7.4. КУРС НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА И СЛОЖНОСТИ ИХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Чернышов Михаил Юрьевич, к.ю.н.
Место работы: Институт динамики систем и теории управления СО РАН.
Контакты автора: idstu@icc.ru
Аннотация: Обсуждаются новые инициативы Президента РФ Д.А.Медведева, связанные с обеспечением продовольственной и медицинской безопасности России, с улучшением социального обеспечения граждан. Анализу подлежат проблемы, связанные с положением дел в отечественном предпринимательстве. Рассматриваются случаи нарушений положений законодательства предпринимателями России. Анализируются правовые возможности и возможности законодательства в деле поддержки указанных инициатив Президента.
Ключевые слова: инициативы Президента; продовольственная безопасность; медицинская безопасность; предпринимательство; хозяйственные общества; законодательство как гарант инициатив.
THE COURSE FOR PROVISION OF FOOD AND MEDICAL SAFETY OF RUSSIA: ISPIRING PRESIDENT’S INITIATIVES AND PROBLEMS BOUND UP WITH THEIR LAW GUARANTEES
Chernyshov Michael Yu. Place of employment: Institute for System Dynamics and Control Theory, Siberian Branch. Contacts of the author: idstu@icc.ru
Annotation. New initiatives of Russian President D.A.Medvedev, which are bound up with provision of food and medical safety of Russia and with improvement of the social support of the citizens are discussed. Some problems related to the state of affairs in Russian business are analyzed. Some cases related to infringement of law provisions by Russian businessmen are considered. Potentialities of the legislation in solving above problems as well as in the support of the President’s initiatives are analyzed.
Keywords: President’s initiatives; food safety; medical safety; business; busiess companies; legislation as the warrant of initiatives.
Настоящая статья посвящена анализу правовых задач по поддержанию инициатив Президента РФ Д.А.Медведева, связанных с обеспечением продовольственной безопасности России, с улучшением социального обеспечения граждан, с решением вопроса о ценах на лекарства. Необходимо всемерно поддержать указанные инициативы на правовом и экономи-
ческом уровнях. Необходимо сделать всё возможное для того, чтобы была разработана законодательная база для продвижения инициатив и действительного эффективного развития передового отечественного сельского хозяйства, передовой отечественной перерабатывающей промышленности, передовой (по последнему слову науки и техники) отечественной фармацевтической промышленности.
Приступая к обсуждению проблемы, отметим, что социально-экономическая деятельность Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в течение осени-зимы 2009 года представляется нам высокопродуктивной и заслуживающей всяческого одобрения и восхищения. Действительно, впервые за последние 19 лет поставлена задача не просто обеспечения страны продовольствием, а именно задача обеспечения продовольственной безопасности России. Кроме того, Президент гарантирует народу улучшение социального обеспечения и осуществление дополнительных выплат по ряду позиций. Президент поставил и вопрос об урегулировании цен на лекарства, которые в условиях сложившегося стихийного рынка стали запредельными. В самом деле, до 95% товаров на отечественном фармакологическом рынке и предлагаемых аптеками - устаревшие и малоактивные импортные препараты второй половины XX века: колдрекс (аналог дешевого отечественного антигриппина), стрепсилз (препарат класса стрептоцид белый), и т.д.
Вот почему мы рассматриваем задачу регулирования положения дел на отечественном рынке медикаментов и урегулирования цен на них как задачу обеспечения медицинской безопасности России, ставя её в несомненную заслугу Д.А.Медведеву.
Теперь необходимо подвести законодательную основу под эти решения Президента. Эта работа предполагает определенные сложности, которые требуют обсуждения.
Однако, не секрет, что в стране пока не прекращена свойственная дикому капитализму деятельность, связанная с намеренным разваливанием отечественных предприятий (и не в последнюю очередь - фармакологических предприятий) мошенниками, рейдерами и членами ОПГ с целью их захвата и дальнейшей перепродажи. До сих пор этот вопрос не решен на законодательном уровне. Не секрет, что многие предприятия страны по сей день находятся в руках членов ОПГ, получивших их в нарушение норм законодательства и распоряжающихся ими совсем не в интересах большинства граждан городов и регионов, где они находятся, хотя подавляющее большинство из таких предприятий являются градообразующими.
