Научная статья на тему 'Купец и меценат И. Габдулвалиев, родственник матери Ч. Айтматова'

Купец и меценат И. Габдулвалиев, родственник матери Ч. Айтматова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / Ч.АЙТМАТОВ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТАТАРСТАН / КАЗАНЬ / КАЗАХСТАН / КУПЕЦ ИСХАК ГАБДУЛВАЛИЕВ / TATARS / CH.AITMATOV / RUSSIAN FEDERATION / TATARSTAN / KAZAN< / KAZAKHSTAN / MERCHANT / ISKHAK GABDULVALIEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н.И.

В статье, опираясь на архивные документы, материалы периодических изданий, семейные архивы, воспоминания и другие источники исследуется биография родственника матери писателя Чингиза Айтматова Исхака Габдулвалиева. Последний вошел в историю как успешный купец и щедрый благотворитель и меценат. Исхак Габдулвалиев родился в д. Маскара Вятской губернии(ныне Кукморский район Республики Татарстан). Торговая деятельность Габдулвалиева в основном развернулась в городах Поволжья и Приуралья.Вершиной его активности в области торговли и меценатства стала деятельность в г.Верный (ныне Алма-Аты Республики Казахстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERCHANT AND MAECENAS I.GABDULVALIEV, RELATIVE OF CH.AITMATOV’S MOTHER

In this article based on archival documents, periodicals, family archives and other sources, biography of Iskhak Gabdulvaliev, relative of writer Chingiz Aitmatov’s mother, is being studied. Iskhak Gabdulvaliev entered history as successful merchant and generous philanthropist. Iskhak Gabdulvaliev was born in Maskara village, Vyatskaya Governorate (today Kukmor district of the Republic of Tatarstan). Gabdulvaliev’s trade operations were spread in cities of Bolga region and Ural. Peal of his activity in trading and philhantrophy happened in the city of Verniy (today’s Almaty in the Republic of Kazakhstan).

Текст научной работы на тему «Купец и меценат И. Габдулвалиев, родственник матери Ч. Айтматова»

13. Pori Jazz Electronic resource [Electronic resource]. — Access: www.porijazz.fi (date of access: 18.06.2018).

14. Stambul Jazz Festival [Electronic resource]. — Access: caz.iksv.org (date of access: 18.06.2018).

УДК 908 (470.40)

Н. И.Таиров

КУПЕЦ И МЕЦЕНАТ И.ГАБДУЛВАЛИЕВ, РОДСТВЕННИК МАТЕРИ Ч.АЙТМАТОВА

В статье, опираясь на архивные документы, материалы периодических изданий, семейные архивы, воспоминания и другие источники исследуется биография родственника матери писателя Чингиза Айтматова Исхака Габдулвалиева. Последний вошел в историю как успешный купец и щедрый благотворитель и меценат. Исхак Габдулвалиев родился в д. Маскара Вятской губернии(ныне Кукморский район Республики Татарстан). Торговая деятельность Габдулвалиева в основном развернулась в городах Поволжья и Приуралья.Вершиной его активности в области торговли и меценатства стала деятельность в г.Верный (ныне Алма-Аты Республики Казахстан).

Ключевые слова: татары,Ч.Айтматов, Российская Федерация,Татарстан, Казань ,Казахстан, купец Исхак Габдулвалиев.

Nail I.Tairov MERCHANT AND MAECENAS I.GABDULVALIEV, RELATIVE OF CH.AITMATOV'S MOTHER. In this article based on archival documents, periodicals, family archives and other sources, biography of Isk-hak Gabdulvaliev, relative of writer Chingiz Aitmatov's mother, is being studied. Iskhak Gabdulvaliev entered history as successful merchant and generous philanthropist. Iskhak Gabdulvaliev was born in Maskara village, Vyatskaya Governorate (today Kukmor district of the Republic of Tatarstan). Gabdulvaliev's trade operations were spread in cities of Bolga region and Ural. Peal of his activity in trading and philhantrophy happened in the city of Verniy (today's Almaty in the Republic of Kazakhstan).

