Научная статья на тему 'Кураторство в галерейной деятельности Сибирского региона'

Кураторство в галерейной деятельности Сибирского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / СИБИРСКИЙ РЕГИОН / ИСКУССТВО / ГАЛЕРЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUPERVISOR / THE SIBERIAN REGION / AN ART GALLERY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дёмкина Д. В.

В данной статье речь идет о специфике кураторства в галерейной деятельности Сибирского региона. Характерная камерность и определенная верность сложившимся традиция объясняется дистанцированностью от коммерческого центра, вследствие чего проявляется фрагментарность влияния западных актуальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATOR OF GALLERY IN THE SIBERIAN REGION

In this article we are talking about the specifics of gallery curator in the Siberian region. The characteristic intimacy and a certain loyalty to the established traditions, defined distance themselves from the commercial center, so that shows the influence of the western current fragmentation processes.

Текст научной работы на тему «Кураторство в галерейной деятельности Сибирского региона»

Раздел 3

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ведущий эксперт раздела:

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 378:371.112

Dyomkina D.V. CURATOR OF GALLERY IN THE SIBERIAN REGION. In this article we are talking about the specifics of gallery curator in the Siberian region. The characteristic intimacy and a certain loyalty to the established traditions, defined distance themselves from the commercial center, so that shows the influence of the western current fragmentation processes.

Key words: supervisor, the Siberian region, an art gallery activities.

Д.В. Дёмкина, магистр искусствоведения, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного

искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: djemka80@mail.ru

КУРАТОРСТВО В ГАЛЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО РЕГИОНА

В данной статье речь идет о специфике кураторства в галерейной деятельности Сибирского региона. Характерная камерность и определенная верность сложившимся традиция объясняется дистанцированностью от коммерческого центра, вследствие чего проявляется фрагментарность влияния западных актуальных процессов.

Ключевые слова: куратор, Сибирский регион, искусство, галерейная деятельность.

Проблема организации галерейного дела в малых городах достаточно актуальна. Уже сложно представить культурную жизнь города без таких заведений культуры, как музей, выставочный зал, художественная галерея. Пристальное внимание общества и средств массовой коммуникации (радио, печатные издания, телевидение и интернет) к культурной художественной жизни, и стремление быть непосредственно участником культурных событий, свидетельствует о потребности общества в культуре. Обзор особенностей функционирования художественных галерей Сибирского региона необходим кураторам и организаторам, покупателям и зрителям. В настоящее время организаторы галерей руководствуются в своей деятельности не только сложившимся собственным опытом, интуицией, но и изучая статистику и опыт российской и зарубежной ситуации, сложившийся в процессе формирования рынка произведений искусства.

Для галерейного движения Сибири характерно сочетание в одном лице галериста и куратора. Также существует практика сотрудничества галереи с независимыми кураторами, с целью показа того или иного явления под другим углом зрения, подачи нового смысла. Особенно часто встречающаяся практика организации проекта в тесном контакте с художником, или группой художников или создания проектов объединяющих сразу несколько художественных центров выбранным направлением. В галерейном искусстве Сибирского региона освоение художественного проекта реализуется на сегодняшний день, в основном на уровне тематической выставки.

Спецификой деятельности галерей является упор на эффективность еще и с точки зрения экономики, ведь при выборе произведения искусства, задача куратора заключается не только в учете уровня мастерства и качества произведения, но и предполагаемой коммерческой выгоды и предполагаемого спроса. Поэтому на основе какой-либо выработанной стратегии - интеллектуально-художественной или скандально-эпатажной, привлечь внимание и вызвать реакцию общественности. И оставаясь концептуально достаточно узкой смысловой направлен-

ности, галерейный художественный проект требует неожиданного решения выставочно-экспозиционного пространства.

В условиях современной художественной ситуации, размытости ценовых и эстетических критериев, даже опытному куратору имеющим дело с неизвестным художником, порой это создает трудности. Такая же ситуация в области галерейного дела: синтезирующие в пространстве современное искусство с антиквариатом, салон с ремесленничеством и сопутствующими товарами.

