвению как грехов на исповеди, так и заповедей Христа, к кощунству, излишнему успокоению сном, к лежанию, праздности и т. п. Негативный смысл лени усиливался тем, что она провоцировала появление множества других пороков, в том числе обмана, лести, пьянства, воровства [3].

В российской культурной традиции лень издавна определялась как «неохота работать», «отвращенье от труда, от дела, занятий»; «наклонность к праздности, тунеядству» [4]. Ленивый человек — это тот, кто любит безделье, не желает работать, заниматься, это человек вялый и медлительный. Страницы Библии, фольклор, правила этикета ХГХ в. закрепили представления о лени как о негативном явлении в жизни человека, как неприемлемой черте характера, например, «лень до добра не доводит», «лень — мать всех пороков», «труд человека кормит, а лень портит», «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

В настоящее время содержание понятия «лень» существенно расширилось, чему способствовали как педагогические наблюдения, так и психологические исследования. Педагоги в основном фокусируют внимание на несформированности механизмов саморегуляции и воли, на дефиците мотивации. Благодаря педагогической практике, сегодня можно говорить о таких существенных признаках лени как отсутствие потребности что-либо делать; отсутствие воли, чтобы реализовать себя; отсутствие стремления к соревнованию, успеху; неспособность к прогнозированию; равнодушие как нечувствительность ко всему тому, что происходит вокруг. Причины лени, с точки зрения педагогов, обязательно коренятся в неправильном воспитании, в непосильных обязанностях, в неясных жизненных целях, которые ставятся перед ребенком родителями.

Современная медицина объясняет стремление человека к лени естественными биоритмами, необходимостью периодически отдыхать, потребностью в экономии сил. Периоды бездействия связаны со сменой рабочего режима, позволяющей организму нормально функционировать. Если этого не учитывать, то неизбежны перегрузки и перенапряжение. В этом смысле лень близка сну, который используется организмом для успешной адаптации в динамичном окружающем мире. С медицинской точки зрения, большинство лентяев — психически и физически здоровые люди, меньшая их часть — люди, у которых лень выражает какую-либо патологию. Частной причиной низкой работоспособности признаются соматические заболевания, невротические расстройства. Хотя некоторые ученые все же полагают, что леность может быть отнесена к категории болезненных состояний, которые определяют как синдром

мотивационной недостаточности и при которых предлагают медикаментозное воздействие [5, 6].

Можно утверждать, что А. Бине один из немногих исследователей детской психологии, пытался раскрыть психологическую сущность лени. Он объяснял лень слабостью волевой регуляции в детском возрасте, а также причинами нравственного порядка [7]. Именно А. Бине предложил классификацию лености: случайную и прирожденную. Случайная характеризуется неустойчивостью и возникает вследствие какого-либо события или ситуации, например, неудачи на экзамене, плохой оценки, конфликта с товарищами и т. п. Прирожденная означает истинное отсутствие или недостаток трудоспособности. Ребенок вял, апатичен, нерешителен, малоактивен. Он не испытывает удовольствия, связанного с работой и с достижением поставленной цели. Наконец, он не находит в себе достаточной воли, чтобы владеть собою и заставить себя сделать некоторое усилие [7].

Современные психологи рассматривают лень с разных позиций. Так, лень сводится к синдрому «обученной беспомощности» и реализуется в двигательной сфере при систематическом подавлении активности. Акцент делается на лени как на целостном психическом состоянии, возникающем в результате нарушения поисковой активности. По другой версии, лень может быть защитной формой поведения в психотравмирующей ситуации. Такая лень нередко наблюдается у детей и подростков, личностная незрелость которых не позволяет найти необходимые активные способы преодоления препятствий на пути к достижению цели. Признается также возможность появления лени в качестве реакции протеста. Здесь в основе ее лежит обычно непринятие какой-либо, часто довольно значимой жизненной ситуации или какого-либо определенного человека. Наряду с этим лень может стать способом самопрезентации. Стремясь привлечь к себе внимание окружающих, выразить себя, человек нередко начинает играть роль ленивого.

