Научная статья на тему 'Кураторство в медицинском вузе: из опыта работы кафедры русской и классической филологии'

Кураторство в медицинском вузе: из опыта работы кафедры русской и классической филологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шешнева И.В.

В работе продемонстрирован опыт кураторской работы кафедры русской и классической филологии СГМУ, представлены традиционные и новаторские формы кураторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кураторство в медицинском вузе: из опыта работы кафедры русской и классической филологии»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 1

Ю: 2016-01-231^-6020 Краткое сообщение

Шешнева И.В.

Кураторство в медицинском вузе: из опыта работы кафедры русской и классической филологии

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

В работе продемонстрирован опыт кураторской работы кафедры русской и классической филологии СГМУ, представлены традиционные и новаторские формы кураторства.

Ключевые слова: куратор, студенческая группа, направления воспитательной работы

Целью современной высшей школы является не только образование, но и воспитание высококультурной, интеллектуальной, всесторонне развитой и социально активной личности. Традиционными направления воспитательной работы остаются: мировоззренческое, гражданско-патриотическое, правовое, духовно-нравственное, эстетическое, профессионально-творческое, трудовое, физическое и экологическое.

Формирование мировоззрения у студентов начинается на ранних этапах обучения в вузе. С этой целью на кафедре русской и классической филологии ежегодно проводятся такие мероприятия, как беседа-знакомство куратора со студенческой группой, изучение гимна России и государственной символики Российской Федерации, чтение популярных лекций на темы «Русский язык как государственный язык родной страны». Студенты знакомятся с общепринятыми символами медицины - клятвой Гиппократа, древним студенческим гимном «Gaudeamus», а также изучают историю alma mater, гимн СГМУ, студенческое песенное творчество на русском и латинском языках.

Во всех студенческих группах проходят кураторские часы «СГМУ им. В.И. Разумовского — университет на все времена». По заявкам студентов ежегодно проводятся беседы: «История лечебного дела в Саратове», «Саратовские медицинские династии», «Известные врачи — выпускники СГМУ», «Врачи, внесшие вклад в мировую культуру», «Врачи, известные всей стране», «Врачи-фронтовики».

Гражданская позиция первокурсника формируется при его активном участии в организации и проведении различных массовых мероприятий, таких как День знаний, посвящение в студенты, парады, смотры, митинги, манифестации, демонстрации, акции поддержки или протестные акции.

Духовно-нравственное становление будущих врачей, их приобщение к традициям русского милосердия происходит благодаря посещениям общеуниверситетского храма во имя святителя Луки (врач от Бога, хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий), воздвигнутого на территории Клинического городка СГМУ к столетию Университета. В студенческой среде особой популярностью пользуются экскурсии по залам музея истории СГМУ, знакомство с архитектурой Университетского и Клинического городков университета. Чувства милосердия и сострадания, доброты и участия формируются у студентов при их посещении домов престарелых, монастырей, детских домов и домов инвалидов.

Важная составляющая исторического и эстетического воспитания студентов - их знакомство с культурным и литературным наследием Саратовского края. Посещение храмов, театров, музеев, выставок, концертов консерватории, филармонии, знакомство с выдающимися саратовцами надолго оставляют след в памяти и сердцах выпускников нашего вуза.

Кураторские часы разнообразны по форме и содержанию, по используемым методикам их проведения: деловые, профессиональные и интеллектуальные игры, беседы-размышления, студенческие презентации, беседы на этические темы. На кураторских часах царит атмосфера сотрудничества: студент воспринимает куратора как старшего товарища, готового прийти на помощь в любых жизненных ситуациях. В работе со студентами куратор должен хорошо представлять вкусы, интересы и увлечения молодежи. Интеллигентность, коммуникабельность, тактичность кураторов формируют благоприятную атмосферу в студенческих группах. С укреплением единства и взаимопонимания в студенческой группе возрастает эффективность обучения, закладываются навыки и привычки профессионального поведения.

В последние годы в студенческой среде были востребованы кураторские беседы на темы «Русский язык как средство межнационального общения», «Милосердие — необходимое качество врачебной профессии», «Уважительное отношение к пациенту - залог успешной работы врача». Большой интерес в последние годы вызвали выездные экскурсии со студентами в город-герой Волгоград, в родовое имение М.Ю. Лермонтова (Тарханы), в провинциальные волжские города (Хвалынск, Вольск, Маркс). В Саратове самым посещаемым местом становится Соколовая гора с ее музеями боевой и трудовой славы, этнической деревней, где представлены быт и культура диаспор Саратова.

В 2015 году кафедрой была осуществлена подготовка таких масштабных мероприятий, как «Татьянин день - день российского студенчества», «Праздник латинского языка», «День славянской письменности и культуры», «День русского языка - новый государственный праздник России».

Среди творческих конкурсов, проводимых на кафедре русской и классической филологии, следует отметить: «Лучший перевод студенческого гимна «Gaudeamus» (проводится с 1991 г., лучшие работы студентов опубликованы), «Лучший перевод античного поэтического произведения», «Лучшая стенгазета» (персональная, групповая, курсовая), «Новая эмблема праздника латинского языка», «Новый девиз праздника латинского языка», «Лучшее стихотворение о родном университете».

Году литературы на кафедре был посвящен Исследовательский проект, в основу которого были положены исторические даты России и юбилейные даты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей.

Для XXIII Межвузовской научной конференции «Античный мир и мы» кураторами кафедры была разработана коллективная научно-исследовательская программа «Жанровое своеобразие гимна: от античности до наших дней». В программу конференции были включены студенческие научные доклады, посвященные гимнам античности, средневековья, эпохи Возрождения, гимнам Российского государства, военным, спортивным, профессиональным, университетским, студенческим, школьным гимнам.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 1

Таким образом, кафедрой русской и классической филологии осуществляется воспитание студентов через преподаваемые предметы: беседы о роли и значении классических языков в истории мировой культуры и науки; беседы о языке медицины, богатстве и разнообразии ее терминологического словаря; беседы о русской литературе как о национальном достоянии Отечества; беседы о консолидирующей роли русского языка в современном мире, беседы об образцовой речи русского врача, о речевых просчетах и поведенческих рисках в профессиональной деятельности медицинского работника. Каждому студенту в течение учебного года предоставляется возможность изучения библиотечных фондов кафедры: новинок специальной и словарно-справочной литературы по языку медицины, новейших журналов, научно-популярной литературы по истории, культуре России и краеведению.

Практика показывает, что кураторство - эффективная форма взаимоотношений по линии «студент»-«преподаватель», нацеленная на подготовку активного гражданина, высоконравственного человека, квалифицированного специалиста, обладающего широкой эрудицией и ценностными ориентирами.

Литература

1. Бугаева Т.П. Деятельность куратора в современном вузе // Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Красноярск., 2010. - 264 с.

2. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике / Педагогика. 2006. №10. С. 36-42.

3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. - СПб., 1996. 175 с.

4. Мудрик A.B. Воспитание в современной России как социальная проблема // Воспитать человека. М.: Вента-Графф, 2002. С.358-364.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.