Научная статья на тему 'Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека'

Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5468
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ И СОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВОКАЛОТЕРАПИЯ / PHYSIOLOGICAL MECHANISMS / MENTAL AND SOMATIC CONDITION / VOKALOTERAPI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринцов Михаил Иванович, Серебрякова Елена Андреевна

В статье анализируются физиологические механизмы влияния человеческого голоса (пения) на психическое и соматическое состояние человека. Изложены практические рекомендации по организации вокалотерапии. Адресована статья специалистам в области психологии, дефектологии, психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека»

УДК 159.922

М. И. Гринцов, Е. А. Серебрякова

ЛЕЧЕНИЕ ПЕНИЕМ КАК МЕТОД ГАРМОНИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье анализируются физиологические механизмы влияния человеческого голоса (пения) на психическое и соматическое состояние человека. Изложены практические рекомендации по организации вокалотерапии. Адресована статья специалистам в области психологии, дефектологии, психотерапии.

Ключевые слова: физиологические механизмы, психическое и соматическое состояние, вокалотерапия.

Abstract. In the article the physiological mechanisms of influence of human voice (singing) are analysed on the mental and somatic condition of man. Practical recommendations are expounded on organization of vokaloterapii. The article is addressed to the specialists in area of psychology, defektologii, psychotherapy.

Keywords: physiological mechanisms, mental and somatic condition, vokaloterapi.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

От Иоанна. 1:1,2

Славьте Господа на гуслях,

пойте ему на десятиструнной псалтири.

Пойте Ему новую песнь;

пойте ему стройно, с восклицанием,

Ибо слово Господне право, и все дела Его верны. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

Псалом Давида 32:2-4, 60

Младенцы поют и отзываются на музыку до того, как научатся говорить; они двигают своими ручками и ножками в такт мелодии. Разными движениями они выражают радость и боль.

Психологические, педагогические и медицинские исследования подтверждают, что человеческий голос и музыка могут быть причиной стабилизации или дестабилизации психофизиологических процессов человека. Гармонизацию психофизиологического и духовного состояния человека способны вызывать пение, музыкальная деятельность, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку. В процессе музицирования активизируется творческая активность и самостоятельность человека, значительно оживляется сфера эмоциональных переживаний. Это способствует улучшению его психического самочувствия: отвлечению, развлечению, освобождению от внутреннего напряжения и тревоги; достижению эмоциональной разрядки и духовного очищения. Психолого-педагогические, логопедические и клинические сур-дологические исследования показывают, что при прослушивании певцов с хорошим голосом (Г. Отс, Д. Хворостовский, Н. Басков и др.) у человека

возникает способность не только легко и свободно говорить, легче возникают новые ассоциации, улучшается способность к решению сложных задач.

История. Современная прикладная психология и клиника располагают широким арсеналом средств воздействия на психическое состояние человека. Кроме медикаментозных, существует арсенал методов психотерапевтического воздействия. В этом арсенале особое место занимают методы активной вокальной, хоровой и музыкальной терапии. В средние века музыку относили не к искусствам, а к наукам: она входила в начальный образовательный минимум (арифметика, астрономия, музыка и геометрия).

Проблему влияния музыкального искусства на человека не обходил стороной ни один из выдающихся философов. Пифагор, Платон и Аристотель указывали на профилактическую и лечебную силу музыки. Пифагор ввел понятие «эвритмия», что означает способность человека находить верный ритм в пении, танце, игре, речи, жестах, мыслях, действиях, в рождении и смерти.

Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Б. Т. Лихачев и другие отмечали, что музыка-мелодия и ритм способны регулировать отношения не только между людьми, но даже между государствами. Психологи и нейрофизиологи (Г. Гельмгольц, И. Догель, В. М. Бехтерев, В. Леви, Е. В. На-айкинский, А. Н. Леонтьев, Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, И. А. Вартанян,

A. Л. Готсдинер, В. Н. Мясищев, В. И. Петрушин, Л. Л. Бочкарев) отмечали большой потенциал активизации функций головного мозга в результате прослушивания музыки. Педагоги и музыканты (Я. А. Коменский, К. Орф,

B. Вюнш, Ш. Сузуки, В. Г. Граф, Д. К. Кирнарская, Л. В. Куриленко,

Г. М. Цыпин) отмечали улучшение социализации личности в результате музыкального воздействия. Представители медицины (Гиппократ, Б. Петровский, З. Майорова, Е. И. Громов, А. А. Коротаев, В. Николаев, С. С. Юдин,

В. А. Лебедев, В. Б. Полякова) видели в музыке оздоравливающее начало.

