Научная статья на тему 'Культуросозидательные ситуации как средство формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя'

Культуросозидательные ситуации как средство формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ORGANIZATIONAL-EDUCATIONAL CULTURE / FORMATION / FUTURE TEACHER / CULTURE-FORMING SITUATIONS / MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается возможность изучения формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя через компоненты: когнитивно-рефлективный, ценностно-ориентационный и операционально-креативный. На примере использования культуросозидательных ситуаций предлагается один из вариантов формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture-forming situations as a means of developing organizational-pedagogical culture of future teacher Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk

The ability to study the formation of organizational-pedagogical culture of a future teacher using cognitive-reflective, value-orientational and operative-creative components is considered in the article. Culture-forming situations are presented as a version of forming organizational-pedagogical culture of a future teacher.

Текст научной работы на тему «Культуросозидательные ситуации как средство формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя»

КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Организационно-педагогическая культура, формирование, будущий учитель, проявления организационно-педагогической культуры будущего учителя, культуросозидательные ситуации, средство.

Одной из важнейших функций профессионала образовательной отрасли является организационно-воспитательная, так как определяет предназначение педагога в плане подготовки специалистов любой сферы [Концепция модернизации... 2002]. Педагогические вузы как образовательные институты готовят педагога - высококвалифицированного урокодателя, методиста, а подготовка его к воспитательной деятельности осуществляется фрагментарно. С нашей точки зрения, данные учебные заведения призваны готовить специалиста, владеющего организационно-педагогической культурой, которая отражает его способность учить и воспитывать подрастающее поколение юных россиян.

Организационно-педагогическая культура педагога является базовым компонентом профессиональной культуры. Профессиональная культура учителя характеризуется многоком-понентностью и складывается из когнитивного, психологического, методологического, педагогического и организационного мастерства. Организационно-педагогический компонент во всей его полноте не определяется рамками дисциплин, изучаемых в педвузе, и его изучению уделяется недостаточное внимание. Именно этот компонент отвечает за способность учителя организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выпускник был нравственно воспитанным, социально ориентированным, способным творчески мыслить, интеллектуально подготовленным к будущей деятельности.

Важнейшими составляющими при формировании организационно-педагогической культуры будущего учителя являются умение пользоваться приобретенными знаниями в области психологии, педагогики, предметной направленности; способность к организации и самоорганизации, к культуроосвоению и культуросозиданию, стремление к культуротворчеству.

Организационно-педагогическую культуру будущего учителя можно определить как культуру мышления и поведения, основанную на организационно-педагогических знаниях. Учитель, обучая, должен владеть принципами организации образовательного процесса, обладать умением выбора и использования методических приемов и средств, катализирующих у обучающихся процесс формирования качеств высококультурной личности, а значит, способствующих формированию у студентов организационно-педагогической культуры.

Данная культура учителя опирается на понимание сущности организации и преобразования педагогических процессов на теоретическом (овладение научным стилем мышления в области подготовки и организации учебного процесса) и практическом (умение моделировать процесс обучения, творчески решать педагогические задачи, быть способным к организационно-педагогической рефлексии) уровнях. В этой связи уместно говорить о необходимости вузовской подготовки будущих учителей к организационно-педагогической деятельности.

Изучение формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя студентов младших и старших курсов факультета географии и факультета естествознания Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева свиде-

тельствует о том, что многие из них слабо владеют приобретенными знаниями, умениями и навыками в области психологии, педагогики, предметной направленности, не всегда способны к организации и самоорганизации, испытывают затруднения при определении вариантов решения педагогических задач, не готовы и не способны к культуросозиданию и куль-туротворчеству. Только 14 % студентов I курса и 15 % студентов IV курса осознают, что для будущей профессиональной деятельности им необходимы профессионально ориентированные организационно-педагогические знания, умения и навыки.

Качественное формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя становится возможным на основании проведения диагностических процедур по определению уровня сформированности данного вида культуры у студентов. С этой целью была разработана минимальная диагностическая программа, позволяющая изучить состояние организационно-педагогической культуры. На наш взгляд, уровни сформированности организационно-педагогической культуры будущего учителя могут быть исследованы только при глубоком изучении поведенческих характеристик студентов - будущих учителей с позиции их познавательных, ценностных и деятельностных показателей. На основании этого нами были определены три компонента организационно-педагогической культуры: когнитивно-рефлексивный, ценностно-ориентированный и операционально-креативный.

Когнитивно-рефлексивный компонент характеризует суждения и действия студентов как: способных самостоятельно анализировать и соотносить накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознающих несостоятельность стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера; познающих особенности культуроосвоения и культуросозидания и способных глубоко осмысливать культурные практики; понимающих необходимость постоянного обновления способов организационно-педагогической деятельности; способных критически осмысливать личный опыт организационно-педагогической деятельности и проектирования культурных изменений в ней. Когнитивно-рефлексивный показатель предполагает осмысление и осознание необходимости формирования организационно-педагогической культуры.

