Научная статья на тему 'Легитимация и делигитимация региональных элит в России в контексте информационной безопасности: кластерный анализ'

Легитимация и делигитимация региональных элит в России в контексте информационной безопасности: кластерный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / ПРАВЯЩИЙ РЕЖИМ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Губин Михаил Алексеевич, Скиперских Александр Владимирович

В данной статье произведён кластерный анализ легитимации и делегитимации российских региональных элит в контексте информационной безопасности. По мнению авторов, именно информационная безопасность в настоящий момент может представлять собой наиболее значительный вызовов для легитимности региональных элит. В этой связи перспективы властных позиции в российских регионах во многом связываются со способностью обеспечить безопасность регионального информационного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легитимация и делигитимация региональных элит в России в контексте информационной безопасности: кластерный анализ»

УДК 323.396

ГУБИН М.А., Легитимация и делегитимация СКИПЕРСКИХА.В. региональных элит в России

в контексте информационной безопасности: кластерный анализ

В данной статье произведён кластерный анализ легитимации и делегитимации российских региональных элит в контексте информационной безопасности. По мнению авторов, именно информационная безопасность в настоящий момент может представлять собой наиболее значительный вызовов для легитимности региональных элит. В этой связи перспективы властных позиций в российских регионах во многом связываются со способностью обеспечить безопасность регионального информационного дискурса.

Ключевые слова: власть, легитимность, легитимация, делегитимация, безопасность, правящая элита, правящий режим, кластерный анализ.

Процесс легитимации и делегитимации власти характеризует не только бытие власти на федеральном уровне. В полной мере это распространяется и на региональное измерение политики, относясь к воспроизводству и функционированию региональных элит. Вопросы признания и подтверждения права на принятие политических решений и осуществление политических действий всегда были актуальны для политических элит в российских регионах. Включённость региональных политических элит в реальный политический процесс не может не связывать их обязательствами по осуществлению легитимационных процедур, равно как и федеральную элиту. Вместе с политической легитимацией в российских регионах происходит осуществление контроля над информационным пространством - взаимозависимость легитимности региональных элит и информационной безопасности в регионе находит вполне чёткие установления. В данной статье предпринимается попытка разобраться в проблемах информационной безопасности, стоящих перед региональными российскими элитами.

Специфика российских условий начиная с периода президентства Б. Ельцина во многом благоприятствовала созданию в некоторых российских регионах мощных инкум-бентов, в рамках которых региональный политический истеблишмент практически самостоятельно решал проблемы легитима-

ции. Два президентских срока В. Путина и президентство Д. Медведева значительно изменили конфигурацию циркуляции элит в российских регионах. Появление процедуры назначения губернаторов, изменение принципа формирования Совета Федерации ФС РФ, становление института продления полномочий, а также ряд других изменений объективно ослабили аппаратный вес губернаторского корпуса в России.

Данная конъюнктура в значительной мере способствовала концентрации внимания региональных элит на проблемах легитимации в субъектах РФ. Важнейшим критерием эффективности губернаторских команд выступают высокие экономические и социальные показатели уровня жизни в своих регионах. Губернаторы и региональные элиты заинтересованы и в высоких личных рейтингах - в определённом смысле правящему истеблишменту субъектов РФ принципиально демонстрировать федеральным контролирующим органам свою незаменимость. В свою очередь, это не может не согласовываться с проблемой информационной безопасности региона, потому как контроль над информационным пространством субъекта РФ, по сути дела, предоставляет реальные возможности для эффективной легитимации региональных политических элит. Наоборот, в случае актуализации угрозы информационной безопасности вероятна активация делегитимационных процес-

сов, приводящих к распаду власти, который, по мнению Н. Лумана, может быть вызван "потерей функциональности и явной неэффективностью"1. Действительно, значительные изменения в региональных политических раскладах на рубеже 90-х-2000-х гг привели к смещению акцентов и выборов правящей российской элиты.

Особенности процессов легитимации и делегитимации региональных элит корреспондируются с их способностью контролировать информационное поле региона. В свою очередь, возможность осуществлять влияние в регионе связывается с доминирующей дефиницией регионального политического режима. Практики политических процессов в российских регионах подтвердили наличие двух сценариев отношения региональных элит к информационной безопасности.

