Научная статья на тему 'Латышские поэты и писатели Пскове в 1920-х гг'

Латышские поэты и писатели Пскове в 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Латышские поэты и писатели Пскове в 1920-х гг»

Е. Г. Киселева

Латышские поэты и писатели Пскове в 1920-х гг.

В литературной жизни Пскова 1920-х гг. стоит особняком кружок, действовавший при рабочем клубе «III Интернационал». Членами его были латышские писатели Судрабу Эджус (работал корректором в издательстве «Спартаке»), Э. Эферт-Клусайс (редактор «Спартак-са»), К. Пелекайс, Шилф-Янзем. Эта группа поэтов и писателей оказала большое влияние на латышскую литературу 1920 - 1930-х гг., но жизнь большинства их оказалась короткой. Они были романтиками революции, а стали впоследствии ее жертвами: Эферт-Клусайс умер в 1927 г. от туберкулеза, Шмит-Биройс и Пелекайс в 1938 г. были расстреляны, Янсон-Берзинь скончался от каторжных работ.

В 1922 г. в издательстве «Спартаке» в Пскове вышел сборник стихов А.Арайса-Берце «Красный путь» и сборник «Рассказы». Жизнь Августа Арайса-Берце была короткой, и литературное наследие его невелико. Рассказы Берце коротки, сжаты, лаконичны, написаны живым, ярким языком. В цикле «Тайная типография», состоящем из шести небольших рассказов, отражены картины подпольной жизни, показаны образы подпольщиков. Незадолго до смерти, в 1921 г. Арайс-Берце написал свой лучший рассказ «Смерть Менуса», отразивший переживания человека, побежденного физически, но сохранившего целостными и неколебимыми внутреннюю силу и моральный облик. Показывая, как Менус во время мучительных пыток не издал ни единого крика, автор словно предчувствовал свой трагический финал.

Август Берце ( Арайс - его литературный псевдоним) родился 20 марта 1890 г. на хуторе Баяры Брамбергской волости Митавского уезда Курляндской губернии в семье батрака, в 1905 г. начал работать учеником слесаря на фабрике в Митаве, вступил в ряды нелегаль-Киселева Елена Григорьевна - зав. отделом краеведческой литературы Псковской областной универсальной библиотеки

ной социал-демократической организации и стал ее активным деятелем. В 1907 г. он работал в Митавской пропагандистской коллегии, а затем в Митавском комитете, в следующем,

1908 г. был арестован, подвергался во время допросов пыткам (отражены в рассказе «Смерть Менуса»). К этому времени относятся и первые стихотворения Берце, до наших дней не дошедшие. В том же 1908 г. он эмигрировал в Англию, где поступил кочегаром на пароход и посетил на нем Америку, Африку, Австралию, острова Индийского океана, а после возвращения в Англию работал в цинкоплавильных и каменноугольных копях. В

1909 - 1910 гг. он написал ряд стихотворений, объединенных позже в цикл «Тихий океан». В 1911 г. Берце вернулеяв Латвию, принимал участие в деятельности Рижской подпольной большевистской организации. В это время он создал большую часть стихов из цикла «Связанные руки» и пьесу «На восходе солнца» в пяти актах, конфискованную во время обыска и бесследно исчезнувшую. Во время одной из рабочих демонстраций он был арестован и заключен в Рижскую центральную тюрьму, где организовал выпуск нелегального журнала «Циетумника спекс» («Сила заключенного»). В этом журнале он поместил ряд своих стихов и перевод двух строф «Интернационала». После выхода из тюрьмы Берце организовал тайную типографию, а осенью 1912 г. уехал в Баку. Работая под именем Егермана, он установил связи с местной подпольной организацией и создал нелегальную типографию. В 1913 г. он был в очередной раз арестован и заключен в Бакинскую тюрьму, принимал участие в трех голодовках. В 1914 г. Тифлисская судебная палата приговорила Берце к ссылке в Сибирь, которую он прибыл отбывать в 1915 г. в Пинчугскую волость Енисейской губернии. В ссылке был написан рассказ «Этап», также до нас не дошедший. Уже в 1916 г. Бер-це бежал из ссылки и поселился в Иркутске, где работал сначала на проволочной фабри

ке, затем на электростанции и в аптекарском магазине, одновременно деятельно участвуя в нелегальном партийном центре и рабочем кооперативе.

