Научная статья на тему 'Квалификационный уровень учителей средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы в конце XIX - начале XX в'

Квалификационный уровень учителей средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаркова Г. А.

В статье на основе значителыюго круга исторических источников, прежде всего, архивного материала, исследуется квалификационный уровень преподавателей московских гимназий конца XIX-начала XX вв. Автор показал тенденцию к его повышению у всех категорий преподавательского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALIFICATION LEVEL OF TEACHERS IN MOSCOW SECONDARY SCHOOLS AT THE END OF 19th - BEGINNING OF 20th CENTURIES

In the scientific article the qualification level of XIXXX century Moscow school teachers is analyze. The author works with the considerable range of historical sources, archive materials. The author shows the upward trend in the qualification level for all categories of teachers.

Текст научной работы на тему «Квалификационный уровень учителей средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы в конце XIX - начале XX в»

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ г. МОСКВЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Г.А. ШАРКОВА

Кафедра истории России Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова 109004, Москва, ул. В,~ Радищевская, 18-16

И статье на основе 'шачптелыюго круга исторических источников, прежде всего, архивного материала, исследуется квалификационный уровень преподавателей московских гимназий конца XIX начала XX вв. Автор показал тенденцию к его повышению у всех категорий преподавательского корпуса.

Изучение учителей средней школы как особой социопрофессиональной группы представляется важным вследствие того, что именно она определяла лицо средней школы, реализовывала образовательно - воспитательную политику царизма, от успеха или неуспеха которой в большой мере зависела судьба страны.

Изучение учителей средних учебных заведений позволяет конкретизировать наше представление о российском историческом процессе, роли в нем интеллигенции вообще и учительства в частности.

Отечественная историческая наука достаточно большое и серьезное внимание уделяла истории дореволюционной школы. Ее историография насчитывает несколько тысяч публикаций. В многочисленных работах, посвященных проблемам истории образования и школы, содержится весьма значительный, хотя разбросанный и несистематизированный материал о преподавателях средней школы. Специальных работ, посвященных учительству средних учебных заведений России вообще и Москвы, в частности, нет.

При подготовке данной статьи в качестве источников использовались, прежде всего, фонды Канцелярии попечителя Московского учебного округа (№ 459), московских гимназий (№ 241, 371) Центрального исторического архива г. Москвы (далее - ЦИАМ), а также циркуляры по Московскому учебному округу, справочное издание «Вся Москва» за 1902 и 1913 гг.

По существующему в рассматриваемое время образовательному праву все учителя «наук» средних учебных заведений должны были иметь высшее университетское образование. Кроме того, для того, чтобы занять должность учителя от выпускника университета требовалась сдача экзамена на звание учителя гимназии. Выпускники университетов после окончания курса назначались, как правило, исполняющими обязанности учителей тех или иных предметов на условиях найма и, почти что никогда не зачислялись сразу в штат. Так, например, окончившим курс Московского университета с дипломом первой степени Алексею Васютинскому, Ивану

ГТусговалову, Николаю Лебеденко и др. было поручено исполнять обязанности преподавателей в московских гимназиях1.

Требования к образовательному и квалификационному уровню преподавателей постоянно ужесточались Закон от 10 мая 1912 г. вводил вместо звания учителя гимназии -- звание учителя средних учебных заведений. Для получения свидетельства на звание учителя или учительницы он требовал окончания курсов и предоставления свидетельства об успешном исполнении учительских обязанностей в течение не менее 4-х месяцев. Власш создавали сеть педагогических институтов, планируя ввести обязательную двух трех годичную послеунниерситетскую педагогическую подготовку учительских кадров для средней школы’. Однако начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события не позволили осуществит!. :гти намерения.

Среди учителей паук попадались и лица без университетского образования. Например, К.А. 1‘ревс, учитель географии мужского Петропавловского училища окончил Рижскую губернскую гимназию и выдержал ‘жзамен всего лишь на звание учителя наук в уездных училищах.'. Пли Рудольф Струве, будучи инженером механиком работал учителем математики в начальных классах реального училища при Пвангелическо-Лкггеранской церкви св. Михаила’1. Однако •по были лишь единичные исключения.