Keywords: Tatars, Ch.Aitmatov, Russian Federation, Tatarstan, Kazan< Kazakhstan, merchant, Iskhak Gabdulvaliev.

В исследовании биографии и творчества любого Писателя, художника, композитора, музыканта важную роль играет изучение родословной (шеджере), жизни и деятельности его предков и ближайших родственников, в частности. Это положение в полной мере относится и к богатой на события и встречи, творчество, биографию уникального замечательного литератора Чингиза Айтматова.

Объектом нашего внимания стал один из родственников писателя по материнской линии. Речь идет о крупном и признанном татарском предпринимателе Российской империи рубежа Х1Х-ХХ веков Исхаке Габдулвалиеве. Он был братом деда Хамзы (дядей) всемирно известного писателя Чингиза Айтматова, по линии матери (Нагими).

Известный татарский купец Исхак Габдулвалиевич Габдулвалиев, оставивший заметный след в истории торговли Средней Азии и Казахстана, родился в 1839 г. в семье крестьянина д. Маскара (Мэчкэрэ) Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне с. Маскара Кукморского района Республики Татарстан). Образование он получил в мусульманских учебных заведениях (медресе) родной деревни. Подростком Исхак Габдулвалиев уходит на заработки в Казань. Здесь, в губернском центре, он трудится на бумажном предприятии. Вскоре Исхак оказывается в Оренбурге и в течение года служит у одного предпринимателя, а затем перебирается в Троицк. Недолгая и трудоемкая работа приказчиком в торговой фирме сменяется службой у купцов на знаменитой Ирбитской ярмарке. На торжище, известном не только в России, он проработал в начале 60-х гг. XIX в. в течение трех лет.

Позднее, скопив небольшую сумму денег, И. Габдулвалиев открывает свое торговое дело в районе Семипалатинска и Петропавловска. Совместная торговля мануфактурными товарами с семипалатинским купцом Вали Хамидовым характеризовала следующий период его предпринимательской деятельности. Их содружество продолжилось в г. Верном (1).

С середины 70-х гг. И. Габдулвалиев начинает самостоятельную торговлю промышленными, галантерейными и продуктовыми товарами столь необходимыми для населения региона. Купец удачно использовал возможности такого уникального явления российской торговли, как ярмарка. В середине 90-х гг. он построил большой магазин в центре Верного, весьма удобного для ведения торговли. И. Габдулвалиев находился в тесных торгово-финансовых связях с купцами не только своего региона, России, но и Китая. К кредиту он практически не прибегал, что говорило о прочности его финансового положения.

В 1908 г. Исхак Габдулвалиев вместе с сыновьями основал торговый дом в Верном. По всей вероятности, на эти годы приходилась самая успешная торговая деятельность предпринимателя. Вставка... Жандармы отмечали, что Абдулвалиевы, Халитовы из Верного «благодаря богатству ,пользуются большим влиянием среди местных татар».(2)

Исхак Габдулвалиевич Габдулвалиев скончался 6 марта 1911 г. в возрасте 72 лет и был похоронен на мусульманском кладбище (зирате) города, ставшего для него второй родиной (3). К сожалению, местонахождение его могилы неизвестно.

Дела отца продолжили сыновья Юсуф, Кутдус, Габдельхак и Габдряуф. Из них наиболее талантливым предпринимателем был выпускник местной гимназии Кутдус, который и руководил торговым домом.

У купцов и меценатов Габдулвалиевых было немало толковых помощников. В их числе братья Алимбековы, Мухамедшах и Ханэфи. Они были выходцами из среды учителей Карсун-ского уезда Симбирской губернии. Братья окончили Казанскую татарскую учительскую школу (КТУШ) и несколько лет учительствовали в русско-татарских школах Поволжья, однако тянулись к бухгалтерскому делу. В 1907 г. они успешно окончили курсы по бухгалтерии и коммерческим знаниям в Москве. Первым начал служить у Габдулвалиевых Мухамедшах. Он с 1908 по 1910 г. работал бухгалтером в известном нам торговом доме. Чуть позже, в 1913-1914 гг., здесь служил Ханэфи (4). Работа братьев Алимбековых была высоко оценена хозяевами.

