Научная статья на тему 'Language means of hostile rhetoric expressions in the comminications networking'

Language means of hostile rhetoric expressions in the comminications networking Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ЛЕКСЫ АГРЕССИИ / ИНВЕКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / АГРЕССИВНЫЙ ТЕКСТ / RHETORIC EXPRESSIONS / COMMUNICATIONS NETWORKING / INVECTIVE LEXIS / HOSTILE RHETORIC IN AN ONLINE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнов П.Ю.

В статье рассматриваются способы и языковые средства выражения речевой агрессии в современной интернет-коммуникации. В качестве предмета исследования предложены языковые и метаязыковые явления, иллюстрирующие формы и способы проявления речевой агрессии в текстах комментариев к высказываниям в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the ways and means of hostile rhetoric expressions in the modern communications networking. As a subject of our research linguistic and meta-linguistic phenomena are proposed, illustrating the forms and ways of hostile rhetoric manifestation in texts, comments and statements in an online environment.

Текст научной работы на тему «Language means of hostile rhetoric expressions in the comminications networking»

УДК 811.161.1.659

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

LANGUAGE MEANS OF HOSTILE RHETORIC EXPRESSIONS IN THE COMMINICATIONS NETWORKING

П.Ю. Смирнов P.Y. Smirnov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: 613279@bsu.edu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются способы и языковые средства выражения речевой агрессии в современной интернет-коммуникации. В качестве предмета исследования предложены языковые и метаязыковые явления, иллюстрирующие формы и способы проявления речевой агрессии в текстах комментариев к высказываниям в Интернете.

Abstract

The article examines the ways and means of hostile rhetoric expressions in the modern communications networking. As a subject of our research linguistic and meta-linguistic phenomena are proposed, illustrating the forms and ways of hostile rhetoric manifestation in texts, comments and statements in an online environment.

Ключевые слова: речевая агрессия, интернет-коммуникация, лексы агрессии, инвективная лексика, агрессивный текст.

Keywords: rhetoric expressions, communications networking, invective lexis, hostile rhetoric in an online environment

Введение

Серьезные изменения претерпели психологические и морально-нравственные черты современного российского общества, что находит подтверждение в изменении, а точнее, - в ухудшении психического здоровья и поведения нынешних людей: Уже не исключение, а правило грубость в общении, неуважение к старшим, отсутствие сдерживающих начал, постоянная готовность к отпору и, как следствие, агрессивность в речи и поведении. Безусловно, именно по этим причинам для лингвистики и, в частности, лингвопрагматики становится всё более значимой проблема оптимизации речевой коммуникации. Обращение ней продиктовано не только необходимостью анализа позитивной коммуникации: стратегий вежливости, толерантности, но и теми речевыми явлениями, которые не соответствуют критериям корректного общения. К подобным речевым явлениям, бесспорно, относится вербальная (речевая) агрессия.

Под речевой агрессией обычно подразумевается проявление при общении вербальных средств, противоречащих принятым в обществе нормам коммуникации, зачастую направленных на дискредитацию собеседника. Сегодня речевая агрессия становится предметом изучения самых разных научных направлений: психологии, лингвистики,

литературоведения, педагогики, политологии, социологии, конфликтологии, юриспруденции и др. Особого внимания и специального рассмотрения заслуживает, по нашему мнению, вопрос о средствах и способах выражения речевой агрессии в условиях общения в Интернете.

Среди разнообразных форм общения виртуальная коммуникация в современном социуме получила широкое распространение. Люди различных возрастов, социальных статусов, уровней образования получили возможность беспрепятственно обмениваться информацией и мнениями о том или ином событии с помощью социальных сетей, чатов, блогов. Коммуникация в Интернете становится неотъемлемой составляющей жизни современного человека, и поэтому анализ языка Интернета является безусловно актуальной проблемой.