Среди учителей новых иностранных языков, прежде всего, вследствие их недостатка в школах, попадались лица без университетского и вообще без высшего образования, но все они в любом случае выдержали испытания на звание учителя иностранного языка в гимназии. В качестве примера можно привести учителей немецкого языка Г.Г. Баумана, окончившего Московскую немецкую школу св. Михаила и работавшего в 3-й мужской гимназии \ Ю. Ьиркена из частного реального училища Полякова, имевшего звание домашнего учителя математики6, недоучившегося студента медицинского факультета Юрьевского университета Ф.И. Брюккера, служащего в частной гимназии Креймана7, В.П. Фельда, учителя 10-й мужской гимназии, не закончившего курса в Московском университете8, учителя французского языка ряда московских гимназий швейцарского гражданина Е.Ю. Деесона, также пе кончившего курса медицинского факультета этого же университета9.

Анализ сведений об учителях чистописания и рисования показывает, что они не имели университетского образования, а чаще всего заканчивали Московское училище живописи, ваяния и зодчества (А.Р. Артемьев, 4-я мужская гимназия, А.Ф. Соколов, Петропавловское училище, М.А. Стрельцов, 10-я мужская гимназия), Строгановское реальное училище технического рисования (ГТ.Я. Зайцев, С.И. Райков и Н.Н. Ивакин, гимназия им. Медведниковых, Д.И. Кокорин, 10-я мужская гимназия, А.И. Морозов, частная гимназия Креймана, А.П. Суворов, 1-я мужская гимназия, А.Ф. Шеншин, 7-я мужская гимназия), Академию художеств (А.В. Панов, 5-я мужская гимназия, В.А. Соколов, гимназия им. Шелаиутина)10.

Среди учителей пения были лица, как с высшим образованием, так и без оного. Например, И.Я. Пилюгин из 8-Й мужской гимназии окончил Московскую консерваторию11, а П.И. Кулебакин из московской прогимназии имел аттестат Русского музыкального хорового общества12.

Учителя гимнастики часто имели военное (А.С. Анненков, 8-я мужская гимназия, В.П. Антонов, 5-я мужская гимназия, А.Г. Буторин, 7-я гимназия, В.Н. Гогель, 5-я гимназия), «домашнее» (С.С. Анушкин, 5-я мужская гимназия), зарубежное образование (Э.Ф. Мареш из 10-й мужской гимназии имел аттестат чешского общест-

ва «С.окол» на звание учителя гимнастики, Г.И. Щер из Петропавловского училища выдержал .ж .имен на звание учителя гимнастики в Берлинском королевском обществе) \ Вообще на должности помощников классных наставников и учителей гимнастики охоjно брали отставных военных. Педагогическое начальство считало, что ученики охотно подчиняются I ром кой и строгой военной команде.

Не требовалось высшего образования для учителей приготовительных классов средних учебных заведений. Они заканчивали духовные семинарии (И.А. Амениц-кий, частая гимназия Креймана, Н.Ф. Смирнов, 2-я мужская гимназия), Учительские институты и семинарии (Г.И. Волопцевич, 6-я мужская гимназия, Н.Н. Городецкий, 10-я гимназия. И.А. Смирнов, гимназия им. Медведниковых, И.И. Сосунов, гимназия им. Г. Шеданутииа), реальные училища (ДА. Синьковский, 8-я гимназия)14.

Вспомогательный педагогический персонал имел преимущественно военное или духовное образование'\

Образовательный уровень женщин - учителей отличался от образовательного уровня учителей мужчин. Большая часть учительниц преподавала иностранные языки и в качестве базовою имела гимназическое образование. В их числе учительница французского языка в 1 ()-й мужской гимназии Е.А. Берент, окончившая Петропавловскую женскую гимназию16, А.А. Но венд ье, учительница в гимназии им. Мед-недникоиых, окончившая частную гимназию Бесс в Москве17, М.И. Трапезникова, учительница английского языка в 10-й мужской гимназии, окончила частную женскую гимназию Арсеньевой18, А.Ф. фон • Фолькман, учительница латинского языка в частной гимназии Креймана, окончила классическую гимназию С.Н. Фишер19, Н.Ф. Шалле, учительница французского языка гимназии им. Медведниковых, окончила Вваш елистко • лютеранскую гимназию святых апостолов Петра и Павла20.