Несмотря на разнообразие взглядов, феномен лени остается малоизученным. Далеко не ясен его смысл для самого человека.

В исследованиях, проведенных совместно с Д. А. Богдановой, мы рассматривали лень как ответ личности на несоответствие требований ситуации или деятельности личностному смыслу этих требований. Внешне лень проявляется в отказе или уклонении от этой деятельности или от взаимодействия с ситуацией, а внутренне — в переживании невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной сформированности механизмов саморегуляции [8].

Подросткам предлагалось в течение пяти минут написать первые пришедшие в голову слова, связанные, по их мнению, со словом «лень», и нарисовать рисунок «Моя лень». Оказалось, что у подростков существуют весьма разнообразные представления о лени, а часть их идентифицирует лень с собственным «Я». При этом чаще всего лень в их сознании связывается с расслаблением. Ассоциативный ряд слова «лень» включал в себя такие понятия как «отдых», «дурака валять», «курить», «развлечения», «жизнь пофигиста» и т. п. Аналогично образ лени, раскрывается с помощью рисунка «Моя лень», который включает в себя человека, либо отдыхающего на диване, либо смотрящего телевизор.

Смысл лени для подростков заключается и в отсутствии мотивации, что подтверждается ассоциациями «ничего не делать», «безынтересность», «не хочется ничем заниматься» и т. п. Наряду с этим лень четко ассоциировалась с негативными чертами

характера человека («бездельник», «безграмотный», «ненадежный», «несообразительный»), а также с внешним видом («неаккуратный», «толстый» и т. п.). Имеет смысл отметить, что в субъективной интерпретации лени подростки используют также понятия «утомление», «недомогание», что подтверждает точку зрения врачей относительно ее сущности.

Как показало наше исследование, родительская депривация заметно влияет на формирование смысла лени. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, связывают лень в основном с отсутствием мотивации к разным видам деятельности, прежде всего учебной. В этой группе, в отличие от подростков, воспитывающихся в семьях, расслабление не имеет отношения к лени. Однако появляется представление о пустоте. Можно предположить, что в данном случае сказались четкая регламентация жизни подростков-сирот в детском доме, недостаток свободного времени лично для себя и ограниченные возможности в его заполнении.

Большое практическое значение имеют поиски ответов на вопрос о том, какими личностными особенностями обладает человек, склонный к лени, какие черты личности отличают его от неленивого. Так, Г. Мюнстерберг в числе особенностей ленивого подростка называет недостаточную развитость внимания и отсутствие упорства. Для преодоления лени необходима настойчивость. У нетрудолюбивых подростков слабо сформирована способность хотеть. Для них характерны повышенная внушаемость, невозможность установить прочный психологический щит против разных внешних воздействий. Нежелание прилежно учиться, скрупулезно выполнять задания также отличает склонных к лени от трудолюбивых. Вполне логично считать, что чем более тщательно выполняется работа, тем меньше шансов для появления лени [9].

Любопытна идея Е. П. Ильина, который полагает, что ленивый ребенок отличается, с одной стороны, неспособностью подавлять сиюминутные желания, регулировать свое настроение, с другой — негативизмом и упрямством, малодушием, а также страхом перед трудом, неверием в собственные силы. Последнее означает, что ленивые люди нуждаются в психологической поддержке, что ярлык «ленивый» может стать серьезным препятствием для адекватной самооценки [10].

Если говорить о ленивых подростках, то следует помнить о коренных преобразованиях структуры волевой активности и общей дисгармоничности их психического развития. В этом возрасте интенсивно развиваются системы саморегуляции и само-стимуляции. На фоне высокой общей активности, предельной критичности и выраженной реакции эмансипации внешний мир часто воспринимается подростками как угрожающий собственному «Я». Несовершенные механизмы волевой регуляции не позволяют должным образом воспринимать его требования, а главное — требования взрослых преодолевать возникающие препятствия. Это влечет снижение дисциплины и провоцирует упрямство. Поэтому подростки настойчивы в основном в тех случаях, когда работа интересная или позволяет удовлетворять их личные потребности. К тому же им свойственно переоценивать уровень развития своих волевых качеств.