Процессы интернет-коммуникации, как и любой коммуникации, требуют соблюдения норм речевого взаимодействия. Однако предъявление речевой информации, связанной с виртуальным взаимодействием, сводит на нет ряд коммуникативных ограничений, которые приняты в реальном общении и приводит к изменению устоявшихся норм общения в этическом аспекте. Широкие возможности свободы слова и анонимности интернет-пользователей приводят к неблагоприятным последствиям: нейтрализуются сдерживающие механизмы, создаются высказывания, нарушающие не только языковые, но и нравственные нормы, открыто говорится то, что было бы скрыто, смягчено в непосредственном общении. Нормой поведения в Интернете становится неприкрытая грубость, жаргонизация и инвективизация речи, навешивание на собеседника оскорбительных ярлыков и др.

В связи с вышесказанным предметом рассмотрения в статье стали языковые средства, иллюстрирующие способы проявления речевой агрессии в интернет-коммуникации, в текстах комментариев к текстам и высказываниям в Интернете; целью работы является анализ специфики речи в интернет-коммуникации, анализ и систематизация языковых средств, применение которых порождает агрессию при осуществлении коммуникации в Интернете.

Основная часть

Проблемой вербальной агрессии занимались и занимаются отечественные учёные С.В. Андреева, В.Ю. Апресян, Е.Н. Басовская, В.И. Жельвис, М.Н. Кожина, Г.В. Колшанский, Л.М. Михайлов, О.М. Родионова, И.А. Стернин, К.Ф. Седов, Т.И. Стексова, Ю.В. Щербинина и мн. др., однако, несмотря на многочисленные, казалось бы, исследования в данной области лингвистики (социолингвистики, психолингвистики, теории речевого общения, педагогической риторики), эта область, продолжает приковывать внимание исследователей разного уровня и квалификации.

Существует достаточно много определений термина «речевая (языковая, вербальная) агрессия». Происхождение слова «агрессия» прослеживается от латинского «agressio» -нападение. Но если ранее способность нападать и захватывать приписывалась только государству, а не индивидууму, то теперь, если взять во внимание современную практику толкования и реализации, это определение является не совсем верным и нуждается в уточнении.

Ю.В. Щербинина отмечает, что «сложность определения понятия «вербальная агрессия» заключается, прежде всего, в том, что данный феномен нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации, ситуациям проявления и формам словесного воплощения» [16, с. 8].

В словарях под речевой агрессией понимается «форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации и обществу в целом» [6, с.562]. Толковые словари русского языка дают возможность увидеть изменение значений самого слова «агрессия». В Толковых словарях русского языка 50-80-х годов ХХ века она квалифицируется именно как «нападение», захват чужой территории» с пометкой «политическое»[3, с.47] и нападение одного государства на

другое с целью оккупации территории, уничтожения или ограничение его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику» [10, с.24].

М.Н. Кожина речевую агрессию определяет как «использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство» [8, с.52]. Е.Н. Басовская в статье «Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» приходит к выводу о двузначном толковании данного термина: при узком понимании в качестве агрессивного, по ее мнению, рассматривается «речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие»; при широкой интерпретации - «все виды наступательного, доминирующего речевого поведения» [2, с.257]. Т.А.Воронцова характеризует агрессивный тип речевого поведения как выражение негативного отношения к кому-либо или чему-либо и как ориентированность на антидиалог, то есть на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом [5, с.102]. Е.Б. Морозова полагает, что речевая агрессия - это «нарушение установленных речевых коммуникативных этикетных норм, в частности, употребление неуместных выражений, представляющее собой вторжение в личную сферу адресата, неправильное использование или неиспользование ожидаемых речевых формул» [11, с.68]. В.Ю.Апресян в работе «Имплицитная агрессия в языке» в качестве языковой агрессии рассматривает «все типы негативного или критического отношения говорящего к адресату, выраженные при помощи языковых средств» [1]. О.М.Родионова считает, что «речевая агрессия - это установка адресанта на антидиалог, характеризующийся двойной позицией: с одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор), который может быть выражен как через содержание высказывания, так и через деструктивные формы речевого поведения; с другой стороны, в агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи (аффективный вектор)» [13].

