Научная статья на тему 'Курс "естественнонаучная картина мира" в педагогическом вузе: содержание, проблемы, перспективы развития'

Курс "естественнонаучная картина мира" в педагогическом вузе: содержание, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАДИГМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФУНКЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / CULTURE / NATURAL SCIENCE / CULTURAL APPROACH / PEDAGOGICAL EDUCATION / PARADIGM / INTEGRATION / POST-NONCLASSICAL PICTURE OF THE WORLD / WORLDVIEW / NATURAL SCIENCE AND HUMANITARIAN CULTURE / NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD / COMPETENCE / FUNCTIONS OF NATURAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анастасия Анатольевна, Лисачкина Валентина Николаевна, Левина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются проблемы естественнонаучного образования в высшей педагогической школе и обосновывается необходимость повышения качества естественнонаучного образования. Анализируя опыт, полученный в Самарском государственном социально-педагогическом университете, доказывается, что вся система естественнонаучного образования студентов будущих педагогов должна быть выстроена на принципах межпредметной интеграции и профессиональной направленности. В статье подчёркивается необходимость культурологического подхода, который позволяет обобщить знания, полученные в разных отраслях духовной культуры, и расширить кругозор учащихся. В статье обосновывается важность освоения естественнонаучного знания для формирования мировоззрения учащихся и острая необходимость модернизации естественнонаучного образования в высшей педагогической школе. Цель естественнонаучного образования должна определять формирование личности учащегося, повышение уровня его общекультурной и профессиональной компетентности. Большое внимание в работе уделяется вопросу отбора содержания изучаемого материала. Оно в полной мере должно соответствовать современному уровню развития науки и отражать положения постнеклассической картины мира. В качестве выводов, в статье представлены условия повышения уровня естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей педагогического вуза, рекомендации по организации процесса естественнонаучного образования и рассмотрена перспектива его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анастасия Анатольевна, Лисачкина Валентина Николаевна, Левина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE "NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD" IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY: CONTENT, PROBLEMS, PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article deals with the problems of natural science education in higher pedagogical school, and the need to improve the quality of natural science education. Analyzing the experience gained in Samara state socio-pedagogical University, it is proved that the model of natural science education of students Humanities should be based on the principles of interdisciplinary integration, professional orientation and take into account the interests of students. The article emphasizes the need for cultural approach, which allows to summarize the knowledge gained in different branches of spiritual culture, and expand the horizons of students. The article substantiates the importance of the development of natural science knowledge for the formation of students ' worldview and the urgent need for the modernization of natural science education in higher pedagogical school. The purpose of natural science education should determine the formation of the student's personality, increase the level of his General cultural and professional competence. Much attention is paid to the selection of the content of the studied material. It should fully correspond to the modern level of development of science and reflect the position of the post-non-classical picture of the world. As a conclusion, the article presents the conditions for improving the level of natural science training of students of Humanities pedagogical University, recommendations for the organization of the process of natural science education and the prospect of its development.

Текст научной работы на тему «Курс "естественнонаучная картина мира" в педагогическом вузе: содержание, проблемы, перспективы развития»

Ilyina Anastasia Anatolievna, Lisachkina Valentina Nikolaevna, Levina Svetlana Victorovna COURSE "NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD" IN PEDAGOGICAL .

pedagogical sciences

УДК 378.02

КУРС «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2018

Ильина Анастасия Анатольевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Лисачкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Левина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Максима Горького, д. 65/67, e-mail: sv_lev_63@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы естественнонаучного образования в высшей педагогической школе и обосновывается необходимость повышения качества естественнонаучного образования. Анализируя опыт, полученный в Самарском государственном социально-педагогическом университете, доказывается, что вся система естественнонаучного образования студентов - будущих педагогов должна быть выстроена на принципах межпредметной интеграции и профессиональной направленности. В статье подчёркивается необходимость культурологического подхода, который позволяет обобщить знания, полученные в разных отраслях духовной культуры, и расширить кругозор учащихся. В статье обосновывается важность освоения естественнонаучного знания для формирования мировоззрения учащихся и острая необходимость модернизации естественнонаучного образования в высшей педагогической школе. Цель естественнонаучного образования должна определять формирование личности учащегося, повышение уровня его общекультурной и профессиональной компетентности. Большое внимание в работе уделяется вопросу отбора содержания изучаемого материала. Оно в полной мере должно соответствовать современному уровню развития науки и отражать положения постнеклассической картины мира. В качестве выводов, в статье представлены условия повышения уровня естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей педагогического вуза, рекомендации по организации процесса естественнонаучного образования и рассмотрена перспектива его развития.

