Научная статья на тему 'Лекарственные растения в народной медицине украинцев Полесья (по полевым этнографическим материалам)'

Лекарственные растения в народной медицине украинцев Полесья (по полевым этнографическим материалам) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
3726
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕСЬЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Игнатенко (Колодюк) Ирина Васильевна

В статье, в основу которой положены полевые этнографические материалы автора, сделан анализ особенностей и специфики полесской этноботанической народной традиции. Рассмотрена категория трав, которые доминируют в лечении жителей Полесья. Показано, что среди лекарственных растений региона значительное место занимают ядовитые, а также широко используются смеси лекарственных трав. Проанализированы объективные хозяйственные и природно-климатические реалии, которыми определена локальная специфика лечения травами в Полесье. Также уделено внимание магическому аспекту при сборе лекарственных растений и приготовлении из них лечебных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекарственные растения в народной медицине украинцев Полесья (по полевым этнографическим материалам)»

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ УКРАИНЦЕВ ПОЛЕСЬЯ (ПО ПОЛЕВЫМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)1

Исцеление травами - одно из традиционных основных направлений народной терапии. Наблюдая за окружающей природой и накапливая знания о свойствах растений, люди на протяжении веков вырабатывали правила сбора, сушки, хранения и применения лекарственных трав. Биологически активные вещества образуются и накапливаются в растениях в определенные периоды их развития, поэтому и заготавливать их нужно точно в соответствующее время (Перевозченко 1995: 43). Заготавливали лекарственный материал в зависимости от того, какую часть растения считали целебной, -корни, листья или цветы. Листья обычно собирают перед цветением; подземную часть (корни, клубни) - осенью или ранней весной, когда у растения прекращается движение соков; кору же, наоборот, - во время движения соков, то есть весной; семена и плоды - в период созревания. Цветы рекомендуют собирать в начале цветения растений (Кархут 1973: 4).

В то же время следует отметить, что собирание лекарственных трав - «зелья», как говорят в Полесье, традиционно имело магическую окраску и приурочивалось к определенным календарным праздникам. Как отмечала исследовательница народной медицины

1 Статья является частью монографии, опубликованной автором на украинском языке (Колодюк 2006). Полевые материалы были собраны автором статьи в течение 2003-2006 гг. во время комплексной историкоэтнографической экспедиции, организованной Центром защиты культурного наследия при МЧС Украины под руководством главного специалиста МЧС Украины Р.А. Омеляшко, в частности: в 2003 г. - в селах Брусиловского и Попильнянского р-нов Житомирской обл., где проживают переселенцы из Народицкого и Овруцкого р-нов; в 2004 г. - в селах Андрушивского, Баранивского, Бердичевского, Житомирского, Новоград-Волынского, Ружинского, Черняхивского р-нов Житомирской обл., в которых проживают переселенцы из Овруцкого, Лугинского, Олевского, Народицкого, Коростенского, Емильчинского, Малинского, Полесского, Иванковского р-нов; в 2005 г. - в селах Лугинского р-на Житомирской обл. (II-I чернобыльские зоны); в 2006 г. - в селах Рокитновского р-на Ровенской обл. (II-I чернобыльские зоны).

З. Болтарович, в начале ХХ в. в Западном Полесье, частично Центральном и Восточном, лечебные зелья заготовляли накануне или в день Ивана Купалы (Болтарович 1986: 33). Еще одним днем, к которому приурочивалось собирание лекарственных трав, было 10 (23) мая - праздник святого апостола Симона Зилота (Золота, Злотника). Травы, собранные на Симона Зилота, считались в народе наиболее целебными (Борисенко 2000: 57). Особенно этот день был почитаем жителями отдельных местностей Центрального и Восточного Полесья (Болтарович 1986: 34). За травами ходили исключительно женщины (Дмитренко 2001: 14). На Киевщине, согласно записям М. Гайдая, процесс собирания лекарственных зелий заканчивался обрядовыми гуляньями (Гайдай 1927: 101). В Полесье почитались и другие праздничные дни, подходящие для сбора трав, в частности, Маковея и Спаса (Шкарбан 1997: 212), «переплавная среда» (четвертая неделя после Пасхи) (Дмитренко 2001: 14).

Объяснение приуроченности сбора трав к праздникам, возможно, заключается в том, что, согласно народным воззрениям, именно в этот период стирались границы между мирами.