Пребывая в зачаточном состоянии, галерейная жизнь Сибирского региона только начинает привлекать интерес своей самобытностью и спецификой. После известных политических событий 1998 г., ситуация в регионе начинает налаживаться и получать свое дальнейшее развитие. На данный момент во всей Сибири насчитывается порядка 20 частных галерей. В Барнауле, с населением около 670 тыс. (по данным Алтайкрайстата). человек, приходится порядка 10-ти галерей различного уровня.

Приведем некоторые из них. Картинная галерея «Кармин», владелец С. Хачатурян. Галерея функционирует, совмещая художественный салон, багетную мастерскую, но ключевым концептом является постоянно пополняемая коллекция алтайского пейзажа. Коллекция С.Г. Хачатуряна - уникальное явление в художественной культуре не только Алтайского края, но и Сибири как первая частная картинная галерея в Сибири [1, с. 26]. Художественная коллекция подбиралась, изначально исходя из интересов коллекционера. В соответствие с этим определилась и научная концепция, согласно которой алтайский пейзаж становился ведущим направлением в собрании. Исторически сложилось так, что этот жанр стал ведущим в алтайском искусстве, использующим лучшие традиции русского пейзажа, а для современных художников Алтая еще и традиции первых алтайских профессиональных мастеров Г.И. Гуркина и А.О. Никулина [2].

Арт-галерея UNIVERSUM, организатор и куратор Т.М. Сте-панская, концепция как культурно-просветительского учебного центра при АлтГУ учебно-методическая. Студенты факультета искусств - искусствоведы и стилисты под руководством докто-

ра искусствоведения, профессора Тамары Михайловны Степан-ской защищают авторские проекты по своим специальностям. Помимо этого галерея сотрудничает и с общественными организациями, с известными фотографами и художниками различных художественных направлений.

Также недавно открылись галереи в торговых центрах г. Барнаула: «Проспект», позиционирующая себя как интерактивная галерея современного искусства, и галерея «Республика ИЗО» Вадима Климова. На данный момент это очень молодые образования, еще не достаточно проявившие себя в культурной жизни города.

Основная масса арт-галерей Сибири работает по двум принципам, либо с опорой на дополнительный источник доходов (сувениры, багетная мастерская), либо, полагаясь на доходы от параллельного бизнеса ее владельца, например, галерея «Кармин», которую содержит коллекционер и президент ООО «Ал-тайИнвестГрупп» С. Хачатурян. Однако подобная галерея является скорее исключением, чем правилом. В основной своей массе преобладает вариант салона В. Москвитина «Турина гора» и Арт-галерея Щетининых.

В настоящее время на полтора миллиона жителей Новосибирска, резко сократилась численность частных галерей. Одна из сравнительно недавно открывшихся, является галерея современного искусства «Непокоренные», представляющая собой питерский филиал открытой студии «Непокорённые17», созданная на базе «Кино Сити» культурно-образовательного киноцентра ГСИ.

На сегодняшний момент культурным достижением Новосибирска стало открытие, при участии А. Ерофеева, Центра современного искусства, директором которого назначена бывшая владелица галереи «Старый город» А. Терешкова, которая работала исключительно с крупными фигурами сибирской творческой среды, такими как И. Шуриц, Т. Грицюк, Д. Меньшиков, В. Фатеев или М. Казаковцев.

Развитию галерейной деятельности Сибирского региона препятствует целый ряд причин. Одна, из которых, низкий уровень спроса и недостаток потребительских капиталов. В отличие от столицы, где сформировалась определенная мода на коллекционирование и приобретение художественных работ, как способу денежных вложений, Сибирский регион пребывает пока в стадии самоопределения и формирования. Стоимость произведения сибирского художника в среднем составляет от 7 до 15 тыс. рублей. Говоря о более известных представителях искусства сибирского региона, то их работы находят своего покупателя время от времени, и ценовая категория варьируется примерно от 50 до 160 тыс. р. и выше. Основная масса потребителей, располагающих экономическими возможностями, на данный момент не достаточно сформирована. Но процесс запущен, и, по мнению некоторых галерейных деятелей, средний класс только формирует в себе культурно-покупательскую потребность.