Ключевые слова: культура, естествознание, культурологический подход, педагогическое образование, парадигма, интеграция, постнеклассическая картина мира, мировоззрение, естественнонаучная и гуманитарная культура, естественнонаучная картина мира, компетентность, функции естествознания.

COURSE "NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD" IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY: CONTENT, PROBLEMS, PROSPECTS OF DEVELOPMENT

© 2018

Ilyina Anastasia Anatolievna, postgraduate student of Pedagogy

and Psychology Department Lisachkina Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy and Psychology Department Levina Svetlana Victorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Physics, Mathematics and Teaching Methods Department Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky street, 65/67, e-mail: sv_lev_63@mail.ru)

Abstract. The article deals with the problems of natural science education in higher pedagogical school, and the need to improve the quality of natural science education. Analyzing the experience gained in Samara state socio-pedagogical University, it is proved that the model of natural science education of students - Humanities should be based on the principles of interdisciplinary integration, professional orientation and take into account the interests of students. The article emphasizes the need for cultural approach, which allows to summarize the knowledge gained in different branches of spiritual culture, and expand the horizons of students. The article substantiates the importance of the development of natural science knowledge for the formation of students ' worldview and the urgent need for the modernization of natural science education in higher pedagogical school. The purpose of natural science education should determine the formation of the student's personality, increase the level of his General cultural and professional competence. Much attention is paid to the selection of the content of the studied material. It should fully correspond to the modern level of development of science and reflect the position of the post-non-classical picture of the world. As a conclusion, the article presents the conditions for improving the level of natural science training of students of Humanities pedagogical University, recommendations for the organization of the process of natural science education and the prospect of its development.

Keywords: culture, natural science, cultural approach, pedagogical education, paradigm, integration, postnonclassical picture of the world, worldview, natural science and humanitarian culture, natural science picture of the world, competence, functions of natural science.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время в обществе все чаще возникает интерес к пониманию законов современного естествознания, поэтому необходимо еще раз подчеркнуть очевидную необходимость введения в высшей педагогической школе учебных курсов, направленных на формирование фундаментальных естественнонаучных представлений. Важно отметить, что последние годы естественнонаучное образование находится в состоянии кризиса, упадка и в полной мере не реализует свои возможности. Проблем в естественнонаучном образовании не мало, но самые важные - следующие. Во-первых, это проблемы, связанные с развитием научного института и образованием в целом: не соответствие между последними достижениями в области естественных наук

и уровнем развития естественнонаучного образования; существующая «пропасть» между естественнонаучной и гуманитарной культурами, затрудняющая диалог между ними и обобщение накопленного знания; практически полная потеря огромного положительного опыта отечественной школы; отсутствие уважения к труду ученого в обществе и общее снижение интереса к научным открытиям в целом. Во-вторых, это проблемы самой системы естественнонаучного образования: низкий уровень подготовки выпускников школ; отсутствие ориентации на мировоззренческую функцию естествознания; очень малый объем часов, отводимых на изучение дисциплин; отсутствие необходимой материально-технической базы и др.

Также, анализ педагогической теории и практики позволил выявить в образовательной системе и ряд проти-

112

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Ильина Анастасия Анатольевна, Лисачкина Валентина Николаевна, Левина Светлана Викторовна КУРС «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ...

воречии:

- между потребностью общества в педагогах, обладающих фундаментальными естественнонаучными знаниями, и качеством преподавания естественнонаучных дисциплин в педагогическом вузе;

- между фундаментальными положениями постне-классическои картины мира и содержанием преподаваемых студентам естественнонаучных дисциплин, в котором не находят отражение актуальные вопросы со-временнои научнои парадигмы;

- между профессиональными интересами будущих педагогов и отсутствием педагогическои направленности естественнонаучного образования.

В связи с необходимостью разрешения данных противоречии и устранения обозначенных проблем, повышение качества естественнонаучного образования в высшеи педагогическои школе является актуальнои, но сложнои, системнои проблемои, решение которои должно проводиться как в теории, так и в практике высшеи школы.