Кроме праздников, полещуки (жители Полесья) советуют собирать зелье в среду или пятницу, мотивируя это тем, что это «женские» дни, являющиеся наиболее благоприятными для таких целей (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Стовпычне). Впрочем, нам удалось зафиксировать интересную информацию о том, что в пятницу травы лучше не собирать, так как именно в этот день «бабкі, коториєзнають, то все на п‘ятницю зсилають» (запис. в с. Г ородище от перес. из с. Стовпычне). Поэтому собранные в пятницу травы будут неэффективными в лечении, а то и навредят здоровью. Не рекомендовалось собирать целебное зелье в понедельник (Шкарбан 1997: 212). В то же время нами отмечены случаи, когда к делению дней на «плохие» и «хорошие» полещуки относились с сарказмом, объясняя это тем, что «у Бога всі дні однакові» (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне).

Большое значение при сборе трав имела фаза месяца. Наиболее благоприятным для этого было новолуние, считавшееся божественным, - житель Полесья, сняв шапку, кланялся молодому месяцу (Трусевич 1865а: 423). Современные жители региона также советуют приурочивать сбор трав к новолунию: «Як старий місяць, то воно не таке помочне, як од молодика» (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Омельники). В то же время некоторые из них считают, что зелье, наоборот, лучше собирать на старый месяц: «На сходніх днях, шобуже ця болезнь сходила, на молодику не треба» (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне).

Нынешние собиратели трав обращают внимание на экологические факторы, советуют производить сбор, «де чисто, де машини не ходять» (запис. в с. Пилипонка от перес. из с. Черво-носилка).

Практика сбора трав в определенный период обусловлена тем, что, по народным поверьям, следуя таким правилам, «дістанеш вельми пользітельне зілля» (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Межилиска).

Традиционно считалось, что травы можно собирать только до обеда: «Брать до дванадцяти часов, а познєй нельзя, бо тінь уже пішла. Видно чоловіка - зєллє ни в помоч» (Кравченко 1920: 145). Нами зафиксирована интересная информация о том, что собирать травы, а также начинать любую другую работу в двенадцать часов дня нельзя, так как «у цей час якраз саме приробляють» (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне). Поэтому собранная после полудня трава окажется вредной.

Полевые материалы автора и других собирателей, в частности, А. Шкарбана (Шкарбан 1997: 212), дают основания констатировать, что перечисленные выше традиции известны современным полещукам. Тем не менее, помня о давних обычаях сбора лечебных трав, они почти не выполняют их, объясняя это нехваткой времени: «Ну вообще повинні збирать, кажуть, до схід сонця. ... Я збираю, коли мені є час. В мене якесь хозяйство є, я не можу отак все кинуть і йти» (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Межилиска); «Колись, то це перед Тройцею, все в суботу, їздили трави збирать, а тепер, де йдеш да нападеш - да нарвеш» (запис. в с. Облитки от перес. из с. Звиздаль); «Ну в середу, як Трійця, треба, але я коли найшла, да й збираю» (запис. в с. Осывци от перес. из с. Быкив); «Саме найлучше збирать трави на Івана Купала. Уранці, рано, до обіда. Вообще зілля збирається до обіда. Збирається на молодику, а хто каже у третю середу послє молодика. Ну, я рву, як коли, коли надумалась, тоді і вирвала» (запис. в с. Морозивка от перес. из с. Заводне).

В Полесье существует обычай: собираясь идти «по траву», нужно взять с собой краюшку хлеба, соли и положить на то место, где росло растение. Иногда советуют класть и деньги: «Хоч треба покласти девіть грошиков за каждеє зєллє - на девіть ямок. Іще цілушички с хліба кладуть. Як на девіть поклала, то можна копать хоч і сто зєллів» (Кравченко 1920: 145). Объяснялось это по-разному: «шоб не зводилось зілля» (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Омельники); «шоб родило» (запис. в с. Осывци от перес. из с. Быкив); «шоб помогло» (запис. в с. Морозивка от перес. из с. Заводне); «ну так треба, платіть за зілля Божій Матері» (запис. в

с. Пилипонка от перес. из с. Червоносилка). Причем остерегались, чтобы положенные деньги никто не забрал (Давидюк, Давидюк 1999: 79). Во время сбора трав также «шептали», к примеру:

Добрий ден, тобі, зємля Зіна,

Шоб ти всякого зілля зароділа.

Пречиста Маті,

Поможи мені цього зілля нарваті І к чому приложу -Тому поможу.

І тобі, Мать Свята Земля,

Заплачу.

* * *

Господу Богу помолюся,

Матєрі Пречистой поклонюся.

Не йду я гуляти,

А йду я зіллячко рвати,

Котре сам Господь посадив,

Сам Господь розрєшив,

Божа Мати посадила,

А Ілля поливав Да нам помощ давав.