Вслед за Ю.В. Щербининой, Е.Н. Басовской, Е.С. Кубряковой и другими специалистами в данной области явление речевой агрессии мы рассматриваем как вербальное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой для данной речевой ситуации форме, а именно: в форме оскорбления, угрозы, сарказма и иронии в обидной форме, грубого требования либо обвинения.

Участники любого типа коммуникации могут принижать, оскорблять, пугать, оказывать психологическое давление с целью повышения собственной самооценки, установления лидерских позиций, увеличения своего авторитета в коллективе. Такого рода коммуникация проявляется в повышении голоса, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного наклонения глаголов.

Новые формы и средства общения обострили ситуацию. Во-первых, с появлением Интернета говорящих и пишущих публично стало гораздо больше и они стали заметнее: мы их видим на экранах телевизоров, видим, как они пишут в интернете. Во-вторых, все чаще интернет-коммуникация приобретает конфликтный, агрессивный характер, что имеет под собой как причины, обусловленные особенностями среды коммуникации, так и языковые основания.

Не случайно с развитием Интернета внимание лингвистов начинает все очевиднее сдвигаться в сторону изучения средств и особенностей интернет-коммуникации.

Говоря об арсенале речевой агрессии на лексико-семантическом и грамматическом языковых уровнях, следует отметить, что общим показателем проявления языковой агрессии является эксплицитность и имплицитность: агрессивные намерения адресанта по отношению к адресанту могут быть выражены как открыто (эксплицитно), так и скрыто (имплицитно).

Лексико-семантический уровень речевой агрессии хотели бы представить несколькими группами явлений:

• так называемые «лексы агрессии» (В.И.Жельвис, Д.В.Жмуров);

• инвективная лексика, или просто инвективы (В.Ю. Апресян, А.П. Костяев и др.),

• «локально-профессиональный жаргон» интернет-пользователей: «эрративы» (Г.Ч. Гусейнов) и «людемы» (М.С. Рыжков).

Остановимся на кратких характеристиках названных групп.

«Лексы агрессии» - слова и словосочетания, служащие для выражения агрессивности в письменной или устной речи; используются для реализации потенциала агрессивности в символической форме, поскольку являются вербальными или текстуальными символами [7, с.138].Обычно это: а) пейоративная лексика, с помощью которой выражается сомнение относительно интеллектуальных или физических способностей адресата: «Вот такие дебилы мужу недавно по пути с работы дорогу и перебегали, точнее под колёса бросались. Сама бы наваляла и деткам тем, и родителям их» [Интернет-пользователь Лена Ленская, см. 11]; б) некорректные сравнения адресата и его близких с животными, с предметами материального мира, с фольклорными персонажами: «Бараны и дубы эти ваши помощники...» [Интернет-пользователь Бпдок, см. 13]

Инвективная лексика - «феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, или языковой оборот, воспринимающийся в той или иной культуре как оскорбительный для своего адресанта, противоречащий нормам общественной морали [7, с.139]. «Россия - страна перепуганных идиотов и вечнозеленых помидоров. Это одна седьмая часть суши, которая входит в состав Русобелии и членствует в Эсэнговии»[см. 21]

Эрративы - умышленное нарушение норм литературного языка. Г.Ч. Гусейнов различает:

1) графические и грамматические эрративы, которые легко выявить в тексте (нарушение норм правописания: «аффтар» вместо «автор», «превед» вместо «привет» и т.п.;

2) семантические эрративы, которые труднее распознаются в тексте и предполагают определенную осведомленность адресата («фтопку», «газенваген») [6].

Людемы - специальные игровые приемы и единицы языковой игры, основанные на лингвокреативном потенциале языковой личности, в частности, «переделанные» фразеологизмы: «кричать благим спамом», «боты дислайкают» и др.[15]. Представленные «лингвокреативные возможности виртуальной языковой личности могут быть идентифицированы на фонетическом уровне посредством аллитерации: «Пипл, пиарьте посты просто», на окказиональном уровне: «Крысодром (коврик для компьютерной мышки»), сетература (по аналогии с литературой).

Следует также добавить в этот перечень использование фразеологических оборотов с негативным оценочным компонентом, например, «как воды в рот набрал», «стоишь как истукан», «разбираешься как свинья в апельсинах» и др.

