Научная статья на тему 'Латинская Америка: современные тренды конфессионального развития'

Латинская Америка: современные тренды конфессионального развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3518
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / РЕЛИГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРЕНДЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / ХРИСТИАНСТВО / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО / LATIN AMERICA / RELIGION / GLOBALIZATION / CONFESSIONAL SPACE / TRENDS OF THE CONFESSIONAL DEVELOPMENT / RELIGIOUS CONVERSION / CHRISTIANITY / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / PENTECOSTALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горохов Станислав Анатольевич, Дмитриев Руслан Васильевич

Статья посвящена выявлению современных трендов конфессионального развития Латинской Америки в эпоху глобализации. Детально рассматривается динамика конфессиональной структуры населения региона в XX начале XXI вв. Особое внимание уделено анализу причин успеха протестантских, прежде всего пятидесятнических, церквей в Латинской Америке.В 2014 г., впервые за последнее тысячелетие, лидерство по численности христиан в мире перешло от Европы к Латинской Америке. Своеобразным признанием значимости этого региона в глобальной христианской общине стало избрание главой Римско-католической церкви латиноамериканца Хорхе Марио Бергольо (Папа Франциск).Однако наряду с увеличением доли латиноамериканцев в христианском населении мира в регионе наблюдается процесс ослабления влияния Римско-католической церкви, и можно сделать вывод, что эра доминирования католицизма в духовной жизни Латинской Америки, скорее всего, навсегда закончилась. Исследование, проведённое в 2014 г. социологической службой Pew Research Center (США), посвящённое анализу религиозности населения в странах Латинской Америки, выявило сдвиг религиозной идентичности латиноамериканцев в сторону протестантизма.Столь быстрая трансформация конфессионального пространства Латинской Америки, произошедшая фактически за жизнь одного поколения, свидетельствует о том, что большая часть современных протестантов и людей, не относящих себя к определённой религии, родилась в католических семьях и впоследствии, разочаровавшись в католицизме, сознательно отказалась от традиционной религии своих предков. Религиозная «глобализация вестернизация» XX-XXI вв. привела к формированию евангельского движения, которое распространилось из центра США по всему миру, изменив конфессиональную структуру населения Латинской Америки, приведя к появлению в странах региона многочисленной общины пятидесятников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATIN AMERICA: THE CONTEMPORARY TRENDS OF RELIGIOUS DEVELOPMENT

The article deals with contemporary trends in religious development of Latin America in the era of globalization. We consider in detail the dynamics of its population religious structure in the 20th beginning of the 21st centuries. The analysis of causes of Protestant, especially Pentecostal, churches success in Latin America was of particular importance for the study.In 2014, for the first time in the last millennium, the leadership in the number of Christians has moved from Europe to Latin America. In some sort of recognition of the region’s importance in the global Christian community was the fact that Latino Jorge Mario Bergoglio was elected as the head of the Roman Catholic Church (Pope Francis).However, side by side with an increase in the proportion of Latinos in the Christian population of the world, the influence of the Roman Catholic Church weakens. We could conclude that the era of Catholicism dominance in the spiritual life of Latin America most probably has forever ended. A study, conducted by the Pew Research Center (USA) sociological survey in 2014, devoted to the analysis of religiosity in Latin America, indicates the shift in religious identity of Latinos toward Protestantism.Such a rapid transformation of Latin America confessional space, in fact, took place for the life of one generation; it allows us to conclude that most of today’s Protestants and people who do not identify themselves with a particular religion were born in Catholic families and, later, deliberately abandoned the traditional religion of their ancestors, were being disillusioned with Catholicism. Religious «globalization Westernization» of the 20th-21st centuries has led to the formation of the evangelical movement, which has spread from the centerUnited States all over the world, changing the confessional structure of Latin America population and leading to the emergence of large Pentecostal community in the region

Текст научной работы на тему «Латинская Америка: современные тренды конфессионального развития»

УДК [291.11+911.3](72+8)

Горохов Станислав Анатольевич Stanislav Gorokhov

Дмитриев Руслан Васильевич Ruslan Dmitriev

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

LATIN AMERICA: THE CONTEMPORARY TRENDS OF RELIGIOUS DEVELOPMENT

Статья посвящена выявлению современных трендов конфессионального развития Латинской Америки в эпоху глобализации. Детально рассматривается динамика конфессиональной структуры населения региона в XX — начале XXI вв. Особое внимание уделено анализу причин успеха протестантских, прежде всего пятидесятнических, церквей в Латинской Америке.

В 2014 г., впервые за последнее тысячелетие, лидерство по численности христиан в мире перешло от Европы к Латинской Америке. Своеобразным признанием значимости этого региона в глобальной христианской общине стало избрание главой Римско-католической церкви латиноамериканца — Хорхе Марио Бергольо (Папа Франциск).

Однако наряду с увеличением доли латиноамериканцев в христианском населении мира в регионе наблюдается процесс ослабления влияния Римско-католической церкви, и можно сделать вывод, что эра доминирования католицизма в духовной жизни Латинской Америки, скорее всего, навсегда закончилась. Исследование, проведённое в 2014 г. социологической службой Pew Research Center (США), посвящённое анализу религиозности населения в странах Латинской Америки, выявило сдвиг религиозной идентичности латиноамериканцев в сторону протестантизма.