Крупнейшая коллекция, состоящая на сегодняшний момент из более 800 работ художников Алтая, находится у С. Хачатуряна. Культура коллекционирования очень редкое явление для Сибирского региона, можно даже сказать единичный случай, ведь она подразумевает определенную культурологическую базу, знание художественных тенденций, традиций и истории. И приобретая картину художника, того или иного, коллекционер осознает это и как денежное вложение.

Но у галеристов Сибирского пространства, помимо финансового аспекта, существует проблема легитимации рынка искусства Сибири, что находит свое выражение в невыстроенности рыночных отношений, во взаимодействии между художником и галеристом. В Сибирских условиях их сотрудничество до сих пор ограничивается соображениями этики и договорным принципом, в отличие от практики, давно применяемой на Западе, где арт-

галерея заключает контракт с художником, куда включаются обязанности обеих сторон. Поэтому имеются случаи, когда галерея, занимающаяся продвижением некоего художника и осуществляющая определенные денежные вложения в организацию выставок, идет на серьезный риск, а художник через некоторое время передумывает и отказывается от услуг галереи, решив далее развиваться самостоятельно. Еще одна ситуация, связанная с несовершенством и неотлаженностью механизмов регулирования товарных отношений, это случай когда произведение, выставленное в галерее, автор, выйдя на покупателя, забирает и продает без участия галереи, без отчисления комиссионных. Известно, что процент галереи варьируется, в зависимости от уровня известности автора, и составляет от 50% до 100%, за небольшими исключениями.

Но если интерес к искусству Сибирского региона в России еще только набирает обороты, то на Западе сибирские художники могут вполне реально быть востребоваными. Поэтому нужно уже сейчас разрабатывать цивилизованные законы и механизмы регулирования арт-рынка Сибирского региона, чтобы лет через 5-10 получить достойные результаты. Не ориентироваться на столицу, где искусство давно стало отраслью бизнес- индустрии и по своей сути утрачивает свой статус произведения искусства. Для развития галерейного дела в Сибири, на данном этапе развития, в первую очередь необходима экономическая поддержка городских учреждений культуры и администрации города, ведь у подавляющего числа сибирских галерей нет средств на рекламу и на создание собственного сайта. При отходе от вышеперечисленных проблем, можно будет говорить о продвижении произведений искусства Сибири. И тогда, говоря словами сибирского куратора и философа В. Чиркова, - «в недрах искусства Сибири сформировалось уникальное явление под названием «современное искусство Сибири» [3], оно обязательно получит свое позитивное развитие в дальнейшем.

Развитие рынка Сибирского региона происходит в общей направленности российского галерейного дела, с некоторым отставанием в следовании общим тенденциям, в плане отсутствия механизмов оценки и продвижения произведений искусства, по причине необходимости привлечения серьезных искусствоведов и не достатка средств. Сибирская галерейная деятельность показывает стремление к включенности в мировые тенденции искусства. Но по причине не достаточной поддержки и взаимодействия региональных структур, демонстрирует слабое включение в экономическую ситуацию городов Сибирского региона. Характерная камерность и определенная верность местным традициям связана с географической отдаленностью от коммерческого центра, вследствие чего проявляется фрагментарность влияния западных актуальных процессов.

Чертами, проявляющими специфику галерейной деятельности Сибирского региона, являются: взаимодействие с центрами культурно-художественных структур, формирование на этой основе качественной искусствоведческой среды, сложение традиций семейного галерейного дела на основе художественных династий; некоторое взаимопроникновение со сферой культурного туризма. Налаживание устойчивых связей внутри Сибирского региона и сотрудничество с другими городами России.