(запис. в с. Старосильци)

При сборе трав существовали и определенные табу. Например, собирать травы разрешалось только девочкам и женщинам старшего возраста, а женщинам «стирающимся», «цветущим» делать этого не полагалось (Болтарович 1986: 33). Ныне эти ограничения уже в прошлом. На вопрос, все ли могут рвать зелье, полещуки отвечали: «Усі, хто вміє, хай рве» (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Межилиска); «Усі, хто хоче, той собірає. Хто боліє, хто поні-має, кому треба, той і собірає» (запис. в с. Пилипонка от перес. из с. Червоносилка). Лишь изредка респонденты упоминали о таком табу, подчеркивая, впрочем, что оно уже не выполняется (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне).

Народные рациональные знания полещуков относительно сбора трав обнаруживаются и в соблюдении других предписаний. Так, наземные части растений советовали собирать в сухую погоду, при отсутствии росы. Объяснялось это тем, что в случае несоблюдения такого правила при сушке может произойти самонагревание растения, вследствие чего оно потеряет свои лечебные свойства. Сушить лекарственные травы нужно было в сухом, темном, хорошо проветриваемом месте, ни в коем случае не на солнце. До сих пор наиболее пригодными для хранения трав считаются сухие, хорошо проветриваемые помещения. Сохранять травы лучше всего в хлопчатобумажных мешочках, картонных или деревянных коробках,

выстланных чистой бумагой, а также в стеклянных банках с крышками. Срок хранения лекарственного сырья: трав - один год, плодов и семян - два года и больше. Из растений полещуки изготовляют разнообразные лекарственные препараты, в частности, внутреннего применения - отвары, настойки, соки, порошки; внешнего - в виде ванн, клизм, примочек, припарок, компрессов, мазей (Носаль, Но-саль 1965: 11-15).

Традиционно главное место в рациональном лечении населения Полесья занимают травы. Среди них хорошо известны и используются многими славянскими народами полынь горькая (Artemisia absinthium L.), мята (Mentha piperita), лопух (Arctium lappa L.), мать-и-мачеха (Tussilago farfara), золототысячник (Centaurium minus Moench), валериана (Valeriana officinalis), ландыш (Convallaria majalis), душица (Origanum vulgare L.), коровяк (Verbascum thap-siforme Schrad), тысячелистник («кровавник», «серпориз», «серпо-ризник») (Achillea millefolium L.), подорожник большой (Plantago major) и подорожник средний (Plantago media), вероника аптечная (Veronica officinalis L.), ромашка лекарственная (Matricaria chamo-milla L.), чабрец (Thymus vulgaris L.), толокнянка (Arctostaphylos uva ursi (L.) Spreng). Целебные свойства этих трав широко известны еще со времен Киевской Руси (Лахтин 1912: 79); упоминания о них встречаются во врачебных и хозяйственных руководствах (Шкарсью та господарсью порадники 1984: 71) и травниках (Потебня 1890).

Вместе с тем наиболее популярными, как отмечала З. Бол-тарович, в исследуемом регионе были, да и ныне остаются такие травы, как аир (Acorus calamus L.), зверобой (Hypericum perforatum L.), лапчатка прямостоячая (калган, дубравка, подд1бник) (Potentilla erecta L.), мелисса (Melissa officinalis L.), белена (Hyoscyamus niger L.), багульник болотный (Ledum palustre L.), купена лекарственная, чемерица (Veratrum lobelianum Bernh.), чистотел (Chelidonium majus L.). Интересной особенностью полесской народной медицины является применение ядовитых растений. Специфика полесского траволечения - также в широком использовании смесей лекарственных трав (Болтарович 1986: 36). Перечень трав второй группы обусловлен рядом факторов экологического характера. Поскольку растения очень тесно связаны с условиями существования, в процессе эволюции у них выработались определенные приспособления к окружающей среде: водо- и светообеспечению, торф-ности субстрата, химизму грунта и др. (Мшанецька 1995: 14). Климат Полесья умеренно теплый, влажный, мягкий на западе и умеренно континентальный на востоке, в целом благоприятный для лесной растительности (Величко 1999: 3), что и объясняет большую популярность лесных растений среди жителей региона. Достаточно

отметить, что на Украине растет свыше 25 разнообразных лиственных и хвойных пород деревьев, а наибольшие лесные массивы сосредоточены в Полесье (26,8 %) и Украинских Карпатах (42,0 %) (Кузнецова, Афанасьева 2000: 73).