Столь быстрая трансформация конфессионального пространства Латинской Америки, произошедшая фактически за жизнь одного поколения, свидетельствует о том, что большая часть современных протестантов и людей, не относящих себя к определённой религии, родилась в католических семьях

The article deals with contemporary trends in religious development of Latin America in the era of globalization. We consider in detail the dynamics of its population religious structure in the 20th — beginning of the 21st centuries. The analysis of causes of Protestant, especially Pentecostal, churches success in Latin America was of particular importance for the study.

In 2014, for the first time in the last millennium, the leadership in the number of Christians has moved from Europe to Latin America. In some sort of recognition of the region's importance in the global Christian community was the fact that Latino — Jorge Mario Ber-goglio — was elected as the head of the Roman Catholic Church (Pope Francis).

However, side by side with an increase in the proportion of Latinos in the Christian population of the world, the influence of the Roman Catholic Church weakens. We could conclude that the era of Catholicism dominance in the spiritual life of Latin America most probably has forever ended. A study, conducted by the Pew Research Center (USA) sociological survey in 2014, devoted to the analysis of religiosity in Latin America, indicates the shift in religious identity of Latinos toward Protestantism.

Such a rapid transformation of Latin America confessional space, in fact, took place for the life of one generation; it allows us to conclude that most of today's Protestants and people who do not identify themselves with a particular religion were born in Catholic families and, later, deliberately abandoned the traditional religion of their ancestors, were being disillusioned with Catholicism.

и впоследствии, разочаровавшись в католицизме, сознательно отказалась от традиционной религии своих предков.

Религиозная «глобализация — вестернизация» ХХ-ХХ1 вв. привела к формированию евангельского движения, которое распространилось из центра — США — по всему миру, изменив конфессиональную структуру населения Латинской Америки, приведя к появлению в странах региона многочисленной общины пятидесятников

Religious «globalization — Westernization» of the 20th-21st centuries has led to the formation of the evangelical movement, which has spread from the center — United States — all over the world, changing the confessional structure of Latin America population and leading to the emergence of large Pentecostal community in the region

Ключевые слова: Латинская Америка, религия, глобализация, конфессиональное пространство, тренды конфессионального развития, религиозная конверсия, христианство, католицизм, протестантизм, пятидесятничество

Key words: Latin America, religion, globalization, confessional space, trends of the confessional development, religious conversion, Christianity, Catholicism, Protestantism, Pentecostalism

Прошедший 2014 г. стал в определённом смысле переломным в истории мирового христианства, хотя это событие пока еще не получило должного отражения в научной литературе: первое место по численности христиан в мире заняла Латинская Америка (под термином «Латинская Америка» в статье понимается группа из 46 стран и территорий Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна, выделяемых ООН в качестве отдельного макрорегиона мира),

потеснив Европу, занимавшую эту позицию на протяжении более чем тысячи лет. В Латинской Америке в 2014 г. проживало 562,6 млн христиан — на 1,5 млн больше, чем в Европе [10].

В 2015 г. численность христианского населения в Латинской Америке возросла до 575,5 млн, а доля латиноамериканцев в христианском населении мира достигла исторического максимума — почти 25 % (табл. 1).

Таблица 1

Региональная динамика численности христианского населения мира

Регионы Численность христиан, млн чел. Доля христиан региона в христианском населении мира, %

1910 г. 1970 г. 2015 г. 2050 г. (прогноз) 1910 г. 1970 г. 2015 г. 2050 г. (прогноз)

Азия 25,1 96,4 375,9 595,3 4,1 7,8 16,3 18,5

Африка 11,7 144,9 541,8 1055,4 1,9 11,7 23,5 32,8

Латинская Америка 74,5 271,4 575,5 694,2 12,2 22,0 24,9 21,5

Европа (с Россией) 403,7 492,5 559,9 508,4 66,0 39,9 24,2 15,8

Северная Америка 91,4 211,6 231,5 331,5 14,9 17,1 10,0 10,3

Австралия и Океания 5,6 18,2 24,9 35,5 0,9 1,5 1,1 1,1

МИР 612,0 1235,0 2309,5 3220,3 100,0 100,0 100,0 100,0

Составлено авторами по: [7 (здесь и далее, если не указано иное, количественные характеристики приводятся со ссылкой на данный источник), 11]

Однако лидерство региона по числен- и в случае сохранения текущих тенденций ности христиан не будет продолжительным, [10, 11], по нашим расчетам, в 2019 г. с

первого места по этому показателю Латинскую Америку потеснит Африка. К 2020 г. в Латинской Америке будут жить нескольким более 600 млн христиан, в то время как в Африке — около 630 млн. Таким образом, Чёрный континент «вырвет» пальму первенства по численности адептов христианства у столь долго ожидавшей и столь кратко продержавшей ее Латинской Америки. В дальнейшем отставание Латинской Америки по численности христиан от Африки будет только увеличиваться и к 2050 г. достигнет уже астрономической цифры в 361 млн, что составит больше всего христианского населения Северной Америки. Параллельно с этим будет происходить сокращение доли латиноамериканцев в глобальной христианской общине, и к 2050 г. ее значение опустится до 21,5 %, то есть ниже уровня 1970 г.

