УДК: 378 ББК: 74.58
Пошехонова В.А.
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Poshehonova V.A.
QUALIFICATIONS PRACTICAL PSYCHOLOGY
Ключевые слова: практический психолог, личность, функциональное назначение, «Я -концепция».
Keywords: practical psychology, personality, functionality, "I - a concept."
Аннотация: квалификация психолога - степень проявления личностных достоинств, процесс оценки нравственных качеств, предусмотренные уровни профессиональной психологической деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).
Abstract: training of psychologists - the degree of manifestation ofpersonal merit, the evaluation process of moral qualities, provided levels of professional psychological activities (M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich).
Возникновение психологической профессии обосновано выделением психологии в отдельную дисциплину Х1Х-ХХ веков. Создателем стал В. Вундт, который в Лейпциге создал первую экспериментальную психологическую лабораторию в 1879 г., а впоследствии Лейпцигский психологический институт как учебное заведение. В этот период психология отделилась от философии, взяв философские идеи, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии в психологическую науку.
Возникновение профессиональной психологии принадлежит Аристотелю — автору трактата «О душе». Дальнейшим развитием стало в конце XIX и начале XX вв. появления психологического тестирования и психологической диагностики, что связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона и французского ученого А. Бине 1[2]. Это начало становления профессии психолога. Становление прикладной психологии начинается с конца XIX в.
Практическая психология - отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах жизни. Её цель - разрешение психологических задач, оказание психологической помощи людям и группам людей.
Объект деятельности практической психологии - индивидуальность человека в психологической ситуации.
Она ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления потенциальных возможностей. Она характеризует собой вид профессиональной деятельности. Клиентом становится взрослый или ребенок, который сообщает о себе когнитивную информацию и включается в процесс ее получения. Она дополняет и уточняет знания и обеспечивает обоснование воздействия на клиента личностью практического психолога.
Личность сама по себе исторична и поэтому формируется только в результате исторического развития. Это процесс культурного развития. Л.С. Выготский [3] утверждал, что можно поставить знак равенства между личностью человека и его культурным развитием, так как показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций.
Понятие личности сопоставляется с понятием «индивид». Б.Г. Ананьев рассматривал личность как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса: личность влияет на общество, а общество влияет на нее.
Индивид - продукт филогенетического
1 Бине, Альфред // Сто великих психологов. - 2004. - С.178-182.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. -М.: АСТ, 2010. - 671 с.
и онтогенетического развития. Он неделим, целостен. Это специфическая особенность субъекта на ранних ступенях развития человеческой жизни. Единицей анализа личности является личностный смысл, как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Он соотносится с понятием значения.
Таблица 1 - Понятие о личности в психологии
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих людей. Это обозначено в отечественных психологических школах
12 Б.Г. Ананьева , А.Н. Леонтьева , В.Н. Мя-
сищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, и др., которые изучали разные аспекты развития психологии личности.
Личность по А.Н. Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. А.Н. Леонтьев говорил, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, так как в нем действительность отражается в независимой форме от индивида. Это форма духовная в кристаллизации общественного опыта.
По А.В. Петровскому, личностью называется системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее наличие уровня и качеств общественных отношений в индивиде. По мнению Л.С. Выготского, это понятие социальное, историческое, раскрывающее в человеке надприродное. В его трудах выделены конструктивные идеи, образующие в целом конкретные предпосылки становления психической концепции о личности.
Личность психолога не может самореализоваться и чувствовать себя счастливой, если в ней что-то нарушено. Преодолением теоретических трудностей, связанных с необходимостью осмысления личности как психологической категории, являлось перечисление элементов, образующих личность как некую психологическую реальность, когда личность выступала как набор качеств, свойств, черт, характеристик особенностей психики человека.
Она раскрывается в саморегуляции под влиянием психологических механизмов, разных компонентов в зависимости от теоретико-методологической ориентации. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и поведением, тем значимее сама личность.
Психолог - человек, получивший
1 Ананьев, Б.Г. // Сто великих психологов [Текст] -М., 2004. - С.7-10.
2 Леонтьев, А.Н. Формирование личности /А.Н.Леонтьев // Психологическая личность. Хрестоматия. - СПб., 2000. - 166-178.
3 Выготский, Л. С. Педагогическая психология. -М.: АСТ, 2010. - 671 с.