Во многих странах в средние века женихов для невест выбирали по голосу - сильному, звонкому, крепкому. Шаляпин говорил: «Петь надо - как говоришь, но говорить-то надо правильно. Песня может исправить даже горбатого. Русские люди поют песню с самого рождения - от колыбели. Поют всегда. В поле, у речки, на сеновалах, за лучиной... Люди пели, возвращаясь с работы, с длительных походов. Одержим был песней русский народ. Великая в нем бродила песенная мощь.» [1].

Звукообразующий комплекс человека. Для того чтобы все мышцы, участвующие в звукопроизношении «настроились» на гармоничное пение, необходимы определенные упражнения. Кроме мышц голосообразующего аппарата, в голосообразовании принимают участие: m. sternocleydomasto-ideus; m. digastricus ossis hypoglosii; m.obliquus abdominis anterior; m. latissimus dorsii. Предложенный в статье метод лечения пением направлен на включение в «работу» тех мышц, которые обычно «простаивают» или действуют неправильно, искажая функции внутренних органов. Неправильное пение (или прослушивание такового) способно приводить к усилению дисгармонии межмышечной координации.

Генетика. Специалисты утверждают, что из сотен мировых языков только итальянский и славянские наиболее певучие, красивые и гармоничные. Считается, что по этой причине за пределами ареалов этих этносов и не рождаются певцы мирового масштаба. Родной язык закладывается на генетическом уровне, на уровне души. Да, знать языки совсем неплохо. Даже нуж-

но! Но к чему может привести «всеобщая англизация» славян? У англичан совершенно другая звуковая матрица, другой строй языка, совершенно иная дикция. Результат может быть следующим: с потерей собственного языка человек теряет и душу. Возможен и промежуточный вариант: и «свое» потеряем и «чужого» не приобретем.

Механизм действия звуков на органы человека. Ритм и гармония - это способы структуризации пространства. По одним и тем же законам гармонии построена вся Вселенная. Одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, законов, по которым движутся планеты. Человеческий организм представляет собой биоаку-стический орган, при помощи которого происходит резонансная настройка внутренних органов на гармоничное взаимодействие. Произносимые человеком звуки в зависимости от высоты (частоты), силы и других акустических характеристик по-разному влияют на функции внутренних органов. С помощью произносимого звука можно влиять на внутренние органы, обладающие гладкими мышечными волокнами. Звуковая вибрация активизирует гладкомышечную мускулатуру желудка, кишечника. Звук, мелодия способны приводить к гармонизации работы внутренних органов [2].

Саногенные механизмы вокального и хорового пения. Человек давно интуитивно понял важность правильного звучания голоса. Люди издавна собирались вместе и пели хором. Хоровое пение способствует резонансной самонастройке голосов певцов даже со слабовыраженными вокальными данными. Правильное звукообразование хора настраивает эффективную работу певческого аппарата каждого хориста. Гармоничная работа мышц, участвующих в голосообразовании, производит настройку ритмики ряда внутренних органов. Громкое звучание множества голосов приводит к вибрации внутренних органов у певцов и у слушающих их. Изучением механизмов влияния голоса человека на психологическое и соматическое состояние занимается наука - остеофония.

При пении происходит удаление молочной кислоты и других метаболитов, расширяются сосуды, снижается артериальное давление.

В сказке К. Льюиса «Хроники Нарнии» Великий Лев Аслан песней творит мир. Отечественный исследователь Каролис Динейка в своем труде [3] предложил использовать звукодвигательные упражнения для воздействия на определенные органы-мишени. Им экспериментально установлены определенные параметры голоса, которые в наибольшей мере имеют своей «мишенью»: сердце, легкие, желудок, печень. Идея «ставить» голос больному человеку для улучшения функций его же внутренних органов возникла в 1974 г. Такой комплекс звуковых упражнений исследован и предложен к практическому применению А. Поповым [4].