Специфику полесской флоры предопределяют и грунты Полесья, подразделяющиеся на три вида: дерново-подзолистый, дерновый оподзоленный и дерново-глинистый. Первый развивался в наиболее благоприятных для лесной растительности условиях, второй - мало пригоден для лесов и занят травяной, преимущественно луговоболотной растительностью, третий подходит для трав (Величко 1999: 3).

На дерново-оподзоленных грунтах растут преимущественно такие травы, как аир, багульник болотный; на дерново-глинистых -мелисса, чистотел, белена, дурман, зверобой; на дерново-подзолистых преобладает лесная растительность, в т.ч. травы - дереза, толокнянка, лесные ягоды (земляника, черника, брусника), грибы.

Указанные экологические факторы определяют специфику полесской экосистемы, в частности флоры, и оказывают непосредственное влияние на формирование народных экологических и медицинских знаний.

Широко применяется в Полесье аир (лепеха, татарка, плешник, явор, ягур, піски). Его используют при заболеваниях желудочнокишечного тракта, головной и зубной боли; настоями и отварами промывают раны и гнойные язвы. Растение применяется как желчегонное средство. Аиром рекомендуют мыть голову, с корневищем делают ингаляции. Вдобавок он считается замечательным дезинфицирующим средством. Корень аира - один из важнейших компонентов смесей для ванн при лечении золотушных и рахитичных детей (Носаль, Носаль 1965: 23). Процедура лечения аиром сопровождалась магическими действиями. В частности, для приготовления отвара от головной боли стремились брать те растения, которыми устилали пол на Троицу. Mbi^ голову аиром советуют в среду или пятницу, при этом использованную воду нужно вылить через межу, а идя назад к дому, не оглядываться (Болтарович 1990: 91).

Мелисса, или лимонная мята. Народное название этого растения - маточник - по мнению M. Носаля, связано с тем, что употребляют его от болезней матки (Носаль, Носаль 1965: 81). Также мелиссу используют при лечении нервных болезней, спазмов желудка, вздутия живота, колик в кишечнике, и даже как средство от испуга, горя, тоски. Листья мелиссы прикладывают к ранам (Пастушенков и др. 1990: 34).

Издавна используется в Полесье толокнянка. Отваром из нее лечат воспаление почек, мочевого пузыря, используют при закупорке мочевыводящих путей. Растение является обязательным компонентом травяных смесей при лечении упомянутых болезней. Лист толокнянки содержит около 6 % гликозида арбутина, до 3,5 % метил-арбутина, а также дубильные вещества, органические кислоты, воск, смолы (Бондар и др. 2002: 20).

Большой известностью в Полесье пользуется зверобой (кри-вавник, кровавці, Ян-зілля (Болтарович 1990: 90); считается, что он излечивает 90 болезней (запис. в с. Лука от перес. из с. Рудня-Радовельская). Рассказывая о свойствах этого растения, полещуки говорят: «Звіробій дуже од усього добрий» (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Омельники). В приготовлении лечебного сбора зверобой почти всегда является обязательным компонентом: «Як без борошна хліба не спечеш, так без звіробою зільов не звариш»; «Всяке зіллє без звіробою, як страва без солі» (Болтарович 1986: 36). Зверобой эффективен при лечении женских болезней, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, воспалительных процессов, нарывов, чирьев (Носаль, Носаль 1965: 68).

«Дереза», согласно М. Носалю, - сугубо полесское название растения, используемого как внешне (присыпание опрелостей у детей, ранений, ожогов кожи, остановка кровотечения), так и внутренне (в виде отвара при болях, воспалении и спазмах мочевого пузыря) (Там же).

Широко известен в Полесье калган. В народном целительстве применяют его корневище, на котором делают водочные настойки и употребляют как вяжущее средство (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Межилиска). Кроме того, корень калгана считается эффективным средством от язвы желудка: его перемалывают и чайную ложечку этого порошка заедают сырым яйцом или коровьим маслом (запис. в с. Лука от перес. из с. Рудня-Радовельская).

Из ядовитых растений большой популярностью пользуется багульник болотный («багун», «багніца»), который применяют при лечении туберкулеза, диабета, болезней печени, дизентерии, экземы, бронхиальной астмы, головных болей, а также заваривают как чай при простуде. При ревматизме внешне применяли отвар багульника с чемерицей, копытнем и свиным жиром (Векірчик 1999: 14). Интересно, что багульник скармливают свиньям, «шоб не слабували» (запис. в с. Чернорудка от перес. из с. Лозница).

