Научная статья на тему 'Лексическая концептуализация количества в современном английском языке'

Лексическая концептуализация количества в современном английском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степаненко Светлана Николаевна

The paper deals with cognitive specifity of lexical conceptualization of quantity in modem English. It focuses on the linguistic mechanisms participating in the formation of the conceptual content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexical conceptualization of quantity in modern English

The paper deals with cognitive specifity of lexical conceptualization of quantity in modem English. It focuses on the linguistic mechanisms participating in the formation of the conceptual content.

Текст научной работы на тему «Лексическая концептуализация количества в современном английском языке»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КОЛИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

С.Н. Степаненко

Stepanenko S.N. Lexical conceptualization of quantity in modem English. The paper deals with cognitive specifity of lexical conceptualization of quantity in modern English. It focuses on the linguistic mechanisms participating in the formation of the conceptual content.

Человека окружает материальный мир, предметы и объекты которого обладают, в том числе и количественными характеристиками. Понятие количества является центральным со времен античной философии. Древние философы, исходя из атрибутивного понимания количества, стремились определить его онтологические основания и установить характер взаимосвязи между категориями числа, величины и количества. Аристотель, например, полагал, что «всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина - если измеримо» [1]. Р. Декарт рассматривал количество как реальную пространственную и временную определенность тел, которая выражается через число, меру, величину [2].

Толкование понятия «количество» представляет собой некоторые трудности и для математики, что также связано с тем, что число определяется через понятие количества, а количество - через число.

Количество является объектом исследования и в других науках, изучающих человеческое мышление: психологии, психолингвистике, когнитивной психологии, эпистемологии, лингвистике и др.

На определенных этапах развития лингвистической науки исследователей привлекали разные аспекты языкового представления количества, на основе разнообразных методов анализа аккумулировались знания о природе и структуре количества. Одним из первых лингвистов, разграничивших количество в языке и в математике в рамках учения о системности языка, был И.А. Бодуэн де Куртенэ. Он предлагал искать соответствия чисто математической количественное™ (включающей в себя количественность размерную и пространственную; времени и длительности; числовую, а также интенсивно-

сти, степени) во всех областях языкового мышления [3].

Представители грамматического направления (В.В. Виноградов, П.П. Мещанинов, А.А. Реформатский, А.А. Шахматов и др.) изучали количество в пределах отдельных грамматических единиц и классов, исходя из принципов бинарности и маркированности. В рамках этого подхода рассматривается прежде всего грамматическая категория числа существительных, выражающая противопоставление единичного неединичному и отражающая объективно существующую единичность и множественность предметов. Однако нерешенным и необъясненным оставался ряд вопросов, касающихся функциональных характеристик языковых единиц, связанных с выражением количества (категория числа глагола, проблема согласования и рассогласования подлежащего и сказуемого в числе и др.).

На это впоследствии обратили внимание представители функционального подхода. Я.Г. Биренбаум, И.Б. Долинина, А.Е. Супрун,

З.Я. Тураева, А.А. Холодович, И.А. Черкасс, Ю.Н. Черникова, С.А. Швачко и др. анализируют количество в сфере имени и в сфере предикатов. В рамках функционального описания, интегрирующего разноуровневые

языковые средства на базе общности их функций, было установлено, что количество представляет собой категорию полицентри-ческого типа, функционально-семантическое поле которой формируется грамматической категорией числа, прежде всего существительных, а также именами числительными, количественно-именными сочетаниями, глагольными предикатами и др.

Представители школы «Логического анализа языка» (Н.Д. Арутюнова, С.А. Крылов, Б. Тошович и др.) проводят детальное типологическое исследование семантики ко-

личества, основываясь на логико-понятийном, теоретическом моделировании связи языка и познания. Однако исследователям, анализировавшим проблемы количества в рамках данного подхода, не удалось учесть многих свойств обыденного познания, связанных со спецификой восприятия количества. Кроме того, не были определены отличия между теоретическим и обыденным познанием различных количественных смыслов.

Существенные результаты, полученные предшествующими лингвистическими исследованиями в области изучения количества, создают предпосылки для постановки новых вопросов, связанных с изучением количества с иных теоретических позиций. Одним из таких вопросов, по нашему мнению, является вопрос о концептуальных основах представления количества в языке и роли самого языка как средства организации, обработки информации в процессе концептуализации количества, т. е. вопрос о том, какую роль играет язык в формировании концепта КОЛИЧЕСТВО, какие его уровни и как при этом задействуются.