Восприятие человеком акустических колебаний происходит путем трансформации звуковых колебаний в электрические импульсы в Кортиевом органе слуха. Превратившись в электрический импульс, «голос» человека попадает в корковые слуховые и слухоречевые поля своего или головного мозга (при помощи речи) другого человека. Диапазон «слуховых» частот составляет от 10-16 до 16000 Гц. Диапазон электрофизиологической активности головного мозга составляет от 0,1 до 50 Гц. 16000 Гц звуковых колебаний превращается в 50 Гц электрической активности. Происходит трансформация и «сжатие» колебаний: ~16000 : 50 = 320 раз. Все богатство тембров человече-

ского голоса трансформируется в полосу электромагнитных частот всего от

0,1 до 50 Гц. Механизмы такой «сжатости» электромагнитных колебаний в электроэнцефалограмме человека представляют собой немалую загадку.

Концепция интегративной медицины предусматривает энгергоинфор-мационный гомеостаз в биологических динамических системах (БДС). Его нарушения проявляются в асимметрии соотношения электропроводности биоактивных точек (БАТ) меридианов. Процессы гармонизации БДС возможно регулировать при помощи методов звуковой рефлексотерапии. Гармонизация зависит от благозвучия (консонантности) звуковых интервалов, соответствующих соотношению резонансных частот семи основных интервалов музыкальной гаммы по шкале И. Кепплера [5].

Здоровый организм является источником физиологических электромагнитных колебаний. Все системы организма излучают собственные резонансные частоты. В случае заболевания патологические органы (системы) начинают излучать несвойственные для них (патологические) частоты и патологическую мощность. Поскольку дисгармоничные колебания патологического процесса имеют электромагнитную природу, то возможна их электромагнитная (биорезонансная) коррекция. В 1977 г. немецкий исследователь Б. Моге11 впервые дал обоснование методики биорезонансной терапии (БРТ). Заключается она в следующем: и здоровые клетки (системы), и больные излучают электромагнитные колебания. Эти электромагнитные параметры здорового и больного человека при помощи электромагнитных датчиков можно записать на носителях. Любую фазу электромагнитного излучения представляется технически возможным «разобрать» на детали и ими манипулировать. Б. Моге11 установил, что лечить болезнь возможно при помощи противоположно направленных по фазе электромагнитных импульсов. Поскольку электромагнитные колебания каждого человека имеют электромагнитную природу, то передавать их можно по кабелю. Созданы приборы, в которых поступающий электромагнитный импульс от больного органа (системы) преобразуется в обратные по полярности импульсы, которые можно «вернуть» тому же пациенту по второму кабелю. Возвращенный импульс можно усилить или ослабить. Его можно регулировать. Возвращенный «исправленный» импульс передается пациенту тут же и организм (орган, система) начинают работать: и под влиянием больного импульса, и под влиянием «исправленного» - здорового импульса. Лечебный процесс приобретает вид «конкуренции» за клетки (органеллы), органы (системы) организма. Продолжительность и количество сеансов зависит как от заболевания, так и от технологии БРТ. Таким путем метод БРТ позволяет исправлять патологические процессы на здоровые [6].

Метод Б. Моге11 в настоящее время усовершенствован:

а) БРТ собственными электромагнитными колебаниями - эндогенный принцип;

б) БРТ «чужими» электромагнитными колебаниями, или электромагнитными колебаниями после электромагнитной «доработки», «доводки».

На практике это может выглядеть как собственное пение или прослушивание чужого голоса. В настоящее время существуют психотехнологии, в которых при помощи голоса организм настраивается как рояль, входя в резонанс с самим собой, вызывая у тела правильные вибрации.

«Не всякому духу верьте»: апостол Павел.

Паногенетические механизмы пения. «Вирус голоса». Метод БРТ позволяет установить, насколько «свое» пение на данном этапе заболевания полезно или небезопасно для собственного здоровья. «Опасность» собственного голоса может происходить от «заражения собственного голоса чужим вирусом». В подобных ситуациях предписывается «собственное молчание» и прослушивание чужого оздоравливающего голоса. Плохо говорящий человек способен запустить резонансные механизмы дезинтеграции внутренних органов у слушающего его человека, Косноязычный болтун способен вызвать расстройство не только рассудка у здорового человека, но и функции кишечника у слушающего.

Нарушение законов Вселенной превратит космос в хаос так же, как нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека.

В древнем Китае композитора, написавшего «неправильную» музыку, казнили. Всем известен случай, когда выпущенный в Японии мультфильм, озвученный «неправильным» композитором, вызывал приступы судорог у многих детей. Проблема обсуждалась в масштабах всей Японии. «Произведение» запретили, признав его опасным для здоровья детей.

