Научная статья на тему 'Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций'

Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
879
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / CORPORATE COMMUNICATIONS / SPECIAL EVENTS / EVENTS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каверина Елена Анатольевна

Статья посвящена актуальным вопросам понимания и использования коммуникационных технологий как гуманитарных, анализу их возможностей для трансляции социальнозначимых идей, ценностей, формирования личности, применения их в социокультурной сфере. В статье вводится и раскрывается понятие «событийные коммуникации», «специальное событие». Определены социокультурные направления, в которых использование событийных коммуникаций наиболее эффективно как способ привлечения общественного внимания, интеграции, социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture creating potential of events communicaton

The article is devoted to the actual problems of undersanding and application of communication technologies,it studies their abilities in transmission of socially important ideas, values, building up of a personality; application of communication technologies in the sphere of social culture. The article introduces and interprets the notion of "events communications", "special event". It determines the social cultural trends where the application of events communications is the most effective as a means of social attention attraction, intergration and socialisation.

Текст научной работы на тему «Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Е.А. Каверина

Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций

Статья посвящена актуальным вопросам понимания и использования коммуникационных технологий как гуманитарных, анализу их возможностей для трансляции социальнозначимых идей, ценностей, формирования личности, применения их в социокультурной сфере. В статье вводится и раскрывается понятие «событийные коммуникации», «специальное событие». Определены социокультурные направления, в которых использование событийных коммуникаций наиболее эффективно как способ привлечения общественного внимания, интеграции, социализации.

Ключевые слова: коммуникационные технологии, корпоративные коммуникации, специальные события, событийные коммуникации.

Событийные коммуникации — технология, способ взаимодействия с общественными и целевыми аудиториями посредством организации различных событий/мероприятий. В сфере профессиональной коммуникационной деятельности используется понятие «специальное событие», под которым понимается целенаправленно организованное действо для трансляции идей, ценностей, сообщений, которые выражают и служат достижению мировоззренческих, информационных, репутационных, имиджевых, некоммерческих, коммерческих целей какого-либо сообщества, объединенного некими аксиологическими основаниями, социальными, конфессиональными, корпоративными принципами и взглядами [4]. Создание специальных событий направлено на творение социальной мифологии, имеет особый ракурс и стратегическую задачу — формирование символического капитала субъекта, инициатора [1].

Событийные коммуникации имеют большой созидательный и коммуникативный потенциал. Язык событийных коммуникаций универсален и межнационален, поскольку не требует перевода. Язык, основанный на эмоциях, проникает сразу в душу, минуя логическое и рациональное. Искомое единство и

© Каверина Е.А., 2011

взаимопонимание основывается на принципе формирования общих интересов и ценностей.

Истоки событийных коммуникаций находятся в недрах развития человеческой культуры и цивилизации, в мифологии и мистериях хранящих и транслирующих этические и эстетические максимы человеческого бытия. Создание событий базируется на опыте мистерий, праздников, ритуалов древнейших и традиционных культур [5].

Специальные события — технологический приём и ресурс успешного воплощения как коммерческих, так и некоммерческих проектов [7]. Специальные события являются коммуникационной технологией, которая способна формировать позитивный имидж и репутацию, привлекать внимание к деятельности совершенно различных объектов продвижения (идея, страна, компания, продукт, услуга) [6, 8].

В наши дни технические средства коммуникации позволяют преодолевать пространство и время. Событие способно объединить миллионы людей в одно мгновение времени и в одной точке пространства, и при этом еще объединить эмоционально, вызвать душевный отклик, несмотря на разницу национальных культур и традиций. Примером подобных мероприятий могут служить церемонии открытия Олимпийских игр, благотворительные концерты, марафоны в поддержку каких-либо социальнозначимых идей.

Современная эпоха информационной цивилизации характеризуется и тем, что границы национальных культур легко преодолеваются, унифицируясь в единое поле культуры. Национальные идеи, символы и ритуалы теряют исходную семантическую глубину и значимость, отрываясь от национальной родной почвы и обретают эксцентричные черты, где декоративность приходит на смену онтологичности. Эти факторы позволяют говорить, с одной стороны, о наличии удивительной культурологической толерантности, с другой — о потере чувства «настоящего», укорененного события. Сегодня можно придумать и создать любое специальное событие, можно разработать новый праздник, эпоха постмодерна разрешила. Специальное событие может базироваться и использовать в своей концепции как традиционный праздничный календарь, мифологические, исторические и этнографические сюжеты, так и создавать совершенно новый повод, сюжет, символику [2].

Сегодня отсутствуют какие-либо серьезные религиозные, национальные или политические ограничения для организации специальных событий [3]. Своеобразными ограничениями выступают универсальная и корпоративная этика, корпоративная эстетика, маркетинговая целесообразность, бюджет, имиджевые и репутационные задачи, социальные взгляды и социальная ответственность субъекта — инициатора специального события (будь то компания, персона и т.д.).