Сценарий 1. В ситуации доминирования авторитарных тенденций регионального режима информационная безопасность может поддерживаться в течение определённого времени, гарантируя тем самым успешность легитимационных процессов. В полной мере это подтверждается на примере тех субъектов, где не происходили элитные циркуляции, где губернаторский аппарат стабилен, а вокруг губернатора создан ореол незаменимости. В настоящий момент к подобным субъектам РФ можно отнести, в частности, Республику Татарстан - М. Шаймиев, Республику Мордовию - Н. Меркушкин, Кемеровскую область - А. Тулеев. Информационное пространство указанных субъектов РФ является прерогативой политических проектов губернаторских элит, что существенно понижает перспективы несанкционированного вторжения в него других политических акторов. Данный сценарий может означать, что в ряде субъектов элиты вовлечены в бизнес-структуры или снискали доверие губернаторов. Подобные связи значительно усиливают в контексте информационной безопасности как фигуру главы субъекта, так и политический истеблишмент, ориентированный на него. Необходимо отметить, что подобный опыт может привести и к таким последствиям, когда даже смена главы региона не будет означать серьёзных изменений сфер влияния в регионе. Их легитимность будет во многом, однако, зависеть от того, насколько активно интересы новой власти будут представлены в региональном информационном пространстве2.

Сценарий2. В ряде субъектов РФ наблюдается относительно конкурентное противостояние региональных элит, что имеет "на выходе" вероятность угрозы информационной безопасности правящей региональной элите. Конкурентность может провоцировать региональную оппозицию на репрезентацию определённых стратегий собственной легитимации и делегитимации действующего губернатора и его команды. В условиях современной России важнейшим ресурсом оппозиционных элит в регионе является информационный, означающий их доступ в информационное пространство, способность его контролирования и перезагрузки. Если оппозиционная элита реализует свои притязания в информационном пространстве региона, то за этим следуют делегитимаци-онные процессы, означающие уход правящей региональной элиты с политической авансцены либо её переход в оппозицию.

В этом смысле является показательной информационная война в Ставропольском крае, итогом которой стала отставка губернатора А. Черногорова. Делегитимации губернатора предшествовала мощная информационная атака, во время которой был поднят вопрос о строительстве водопровода в станицах, пострадавших от наводнения.

Информационную безопасность регионов можно связать с репрезентацией ряда сценариев, демонстрирующих готовность сопротивления региональных элит различным вызовам, имеющим как эндогенную, так и экзогенную природу. Наиболее оптимальным решением в данном случае, на наш взгляд, мог бы стать кластерный анализ, позволяющий рассмотреть информационную безопасность как источник легитимации и делегитимации региональных элит в совокупности различных политических ситуаций и факторов, определяющих их. Для анализа нами были определены 4 кластера.

1. Результаты федеральных избирательных кампаний как показатель информационной безопасности региона.

2. Информационная безопасность инициатив федеральной власти.

3. Информационная безопасность региона в перспективе легитимации региональных политических элит.

4. Информационный ресурс региональной власти как гарантия эффективности легитимационных процедур.

Осуществлённый кластерный анализ отчётливо демонстрирует, откуда могут исходить основные вызовы информационной безопасности региональных элит.

Кластер 1. Результаты федеральных избирательных кампаний как показатель информационной безопасности региона.

Легитимация и делегитимация региональных политических элит в контексте информационной безопасности тесным образом связывается с возможностью последних обеспечить необходимый результат во время избирательных кампаний. Непременной составляющей эффективности губернатора является популярность в регионе "Единой России". Высокие проценты, полученные за "Единую Россию" в регионе, подчёркивают работоспособность административной вертикали. В свою очередь, это возможно лишь в случае сохранения контроля над информационным пространством региона. Запредельно высокие результаты по голосованию за правящую партию складываются в тех регионах, где политическое участие оппозиции сопряжено с большими рисками и проблемами. Ряд губернаторских отставок в современной России можно рассмотривать в связи с неудачами "Единой Росссии", поскольку ответственность за итоги голосования несёт лично губернатор (Иркутская область - А. Ти-шанин, Псковская область - М. Кузнецов).

Всё это иллюстрирует ситуацию, при которой легитимность власти может соотноситься с её эффективностью. В случае утраты эффективности (в нашем случае способности обеспечить высокий процент за правящую партию) губернатор рискует потерять власть в субъекте. Как известно, федеральная власть выработала особый механизм назначения и отстранения губернаторов, что во многом мотивирует губернаторов быть эффективными, в том числе и в контексте федеральных избирательных кампаний3.