Исследовательский подход Базисные характеристики личности
Когнитивный подход А. Валлон К.К. Платонов И.С. Кон Личность - это то, что осознаётся (интроспекция) Личность - это носитель сознания Личность - это человек, обладающий самосознанием
Психоаналитический подход З. Фрейд Личность - это психодинамическая система взаимодействия эго супер эго и ид
Психосоциальный подход Э. Эриксон В.Н. Мясищев Личность - результат социокультурных взаимодействий с миром Личность - это система отношений
Поведенческий подход Дж. Уотсон А. Бандура Личность - это поведение. Личность - это система действий и поступков, опосредованная сознанием человека
Г уманистический подход К. Роджерс Э. Фромм Личность - это самость Личность - целостность врождённых и приобретённых психических свойств, делающих человека уникальным
Личностнодеятельностный подход Б.Г. Ананьев А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн Личность - это продукт исторического развития и собственной деятельности Личность - это био-психо-социальное существо Личность - это субъект жизнедеятельности
профессиональное образование, подтвержденное государственным дипломом. Он дает ему право на работу профессиональной деятельности. Его должностные обязанности: выявлять лиц, нуждающихся в психологической помощи, находящихся в зоне социально-психологического риска.
Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является самореализацией личности в индивидуальной деятельности и взаимосвязи с окружающими людьми (И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн)1. Специфика деятельности психолога заключается в психолого-педагогическом воздействии на личность с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, запросов, увлечений духовного мира.
Психологи бывают квалифицированные и неквалифицированные. Квалифицированному психологу нужна этическая и правовая культура, знание декларации прав человека и конвенции о правах ребенка. Основным средством понимания будет овладение вербальным и невербальным поведением.
Функциональное назначение в деятельности квалифицированного психолога: он предоставляет человеку возможность найти максимальное число вариантов поведения, рассматривая клиента как культурнопродуктивную личность, способную к жизни в контексте культуры, обладающую чувством перспективы, уровнем рефлексии для проявления разных подходов к проблемам жизни.
Психолог реагирует на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Его индивидуальная эмпатия, наблюдательность - основа культурной продуктивности; он адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости взаимодействия с коллегами.
Он рефлектирует на содержание профессиональной деятельности, оценивая возможности и уровень квалификации, понимая и принимая их ограничения, проводит работу с коллегами смежных специальностей; свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с «Концепцией».
Может найти реакции вербальных и не-
1 Фельдштейн, Д. И. // Мир образования - образование в мире : науч. метод. журн. - 2009. - № 4. - С. 188-190.
вербальных ситуаций и проблем, понимает сложность воздействия на индивидуальность человека, стремится понять и использовать много теорий. Конфиденциальность в его работе есть всегда. Он способен к выработке мысли, слов и модели поведения в своей культуре и в рамках других культур.
Что может психолог? - провести диагностику, выявив сильные и слабые черты личности и тактично, корректно работать, преодолевая слабые черты или помочь определиться при поступлении на учебу, на работу, при занятии новой должности; разрешать ситуации, когда только что появилась семья или родился ребенок. Важно помочь в адаптации экстрима: развод, нервный стресс, смерть близкого. Нужен позитив знаний, которые можно дать клиентам, или просто сослуживцам, объясняя, как их использовать на практике.
Основные свойства личности психолога: интерес к профессии, ответственность; уравновешенность, требовательность, справедливость; чувство такта и юмора, общительность, самостоятельность; человечность, доброжелательность, ясность и критичность ума; изобретательность, развитое воображение, хорошая дикция и др.
В отечественной психологии личность понимается как: социальное существо; существо, наделенное сознанием и самосознанием, индивидуальная неповторимость его отнесена к понятию «индивидуальность». Это устойчивый психический склад каждого человека, обладающего таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и сознательной деятельностью.
Важным компонентом профессиональной готовности личности практического психолога является психологическая готовность, которая выступает в виде устойчивых установок, мотивов, черт характера, в виде психического состояния. Это «настрой», актуализация, приспособление возможностей личности для успешных действий в данной ситуации.
Практический психолог занимается изучением психологии в лабораторных условиях, применяет все достижения науки на практике, консультируя людей по их просьбе. Его неповторимость видна в динамике
комбинаций, которые показывают его уникальным, создают различия между людьми, делают их непохожими друг на друга. В то же время не сразу психолог становится квалифицированным и востребованным обществом.