После Февральской революции 1917 г. он некоторое время был членом Исполнительного комитета Иркутска, затем переехал в Москву, а позже в Ригу. С оккупацией Латвии германскими войсками Берце по поручению партийной организации остался на подпольной работе в Риге, в 1918 г. был арестован и заключен в Кримунской концлагерь, но бежал оттуда в Валк, где редактировал газету «Сарканайс карогс» («Красное знамя»), а после установления Советской власти был избран председателем Валкского Совета. В 1919 г. он приехал на короткое время в Псков, но в 1920 г. вернулся в Латвию, где был избран членом ЦК Компартии Латвии и редактором газеты «Циня», одновременно продолжая писать стихи. В мае 1921 г. Берце был арестован. Полиции не удалось узнать его подлинного имени, он был приговорен к смертной казни под именем Стобриня и в ночь с 9 на 10 июня 1921 г. расстрелян у стен Рижской тюрьмы.

Стихи Эдуарда Шмита-Биройса близки к боевым красноармейским песням периода Гражданской войны, они приподняты и торжественны, в них в характерных для романтической поэзии образах часто используется противопоставление дня и ночи, прославляются Октябрь и его герои - «сыны красной звезды».

В ряду ярких личностей своего времени стоит Карлис Пелекайс (настоящее имя -Карлис Упмалис, Пелекайс в переводе на русский язык - «серый»), так говоривший о своем творчестве: «Являюсь, вероятно, так называемым поэтом биографии, который больше всего и лучше всего пишет о том, что сам непосредственно испытал и пережил».

Родился Пелекайс 18 ноября 1896 г. в Неретской волости в семье батрака, из-за бедности не закончил школу и рано начал трудовую деятельность. С молодых лет включился и в революционное движение. С началом Первой мировой войны Пелекайс был призван в армию, а после Октябрьской революции вступил в Красную армию, в 1919 г. - в Коммунистическую партию. После Граждан-

ской войны Пелекайс активно работал в редакциях латышских периодических изданий, в том числе и в Пскове. В «Рабочем календаре на 1922 г. » (Псков) было опубликовано его стихотворение «Манифестация», в «Рабочем календаре на 1923 г.» - стихи «Весной» и «На обочине дороги», в «Красном календаре на 1924 г. » - «Трудовой день» , «Время героев», «Марш латышского национального клуба» и несколько сатирических стихов - «Новое поколение», «Латышское свободное творчество», «Старинные звучания». В Пскове же он написал и рецензию на сборник стихов Эдуарда Шмита-Биройса «Я пою революцию».

Наиболее ярким проявлением молодой латышской литературы является сборник стихов Пелекайса с аллегорическим названием «Когда в лужах отражаются звезды», представляющий собой лирический дневник латышского красного стрелка, прошедшего дороги Гражданской войны и на собственном опыте перенесшего все ее испытания. Главный герой - латышский юноша, одетый в серую шинель, пришедший «расколоть ночь песней винтовки» и в утро будущего кинуть «гранаты восторга», который в поэзии Пелекайса являет собой образец мужества и стойкости. Труден путь стрелка, слишком коротка его любовь, как и вся полная горения жизнь.

В 1924 г. Карлиса Пелекайса перевели на должность редактора газеты «Сибирияс Циня» («Сибирская борьба») в Новосибирск, а по возвращении в 1929 г. в Москву он был главным редактором издательства «Прометей». Он перевел на латышский язык роман А. А. Фадеева «Разгром», стихи А. С. Пушкина и сатиры Д. Бедного, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Песню о Каховке» М.Светлова, марш пионеров «Взвейтесь кострами». С 1923 г. Пелекайс был членом Ассоциации пролетарских писателей (РАПП), позднее - членом Союза советских писателей, делегатом I Всесоюзного съезда писателей. Жизнь его трагически оборвалась в 1938 г.