Причины смены лидера глобальной христианской общины заключаются в пространственных особенностях роста её численности. Так, ежегодно в мире появляются нескольким более 61 млн новых

Сокращение христианского населения мира происходит в настоящее время в среднем на 33,4 млн чел. ежегодно: 54 % (18 млн) его приходится на развивающиеся страны, в том числе на Латинскую Америку — 18 % (около 6 млн) (без учета эмиграции). В мире смертность даёт 2/3 потерь христианского населения, 1/3 — выход из

христиан: почти % из них (47 млн) — в развивающихся странах, в том числе (14,5 млн) — в Латинской Америке (без учета иммиграции). Главный фактор роста христианской общины мира — рождаемость, на неё приходится 73,8 % увеличения численности, 26,2 % обеспечивает переход в христианство из других религий (религиозная конверсия). Латинская Америка может считаться в этом отношении «образцово показательным» регионом, поскольку вклад рождаемости христиан (максимальное значение этого фактора наблюдается в Африке — около 84 %) и перехода в христианство (наибольшую роль он играет в Азии, обеспечивая около 42 % роста христианской общины) в увеличение численности его адептов в относительном выражении здесь практически точно повторяет общемировые тенденции (табл. 2). При этом крайне незначительная по своим масштабам иммиграция (в странах Европы и Северной Америки на неё приходится около 20 % новых христиан) не вносит существенных коррективов в это соотношение.

христианской общины. И если в структуре роста христианского населения Латинской Америки миграция, как было показано, не имеет большого значения, то в структуре убыли ее роль существенно возрастает. И хотя «естественный» фактор (смертность), как и в случае с ростом населения, опережает по своему вкладу «конверсионный» и

Таблица 2

Структура динамики христианского населения Латинской Америки (2010 г.)

Факторы динамики христианского населения Доля фактора, % Численность христиан за год, тыс. чел.

Рождаемость 73,3 +10642

Конверсия (обращение в христианство) 26,6 +3868

Иммиграция 0,1 +10

Христианское население увеличивается за год 100 +14520

Смертность 39,7 -3169

Уход из христианства 33,9 -2704

Эмиграция 26,4 -2105

Христианское население уменьшается за год 100 -7978

ИТОГО: ДИНАМИКА ХРИСТИАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА ГОД - +6542

Составлено авторами

тем более «миграционный», тем не менее наблюдается дивергенция их количественных значений так, что ни один не является преобладающим (табл. 2). В то же время, к примеру, в Африке смертность дает 71 % потери христиан, а выход из общины в Океании — 50 % (в Европе и Северной Америке — около 40 %). Весьма показателен и тот факт, что Латинская Америка лидирует в мире по уровню эмиграции христианского населения (например, из Мексики уезжают более 1 млн христиан ежегодно).

Таким образом, численность христиан Латинской Америки увеличивается на 6,5 млн чел. в год. По среднегодовому приросту христианского населения в регионе лидируют Бразилия (2,1 млн) и Мексика (1,1 млн), занимающие в мире соответственно 2-е и 9-е места по данному показателю. Тем не менее по абсолютному ежегодному приросту христианского населения Латинская Америка в мире находится лишь на третьем месте, уступая Африке и Азии, причём если разрыв с Азией у Латинской Америки по данному показателю составляет лишь 0,2 млн, то Африке она уступает почти в два раза.

В целом доля развивающихся стран в глобальной христианской общине будет увеличиваться и составит в 2050 г. 73...75 %, против 65 % в 2015 г., правда данный процесс обеспечат уже не столько латиноамериканцы, сколько жители Африки и Азии. Таким образом, современное лидерство Латинской Америки в глобальной хри-

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что главными причинами снижения доли латиноамериканцев в христианском населении мира в будущем станут снижение рождаемости в регионе, связанное с окончанием в большинстве из входящих в него стран демографического перехода, высокий уровень эмиграции населения из Латинской Америки и развитие процессов секуляризации в латиноамериканском обществе.

Именно этими причинами объясняется отставание темпов прироста численности адептов христианства в Латинской Америке от средних значений по миру, наблюдаемое в первом десятилетии XXI в. Действительно, если в период 1910-2010 гг. среднегодовые темпы прироста христианского населения в Латинской Америке превышали среднемировой показатель в 1,5 раза, то в первое десятилетие XXI в., наоборот, уже среднемировой превышал латиноамериканский в 1,1 раза (табл. 3). Эта тенденция сохранится, по прогнозам, по крайней мере до 2050 г.

стианской общине является частью общей тенденции к смещению географического и демографического центра христианства на юг, в развивающиеся страны, которое, начавшись в XX в., продолжается и в настоящее время.

Особенностью конфессиональной структуры населения Латинской Америки,

Таблица 3

Среднегодовые темпы прироста численности христиан в регионах мира, %

Регионы 1910-2010 гг. 2000-2010 гг.

Азия 2,68 2,38

Африка 3,82 2,55

Латинская Америка 2,02 1,27

Европа (с Россией) 0,37 0,23

Северная Америка 1,14 0,83

Австралия и Океания 1,61 1,11

МИР 1,33 1,35

Составлено авторами

обеспечившей ей первенство в современном мире по численности христианского населения, является очень высокая доля христиан (табл. 4). Действительно, регион отличается очень высоким уровнем конфессиональной однородности населения.

Численность адептов других конфессий — ислама, индуизма, буддизма, китайской традиционной религии и этнорелигий — за последнее столетие хотя и характеризовалась ростом, однако доля их последователей в населении Латинской Америки увеличилась за это время либо незначительно (ислам, буддизм, китайская традиционная религия), либо даже сократилась (индуизм и этнорелигии). Данный тренд сохранится, по прогнозам, по крайней мере до середины XXI в.; поэтому христиане останутся доминирующей религиозной общиной Латинской Америки, составляя около 89 % её населения в 2050 г. [17].