Однако не только слабость механизмов саморегуляции отличает подростков, склонных к лени. Исследование, проведенное нами в одной из средних школ, позволило выявить личностные особенности подростков, склонных к лени и способных преодолевать ее. Оказалось, что одна из характерных черт ленивых подростков — общительность, стремление получать удовольствие от общения. Общение рассматривается ими как возможность расслабиться, снять напряжение. Вероятно, чем более ориентирован

подросток на общение, чем более он открыт для взаимодействия с другими людьми, тем менее значимо для него дело, тем больше он склонен верить в удачу и отвлекаться от достижения поставленной цели. В то же время ориентация на окружающих может быть и препятствием для развития лени. Это происходит при условии, когда вокруг подростка есть значимые люди (сверстники или взрослые), которые неравнодушны к его состоянию и интересам.

Следует обратить внимание еще на одну особенность личности ленивого подростка, а именно на независимость. Результаты нашего исследования показывают, что вероятность совместного проявления лени и свободолюбия достаточно высока. Подростки, склонные к лени, в большей мере стремятся к независимости, чем способные преодолевать лень. Если лень представляет собой реакцию протеста на внешнее давление или на обстоятельства, не устраивающие личность, то, вполне вероятно, что независимость только усиливает этот протест.

Установлена взаимосвязь склонности к лени и эмоциональной чувствительности. Оказалось, что более ленивы те, кто обладает низкой чувствительностью, кто не способен эмоционально реагировать на изменения окружающей реальности. Возможно, высокая эмоциональная чувствительность, отражающая большую гамму эмоциональных проявлений личности, в частности, стимулирует подростка к трудолюбию.

Вполне вероятно, что повышенная общительность, беспечность, выраженное стремление к независимости и импульсивность подростка сопутствуют проявлению лени. Целеустремленность, умение контролировать свое поведение и способность достигать цель вопреки внутреннему сопротивлению и внешним преградам, вероятнее всего, препятствуют развитию склонности к лени.

Своеобразную роль в развитии лени играет уровень интеллекта. Леность и повышенный уровень интеллектуальных интересов часто образуют одно целое. Понимание лени как праздности, как свободы и ярко выраженное позитивное отношение к данному феномену наблюдается у подростков с высоким уровнем интеллекта, развитым воображением и способностью к творческому осмыслению действительности. Для них леность — это, скорее, некая самостоятельно спланированная возможность проявить себя не в том, что задано извне, а в том, что хочется.

Даже если судить по немногочисленным исследованиям, то склонность к лени присуща не только подросткам, но и людям юношеского возраста и тем, кто переживает период ранней взрослости. По данным Н. В. Боровской, склонные к лени студенты отличаются малой настойчивостью в достижении цели, низким уровнем саморегуляции. Они ориентированы на избегание неудачи, у них меньше выражен мотив успеха, приобретения знаний и получения хорошей отметки, а также снижена потребность в активности. «Неленивые» студенты обладают противоположными чертами: значительной настойчивостью в доведении начатого дела до логического завершения, высоким уровнем саморегуляции, направленностью на достижение успеха, на приобретение знаний и меньшей мотивацией на избегание неудачи, большой потребностью в активности [11].

В зрелом возрасте лень может проявляться, например, в форме прокрастинации. Прокрастинация в наиболее общем смысле предполагает избегание действий или откладывание дел на неопределенный срок: на другой день, месяц, год и т. п. К прокра-стинаторам относят тех, кто склонен медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение работы на «потом» [8]. Хотя лень и прокрастинация считаются

далеко не тождественными понятиями, в основе последней все-таки лежат механизмы, во многом аналогичные тем, которые приводят к возникновению лени, в частности, нарушения мотивации и воли.

Конечно же, личностный портрет ленивого человека далек от завершения. Описанные в этой статье особенности, скорее всего, — эскиз. Тем не менее, разобраться в сути лени необходимо, чтобы как можно полнее раскрыть себя и реализовать свой жизненный потенциал в наше далеко не простое время.

