Научная статья на тему 'Курсы по выбору как средство формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание»'

Курсы по выбору как средство формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFILE «LAW AND SOCIAL SCIENCE» / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ / ПРОФИЛЬ «ПРАВО И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова А. М.

В работе определена информационная компетентность будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание», где главный акцент делается на курсы по выбору. Выделены структура и содержание курсов по выбору «Компьютерный практикум по электронному офису» и «Правовая информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF «LAW AND SOCIAL SCIENCE»

In the work of a particular information competence of future bachelors in the field of «Law and social science», where the main emphasis is on the courses. Allocated structure and content of the courses «Computer workshop on electronic office» and «Legal Informatics».

Текст научной работы на тему «Курсы по выбору как средство формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание»»

искусства и получению художественного наслаждения, если его оценка положительна. В противном случае он как бы отталкивает произведение искусства. Вкус производит предварительный отбор, в одних случаях расчищая дорогу и усиливая работу психологической установки, в других - прекращая её. Уровень вкуса личности определяется не её индивидуальными пристрастиями, а чуткостью психики к установившимся в общественном сознании критериям художественности и способностью к предварительной оценке произведений искусства на основе этих критериев. Таким образом, качество вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной художественной ценности.

Многие ученые сходятся во мнении, что художественное воспитание и художественная деятельность начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Следовательно, воспитывая умение «видеть» искусство, мы развиваем художественный и эстетический вкус человека, при этом расширяя и углубляя познание мира. Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия.

В рамках дисциплины «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» мы ставим задачу развития художественного вкуса будущих педагогов дошкольного образования и считаем эффективным средством ее решения изобразительное искусство и художественную деятельность, при этом особый акцент делается нами на развитие у студентов художественного (образного) восприятия произведений искусства и собственной творческой деятельности. Здесь необходимо пояснить, что художественное восприятие понимается нами как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства и характеризуется целостностью (единством восприятия содержания и средств выразительности), эмоциональной насыщенностью, оценочным характером.

В своих подходах к преподаванию мы исходим из того, что существует три уровня восприятия произведений изобразительного искусства [9].

Библиографический список

1. Скатерщиков, В.К. Об эстетическом вкусе. - М., 1974.

2. Коган, Л.Н. Художественный вкус. - М., 1966.

3. Баттё, Ш. Изящные искусства, сведенные к единому принципу. - М., 1946.

4. Юм, Дэвид. О норме вкуса. - М., 1940.

5. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. -

Екатеригбург, 2001. - Сер. Руководство практического психолога.

6. Киященко, Н.И. Эстетика жизни: учеб. пособ. для учащихся лицеев и гимназий: в 3 ч. - М., 2000. - Ч. 3.

7. Коменский, Я.А Мир чувственных вещей в картинах // Сборник статей об искусстве. - М.,1976

8. Эстетика / под ред. А.А. Радугина. - М., 1998.

9. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьников. - М., 1966.

Bibliography

1. Skaterthikov, V.K. Ob ehsteticheskom vkuse. - M., 1974.

2. Kogan, L.N. Khudozhestvennihyj vkus. - M., 1966.

3. Battyo, Sh. Izyathnihe iskusstva, svedennihe k edinomu principu. - M., 1946.

4. Yum, Dehvid. O norme vkusa. - M., 1940.

5. Torshilova, E.M. Razvitie ehsteticheskikh sposobnosteyj deteyj 3-7 let (teoriya i diagnostika) / E.M. Torshilova, T.V. Morozova. - Ekaterigburg,

2001. - Ser. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa.

6. Kiyathenko, N.I. Ehstetika zhizni: ucheb. posob. dlya uchathikhsya liceev i gimnaziyj: v 3 ch. - M., 2000. - Ch. 3.

7. Komenskiyj, Ya.A Mir chuvstvennihkh vetheyj v kartinakh // Sbornik stateyj ob iskusstve. - M.,1976

8. Ehstetika / pod red. A.A. Radugina. - M., 1998.

9. Yakobson, P.M. Ehmocionaljnaya zhiznj shkoljnikov. - M., 1966.

Статья поступила в редакцию 26.09.13

УДК 378 (075.8)

Kurbanova A.M. ELECTIVE COURSES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF «LAW AND SOCIAL SCIENCE». In the work of a particular information competence of future bachelors in the field of «Law and social science», where the main emphasis is on the courses. Allocated structure and content of the courses «Computer workshop on electronic office» and «Legal Informatics».