Кластер 2. Информационная безопасность инициатив федеральной власти.

В российской политической истории взаимоотношений федеральной и региональной власти есть случаи, когда делегитимацию региональных элит принято рассматривать в контексте "утраты доверия" со стороны президента. Политические ситуации в ряде субъектов подтверждают, что политические действия губернаторских команд могут всту-

пать в противоречие с притязаниями российских правящих элит и конкретно президентской элиты. В середине 2000-х гг были запущены механизмы отстранения от должности целого ряда губернаторов с формулировкой "утрата доверия". Энергетический кризис в Корякском АО, вызвавший назидания со стороны жителей округа, подрывал информационную легитимность не только администрации округа, но и федерального центра. Как итог - отставка губернатора В. Логинова и возбуждение уголовных дел против его заместителей. Похожая ситуация имела место в Ненецком АО, когда уголовное дело было возбуждено непосредственно против губернатора В. Баринова4.

В ряде случаев информационная безопасность инициатив федеральной власти могла вступать в противоречие с отдельными представителями российского губернаторского корпуса, известными своими симпатиями к идеологии, вступающей в противоречие с инициативами президента. Отставки губернаторов в некоторых субъектах РФ были вызваны именно данной причиной. Федеральная власть здесь напрямую связывала перспективы информационной безопасности того или иного региона с конкретным губернатором и его командой. Так, Ю. Лодкину (Брянская область) и В. Стародубцеву (Тульская область) напомнили про поддержку ГКЧП в 1991 г, а Н. Тихонову (Ивановская область) - доминирование в регионе "левых" настроений.

В условиях новой системы власти губернаторов не принято рассматривать как самостоятельных игроков, политические устремления которых редко вступают в конфликт с интересами других могущественных политических акторов. Губернаторы представляются всего лишь одной из инстанций в системе власти, жёстко организованной и подчинённой центру. Некоторые губернаторские отставки были вызваны срывом кампаний по слиянию субъектов РФ, к примеру, В. Логинов. В случае с А. Бариновым, имеющим определённое препятствование объединению Ненецкого АО с Архангельской областью, эксперты отмечают, что губернатор определённым образом затруднял развитие в регионе таких игроков, как "Роснефть" и "Лукойл".

Легитимация региональных элит в современной России непосредственным образом связана с интересами крупного бизнеса. Это подтверждает О. Крышта-новская, отмечая постепенное увеличение в региональных инкамбентах представителей крупного бизнеса5. Индикаторы информационной безопасности региона чутко улавливают практически все нюансы взаимоотношений между крупным бизнесом и региональной властью, поэтому для последних важно создать максимум условий для крупных экономических игроков, став гарантией их спокойного и уверенного развития. Возможно, именно данные предпосылки легитимации региональных элит работают в случае таких субъектов, как Волгоградская область, Вологодская область, Омская область, Томская область, Республика Саха(Якутия)и др.

В период президентства В. Путина информационная безопасность регионов требовала наведения порядка в регионах, что предусматривало вертикализацию политических дискурсов в субъектах РФ. В целях предупреждения вызовов информационной безопасности в регионах РФ наметилась тенденция легитимации генералов и представителей силовых структур. Масштабность данного процесса не замедлила сказаться на появлении исследований, пытающихся объяснить его причины и определить перспективы6.

Проблемы информационной безопасности особенно актуальны для регионов Северного Кавказа. Процессы циркуляции элит здесь происходят достаточно часто, равно как и смены глав субъектов, свидетельствуя о высоком конфликтогенном потенциале региональных политических процессов, о бескомпромиссности политической оппозиции. Стоит вспомнить, скольким покушениям подвергался бывший президент Республики Ингушетия М. Зязиков, чтобы почувствовать серьёзность намерений оппозиции. Но это также свидетельствовало о том, что президент Ингушетии не обладает высокой популярностью в регионе, где без неё нельзя обойтись. В определённом смысле касаясь существования темы информационной безопасности в республике, Д. Бадовский отметил, что

"ситуация в Ингушетии сложная, и события там давно находились за гранью политических процессов"7. Назначение силовика Ю.-Б. Евкурова в период президентства Д. Медведева продолжает политику федеральной власти по сохранению национальной безопасности страны.

