Научная статья на тему 'Лечебно-профилактические мероприятия и физическое состояние заключенных исправительно-трудовых лагерей, располагавшихся на территории крастоярского края в 1941-1945 гг'

Лечебно-профилактические мероприятия и физическое состояние заключенных исправительно-трудовых лагерей, располагавшихся на территории крастоярского края в 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / СПЕЦКОНТИНГЕНТ / ПЕЛЛАГРА / ДИСТРОФИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Маменкова Е. С.

В статье анализируется практика осуществления лечебно-профилактических мероприятий среди заключенных исправительно-трудовых лагерей, действовавших в Красноярском крае на протяжении 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечебно-профилактические мероприятия и физическое состояние заключенных исправительно-трудовых лагерей, располагавшихся на территории крастоярского края в 1941-1945 гг»

Темп жизни современной клиники невероятно высокий. И при этом мы знаем и помним — неизменно высока ценность беседы с больным, раздумий врача, неторопливого глубокого разбора клинической ситуации. Этому нас учили наши Учителя. Этому мы учим своих учеников.

Возможности обучения тоже изменились. Лекции и семинары с мультимедийным оборудованием, кафедральный компьютерный класс. А главным, как и раньше, осталось обучение «у постели больного».

Традиционно много внимания уделяется научной деятельности кафедры. Нелегко сейчас осуществлять серьезные научные разработки, требуются дорогостоящие методики. И все-таки все преподаватели кафедры имеют ученую степень, готова к защите докторская диссертация Н.О. Сараевой, интенсивно работают над научными проблемами 5 аспирантов, 4 соискателя — практических врача.

На базе кафедры работает клиническая ординатура и интернатура по терапии, проводятся циклы предсер-

тификационной подготовки врачей по терапии, циклы специализации и усовершенствования по узким терапевтическим специальностям.

Многообразна деятельность кафедры: научные исследования, лечебно-консультативная работа, методические разработки. Но главным остается преподавание госпитальной терапии, обучение студентов. Клинические разборы, кафедральные консилиумы, дежурства, конференции — всегда рядом мудрый преподаватель, наставник, его пример служения Профессии. Так было в 20-ых — 40-ых — 80-ых, так есть и сейчас.

Кафедра госпитальной терапии сегодня — это группа преподавателей, отдающих все свои знания, практический опыт студентам, клиническим ординаторам, интернам, врачам. Это группа единомышленников, сохраняющих традиции кафедры и, в тоже время, обладающих высоким потенциалом новаторов.

От души желаю своим коллегам — преподавателям кафедры, ее ординаторам, интернам, а также студентам — процветания и счастья!

PLEDGE OF SUCCESS - TRADITIONS AND THE MODERNITY

(to the 85-anniversary of the Chair of HospitalTherapy of Irkutsk State Medical University)

G.M. Orlova (Irkutsk State Medical University)

The essay of the history of the Chair of Hospital Therapy of Irkutsk State Medical University is presented.

© МАМЕНКОВА Е.С. - 2006

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЕЙ, РАСПОЛАГАВШИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСТОЯРСКОГО КРАЯ В 1941-1945 ГГ.

Е.С. Маменкова

(Красноярская государственная медицинская академия, ректор — д. м. н., проф. И.П. Артюхов; кафедра философии,

зав. — к.ф.н., доц. Л.А.Шевырногова)

Резюме. В статье анализируется практика осуществления лечебно-профилактических мероприятий среди заключенных исправительно-трудовых лагерей, действовавших в Красноярском крае на протяжении 1941-1945 гг. Ключевые слова. Пенитенциарная система, принудительный труд, спецконтингент, пеллагра, дистрофия, оздоровительные пункты, оздоровительные команды.

Функционирование пенитенциарной системы решающим образом детерминируется жизнедеятельностью того общества, составной частью которого она является. Неудивительно поэтому, что решение ключевых проблем использования принудительного труда в экономике СССР основывалось на принципах советского управления. Результаты изучения событий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., имевших место на территории Красноярского края, — убедительное тому подтверждение.

В ходе широкомасштабной эвакуации заключенных из прифронтовой полосы Центральная Сибирь приняла наибольшую их часть. Тюрьмы, лагеря и колонии переполнились. Один человек мог разместиться здесь на площади менее 1 кв. м. (вместо 2 кв. м. положенных по норме). В сочетании с неизбежно снизившимися

нормами питания при тяжелом физическом труде в суровых природно-климатических условиях это вело к росту заболеваемости и смертности «спецконтингента».

Соответствующие данные противоречивы. Эту противоречивость можно объяснить тем, что сведения о смертности в местах лишения свободы собирали две независимые друг от друга управленческие структуры НКВД — Санитарный отдел и Отдел учета и распределения заключенных.