Ценностно-ориентированный компонент определяет следующие проявления в поведении студентов - будущих учителей: студенты принимают педагогические ценности как значимые и осознают необходимость их переосмысливания в контексте особенностей организационной культуры учителя; ориентируются на ценности созидания и творчества, способны к культуроосвоению и культуросозиданию, принимают культурные ориентиры педагогического творчества как руководство к действию; оценивают свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств учителя, его гуманистических идеалов, культурных ценностей; ориентируются на профессионально-культурный модус поведения в практической деятельности. Основные действия: принятие ценностей обучения и воспитания (ценности-знания, ценности-умения, ценности-отношения и другие) и культурных ориентиров педагогического творчества как руководства к действию.

Операционально-креативный компонент характеризует студентов как способных: творчески осваивать информацию культурного характера в контексте ее значимости для организационной деятельности; избирать культурные варианты поведения в процессе организации педагогической деятельности и взаимодействовать на основе принципов согласия и соучастия; проявлять подлинные духовно-творческие качества в процессе организационно-педагогической деятельности и признавать собственную ответственность за ее результаты; владеть способами и приемами организации и делиться опытом с другими; участвовать в разработке творческих проектов, активно осваивать инновационные культурные практики учителей. Операционально-креативный показатель предполагает осознание необходимости создания и собственно разработку операционной модели по формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя.

Критериальные характеристики организационно-педагогической культуры будущего учителя в данной диагностической программе представлены в таблице по определению уровней оценочных суждений о проявлении организационно-педагогической культуры (табл.). КС - проявления культуросозидательного характера (характерны ориентация на профессионально-культурный модус поведения, проявление духовно-творческих качеств в процессе организационно-педагогической деятельности, способность творчески осваивать информацию культурного характера в контексте ее значимости в процессе организационной деятельности); КП - проявления культуропотребностного характера (характерно проявление потребности в культуроосвоении и культуросозидании); ФН - проявления функционально-нормативного характера (характерно следование нормативным требованиям к организации педагогической деятельности).

Учитывая тот факт, что формирование профессионала, специалиста, наделенного организационной культурой и ориентированного на профессионально культурный модус поведения, возможно только в единстве трех компонентов, необходимо отметить, что в результате применения специальных методик по формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя наблюдаются качественные и количественные изменения характеристик данного качества по всем компонентам. С учетом особого значения развития способности будущего учителя ориентироваться на профессионально-культурный модус поведения, решать педагогические задачи с позиций творческого подхода и осваивать информацию культурного характера в контексте ее значимости для организационной деятельности наиболее показательным, на наш взгляд, является ценностно-ориентированный компонент. Поэтому дальнейший анализ данных будет осуществлен на примере данного компонента.

Процесс исследования организационно-педагогической культуры будущего учителя и возможности ее формирования с практической точки зрения подтверждается опытно-экспериментальной работой, которая была организована на базе ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более

Таблица

Изучение оценочных суждений студентов о критериальных характеристиках организационно-педагогической культуры

будущего учителя

Компоненты Характеристики организационно-педагогиче ской культуры учителя Оценочное суждение

Когнитивно-рефлексивный Самостоятельно анализирует и соотносит накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознает несостоятельность стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера; познает особенности культуроос-воения и культуросозидания и глубоко осмысливает культурные практики; понимает необходимость постоянного обновления способов организационно-педагогической деятельности; критически осмысливает личный опыт организационно-педагогической деятельности и проектирует культурные изменения в ней КС

КП

ФН

Ценностно-ориентированный Принимает педагогические ценности как значимые и осознает необходимость их переосмысливания в контексте особенностей организационной культуры учителя; ориентируется на ценности созидания и творчества, культуроосвоение и культуросозидание и принимает культурные ориентиры педагогического творчества как руководство к действию; оценивает свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств учителя, его гуманистических идеалов, культурных ценностей; ориентирован на профессионально-культурный модус поведения в практической деятельности КС

КП

ФН

Операционально-креативный Творчески осваивает информацию культурного характера в контексте ее значимости в организационной деятельности; избирает культурные варианты поведения в процессе организации педагогической деятельности и взаимодействует на основе принципов согласия и соучастия; проявляет подлинные духовно-творческие качества в процессе организационно-педагогической деятельности и признает собственную ответственность за ее результаты; владеет способами и приемами организации и делится опытом с другими; участвует в разработке творческих проектов, активно осваивает инновационные культурные практики учителей КС