Тем не менее за прошедшее столетие конфессиональная структура Латинской

Адепты христианства составляют более 90 % населения Латинской Америки и хотя их «вес» в населении региона, особенно начиная с 70-х гг. прошлого века, постепенно снижается, он до сих пор остаётся беспрецедентно высоким.

Америки претерпела поистине «тектонические» сдвиги, касающиеся, прежде всего, представления как о территории безраздельного господства католицизма. Несомненно, последний имеет особое значение в истории Латинской Америки, включение которой в состав христианской цивилизации стало результатом деятельности католических миссионеров, начавшейся ещё в XVI в. Католическая церковь имела мощную поддержку своей деятельности со стороны государственной власти, в результате которой фактически смогла добиться монопольного положения в религиозной жизни Латинской Америки. К 1910 г. католики составляли более 90 % (70,7 млн) населения региона, почти 25 % адептов рим-

Таблица 4

Конфессиональная структура населения Латинской Америки в XX - начале XXI вв.

Религиозная традиция Численность адептов, млн чел. Доля жителей Латинской Америки в мировой численности адептов соответствующей религиозной традиции, % Доля адептов соответствующей религиозной традиции в населении Латинской Америки, %

1910 г. 1970 г. 2010 г. 1910 г. 1970 г. 2010 г. 1910 г. 1970 г. 2010 г.

Христианство 74,48 271,38 548,96 12,2 22,0 24,9 95,2 94,4 92,5

Ислам 0,07 0,46 1,86 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 0,3

Индуизм 0,19 0,55 0,78 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1

Буддизм 0,00 0,39 0,80 0,0 0,2 0,2 0,0 0,1 0,1

Китайская традиционная религия* 0,00 0,07 0,19 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Этнорелигии** 2,72 1,46 3,72 2,0 0,9 1,4 3,5 0,5 0,6

Спиритизм 0,30 0,42 13,60 96,3 96,8 97,6 0,4 0,1 2,3

Составлено авторами

*Конгломерат религиозных верований, основанных на древних натурфилософских представлениях, буддизме, даосизме, конфуцианстве, а также традиционном для Китая культе предков **К этнорелигиям в Латинской Америке относятся синкретические афрохристианские культы, такие как сантерия, кандобле, убанда, а также традиционные верования индейцев, например, культ богини плодородия Пачамамы в Боливии

ско-католической церкви были латиноамериканцами. Спустя столетие, численность католиков в Латинской Америке возросла в 6,5 раз (425...478 млн), и теперь латиноамериканцы составляют уже более 40 % католической общины мира [7, 17].

Своеобразным символом усилившегося латиноамериканского влияния в католическом мире стало то, что в 2013 г., впервые за почти 1300 лет, Папой Римским избран не европеец, а уроженец Нового Света Франциск, бывший архиепископ Буэ-

нос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Новый понтифик, явивший миру образ не религиозного бюрократа, своеобразного «князя церкви», а скорее скромного духовного пастыря, стал символом обновления римско-католической церкви, её обращения к вопросам социальной справедливости, столь актуальным для населения развивающихся стран, составляющего большинство её последователей.

Однако всплеск популярности Папы Франциска (так называемый «Francis Effect»), наблюдаемый по всему миру, вряд ли сможет замедлить процесс ослабления влияния римско-католической церкви, захвативший Латинскую Америку, и эра доминирования католицизма в духовной жизни региона, скорее всего, навсегда закончилась. Результаты исследования, проведенного в 2014 г. социологической службой Pew Research Center (США) и посвященного анализу религиозности населения 18 стран Латинской Америки, Пуэрто-Рико и граждан США латиноамериканского происхождения (опрос Pew Research Center не затрагивал страны Карибского бассейна, за исключением Доминиканской Республики и Пуэрто-Рико, а также Белиз, Гайану, Суринам и Гвиану), свидетельствуют о сдвиге религиозной идентичности латиноамериканцев в сторону протестантизма (см. рисунок).

Динамика основных конфессиональных групп и нерелигиозного населения Латинской Америки в 1910-2014 гг., % (рассчитано и составлено авторами по: [ 14])

Статистические данные показывают, что в начале прошлого века католики составляли более 90 % населения Латинской Америки, сегодня же доля их сократилась на 25 % и составляет лишь 69 %. За этот же период (1910-2014 гг.) доля протестантов среди латиноамериканцев возросла с 1 до

19 %, а доля нерелигиозных респондентов (тех, кто не связывает себя с определённой религией, являются агностиками или атеистами) увеличилась с 1 до 8 %. То есть теперь фактически каждый пятый житель региона стал протестантом, а каждый десятый — вообще порвал с религией. Резкое

сокращение доли католиков в населении региона началось с 70-х гг. прошлого века и совпало по времени с таким же быстрым увеличением доли адептов протестантизма, а также нерелигиозных латиноамериканцев (см. рисунок). Значимыми трендами конфессионального развития Латинской Америки стали наметившееся возрождение эт-норелигий, доля последователей которых в населении начала постепенно увеличиваться, начиная с 1970 г., а также устойчивый рост влияния спиритизма, ставшего второй после христианства по численности адептов религиозной традицией в регионе (табл. 4).