Руководство Санитарного отдела, отвечая за санитарию мест заключения, было заинтересовано в том, чтобы не включать в отчетность случаи смертей, не зависевших от санитарных условий. Убитые в результате «бандитских проявлений» и при попытке к бегству Санитарным отделом не учитывались.

Документы Отдела учета и распределения заключен-

ных, напротив, отражали все случаи смерти, независимо от её причин. При этом официальными считались сведения Санитарного отдела. Именно они приводились в докладных записках руководству НКВД СССР и правительству страны. Вместе с тем, несмотря на имеющуюся противоречивость, бесспорно одно — уровень смертности заключенных в 1942 г. резко повысился (табл. 1) 15,3-18,9% [6,8].

Как свидетельствуют имеющиеся данные, основными причинами смертности были пеллагра (авитаминоз) и дистрофия. Исследователь И.Р. Трофименко, проанализировав картотеку личных дел заключенных НО-РИЛЬЛАГа, пришел к выводу о том, что только в 20% случаев причиной смерти являлся расстрел [13].

Изучение документов КРАСЛАГа также показывает, что из 1920 случаев смертей заключенных в июле-сентябре 1943 г. (табл. 2) 1204 случая (т.е. более 62%) обусловливались пеллагрой и дистрофией [2].

Столкнувшись с необходимостью резкого снижения уровня смертности заключенных, действовавшая система управления использовала свои очевидные преимущества, в короткие сроки, реализовав комплекс широкомасштабных мероприятий соответствующего характера.

Все без исключения заключенные стали регулярно проходить медицинские осмотры. Проверявшихся делили на три группы: «... а) вполне пригодных к физической работе в условиях Севера; б) ограниченно годных к физической работе в условиях Севера, но в данное время ослабленных и нуждающихся в подкреплении физического состояния на оздоровительно-профилактическом пункте; в) совершенно не пригодных для работы на Севере и подлежащих передаче в другие ла-

геря или оставлению на транзитном пункте в качестве обслуги» [10].

По результатам осмотров принимались необходимые меры, о характере которых мы узнаём из соответствующих приказов НКВД СССР. Сошлемся на типичную выдержку одного из них: «заключенных, признанных негодными к труду в условиях Севера и в других лагерях края предполагалось этапировать в ТАЙШЕТ-

ЛАГ НКВД. А для 297 заключенных, находящихся на стационарном лечении, организовать усиленное питание и обеспечить медицинскую помощь в расчете восстановления их физического состояния и с последующим направлением их в ТАЙШЕТЛАГ НКВД» [10].

Для оказания медицинской помощи в каждом лагерном отделении, пункте и командировке действовали врачебная или фельдшерская амбулатория с изолятором на пять коек или медсанчасть с больницей на 1035 коек.

Весной 1942 г. возобновили свою работу лечебно-профилактические учреждения. Ими являлись оздоровительно-профилактические пункты, рассчитанные, как отмечает один из исследователей, на «обеспечение заключенным необходимого отдыха и восстановление временно утраченной трудоспособности на производстве и в пути следования по этапу» [11].

Управление КРАСЛАГа разработало в связи с этим план необходимых мероприятий, согласно которому оздоровительно-профилактические пункты начали действовать во всех лагерных отделениях: Канском, Н-Пойменском, Ингашском, Иланском, Жедорбинском и Тугачинском соответственно — на 200, 500, 60, 150, 120 и 80 мест.

Таблица 1

Уровень смертности заключенных исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД СССР в 1941-1945 гг. (оценки

российских исследователей)

Показатели Структура умерших по годам от общего числа

1941 1942 1943 1944 1945

п % п % п % п % п %

По В. Земскову: всего заключенных на 31 декабря 1415596 983973 663594 715506 600897

Из них умерло [6] 100997 7,1 248877 25,3 166967 25,2 60948 8,5 43848 7,3

По А. Кокурину умерших [8] - 6,0 - 24,9 - 22,4 - 9,2 - -

Таблица 2

Причины смертности заключенных КРАСЛАГа в июле-сентябре 1943 г. [2]

Заболевания Показатели причин смертности заключённых по месяцам (п)

умершие в стационаре умершие вне стационара

июль август сентябрь итого июль август сентябрь итого

Гнойные воспаления лёгких 146 95 50 291

Болезни сердца 13 9 9 31 1 1

Крупозное воспаление легких 2 6 6 14

Пеллагра 100 213 192 505 1 1

Дистрофия 36 37 22 95 1 1

Кровоизлияние в мозг 3 2 1 6 1 1

Отравления 1 1 5 6 2 13

При этом нормативными документами устанавливалось, что заключённые «резко истощённые, отёчные, пеллагрики и инвалиды, нуждавшиеся в постельном режиме, госпитализировались на общих основаниях в больницу» [1].