Однако в московских гимназиях работали учительницами и женщины, имевшие высшее, преимущественно заграничное образование. В.К. Остер, учительница французского языка в 10-й мужской гимназии окончила гимназию в Ростове-на-Дону и курс университета в Нанси21. Е.П. Тимахова, учительница французского языка в тгой же гимназии окончила московскую частную женскую гимназию Виноградской и курс Парижского университета22.

Учительницы рукоделия могли иметь самое разное образование. Например, А. Кучменко, учительница рукоделия частной женской гимназии Калайдович окончила школу рукоделия при Обществе распространения между образованными женщинами практический знаний21.

Дня сравнения следует заметить, что среди учителей московских городских начальных училищ только 3 % имели университетское образование, 60 % окончили учительские семинарии и учительские институты, 26 % - духовные семинарии, остальные имели иное образование. Среди же учительниц этих училищ около 50 % окончили гимназии, порядка 20 % - учительские институты и семинарии, остальные - епархиальные училища и др. учебные заведения .

Приведенные данные показывают, что образовательный уровень преподавателей средних учебных заведений Москвы был значительно выше образовательного уровня учителей начальной школы.

Хранящиеся в архиве попечителя Московского учебного округа сведения о средних учебных заведениях Москвы позволяют представить более конкретную картину квалификации преподавателей московских средних учебных заведении.

В 1-й мужской гимназии в 1901 г. из 9 учителей «наук» 4 человека окончили Московский университет, 4 — Санкт-Петербургский и один — Львовский универси-

теты. Директор гимназии Гобза имел два высших образования. Он окончил Венский университет и историко-филологический факультет Санки-11етербургского университета. Инспектор Коробкин - физико-математический факультет Московского университета. Учитель рисования А.II. Суворов Строгановское училище. Учителя иностранных языков выдержали испытание на звание учителя гимназии, эту же процедуру прошел и учитель древних языков Павликовский, окончивший Львовский университет. Все окончили университеты со званием «кандидат»25.

Во 2-й мужской гимназии в 1901 г. работало помимо директора и инспектора, которые также вели занятия по учебным предметам, 10 учителей «наук», 3 учителя новых языков и 2 учителя рисования и чистописания. Ча исключением последних нее 15 преподавателей имели университетское образование. 12 из них СЛ) окончили Московский университет. Один директор В.М. Михайловский - историко-филологический факультет университета си. Владимира и Киеве, один учитель древних языков К.М. Вегер - Пражский университет, одни учитель немецкого языка Г.Г. Крузе историко-филологический факультет Дерптекого университета’’0,

В 3-й мужской гимназии в ВМ)1 г. учителей «наук» работало 13 чел. Грос из них елужипи но найму и сведений об окончания учебного заведения на них нет. Из К) оставшихся X человек окончили Московский университет (Ж) %). ()дин учтель русского языка В. Шенрок историко-филологический факультет Сапкт-11етербургского университет и один - учитель лапшекого языка упивереш1ег в Копепгшх'пе, после чего выдержал дополнительный ’жзамеп на звание учителя лапшекого языка в гимназии*’'7.

В 4 й московской мужской гимназии из 12 учителей «наук» И) (83 %) окончили Московский университет, один инспектор Д. Н. Корольков окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, 1 учитель немецкого языка А.И. Скуйе едал экзамен на звание учителя немецкого языка гимназии. Учитель рисования этой гимназии окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди воспитателей гимназии двое окончили Московскую духовную академик), I -Тверскую духовную семинарию, 14-х классное реальное училище^.

В 6-й мужской гимназии все штатные и внештатные учителя «наук» окончили Московский университет, за исключением учителя древних языков II. И. Молчанова - выпускника Санкт-Петербургского университета. Все учителя иностранных языков сдали экзамен на право преподавания в гимназиях при МУС). Учитель чистописания П.Я. Зайцев закончил Строгановское реальное училище со званием «ученый рисовалыцик»29.