Столь быстрая трансформация конфессионального пространства Латинской Америки, фактически произошедшая за жизнь одного поколения, позволяет сделать вывод, что большая часть современных протестантов и людей, не относящих себя к определённой религии, родилась в католических семьях и впоследствии, разочаровавшись в католицизме, сознательно отказалась от традиционной религии своих предков. Лишь 9 % латиноамериканцев были воспитаны в протестантской традиции и 84 % — в католической, но в настоящее время протестанты составляют уже 19 % населения региона, а католики — лишь 69 %. В среднем по региону более трети протестантов являлись активными членами католических общин, а более половины прошли в них обряд крещения. У некоторых стран данный показатель ещё выше: так, в Боливии, Эквадоре, Перу и Парагвае бывшие католики составляют более 60 % протестантов этих стран, а в Колумбии — даже более 80 %. В США через католическое крещение прошло 77 % граждан страны латиноамериканского происхождения, но лишь немногим более половины (55 %) из них остались верны религии, в которой они родились. Большинство бывших католиков в странах Латинской Америки перешли в протестантизм в молодом возрасте — до 25 лет [14].

Таким образом, потери католицизма в Латинской Америке, в отличие, например,

от Западной Европы, лишь частично можно объяснить влиянием процессов секуляризации в регионе; большая их часть — результат религиозной конверсии католиков. То есть население Латинской Америки, оставаясь одним из самых религиозных в современном мире (см., например, [9, 14]), массово отказывается от католицизма, становясь всё более протестантским.

Тем не менее, пока ещё в большинстве стран Латинской Америки в населении по-прежнему преобладают католики, однако в регионе уже есть ряд государств, в которых протестанты стали сравнимы с ними по численности, составляя треть или более населения. Это, прежде всего, государства Центральной Америки — Гондурас, Никарагуа, Гватемала, Сальвадор, а также ассоциированное с США государство Пуэрто-Рико (табл. 5). Особый случай — Уругвай — наименее религиозная страна Латинской Америки, в которой католики пополняют в основном ряды нерелигиозного населения, а не протестантов. Данный феномен объясняется тем, что Уругвай отличается самой высокой в регионе долей выходцев из Европы, и в связи с этим в стране активно развиваются процессы секуляризации, проходящие по европейской модели.

По численности католиков и протестантов в Латинской Америке лидирует Бразилия: согласно оценке Pew Research Center, в стране в 2014 г. проживало более 123 млн католиков и около 52 млн протестантов, то есть Бразилия занимает первое место в мире по численности католиков и третье — после США и Китая — по численности протестантов. Крупнейшие общины католиков в Латинской Америке сосредоточены в Мексике — более 100 млн (2-е место в мире), Колумбии — более 40 млн (7-е место), Аргентине — 36 млн (10-е место). Протестанты наиболее многочисленны в Мексике — 11 млн, более 6 млн они насчитывают в Аргентине, Колумбии и Гватемале, более 5 млн — в Перу и Венесуэле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Особенности конфессиональной структуры населения стран Латинской Америки, 2014 г.

Страна Доля в населении,%

Католики Протестанты (в т.ч. пятидесятники) Нерелигиозные

Католики доминируют в населении

Парагвай 89 7 (4) 1

Мексика 81 9 (5) 7

Колумбия 79 13 (7) 6

Эквадор 79 13 (9) 5

Боливия 77 16 (8) 4

Перу 76 17 (9) 4

Венесуэла 73 17 (10) 7

Аргентина 71 15 (11) 11

Панама 70 19 (15) 7

Католики составляют большинство населения

Чили 64 17 (11) 16

Коста-Рика 62 25 (15) 9

Бразилия 61 26 (21) 8

Доминиканская Республика 57 23 (19) 18

Пуэрто-Рико 56 33 (21) 8

Католики составляют половину населения

Сальвадор 50 36 (22) 12

Гватемала 50 41 (30) 6

Никарагуа 50 40 (29) 7

Католики составляют меньшинство населения

Гондурас 46 41 (28) 10

Уругвай 42 15 (8) 37

Рассчитано и составлено авторами по: [14]

В чем же причина столь феноменальных успехов протестантских миссионеров в регионе, и чем же не устраивает современных латиноамериканцев католицизм? Согласно данным Pew Research Center, большинство новообращённых протестантов свой выход из религии предков объясняют сочетанием целого ряда причин: возможностью большего личного контакта с Богом (81 %), привлекательностью богослужения (69 %), повышенным вниманием протестантизма к проблемам нравственности (60 %), активной помощью протестантской церкви своим членам (59 %), широким распространением протестантизма в мире (58%), семейными проблемами или проблемами со здоровьем (20 %), желанием улучшить своё материальное положение (14 %) [14]. Опрос также выявил, что латиноамериканцы-протестанты живут гораздо более насыщенной религиозной

жизнью, чем католики: 83 % протестантов посещают церковь как минимум один раз в месяц, а среди католиков таких только 62 %. Протестанты также гораздо более активны в миссионерской деятельности, чаще ведут дискуссии о своей религии с людьми иных убеждений, участвуют в благотворительной деятельности, состоят в церковных советах, преподают в воскресных школах. В среде латиноамериканских протестантов господствует морализаторский дух, они более нетерпимы к гомосексуальным бракам, использованию контрацепции и абортам, супружеской измене и разводам, чем католики. Протестанты Латинской Америки отличаются от католиков и в отношении к своему соотечественнику, новому Папе Римскому Франциску. Если католики оценивают деятельность Франциска положительно и верят, что он сможет привнести позитивные перемены в жизнь церкви, то

протестанты настроены по отношению к Папе более скептически и в своём большинстве не ждут от его понтификата больших изменений в католицизме [14].