Предпринимается попытка исследования возможностей усовершенствования законодательства так, чтобы оно могло в полной мере стать гарантом инициатив Президента РФ. В этом аспекте анализируется проблема защищенности предприятий от рейдеров и ОПГ для беспрепятственной возможности реализации указанных инициатив и в интересах трудящихся. Подкрепляя инициативы Президента РФ, законодательство должно претерпеть усовершенствование и в полной мере стать гарантом экономической безопасности (защищенности предприятий от рейдеров и ОПГ в интересах трудящихся), т.е. гарантом экономической безопасности и социальной справедливости для граждан.
1. О путях совершенствования отечественного законодательства в интересах предпринимателей.
Решение проблем продовольственной безопасности и медицинской безопасности требует совершенствования отечественного законодательства в целях стимулирования эффективной предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Известно, что, следуя указаниям Президента РФ, законодательная власть в последние годы пыталась совершенствовать отечественное законодательство. В последние два года многое было сделано для того, чтобы законодательство было по возможности более удобным именно для малого частного бизнеса, частных предпринимателей и небольших хозяйственных обществ (точнее всё же - компаний).
Что касается теоретических юридических исследований, в последние годы юридические проблемы деятельности хозяйственных обществ, корпоративных отношений, защиты прав собственников нашли отражение в монографических и диссертационных исследованиях таких известных юристов-цивилистов нашего времени, как Ю.В.Андреев, В.С.Белых, М.И.Брагинс-кий, В.А.Бублик, В.В.Витрянский, Д.М.Генкин, Б.М.Гонгало, И.В.Елисеев, Т.В.Калинина, Е.А.Краше-нинников, П.В.Крашенинников, М.И.Кулагин, С.А.Куд-реватых, А.В.Майфат, И.В.Матанцев, И.В.Редькин, И.В.Решетникова, В.В.Ровный, К.И.Скловский, Е.А.Су-ханов, Г.Л.Стоякин, М.Ю.Тихомиров, Г.С.Шапкина, Л.В.Щенникова, В.В.Ярков. Этим проблемам посвящены работы известных социологов-конфликтологов: В.Г.Афанасьев, А.Г.Здравомыслов, А.И.Пригожий, Ю.С.Сизов и др. Заметим, что была поставлена задача получения правовой характеристики способов защиты прав отнюдь не малообеспеченных социальных групп, не пенсионеров и не инвалидов, а участников хозяйственных обществ.
Уже по итогам первого этапа исследования была предложена классификация системы правовых отношений по составу субъектов отношений: 1) отношения между хозяйственным обществом (компанией) и его участниками; 2) отношения между обществом и инвесторами (т.е. потенциальными участниками системы отношений); 3) отношения между участниками общества и органами его управления; 4) отношении между обществом как коммерческой структурой и органами его управления; 5) отношения между основным органом управления общества и органом управления дочернего (зависимого) общества; 6) отношения между участниками общества и органами государственной власти (конфликт частных и общественных интересов) (Н.А.Юрченко [6]).
Таким образом,
- был определен перечень участников правовых отношений в гражданском процессе;
- были классифицированы формы правовых отношений участников хозяйственных обществ в сфере гражданско-правового регулирования, которые, по мнению О.А.Красавчикова, можно подразделить на имущественные, неимущественные и организационные. Но системный подход в юридическом исследовании не может быть сведен лишь к классификациям, даже если они являются, на первый взгляд, системными.
Не случайно была поставлена и задача получения правовой характеристики способов защиты прав участников хозяйственных обществ. При этом были эффективно решены следующие дополнительные задачи:
- способы защиты гражданских прав были подразделены на общие (универсальные) и специальные;
- способы защиты гражданских прав участников корпоративных конфликтов были подразделены на: материальные; процессуальные и организационно-правовые.
