Научная статья на тему 'Курсовой проект как элемент учебно- исследовательской деятельности будущего педагога'

Курсовой проект как элемент учебно- исследовательской деятельности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-ИССЛЕ ДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH ORGANIZATION / STUDENT RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якшин С.А.

В статье рассматривается вопрос организации исследовательской работы в рамках учебной деятельности, а именно при написании курсового проекта. Приведен пример такой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE PROJECT AS AN ELEMENT OF THE FUTURE TEACHERS RESEARCH WORK

The article discusses organization of research work in the framework of future teacher training, namely when writing a course project. The author presents an example of such organization.

Текст научной работы на тему «Курсовой проект как элемент учебно- исследовательской деятельности будущего педагога»

#

студенческих проектов только 40% студентов имело опыт проектной деятельности. В дальнейшем участвовать в проектной деятельности взыскали желание 91,4%. Студенты, участвовавшие в проектной деятельности в рамках учебных дисциплин, с большей готовностью участвуют в конкурсах проектов. А студенты, участвовавшие в конкурсах ШГПИ, выступают с инициативой участия в конкурсах более высоких уровней. Студенты, сотрудничающие с бизнес-инкубатором «Ювента», имеют опыт участия в студенческих конкурсах и желание пробовать силы в реальных проектах.

Таким образом, участие в проектной деятельности позволяет формировать у студентов - будущих менеджеров большинство необходимых управленческих компетенций благодаря характеру проектной деятельности, повышенным требованиями к уровню самостоятельной работы студентов. Это позволит им более эффективно адаптироваться в профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарасова Е. О. Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов // Вестник СГТУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 1. - С.99-106.

2. Басалаева Е. В. Внедрение метода проектов в учебный процесс // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 10. - С. 6.

3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Панибратенко М. В. Влияние исследовательско-проектной деятельности на становление творческого стиля профессиональной деятельности // Известия ВГТУ. - 2005. - № 4. - С. 34-37.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

COURSE PROJECT AS AN ELEMENT OF THE FUTURE TEACHER'S RESEARCH WORK

С. А. Якшин

#

S. A. Yakshin

В статье рассматривается вопрос организации исследовательской работы в рамках учебной деятельности, а именно при написании курсового проекта. Приведен пример такой организации.

The article discusses organization of research work in the framework of future teacher training, namely when writing a course project. The author presents an example of such organization.

Ключевые слова: исследование, научно-исследовательская деятельность студентов, учебно-исследовательская деятельность, организация исследовательской деятельности.

Keywords: research, student research, research organization.

В настоящее время уделяется особое внимание организации исследовательской деятельности студента при обучении в высшем учебном заведении, поскольку исследование является обязательным компонентом модели современного профессионала, будь то инженер, который должен предлагать идеи по модернизации производственного элемента, или технолог производства, который разрабатывает «новый» продукт для реализации, или экономист, разрабатывающий прогрессивный план развития. Но особую роль исследование играет для учителя. Как можно подготовить исследователя в вузе, если будущий студент с этой деятельностью не знакомился в школе? Или как учитель может научить исследовательской деятельности, если он сам

ею не занимается? Ответ очевиден: если ты не владеешь навыками определенной деятельности, то этой деятельности научить не сможешь.

Поэтому мы, преподаватели педагогического вуза, должны так организовать процесс обучения, чтобы молодой педагог продолжил заниматься исследованием и в дальнейшей работе. С этой целью необходимо приобщать студентов к исследовательской деятельности в учебном процессе на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях, при работе над курсовыми, выпускными квалификационными проектами и др.

В этой связи вырастает роль курсовых и выпускных проектов, так как в процессе их написания можно отследить и при необходимости откорректировать процесс развития исследовательских умений студен-

Ф

#

1_

«Я умею» «Я делаю» «Я смогу»

Рис. 1. Схема работы над курсовым проектом

та. Отметим требования, выдвигаемые к такому виду работ: актуальность и новизна темы исследования; методологическое обоснование ее содержания; логика структуры; оригинальность методов исследования и обработки результатов; практическая значимость; самостоятельность в принятии решений, формулировке выводов; соответствие Государственному образовательному стандарту; профессиональная и орфографическая грамотность; правильность и аккуратность оформления; аргументированное публичное выступление (защита).