В жанре реалистического рассказа работал в Пскове Эрнст Эферт-Клусайс, творчество которого отличается ярким национальным колоритом. В его рассказах показано формирование человека в новых социальных

условиях, а величие жизни раскрыто в обычных и обыденных условиях. В 1921 г. в издательстве «Спартаке» вышла книга Э.Эферта-Клусайса «Бунтующий народ», затем - «Янсонс-Браун», а через два года - «Беспокойный скиталец». Писатель долго болел туберкулезом и в 1927 г. скончался от него в Москве.

Ян Берзинь-Андерсон работал в Пскове в качестве члена Загранбюро Исполкома Латсекции Коминтерна, а сотрудничая в издательстве «Спартаке», написал несколько брошюр: «На кого опирается правительство Ульманиса», «Получат ли безземельные в Латвии землю». В 1923 г. он нелегально вернулся в Латвию, где спустя некоторое время был арестован и приговорен к пяти годам каторжных работ. В тюрьме он заболел и умер в 1934 г.

Своеобразным был жизненный и творческий путь Судрабу Эджуса, вошедшего в латышскую литературу еще в 1880-х гг. типичным романтиком, а потом формировавшегося в реалиста. Родился он (настоящее имя - Эдуард Зильбер) 11 сентября 1860 г. на хуторе Силини Менгельской волости. Отец его работал столяром, а впоследствии местный барон назначил его менгельским учителем. Получив домашнее образование у отца и пополнив его в двух других сельских школах, Эджус поступил в Прибалтийскую учительскую семинарию в Риге. Он участвовал в революции 1905 - 1907 гг., в 1907 г. уехал в Закавказье, где до 1920 г. работал учителем, а затем поселился в Москве. В 1921 г. Эджус приехал в Псков, где работал учителем и корректором издательства «Спартаке». В том же году вышла его повесть в стихах «Воспоминания о двух семьях, старом Дудаке, портном Дзелме и обо мне самом», в 1922 г. - роман в стихах «Перед бурей», в 1923 г. - повесть «Стервятники». В 1924 г. Эджус переехал в Москву, где прожил несколько лет и скончался в 1941 г., так и не вернувшись в Латвию.

Вот как описывал жизнь латышских писателей и поэтов в Пскове известный латышский художник Алберт Кроненберге (перевод наш. - Авт.):

«После взятия Крыма получил командировку в Москву и как, большинство сотрудников фронтовых газет, в начале 1921 г. был демобилизован. В Москве в то время был один

из руководителей издательства «Спартаке» -Эндрупс. Он уговорил меня ехать вместе с ним в Псков.

Работы было немного, зато - интересное общество. Здесь уже жили Судрабу Эджус, Эферт-Клусайс, К.Пелекайс и другие малоизвестные литературные работники. Это была почти что коммуна. Жили в одном доме, ели общим столом и работали вместе в одной комнате, только каждый у своего стола словно в конторе... Как относились к моим работам военного времени, про это говорили мало. Все то, что было нарисовано, часто переходило в разряд потерь, потому что я ведь два года провел в роте и только в последний год стал рисовальщиком в штабе в дивизии».1

В «Спартаксе» А. Кроненберге работал недолго - около года, обрабатывая собранные материалы, но сделал очень много. Среди его лучших работ - большинство обложек к художественным произведениям, напечатанных «Спартаксом». К ним относится красивое оформление сборника А. Арайса-Берце «Рассказы», над чем Кроненберге начал работать сразу после смерти автора - в июне 1921 г., хотя сама книга вышла в 1922 г. Похожее художественное оформление было сделано им для книги Э. Эферта-Клусайса «Бунтующий народ» и к произведению М. Горького «Девятое января».