Была решена и 5-я задача: определены две принципиальные формы защиты гражданских прав участников хозяйственных обществ:
- юрисдикционная форма защиты (как “определяемая законом деятельность компетентных (уполномоченных государством) органов по установлению фактических обстоятельств, осуществлению мер по защите нарушенных (или оспариваемых) прав субъекта, применению норм права, определению способов защиты права и вынесению решения”);
- неюрисдикционная форма защиты (предполагающая самостоятельные действия граждан или организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам).
Таких неюрисдикционных форм защиты может быть несколько: самозащита; общественная форма защиты; защита через компенсационные фонды, защита через саморегулируемые организации и т.п. Впервые возможность защиты прав и законных интересов инвесторов через саморегулируемые организации, общественные объединения инвесторов и компенсационные фонды была предусмотрена Законом “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” [4: С.1163].
Кроме того, было установлено, что при использовании специальных способов защиты гражданских прав участников различных хозяйственных обществ важнейшими факторами, определяющими успех защиты, являются:
- материально-правовое и процессуально-правовое содержание права на защиту (В.П.Г рибанов);
- организационный и системный характер некоторых
охранительных мер (О.А.Красавчиков;
Т.И.Илларионова [1]);
- восстановительный и пересекающийся характер гражданско-правовых способов защиты в форме специальных мер (на примере участников фондового рынка) (И.В.Редькин).
Таким образом, в целом сделано главное, заложен концептуальный фундамент по целому ряду проблем, связанных с социально-правовой защищенностью участников правовых отношений и, прежде всего, участников хозяйственных обществ.
Но, к сожалению, во-первых, результаты работы носят пока, увы, преимущественно классификационный характер. Во-вторых, налицо - пробелы и в разработке принципов системного подхода к юридическому исследованию. Об этом свидетельствует уже тот факт, что социальный, социально-правовой статус разрабатывался в отношении абстрактных участников хозяйственных обществ, но не в отношении, например, инвалидов, которые желали бы создать хозяйственные общества, или представителей иных социальных групп общества, неблагополучных в экономическом отношении и, как оказывается, в правовом отношении тоже. Такое положение дел представляется нам серьезным упущением.
Как уже было отмечено, теория права пока не пользуется инструментом концептуального анализа правовых проблем. Но, по нашему убеждению, концептуальный инструментарий крайне необходим в аспекте новейших постановок задач правоведения, при решении не только актуальных проблем повседневной
юридической практики, но и с точки зрения профилактики социально-правовых проблем. Для начала обсуждения непростого вопроса, касающегося возможности применения концептуального анализа в решении правовых проблем, полезно было бы открыть в юридических журналах рубрику “Концептуальные проблемы/вопросы права и законодательства”.
Время идет, общество развивается и, естественно, что законодательство должно поспевать за требованиями времени, за новыми, позитивными инициативами, исходящими от Президента и Правительства РФ. Поэтому законы неизбежно претерпевают процесс постоянных доработок, переработок, итеративного до-формирования и развития. Этот процесс не может быть приостановлен, т.к. постоянно возникают новые социальные, экономические явления, новые обстоятельства, складываются новые (не встречавшиеся ранее) правовые отношения, по поводу которых неизбежно возникают конфликты, разбирательства, судебные тяжбы, часто требующие хотя бы интуитивно правильного (коль скоро закон пока не доработан), “человеческого” разрешения. Всё это требует дальнейшей работы над положениями права в нормативно-правовом аспекте.
Но одно дело - наличие закона, и совершенно другое дело - возможность применить его на практике. Сложным местом остается правоприменительный аспект. В юриспруденции принцип осторожности требует наличия прецедентов применения закона на практике. И всё же всегда кто-то из юристов неизбежно оказывается первым в деле применения закона или того или иного его положения.
Если говорить по существу, то в последние годы высшие судебные инстанции Российской Федерации неоднократно сталкивались с необходимостью правового регулирования деятельности деловых компаний1. Наиболее острыми оставались проблемы, возникавшие в процессах создания, функционирования, реорганизации и ликвидации предприятий, компаний как субъектов гражданского права; проблемы взаимоотношений между компаниями и их учредителями (акционерами, наемным персоналом); проблемы правовых отношений между хозяйственным обществом и органом его управления; и т.п. Именно практика применения законов вскрыла необходимость устранения в законах противоречий нормативного характера, а также противоречий, касающихся правового положения участников хозяйственных обществ. Соответствующие поправки в законы были внесены.