Как видим, исследуемые языковые явления ярче представлены на лексическом уровне, беднее - на грамматическом уровне. В.Ю. Апресян полагает, что объем грамматических средств для выражения агрессии весьма ограничен, поскольку это связано с тем, что процесс грамматикализация является более долгим по сравнению с процессом лексикализации [1].

На грамматическом уровне речевая агрессия может проявляться, к примеру, с помощью псевдоимперативов: «Возмутись мне еще тут!», «Ну-ка попробуй еще раз это повторить! «Функция императива в этих словоформах - отнюдь не приглашение совершить что-либо, а почти всегда угроза или приказание в категорической форме.

Другой прием - использование вопросов, задача которых - выдвинуть упрек или морально задеть адресата: Тебя сюда звали? - или использование прагматически окрашенных частиц для выражения недоверия, угрозы, упрека (тоже мне, где уж и др.). Также к особенностям грамматического проявления явной или скрытой речевой агрессии могут быть отнесены суффиксы субъективной и негативной оценки, наделяющие сообщение оттенками ироничности, презрения, пейоративности: певичка, детка, студентик.

Стёб - еще один получивший широкое распространение вид речевой агрессии, предполагающий ёрническое поведение, презрительное или ироническое отношение к чему-либо и соответствующий стиль речи [16, с.22]. По мнению Ю.В. Щербининой, данный вид

речевой агрессии направлен на высмеивание тех объектов и событий, обсуждение которых не располагает к шутке. Стёб может выражаться через нарочитое искажение слов («правослабие», «отчизноедение), придумывание слов, иногда окказионального облика (заМКАДыши», «бесхатченки»), использование иронических или оскорбительных определений («дохлые классики», «прокрустова система образования», «факультет неоченьского вуза»).

Часто при интерпретации понятий в статьях интернет-портала «Лукоморье» приводится ряд синонимов заголовочного слова. Большинство уточняюще-конкретизирующих слов синонимического ряда имеют ярко выраженную негативную коннотацию и, безусловно, вызывают отрицательные ассоциации в сознании читающего. Например, «Петербург»: «Санкт-Путинбург», «Матвиенковск», «Санкт-Кадырбург (по названию моста Ахмата Кадырова в Санкт-Петербурге), «Санкт-Ленинбург»; «Москва»: «Default City», «Нерезиновая», «Понаеховск», «Мойшква», «Москвабад», «Москвачкала», «Собянинск», «Батуринск», «Долгоручинск-на-Клязьме» и др.; «Ленин»: «Вождь пролетариата», «создатель совка», «чуваше-калмыко-шведо-русский-еврей», «эпический тролль в кепке, «гриб»[21].

Многие исследователи (Ю.В. Щербинина, Т.А Воронцова, И.А.Стернин и др.) констатируют функциональную (прагматическую) направленность синтаксических конструкций, стилистически примыкающих к области экспрессивного синтаксиса. Они могут служить для выражения:

• угроз и проклятий;

• иронии по отношению к адресату;

• скептицизма в отношении адресата в том случае, если адресат не отвечает тем требованиям, которые ему предъявлены и др. [12, с.27]

Как нами установлено, наиболее востребованными способами выражения агрессии

среди пользователей Интернета на лексико-грамматическом уровне являются:

• использование пейоративной лексики («училка», «журналайки»);

• глаголы с оценочной семантикой («хапнуть», «ржать»);

• обидные слова, выражающие сомнение относительно физических или умственных способностей адресата («дурак», «дебилоид», «шизоид», «зэк»);

• «зоосемантические метафоры («тупая овца», «обезьяна», «гном», «козел»).

Как нами было показано выше, представленные примеры используются для выражения прямого или непрямого оскорбления адресата.

На грамматическом уровне это:

• вопросы с целью вызвать упрек или подозрение;

• императивные конструкции;

• синтаксические конструкции с дифференцированными функциональными оттенками (угрозы, иронии, сарказма, раздражения, скепсиса) и др.