Потеря католической церкви значительной части своей паствы в Латинской Америке показала, что католицизм оказался не вполне подготовленным к условиям свободной конкуренции и теряет свои позиции на «религиозном рынке», который стал формироваться в регионе с наступлением эпохи глобализации. Римско-католическая церковь в регионе к концу XX в. фактически оказалась расколотой на два течения: консервативно-традиционалистское и обновленческое. Значительная часть духовенства и верующих Латинской Америки принадлежит именно к обновленческому прогрессистскому направлению, среди которого большой популярностью стала пользоваться «теология освобождения». Сторонники «теологии освобождения», известные как «мятежная церковь», опирались на авторитет Библии и пример жизни раннехристианской общины, идеологически обосновывали необходимость освобождения трудового народа Латинской Америки от капиталистической эксплуатации. «Теологию освобождения» стали активно использовать в своей политической риторике сандинисты в Никарагуа, чависты в Венесуэле, левые политики в Бразилии. Так, Уго Чавес, лидер боливарианской революции в Венесуэле, был категоричен в своём желании «приватизировать» Иисуса Христа для своих политических целей: «Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой — он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочёл смерть для защиты своих гуманистических идеалов, он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом» [5].

Однако увлекшись политической борьбой и пытаясь удовлетворить социально-экономические запросы латиноамериканцев, католическая церковь потерпела поражение. Католицизм так и не смог стать

безусловно «своей» религией ни для левых политиков региона, ни удовлетворить изменившиеся духовно-нравственные запросы своей паствы. В результате пока католические иерархи были заняты политической борьбой и разрешением противоречий внутри Церкви, протестанты вели в Латинской Америке активную миссионерскую деятельность. Таким образом, оказалось, что, как говорят в Латинской Америке, «Церковь выбрала бедных, а бедные выбрали пятидесятников» (см. [1]).

Тем не менее, религиозный выбор латиноамериканцев не кажется случайным, ведь современный этап развития христианства связан именно с движением пяти-десятничества. Один из крупнейших социологов религии П. Бергер утверждает, что «евангельский протестантизм, особенно пятидесятничество, является наиболее серьёзным массовым движением, которое служит средством культурной глобализации» [4; С. 15].

Особое значение пятидесятники придают зримым проявлениям присутствия Бога в жизни верующих, в том числе божественным исцелениям, духовным откровениям и прочим чудесам. Доктринальными особенностями пятидесятнических церквей является вера в необходимость духовного преобразования христианина и его «рождения свыше» в результате крещения Святым Духом; вера в богодухновенность Библии; активное использование в религиозной практике глоссолалии — экстатического говорения на иных языках; убеждённость в необходимости приобщения к вере как можно большего числа людей.

Пятидесятничество стало важным фактором модернизации и экономического развития в странах с переходной экономикой. Вместо того чтобы по примеру представителей традиционного христианства обещать за добродетель спасение в загробной жизни, его адепты проповедуют спасение в этой жизни в форме обретения не только духовных, но и мирских благ. Данное учение, названное «теологией процветания» [16], оказалось для латиноамериканцев актуальнее «теологии освобожде-

ния». По мнению П. Бергера, «обращение в эту религию (пятидесятничество — С.Г., Р.Д.) меняет отношение людей к семье, сексуальному поведению, воспитанию детей и, что самое главное, к работе и экономике вообще» [4; С. 15—16]. Подробнее о связи степени конфессиональной мозаич-ности Латинской Америки с уровнем ее национального благосостояния в сравнении с другими регионами мира см. в [2].

Знаменитый американский философ, социолог и футуролог Ф. Фукуяма в этой связи пишет, что «протестантский прозелитизм в Латинской Америке привёл страны региона к ощутимому прогрессу: к достижениям в области общественной гигиены, увеличению частных накоплений, повышению образовательного уровня, наконец, росту доходов населения» [6; С. 82]. И П. Бергер, и Ф. Фукуяма в своих выводах опираются на исследования пятидесятничества, проведённые в работах английского социолога Д. Мартина, таких как «Запрещенные революции: пятидесятничество в Латинской Америке, католицизм в Восточной Европе» [12] и «Пятидесятничество: мир — их приход» [13].

Пятидесятники находят большую часть своих последователей, прежде всего, в среде городской бедноты, особенно в фавелах Бразилии, а также среди индейского населения региона, отличающегося самыми низкими в Латинской Америке показателями социально-экономического развития. Нельзя сбрасывать со счетов и ту помощь, которую оказывают своим единоверцам влиятельные и богатые протестантские церкви США, уделяющие большое внимание спонсированию миссионерской деятельности в Латинской Америке. Именно миссионерская активность протестантских церквей США, прежде всего пятидесятни-ческих, объясняет высокую долю протестантов в населении Пуэрто-Рико и Доминиканской Республики.

В этой связи большинство латиноамериканских протестантов — в среднем 65 % по региону — составляют пятидесятники, а в Доминиканской Республике, Бразилии, Панаме, Никарагуа и Гватемале — даже более 70 %. Латинская Америка является

одним из мировых центров пятидесятниче-ства: жители региона составляют уже более 25 % от их глобальной популяции (в 1910 г. — лишь 1,3 %), а Бразилия, наряду с Китаем, лидирует в мире по числу его адептов. Крупнейший город Бразилии, Сан-Паулу, в пределах агломерации которого живут около 10 млн пятидесятников и находятся штаб-квартиры их крупнейших церквей, можно назвать неофициальной «мировой столицей» последователей пятидесятниче-ства [15].