Один из ключевых вопросов, который сегодня важен для решения проблем лени, связан с выявлением ее причин. Среди причин одно из первых мест занимает утрата смысла жизни. С точки зрения Э. Фромма, в ХХ в. характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка, на котором продаются не только предметы потребления, но и труд. Сам человек превратился в товар, и рассматривает себя, свою жизнь, свои способности и возможности как капитал, который необходимо выгодно продавать. Если, кроме рыночных проблем, человек не имеет никаких других интересов и сфер приложения своих сил, то он может утратить смысл жизни. Вследствие смыслового вакуума развиваются лень, скука и т. п. [12].

Развитие лени связано также с девальвацией интеллектуальных и физических усилий при достижении поставленной цели. Если опять обратиться к трудам Э. Фромма, то современный человек пассивен большую часть времени. Он «поглощает» мир, включая напитки, пищу, лекции, зрелища, кинофильмы. При этом процесс потребления отчужден от потребностей, поскольку в значительной мере определяется рекламой, ценностью вещной среды. Рекламой навязываются и когнитивные программы решения жизненных проблем. Как результат бессмысленности и отчужденности возникает стремление к абсолютному безделью и получению удовольствия [12].

Провоцирует развитие лени ориентация на получение готового продукта, а не на процесс его создания. Идеалом становится жизнь в соответствии с девизом известной фирмы «Кодак»: «Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное» [цит. по: 12]. Яркий пример тому — своеобразная информационная предприимчивость подрастающего поколения в «скачивании» из Интернета выполненных кем-то готовых рефератов, дипломов, даже целых исследований.

Среди причин лени имеет смысл упомянуть также соматические заболевания, невротические расстройства, переутомление, которые приводят к снижению энергетического тонуса, работоспособности и, как следствие, к появлению лени. К причинам лени следует отнести стиль жизни человека, его семьи и ближайшего окружения. Лень может быть обусловлена родительским воспитанием. Часто активность ребенка в детские годы блокируется гиперопекой родителей. Став взрослым, человек испытывает большие сложности в том, чтобы самостоятельно принять решение, взять ответственность на себя за совершенные поступки.

Перечень источников и смыслов лени может быть продолжен и распространен на многочисленные социальные, психологические и даже биологические факторы и условия, на нравственный и духовный смысл. Однако ключ к разгадке сущности лени и глубины ее проникновения в жизнь человека, вероятнее всего, надо искать в удовольствии, которое человек получает от этого состояния. Хотя сегодня вряд ли можно найти бесспорное определение понятия «удовольствие», все-таки следует иметь в виду, что удовольствие выражает положительный эмоциональный фон жизни человека при удовлетворении потребностей. Удовольствие близко по смыслу к счастью и нередко

отождествлялось с ним в разные времена, начиная с Эпикура и последователей его философии, представителей гедонизма. При таком подходе лень позволяет человеку пережить если не счастье, то позитивные эмоции от бездействия в стремительно мчащемся куда-то мире, от собственного покоя в суете человеческих отношений.

Проверяя идею соотношения лени и удовольствия, мы совместно с Н. В. Курча-новой провели исследование, в котором участвовали подростки в возрасте 10-14 лет. В ходе его установлено, что смысловые, рефлексивные характеристики лени, экспертные ее оценки со стороны учителей и ориентация подростков на получение удовольствия во время учебы и в других сферах жизни тесно взаимосвязаны. При этом некоторые корреляции подтверждают известные наблюдения, другие — дают основания для проведения дальнейших исследований. Вполне соответствует педагогическим и родительским наблюдениям корреляция, которая показывает, что если подростки рассматривают лень с нравственных позиций как нечто неприемлемое, то они получают удовольствие от учебы и от выполнения разных хозяйственных обязанностей дома, от общения. Важно и обратное: подростки, способные извлекать удовольствие от учебы, общения и домашней работы, рассматривают лень как неприемлемое для человека качество. Кроме того, подростки, которые склонны оценивать себя скорее как ленивых, чем трудолюбивых, не получают удовольствия от посещения школы, от большинства занятий в ней.