В таком случае он: не имеет ясной концепции, не рефлектирует на предмет практической деятельности, берется за любую проблему, за любой метод без необходимой профессиональной рефлексии на ситуацию его применения. Он не испытывает желания работать с другими профессионалами, ориентируясь только на свои переживания.
Он преследует свои цели, использует клиента для реализации своих амбиций. Свою культурную продуктивность видит как данные общекультурной нормы, стандарта поведения. Нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится об ее хранении и передаче.
Для него существуют шаблонные оценки действий клиента. Он обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах. Отношение к профессии для него включено в его «Я-концепцию» и не является специальным предметом рефлексии.
Его позиция: «То, что я делаю как психолог, всегда правильно, я так считаю». Ограничивая работу рамками одной идеи, он способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание «Я-концепция»,
Высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности характеризует профессионализм. Он дает возможность достичь больших качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе рациональных приемов выполнения рабочих заданий.
Профессиональная компетентность специалиста - это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности: готовности к профессиональной деятельности и способности производить необходимые для этого действия. Профессионализм помогает выполнять все обязанности, правильно использовать зна-
ния, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий.
Это решающее условие адаптации к условиям труда, которое включает в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный компоненты в профессиональной деятельности. Это не поддаётся прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности.
Профессиональную компетентность психолога можно сопоставлять с деятельностью, ведущей к личностному развитию, самосовершенствованию. Она определена профессиональными базовыми знаниями и умениями, ценностными ориентациями, мотивами деятельности психолога, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.
Это проявляется в повышении квалификации, творческой активности, способности удовлетворять требования современного общества. Работа психолога является одной из творческих профессий, поэтому эффективность этой деятельности с трудом поддается унификации и оценке.
Особая роль в нем принадлежит самодиагностике, самокоррекции, самомотиви-рованию в развитии каждой личности.
Профессионализация - это интерес к своей профессии, формирование умений и навыков по избранной специальности.
Это диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, переход внешнего во внутреннее, спонтанное самоизменение, активная работа над собой, профессиональное самообразование. Предпосылками к достижению профессионализма является развитие профессионально важных качеств личности, специальных личностных способностей.
Показатель - профессиональная мобильность, которая зависит от подготовленности не к одному виду деятельности, а к разному участию в деятельности разных социальных общностей с их правилами; к координации разных типов деятельности при сохранении своего «Я».
Профессиональная мобильность - результат овладения исторически сложившихся обобщенных форм и способов деятель-
ности. Построение системы понятийного аппарата личности осуществляется с опорой на философские, психолого-педагогические теории о развитии общества и личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Сто-лин, И.Т. Фролов).1
Главное в работе психолога - овладение операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения своей работы.
Успех профессиональной адаптации психолога зависит от того, насколько эффективно реализован в вузе принцип: учить тому, что понадобится на производстве. Это нашло отражение в работах Н.В. Кузьминой и К.М. Левитана, А.К. Марковой и др. В них показано, что условиями успеха являются склонность и способность к психологической деятельности, как - следствие дифференциации.
Следует учитывать, что профессия педа-гога-психолога является новой относительно других в системе образования. Психолог, приходя на работу, испытывает значительные трудности не только в профессиональной, но и личностной адаптации, поэтому не может в полной мере применять свои знания, умения и навыки. В то же время, около трети всех работающих психологов являются молодыми специалистами, еще не наработавшими профессиональный опыт.
Психолог должен обладать: терпением, умением слушать собеседника и становиться на его позицию; сохранять «холодную» голову в критические моменты; искренним стремлением помочь человеку, доверившемуся ему. Важен интерес к предметам, характер адаптации. Фактор сохранения и повышения профессионализма - постоянное самообразование. По принятым министерским нормам, на одного специалиста приходится от 500 и более детей, кроме того, педагог-психолог работает с родителями, учителями и воспитателями.
Такое большое количество нуждающихся в психологической помощи невозможно обслужить одним специалистом. Опытные работники, со стажем более шести лет, имеющие
1 Выготский, Л.С. Педагогическая психология. -М.: АСТ, 2010. - 671 с.; Фролов, И.Т. Жизнь и познание // Вопр. философии. - 2000. - № 8. - С. 3-50.
первую или высшую квалификационную категорию, составляют сегодня не более 30%. До сих пор не приведены в соответствие реальным возможностям деятельности психолога нормативы проведения различных психологических мероприятий.