В 7-й гимназии все учителя «наук» окончили Московский университет с дипломом первой степени. Директор - университет св. Владимира в Киеве и инспектор -Санкт-Петербургский университет. Учитель рисования и чистописания А.Ф. Шеншин - Строгановской училище30.

В 10-гимназии в 1913 г. все учителя «паук», а также директор и исполняющий обязанности инспектора окончили Московский университет - 12 чел. (52 % из лиц, на которых имеются сведений об их образовании). Две учительницы иностранных языков и

1 учитель иностранного языка - мужчина окончили французские университеты. Таким образом, всего среди учителей, лиц с университетским образованием было 65 %. Остальные были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Офогановского училища. Из четырех работников вспомогательного педагошческого персонала - один не окончил курса в Московском университете, двое являлись выпускниками учительского института, один имел гимназическое образование31.

В 1901 г. в мужской 6-классной прогимназии один учитель окончил Санкт-Петербургский университет, директор, все учителя наук и один учитель немецкого языка окончили Московский университет по первому разряду. Учителя рисования и чистописания являлись выпускниками МУЖВЗ и Строгановского училища, учитель нения имел аттестат Русского музыкального хорового общества и один учитель французского языка выдержал испытание на звание учителя гимназии32.

В частной гимназии Р.Ф. Крсймана из 13 преподавателя наук 10 (77 %) являлись выпускниками Московского университета. Из шести учителей новых иностранных языков двое закончили Юрьевский университет, один академию в Швейцарии, одна

- классическую женскую гимназию С.И. Фишер, двое были бывшими студентами, т. е. не закончившими курс медицинских факультетов Московского и Юрьевского университетовп. Близкая картина была и в частной гимназии И.Л. Поливанова. Здесь учителя новых иностранных языков являлись в основном их носителями. Среди них преобладали выпускники Юрьевского университета и иностранных учебных заведении*'1. Очевидно, пто способствовало более качественному обучению учащихся частных гимназий иностранным языкам.

Спецификой московского Петропавловского мужского училища при лютеранской церкви свв. айн. Петра и Павла было наличие среди его преподавателей большого количества числа выпускников Юрьевского (13 %) и заграничных (13 %) университетов. Выпускников Московского университета здесь трудилось 26 %35. Большая часть учителей гимназии окончили университеты со степенью кандидата или с диплом 1-й степени.

Квалификационный уровень препо/*авателей частных московских средних учебных заведений был, как правило, выше, чем в государственных. Например, в гимназии И.Л. Поливанова из 15 учителей «наук» не было ни одного штатного учителя. Зато преподавали два ординарных профессора Московского университета, три приват-доцента Университета, один - его магистрант, отставной полковник Генерального штаба, остальные учителя работали в других учебных заведениях36.

Среди 13 учителей паук частной гимназии Р.Ф. Креймана один был доктором зоологии Московского университета, трое - его магистрантами37.

Большая часть гимназических учителей достаточно успешно окончили высшие учебные заведения.

Во 2-й гимназии 66,6 % окончили университет со званием кандидата и 13,3 % с соответствующим ему в более позднее время диплом 1-й степени38.

В 3-Й мужской гимназии 70 % преподавателей имели степени кандидата или диплом 1-й степени, один преподаватель - Н.Ю. Зограф был профессором Московского университета39.

В 4-й мужской гимназии 11 учителей «наук» окончили университет со званием кандидата или дипломом 1 -й степени и один - с дипломом 2-й степени .

В 5-й мужской гимназии все штатные преподаватели закончили Московский университет со званием кандидата или дипломом 1-й степени, учитель рисования окончил Академию художеств41.

Практически все учителя 6-й мужской гимназии имели диплом со степенью кандидата или 1-й степени42.

Анализ приведенного материала показывает, что в учителя шли лица достаточно

успешно обучавшиеся в университетах.