Некоторое время у Габдулвалиевых служил и Билял Хисамутдинов.(5). За его плечами было обучение в новометодных медресе Поволжья и Приуралья, а также в городском училище с коммерческим уклоном. Позднее он перешел на педагогическую работу в учебное заведение, содержавшееся все теми же Габдулвалиевыми.

Купцы Габдулвалиевы, как и большинство татарских предпринимателей, занимались благотворительностью. Выходец из Вятской губернии, купец из Верного Исхак Габдулвалиев располагая определенным богатством нередко приходил на помощь несостоятельным людям края. В начале 1894 г. когда в г. г. Верный цены на хлеб поднялись вверх, он продавал свой хлеб по ценам ниже базарных. Этим своим благородным шагом купец способствовал понижению цен на зерно, хлеб на базаре. Данный неординарный поступок Исхака Габдулвалиева восторженно приветствовали бедные, несостоятельные слои населения г. Верный и окрестных населенных пунктов. (6)

Исхак и его наследники много сделали для развития народного просвещения татар и других тюркских народов Семиречья. Источники, которыми мы располагаем, позволяют говорить, что отец и сыновья были приверженцами звукового метода обучения. Они были последователями Исмаила Гаспринского и Галимджана Баруди (алева). Этот метод довольно быстро был внедрен в учебных заведениях Габдулвалиевых. В начале XX в. одна из газет сообщала из города Верного: «Местный богач Исхак-бай Абдул-Велиев (так в документе- Н.Т.) ввел в своем медресе новый метод преподавания уроков, что было встречено местным населением с одобрением и благодарностью. Народ начал просыпаться и понимать требования современной жизни...»(6)

С 1903 г. в стенах медресе Габдулвалиевых приступил к преподаванию ученик известного педагога и богослова, джадидиста Галимджана Баруди Ахмедулла (8). Усилия педагога-новатора увенчались успехом. Уже самый первый экзамен по звуковому методу дал хорошие результаты(9). Количество желающих учиться по нему быстро увеличивалось. Именно по этой причине старое здание медресе стало тесным для учебных занятий.

В связи с этим Исхак Габдулвалиев принимает решение о строительстве нового, более просторного здания учебного заведения. Кроме того, предусматривалось расширить учебную программу, ввести преподавание грамматики арабского языка, общенаучных дисциплин (арифметики, географии и истории). По некоторым сведениям, новое здание было построено. Учебные занятия в нем вели выпускники лучших новометодных медресе Казани, Оренбурга и других городов России. Среди них следует назвать Мухаррама Бекбулатова, Гали Мугинова, Габдулбари Сайфуллина, Сафу Бекбаева, БилялаХисаметдинова (Хисамутдинова), Хадичу Вага-пову.

С 1905 г. медресе «Исхакия» возглавил учитель Билял Хисамутдинов. В свое время он обучался в новометодных медресе Казани («Мухаммадия»), Оренбурга и Троицка Оренбургской губернии (10).

Благотворительность Габдулвалиевых проявилась и в другой сфере. Во время русско-

японской войны Исхак Габдулвалиев, как и другие татарские предприниматели не оказался посторонним наблюдателем. Весной 1904 г. он выделил для выдачи пособий российским воинам и раненным на Дальнем Востоке 500 рублей (10).

Исхак бай стремился дать образование и своим детям. Тем самым он хотел обеспечить сыновьям и дочерям хорошее, перспективное будущее.Дети Исхака Габдулвалиева получали образование не только в своей стране, но и далеко за ее пределами... Как известно, в рассматриваемые годы татары обучались и за границей, главным образом, на мусульманском Востоке. Детям татарского купца и мецената Исхака Габдулвалиева в первую очередь импонировали страны мусульманского Востока. Известно, что братья Абдулвалеевы (Габдулвалиевы-НТ) из Верного (Алма-Алта) перевели деньги в Стамбул. В 1913 они передали 40000 руб. (11)

Судьбы Габдулвалиевых и их потомков после 1917 г. во многом схожи с судьбами других татарских купцов, фабрикантов нашей страны. Жена Исхака, Хадича, прожила вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Сын Юсуф бесследно исчез во время страшных бурь революций и гражданской войны, Габдельхак эмигрировал, остальные проживали в основном в Средней Азии (Гульшат-Бану, Габдряух, Сагадят-Бану и др.).