Очень важно уделить внимание совершенствованию образовательных стандартов и программ, определению критериев качества, улучшению материально-технического и информационного обеспечения, поиску новых форм и методов обучения. Кроме того, необходимо обратить пристальное внимание на содержание изучаемого материала, пересмотреть его на соответствие постне-классическои парадигме. Важно показать учащимся ми-ровоззренческии аспект получаемого знания и уделить внимание практическои реализации результатов научных исследовании в современном мире.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Большинство авторов, осуществляющих исследования в обширнои области естественнонаучного образования (Суханов А.Д., Буданов В.Г., Аршинов В.И., Князев В.Н., Лебедев С.А. и др.), считают, что в современной высшей педагогической школе существует острая необходимость обновления как специального естественнонаучного образования, так и общего естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей, в том числе будущих учителей. Так, одной из учебных дисциплин, формирующей фундаментальные естественнонаучные представления, является курс «Естественнонаучная картина мира». Для его преподавания в высшей педагогической школе разработан ряд авторских программ и учебников. Их авторы (Горбачев В.В., Найдыш В.М., Суханов А.Д., Дубнищева Т.Я., Смирнов И.А. и др.) также подчеркивают, что в естественнонаучном образовании существует ряд серьезных проблем, требующих скорейшего разрешения: не обоснованы концептуальные подходы к отбору содержания учебных дисциплин в соответствии с постнеклассиче-ской парадигмой; не учитывается педагогическая направленность профессиональной деятельности будущих выпускников и многие др. Причем, со временем проблем в системе естественнонаучного образования гуманитариев не становится меньше. Поэтому, ученые, работающие в области теории и методики естественнонаучного образования гуманитариев, предлагают разные подходы к его преобразованию, но, как правило, представляется и обосновывается лишь один вариант повышения эффективности естественнонаучного обучения и воспитания. Так, Станкевич П.В. [1] предлагает технологию проблемного обучения и выделение в модели естественнонаучного образования пяти составных разделов. Четыре из них должны быть базовыми, а пятый — вариативный. Камалеева А.Р. [2] использует специальную систему средств мотивации самообучения в области естественных наук, а Гапонцева М.Г. [3] предлагает тезаурусный метод при изучении курса «Естествознание». Большое внимание в теории и практике естественнонаучного образования уделяется системно-синергетическому подходу, который заключается в возможности адаптации в его

содержании познавательных моделей, идеи и методов исследования постнеклассической науки. Эта идея обсуждается в работах Зориной Л.Я. [4], Буданова В.Г. [5], Старостиной С.Е. [6], Игнатова С.Б., Игнатовой В.А. [7, 8], Игнатовой В.А. [9] и других авторов. Об особенностях естественнонаучного образования у гуманитариев написано в трудах Аршинова В.И., Буданова В.Г., Суханова А.Д. [10], Идиатуллина В.С. [11] и др. Проблема двух культур рассматривается в работах Борзенкова В.Г. [12], Поповой Т.Н. [13], Старостиной С.Е. [14], Струкова Б.А. [15], Пурышевой Н.С. [16], Баженова Л.Б. [17], Усовой А.В. [18], Соложниной Н.А. [19].

Изложение основного материала исследования.

Как уже было сказано ранее, одной из дисциплин, направленной на естественнонаучное образование в высшей педагогической школе, является учебный курс «Естественнонаучная картина мира». Анализируя опыт преподавания дисциплины в Самарском государственном социально-гуманитарном университете, можно сказать, что учебный предмет вызывает у учащихся большой интерес. Многие из них, не зависимо от выбранного профиля, интересуются современной наукой, ее последними достижениями и проблемами. Замечено, что такие учащиеся читают научно-популярную литературу, проявляют интерес к видеоматериалам, сами коллекционируют фильмы о природе, слушают лекции ведущих ученых в сети интернет, с огромным желанием берутся за проектные работы, участвуют в олимпиадах. Поэтому, особенно живо ими воспринимается материал естественнонаучного содержания, преподаваемый с точки зрения интеграции основных отраслей духовной культуры. Это объясняется тем, что в настоящее время естественнонаучный метод, знание в целом, проникают в гуманитарную сферу, формируют стиль мышления, мировоззрение человека, влияют на жизнь общества в целом. Интегративность знания становится отличительной чертой современной науки, причем большие возможности интеграции фундаментальных знаний связаны с тем, что за основу принимается единая синергетическая парадигма, определяющая картину мира на постнеклассическом этапе. Важно подчеркнуть, что знакомство с историей, содержанием и генезисом естественнонаучной картины мира способствует правильному истолкованию процессов, происходящих в природе, и должному отношению к псевдонаучному знанию, приобретающему огромную популярность в наше время (эзотерика, астрология, парапсихология и др.), правильному пониманию и критическому осмыслению околонаучных представлений.