Представленные примеры зачастую могут содержать в себе не один вид вербальной агрессии, а целую группу выражений из арсенала речевой агрессии. Например, в одном тексте Интернет-комментария, случается, можно обнаружить и обвинение, и оскорбление, и выражение угрозы: «Какие-то уроды еще лайки ей ставят?! На кол ее посадить надо! [Интернет-пользователь Конни Дадли, см. 18]

Кроме того, наименование аккаунта или никнейм пользователя также играют важную роль в передаче семантики сообщений. Часто текст комментария начинается именно с имени пользователя (т.е. «никнейма»), в котором автор отчетливо формулирует свою позицию относительно того или иного вопроса («Анархист», «Злобный тролль», «Барыга», «Степан Бандера» и др.).Подобные «никнеймы» и псевдонимы позволяют с достаточной долей вероятности предположить политическую или гражданскую позицию участника коммуникации и, что не менее важно, его речевые интенции.

Интернет-общение существенно отличается от традиционного способа коммуникации и имеет определенную специфику: опосредованный характер виртуального общения, анонимность речевых коммуникантов, доминирующая равностатусность и неинституциональность коммуникации, что в конечном счете способствует снятию целого спектра социокультурных и психологических ограничений, которые накладываются на речевое поведение в «несетевой» коммуникации в целях нейтрализации агрессии и предотвращения конфликта.

Виртуальная коммуникация исключает возможность использования паралингвистических средств общения (мимика, жесты, позы и т.п.), в электронном общении существуют свои приемы передачи невербальных средств («смайлики», большое количество восклицательных знаков в конце предложения, капитализированные буквы и др.).

В ходе анализа способов проявления речевой агрессии нами было установлено, что авторы часто используют также:

• сарказм («Ксения Анатольевна Собчак - особь вида блондинок, известная как Собачк, Ксюшадь, Кобыла, Конина или, в простонародье, Саваж Домовая. Дочь Собчака и Нарусы. Некоторыми таксономистами в прессе ошибочно идентифицируется как самка подвида светских львов. По мнению ряда специалистов по коневодству, принадлежит к породе «Петербургская гламурная» - так на интернет-портале «Absurdopedia.net» начинается автобиография известной телеведущей, см. 22];

• окказионализмы и каламбурные новообразования, образованные от фамилий («Жирик», «черномырдизмы», «кадыринг», «трампанутые»), отличительных признаков и физических особенностей адресата («длиннобудылая», «узколобые», «не начитанные, а нагугленные», «лицо, не обезображенное интеллектом») и др.

Интернет-комментарии - это специфический коммуникативный жанр виртуального общения, для которого характерно неограниченное количество участников, отправляющих свои текстовые сообщения о прочитанном в специально приведенной форме для комментариев. При этом каждый участник коммуникации, с одной стороны, вступает в неофициальную дискуссию с автором статьи (который в основном является односторонним, так как не все авторы отвечают на комментарии читателей), а с другой стороны - в диалог с другими читателями. Еще одной спецификой интернет-комментариев является то, что в дискуссию вступают те пользователи, которые практически одновременно находятся в сети и читают статью или материал на данном веб-сайте и в данный момент. Например, на сайте видеохостинга «Youtube»после каждого видео интернет-пользователи оставляют свои текстовые комментарии, к которым могут быть добавлены дополнительные комментарии: «Против этой девочки нужно возбудить уголовное дело!» [Интернет-пользователь Алексей Г. cм. 19], «Я с вами согласна: таким не место в нашем обществе!» [Интернет-пользователь Роксана, см.19]

В научной литературе представлены дифференцированные классификации социальных сетей и сетевых сообществ на основе преобладания в них агрессивной, насильственной и экстремистской информации. Исследователь С.В.Бондаренко выделяет толерантные и интолерантные сетевые сообщества [4, с.137. - Выд. нами. - С.П.]. Толерантные сетевые сообщества создаются для предоставления информации и интерактивных услуг, но при этом участвующие в их деятельности акторы не ставят перед собой задачу сбора и распространения агрессивной информации. При создании интолерантных сообществ изначально планируется идея противостояния какому-либо актору, в качестве которого может выступать личность, группа и т.д. К числу таких интернет-сообществ относятся:

• веб-сайты, посредством которых осуществляется размещение дискредитирующей кого-либо информации политического, экономического плана;

• веб-сайты, где в чести преобладание информации националистического толка;

• веб-сайты, сгруппированные вокруг идей экстремистской направленности.