В 1994 г. термин «вирус голоса» зарегистрирован официально наряду с понятием «вирус компьютерный». «Вирус голоса» представляет собой программу, резонансным путем активирующую такую же программу другого человека, у которого произошло нарушение гармонии звуковых рядов. «Вирус голоса» - это матрица другого организма. Голос другого человека поражается «вирусом» по механизмам резонанса. «Вирус голоса» истребляет в человеке естественное желание петь. Этот вирус делает его носителя агрессивным, суматошным. Особо опасен «вирус голоса» для детей. У детей исчезает желание петь. У детей и подростков, игнорирующих пение, наступает задержка развития взаимоотношений между слуховым и голосообразующим аппаратами. Такая патофизиологическая ситуация не способствует развитию высших психических функций. Давно доказано, что уголовная лексика, бранные и непотребные слова ведут не только к психологической ущербности, но и к хроническим соматическим заболеваниям.

В сцене прощания И. Сусанина с жизнью в лесу Федор Шаляпин вошел в роль Сусанина столь глубоко, что ощутил дыхание своей смерти. Тут же, на сцене, продолжая исполнять арию Сусанина для зрителей, Ф. Шаляпин стал бороться за свою собственную жизнь. Исполнение этой арии стало для него уроком на всю жизнь. Факт ощущения смерти заставил артиста разрабатывать методику «независимости собственного сознания» от «сознания» личности исполняемой роли. А после исполнения арии Мефистофеля Ф. Шаляпин тут же, даже не всегда дав распоряжение относительно полученных букетов цветов, направлялся исповедоваться в церкви - очищался от скверны. Всегда. Вдохновенный «захват» чужой программы (матрицы) в сценической роли может оказаться «смертельным захватом» в реальной жизни исполнителя.

В трагедии Шекспира «Ричард III» заложен колоссальный потенциал зла. Среди смельчаков-исполнителей партии Глостера долгожителей не отмечено. Немногие исполнители соглашаются на эту роль. Для того чтобы вывести кого-то из ада, необходимо самому побывать в этом аду. Не всякому исполнителю дано оттуда вернуться.

При прослушивании певцов с расстроенным голосом (голосом с хрипотцой от злоупотребления спиртными напитками и табакокурением), у че-

ловека, прослушавшего это пение, наступает нарушение и слуха, и речевого произношения, наступает эффект отупения [1]. Именно хриплый голос и манера исполнения В. Высоцкого перестройщиками были использованы как «vox populi» в создании атмосферы распада общественного сознания. Хриплые, кричащие с надрывом голоса субкультуры «попсы» обладают способностью включать центры страха, беспокойства, тревоги, вызывать не только депрессии различного уровня, но и соматические нарушения. При этом у человека происходят, на первый взгляд, необъяснимые поведенческие нарушения. У человека, прослушивающего певцов такого стиля исполнения, достоверно чаще возникает потребность в лекарствах, появляется тяга к алкоголю, никотину, наркотикам. Разрушительный потенциал субкультуры «попсы» не стоит недооценивать. Она является обязательной компонентой в создании проте-стных настроений в обществе. Именно этот эффект смятения, неуверенности, растерянности спецслужбы успешно используют для «запуска» уличных беспорядков, различных «перестроек» и «цветных» анархических настроений и революций в социуме. Поток вселенской дисгармонии приравнивается к звуковому мусоропроводу.

В одном из английских приютов для бездомных бродячих собак было проверено влияние различной музыки на поведение животных. Животных принуждали слушать музыкальные произведения - от классики до тяжелого рока. Легкая музыка, «попса» и песни на собак не оказывали особого действия. Произведения Вивальди, Моцарта, Грига и Чайковского вводили собак в умиротворенное состояние: они спокойно растягивались на полу, некоторые даже засыпали. «Тяжелый металл» выводил собак из себя: они выли, лаяли, метались в клетках, становились агрессивными и даже искусывали друг друга, у многих нарушался аппетит, вылезала шерсть.