В процессе жизнедеятельности у человека формируется система знаний о мире -концептуальная картина мира, которая состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции, сформированных различными способами. Концепты представляют собой абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления и которые отражают содержание человеческого опыта. Известно, что концепты, формирующие концептуальную картину мира, обнаруживают различную значимость для ее построения и функционирования. Наибольшую значимость для концептуальной картины мира и для формирования концептуального пространства языка имеют концепты ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ, ПРИЗНАК, ДЕЙСТВИЕ, КАЧЕСТВО и др., которые принято называть фундаментальными [4]. КОЛИЧЕСТВО также относится к числу фундаментальных концептов, что подтверждается наличием в языке разноуровневой системы средств его концептуализации.

Концепт КОЛИЧЕСТВО отражает некий абстрактный смысл, сформированный в сознании как результат концептуальной обработки знаний о количественных характеристиках действительности на основе конкрет-

но-чувственного опыта, практической, познавательной, научной, мыслительной деятельности, вербального и невербального общения, а также языка [5].

Анализ фактического материала показывает, что количество концептуализируется на разных языковых уровнях: морфологическом, лексическом, словообразовательном, синтаксическом и др. На каждом языковом уровне концептуализация имеет свою специфику, что дает основание рассматривать в дальнейшем не только особенности концептуализации количества языковыми средствами выделенных уровней языка, но и определить их соотношение в этом процессе. В данной статье остановимся подробнее на анализе роли лексического уровня в процессе концептуализации количества в современном английском языке.

Особенность лексической концептуализации заключается в том, что лексика отражает онтологию мира и результаты его познания человеком: знания конкретных предметов, явлений их характеристик и категорий [6]. Специфика концептуализации количества на уровне лексики заключается в том, что человек осмысливает количественные характеристики мира в его единичных объектах и понятиях. Процесс концептуализации количества на лексическом уровне языка связан с формированием представлений и знаний о количественных характеристиках естественных объектов и объектов внутреннего мира человека. Так, количественными признаками объектов реальной действительности могут быть названы те признаки, которые имеют количественные меры исчисления. К таковым относятся, например, количество объектов, меры измерения пространства (длина, ширина, высота, объем) и физических параметров объектов (рост, вес, возраст) и др.

Отмеченная специфика лексической концептуализации количества позволяет рассматривать лексические единицы разной частеречной принадлежности в качестве языкового механизма концептуализации количества.

Описать структуру и содержание концепта КОЛИЧЕСТВО на лексическом уровне можно через значения языковых единиц, репрезентирующих данный концепт, их словарные толкования и речевые контексты, т. е. с помощью концептуального анализа. Согласно методике концептуального анализа

характеристики концепта могут быть установлены двумя способами: от концепта - к языковым средствам его выражения и на базе их анализа - к реконструкции характеристик концепта, а также от выбранного ключевого слова, его семантики, контекстов его употребления - к реконструкции изучаемого концепта на основе этих данных. Исходной операцией концептуального анализа является выбор ключевого слова - имени концепта. Именем концепта КОЛИЧЕСТВО является слово - quantity, которое имеет следующие словарные толкования: an amount or a number of sth. [1]; the property of things that can be measured in some way (e. g. size, weight, number) [8]. На основе этих словарных толкований в содержании концепта КОЛИЧЕСТВО выделяются такие его характеристики, как number, measure. Данные концептуальные характеристики дифференцируются посредством единиц, соотнесенных с понятием общего количества и его частным проявлением: number - amount, unit, sum; measure -size, quantity, weight, length, depth, area, capacity [8].

Содержание концепта КОЛИЧЕСТВО, языковым механизмом концептуализации которого является имя существительное, составляют характеристики, актуализируемые за счет лексических единиц, которые в сознании говорящего соотносятся со счетом, с одной стороны, и с измерением, с другой. Например, в предложении The insurance company will refund any amount due to you [l] существительное amount является механизмом концептуализации количества, в содержании которого выделяется смысл ‘количество, сумма денег’.

Местоимения each other, one another как один из механизмов концептуализации количества на лексическом уровне актуализируют в его содержании концептуальную характеристику ‘участие в действии двух субъектов’, например, They looked at each other and laughed [1]. Универсальные местоимения all, each, both, either, neither, every, everything, everybody, everyone имеют значение количественное™ или «квантитативности с очень широкой отнесенностью», при этом они могут актуализировать содержательные характеристики ‘выделенность’, ‘единичность’,

например: Each of them kept silence; ‘обобщенность, всеохватность ситуации, напри-

мер: Everything looked awful [9]. Разделительные местоимения other и another актуализируют в содержании концепта КОЛИЧЕСТВО характеристики ‘выделенность из числа подобных’, ‘еще один’, а также ‘другой’, например: He asked me a question, then another [1]. Такие местоимения, как many - a large number of; much - a large amount of sth, (a) little - not much, (a) few - not many [1] и неопределенное местоимение some и его производные в содержании концепта КОЛИЧЕСТВО актуализируют характеристику ‘неопределенное число / количество’, например, Here are some of our suggestions [1].