Деятельность пятидесятнических церквей в Латинской Америке, как, впрочем, и по всему миру, вызвала серию так называемых «ревайвелов» — возрождений истинной веры, связанных с широким распространением практики крещения Святым Духом и глоссолалий. Ведущую роль в данном процессе продолжали играть пятидесятники, однако им оказались затронуты и другие протестантские традиции, а также католицизм. Христианские церкви, не порвавшие со своей традицией, но прошедшие через «ревайвел» и практикующие «рождение свыше» в результате крещения Святым Духом, глоссолалии и другие духовные дары, стали называться харизматическими (неопятидесятническими). Таким образом, католицизм в Латинской Америке, оказавшись под мощным воздействием пятидесятничества, был вынужден трансформироваться.

К 2010 г. пятидесятники и харизматы по численности уже превосходили остальное протестантское население региона, составляя более 26 % населения Латинской Америки; по прогнозам, их численность будет продолжать расти и к 2020 г. достигнет почти трети (31 %) от численности всех латиноамериканцев. Особенно велика численность христиан, затронутых пятидесят-ническим «ревайвелом» в Бразилии — более 40 % населения, или около 82 млн чел. — и около половины из них составляют католики (подробнее о «ревайвеле» в странах БРИКС в целом и Бразилии в частности см., например, в [3]) [7, 8].

Таким образом, начиная с 70-х гг. прошлого века, в конфессиональном развитии

Латинской Америки наметились новые тренды, которые в полной мере проявили себя уже в современную эпоху. Латинская Америка вследствие высоких темпов прироста ее населения заняла лидирующие позиции в глобальной христианской популяции, оттеснив Европу на вторую позицию. Однако параллельно с увеличением численности христианского населения региона произошла трансформация конфессионального пространства Латинской Америки, приведшая к ослаблению позиций католической церкви и укреплению протестантских, в первую очередь пятидесятни-

Литературя-

1. В кого верит Венесуэла // Независимая газета. Общий форум. 16.03.2013. Режим доступа: http://www.ng.ru/forum/forum3/topic116280/ (дата обращения 25.04.2015).

2. Горохов С.А. Религиозная мозаичность как фактор экономического развития регионов современного мира // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2014. № 4. С. 56-61.

3. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Демографический потенциал конфессиональных групп стран БРИКС // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведения». 2015. Т. 12. С. 251-258.

4. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.В. Сапва. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.

5. Теология освобождения / / Католическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.catholic. ru/moduIes.php?name=EncycIopedia&op=content&t id=683 (дата обращения 13.04.2015).

6. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008 730 с.

7. Atlas of Global Christianity / Ed. Johnson T.M., Ross K.R. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 400 p.

8. Christianity in its Global Context, 1970— 2020. Society, Religion, and Mission. 2013. Режим доступа: http://wwwgordonconweII.com/netcommu-nity/CSGCResources/ChristianityinitsGIobaIContext. pdf (дата обращения 27.03.2015).

ческих. Возможно, в XX — начале XXI вв. в Латинской Америке католическая церковь потеряла больше верующих, чем в Европе в эпоху Реформации, и никто уже сейчас не сможет с уверенностью сказать, что Латинская Америка навсегда останется католической. Пока представляется ещё не вполне ясным, как повлияет сдвиг в религиозной принадлежности населения, произошедший в Латинской Америке, на дальнейшую судьбу этого региона, однако можно с уверенностью сказать, что он изменит глобальный расклад на конфессиональной карте современного мира.

-References

1. V kogo verit Venesuela - Nezavisimaya gazeta. Obschiy forum. 16.03.2013 (Who does Venezuela believe in? — The Independent newspaper. Public forum. 16.03.2013) Available at: http://www.ng.ru/ forum/forum3/topic116280/ (accessed 25 April 2015).

2. Gorokhov S.A. Vestn. Moskovsk. Univ. Seriya 5: Geografiya (Herald of the Moscow University. Ser. Geography), 2014, no. 4, pp. 56-61.

3. Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedeniye» (Proceedings of the Irkutsk State University. Ser. «Politology. Science of Religion»), 2015, no. 12, pp. 251-258.

4. Mnogolikaya globalizatsiya. Kulturnoe raznoobrazie v sovremennom mire [Many-sided globalizations: cultural diversity in the contemporary world]; Berger P. and Huntington S., Eds. Moscow: Aspekt Press Publ., 2004. 379 p.

5. Teologiya Osvobozhdeniya — Katolicheskaya entsiklopediya (Theology of deliverance — The Catholic Encyclopedia) Available at: http://www. catholic.ru/modules.php?name=encyclopedia&op=co ntent&tid=683 (accessed 13 April 2015).

6. Fukuyama F. Doverie: sotsialnye dobrodeteli i putkprotsvetaniyu [Trust: social virtues and prosperity way]. Moscow, AST: AST Moskva Publ., 2008. 730 p.

7. Atlas of Global Christianity [Atlas of Global Christianity]; Ed. Johnson T.M., Ross K.R. Edinburgh: Edinburgh University Press Publ., 2009. 400 p.

8. Christianity in its Global Context, 1970-2020. Society, Religion, and Mission (Christianity in its Global Context, 1970-2020. Society, Religion, and Mission). 2013 Available at: http: //wwwgordonconwell.com/netcommunity/ CSGCResources/ChristianityinitsGlobalContext.pdf (accessed 27 March 2015).