Можно отметить еще одну корреляцию: экспертная оценка лености подростков, которую давали им учителя, коррелирует с показателем удовольствия во время отдыха и развлечений. Возможно, учителя склонны считать учащихся ленивыми тогда, когда они не проявляют особой активности в школьных мероприятий и во время отдыха. По их мнению, если подросток не активен даже в развлечениях, то можно охарактеризовать его как ленивого.

Несколько неожиданной выглядит корреляция между показателем удовольствия во время выполнения разнообразных домашних дел и показателем самоидентификации с ленью. Чем больше подростки проявляют удовольствие в момент выполнения хозяйственных дел, тем больше они склонны идентифицировать себя с ленью. Казалось бы, проявление удовольствия в домашних условиях должно способствовать меньшему восприятию себя с позиции ленивого человека. В данном случае наблюдается обратное. Возможно, что подростки вне зависимости от трудолюбия в домашней сфере ощущают себя в целом достаточно ленивыми, что может быть следствием навешивания на них родителями и учителями ярлыка «ленивый».

Споры о сущности лени и причинах возникновения связаны прежде всего с многозначностью самого понятия «лень» и с длительным игнорированием необходимости изучения ее психологического содержания и поведенческих проявлений. Отметим, что в последнее время лень упоминается не только как «мать всех пороков», но и как «сестра всех достижений». Не случайно еще в старые времена считалось правилом хорошего воспитания научить ребенка тратить время, так как скука, лень — прекрасное средство для развития воображения. В чем-то сходный взгляд у И. С. Кона, когда он утверждает, что рефлексия, критическая переоценка ценностей, размышления о смысле жизни, как правило, связаны с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности [13]. Как отмечает И. Хофман, каждый человек рождается с определенным, свойственным только ему, запасом энергии. Если этот запас исчерпан, то срок жизни заканчивается. Возможно, что медленно живущий человек растрачивает свой ресурс не так быстро [14].

Практическая ценность лени заметно возрастет, если вспомнить своеобразный перечень технических изобретений, совершенных благодаря лени, например, появление «корректора», автомата «караоке», электронной почты и т. п. [15].

Вполне возможно предположение, что в информационном веке человек будет нуждаться в лени, а обучение лени может стать терапевтическим приемом. Из основ кибернетики хорошо известно, что при постоянном возрастании объема информации и высокой ее смысловой неопределенности возрастает энтропия, то есть количество беспорядка при возможности перехода, в конце концов, к полному хаосу [16]. Лень может восприниматься как способ упорядочивания собственного поведения и противодействия тенденциям внешнего и внутреннего беспорядка.

Можно ли противостоять лени? Этот вопрос задают себе многие. Наверно, у каждого, кто относил себя по тем или иным причинам к категории ленивых или склонных к лени, кто испытывал лень хотя бы эпизодически, существуют свои рецепты. Если обобщить эти рекомендации, то профилактика лени заключается в любви к людям и жизни, в чувстве жизни и отсутствии равнодушия к происходящему, в творческой активности и умении желать, в доверии к людям и себе, а главное в том, чтобы не откладывать на завтра то, что нужно было сделать еще позавчера.

Литература

1. Seymour Dana. An Annotated Bibliography of the Construct “Lazy”in Psychological Literature of the 20th Century. 2001. URL: www.carleton.ca, 2001 (дата обращения: 13.11.2010).

2. Брант С. Корабль дураков // Сакс Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1989. 478 с.

3. Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла. М., 1999.

64 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 2002. Т. 2. 779 с.

5. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

6. Михайлова Е. Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. 176 с.

7. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1999. 245 с.

8. Богданова Д. А. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции // Справочник практического психолога: Психодиагностика / под общ. рад. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. С. 594-619.

9. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 320 с.

10. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.

11. Боровская Н. В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2008. 21 с.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

13. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

14. Хофман И. Лень — залог долгой жизни. СПб.: ВЕСЬ, 2002. 160 с.

15. Изобретения, сделанные от лени. URL: http//vecher.od.ua/index.php?name=article&sid=2188&t heme=Printer (дата обращения: 02.12.2010).

16. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 480 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.