Среди учителей средних учебных заведений Москвы были специалисты с двумя высшими образованиями. Среди них директор 1-й, а затем 11-й гимназии И.О. Гобза, окончивший Венский и Санкт-Петербургский университеты , преподаватели

Петропавловского училища А.Ф. Крюгер, получивший образование в Берлинском и Боннском университетах44 и Б.В. Ганн, окончивший богословский факультет Юрьевского и исторический факультет Фаренбургского университетов4 , учитель истории Б.А. Фохт, окончивший историко - филологический факультет и естественное отделение физико - математического факультета Московского университета46.

Школьными учителями работали и обладатели ученых степеней, профессора и доценты высших учебных заведений. Доктор зоологии, профессор Московского университета Николай Георгиевич Зограф работал учителем гимназического отделения императорского лицея в память цесаревича 11иколая и в 3~й мужской гимназии'17. Крупный ученый историк Матвей Кузьмич Любамскпй (1860-1936) после окончания историко-филологического факультета Московского университета работал в сродней школе. Защитив магис терскую, а затем докторскую диссертации, став профессором, а с 1911 г. ректором Московского университета, продолжал преподавание истории в гимназии им. Меднедниконых, участвовал в разработке программ преподавания4*. Преподавание в средних учебных заведений вели ординарные профессора Московского университета математик В.К. Млодзиевскип, биолог К.г). Лнндемап (частная гимназия Кроймапа), филолог М.М. Покровский (латинский язык в частной гимназии ИЛ. Поливанова и женской гимназии С'.П. Фишер), философ Л.М. Лопатин логика в гимназии Поливанова), будущий академик АП СССР II.М. Кулагин (естествознание и мироведение в гимназии им. Медведнико-вых, получил известность также как методист)44. Доктора философии А.Ф. Крюгер и Б.В. Ган преподавали в мужском Петропавловском училище*0. 3. Бородкина (урожд. Кикина), учительница физики в частной женской гимназии Арсеньевой, имела степень доктора физико-математических наук Женевского университета51.

Директор 2-й мужской гимназии и председатель педагогического совета частной женской гимназии С.А. Арсеньевой В.М. Михайловский имел ученое звание приват - доцент52. Приват - доцент Московского университета, «Известный как выдающийся математик» С.С. Бютгеис преподавал в Петропавловском училище53. В различных средних учебных заведениях Москвы вели занятия приват-доценты М.Н. Розанов (частные женские гимназии Бесс и Ржевской), Д.Ф. Синицын, А.С. Ятценко (оба ~ гимназия им. Медведниковых), С.Ф. Фортунатов (история в частных женских гимназиях), В.М. Цебриков (частное реальное училище К.К. Мазинга)54.

Степень магистра имели преподаватель древних языков, а позже директор московских гимназий А.В. Адольф, ряд законоучителей, учитель математики гимназии Креймапа и реального училища Бажанова С.А. Казаков, учитель математики ряда частных московских гимназий И.К. Богоявленский, учитель физики гимназии Креймана П.К. Штенберг, учитель истории гимназии Поливанова, будущий известный ученый Ю.В. Готье55. Кандидат естественных наук И.П. Сшшнский работал учителем женской гимназии Е.В. Енгалычевой56.

Среди гимназических учителей были сотрудники журналов, авторы статей, книг, учебников. Преподаватель древних языков, позже директор московских гимназий А.В. Адольф являлся переводчиком и комментатором «Сатир» Ювенала, переработал «Записки» Цезаря», учебник латинской грамматики Худобая. Издавал журнала «Филологическое обозрение», позже - «Педагогическая библиотека», читал курс лекций по методике преподавания древних языков в Московском университете.

П.В. Беневоленский, будучи энциклопедически образованным человеком, ученым по духу, которому предрекали блестящую научную карьеру, считал что «стыдно и невозможно культивировать чистую науку в стране, где столько людей

так страстно и так тщетно жаждут знания». Он оставался преподавателем средних учебных заведений Москвы, был автором статей, докладов по целому ряду вопросов, но, прежде всего, по проблемам школы, ее взаимодействии с обществом58.

Список публикаций преподавателя древних языков П.Д. Первова в 1912 г. насчитывал 65 наименований. Он включал переводы «Метафизики» Аристотеля, «Мыслей» Блез Паскаля, труды по педагогике и психологии, методике преподавания русского, новых и древних языков, истории русской и западной литературы, славянской филологии, истории59.