Можно констатировать: интернет-пространство сегодня характеризуется большим количеством сетевых сообществ, сконцентрированных на проявлении и распространении вербальной агрессии. В частности, в социальной сети «Ук»существуют несколько подобных групп. Одна из наиболее популярных среди пользователей портала - сообщество «МОК», в которое входит около 3-х млн. человек. Данную группу, как нам представляется, можно отнести к агрессивной, так как коммуникация в ней характеризуется подчеркнутой грубостью, использованием нецензурной брани. На страницах указанного интернет-сообщества можно увидеть огромное количество изображений непристойного содержания, многословных комментариев, изобилующих оскорблениями, негативными оценками, грубо-просторечной лексикой. Сюда же может быть отнесена группа «Орленок». Подписчиков здесь меньше (по сравнению с другими сообществами) - около 1,5 млн. человек. Однако содержание контента аналогично предыдущему. Лексическая представленность названных интернет-сообществ такого свойства, что даже приведение примеров затруднительно.

Как тревожный факт расценивается нами то, что подрастающее поколение, современная молодежь в большинство своем нейтрально, а иногда даже положительно относится к подобного рода речи, не видит ничего предосудительного в грубых, оскорбительных комментариях. Употребляя лексику из арсенала речевой агрессии, они полагают, что этим отстаивают свободу слова, естественность речи, хотя при этом забывают (а иногда, как ни печально, не подозревают), что уважение к человеку, уважение к культуре другой социальной группы, а тем более другого этноса всегда являлись высшей ценностью цивилизации.

Т.И. Стексова, обобщая информацию о способах проявления речевой агрессии в интернет-комментариях, называет в качестве наиболее показательных следующие: использование «Ты-номинации», негативная номинация адресатов (крендель, чмошник), использование негативно окрашенной просторечной лексики (бабло, алкаши), выбор определенных (преимущественно императивных) речевых жанров и нек.др. [15, с.79-80].

В целом исследователи приходят к выводу о том, что такое новое для общения явление, как анонимность в Сети, «...дает невиданные доселе в человеческом сообществе возможности выражать негативное отношение, негативные эмоции» [См. в 21]. Вне виртуального пространства люди связаны множеством правил поведения, что не позволяет выражать негатив эксплицитно; а когда человек под неидентифицируемым никнеймом входит в интернет-пространство, агрессия может проявляться в различных вариациях - от иронии и поддевок до откровенных нападок, саркастических фраз.

Нетолерантный пользователь стремится любыми попытками доказать свою правоту и исключительное право давать оценки. Приведем «свежий» пример из местных интернет-СМИ: «Видать у губера дела совсем плохи... А скорей всего начинают следы заметать с этим общаком. Дробить, раскидывать по углам, терять отчеты и остальную документацию. Щаз ещё область упразднят и край слепят из черноземья...» [Интернет-пользователь Дед ОУ, см.20. Орфография автора сохранена. - П.С.].

Помня о том, что за открытую брань администраторы сайта могут заблокировать, комментаторы прибегают к разного рода уловкам, например, пропускают одну или несколько букв так, чтобы слово нельзя было идентифицировать как бранное, но и в то же время оно было легко узнаваемым. Как уже указывали, чрезвычайно активно употребляются специфические приемы передачи невербальных средств: смайлики, обилие восклицательных знаков в конце предложения, ряды скобок, капитализированные буквы: «Люди, отКЛИКнитесь!!!!!!» и др. [16].