Более подробно мы знаем сложной судьбе Кутдуса (Габделькутдуса), оказавшегося в Казани. Казанский период его жизни был непродолжительным: в течение 1918 г. он был вольнослушателем местного университета, а в следующем году работал в губпродкоме. Адаптироваться в Казани ему было весьма сложно. Этому причин было много. Одна из них заключалась в том, что зятя очень известных казанских купцов, благотворителей и меценатов Апанаевых не могли не знать в этих краях.

Вскоре семья Габдулвалиевых переезжает в Семипалатинск, на родину матери Кутдуса, где он работает секретарем губернского отдела народного образования, затем товароведом в одном из торговых заведений. Большие надежды вызвало введение руководством страны новой экономической политики (НЭПа). Именно в эти годы Кутдус получил реальную возможность заниматься близким ему делом. Он с увлечением служил в Семипалатинске доверенным, приказчиком у известных купцов Ибрагима Ибрагимова, Измаила Ходжаева Атар-Ахуна, у предпринимателя Тазетдинова в Караколе, позднее - в обществе взаимного кредита.

После сворачивания нэпа К. Габдулвалиев работал бухгалтером, счетоводом в разных учреждениях, колхозах, лесхозах Средней Азии. Документы, фиксирующие основные этапы его трудовой деятельности, четко говорят о частой смене места службы. В последние годы жизни он работал в учреждениях и хозяйствах Пржевальского района Киргизской ССР(12). Кутдус Ис-хакович Габдулвалиев умер в 1945 г.

Таковы некоторые страницы жизни и деятельности нашего земляка татарского купца Исхака Габдулвалиева и членов его семьи. Они являлись близкими родственниками семьи Айтматовых, давшей общетюркскому миру и всей планете прославленного писателя.

Литература

1.Русия сэудэсе.-1913.-№ 2.-СС.4-6.

2.Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век). Казань, 1999;.С. 20.

3.Русия сэYДЭсе.-1913.-№ 2.-СС.4-6.

4. Таиров Н. И..-Акчурины.-Казань: Татар.кн. изд-во,2002.-С.43.

5. «Татарские края».-2002.-№ 4.-С.7.

6. Тарджеман, 1894, 17 апреля.

7. «Письма в редакцию».//Тэр^еман»(«Тарджеман»).-1904.-9 апрель.№29.

8.Ариф Каримов.»Письмо в редакцию»(Из Верного)»//Тэр^еман»(Тарджеман). 1904.-10 февраль.

9. « Разные вести.»//Тэр^еман»(«Тарджеман»). 1904.-16 июль, № 57.

10. «Татарские края».-2002.-№ 4.-С.7.

11. «Проявления патриотизма мусульман»//»Тэр^еман. » («Тарджеман»). -1904.-27 февраль, №17.

12. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век). Казань, 1999;с.22.

13. Трудовая книжка К. И. Габдулвалиева (домашний архив потомков).

References

1.Rusiya sehudehs e.-1913.- № 2.-SS.4-6.

2.Tagirov I.R. Ocherki istorii Tatarstana i tatarskogo naroda (HKH vek). Kazan', 1999;.S. 20.

3.Rusiya saudese.-1913.-№ 2.-SS.4-6.

4. Tairov N. L-Akchuriny.-Kazan': Tatar.kn. izdvo, 2002.-S.43.

5. «Tatarskie kraya».-2002.-№ 4.-S.7.

6. Tardzheman, 1894, 17 aprelya.

7. «Pis'ma v redakciyu».//Tarzeman»(«Tardzheman»).-1904.-9 aprel'.№29.