В Полесье употребляют еще одно очень ядовитое растение -купену лекарственную, применяемую при ревматических болезнях. Ее готовят в виде спиртовой настойки (натирают больные места) или как отвар для приема внутрь. Интересный способ при-

менения растения приводит М. Носаль: разрезанными корневищами девушки натирали лицо, чтобы свести веснушки, пятна. Кроме того, отвар корневища употребляется как болеутоляющее наружное средство (Носаль, Носаль 1965: 253).

Белена в народной медицине применяется при дизентерии, лихорадке, бронхите, спазмах желудка и кишечника, бессоннице, болезненных месячных и климактерических недомоганиях (Векір-чик 1999: 38). Учитывая, что белена очень ядовита, ее опасались употреблять в чистом виде, поэтому использовали как внешнее средство, чаще всего для растираний от ревматизма, в виде примочек при фурункулах. Смесью белены с табаком окуривали при зубной боли (Танский 1866: 200). На Ровенщине мы обнаружили сведения о том, что белена излечивает рак (запис. в с. Серники).

Чемерицу, столь же ядовитую, как белена, чаще всего употребляют наружно при педикулезе, чесотке, невралгических и ревматических болях, а также при болезнях кожи (лишаи, экземы) (Пастушенков и др. 1990: 238).

Об эффективности чистотела (цвінталія, бринзолія, цинедонія, кривавичник, ранник, жабська кров, молочай, путинник, зеленіца, дрестушка, серуха) при лечении кожных болезней было известно еще во времена Киевской Руси (Богоявленский 1960: 60). В средневековье чистотелом лечили не только кожные болезни, но и водянку, больную печень (Арнаутова 2004: 256). Растение широко используется в Полесье до сих пор, о чем, в частности, свидетельствуют разнообразие и многочисленность локальных названий. Употребляют чистотел как внешне (при бородавках, грибках, лишаях и других кожных болезнях), так и внутренне - при заболеваниях печени, болях в груди, одышке, кашле, простуде (Бол-тарович 1986: 36).

Дурман во многих случаях принимают как наркотическое средство при одышке, сильном кашле, эпилепсии, желудочно-кишечных болях (Векірчик 1999: 78). Из дурмана, корня живокости делали настойку на водке, которая, как считается, «на натираніє дуже добра» (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Омельники).

Рассказывая о лечебных свойствах трав, в частности ядовитых, жители Полесья предостерегают, что употреблять их нужно лишь в очень малых количествах (запис. в с. Головенка от перес. из с. Лозница).

Как отмечалось, применение смесей лекарственных трав является одной из особенностей полесской медицины. Такие рецепты можно найти в архивных материалах; это подтверждается также полевыми материалами автора и других собирателей.

При смешивании нескольких трав, считают полещуки, лечение будет более эффективным. Даже при купании младенца жители Полесья старались сделать купель именно из смеси лекарственных трав (Колодюк 2005: 49-50). Интересно, что, выбирая количество компонентов таких смесей, преимущество отдавали числам три, семь или девять; в любом случае число должно было быть непарным: «Бог любить Тройцу, то треба три зіллі або дев‘ять, не до пари, або сім, це воно лутше помогає» (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне). По рассказу одной респондентки, «треба взять семдесят зільов до кучи і купаться - всі хвороби лічить. Тільки треба сімдесят зільов, усяких, але різних. Усіх по-одному» (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне).

Особой популярностью пользовались такие смеси у женщин, делавших из них отвары в случае болезни «по женской части». В частности, при лечении женских болезней эффективен отвар, изготовленный из такой смеси трав: «вовконіг, п’ятипал, зміє-головнік, гусяча лапка, одна галузочка підкусника, кропива, цвіт білої акації» (запис. в с. Лука от перес. из с. Рудня-Радовельская).

Для этих же целей применяли отвар из мелиссы, маточника, ноготков (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне). При воспалении женских органов используют отвар из чистотела, белой акации, крапивы и ноготков (запис. в с. Лазаривка от перес. из с. Межилиска). Отвары ряда трав советуют употреблять внутрь, а также мыться ими при болезнях женских половых органов. В частности, это золототысячник (центурія, рута, цвінтура), тысячелистник (кровавник, серпоріз, серпоризнік), ромашка лекарственная (Matricaria chamomilla L.), зверобой (Hypericum perforatum L.), мелисса (Melissa officinalis L.). Например, отвар из тысячелистника рекомендуют при маточных кровотечениях. Также его рекомендовали пить роженицам в случае тяжелых послеродовых кровотечений, и девушкам, у которых задерживались месячные. Широко известны свойства ромашки, в частности, при лечении женских болезней и маточных кровотечениях. Душица имеет свойство продлевать месячные, хотя злоупотреблять ею не советуют, так как это может привести к осложнениям. Зная об этих свойствах травы, женщины использовали ее также для прерывания беременности. С этой же целью пили отвар из хвоща полевого. Напротив, свойство укорачивать месячные приписывают спорышу (Болтарович 1990: 85).