Но вопросы применения законодательства с очевидностью не исчерпываются лишь этими проблемами и собранными материалами, обобщающими судебноарбитражную практику. Сами законы в их развитии и практика их применения не стоят на месте.
Возможная дальнейшая динамика развития законов (и законодательства в целом) должна предполагать не только получение гарантий правильного и единообразного (т.е. справедливого) применения законодательства в отношение субъектов (причём, как по общим, так и по частным правовым вопросам), но также
1 См. совместные постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов “О некоторых вопросах применения Федерального Закона “Об акционерных обществах””, “О некоторых вопросах применения Федерального Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью””, обзоры Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, Постановление Конституционного Суда РФ, касающееся практики разрешения споров (конфликтов) в хозяйственных обществах.
получение гарантий обеспечения эффективного функционирования рассматриваемых хозяйственных обществ (а это уже - социально-экономический аспект влияния развития закона и его функционирования, применения).
Ещё одним важным аспектом оказывается правозащитный аспект. Появление новых форм правовых отношений в обществе (разделение властей; появление новых правовых форм организации и деятельности субъектов товарно-денежных отношений; и т.п.) привело к необходимости не только разрешать споры в арбитраже, но, прежде всего, уделить внимание защите прав сторон (физических и юридических лиц), участвующих в арбитражном процессе, в том числе уделить внимание защите прав, например, субъектов хозяйственных обществ (компаний). Потребовалась система защиты соответствующих прав не только граждан, но и указанных субъектов.
Итак, не менее важным в системе правовых аспектов рассмотрения проблемы оказывается социальноэкономический аспект. Дело в том, что применение законов Гражданского кодекса и Уголовного кодекса в той или иной степени сказывается на социальной атмосфере общества, а в отдельных значительных случаях - на социально-экономическом положении большинства граждан этого общества. Это очень важно.
Жизнь не стоит на месте. Общество и его юридическая система сталкивается с новыми явлениями, процессами, отношениями между физическими или юридическими лицами, которые должны регулироваться на правовом уровне. Новые тенденции социального развития требуют рассмотрения прав человека в условиях новых реалий современного государственноправового развития и в аспекте справедливости (М.А.Супотаева) [5]. Эти вопросы поставлены в коллективных монографиях под редакцией Е.А.Лука-шевой, Н.В.Колотовой [3] и А.Г.Светланова [2]. В таких условиях естественным является появление новых правовых норм, а с ними и новых законов, которые должны регулировать вновь возникающие формы социальных отношений.
В самом деле, рассмотрим отдельные примеры событий - и отношений, связанных с ними,- которые уже имеют место в социальной действительности, но по отношению к которым различные попытки применить известные статьи кодексов для квалификации деяний вовлеченных сторон (физических и юридических лиц) оказываются проблематичными.
2. Нарушения положений законодательства предпринимателями России.
В своем Послании в ноябре 2009 года Д.А.Медведев сообщил о готовности правительства Российской Федерации осуществить даже такую радикальную меру, нацеленную на укрепление позиций капитализма, как ликвидация большинства государственных корпораций России.
Однако, принимая заботу и инициативы Президента РФ как должное, предприниматели России пока не спешат откликнуться на них расширением объемов производства, переводом денег из оффшоров в отечественные банки, укреплением и развитием отечественной промышленности и сельского хозяйства. Хуже того, не секрет, что предприниматели России постоянно в той или иной мере нарушают положения действующего законодательства. Часто в этих нарушениях недобросовестные предприниматели переходят все границы, нарушая нормы человеческой порядочности,
а в рассматриваемых нами случаях, связанных с медикаментозными препаратами, - даже нормы медицинского и общечеловеческого принципа “не навреди ближнему своему”.