Key words: formation of information competence of future bachelors, profile «Law and social science», elective courses.

На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а то, как изображено - остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения.

На втором, более высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. Это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения, при котором в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей.

На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего [8].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать о том, что в практике образовательной деятельности вуза существует проблема необходимости развития художественного вкуса будущих педагогов дошкольного образования. Проанализированная литература позволяет утверждать, что изобразительное искусство может стать эффективным путем развития художественного вкуса личности, причем очень важным моментом в решении этой важнейшей задачи является грамотно организованное восприятие произведений изобразительного искусства, «ступеньки восхождения» от простого знакомства с произведениями великих мастеров изобразительного искусства до образного, художественного видения.

А.М. Курбанова, ст. преп., ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: aminat1704@mail.ru

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПРАВО И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В работе определена информационная компетентность будущих бакалавров по профилю «Право и обще-ствознание», где главный акцент делается на курсы по выбору. Выделены структура и содержание курсов по выбору «Компьютерный практикум по электронному офису» и «Правовая информатика».

Ключевые слова: формирование информационной компетентности, будущие бакалавры, профиль «Право и обществознание», курсы по выбору.

Одним из новшеств Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования является понятие информационной образовательной среды, включающее в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др. В данной среде формируется информационная компетентность будущих бакалавров по профилю «Право и обществоз-нание», под которой нами понимается интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [1]. Одной из актуальных проблем современного высшего образования является подготовка выпускников к многофункциональной профессиональной деятельности. Наряду с базовыми дисциплинами задачи такой подготовки призваны решать дисциплины вариативной (профильной) части стандарта, устанавливаемые вузом. В блок вариативных дисциплин включены и дисциплины по выбору студентов. Дисциплины по выбору позволяют обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, а порой приобрести и дополнительную профессиональную специализацию. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Право и обществознание» в блок Б2. В.ДВ включены курсы по выбору «Правовая информатика» и «Компьютерный практикум по электронному офису».

Курс по выбору «Компьютерный практикум по электронному офису» изучается на 1 курсе, а курс «Правовая информатика» на 3 курсе.

Цель курса по выбору «Компьютерный практикум по электронному офису» - формирование у студентов целостного представления о компьютерном электронном офисе, адаптация и реализация полученных знаний, умений и навыков в учебной и научной деятельности.

Достижение основной образовательной цели предполагает решение следующих задач: формирование у обучаемого целостного представления о компьютерном электронном офисе; сформировать у студентов представление о назначении и видах прикладного программного обеспечения информационных технологий; приобретение навыков владения современными информационными технологиями, на примере пакета прикладных программ MSOffice.

Курс по выбору «Компьютерный практикум по электронному офису» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование»:

а) общекультурные (ОК): готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17); готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

б) профессиональные (ПК): способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

В результате освоения дисциплины студент должен:

иметь представление: о назначениях и видах прикладного программного обеспечения; о текстовых редакторах; о создании презентаций; о мультимедийных обучающих программах;

уметь: выполнять операции управления файлами; создавать презентации в MSPowerPoint; создавать документы в текстовом редакторе MSWORD; обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц MSExcel;

владеть: владения офисным приложением Microsoft Office.

Важное место в формировании информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание» занимает курс по выбору «Правовая информатика», направленная на формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для использования современных информационных технологий при осуществлении нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности.

Цели освоения данного курса по выбору:

- сформировать у будущих бакалавров знания и умения, необходимые для свободной ориентировки в информационной среде и дальнейшем профессиональном самообразовании в области информационной и компьютерной подготовки;

- приобретение обучаемыми умений и навыков использования информационных технологий и методов анализа для оптимизации их будущей профессиональной деятельности.

Студент, приступающий к изучению курса по выбору «Правовая информатика», должен обладать базовой информационно-коммуникационной компетенцией бакалавра, сформированной в результате изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании», предусмотренной базовой частью образовательного модуля «Математический и естественнонаучный» цикл Б2.Б3 ФГОС-3.