8.Arif Karimov.»Pis'mo v redakciyu»(Iz Vernogo)»//Tarzeman»(Tardzheman). 1904.-10 fevral'.

9. « Raznye vesti.»//Tarzeman»(«Tardzheman»). 1904.-16 iyul', № 57.

10. «Tatarskie kraya».-2002.-№ 4.-S.7.

11. «Proyavleniya patriotizma musul'man»//»Tarzeman. » («Tardzheman»). -1904.-27 fevral', №17.

12. Tagirov I.R. Ocherki istorii Tatarstana i tatarskogo naroda (XX vek). Kazan', 1999;s.22.

13. Trudovaya knizhka K. I. Gabdulvalieva (domashnij arhiv potomkov).

УДК 783.6

О.Е.Шелудякова

НАДПИСАНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Автором предпринята попытка реализовать актуальную для вузовского музыкально-исторического образования идею: рассмотреть некоторые древнерусские певческие традиции на примере надписания богослужебных песнопений. Логика следования материала опирается на историко-стилевой принцип - называются различные виды распева, выявляются наиболее важные составляющие церковно-певческого искусства. Выявленные признаки надписаний сравниваются с новоевропейской традицией XVIII-XIX вв. в отечественной духовной культуре. Статья предназначена для студентов дири-жерско-хорового и историко-теоретического отделений музыкальных ВУЗов и колледжей, а также всех интересующихся историей и теорией церковного пения нашей страны.

Ключевые слова: надписание, православное песнопение, древне-русская певческая культура, певческая традиция.

Olga E.Sheludyakova SUPERSCRIPT OF THE CHANTS AS A PHENOMENON OF ANCIENT RUSSIAN

SINGING CULTURE.The author attempted to implement relevant idea for high school of musical and historical education: consider some of the early Russian singing tradition on the example of superscript for liturgical chants. Logic the material's following is based on historical-stylistic principle - are called the various types of chant, revealed the most important components of the choral art. The signs of superscripts compared with the European tradition of the XVIII-XIX centuries in Russian spiritual culture. This article is intended for students of conductor-choral and historical and theoretical departments of music Universities and colleges, as well as anyone interested in the history and theory of Church music of our country

Key words: superscript, Orthodox chant, early Russian vocal culture, singing tradition.

Надписания древнерусских песнопений весьма разнообразны и очень важны для понимания содержания песнопений. Они подчеркивают в богослужебном пении моменты, которые древнерусские распевщики считали наиболее существенными. В течение длительного времени названий как таковых у молитв не существовало: соответствующие признаки обозначались в песнопениях в строку, не выделяясь отдельным абзацем и даже отступом. Лишь в XVI-XVII вв. надписание стало подчеркиваться и с помощью шрифта (вязь), и через художественное оформление первых букв, начальных слов абзацев или целых песнопений.

Какие же параметры обозначались в надписании? Перечислим основные из них, однако подчеркнем, что они могли отражаться в самых разнообразных комбинациях:

Вид роспева (например, «демество», «большой роспев»). Этот параметр фиксировался или первым, или в числе нескольких исходных факторов, т.к. информация о типе роспева давала ключ и к его стилистике, и к особенностям его исполнения.

Местная традиция (например, «чудовская», «соловецкая», «псковская»). Данная информация была или уточнением предыдущего параметра, и в таком случае совмещалась с ним (например, «демество Псковского перевода», «путь Троицкий»), либо существовала как самостоятельное указание.

Исторический этап развития («ранняя», «поздняя») в истории роспева, монастыря или конкретного песнопения.

При наличии указывалось имя распевщика (например, «постника Агеева», «Соловецкого старца Никодима»). Здесь речь шла не только о виде роспева и местной традиции, но и об авторе конкретного «розвода», а также иногда указывались его сан, прозвание, вид послушания в монашеской обители.

Жанр (например, стихира, тропарь, светилен и проч.) с весьма точными и детализированными указаниями - например, отпустительный тропарь, Богородичен канона.

Праздник или наименование чина святого (например, «Успения Пресвятыя Богороди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.