Общеизвестно, что на фоне широко продаваемых в России дорогущих, но низкокачественных и малоэффективных (устаревших и преимущественно симптоматических) импортных препаратов в большом количестве появились и откровенные фальсификаты. Мошенники ухитряются фальсифицировать не только дженерики, выпускаемые в России, но также выдают за лекарства биологически активные добавки (БАДы), которые в большинстве своём оказываются бесполезными для поправки здоровья.
Но это - лишь одна из сторон проблемы, правовой аспект которой в общем виде мы обсуждали выше. В течение последних 15 лет шел активный процесс варварской приватизации предприятий России. Не удивительно, что всевозможные рейдеры и мафиозные структуры приняли активное участие в этом процессе. Параллельно с законной приватизацией жилья полным ходом шел мошеннический (рейдерский и в иных формах) захват предприятий страны.
Если говорить о химико-фармацевтических предприятиях, то в итоге таких захватов химикофармацевтические заводы, например, Санкт-Петербурга и Иркутской области оказались в руках действующей в России армянской мафии. Рейдерами была захвачена всемирно известная Армавирская биофабрика, производство на ней подлинного уникального препарата АСД (фракции 2 и 3) - антисептика профессора Дорогова, единственного на сегодняшний день средства от различных форм канцерогенных заболеваний - было прекращено, а препарат был подменён фальсификатом, который широко продается по России и которым отравились уже многие граждане.
Удачей с точки зрения перспектив сохранения разрушенной технологии оказалось (и, как выясняется) уже не в первый раз мошенничество иного рода. К счастью, технология производства подлинного препарата АСД была ещё в 1990-е годы тайно продана одной из фармацевтических компаний США. Таким образом, технологию производства АСД в принципе возможно восстановить.
В своих акциях рейдеры во всех случаях использовали наличие больших, но не облагаемых налогами денег, взятки в особо крупных размерах и, во-вторых, всегда надёжно прикрывались (в качестве генеральных директоров выставлялись квалифицированные граждане России, которых мафиози повязывали узами родства или жесткими соглашениями).
Очевидно, что отечественное законодательство и вся система права были и остаются совершенно не готовыми к защите граждан России от подобной неправомерной мафиозной деятельности.
Не секрет, что в мошеннической деятельности по захвату отечественных (в недавнем прошлом государственных) предприятий мошенники во всех случаях прибегали к решению вопросов окончательного завладения предприятиями через суд. И вот что поразительно: суды, как правило, решали иски в пользы мошенников. Однако этот факт ещё не говорит о том, что отечественная система судопроизводства сплошь пронизана сетями коррупции. Утверждать так было бы несправедливо.
В отличие от нормальных, законопослушных граждан, которым пакостить в голову не придёт (им некогда: нужно результативно работать, растить детей),
мошенники научились ловко использовать все несовершенства отечественной системы судопроизводства. А таких несовершенств обнаружилось великое множество. Главное из них - закоснелый юридический формализм в подходе к рассмотрению дел.
Например, истец, добивающийся справедливости и сохранения предприятия для трудящихся, ведь часто такие предприятия были градообразующими (или ответчик по иску, т.к. на практике чаще всего здоровые силы, защищавшие предприятие, оказывались в положении ответчиков), просто не являлся в суд даже при неоднократном переносе слушания дела. Не трудно догадаться, как это обычно организовывали рейдеры, мошенники или мафиози. В самом деле, если противник захватывает ваших детей, жену и предлагает не явиться в суд, как вы себя поведёте? Вот тут бы судье ходатайствовать о возбуждении уголовного дела... Но уголовные дела не возбуждались ни в одном из известных нам случаев. Решения же принимались судами в пользу мошенников.
Спасительным всегда было то обстоятельство, что мошенники, рейдеры и представители мафий получали указанные заводы лишь для того, чтобы выгодно перепродать их. Плохо было то, что любое неблагополучие всегда было в нашей пока ещё некультурной стране сигналом к разграблению оборудования и материалов, в котором принимают участие многие граждане. Очевидно, что многому нам ещё предстоит научиться.