В 1943 г., как установлено исследователями, в интересах «охвата оздоровительными мероприятиями основного состава» заключенных оздоровительные профилактические пункты были реорганизованы в оздоровительные пункты для отличников и ударников производства, систематически выполнявших, и перевыполнявших нормы выработки, и нуждавшихся в отдыхе и в оздоровительные команды для ослабленных [11].

В частности в КРАСЛАГе оздоровительные пункты были открыты в каждом лагерном отделении с количеством мест в 1% от списочного состава лагеря, оздоровительные команды — в каждом лагерном пункте при норме 4% к его списочному составу [5].

Количество больничных мест значительно увеличилось. Показательна в связи с этим информация из отчета начальника КРАСЛАГа, согласно которой в 1943 г лагерь был полностью обеспечен больницами, амбулаториями и приемными покоями. Для них выделили лучшие помещения. К маю 1945 г. медицинские учреждения, имевшиеся в КРАСЛАГе, обеспечивали госпитализацию всем нуждающимся. Единственным из отмеченных недостатков являлась нехватка постельного белья для заключенных [3].

Укреплению здоровья заключенных должны были способствовать и обязательные мероприятия по предупреждению возникновения и распространения острых желудочно-кишечных заболеваний. Предписывалось непременное осуществление бактериологического и химического исследований воды.

Заключенным следовало выдавать только кипяченую воду. Сырую разрешалось использовать только в исключительных случаях и при условии ее обязательного хлорирования. При нехватке дезинфицирующих средств активно использовались заменители — гашеная известь, смола, керосин, торф, зола и др.

Все лица, имевшие отношение к приготовлению пищи, должны были пройти медицинский осмотр. Обязательно делались прививки против брюшного тифа, паратифа и дифтерии [10].

Была решена и очень сложная задача обеспечения мест лишения свободы медицинским персоналом. В условиях военного времени, когда удовлетворялись прежде всего потребности фронта, разрешили соответствующее использование заключенных, имевших медицинскую подготовку. В среднем они составляли: среди всех врачей — 42%, стоматологов — 33%, фармацевтов — 29%, фельдшеров — 49% и медсестер — 50% [9].

Следствием массового, всеохватывающего характера проводившихся мероприятий являлось не всегда должное их качество. В отчетных документах зафиксиро-

ваны случаи отправки больных заключенных для работы в северных районах Красноярского края. Например, когда руководство Норильского исправительно-трудового лагеря «забраковало» партию заключенных из 1200 чел., ссылаясь на их плохое физическое состояние, вышестоящее начальство потребовало проведения «перекомиссии» и заставило принять отправленный «контингент» для трудового использования [10].

Исследователями также установлено, что «больницы в лагерных отделениях нередко являлись примитивными, неполноценными учреждениями, так как не имели рентгенаппаратов, клинических лабораторий и фи-зиоаппаратуры» [11].

Результаты ведомственных проверок неоднократно выявляли факты пренебрежительного отношения к организации и проведению санитарно-профилактичес-ких и лечебных мероприятий.

Например, сообщалось о том, что «в карантинных камерах тюрем № 1 и № 3 обнаружена единичная вшивость, а в тюрьмах № 4 и № 5 — наличие клопов; в тюрьмах № 1 и № 3 и в Краевой тюремной больнице <...> в пищу заключенных огородная зелень не используется <...> в Краевой тюремной больнице, лечебно-диетическое питание отсутствует, лечение производится примитивными способами, консультация больных врачами-специалистами не практикуется, систематический обход больных не производится, а это привело к росту смертности в больнице.» [10].

Тем не менее, проводившаяся работа давала свои немаловажные результаты. По сравнению с наиболее тяжелым 1942 г. к лету 1944 г. показатель среднемесячной смертности заключенных сократился почти в полтора раза — с 2,1 до 0,8% [7].

Заметно улучшало физическое состояние многих заключенных пребывание в оздоровительных пунктах. Так, в КРАСЛАГе, выписывавшиеся из них после двухнедельного пребывания, прибавляли в весе до трех килограммов [4].

Немаловажным было и другое. По воспоминаниям заключенных, «при всех своих недостатках лагерные санчасти в самых уродливых вариациях содержали все-таки в себе элементы милосердия. Достаточно появления одного-двух людей (очевидно, имеется в виду медицинский персонал — авт.), и санчасть становилась источником спасения. Кого-то из заключенных устроят санитаром, уборщиком; многих поддержат выданным вовремя освобождением от работ; кому-то выпишут дополнительный лагерный паек» [12].