Отвары из смесей лечебных трав в Полесье широко используют и при лечении других недугов. В частности, от зубной боли спасались отваром из полыни, белены, корня аира: им поливали раскаленный камень и вдыхали пар, накрывшись дерюгой или овчиной (Ми-

хайлюк: 43). От болей в животе на Ровенщине советуют пить отвар из зверобоя, тысячелистника, мать-и-мачехи и золототысячника (запис. в с. Серники); от кашля - из чабреца, туи, мать-и-мачехи, земляники (запис. в с. Потивка от перес. из с. Рудня-Осошня); от болезней печени - из зверобоя, мать-и-мачехи и бессмертника (запис. в с. Городище от перес. из с. Стовпычне).

Для укрепления и роста волос рекомендуется полоскать их ромашкой с крапивой, тогда «коси будуть блистіть і переливаться» (запис. в с. Осывци). С этой же целью волосы моют тысячелистником (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Омельники). Смесь из череды, мяты, цикория, ромашки, чистотела, любистка, цветков пиона использовали для приготовления душистых ванн и купелей для грудных детей. Купали детей в травах также «от испуга» (в отваре аира болотного), от «криксів» (в отваре вероники дубравной); если ребенок был слабым, болезненным, его купали в череде (Шкарбан 1997: 211). Особенно эффективной считалась купель из коровяка (девясила):

«Колись моя мати, сама з Поліського (село в Овруцком р-не. -И.К.), а в її сестра там, вона родила хлопця. Каже, таке було дитя, шо мох по йому порос. Такеє - і коси і шкура поморщилась, хоч бери да на двір викинь його. А у нас баба була, шо знала всякі зілля. Вона й каже: «Пошлі зо мной раненько. Бери кусок хліба чи копійки». Оце коров’як є, шо два стеблі з одного виходить, а є - шо одне. Одне стебло, то на дівку, а як дві стеблі - то на хлопця. Вона каже: «Будешь купать цого. Якшо на добре, буде поправляться, а якшо на пагане - то умре. І тьотка решілась. І всьо! Зараз там такий, шо аж-аж!!!» (запис. в с. Хомутец от перес. из г. Олевск).

Жители Полесья традиционно наделяли травы не только лечебными, но и магическими свойствами. Бытовало, в частности, убеждение, что некоторые травы способны не только вылечить больного, но даже воскресить мертвого; отпереть любые замки и цепи (Трусевич 1865а: 423), спасти от дурного глаза и от всякой напасти; помочь понравиться руководству и даже выиграть дело в суде. Умение распознавать эти травы приписывали знахарям (Трусевич 1865б: 271).

Конечно, представления такого рода остались в прошлом; тем не менее, как показывают полевые исследования автора, жители Полесья доныне продолжают наделять некоторые травы магическими свойствами. Например, освященной травой чабреца окуривают дома, когда что-то «пугает» или «кажется», отвар из василька дают пить от испуга и «дання» (запис. в с. Жовтневе от перес. из с. Рудня Повчанская). С этой же целью применяют веро-

нику лекарственную («воронец»), предварительно настоянную на воде или водке, или на свекольном квасе (Шамраевский 1862: 277).

Б. Гринченко приводит интересное свидетельство о способе гадания с помощью растений: «Нарить трейчи по девъять гиллючок глоду и звары, якщо вода буде сива, - хтось скоро умре, а якъ вода буде жовта, то вси будуть живі» (Гринченко 1901: 44). Магическими свойствами наделялись «щенец» (герань луговая Geranium pratense), бедренец-камнеломка (Pimpinella saxífraga L.) и «тоя» (туя западная Thuja occidentalis L.). Эти растения использовали как обереги от «живых мертвецов»: «Ось як, напрімєр, як дівка з хлопцем гуляє, да чи вона помре чи він, да ходить одне до другого... то кажуть: «шоб не щенець, не бедренець і не тоя, то була б дівка моя». Його даже рвуть і под голови кладуть. Тоя - це вже шоб не підкралось зле» (запис. в с. Хомутец от перес. из с. Калиновка).

Аналогичные свойства приписывали дикорастущему маку (мак-выдюк), которым обсыпали порог дома, когда кто-то из покойников «приходил» или что-то «пугало». Следует отметить, что такие представления были присущи не только жителям Полесья (Чу-бинский 1872: 80).