Заключение.
Общеизвестно, что для того, чтобы сделать большое и хорошее, доброе дело для людей, нужно прожить жизнь, много учиться, отдать все силы. Именно так Россия открыла и, к чему лукавить, продолжает открывать миру дорогу в космос, обучая астронавтов из США и других стран всем элементам настоящего космического полёта, начиная с надевания скафандра для выхода в открытый космос, впервые опробованного американскими астронавтами в российском космическом центре в 1997 году, и заканчивая монтажом космических станций и созданием новых ракетных систем, которые Россия сегодня открыто дарит США, Китаю и другим странам, и при этом не бьёт себя в грудь: вот какая я хорошая.
Но это - о том, как делаются добрые дела. Для дурных дел много ума и сил не нужно. Достаточно обмануть, смошенничать, украсть, ограбить, растлить, убить, захватить страну или устроить в ней переворот, удобный кому-то.
Мы обсудили лишь отдельные аспекты исключительно непростого вопроса. Важно всемерно и, прежде всего, законодательно поддержать инициативы Президента России Д.А.Медведева. При этом необходимо учесть многообразные проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути.
Список литературы:
1. Илларионова Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер / Т.И.Илларионова.- Точек, 1982.- 167 с.
2. Права человека и современное государственно-правовое развитие / Отв. Ред. А.Г.Светланов.- М.: ИРП РАН, 2007.365 с.
3. Право и права человека в условиях глобализации / Отв. ред. Е.А.Лукашева, Н.В.Колотова.- ИГП РАН, 2006.- 222 с.
4. Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 10.
5. Супотаева М.А. Свобода и справедливость в Российском праве (цивилизационный аспект) / М.А.Супотаева // Доклад от
сектора теории государства и общественных организаций. -ИГП РАН, 22.04.2008.
6. Юрченко Н.А. Защита гражданских прав участников хозяйственных обществ: Дисс. канд. юр. наук: 12.00.03 / Уральская академия государственной службы: Екатеринбург,
2004.- 161 с.
РЕЦЕНЗИЯ
Указанная статья М.Ю. Чернышова посвящена анализу правовых задач по поддержанию инициатив Президента РФ Д.А.Медведева, связанных с обеспечением продовольственной и медицинской безопасности России, с улучшением социального обеспечения граждан. Отдавая дань своевременным инициативам Президента, автор анализирует деятельность, свойственную дикому капитализму и связанную с намеренным разваливанием отечественных предприятий мошенниками, рейдерами и членами ОПГ с целью их захвата и дальнейшей перепродажи. До сих пор этот вопрос не решен на законодательном уровне. Не секрет, что многие предприятия страны по сей день находятся в руках членов ОПГ, распоряжающихся ими далеко не в интересах большинства граждан данных городов и регионов, хотя подавляющее большинство из таких предприятий являются градообразующими.
Автор предпринимает попытку исследования возможностей усовершенствования законодательства так, чтобы оно могло в полной мере стать гарантом инициатив Президента РФ. В этом аспекте анализируется проблема защищенности предприятий от рейдеров и ОПГ для возможности беспрепятственной реализации указанных инициатив и в интересах трудящихся. Подкрепляя инициативы Президента РФ, законодательство должно стать гарантом экономической безопасности и социальной справедливости для граждан.
Тема, поднятая в статье, несомненно, является новой и актуальной. Особенно это касается вопроса об укреплении статуса закона как гаранта социальноэкономической безопасности и социальной справедливости. Данная статья представляет собой работу, вносящую вклад в развитие конкретных вопросов отечественной экономики и права. Её следует рекомендовать к опубликованию в центральной печати. Эта статья подпадает под тематику журнала “Бизнес в законе”.
Настоящая рецензия составлена Самбуровым Эдуардом Александровичем, д.филос.н., профессором, зав. кафедрой философии и социологии Иркутского научного центра (ИНЦ) СО РАН. Она утверждена на заседании кафедры иНц 10.12.2009.
Зав. кафедрой
философии и социологии ИНЦ, профессор
д.ф.н., Самбуров Э.А.