Специальные события сегодня оторваны от сакральной сферы. Оторванность от «корней», придает этому процессу характер игры. Эпоха постмодерна позволила свободу интерпретаций, методология игры оказалась востребо-

ванной и плодотворной. В специальных событиях наблюдается игра с идеей, игра со смыслом, игра с пространством, игра с образом, и, в конечном счете, игра с человеком, зачастую перерастающая в игру человеком. В динамично выстраиваемой игровой картинке медийной реальности смещаются и переворачиваются понятия «добра» и «зла», «верха» и «низа», «правды» и «лжи».

Человек в условиях множественных медийных реальностей ищет «правду», точку опоры и нуждается в «сборке». Подлинное событие умерло следом за смертью Бога, но подлинное событие вновь должно возродиться. Событие сегодня так актуально именно потому, что не закончено вопрошание человека об Истине, поиски истинных оснований человеческого бытия и их выразительных форм. Поэтому происходит апеллирование к сакральности. Имманентно присутствует и ощущается стремление к «неигровому», «истинному» и «настоящему». Сила влияния специального события возможна именно в векторе сакральности. Миссия философа сегодня в ресакрализаии бытия, в реконструкции традиции, которая позволяет ощутить укорененность в бытии. В данном контексте создание событий приобретает важнейший культуроТВОРЧЕСКИЙ потенциал. В подлинных событиях происходит и ощущается апелляция к смыслу, в противоположных — апелляция к цели. Подлинное событие и есть место «сборки». Только подлинное событие может дать возможность обретения идентичности, искомого ощущения «правды», «истины» и сохранения человеческого в человеке и культуре.

Использование специальных событий позволяет сохранить и актуализировать культурные смыслы, социальные идеи и общечеловеческие ценности. Инициировать и создать специальное событие может как один человек, так и определенное сообщество, коммерческая и некоммерческая организация. Данный инструмент коммуникации доступен и реален в воплощении независимо от «силы центра», «силы власти», «силы официальной идеологии». Сегодня принципиальную важность имеет возможность персональной инициативы, голоса личности и персональной активности в продвижении каких-либо идей, ценностей. Возможности Интернет-коммуникаций обеспечили авторскую инициативу в реализации какого-либо проекта, акции, специального события.

Поскольку специальные события являются мощной технологией продвижения идей, формирования мировоззренческих ориентиров и ценностей, важно наполнить события социальнозначимыми смыслами. Специальное событие обретает особую важность тогда, когда становится со-бытием, совместно и одновременно личностно проживаемым и переживаемым действом, где каждый человек, сохраняя свою индивидуальность, обретает ощущение настоящего и постоянного, испытывает чувство идентичности и причастности к сообществу (корпоративному, национальному, конфессиональному, и др.), объединенному общими ценностями и смыслами.

Обозначим несколько социокультурных сфер и важнейших направлений, в которых может реализоваться культуротворческий потенциал событийной коммуникации.

1. В первую очередь, важно выделить актуальность сохранения, формирования и развития национальной идентичности. Для России в очередной раз актуален поиск национальной идеи, понимание и формулирование ключевых аксиологических доминант, на основании которых можно будет формировать национальную идентичность, новый образ России (как для внешних международных, так и для внутренних отечественных общественных аудиторий). Мировоззренческий фундамент важен, это основание идентичности. Для трансляции ценностей, идей, имиджа и развития репутации корпорации «Россия» событийные коммуникации необходимы как продуманная единая стратегия, выверенные с ней концепции и креативные идеи определенных специальных событий, планирование календарного графика. Как показывает исторический опыт, становление новых государств, закрепление в общественном сознании новой государственности происходит посредством разработки и институализации, создания событий (новых праздников, новых ритуалов).

2. Специальные события способны сохранять и транслировать опыт национальной истории. Сохранение и развитие национальной идентичности в эпоху глобализации имеет первостепенное значение. Знание национальных корней, отечественной истории, уважение к историческому прошлому — позволяет формировать национальную идентичность и патриотизм в формате лично прочувствованного, разделенного и усвоенного знания, а не на уровне дидактически поданного материала. Этому способствуют специальные события, организованные в формате исторических реконструкций (например, реконструкция Бородинского сражения, либо реконструкция стиля жизни древних славян на территории г. Старая Ладога, и др.)

3. События как технология продвижения социально значимых и актуальных идей — гражданского общества, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, ценности образования. Использование создания событий в деятельности НКО.

4. События как технология развития сферы культуры в аспекте продвижения объектов культуры. Создание культурных событий (День музеев, Международные музыкальные фестивали) является эффективным инструментом повышения интереса к объектам культуры — музеям, театрам, библиотекам. Можно сказать, что за последние годы международный опыт организации специальных событий для актуализации интереса в сфере культуры и образования стал востребован в отечественной практике коммуникационной деятельности организаций культуры. Так, например, большой популярностью пользуется у аудитории «Ночь музеев».