В конце 1921 г. А. Кроненберге вернулся в Латвию, где иллюстрировал рассказы и сказки для детей «Спридитис» («Мальчик с пальчик»), «Золотая борода», «Дневник Па-стариня» Э. Бирзниека-Упита и др., а также книги Я. Райниса, В. Плудона, Я. Яунсудра-биня. За работами Кроненбергса с интересом следили его друзья, с которыми он работал в Пскове. Так, например, он получил письмо от своего товарища по «Спартаксу» К. Пелекайса: «... Слежу за твоими работами. Ты один из тех совестливых, которые не запятнали своей биографии. Можно много что говорить, если знать, что тебя интересует. Поэтому жду ответа. Можешь не отвечать вообще - зла не буду держать. Ты никогда не думал приехать в гости? Деньги на дорогу заработаешь иллюстрациями. И не пожалеешь: много чего нового и интересного в нашем мире. Сюда туристы едут со всех концов света. В

сентябре будет юбилей Судрабу Эджуса (75 лет. - Авт.). Может появишься? Ты когда-то был с ним хорошо знаком, хотя бы пошути как карикатурист».

К. Пелекайс не ошибался в характере своего старого друга. Какими тяжелыми ни были политические обстоятельства в 1935 г. , Алберт Кроненберге начал регулярно переписываться с друзьями из СССР, о чем свидетельствует письмо от К.Пелекайса от 10 сентября 1935 г. Он писал: «.Очень рад, что у тебя все идет хорошо и ты чувствуешь себя большим в своих штанах (русский вариант поговорки «Как кум королю». - Авт.). Как сам я ловлю текст - это меня не удивляет. Как карикатурист ты всегда сочиняешь текст с очень характерным рисунком в тему. Я со своего детства помню твои карикатуры: голое, заснеженное поле, и в проталине один-единственный росток. И сидящую рядом собаку, смотрящую на него с надеждой во взгляде. И подпись: «Весна идет, и с нею придет!». Знаешь, в неприятные моменты жизни я вспоминаю твою карикатуру с простой, большой жизненной мудростью...

Я удивлен, почему у вас с таким размахом отмечали юбилей Фриды Скуй и ни словом не обмолвились о таком дельном и одаренном работнике, как ты. Не о чествовании идет речь. Но если человек отдал общественной работе 30 лет, надо наградить и обрисовать свое отношение к сотруднику. Удивляюсь также, почему юмор и сатира так мало ценится. Хорошо, что ты работаешь в детской литературе, но хотелось бы видеть и твои карикатуры... Пришли свои

детские книжки. В самом деле, не все я их видел».

Приглашая посетить своих старых друзей и Судрабу Эджуса, К. Пелекайс писал: «.Ия тебе скажу, что у тебя и у него много общего. Оба вы очень прямые по природе люди, очень латышские, немного крестьянские, может быть одинаково жизнерадостные (хотя бы в работе). И теперь о тебе. Я говорю, приезжай посмотреть. Можешь жить неделю, можешь месяц, как самому понравится. Со всеми, с кем выходит говорить, находят в твоих рисунках латышский колорит».

В Москву Алберту Кроненбергсу приехать не удалось, но в 1937 г. в издательстве «Прометей» вышла с его иллюстрациями книга Э.Бирзниека-Упита «Дневник Пастариня».

Желание стать художником появилось у Алберта в детском возрасте. Он родился 18 октября 1887 г. в Бранке Слокской волости в многодетной семье (в ней было восемь детей) бывшего моряка, первоначальные уроки художественного мастерства получил в школе рисования Б. Блума в Риге, затем окончил студию Яниса Розентала - выдающегося латышского художника.2 В 1911 г. Кроненберге поступил в Петербургскую Императорскую художественную школу поощрения художников, где учился у А. Рылова и Н. Рериха, а графику преподавал выдающийся мастер русской сказки И. Билибин, оказавший на Алберта особенно большое влияние. Кроненберге всю свою жизнь посвятил книжной иллюстрации, став выдающимся мастером латышской книжной графики. Скончался он 6 сентября 1958 г.

Примечания

1 Рукописные воспоминания А.Кроненбергса не были опубликованы и хранились в семье художника.

2 Розентал Янис (1866-1916) - известный латышский живописец

Группа латышских писателей в 20-х годах в Пскове: К. Пелекайс, Э. Шмит-Биройс, Я. Берзинь-Аидерсои, Судрабу Эджус (сидит),

Э. Эферт-Клусайс_______________________________

Обложка книги А. Арайса-Берце «Рассказы»

о

С.К.р, вгаявшій йрдаї)Ьп. 5 Р А К Т Л К Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.