В любовной магии большой популярностью пользовался ятрышник (Orchis L.). Слово ^rchis» по-гречески означает «мошонка», «ядро». Знаток лекарственных трав М. Носаль предполагал, что знахари на Волыни использовали клубни ятрышника от полового бессилия и как возбуждающее средство (Носаль, Носаль 1965: 87). Указанное свойство травы подтвердила автору этой статьи жительница Полесья, «разбирающаяся в зелье». От импотенции она советует употреблять отвар из клубней, причем его нужно делать на молоке. После употребления такого лекарства, уверяет она, мужчина будет «рабочий і в постелі годний» (запис. в с. Лука от перес. из с. Рудня-Радовельская). Следует отметить, что роль объективных признаков растений (их цвет, запах, вкус, форма) имели важное значение в формировании цели их применения в народной медицине (Колосова 2005: 450). В данном случае ятрышник, корневище которого напоминает по виду мужские гениталии, используют как приворотное зелье, а также от полового бессилия и бесплодия.

Интересно, что в научной медицине клубни ятрышника используют для изготовления лекарства, употребляемого только как противоядие (Мамчур 1986: 178). Как видим, в народной медицине функции трав существенно расширены по сравнению с официальной.

В этноботанической традиции жителей Полесья известны несколько видов трав, которые освящали в церкви, а потом украшали

ими дом, двор. Это мята, барвинок, ромашка, рута, зверобой, любисток, аир болотный (татарка).

Следует отметить, что в Полесье широко бытует легенда о цвете папоротника, зафиксированная исследователями ХІХ в. (Чубинский 1872: 77-79). Папоротник, по народным представлениям, цветет в ночь на Ивана Купалу. Чтобы заполучить его цвет, нужно выдержать в эту ночь множество испытаний. Подобные повествования и сегодня можно услышать в Полесье:

«Колись же воли держали. Десь у дядька пропали воли. Пішов він шукать, а тоді сильно велика гроза була. Як папороть цвіте -сильно велика гроза. Він шов по лісі, а в постолях же колись ходили. Шов, і в постоли набралось, бо його так ніколи не побачиш і не збереш, тільки в таку ночь... Він найшов свої воли і як зілля потрусив, то він забагатів і став добре жить» (запис. в с. Хомутец от перес. из г. Олевск).

«Колись баба наша розказувала, шо дід колись в ліс пошли, і тут хмара така і почав дощ. А колись ходили в постолях. Понакручують онучі, да в постолях ходили. Дід узяв сокирку і пошов: часом чи вовка стріне, це ж ліс. А блискало, а блискало і гриміло страшно. Вон пошов по лісі і ходив по той папоротнік, а кажуть, шо така та папорна ночь, шо то гримить, да гримає так крепко... це, большенство, буває на Петра, ну, кажуть, шо вона саме та папороть цвіте. Ну, он походив по тому лісі і прийшов. І впала ота квітка туди, у тії волоки. І він прийшов дудому, розувся і тут квітку приніс дудому. До, кажуть, шо він знав усе: як корови говорили, уся птіца, кури - усе, шо вони говорать» (запис. в с. Лысивка от перес. из с. Великие Клещи).

Обобщая сказанное, отметим, что лекарственные средства растительного происхождения и ныне пользуются популярностью среди жителей Полесья. И хотя эта область народной культуры характеризуется широким спектром общеукраинских черт, она тем не менее отмечена определенной региональной спецификой, особенно четко прослеживающейся в рациональном лечении. В частности, определенные категории полесских трав в лечении местных жителей доминируют. Среди лекарственных трав региона значительное место занимают ядовитые. Широко применяются смеси лекарственных растений, количество компонентов которых варьирует от трех до семидесяти. Такая региональная специфика обусловлена рядом факторов экологического характера, которые определяют специфику полесской экосистемы, в т.ч. флоры, и оказывают непосредственное влияние на формирование народных экологических и медицинских знаний.

Литература

Арнаутова 2004 - Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: антропология болезни в средние века. СПб., 2004.

Богоявленский 1960 - Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-

XVII вв.: Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960.

Болтарович 1986 - Болтарович З.Є. З народної медицини українців Полісся // Народна творчість та етнографія. 1986. № 2. С. 32-38.

Болтарович 1990 - Болтарович З.Є. Народна медицина українців. Київ, 1990.

Борисенко 2000 - Борисенко В. Традиції і життєдіяльність етносу: на матеріалах святково-обрядової культури українців. Київ, 2000.

Бондар, Терлецький, Філіпенко 2002 - Бондар О.І., Терлецький В.К., Філіпенко А.Б. Зелена аптека Полісся. Луцьк, 2002.