В данном случае легитимность главы региона корреспондируется с его способностью решить проблему сохранения целостности Российской Федерации, обеспечивая поддержку и понимание в своём субъекте инициатив Президента и Правительства РФ. Непопулярный лидер региона подрывает авторитет и федеральной власти - подобная зависимость как раз и объясняет логику делегитимации региональных элит во имя более высокой цели - безопасности и целостности информационного пространства РФ.

Кластер 3. Информационная безопасность региона в перспективе легитимации региональных политических элит.

Перспективы легитимации региональных политических элит непосредственным образом зависят от восприятия их деятельности различными референтными группами. Важное место здесь принадлежит общественному мнению. В условиях, когда просчёты региональных элит могут нести угрозу легитимности президентской власти, вопрос информационной безопасности регионального политического пространства приобретает для губернаторских элит чуть ли не ключевое значение. Вопрос сохранения информации в тайне, элиминация свободного доступа к её структуре предстаёт как необходимая функция избегания рисков для власти.

Как известно, именно региональные власти амортизируют общественное недовольство политикой государства. Поэтому в целях минимизации рисков политической делегитимации региональная власть может отображать политическую реальность в более выгодном для себя свете. Специфика политического процесса в ряде субъектов РФ такова, что невыгодные интерпретации деятельности как региональных, так и федеральных элит могут практически не иметь информационной поддержки. Так, жители п. Матырский Липецкой области провели 30.11.2008 г. митинг протеста против заг-

рязнения атмосферы стекольным заводом и проекта дальнейшего развития особой экономической зоны под названием "Липецк". Была перекрыта трасса Липецк - Грязи. Также была перекрыта железная дорога, в результате чего на 35 минут был задержан фирменный поезд Волгоград -Санкт-Петербург. В результате произошли столкновения пикетчиков с ОМОНом8. Акция не получила освещения в федеральных СМИ. Власти Липецкой области сумели сделать проблему информационно закрытой, хотя проблема как таковая не исчезла.

В тех регионах, где есть оппозиция, имеющая выход на федеральный уровень, шансы на то, что подобные акции будут услышаны в СМИ, достаточно велики. В качестве примеров можно привести акции протеста автомобилистов в Приморском и Хабаровском краях, забастовку водителей маршруток в Оренбурге9. По свидетельству издания "Коммерсант", во время волнений в Приморье "местные телеканалы загодя крутили ролик с записью выступления губернатора Приморья Сергея Дарькина, призывавшего граждан "не поддаваться на провокации" и не участвовать в акциях "неких политических сил, которые зарабатывают очки, спекулируя на интересах людей".

Некоторые авторы рассматривают перспективы легитимации региональных элит как наращивание ценностной составляющей структуры легитимности. При этом решающую роль может играть различные мифологизации. Конфигурация информационного пространства в ряде субъектов выстраивается именно на подобной основе10.

Среди отечественных исследователей существует взгляд на легитимацию региональных элит и в контексте непосредственно информационной составляющей. Перспективы легитимации и делегитимации региональных элит зависят от готовности региона быть реальным субъектом единого информационного пространства РФ. В то же время, по мнению И. Арсентьевой, "разный уровень не только подготовки специалистов, но и развития телекоммуникационных сетей" в субъектах РФ позиционируется как серьёзный вызов информационной безопасности РФ в целом11.

Кластер 4. Информационный ресурс региональной власти как гарантия эффективности легитимационных процедур.

В современных условиях развития политических процессов информационный ресурс выполняет важную задачу легитимации политической власти. Наблюдается это и на уровне субъектов РФ, где успешность легитимации региональных элит находится в прямой зависимости от контролируемости информационного пространства региона при помощи тех средств, которые находятся под их непосредственным управлением.

Очевидно, что региональным элитам помимо обеспечения обычных функций по наполнению информационного пространства региона необходима и узнаваемость. Региональные элиты посредством собственных информационных ресурсов делают максимум для личного присутствия в выгодных планах, выливающихся в перспективу политической легитимации.