Будущий известный деятель Коммунистической партии и Советского государства, дипломат, парком просвещения РСФСР, один из организаторов и первый президент Академии педагогических наук В.П. Потемкин до Октябрьской революции работал в средних учебных заведениях Москвы. Он был редактором журнала «Курьер», выступал как автор статей, в качестве лектора, был членом Педагогического общества60.

Директор 1-й, а затем 11-й мужских гимназий И.О. Гобза являлся автором книги «Столетие Московской первой гимназии. 1804-1904» (М., 1903)61.

Преподаватель философской пропедевтики в 1-й мужской гимназии в 1913 г. С. Знаменский был автором книги «Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905-1906 гг. и их значение. Общий очерк». (СПб., 1909)62.

Преподаватель немецкого языка в 1-й мужской гимназии, председатель московского общества преподавателей иностранных языков А.Л. Плестерер был автором гимназического учебника немецкого языка63.

Учитель французского языка в 1-й мужской гимназии А.А. Корде являлся автором учебника французской грамматики64.

«Краткий учебник географии» учителя поливановской гимназии И.В. Янчина считался одним из лучших учебников по предмету. Надо отметить, что учебники писали не только учителя московских средних учебных заведений. Например, «Начальный курс географии» был подготовлен учителем 2-й Петербургской гимназии Г.И. Ивановым65.

Танцам учащихся средних учебных заведений достаточно часто обучали артисты императорских театров. Н.А. Ермолов работал учителем танцев в 1-й гимназии ведомства императрицы Марии66. И.А. Ермолов - в Усачевско-Чернявской, Петропавловской, 1-й и 4-й женских гимназий, частной гимназии Виноградской, Николаевского института67. И.Д. Никитин - в Лицее в память цес. Николая, в частных женских гимназий Ю.П. Бесс, Констан, Купчинской, Перепелкиной, Мариинской женской гимназии, 2-й женской гимназии, женской гимназии Фишер68. А.А. Новиков - в реальном училище Р.К. Сливинского69. Н.П. Петров - в частных женских гимназиях М.Ф. Калайдович, Енгалычевой, Приклонской, торговой школе Шейдо-рова70. Это относится и к преподавателям пения. Среди них У.О. Авранек - хормейстер императорских театров71, Ф.Ф. Шпейер, преподававший пение в Усачевско-Чернявской женской гимназии, частной женской гимназии Ю.П. Бесс72.

В мужских средних общеобразовательных заведениях находили применение своим талантам и военнослужащие. Они работали «учителями военного строя»: поручик В.П. Альбокринов в 10-й мужской гимназии73, «учителями фронта и стрельбы»: штабе — капитаны И. С. Карамышев и В.Й. Менщиков в Лицее цесаревича Николая74. Чаще всего военные преподавали гимнастику: капитан А.С. Анненков и подполковник Н.М. Ремезов в 8-й гимназии75, поручик Каннибах и капитан На-зименко в 3-й гимназии76, штабе — капитан Н. Петров и сотник Н.В. Сальников в 1-й гимназии77. Были и своеобразные исключения из общего правила. Так, например,

подполковник Генерального штаба в отставке Е.Н. Кедрин преподавал математику в Поливановской гимназии, а позже в частной женской гимназии С. А. Арсеньевой78.

Работали в школе и лица из непедагогической сферы. Присяжные поверенные С.Н. Шамопин и А.Ф. Лютер, А.С. Шмаков -- соответственно в женской гимназии Щепотьевой, реальном училище при Еваигелическо Лютеранской церкви св. Михаила, частной женской гимназии С.П. Дрель7*. II. Мейер, сверхштатный лаборант

при физическом кабинете Московского университета - учителем физики в частном

80 * реальном училище Мазинга .

Из учителей московских средних учебных заведений вышли известные историки С.Н. Мелыунов, являвшийся сыном преподавателя московских гимназий, А.А. Ки-зеветгер, преподавал и школе и Жуковский, основоположник современной гидро- и аэромеханики, «отец русской авиации»"1.