В учреждениях образования психологу отводится одна ставка, а недостаток профессиональной поддержки на рабочем месте создает серьезные проблемы, особенно значимые на этапе профессионального становления специалиста. На результативность работы негативно сказывается слабое оснащение кабинетов валидным и надежным методическим инструментарием.
Методик продается много, а их качество никто не отслеживает. Психологический инструментарий, в отличии от учебников, до сих пор не включен в реестр обязательного оснащения школьных библиотек.
В своей работе они обязаны соблюдать нормы профессиональной этики: уважение к клиенту и его взглядов, соблюдение тайны консультирования, используя принцип «не навреди!». Нужно работать с клиентами, даже если их проблемы носят временный характер. В сложных случаях психолог направляет клиента на консультацию к другому психологу - психиатру.
Психологи бывают по типу работы: клинические - для работы в психологических центрах, больницах; практические -для работы в учреждениях муниципального образования; психологи-консультанты -для решения проблемы отношений между людьми.
Работают и юридические, военные, экологические психологи, психологи рекламы и т.д., но конкретной, обширной классификации психологов пока не существует, хотя в этом направлении в работе возникает много противоречий, которые должны разрешать психологи разной квалификации.
Для всех психологов задача не в том, чтобы решить проблему за клиента, а в том, чтобы клиент сам нашел в себе силы идти по этому пути. У каждого клиента своя правильность. Цель работы психолога — найти вместе с клиентом лучшее решение.
Практический психолог - специалист
с высшим образованием, имеющий разряд оплаты труда, очередной отпуск, пенсионные гарантии, все права педагогического персонала образовательных учреждений, вне зависимости от места работы. Психологи — особые, но в тоже время, нормальные люди со своими проблемами. Их профессионализм проявляется в умении найти, преодолеть трудности и выйти из них.
К.А. Рамуль считает, что для психолога важны такие качества: спонтанная любознательность, умение длительное время заниматься решением конкретных проблем, иметь высокую степень научности, хорошую память, творческое мышление, фантазию и наблюдательность.
Психолог руководит, направляет профессиональную деятельность на психическое и социальное благополучие. Если у психолога ситуация трудная (например, в семье), ему на эту тему не надо консультировать клиентов. Это специалист, человек, который может профессиональным оком взглянуть на проблему и помочь найти решение.
Реализация научных знаний в областях практики, возросшая степень влияния современной психологической науки на социальные, экономические состояния повысили значение этой деятельности для общества в целом. В нашем обществе широк спектр психологических проблем, но психолог — это не учитель, не наставник.
Он не всегда знает что «правильно», но от позитива профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит психическое состояние людей, как психическое, так и физическое.
Профессия психолога, оказывающая влияние на личность людей, решая их практические задачи, весьма ценна. Определяющим фактором в её профессиональной деятельности является теоретическая подготовленность. Без необходимых профессиональных знаний невозможно решать никакие практические задачи.
Свои профессиональные знания психолог должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя. Он должен помочь в вере своих потенциальных возможностей,
восстановить у людей веру в жизнь, зарядить оптимизмом, обеспечив им психологическое здоровье, высокое качество жизни, полноценное развитие личности.
Одним из условий эффективной психологической помощи становится целевая установка психолога, мотивы профессиональной деятельности. Могут быть и другие виды работы: оказания помощи, приобретение опыта, сбор необходимого материала для доклада, отчета, статьи.
Психолог-практик, как профессионал, должен представлять весь путь психологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скорую результативность. Клиент с помощью психолога-практика должен ощущать, что жизнь его трагична, но не безысходна, что она имеет свое продолжение.
Психолог должен прожить этот кусочек жизни вместе с клиентом. Иногда это может быть несколько дней, порою и несколько недель, а то и месяцев, даже годы. Он должен быть душевным человеком, умеющим сочувствовать горю и скромно сопереживать с клиентом его проблемы, терпеливо проходя с ним сложный и трудный путь выхода из состояния, в котором оказался человек.
Клиент ищет у психолога-практика понимания, одобрения, может быть даже оправдания, стараясь при этом скрыть свои ошибки, проступки, даже преступление. Психолог должен слушать клиента внимательно, даже внешне это показывая, работать над собой, своим совершенствованием, над устранением имеющихся недостатков -отрицательных черт характера, над формированием профессиональных позитивных качеств личности. Нужно понимать, что клиент имеет право мыслить и оценивать иначе, чем он.