Модель взаимодействия с опорой на административное управление и развитие наиболее распространена в функционировании отделений Союза художников и художественных музеев. Предпринимательский подход наиболее распространен и действует с упором на инновации, что характерно больше для Новосибирска, молодежных групп и получивших известность актуальных художников. В культурном развитии города Барнаула спецификой является основной упор на традиции, ведущую роль творческих династий и ведение семейного бизнеса в области искусства.

Библиографический список

1. Карпова, А. От Русского музея до сельских галерей // Два слова. - 2007. - № 37. - 19 сент.

2. Кочетыгова, Т. Поклониться красоте // Вечерний Барнаул. - 2005. - 14 мая.

3. Чирков, В. Художники Сибири в начале ХХ века / Сост. О.М. Галыгиной. - Новокузнецк, 2007.

4. Брагина, Л.А. Интеграция: процесс овладения специальностью искусствоведа // Гуманитарная компонента учебной дисциплины ГОС как необходимый элемент гуманизации процесса обучения. - Барнаул, 2005.

5. Вороненская, Н. “Кармин”: общественно-политическая литература // Свободный курс. - 2005. - № 26. - 30 июня.

6. Материалы научно-практического семинара 12 сент. 2009 г. В рамках VI Международной биеннале графики // Кураторские проекты в области современного искусства: новые концепции, опыт осуществления. - Новосибирск, 2009.

Bibliography

1. Karpova, A. Ot Russkogo muzeya do seljskikh galereyj // Dva slova. - 2007. - № 37. - 19 sent.

2. Kochetihgova, T. Poklonitjsya krasote // Vecherniyj Barnaul. - 2005. - 14 maya.

3. Chirkov, V. Khudozhniki Sibiri v nachale KhKh veka / Sost. O.M. Galihginoyj. - Novokuzneck, 2007.

4. Bragina, L.A. Integraciya: process ovladeniya specialjnostjyu iskusstvoveda // Gumanitarnaya komponenta uchebnoyj disciplinih GOS kak

neobkhodimihyj ehlement gumanizacii processa obucheniya. - Barnaul, 2005.

5. Voronenskaya, N. “Karmin”: obthestvenno-politicheskaya literatura // Svobodnihyj kurs. - 2005. - № 26. - 30 iyunya.

6. Materialih nauchno-prakticheskogo seminara 12 sent. 2009 g. V ramkakh VI Mezhdunarodnoyj biennale grafiki // Kuratorskie proektih v oblasti sovremennogo iskusstva: novihe koncepcii, opiht osuthestvleniya. - Novosibirsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.03.12

УДК 78

Arakelova A.O. PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE FORMATION PERIOD (1918-1930's). This article discusses features of the formation of professional musical education in Russia between 1918 and 1930. The main types of musical educational institutions are analyzed.

Key words: music education, music art, reforms, music schools, conservatoire.

А.О. Аракелова, канд. искусствоведения, доц., г. Москва, E-mail: info@mkrf.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ (1918-1930-Е ГОДЫ)

В статье рассматриваются особенности формирования профессионального музыкального образования в России в период с 1918 по1930 годы. Анализируются основные типы музыкальных образовательных учреждений.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное искусство, реформы, музыкальные учебные заведения, консерватория.

