научно-методический электронный журнал
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14252
УДК 37.013.43
Власова Ирина Станиславовна,
учитель начальных классов МБУ СОШ № 47, г. Тольятти [email protected]
Культуротворческое воспитание младших школьников
Аннотация. Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности - так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационно-ценностное отношение ребенка к культуре. Ключевые слова: культуротворчество, младший школьник, культура, культуротворческое воспитание, навыки культуротворчества, культуротворческая деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма - характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуации в обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей. Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении, наименее защищенном с нравственной стороны. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социально-культурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.
Отрадно, что доминантой общества XXI столетия стало обращение к культуре и духовному миру человека, в частности, ориентация на культуру как важный фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности, как поиск путей выхода из кризиса.
Повышенное внимание общества к культуре на современном этапе подтверждается наличием действующей Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)». В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре также отводится главная роль в формировании человеческого капитала.
В связи с этим, актуально объявление 2014 года Годом культуры в России в соответствии с Указом Президента от 22 апреля 2013 года № 375. Как отмечает В. В. Путин, проведение Года культуры станет знаковым для нашей страны для повышения и укрепления роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества [1].
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал.
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14252
УДК 37.013.43
2 октября 2013 года состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству под председательством Владимира Путина. На заседании обсуждалось значение культурной политики государства в укреплении единства страны, роль отечественной культуры в укреплении российской идентичности, а также необходимость уточнения приоритетных направлений и принципов формирования и реализации государственной политики в сфере культуры, соответствующих актуальным задачам развития страны и отвечающих запросам общества.
Президент на заседании отметил, что нужно создать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе стала для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью [2].
В сложившейся ситуации приобретает особую актуальность культуротворческое воспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся, описанное в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (в соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2012 г):
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозида-ния, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей [3].
Младший школьный возраст деятельный. Младший школьник активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества: чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры.
Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной образовательной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни.
Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Создает ли в настоящее время внеурочная деятельность в школе те условия, при которых проявляются и развиваются индивидуальные творческие способности учащихся.
Анализ современного состояния внеурочной деятельности в школе показывает, что воспитательная деятельность педагога сводится к организации детского досуга в свободное от уроков время, доминирует мероприятийный подход к воспитанию. Деятельность педагога-воспитателя сосредоточена на организационных действиях, количественной фиксации и статистическом оформлении результатов и эффектов воспитания в ущерб реализации ценностного содержания воспитания. В центре
«vi О nj
научно-методический электронный журнал
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
млад-
ART 14252
УДК 37.013.43
внимания находится «застывшая» культура, в то время, когда индивидуальная культура конкретных учеников попросту игнорируется. Естественно, образование не должно сводиться к такой односторонности - изучению уже созданного человечеством. Существует недостаток методик и технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных идеалов, формированию социокультурной идентичности детей.
Обозначившийся сегодня разрыв между воспитанием и культурой возможно преодолеть путем разработки теоретических и методологических основ технологий культу-ротворческой деятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения.
В определении концепции культуры наиболее значимыми стали работы М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, Д. В. Пивоварова, Ю. С. Солонина, В. С. Степина.
Фундаментальные идеи, охватывающие широкий круг проблем творчества, представлены в философских и психологических исследованиях Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, М. А. Блоха, В. В. Розанова, П. К. Энгельмейера, К. Эрберга. Более поздние отечественные работы, посвященные творчеству, охватывали в основном следующие вопросы: сущность и природа творчества (Г. С. Батищев, В. С. Библер, В. А. Цапок и др.); соотношение наследственного и социального в творчестве (Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев и др.); роль творчества в духовно-нравственном совершенствовании личности (Ш. А. Амонашвили, Н. А. Бердяев, Л. В. Занков и др.) [4].
В изучение творческого потенциала личности значительный вклад внесли Б. М. Бим-Бад, К. Н. Венцель, И. П. Волков, В. П. Зинченко, В. Л. Иноземцев, Ю. Г. Круглов, З. И. Равкин, В. И. Слободчиков и др.