Величко 1999 - Величко В.А. Грунтовий покрив Українського Полісся як зонально обумовлений природний комплекс, його діагностика та класифікація: Автореф. дис. ... канд. с.-г. наук. Харків, 1999.

Векірчик 1999 - Векірчик К.М. Отруйні лікарські рослини. Київ, 1999.

Г айдай 1927 - Г айдай М. Про «зільницький» обряд і сполучені з ним пісні // Етногр. вісн. 1927. Кн. 3. С. 95-101.

Гринченко 1901 - Гринченко Б.Д. Из уст народа. Чернигов, 1901.

Давидюк 1999 - Давидюк В., Давидюк Г. Народна медицина та ветеринарія Волині // Берегиня. 1999. № 3. С. 77-87.

Дмитренко 2001 - Дмитренко А. Збирання трав і архаїчні елементи світогляду поліщуків // Етнічна історія народів Європи: Зб. наук. праць. Київ, 2001. Вип. 11. С. 14-19.

Кархут 1973 - Кархут В.В. Ліки навколо нас. Київ, 1973.

Колодюк 2005 - Колодюк І. Вірування, пов’язані зі збором лікарських трав та їх застосування в родильній обрядовості українців // Етнічна історія народів Європи: Зб. наук. праць. Київ, 2005. Вип. 20. С. 49-54.

Колодюк 2006 - Колодюк І. Народна медицина у традиційній культурі українців Центрального Полісся (остання чверть ХХ - початок ХХІ ст.). Київ, 2006.

Колосова 2005 - Колосова В.Б. Роль признака в формировании цели применения растения в народной медицине. // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докл. СПб., 2005. С. 450.

Кравченко 1920 - Кравченко В. Звичаї в селі Забрідді та деяких недалеких від цього села місцевостях Житомирського повіту на Волині. Житомир, 1920.

Кузнєцова, Афанасьєва 2000 - Кузнєцова Т.В., Афанасьєва І.Ф. Екологічні проблеми використання лісових ресурсів Українського Полісся // Матеріали міжнар. наук.-практ. конф. «Природні ресурси, екологія та охорона здоров’я Полісся». Луцьк, 2000. Вип. 3. С. 73.

Лахтин 1912 - Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности. М., 1912. (Записки Московского археологического института. Т. 17).

Лікарські та господарські порадники 1984 - Лікарські та господарські порадники XVIII ст. Київ, 1984.

Мамчур 1986 - Мамчур Ф.І. Довідник з фітотерапії. Київ,1986.

Михайлюк - Михайлюк В.К. Збірник фольклорних та етнографічних матеріалів. Рукописные фонды Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Национальной Академии Наук Украины. Ф. 14-3. Ед. хр. 71. С. 43.

Мшанецька 1995 - Мшанецька Н.В. Аналіз флори Малого Полісся (Україна) (з використанням комп’ютерних баз даних): Автореф. дис. ... канд. біол. наук. Київ, 1995.

Носаль, Носаль 1965 - Носаль М.А., Носаль І.М. Лікарські рослини і способи їх застосування в народі. К., 1965.

Пастушенков и др. 1990 - Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пас-тушенков В.Л. Лекарственные растения. Использование в народной медицине и быту. Л., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевозченко 1995 - Перевозченко И. Забытые и современные целебные травы. К., 1995.

Потебня 1890 - Потебня А. Малорусские домашние травники и лечебники

XVIII ст. // Киевская старина. 1890. Т. 28. С. 1-51.

Танский 1866 - Танский И. Село Локотки (Глуховского уезда) // Зап. Черниг. губ. стат. комитета. Чернигов, 1866.

Трусевич 1865а - Трусевич И. Зилле: Предания, поверья, пословицы и песни жителей Полесья // Киевлянин. 1865. № 107. С. 423-424.

Трусевич 1865б - Трусевич И. Знахари, ведьмы и русалки: Предания, поверья, пословицы и песни жителей Полесья // Киевлянин. 1865. № 69. С. 271-272.

Чубинский 1872 - Чубинский П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-русский край. Материалы и исследования в 7 томах, собранные П. Чубинским. СПб., 1872. Т. 1.

Шамраевский 1862 - Шамраевский А. Статистическое описание Бобро-вицкой дачи // Памятная книжка Черниговской губернии. Чернигов, 1862.

Шкарбан 1997 - Шкарбан А. Народна медицина Київського Полісся // Полісся України: Матеріали іст.-етногр. дослідж. Л., 1997. С. 204-216.

Пер. с укр. яз. Н. Шевчук

Ключевые слова: Полесье, лекарственные растения, народная медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.