Эффективный метод активной музыкотерапии - индивидуальное и хоровое пение. В процессе пения активизируются все важнейшие психофизиологические системы человека. Пение представляет собой мощный оздоровительный фактор организма поющего и слушающего. Пение - это не только дыхание в биологически заданном ритме, благотворно сказывающемся на работе многих систем организма. Метод индивидуального лечебного пения (вокала) состоит в том, что с больным разучиваются вокальные упражнения, хоровые партии, любимые песни, вспоминаются «старые мелодии». Через выбор песни часто выясняется внутренний конфликт больного, идентифицирующего себя с лирическим героем песни. Под влиянием занятий пением у больных возникают ассоциации, которые оживляют положительные, а нередко и отрицательные воспоминания прошлого. Важно выяснить характер эмоционально-значимых связей, обусловливающих воздействие вокальных произведений, что позволяет избегать их отрицательного воздействия на личность больного. Для достижения психотерапевтического эффекта особое внимание уделяется тому, чтобы в пении получали художественное выражение только положительные эмоции больного. Положительные эмоции стимулируют процесс закрепления нужных певческих автоматизмов, ускоряют процесс освоения учебного материала, помогают поющему избавиться от мышечных (и психологических) зажимов, повышают тонус голосовых связок, улучшают качество звука, повышают эмоциональность исполнения, приводят к состояниям повышенного настроения, повышению общего тонуса, работоспособности, творчества. В процессе занятий важно поддерживать положи-

тельные эмоции, избегать отрицательных оценок, отмечать творческие достижения и успешную результативность.

Технологии оздоровления пением. К сожалению, условности современного общества таковы, что считается неприличным любое непосредственное выражение эмоций. Вокальный ансамбль и хор, могут быть последующим после индивидуальных занятий этапом вокалотерапии, осуществляющимся уже на более высоком уровне. Численность группы 15-20 человек, длительность занятий - 45 мин. Размещение группы - ряд. Вокальный руководитель группы поет вместе со всеми. Пение показано больным с фобиями, депрессивными синдромами различного уровня - от невротического до психотического; при соматических заболеваниях - лицам, страдающим бронхиальной астмой, бронхитами, в период выздоровления после бронхо-легочной патологии; в неврологии - лицам, страдающим головными болями.

Хоровое пение собирает, как правило, значительное число участников, начинают петь и такие больные, которые раньше пассивно относились к активации музыкой. Больные с «дефектом» в эмоционально-волевой сфере начинают тихо подпевать, затем поют более уверенно, с возрастающим удовольствием. Преимущество хорового пения заключается в том, что в хоре каждый участник вовлекается в общий творческий процесс. Хор - не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, а объединение множества личностей в единстве созидаемого музыкально-художественного образа вокального произведения. В процессе решения общих творческих задач у участников хора возникает чувство сотворчества и единения, создающее предпосылки к преодолению расстройств контакта и социальной адаптации. Кроме того, положительное значение имеет и момент «анонимности» каждого поющего, чувство своей укрытости и защищенности в общей массе, которое способствует устранению боязни самовыражения.

Вокально-тренировочный комплекс. Для активизации психофизиологического состояния апатичных и вялых больных можно использовать следующий комплекс вокально-тренировочных упражнений:

1) дыхательная гимнастика, способствующая развитию нижне-ребернодиафрагмального дыхания и вырабатыванию чувства опоры голоса [7];

2) артикуляционная гимнастика, активизирующая мышцы губ, языка, глотки, гортаноглотки, способствующая образованию «полузевка» при пении [8];

3) беззвуковые упражнения на достижение устойчивого, пониженного положения гортани [8];

4) упражнения для озвучивания резонаторов сонорными звуками [8];

5) формирование основных вокальных навыков на материале певческих упражнений в рамках традиционной методики обучения сольному пению [9].

При составлении репертуара следует учитывать особенности восприятия музыки больными, их культурный опыт. Каждое вокальное произведение должно обладать безусловным положительным эмоциональным воздействием на всех членов группы. В репертуар включаются песни предпочтительно жизнерадостного характера, но также и такие, которые побуждают к некоторому размышлению. Драматические музыкальные произведения в клинике следует или избегать, или использовать только в определенных случаях и группах.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выступить в ро-

ли солиста. Путем активного участия в построении занятия пациенты побуждаются к выходу из состояния «анонимности». Обретение качеств поставленного голоса вызывает замену мотивации от «урока-принуждения» к «уроку-радости» и выводит урок пения или хоровую репетицию на уровень «события», что ликвидирует стресс-фактор психоэмоционального напряжения [10]. Удачное выступление хора перед аудиторией позволяет его участникам пережить удовольствие, радость, формирует высокую самооценку, способствует преодолению аутизма, инертности, отрицательного отношения к труду; повышает эффективность последующих занятий. «Усиленным напряженным постоянством» (А. С. Пушкин) в условиях группового хорового пения активизируется оздоровительный потенциал личности. В пении есть нечто, что приближает нас к природной гармонии. Это - резонанс: частотное совпадение голоса человека со звуками мира - как слышимыми, так и неслышимыми.