Как отмечает А. А. Вербицкий, понятие «культуросообразного, культуро-творящего» образования не ново, оно возникло еще на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В наше время к ней вновь обратились В. М. Дюков, Е. И. Мартынова и В. Н. Леонтьева.
В 90-х годах ХХ столетия автором и активным воплотителем культуротворче-ской модели образования в современной школе стала профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования А. П. Валицкая (С.-Петербург). Ее монография «Новая школа России: культуротворческая модель» стала программным документом для экспериментальной и инновационной деятельности многих школ России.
Можно перечислить нескольких авторов, в работах которых были затронуты проблемы создания культуротворческой среды в образовательном процессе: Н. В. Романова, Л. К. Круглова, Д. Л. Матухин.
Особенности и инновации в культуротворческом воспитании и образовании изложены в диссертационных исследованиях А. Н. Прониной, Е. А. Качарминой, Л. С. Колмогоровой, Л. В. Сурковой и др.
Формированию духовно-нравственных качеств учащихся на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности посвящены работы В. П. Беспалько, Н. Н. Калашниковой и др.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией куль-туротворчества в воспитательном процессе, специального исследования, где раскрывается проблема реализации культуротворческого воспитания, мы не обнаружили.
Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые
ru о м
научно-методический электронный журнал
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
млад-
ART 14252
УДК 37.013.43
ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности - так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационно- ценностное отношение ребенка к культуре.
Поэтому воспитание, если оно по содержанию и богатству форм становится куль-туротворческим, нацелено на нестандартные, эвристические, поисковые средства и методы формирования культуры будущего гражданина страны, опирающиеся на потребности, инициативу и поиск самих учеников. Развивает личность только то воспитание, которое предоставляет ей свободу поиска и право на собственный выбор. Творческая деятельность, выбранная учениками на основе собственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду.
Возможности учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» позволяет организовывать среду для культуротворчества. Один из принципов образовательной программы «Перспективная начальная школа» - принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Благодаря этому принципу создаются такие условия, которые предоставляют «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах урочной и внеурочной работы. Содержание программы «Перспективная начальная школа» определяет следующие ценностные установки: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве [5].
В учебной книге по «Литературному чтению» (1-4 классы) имеется раздел «Музейный Дом», в котором собраны репродукции картин известных художников. Методическая идея этого раздела позволяет развивать чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества; развивать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.
Учебные занятия с использованием раздела «Музейный Дом» дают возможность интегрировать такие предметы как литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология, а также занятия внеурочной деятельности по программам «Театр» и «Утро художника». Творческий продукт, созданный учеником в процессе культуротворческой деятельности, пополняет его эмоциональный опыт новыми нравственными и эстетическими переживаниями.
Рассмотрим один из примеров работы с разделом «Музейный Дом» в рамках культуротворческого воспитания. На уроке литературного чтения в 3 классе при изучении темы «Учимся переживать красоту вместе» ученики знакомились со стихотворением В. Берестова «Плащ». В ходе беседы по вопросам к произведению ученики пришли к осознанию того, что самой большой ценностью в жизни является ценность отношений. Это стихотворение, безусловно, не только о плаще, но и о дружбе сына и отца, об их желании быть вместе.
Для получения новых нравственных и эстетических переживаний учитель приглашает ребят в «Музейный Дом», в котором они находят репродукцию картины Винсента Ван Гога «Ботинки». Рассматривая картину, ребята рассказывают, что это рваные мужские ботинки, скорее всего старого бедного человека, что он очень давно их носит. А вопрос «О чем могут рассказать эти ботинки?» дает детям возможность пофантазировать, применив прием олицетворения. Каждый из ребят попробует найти то, что может быть самое ценное в жизни старых ботинок [6].
Для получения учениками эмоционального опыта, развития духовно-нравственного отношения к окружающему миру на занятии кружка «Театр» ученики
научно-методический электронный журнал
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
млад-
ART 14252
УДК 37.013.43
составляют словесный портрет этого героя-ботинок, которого уже «оживили» на уроке литературного чтения. Практической частью занятия по театру будет мини-этюд под названием «Ботинки», который можно показать в паре или одному.