К прилагательным, способным выступать в качестве одного из механизмов концептуализации количества, в современном английском языке можно отнести те прилагательные, которые актуализируют в содержании данного концепта характеристику ‘исчисление’: double, decimal, tripartite. Ко второй группе могут быть отнесены параметрические прилагательные short, long, great, big, wide, small, high, tall, wide, low, short, deep, thin, thick, которые концептуализируют количество, соотнесенное со значением размера, в связи с чем в концепте КОЛИЧЕСТВО выделяется содержательный характеристика ‘измерение’.

Еще одним механизмом концептуализации количества на лексическом уровне являются количественные и порядковые числительные, которые в силу своей семантики актуализируют соответственно содержательные характеристики ‘суммарность’, ‘общее число’, ‘единичность’, ‘место в счетном ряду’, так как последние указывают на порядок однородных, дискретных предметов, количественную определенность которых выражают количественные числительные.

Глагол в силу особенностей своей семантики реже других частей речи выступает в качестве механизма концептуализации количества. На основании анализа словарных статей глаголов, смысловые структуры которых соотнесены с лексическими средствами концептуализации количества, в содержании концепта КОЛИЧЕСТВО представляется возможным выделить количественную характеристику действия, например: to increase - to become or to make sth greater in amount, number, value; to decrease - to become or to make sth smaller in size, number, etc.; to

multiply - to increase or make sth increase very much in number or amount [7]. Напротив, глаголы типа to double - to become, or to make sth become, twice as much or many; to quarter - to cut or divide sth into four parts [7] и подобные в процессе концептуализации количества актуализируют в его содержании числовую характеристику действия.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что концептуализация количества средствами лексического уровня имеет свои особенности, так как она связана со способностью человека выделять ту или иную актуальную на данный момент количественную характеристику объекта или явления действительности, т. е. форматировать одно и то же концептуальное содержание по-разному.

Сопоставление лексических средств, представляющих собой языковые механизмы концептуализации количества, позволило выявить в содержании концепта КОЛИЧЕСТВО ряд характеристик: единичность,

множественность, исчисление, измерение и др., которые в каждом конкретном случае отражают содержательные характеристики имени концепта - quantity. Языковые механизмы концептуализации количества на лексическом уровне объединяются инвариантной функцией выражения количественного

значения посредством актуализации основных характеристик концепта КОЛИЧЕСТВО: число, мера, величина.

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1976. Т. 1. Метафизика. С. 164.

2. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 466-467, 360-361 и др.

3. Бодуэн де Куртенэ И.А. // Избр. труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2. С. 392.

4. Jackendoff R. Semantic Structures / Cambridge (Mass), 1990.

5. Болдырев H.H., Беседина H.A. // Изв. РАН. Сер. лит-ры и языка. 2007. Т. 66. № 1. С. 7.

6. Болдырев Н.Н. // Концептуальный анализ

языка: современные направления исследования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.С. Кубрякова. М.; Калуга, 2007. С. 99.

7. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. Oxford University Press, 2000. 6th edition.

8. The Advanced Learner’s Dictionary of Current English: в 3 т. / под ред. А. Харби. Ставрополь, 1992.

9. Кобрина Н.А., Болдырев Н.Н., Худяков А.А. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., 2007. С. 149.

Поступила в редакцию 14.06.2001 г.

ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Н.М. Кравцова

Kravtsova N.M. Evaluation categorization of person’s intellectual abilities in modern English. The article discusses the conceptual field of person’s intellectual abilities evaluation in English. Three groups of lexical units are distinguished: those which name abilities, those which evaluate person’s intellectual abilities positively or negatively, and those which give evaluation to one of intellectual characteristics. The article makes distinction between general and particular evaluation and emphasizes the speaker’s active role in the choice of means of its representation.

Взаимодействие человека с окружающим миром приводит к формированию ценностного видения его. Оценочный характер человеческого познания подчеркивается многими исследователями - Н.Д. Арутюновой, В.Н. Телия, Е.М. Вольф [1-3].

В связи с этим в рамках когнитивного направления Н.Н. Болдырев говорит об оце-

ночной концептуализации и оценочной категоризации как специфических процессах познания окружающего мира. Оценочная концептуализация рассматривается как «оценочное осмысление объектов окружающего мира и образование в результате этого оценочных концептов в нашем сознании», а оценочная категоризация как «группировка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.