9. Global index of religiosity and atheism — 2012. WIN-Gallup International. Режим доступа: http:// blog.scona. com .ua/picture s / files/RED-C-Pre ss-Re-lease-ReIigion-and-Atheism-25-7-12.pdf (дата обращения 21.04.2015).

10. Johnson T.M., Crossing P.F. Christianity 2014: Independent Christianity and Slum Dwellers // International Bulletin of Missionary Research. 2014. Vol. 38. No. 1. P. 28-29.

11. Johnson T.M., Zurlo G.A., Hickman A.W., Crossing P.F. Christianity 2015: Religious Diversity and Personal Contact // International Bulletin of Missionary Research. 2015. Vol. 39. No. 1. P. 28-29.

12. Martin D. Forbidden revolutions: Pentecos-talism in Latin America, Catholicism in Eastern Europe. London: SPCK, 1996. 112 p.

13. Martin D. Pentecostalism: The world their parish. Oxford: Blackwell Pub-lishing Ltd, 2003. 197 p.

14. Religion in Latin America: Widespread Change in a Historically Catholic Region. Pew Research Center, Nov. 13, 2014. Режим доступа: http://www. pewforum.org/files/2014/11 /Religion-in-Latin-America-11-12-PM-full-PDF.pdf (дата обращения 13.03.2015).

15. Rep blica Federativa do Brasil Censo Demografico 2010. Caracteristicas Gerais Religiao Deficiencia. Режим доступа: ftp://ftp.ibge.gov.br/Censos/ Censo_Demografico_2010/Caracteristicas_Gerais_ Religiao_Deficiencia/ods/Unidades_da_Federacao / (дата обращения 02.05.2015).

16. Rosin H. Did Christianity Cause the Crash? Режим доступа: http://www.theatlantic.com/ magazine/archive/2009/12/did-christianity-cause-the-crash/307764/ (дата обращения 18.02.2015).

17. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Pew Research Center, April 2, 2015. Режим доступа: http://www.pew-forum .org/files/2015/03/PF_15.04.02_Proj ections -FullReport.pdf (дата обращения 08.05.2015).

9. Global index of religiosity and atheism — 2012. WIN-Gallup International (Global index of religiosity and atheism — 2012. WIN-Gallup International) Available at: http://blog.scona.com. ua/pictures/files/RED-C-Press-Release-Religion-and-Atheism-25-7-12.pdf (accessed 21 April 2015).

10. Johnson T.M., Crossing P.F. International Bulletin of Missionary Research (International Bulletin of Missionary Research), 2014, vol. 38, no. 1, pp. 28-29.

11. Johnson T.M., Zurlo G.A., Hickman A.W., Crossing P.F. International Bulletin of Missionary Research (International Bulletin of Missionary Research), 2015, vol. 39, no. 1, pp. 28-29.

12. Martin D. Forbidden revolutions: Pentecostalism in Latin America, Catholicism in Eastern Europe [Forbidden revolutions: Pentecostalism in Latin America, Catholicism in Eastern Europe]. London, SPCK, 1996. 112 p.

13. Martin D. Pentecostalism: The world their parish [Pentecostalism: The world their parish]. Oxford, Blackwell Publishing Ltd, 2003, 197 p.

14. Religion in Latin America: Widespread Change in a Historically Catholic Region (Religion in Latin America: Widespread Change in a Historically Catholic Region): Pew Research Center, Nov. 13, 2014 Available at: http://www.pewforum.org/ files/2014/11 /Religion-in-Latin-America-11- 12-PM-full-PDF.pdf (accessed 13 March 2015).

15. Rep blica Federativa do Brasil Censo Demografico 2010 (Rep blica Federativa do Brasil Censo Demografico 2010): Caracteristicas Gerais Religiao Deficiencia Available at: ftp://ftp.ibge.gov.br/ Censos / Censo_Demografico_2 010/Caracteristicas_ Gerais_Religiao_Deficiencia / ods/Unidades_da_ Federacao/ (accessed 02 May 2015).

16. Rosin H. Did Christianity Cause the Crash? (Did Christianity Cause the Crash?) Available at: http:// www. theatlantic. com / m agazine / archive/2009/12/ did-christianity-caus e -the-crash/307764/ (accessed 18 February 2015).

17. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 (The Future of World Religions: Population Growth Projections, 20102050): Pew Research Center, April 2, 2015 Available at: http://www.pewforum.org/files/2015/03/ PF_15.04.02_ProjectionsFullReport.pdf (accessed 08 May 2015).

Коротко об авторах

Горохов С.А., канд. геогр. наук, доцент, докторант, ст. научный сотрудник, Институт географии РАН, Москва, Россия stgorohov@yandex. ги

Научные интересы: география религий

Briefly about the authors

S. Gorokhov, candidate of geographic sciences, associate professor, postdoctoral fellow and senior researcher, Laboratory of Geography of World Development, Institute of Geography (Russian Academy of Sciences ), Moscow, Russia

Scientific interests: geography of religions

Дмитриев Р.В., канд. геогр. наук, научный сотрудник, Институт географии РАН, Москва, Россия dmitrievrv@yandex.ru

Научные интересы: конфессиональная демография

R. Dmitriev, candidate of geographic sciences, researcher, Laboratory of Geography of World Development, Institute of Geography (Russian Academy of Sciences), Moscow, Russia

Scientific interests: demography of religions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.