Отечественный опыт событийной коммуникации в сфере культуры начинается на рубеже XIX—XX века, когда С. Дягилев впервые в истории российской культуры и искусства организовал знаменитые «Русские сезоны». Благодаря этому специальному проекту мир открыл русскую культуру. Сила этого события настолько велика, что о нем помнят, его описывают и, бо-

лее того, продолжают этот опыт и используют предложенную сто лет назад форму. Сегодня стало традиционным организовывать Дни, Недели, Года чего-либо. Например, прошедший 2010 год был Годом Франции в России. Это масштабное событие длиною в год, в рамках которого было запланировано большое количество локальных событий в различных областях культуры.

5. Специальные события, организуемые/реконструированные на основании национальных, этнических, религиозных традиций (например, организация, телевизионные и on-line трансляции Пасхальных торжеств) как сохранение наследия и трансляция определенного культурного образца. Знание культурных образцов, моделей позволяет сохранить своеобразие национальных, этнических культур.

6. События как технология формирования имиджа территорий, и более широко — брендинга территорий; как технология повышения туристической привлекательности стран, регионов, городов, определенного географического, или исторического места. Мифология места может создаваться эвристически, разрабатывается легенда, опирающаяся на историю, литературу. Миф «Белых ночей» создан классиками русской литературы. Белые ночи не являются уникальным природным феноменом Северо-Запада России, существует много географических мест, которым свойственен подобный природный феномен. Петербургские белые ночи — миф, созданный А. Пушкиным, Ф. Достоевским, А. Белым, А. Мариенгофом. Это уникальный символический капитал города, который сегодня можно использовать для развития интереса к Санкт-Петербургу, повышения его нематериальных и материальных активов. Мифология места усиливает ауру интереса, желание личного постижения уникальности места. Создание мифологии места становится специально применяемой технологией для развития туристического и инвестиционного интереса.

Специальные события способны поднять туристический интерес к стране, ее культурному и историческому наследию, природному своеобразию. Использование специальных событий является способом увеличения прибыли от туризма. Появилось новое понятие событийный туризм. Когда доминантой туристической поездки является какое-либо событие, праздник, ритуал, характерный для национальной культуры. Например, участие в праздновании русской Масленицы, или празднике Ивана Купалы.

7. Ресурс событийных коммуникаций как способа преодоления одиночества и социальной разобщенности. Событийные коммуникации в локальных группах. Сегодня экзистенциальная глубина, подлинность события в большей степени возможна/достижима в малых группах, где больше возможностей для бережного взращивания личности. Актуальны события индивидуальной жизни, отсюда возрастание роли возрождения традиций семейных праздников. Создание атмосферы «дома», ощущения мира «близкого», «своего», «родного», «понятного» необходимо и важно в сфере образования. Школьный праздник или участие в школьном спектакле также способны дать челове-

ку больше, чем отчужденный, воспринимаемый как «далекий» и «чужой» государственный праздник. Сегодня необходимо это понимать и осознанно, грамотно выстраивать коммуникации в локальных сообществах, объединенных образовательными, профессиональными, личными интересами.

Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций удастся воплотить, если данное направление деятельности понимать как гуманитарную технологию и опираться на следующие принципы: экологичность работы с опытом культуры, исторической памятью, национальным своеобразием культур, что предполагает ответственное и уважительное отношение, компетентность в работе с символическим материалом культуры, необходима гуманитарная экспертиза в создании концепции события, компетентность в работе формирования/конструирования нового символического пространства; экзистенциальность (понимание степени агрессивного, разрушающего влияния публичного информационного поля на психику, душу и сознание людей, необходимость бережного и ответственного отношения к Человеку, и особенно к детским и молодежным аудиториям; «запуск», развитие личности, индивидуальности, деятельность, содействующая росту и раскрытию потенциала личности, поскольку будущее возможно как взаимодействие ответственных личностей); социальность (ответственность за коммуникационное действие в социуме, деятельность на перспективу развития гражданского общества); созидательность (наполнение событий позитивными, социальнозначимыми идеями и смыслами, обращение и актуализация универсальных ценностей); творчество (способность создавать новые идеи и формировать дискурс, творчество в аспекте создания Большой идеи) [8]. Творчество как высшая степень духовного развития, самореализации и воплощенной экзистенции. Создание событий становится формой творчества как отдельной личности, так и корпорации, сообщества, творчеством высшего порядка — творчеством социального. Творчество социального перспективно, если в его основание закладываются универсальные человеческие ценности. Творчество подлинного события разворачивается на границах социального и экзистенциального, что и является важнейшим основанием и ресурсом развития личности.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

2. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. СПб., 2003.

3. Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля. М., 2000.

4. Каверина Е.А. Создание событий: коммуникационные технологии в корпоративных коммуникациях. СПб., 2008.

5. Назимко А.Е. Событийный маркетинг. М.: Вершина. 2007.

6. 50 лучших проектов Национальной премии в области развития обще-

ственных связей «Серебряный лучник» 2004—2005., М., 2007.

7. Хальцбаур У., Йеттингер Э. Еуей-менеджмент. М. 2007.

8. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. М.: Дело, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.