Массовость, ярко выраженный профилактический характер осуществлявшихся мероприятий, основанных на жесткой централизации управленческой деятельности, будучи специфическими особенностями советской системы здравоохранения, обеспечили поддержание на соответствующем уровне физического состояния заключенных в условиях 1941-1945 гг

MEDICAL-PROPHYLACTIC MEASURES AND PHYSICAL STATE OF PRISONERS IN IMPROVING-WORKING CAMPS, PLACED ON THE TERRITORY OF KRASNOYARSK KRAJ

DURING 1941-1945 YEARS

E.S. Mamenkova (Krasnoyarsk State Medical Academy)

The practice of carrying out medical-prophylactic measures among the prisoners of improving-working camps in 19411945 years has been described.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив Учреждения — 235 (далее — Архив У — 235), ф. 4, оп. 97, д. 4, л. 198.

2. Архив У—235, ф. 6, оп. 16, д. 2, л. 83-83 об.

3. Архив У—235, ф. 6, оп. 16, д. 2, л. 84.; ф. 6, оп. 105, д. 7, л. 8.

4. Архив У—235, ф. 6, оп. 16, д. 3, л. 12.

5. Архив У—235, ф. 6, оп. 97, д. 5, л. 120.

6. Земсков В.Н. «Архипелаг ГУЛАГ» глазами писателя и статистика // Аргументы и факты. — 1989. — № 45.

7. Доклад начальника ГУЛАГа НКВД СССР // Новая и новейшая история. — 1996. — № 5. — С.131-149.

8. Кокурин А., МоруковЮ. Гулаг: структура и кадры // Свободная мысль. - 2001. - № 7. - С.97-118.

9. Кокурин А., Моруков Ю. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль. - 2000. - № 8. - С.128.

10. Маменкова Е.С. Медицинское обслуживание заключённых в местах лишения свободы Красноярского края (1941-1943 гг.) // Человек и медицина: сб. науч. работ по биоэтике. - Красноярск, 2005. - С.123-135.

11. Нахапетов Б.А. К истории санитарной службы ГУЛАГа // Вопросы истории. - 2001. - № 6. - С.126-136.

12. Панин Д.М. Лубянка и Экибастуз. - М.: Обновление, 1990. - 575 с.

13. Трофименко И.Н. Норильский исправительно-трудовой лагерь: отбор контингента и уровень смертности заключенных (1935-1950 гг.) // Норильская голгофа. -Красноярск, 2002. - 176 с.

ЛЕКЦИИ

© КАЛЯГИН А.Н. - 2006

ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ

КЛИНИКИ (сообщение 3)

А.Н. Калягин

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра пропедевтики

внутренних болезней, зав. - д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)

Резюме. В лекции представлены современные представления о клинической картине хронической сердечной недостаточности и её основных особенностях.

Ключевые слова. Хроническая сердечная недостаточность, распространённость, причины._

На протяжении довольно продолжительного времени сознание врачей различных терапевтических специальностей очень стереотипно расценивало симптоматологию хронической сердечной недостаточности (ХСН). Более того, часто она выставлялась чисто автоматически в диагноз, без последующего определения тактики в отношении неё. Такая методология практической медицины не могла продолжать существования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы произошёл серьёзный пересмотр значимости различных симптомов ХСН, методики её диагностики и лечения, требующий качественно новой подготовки врача в этих вопросах. Обусловлено это было: 1) пониманием новых патогенетических механизмов развития ХСН, 2) появлением современных диагностических технологий, 3) комплексом крупных исследований, проведённых по стандартам доказательной медицины, посвящённых различным аспектам изучения ХСН. Новые данные всегда приводят к осознанию необходимости гармоничного сочетания классических

истин и достижений недавнего времени.

Ключевыми клиническими проявлениями ХСН являются уменьшение толерантности к физической нагрузке (одышка, сердцебиение, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности и др.) и задержка жидкости в организме (отёки, прибавка массы тела и др.). Типичным является вовлечение в патологический процесс практически всех органов и тканей организма, что можно рассматривать как проявление системности. В определении ХСН, данном Г.П. Арутюновым и О.И. Костюкевич (2002), она прямо рассматривается как системное заболевание с обязательным вовлечением в патологический процесс многих органов и систем: эндотелия сосудов, миокарда, печени, клубочка и интерстиция почки, кишечника, поперечно-полосатой мускулатуры и т.д. [1]. Потому детальное исследование необходимо проводить по всем органам, выявляя типичные симптомы страдания отдельных органов (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.