Таким образом, приведенные материалы показывают, что учителя общеобразовательных средних учебных заведений Москвы по условиям рассматриваемого времени примыкали к интеллектуальной иипе второй столицы. И подавляющем большинство они имели университетское образование. Их большая часть являлась выпускниками Московского университета. Как правило, но Пыли успешно занимавшиеся студенты. Ряд московских учителей имели по два высших образования.

Среди преподавателей средней школы были лица с учеными степенями и званиями. Некоторые из московских учителей являлись авторами статей, книг, школьных учебников. Средняя школа Москвы привлекала к себе и специалистов из непе-дагогичеекой сферы: военных, артистов, присяжных поверенных и т. д.

Уровень квалификации учителей частных учебных заведений был выше, чем в государственных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Циркуляр по МУС). 1904. •••№ 7-8. С. 646, 654, 655.

2 Педагогическое обозрение. М., 1914. № 8. С. 55.

л ДИАМ. Ф. 459. Он. 2....Д. 5286.

4 Циркуляр по МУО. 1907. - № 1. С. 58.

5 ЦИАМ. - Ф, 459. - Оп. 2. Д. 5286.

6 Циркуляр по МУО. - 1907. № 1...С. 63.

7 ЦИАМ. - Ф. 459. ~ Оп. 2. - Д. 5286. ■ Л. 211.

н Там же. -Ф. 241. - Д. 59.

9 Там же. ~ Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

10 См.: ЦИАМ. - Ф. 241. - Д. 59; Там же. ~ Ф. 247. - Д. 107; Там же. - Ф. 459. ~ Оп. 2. -Д. 5286; Циркуляр по МУО. -- 1907. ~ № 1. - С. 11; Список лиц, служащих по ведомству МНП на 1913 г. - СПб., 1912. - С. 341.

11 ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

12 Там же.

13 См.: Там же. ~Ф. 241. - Д. 59; Там же. -Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

14 См.: Там же.-Ф. 241.- Д. 59; Там же.-Ф. 459. -Оп.2.-Д. 5286.

15 См.: Там же. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

16 Там же.-Ф. 241.-Д. 59.

17 Там же. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

18 Там же.-Ф. 241.-Д. 59.

19 Там же. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286.

20 Там же.

21 Там же.-Ф. 241.-Д. 59.

21 Там же.

23 Циркуляр но МУО. - 1907. -№ 1. - С. 53.

Подсчитано по: Народное, образование. Отдел Известий Московской городской думы

- М., 1912.- № 11- 12.-С. 18-19.

25 ЦИАМ. Ф. 459.- Он. 2.-Т. 3.-Д. 5286.-Л. 109-116.

‘■л Там же. - JI. 117 -120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Там же. Л. 121-123.

28 Гам же. Ф. 459. Оп. 2. Т. 3. - Д. 5286.

•’"Там же. -JI. 133 IЗбоб.

*" См.: Там же. Д. 137 140об.

" Подсчитано по: Там же. Ф. 241. Оп. 1. Д. 59. - J1. 25-31.

Гм.: Там же. Ф. 459. Оп. 2. Т. 3. Д. 5286. -J1. 214 -217.

" Гм. Там же. JI. 211 211 об.

14 С'м. Там же. JI. 212 21 Зоб.

" 11одсчитаио по: Там же. ~ Jf. 207-210.

,fl Гм.: Там же. Л. 212 213об.

17 Там же. JI. 211 211 об.

’“Там же. JI. 117 120.

30 Там же. J1. 121 123.

40 Там же. Ф. 459. Он. 2. - Т. 3. -Д. 5286.

41 Там же.

‘и' Гм. 'Гам же. Д. 133 - 136 об.

4' Вся Москва. 1902 г. Список лиц, служащих по ведомству МНП на 1913 г. - С. 342.

44 ЦИАМ. Ф. 459. - Оп. 2. - 'Г. 3. - Д. 5286. - Л. 209.

45 Там же. - Оп. 3. ~ Д. 6643. - Л. 24об.

46 Там же. Ф.241.-Д. 59.

47 Вся Москва. 1902...

48 Педагогический вестник МУО. Средняя и низшая школа. - 1914. - № 7. - С. 90; СИЭ. -Т. 8. -Стб. 834.