Поскольку интернет-коммуникация в силу вышеназванных дифференцированных причин все чаще приобретает агрессивный характер, эта ситуация привела к возникновению такого нового понятия в лингвистике, как «агрессивный текст», которое обосновывается в исследовании Е.А.Репиной[14, с.15-16]. Спецификой таких текстов является субъективное понимание всех сторон жизни сквозь призму недостатков, см., например, заголовки

обыкновенных новостных текстов: «Старооскольцы штурмуют водоканал», «Иномарка не пропустила карету скорой медицинской помощи», «Мать или убийца?» и др. [20].

Однако новое понятие («агрессивный текст») пока еще не вполне закрепилось в лингвистической практике и используется авторами достаточно субъективно: одни авторы склонны относить к подобному явлению любые тексты с включением грубо-просторечной лексики, другие, наоборот, не квалифицируют как агрессивный даже текст с включением вышеотмеченных форм и языковых явлений, что еще раз подчеркивает необходимость дальнейшего изучения явления речевой агрессии и различных форм ее языкового воплощения.

Заключение

Анализ сферы интернет-общения выявил отличительные особенности этого коммуникационного пространства по сравнению с традиционными способами связи и общения: опосредованный характер, анонимность речевых партнеров, неинституциональность общения и др., что, в конечном счете, отменяет целый ряд социокультурных рамок, обычно накладываемых на речевое поведение в «несетевой» коммуникации в целях нейтрализации агрессии и предотвращения конфликта. Уничижающие характеристики, использование в интернет-коммуникации таких языковых средств вербальной агрессии, как «лексы агрессии», инвективы и др., указывает на общий критический настрой пользователей. Специфика репрезентации агрессии в интернет-коммуникации отражает свойства личности, ее общественное и социокультурное развитие. Добавим, что вербальная агрессия в особой степени характерна для речевой сферы молодежи, т.к. именно молодые люди - самые активные сетевые пользователи.

Представленные в статье материалы и обобщения, разумеется, не претендуют на исчерпывающую полноту: предлагаемая проблематика пока находится в начале исследовательских поисков. Перспективы исследования мы видим в том, чтобы, во-первых, систематизировать и классифицировать уже выявленные исследователями современные языковые средства выражения речевой агрессии, во-вторых, установить, помимо рассмотренной сферы интернет-коммуникации, другие области и сферы, свидетельствующие о росте речевой агрессии в обществе, в-третьих, попытаться сформулировать и предложить приемы противостояния растущей речевой агрессии.

Библиографический список

1. Апресян В.Ю. Имплицитная агрессия в языке - [Электронный ресурс] - Режим доступа http:// www.dialog-21.ru/Archive/2003/Apresian.html - (дата обращения 31.01.2017)

2. Басовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в средствах массовой информации // Критика и семиотика. Вып. 7. М.: РГГУ, 2004. С. 257 - 263

3. Большой академический словарь. - М.:Институт русского языка Академии наук СССР, 1950. - Т.1. - С.47

4. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. госун-та, 2004. - 320 с.

5. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы III Международного конгресса исследователей русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 2004, С.102-108

6. Гусейнов Г.Ч. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей [Электронный ресурс] - Режим доступа http:// www.magazines.euss.ru/nlo/2000/43/main8/html - (дата обращения 10.02.2017)

7. Жельвис В.И. Инвективная агрессия в ряду эмотивных средств // Социальная психолингвистика. Хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2007. - С.278 - 322

8. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы): сб. науч. работ. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1999. - С. 52-61

9. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.

10. Малый академический словарь / под ред. A.П.Eвгеньевой. - М.: Институт русского языка Aкадемии наук СССР, 1981. - Т. 1. - С.24

11. Морозова Е.Б. Aгрессия в бытовой коммуникации: ситуация «гость-хозяин» в русском языке и русской культуре: сб. науч.работ. -Челябинск: Челяб.гос. ун-т, 2005. - G67-SG

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Паламарчук НА. Способы выражения агрессии в текстах Интернет-комментариев // Aктуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: сб.науч. трудов под ред. доц. Е.П.Сосниной. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - C19-2S.