Будущий бакалавр при изучении данного курса должен:

знать: - основные закономерности информационных процессов в правовой сфере, основы государственной политики в информационной сфере; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой, в том числе нормативной информации;

уметь: применять современные информационные технологии для поиска, систематизации и обработки правовой информации и оформления юридических документов;

владеть: навыками сбора, систематизации и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

Освоение курса по выбору «Правовая информатика» дает необходимые знания для изучения других дисциплин профессионального цикла ФГОС ВПО.

Процесс изучения данного курса по выбору направлен на формирование следующих компетенций: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Обучение по данному курсу предполагает лекционные и лабораторные занятия. Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях с применением мультимедийных технологий и предусматривают развитие полученных теоретических знаний с использованием рекомендованной учебной литературы и других источников информации, в том числе инфор-

мационных ресурсов глобальной сети Интернет. По курсу наряду с традиционной формой, применяются следующие формы проведения лекционных занятий: лекция-визуализация (основное содержание лекции представлено в образной форме: рисунках, графиках, схемах и т.д.), лекция-провокация (лекция с

Библиографический список

запланированными ошибками), проблемная лекция. Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах и при их проведении используются такие активные методы обучения, как дискуссии, дидактические игры, моделирование профессиональных ситуаций.

1. Гусенбекова, Н.А. Информационная образовательная среда в профессионально направленной математической подготовке инженеров в техническом вузе / Н.А. Гусенбекова, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).

Bibliography

1. Gusenbekova, N.A. Informacionnaya obrazovateljnaya sreda v professionaljno napravlennoyj matematicheskoyj podgotovke inzhenerov v tekhnicheskom vuze / N.A. Gusenbekova, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).

Статья поступила в редакцию 23.09.13

УДК 378

Mishunenkova O.V PROFESSIONAL COMPETECIES OF BACHELORS IN TOURISM SPHERE AND THEIR FORMATION DURING PROFESSIONAL PREPARATION. The article focuses on the professional competencies for Bachelors in tourism sphere based on the requirements of Federal State Education Standard for their preparation.

Key words: professional competencies, Federal State Education Standard of Higher Professional Education, basic educational programs.

О.В. Мишуненкова, аспирант, преп. каф. иностранных языков экономического факультета МГУ им. Ломоносова, г. Москва, E-mail: olga.buyanova@inbox.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена профессиональным компетенциям бакалавров туризма на основе требований образовательного стандарта высшего профессионального образования к их подготовке.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основная образовательная программа (ООП).

Переход российской образовательной системы на многоуровневую модель означает создание и реализацию профессионально-образовательных программ, являющихся совокупностью последовательных этапов: бакалавриата и магистратуры, что нашло свое отражение в принятом в 2012 году Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]. На ступени бакалавриата студент получает базовую профессионально-образовательную подготовку, позволяющую ему осуществлять профессиональную деятельность в избранном направлении. Подготовка современных специалистов в области туризма построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) РФ, который представляют собой разработанный министерством и законодательно утвержденный образовательный минимум общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста, позволяющий последнему реализовывать цели и задачи профессиональной деятельности. Проекты стандартов разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд [2].

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Формирование ФГОС ВПО третьего поколения осуществлено на компетентностной основе, где под компетенцией (от англ. competence - способность; умение) подразумевается «способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности» [3, c. 10].

В свою очередь под профессиональными компетенциями понимается «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [3, с. 10], что ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках.

Переход к подготовке специалистов по новым стандартам требует формирования новой педагогической культуры. Данную задачу европейское сообщество решает на протяжении более 20 лет, и высшей школе России она потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий и, самое главное, перестройки сознания профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней [4, с. 17].

Основными областями профессиональной деятельности бакалавра туризма стандартом определены пять: проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная и научно-исследовательская [5].

Такое деление будущей профессиональной деятельности выпускников на области, обусловило то, что и формируемые профессиональные компетенции, также разделены на пять групп.

Основными профессиональными компетенциями, которыми должен обладать бакалавр туризма в области проектной деятельности являются следующие: владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме; способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме; способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; готовность к реализации проектов в туристской индустрии.

Профессиональные компетенции, которые позволят бакалавру осуществлять производственно-технологическая деятельность, - это готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий, а также способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.