История государственного регулирования развития культуры, в том числе и образования в области музыкального искусства, неотделима от истории самой страны, истории развития всех ее культурных, идеологических, духовных, экономических процессов. В июле 1918 года при Наркомпросе были созданы художественные отделы - Литературный (ЛИТО), Театральный (ТЕО), Изобразительных искусств (ИЗО) и Музыкальный (МУЗО). Заведующим МУЗО с 1918 по 1921 годы был Артур Лурье (композитор), а с 1921 по 1925 годы, по приглашению возглавлявшего Наркомпрос А.В. Луначарского, Музыкальный отдел возглавлял Б.Л. Яворский. В работе МУЗО активное участие принимали сестры Гнесины и многие другие деятели музыкального искусства того времени. В МУЗО были созданы и свои подотделы - Специального музыкального образования, Общего музыкального образования, Концертный, Академический и Издательский. При этом в первые годы советской власти профессиональное музыкальное образование, как одно из направлений системы музыкального образования, развивалось под руководством подотдела Специального музыкального образования (СМО). Развитие второго направления системы музыкального образования - общего музыкального образования и воспитания, регулировалось деятельностью подотдела Общего музыкального образования.

Необходимо признать, что наследством, которое получила наша страна в 1917 году в области профессионального музыкального образования, советская власть начала распоряжаться не только сохраняя, но и развивая его.

На основании Декрета Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1918 года, подписанного В. Ульяновым (Лениным), А.В. Луначарским и В. Бонч-Бруевичем, Петроградская и Московская консерватории перешли в ведение Народного Комиссариата Просвещения на равных со всеми высшими учебными заведениями правами. Согласно Декрету, консерватории стали государственной собственностью с «уничтожением зависимости от Русского Музыкального Общества» [1, с. 67].

Несмотря на это в первые послереволюционные годы профессиональное музыкальное образование как бы отошло на второй план в силу своей «цеховой» (Б. Асафьев) обособленности и элитарности. В 1924 году Б. Асафьев писал, что «хоровые рабочие кружки являются самыми здоровыми художественнообщественными организациями Ленинграда и что укрепление и рост их деятельности - залог просветления музыкального быта, повышения уровня вкуса и понимания музыки. Они могут стать базой начинающегося обновления художественно-музыкальной

жизни, которое не по силам ни академическим учреждениям, ни школам, включая консерваторию» [2, с. 37].

О необходимости реформы профессионального музыкального образования заговорили с 1918 года. При Наркомпросе была создана Комиссия по реформе музыкального образования, на которой рассматривались вопросы новой типологии учебных заведений, содержания образовательного процесса. В Комиссии по реформе музыкального образования активное участие принимали Евгения Фабиановна и Елена Фабиановна Гнесины. Необходимо отметить, что многие члены этой комиссии, как и работники подотдела СМО Наркомпроса, не разделяли стремлений к всеобщему массовому музыкальному просветительству, о чем с сожалением вспоминала Н.Я. Брюсова: «В организованной при Наркомпросе Комиссии по реформе музыкального образования высказывались такие надменные соображения: «Музыкальные произведения — как особы царской крови, им можно отвечать, но их нельзя спрашивать» [3, с. 46].

Однако уже к осени 1919 года, наряду с народными музыкальными школами, только в Москве на базе существующих уже не один год музыкальных училищ и школ было создано семь специальных государственных двухступенных музыкальных школ для детей и юношества. Так, например, открытое в 1895 году частное Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных в 1919 году было национализировано на основании ходатайства в Нарком-прос руководства училища и стало называться «Вторая московская государственная музыкальная школа», в которой, как и прежде, обучались и дети, и взрослые, но теперь уже бесплатно. А бывшее Общедоступное музыкальное училище В.Ю. Зог-раф-Плаксиной стало Шестой московской государственной музыкальной школой (в настоящее время - это Академический музыкальный колледж при Московской консерватории им. П.И. Чайковского).

Если специальные государственные музыкальные школы в те годы выполняли функцию училищ, при которых внутри в качестве первой ступени функционировали детские музыкальные школы для подготовки детей к поступлению на вторую ступень (т.е. ступень профессионального музыкального образования), то параллельно, в соответствии с идеями всеобщего музыкального просветительства, стали открываться детские музыкальные школы как самостоятельные учреждения. При этом основной целью этих детских музыкальных школ была подготовка детей к участию в музыкальной самодеятельности.

Кроме структурных нововведений деятельность подотдела СМО охватывала и само содержание образовательного процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.