Замысел курса состоит в том, чтобы естественнонаучное знание представить как феномен духовной культуры. В содержании обосновывается целостный характер духовной культуры, ее направленность на удовлетворение, прежде всего, духовных потребностей. Большое внимание в курсе уделяется вопросам истории и философии науки, роли выдающихся ученых в становлении научной картины мира. Но, прежде всего, представляется описание природы на основе научных достижений, с учетом смены парадигм в общекультурном и историческом контексте. Таким образом, курс задуман как междисциплинарное динамичное описание фундаментальных законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении и общественном сознании [20, с. 177]. Методология курса состоит в восхождении по уровням организации самоорганизующегося материального мира к человеку, а затем - к взаимодействиям биосферы и цивилизации [20]. Данная дисциплина является ярко выраженной интегративной по своему характеру. Эта особенность затрудняет ее преподавание учащимся, особенно гуманитариям, и требует поиска эффективных педагогических подходов, приемов и средств. За основу берется постнеклассическая парадигма, в рамках которой объединяется накопленное знание, обобщаются представления, преодолевается разрыв

Ilyina Anastasia Anatolievna, Lisachkina Valentina Nikolaevna, Levina Svetlana Victorovna pedagogical

COURSE "NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD" IN PEDAGOGICAL ... sciences

между естественнонаучной и гуманитарной культурой. Системообразующую роль в курсе может играть и экологическое знание. Формирование у студентов - будущих учителей экологической культуры имеет большое практическое значение. Экологическая тематика всегда вызывает интерес, самым тесным образом может быть связана с будущей профессиональной деятельностью, дает большой простор для творчества в ее освоении.

Что же составляет содержание дисциплины «Естественнонаучная картина мира»? Научная картина мира создается в процессе обобщения фундаментальных открытий науки в целом, однако, ее главные положения связаны, прежде всего, с естествознанием. Целостный образ Вселенной должен складываться путем систематизации точных, объективных и достоверных знаний о природе, полученных в рамках отдельных естественных наук (физики, астрономии, экологии, медицины и т.д.). Функциями естествознания являются мировоззренческая, прикладная и прогностическая, и история развития естественнонаучного знания свидетельствует, что формирование мировоззрения человека, представления о его роли и месте в мире природы, происходит именно при изучении основ естественных наук. В курсе рассматриваются вопросы специфики, характерных черт естественнонаучного знания, представлен алгоритм познания, методология научных исследований. Большое внимание уделяется вопросу правильного понимания сути понятия «парадигма», характеристики ее составляющих, дается исторический обзор развития науки, смены парадигм, переходов от одной картины мира к другой под влиянием научных революций. В содержании изучаемого материала представлены понятия, часто встречающиеся в научно-популярной литературе, в обычной жизни, но часто их определение неизвестно учащимся в связи с плохим освоением школьного курса. Например, часто приходится сталкиваться с практически полным отсутствие астрономических знаний, что абсолютно недопустимо, так как астрономические представления должны составлять важнейшую часть картины мира в целом. Большое внимание необходимо уделять вопросу генезиса научного знания, переходу от одной научной парадигмы к другой. Логика изложения материала такова, что учащиеся изучают, как одна картина мира сменяет другую и какими заметными событиями в жизни общества сопровождается этот переход. В курсе рассматриваются и вопросы истории возникновения научных представлений и становления научных картин мира в целом. Как и при каких социальных и личных обстоятельствах учёный совершает то, или иное открытие? Прорывы, изменяющие со временем жизнь людей, вызывающие восхищение и удивление... Они происходят вдруг? Неожиданно? Или за этим что-то есть? Что может быть более интересным при изучении основ естествознания, чем получить ответы на эти вопросы? Когда студент не только изучает тот или иной закон, ту или иную теорию, но и становится соучастником захватывающего процесса их появления в науке. В содержании изучаемого материала большое внимание уделяется вопросу взаимосвязи и взаимовлияния науки и других отраслей духовной культуры. Для этого каждый способ познания мира детально анализируется и сравнивается с другими, показывается их взаимное влияние друг на друга. Учащиеся получают знания о закономерностях становления основных отраслей духовной культуры, их влиянии на научные знания. Рассматриваются религиозная и научная картины мира, реальные предпосылки возможных конфликтов науки и религии, теологические интерпретации достижений современного естествознания. В процессе изучения материала становится очевидно, что естественнонаучная картина мира формируется в рамках единой культуры и, строго говоря, чисто научной быть не может. В ее формировании принимают участие и другие способы познания.