Настроение психолога при общении с клиентом знаковое в профессиональной деятельности. Нельзя терять искренность, нужно остерегаться раздражения, как бы себя ни вел клиент. Он должен иметь непритворную любовь к людям, твердую веру, развитой ум, совесть, интерес к жизни людей, желание помочь.
Нельзя одни и те же методы и формы психологической помощи применять без учета
всех особенностей. В каждом конкретном случае необходимо выяснить истинные причины возникновения проблемы, уточнить, частный или общий характер она носит.
Он не должен просто, формально выполнять профессиональные обязанности, а ежедневно относиться к своей работе творчески, постоянно повышая свою компетентность, систематически пополнять свои профессиональные знания, выдвигать идеи, проявлять энтузиазм в трудовой деятельности.
Во всех учебных заведениях пока нет системы отбора с учетом наличия у желающих стать психологом. Нужно знать о существовании научных изданий, где публикуются исследования, критерии эффективности практической работы, раскрыты вопросы эффективности психологической коррекции, а также работы практического психолога (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов,
Е.И. Рогов и др.).
Это усиливает профессиональную компетентность: профессиональные знания, умения, навыки, способности. Это диапазон профессиональных возможностей, совершенное овладение инструментарием, технологиями и приемами профессиональной деятельности.
Квалифицированный психолог осуществляет диагностику, применяя современные образовательные технологии, которые проявляются в творческом характере деятельности, в поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Специалист ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению. Участвует в разработке развивающих и коррекционных программ с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Актуально исправление ошибок профессионального самоопределения личности. Главное - профессионально определиться: кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно комму-
никативные способности.
Нерешенных управленческих вопросов много: не отработана единая система сбора информации для управленческих прогнозов и решений по оптимизации службы, нет единого представления о необходимой и достаточной унифицированной деятельности, по результатам которой можно определять эффективность проводимой работы и вносить в нее своевременные коррективы.
Подобные противоречия прослеживаются не только на уровне отдельных образовательных учреждений, но и на уровне муниципальном, окружном, городском и в целом на государственном уровне. Такая ситуация объясняется недостаточной разработанностью управленческих подходов к деятельности психологической службы на разных уровнях.
Данные вопросы призваны решать руководители психологических служб городского, окружного и муниципального уровня. По сути, они должны способствовать приведению в соответствие возможностей и ресурсов психологической службы внешним социальным запросам. Образ «Я» психолога должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку воего общения с учащимися, желаемое «Я», самоуважение.
Сложно говорить о четкой и эффективной работе при таком несоответствии запросов общества и кадровых возможностей служб. Это еще раз указывает на актуальность изучаемой проблемы по психоло-го-педагогической деятельности сихолога во всех муниципальных образованиях.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.
Права педагога-психолога:
- быть членом педагогического совета школы с правом решающего голоса;
- принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заве-
дения по вопросам создания и функционирования педагогического коллектива, детских групп и классов;
- организовывать разные формы дифференцированного обучения, аттестацию педагогов и др.;
- обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы;
- выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;
- проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования;
- давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности;
- учитывать оптимизацию нагрузки преподавателей и учащихся, профилактику и разрешение конфликтных ситуаций, методику комплектования учебных групп по вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.
Практический психолог имеет статус независимого эксперта-консультанта по
психологическим проблемам обучения и воспитания:
1) все его действия предварительно согласовываются с руководителем образовательного учреждения.
2) выполнение распоряжений руководителя образовательного учреждения должно обеспечиваться наличием у психолога профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы.
3) администрация имеет право расширить полномочия психолога в пределах его функциональных обязанностей, представленным ему временным положением и решением педагогического совета.
Для психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений. Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев, Б.Г. // Сто великих психологов [Текст]. - М., 2004. - С.7-10.
2. Бине, Альфред // Сто великих психологов. - 2004. - С.178-182.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.
4. Леонтьев, А.Н. Формирование личности /А.Н. Леонтьев // Психологическая личность. Хрестоматия. - СПб., 2000. - 166-178.
5. Фельдштейн, Д. И. // Мир образования - образование в мире : науч. метод. журн. -2009. - № 4. - С. 188-190 .
6. Фролов, И.Т. Жизнь и познание [Текст] // Вопр. философии. - 2000. - № 8. - С. 3-50.