13. Родионова О.М. Особенности речевой агрессии [Электронный ресурс] - Режим доступа http: // www.rost-prof.ru

14. Репина E.A. Психолингвистические параметры политического текста: на материале программных и агитационных текстов различных политических партий конца 90-х годов XX века. Aвтореф. дис. ... канд. фил. наук. - М.: 2GG1. - 20 с.

15. Стексова Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности//Политическая лингвистика. - 2G13. - №3 (45). - С. 77-S1

16. Щербинина Ю^. Bербальная агрессия. - М.: КомКнига, 2006. - 360 с.

References

1. Apresyan V.Yu. Implicitnaya agressiya v yazyke - [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa http:// www.dialog-2l.ru/Archive/2GG3/Apresian.html - (data obrashcheniya 31.G1.2G17)

2. Basovskaya E.N. Tvorcy cherno-beloj real'nosti: o verbal'noj agressii v sredstvah massovoj informacii // Kritika i semiotika. Vyp. 7. M.: RGGU, 2GG4. S. 257 - 263

3. Bol'shoj akademicheskij slovar'. - M.:Institut russkogo yazyka Akademii nauk SSSR, 195G. -T.l. - S.47

4. Bondarenko S.V. Social'naya struktura virtual'nyh setevyh soobshchestv. Rostov n/D: Izd-vo Rostov. gosun-ta, 2GG4. - 32G s.

5. Voroncova T.A. Rechevaya agressiya v publichnoj kommunikacii // Russkij yazyk: istoricheskie sud'by i sovremennost': Trudy i materialy III Mezhdunarodnogo kongressa issledovatelej russkogo yazyka. - M.: Izd-vo MGU, 2GG4, S.1G2-1GS

6. Gusejnov G.CH. Zametki k antropologii russkogo Interneta: osobennosti yazyka i literatury setevyh lyudej [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa http:// www.magazines.euss.ru/nlo/2GGG/43/mainS/html - (data obrashcheniya 1G.G2.2G17)

7. Zhel'vis V.I. Invektivnaya agressiya v ryadu ehmotivnyh sredstv // Social'naya psiholingvistika. Hrestomatiya. - M.: Labirint, 2GG7. - S.27S - 322

S. Kozhina M.N. Rechevoj zhanr i rechevoj akt (nekotorye aspekty problemy): sb. nauch. rabot.

- Saratov: GosUNC «Kolledzh», 1999. - S. 52-61

9. Kul'tura russkoj rechi: ehnciklopedicheskij slovar'-spravochnik / pod red. L. YU. Ivanova, A. P. Skovorodnikova, E. N. SHiryaeva i dr. — M.: Flinta: Nauka, 2GG3. - S4G s.

1G. Malyj akademicheskij slovar' / pod red. A.P.Evgen'evoj. - M.: Institut russkogo yazyka Akademii nauk SSSR, 19S1. - T. 1. - S.24

11. Morozova E.B. Agressiya v bytovoj kommunikacii: situaciya «gost'-hozyain» v russkom yazyke i russkoj kul'ture: sb. nauch.rabot. -CHelyabinsk: CHelyab.gos. un-t, 2GG5. - S.67-SG

12. Palamarchuk N.A. Sposoby vyrazheniya agressii v tekstah Internet-kommentariev // Aktual'nye problemy teoreticheskoj i prikladnoj lingvistiki: sb.nauch. trudov pod red. doc. E.P.Sosninoj.

- Ul'yanovsk: UlGTU, 2G11. - S.19-2S.

13. Rodionova O.M. Osobennosti rechevoj agressii [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa http: // www.rost-prof.ru

14. Repina E.A. Psiholingvisticheskie parametry politicheskogo teksta: na materiale programmnyh i agitacionnyh tekstov razlichnyh politicheskih partij konca 9G-h godov XX veka. Avtoref. dis. ... kand. fil. nauk. - M.: 2GG1. - 2G s.

15. Steksova T.I. Rechevaya agressiya v internet-kommentariyah kak proyavlenie social'noj napryazhennosti//Politicheskaya lingvistika. - 2G13. - №3 (45). - S. 77-S1

16. Shcherbinina Yu.V. Verbal'naya agressiya. - M.: KomKniga, 2GG6. - 36G s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.