Выводы исследования и перспективы дальнейших 114

изысканий данного направления.

Опыт работы по естественнонаучному образованию в высшей педагогической школе позволяет нам выявить следующие педагогические условия совершенствования естественнонаучного образования в высшей педагогической школе:

- в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин очень важно учитывать будущую профессиональную деятельность студента (содержание изучаемого материала, методы и формы, практические задания должны быть теснейшим образом связаны с профессиональными интересами будущих учителей. Например, для учащихся факультета культуры и искусств определяющей должна быть тема взаимосвязи науки и искусства (гносеологический аспект, влияние идей на научное познание, отражение фундаментальных открытий в произведениях искусства и т.п.);

- системообразующим принципом обучения должен стать принцип интеграции знания, именно интеграция показательно демонстрирует эффективность обучения, так как является критерием целостности системы образования.

- при отборе содержания опираться на современную постнеклассическую парадигму;

- в изучаемый материал включать вопросы общекультурного характера;

- при изучении основных тем обращать внимание студентов на мировоззренческую интерпретацию научного знания;

- в процессе преподавания курса разъяснять практическую направленность изучаемого материала.

Таким образом, естественнонаучное знание имеет огромное мировоззренческое значение и оказывает значительное влияние на становление личности. Именно поэтому вопросам естественнонаучного обучения необходимо уделять должное внимание, а обновление системы естественнонаучного образования должно стать первостепенной задачей развития высшей педагогической школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006. 164 с.

2. Камалеева А.Р. Моделирование системы работы по формированию естественнонаучных компетентностей у студентов-гуманитариев // Alma mater. 2010. № 4. С. 36-42.

3. Гапонцева М.Г. Интегративный подход в содержании непрерывного естественнонаучного образования: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 206 с.

4. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования //Педагогика. 1996. № 4. С. 105-109.

5. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М.: Издательство «Книжный дом», 2009. 240 с.

6. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование как фактор экономического развития общества и становления современной личности // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-1. С. 56-60.

7. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Образование для устойчивого развития: моделирование и структурирование содержания естественнонаучной подготовки гуманитария // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. Т. 1, № 3 (3). C. 79-89.

8. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Современная научная картина мира: учебник. Тюмень: Издательство Тюменского государственного нефтегазового университета, 2010. 240 с.

9. Игнатова В.А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа. 2001. № 3. С. 9-15.

10. Аршинов В.И., Буданов В.Г., Суханов А.Д. Естественнонаучное образование гуманитариев: на пути к единой культуре // Общественные науки и современность. 1994. №5. С. 113-117.

11. Идиатуллин В.С. Естественнонаучная подготовка студентов-гуманитариев в системе высшего профессионального образования. М.: Издательство «Интерпракс», 2005. 269 с.

12. Борзенков В.Г. Преодоление раскола (Концепции современного естествознания) //Высшее образование в России. 1999. №5. С. 23-31.

13. Попова Т.Н. Гуманистическая и культурологическая образовательные парадигмы в дидактике современного естественнонаучного образования // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. Вып. 5 / С.Р.Кильдибаева и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. С. 114-136.

14. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки в условиях интеграции научного знания. Чита: Мир, 2012. 472 с.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Ильина Анастасия Анатольевна, Лисачкина Валентина Николаевна, Левина Светлана Викторовна КУРС «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ...

15. Струков Б.А. Некоторые проблемы создания современного курса физики для студентов нефизических специальностей // Физическое образование в вузах. 1997. Т. 3, №4. С. 88-93.

16. Пурышева Н.С., Матросов В.Л., Разумовская И.В., Пятунина С.К., Маландин В.В. Концепция учебника нового поколения курса «Естествознание» //Наука и школа. 2013. № 3. С. 9-10.

17. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Издательство «Наука», 1978. 230 с.

18. Усова А.В. Новая концепция естественно-научного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: Издательство ГОУВПО «ЧГПУ», 2005. 48 с.

19. Соложнина Н.А. Содержание, цели и задачи естественнонаучного образования //Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1 K.

20. Бордовский Г.А., Соколова И.И. Мировоззренческий инвариант естественнонаучного педагогического образования: истоки, обоснование, проблемы и опыт реализации //Вестник РУДН, сер. ФЕНО. 1997. Т. 3, вып.1-3. С. 169-178.

Статья поступила в редакцию 23.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.