Урок изобразительного искусства станет первым этапом культуросозидания. Ученики придумывают свою пару обуви и историю, которая с ними связана. Для создания рисунка ребятам необходимо самостоятельно продумать композицию, цветовое решение, понимать себя как творца художественного произведения.
По завершению работы школьники представляют свои произведения, их одноклассники пробуют определить, кому принадлежит нарисованная пара обуви, возраст этого человек, его достаток, характер, а может даже профессию.
Навык культуросозидания проявится в организации выставки рисунков класса для первоклассников и проведении экскурсии в рамках внеурочной деятельности «Утро художника». Эта работа развивает индивидуальные жизненные силы ребенка и его деятельно-волевое отношение к окружающему миру.
Ориентируясь на выход школьника в область самостоятельных творческих решений и действий, на уроке технологии ребята попробуют найти свои способы, чтобы его обувь «не грустила». В беседе с учениками важно поговорить о заботливом отношении к своим вещам, о помощи другим людям. Школьники попробуют воплотить свои идеи в жизнь, организую акцию «Новая жизнь моей старой обуви».
Подлинное культуротворчество явление комплексное, которое предполагает освоение культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения, опыт их презентации в сообществе. Продуктом культуротворче-ской деятельности станет книжка с одноименным названием «Ботинки». В неё войдут истории, придуманные ребятами, их рисунки, фотографии поделок. Небольшими агитбригадами ребята выступят в классах начальной школы, перед родителями, чтобы привлечь их внимание к нашим старым вещам.
Такая работа очень увлекает детей, развивает их творческое мышление, воображение, фантазию, а также формирует мотив учения, т. е. желание учиться, потребность получать новые знания. Творческая деятельность, выбранная учениками на основе собственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду.
Результатом культуротворческого воспитания становится школьник как со-творец взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создает новые способы действий и поведения, способы и формы общения, творит в себе человека.
Ссылки на источники
1. Выступление В. В. Путина: стенографический отчёт о заседании Совета по культуре и искусству // Администрация Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353.
2. Там же.
3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. - URL: httpV/минобрнауки.рф.
4. Жапарова А. К. Инновации и воспроизводство в культуротворчестве: гендерный аспект: дисс. ... канд. филос. наук. - Омск, 2009. - 153 с.
5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (на примере учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»). - М.: Академкнига, 2010.
6. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие / Н. А. Чуракова, О. В. Борисенкова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2012. - 280 с.
PU г м
научно-методический электронный журнал
Власова И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников// Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14252. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14252.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14252
УДК 37.013.43
Irina Vlasova,
teacher of initial classes school № 47, Togliatti
ISSN 2304-120X
СЫШга! education of Junior schoolchildren
Abstract. Attention to the problems of cultural education in childhood due to the fact that during this period the main stage of laying the basic foundations of human culture. In the process of cultural education are such significant personal neoplasms, as a special internal position of the child, developed creative imagination and generalization of the experience, based on which the child learns to communicate with the outside world and to extend its thanks to its focused and productive activity, so there is an enrichment of the inner world of the child. The result cultural education of child becomes and certain motivational and value the child's relationship to culture.
Keywords: cultural education, the younger the student, culture, cultural education, skills of cultural education, cultural activities. References
1. Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Adminis-tracija Prezidenta RF. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353 (in Russian).
2. Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Adminis-tracija Prezidenta RF. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353 (in Russian).
3. Programma razvitija vospitatel'noj komponenty v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. - URL: http://minobrnauki.rf (in Russian).
4. Zhaparova A. K. Innovacii i vosproizvodstvo v kul'turotvorchestve: gendernyj aspekt: diss. ... kand. filos. nauk. - Omsk, 2009. - 153 p (in Russian).
5. Proektirovanie osnovnoj obrazovatel'noj programmy obrazovatel'nogo uchrezhdenija (na pri-mere uchebno-metodicheskogo komplekta «Perspektivnaja nachal'naja shkola»). - M.: Akademkniga, 2010 (in Russian).
6. Literaturnoe chtenie. 3 klass: metodicheskoe posobie / N. A. Churakova, O. V. Borisenkova, O. V. Malahovskaja. - M.: Akademkniga, 2012. - 280 p (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
977230412014209