44 Вся Москва. 1902 г...; ЦИАМ. - Ф. 459. - Он. 2. - Д. 5286; История Москвы. - М., 1955. - Т. 5. - С. 375.

50 ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. - Т. 3. - Д. 5286; Там же. - Д. 6395. - Оп. 3; Там же. - Д. 6643. - Л. 24об.

51 Циркуляр по МУО. - 1907. - Ха 2. - С. 117.

52 Вся Москва. 1902 г...

53 ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 3. ~ Д. 6643. - Л. 23об.

54 Вся Москва. 1902 г..ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 6395.

55 Любомудров С. Памяти А.В. Адольфа // Известия по народному образованию. - СПб.,

1906. - Июнь. - С. 311-314; Вся Москва. 1902 г...; ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 5286; Там же. - Оп. 3. - Д. 6643. - Л. 122; Циркуляр по МУО. - 1904. - № 7_8. - С. 638.

56 Вся Москва. 1902 г...

57 Любомудров С. Памяти А.В. Адольфа. - С. 311-314; Вся Москва. 1902 г...; ЦИАМ. -

Ф. 459. - Оп. 2.-Д. 5386.

58 ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2, - Д. 5705а. - Л, 2 и далее; Покровский В.П. По поводу одной

жизни // Образование. - 1904. - Сентябрь.

59 ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. - Д. 6118. - Л. 130; Там же. - Д. 6395. - Оп. 3; Там же. - Д. 6632.

60 История Москвы... - С. 375; Вся Москва. 1902 г...; ЦИАМ. - Ф. 459. - Оп. 2. -Д. 5286; Там же. - Д. 5703а; СИЭ.-Т. 11.-Стб. 473-474.

61 Вся Москва. 1902 г... — С. 342; ЦИАМ. — Ф. 371. — On. 1. — Д. 575, 577, 583, 619.

62 ЦИАМ. - Ф. 371. - Оп. 1.-Д. 964.

63 Там же. - Д. 664. - Л. 18, 57; Там же. - Д. 903. - Л. 56.

64 TaM *e. - O. 241. - On. 1. - H 8. - JL 79; TaM we. O. 371. - On. 1. - 577, 583; TaM

tkq. ~ O. 459. - On. 2. - /X 5286.

*5 UHAM. - - <D. 241. - On. 1. - Jl 21. - Jl. 42.

6(1 Bch MocKBa 1902 r...

('7 TaM >Ke.

(lH Tum >kc. f>1) *|»

I UM )Ke.

70 «

'1 aM >Ke.

71 TaM ?kc.

7,! TaM >kc.

71 UHAM. 0.241. Jl 59.

14 tk'H MocKtta. 19011 r...

7- TaM >ko; UHAM. O. *159. On. 2. Jl 5286. u' Ben Mockwi. 1902 r...

77 UHAM. <D.?71. On. I. Jim. Jl. <2; TaM ace. Jl 96*1.

,HUMAM. 0.459. On.2. J{. 5280.

7'! Jk'H Mockiui. 1902 r...; Iltif'KV.iHp no MYO. 1907. № 1. C. 58; IHkova u >Kinui>.

1914. №2. C. 11.

H,l%M'>w/MioMyo. 190-1. №7 8. C. 654.

Hl Ih'tnopmi Mookhw... C. 375; Maunynoo (’.//. Ha nyiHx k juiopnonoMy uepeuopory. M., 2003. C. 9 10; to Mockiui. 1902 r...; liupKy.'mp no MYO. 1907. № 3. C. 168; UHAM. 0.459. On.2. T. 3. ’ Jl 5286. Jl. 213.

THE QUALIFICATION LEVEL OF TEACHERS IN MOSCOW SECONDARY SCHOOLS AT THE ENI) OF 19™ - BEGINNING OF 20 th CENTURIES

G.A. SHARKOVA

Department of Russian History Sholokhov State Pedagogical Open University 16-18 Verkhnaya Radishevskaya Str., Moscow, 109004 Russia

In the scientific article the qualification level of XIX- XX century Moscow school teachers is analyze. The author works with the considerable range of historical sources, archive materials. The author shows the upward trend in the qualification level for all categories of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.