В образовательном стандарте в медицинском институте в программах подготовки врача-лечебника (интернатура, клиническая ординатура) специалистов по психотерапии, дефектологии, педиатрии тестирование вокальных данных будущих специалистов не проводится. На вокальные данные будущих врачей внимание не обращается. Вступая во владение голосом, человек получает мощнейшее орудие коммуникации. Как известно, большинство врачебных профессий являются практически «немыми». Врач во многих случаях -рукодельник. Но есть профессии, где слово - Бог. В программах обучения психотерапевтов, сурдопедагогов, неврологов, педиатров группа дисциплин, под общим названием «вокальные технологии лечебного воздействия» не предусмотрена.

Выводы

1. В медицинском институте в программы подготовки определенных специалистов (интернатура, клиническая ординатура) целесообразно проводить отбор и по вокальным данным.

2. В программы обучения психотерапевтов, неврологов, педиатров целесообразно ввести группу дисциплин, под общим названием «Вокальные технологии лечебного воздействия».

3. Для лечебной работы в медицинских центрах оздоровления необходимо ориентировать специалистов, обладающих поставленным голосом и вокально-педагогическим мастерством.

5. Хоровое пение, или «эффект биофизической и эстетической вибрации», - возможно, наилучший, недорогой, но недооцененный метод очищения организма и воздействия на разнообразные функции человека.

6. Исчезновение в силу уничтожения масс-медийными структурами генетически заложенной в русском этносе способности к хоровому пению является серьезной и недооцениваемой угрозой вырождения национальной хоровой культуры и русского этноса в целом. Ливни шутовства и непотребства «кривых зеркал» отечественного телевидения небезопасны по причине своего полного подавления национальной хоровой культуры русского этноса. Как бы шуты и шутихи не издевались над сказанным, такая «культура» несет опасность здоровью этноса по той причине, что эти ливни превышают все «предельно допустимые дозы».

Р8. Статистика МВД за 2008 г.: подростковая преступность в стране выросла на 400 % (Совещание МВД РФ с участием Президента 08.02.2009 г.,

Москва). Не стоит сомневаться, что в таких же пределах вырастет и нервнопсихическая заболеваемость. На экранах отечественного телевидения вторая

«перестройка» идет полным ходом.

Список литературы

1. Горький, М. Страницы из моей жизни. «Автобиография Ф. И. Шаляпина» / М. Горький // Собрание сочинений / М. Горький. - М. : Наука, 1971. - Т. 12. -С. 385.

2. Брюзина, Н. П. Вибрационное пение / Н. П. Брюзина // Нетрадиционные методы в медицине. - 2006. - № 2. - С. 10-11. - (Раздел 4. Прикладные исследования).

3. Динейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / Каролис Ди-нейка. - М., 1978. - С. 218.

4. Попов, А. Вот уж - пойте на здоровье! / А. Попов // ЧИП. - 2003. - № 9. -С. 22-25.

5. Самсонова, Г. О. Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия / Г. О. Самсонова // Вестник новых медицинских технологий. - 2006. - Т. XIII. - № 3. - С. 178-179.

6. Колганов, И. Наш организм лечат его собственные волны / И. Колганов // Человек и наука. - 2003. - № 1. - С. 22-23.

7. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М. Щетинин // Физкультура и спорт. - М., 2000. - С. 24-26.

8. Емельянов, В. В. Развитие голоса / В. В. Емельянов. - СПб. : Лань, 2003. -

С. 263.

9. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М., 1968. -

С. 198.

10. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. - СПб., 2000.

Гринцов Михаил Иванович

доктор медицинских наук, профессор, кафедра неврологии и нейрохирургии, Медицинский институт, Пензенский государственный университет

E-mail: medsekr@pnzgu.ru

Серебрякова Елена Андреевна кандидат психологических наук, доцент, кафедра неврологии и нейрохирургии, Медицинский институт, Пензенский государственный университет

E-mail: medsekr@pnzgu.ru

Grintsov Mikhail Ivanovich Doctor of medical sciences, professor, sub-department of neurology and neurosurgery, Medical institute, Penza State University

Serebryakova Elena Andreevna Candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of neurology and neurosurgery,

Medical institute, Penza State University

УДК 159.922 Гринцов, М. И.

Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека / М. И. Гринцов, Е. А. Серебрякова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 70-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.