Для многих субъектов РФ стало обычной практикой представлять жителям регионов рейтинги присутствия региональных политиков в новостных информационных блоках. Анализ подобного материала, преимущественно публикуемого в подконтрольных региональным администрациям СМИ, даёт основания для оценки возможностей тех или иных политических акторов, помогает увидеть их перспективы как легитимации, так и делегитимации, прямо либо косвенно высвечивая особенности существующей конкуренции за право влияния на региональный политический процесс. Как правило, лидерами подобных рейтингов являются губернаторы, после которых следуют другие узнаваемые политики - председатели областных заксобраний, мэры столиц субъектов РФ, вице-губернаторы, депутаты-единорос-сы и т.д. Например, бессменным лидером липецких рейтингов является О. Королёв12. В издании "Металлург" - ресурсе ОАО "НЛМК" могут присутствовать другие расклады, впрочем, не предлагающие аудитории принципиально иной картины влиятельности внутри региональной элиты13. Анализ подобных рейтингов позволяет сделать вывод о том, что оппозиция в них не представлена, что минимизирует риски вторжения в

информационное пространство компрометирующего материала.

Нужно признать, что интересы оппозиции слабо выражены в текстах СМИ и в других регионах. Исключение могут составлять лишь политические ситуации в тех субъектах, где репрезентируется модель "сообщества элит", где губернаторская элита не выглядит консолидированной. В таком случае ещё могут иметь место практики существования СМИ как рупора оппозиционных акторов, задача которых фокусируется на решении задач по делегитимации губернатора и его команды. Ярким подтверждением нашего предположения может быть деятельность такого издания, как "Новые колёса" в Калининградской области, для которого была характерна достаточно жёсткая критика назначенного губернатора Г. Бооса. Угроза региональным элитам может исходить и от СМИ, имеющих федеральную поддержку и известность и позиционирующихся как оппозиционные. Например,летом 2009 года несколько номеров "Новой газеты" были посвящены налоговым декларациям губернаторов. Репортажи журналистов не ограничивались статистическими данными, предоставляя читательской аудитории информацию о теневых секторах губернаторских экономик, находящихся в распоряжении их семей и клиентелл.

Региональные политические процессы содержат и такой опыт предохранения от делегитимационных вызовов, как изъятие тиражей газет из продажи, выяснение отношений с журналистами, лишение периодических изданий лицензии, запрещение издаваться на территории субъекта и т.д.

Немаловажной задачей по раскрытию выгодных для региональных элит имиджевых планов может являться попытка наращивания внешней легитимности - стремления увеличить собственную узнаваемость за пределами своего региона. Особенно это представляет интерес для молодых губернаторов, для новых членов команд, стремящихся расширить горизонты собственной узнаваемости. Назначенный недавно псковским губернатором координатор молодёжной политики "Единой России" А. Тур-чак посетил лагерь "Гвардия - 2020", расположенный в Липецкой области. Регио-

нальный канал "Липецкое время" показал об этом репортаж 10 августа 2009 г., взяв крупным планом псковского губернатора. Правда, тут же после этого внимание было акцентировано на липецком губернаторе, выступление которого было показано в гораздо большем временном отрезке. Приблизительно в эти же дни в Нижнем Новгороде проходил хоккейный турнир на приз губернатора Нижегородской области В. Шанцева, транслируемый федеральным каналом "Спорт". Многие губернаторы - частые гости популярных телепередач (КВН), важных спортивных и культурных мероприятий, политических ток-шоу - возможность выхода на федеральный телевизионный уровень всегда создаёт благоприятные перспективы достижения легитимности. Подобные примеры отчётливо демонстрируют постоянный и активный поиск региональными элитами различных стратегий утверждения и политической легитимации не только в своих регионах, но и за их пределами.

В то же время наращивание внешней легитимности может иметь и вполне определённый порог Интересно, что, за исключением бывшего губернатора Самарской области К. Титова, в России никогда не было кандидатов на пост президента. Данная практика в каком-то смысле говорит о чётком разделении территорий влияния. Федеральные элиты чётко встроены в институты федеральной власти, что позволяет им самостоятельно решать вопросы ротации элит.

Увеличивают эффективность легитима-ционных процессов региональных элит и тематические выпуски в ключевых федеральных изданиях, формирующих образы и метафоры региональной политики на уровне федерального центра. В частности, соответствующие проекты осуществляют российские издания "Коммерсант" и "Коммерсант-Власть". Представительства наиболее брэндовых СМИ РФ функционируют практически в каждом регионе, тем самым заполняя их информационное поле. То же самое можно сказать и про политику российских телеканалов, ресурсы которых находятся в распоряжении правящих элит в регионах. Легитимационные процессы региональной власти с участием телеканалов протекают с большей эффективностью ввиду

объективных способностей телевидения оперативно зеркалить/искажать региональный политический процесс. В период волнений в Приморье по поводу увеличения пошлин на автомобили с правым рулём губернатор С. Дарькин немедленно использовал имеющиеся в своём распоряжении информационные телевизионные ресурсы, что определённым образом могло снизить конфликтность выступлений оппозиции, лишив её поддержки части общественности.