Рассмотрим более детально организацию работы над курсовым проектом. В педагогическом вузе на отделении «математика - физика» студенты сначала пишут курсовой проект (курсовую работу) по математике, а затем по теории и методике обучения математике. На выпускном курсе студенты работают над квалификацион-

ной работой (дипломным проектом). Все эти виды деятельности предусмотрены Государственным стандартом и программой обучения.

Исходя из понятия учебно-исследовательской работы, можно выделить следующие цели организации работы со студентом над курсовым проектом:

- углубление и развитие профессионально-теоретических знаний и умений студентов;

- привитие студентам навыков планирования и проведения самостоятельных научных исследований;

- привлечение наиболее способных студентов к решению актуальных проблем изучаемой дисциплины;

- создание возможности обоснованного выбора студентами научного направления, где бы наиболее ярко могли проявиться их творческие способности;

- воспитание в стенах вуза резерва преподавателей-исследователей, ученых-исследователей;

Цель: улучшение подготовки специалиста,

развитие исследовательских умений

—*—

Государственный образовательный стандарт

преподаватель

содержание дисциплины

Т

программа дисциплины

деятельность преподавателя

студент

А V

деятельность студента

Мотивы: познавательные, профессионально значимые

реферат

I

доклад

м ч

конспект

т

лекция

о

практика

3

г

III II

Квалификационная работа Курсовая работа

Рис. 2. Модель работы над курсовым проектом

I

- профессиональное становление будущих специалистов.

Сформулируем рекомендации преподавателю по руководству написанием курсовой работы:

- при формулировке задачи исследования необходимо обратить внимание студента на то, что уже ему известно по теме к данному моменту. (Если материал слишком прост для восприятия, то не будет происходить развития исследовательских навыков. В то же время, если существует слишком большой разрыв между пройденным и исследуемым (изучаемым) материалом, то студент может не усвоить нового, а просто переписать материал из источника без осмысления);

- при выборе темы исследования студент должен по возможности самостоятельно выявить все этапы его проведения, определить методы, средства и способы исследовательской деятельности, направленные на сбор, обработку и анализ материала;

- совместно со студентом, исходя из его интересов и способностей, следует определить возможные пути решения проблемы и выбрать из них наиболее оптимальный;

- необходимо обсудить перспективу развития темы (на одном из последних этапов исследовательской работы), то есть студент должен ориентироваться на следующую схему (рис. 1);

- не должно быть тем, связанных с простым конспектированием материала. Исследовательская работа должна содержать как теоретическую часть, так и практическую, так как теоретическая составляющая носит по большей части репродуктивный характер (исключение составляют работы, в которых студенты доказывают известные, но не освещенные в использованных источниках факты).

Приведем одну из возможных моделей работы над курсовым проектом (рис. 2).

«Я умею» - планомерная работа преподавателя в вузе, направленная на формирование исследовательских способностей студента в процессе обучения. (Лежит в основе начального этапа работы над проектом.)

«Я делаю» - постановка проблемы исследования, конкретизация методологического аппарата, составление доклада и защита выполненной работы.

«Я смогу» - перспектива развития темы курсового проекта; обсуждение возможностей перехода от курсового исследования к дипломному.

Приведем пример такой работы.

1. Курсовой проект по математике «Дробная размерность фрактала».

При работе над этой темой студент должен познакомиться с новым для него понятием «фрактал», историей возникновения этого понятия, его размерностью, способами построения регулярных фракталов, вычислением фрактальной размерности регулярных фракталов. При рассмотрении данной темы студент должен хорошо владеть понятиями геометрии (виды движения, способы задания прямых на плоскости и т. д.) и математического анализа (предел, непрерывность, линейная функция, и т. д.), которые должны быть у студента сформированы в процессе обучения на первых курсах вуза.

2. Курсовой проект по теории и методике обучения математике «Кружок "Фрактальная геометрия природы" для учащихся 6-го класса как одна из форм внеурочной работы по математике».

При написании этой работы студент должен определить роль и место темы «Фрактальная геометрия природы» в школьном курсе математики, сформулировать цели ее изучения, привести почасовое планирование занятий кружка.

3. Дипломный проект «Развитие познавательного интереса у учащихся 6-го класса на занятиях кружка "Фрактальная геометрия природы"».

Используя материал, накопленный в процессе исследовательской работы на предыдущих этапах, и применяя навыки исследовательской деятельности, разработать дипломный проект, в котором представить результаты апробации разработанной программы кружка.

Итак, работа над курсовым проектом является неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности студентов, первой ступенью в процессе приобретения умений и навыков исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981.

2. Брянова, О. В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневой системы высшего образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.