В современных условиях развития политических процессов легитимация региональных элит не обходится без участия такого информационного ресурса, как сеть Интернет. В полной мере это относится и к региональной политике, приобретающей виртуальное измерение, где границы публичного и частного выглядят достаточно условными и нестабильными.

В настоящее время для огромного количества людей образ субъекта РФ связывается с его электронным разрешением. В этой ситуации информационная безопасность приобретает принципиально новое измерение. Сейчас деятельность региональных политических истеблишментов широко представлена на официальных сайтах субъектов РФ. В то же время оппозиционные акторы в регионах реализуют стратегии собственной политической легитимации и делегитимации правящих элит посредством данного ресурса.

Предвосхищая легитимационные процедуры, региональные власти заинтересованы в обратной связи со стороны населения, потому как информационные продукты ориентированы прежде всего на него. Нарушение данного обмена может вести к делегитимации региональных элит, "к вакууму на информационном поле, возможному проявлению противоречий и конфликтов. Доверие населения к местным органам власти может быть достигнуто в том случае, если власть будет стремиться предоставлять объективную информацию, обеспечивать открытость своей деятельности"14.

Таким образом, необходимо отметить, что региональные элиты являются гарантами информационной безопасности в субъектах РФ.

1 Луман Н. Власть. М., 2001. С. 130.

3 Это подтверждается опросами общественного мнения, которое явно склоняется в пользу доверия к бывшему губернатору. Таким образом, информационная безопас-

ность, от которой зависит устойчивость позиции А. Козлова и его команды, испытывает делегитимационные вызовы. См.: Новый Орёл. 2009. № 49. С. 3.

3 Lipset S.M. Political Man. The Social Bases of Politics. Baltimor, 1981. P. 64.

4 Тирмастэ М.-Л. Делу ненец // Коммерсант-Власть. 29.05.2006. № 21.

5 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 356-359.

6 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005; Рябов А. Генералогия // Профиль. 2003. № 9. С. 12; Скиперских А.В. Легитимация генералов в российской политике конца 90-х гг. XX в. // Материалы II Всероссийской конфереции "Nobless Oblige: Военные в традиционной культуре Старого света: жизнь, окружение, нравы". Орёл, 2004. С. 153-157.

7 Эксперты: отставка Зязикова была способом решить проблемы Ингушетии // http:// www.rian.ru/politics/20081030/154142315.html

8 Гарр Т. Почему люди бунтуют. СПб., 2005. С. 245.

9 ОМОН пресек новую акцию протеста автомобилистов Владивостока // http://www.newsru. com/russia/21dec2008/dar_print.html, Массовая акция протеста во Владивостоке. Главное требование - отставка правительства // http://www. newsru.com/russia/15mar2009/hg_print.html, В Хабаровске в акции протеста приняло участие более 300 человек // http://www.svobodanews.ru/ content/transcript/477879.html; Оренбург. Массовая забастовка работников транспорта //http:// www.kavkazcenter.com/russ/content/2009/07/21/ 66913.shtml

10 Тяжлов И. Перекати- пошлины. Новые акции протеста автомобилистов прошли по всей России // http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?DocsID=1098046&print=true

11 Как выстраивается информационное пространство с учётом религиозных мифологизаций на примере Белгородской области. см. Реутов Е.В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. Белгород, 2007. С. 133-135.

12 Издания взяты выборочно, но это не меняет суть проблемы. Подобные еженедельные рейтинги не являются каким-то откровением для региональной политики. См.: Липецкая газета. Итоги недели / 10.1 1.-17.11.2008. № 12. С. 11; Липецкая газета. Итоги недели / 17.11.- 24.11.2008. № 13. С. 14.

13 В период начала кампании по выборам в Липецкий областной Совет, совпадавшей с выборами липецкого мэра, рейтинг возглавил действующий мэр г. Липецка М. Гулевский. См.: Металлург. 09 июля 2006. № 32. С. 5.

14 Шустеров Д.М. Средства массовой информации в региональном социально-политическом процессе современной России / Авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. Орёл, 2009. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.