КП

ФН

1200 студентов, из которых были организованы 4 группы: 2 контрольных (К1 -56 чел. и К4 -56 чел.) и 2 экспериментальных (Э1 - 58 чел. и Э4 - 56 чел.), где группы с индексом 1 относятся к первому курсу, а группы с индексом 4 - к четвертому. На начало опытно-экспериментальной работы анализ результатов свидетельствует о следующем: по данным когнитивно-рефлексивного компонента выявлено, что в контрольной группе I курса К1/1 на культуро-созидательном уровне (КС) находилось 8 чел. (14 %), на культуропотребностном (КП) -24 чел. (43 %), на функционально-нормативном (ФН) - 24 чел. (43 %). В контрольной группе студентов IV курса К4/1 данные распределились следующим образом: культуросозида-тельный уровень - 20 чел. (36 %), культуропотребностный - 30 чел. (54 %), функционально-нормативный - 6 чел. (11 %). В экспериментальных группах Э1/1 и Э4/1 результаты были следующими: культуросозидательный уровень - 10 чел. (18 %) и 18 чел. (32 %) соответственно, культуропотребностный - 30 чел. (52 %) и 34 чел. (59 %), функционально-нормативный -18 чел. (31 %) и 4 чел. (7 %) соответственно. Изучая критериальные характеристики ценностно-ориентированного компонента, отмечаем, что данные были следующими: в контрольных группах I и IV курсов К1/1 и К4/1 на культурносозидательном уровне (КС) находилось 10 чел. (18 %) и 12 чел. (21 %), на культуропотребностном (КП) - 26 чел. (45 %) и 40 чел. (71 %), на функционально-нормативном (ФН) - 20 чел. (36 %) и 4 чел. (7 %) соответственно. В экспериментальных группах Э1/1 и Э4/1 результаты были следующими: культуросозидательный уровень - 12 чел. (21 %) и 16 чел. (29 %) соответственно, культуропотребностный -26 чел. (45 %) и 36 чел. (64 %), функционально-нормативный - 20 чел. (35 %) и 4 чел. (7 %) соответственно. При анализе критериальных характеристик операционально-креативного компонента установлены следующие значения: в контрольных группах I и IV курсов К1/1 и К4/1 на культурносозидательном уровне (КС) находилось 12 чел. (21 %) и 18 чел. (32 %), на культуропотребностном (КП) - 24 чел. (43 %) и 34 чел. (61 %), на функционально-нормативном (ФН) - 20 чел. (36 %) и 6 чел. (11 %) соответственно. В экспериментальных группах

Эш и Э4л результаты были следующими: культуросозидательный уровень - 12 чел. (21 %) и 16 чел. (29 %) соответственно, культуропотребностный - 24 чел. (41 %) и 34 чел. (61 %), функционально-нормативный - 22 чел. (38 %) и 6 чел. (11 %) соответственно. Анализ полученных результатов позволяет заключить, что результаты контрольных и экспериментальных групп различаются несущественно. Вместе с тем следует отметить, что показатели студентов IV курса несколько выше, чем показатели студентов I курса. Это объясняется тем, что студенты IV курса, являясь студентами старших курсов в системе вузовского образования, имея опыт педагогических практик в школах, понимают необходимость формирования организационно-педагогической культуры, осмысливают значимость владения навыками организационной деятельности, ценят творческий характер педагогической деятельности, стараются проявлять качества хороших организаторов и сознательно работают над повышением своего культурно-профессионального уровня. Изучая критериальные характеристики организационно-педагогической культуры по компонентам, мы отметим, что наибольший интерес в контексте изучаемого качества представляет ценностно-ориентированный компонент как сфера проявления культурного освоения педагогических ценностей. Тем не менее при изучении данного компонента мы обнаружили, что значимые показатели организационно-педагогической культуры у будущих учителей проявляются в низких значениях. Студенты не осознают необходимости культуроосвоения и культуросозидания, не в полной мере принимают ориентиры педагогического творчества как руководство к действию, слабо ориентированы на профессионально-культурный модус поведения.

В процессе организации и проведения опытно-экспериментальной работы нами была разработана специальная методика формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. Данная методика предполагает использование культуросозидатель-ных ситуаций, направленных на осознание студентами необходимости культурного саморазвития и самоорганизации, активное освоение культурных практик, ориентацию студентов на профессионально-культурный модус поведения, умение владеть навыками культурного проектирования.

Специально разработанные культуросозидательные ситуации, культурные диалоги и тренинги, задания творческого содержания выступают средствами в педагогике и имеют основополагающее значение для исследования проблемы формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. Средствами в педагогике являются материальные объекты и предметы духовной культуры, способствующие организации и осуществлению педагогического процесса и выполняющие функции формирования личности учащихся, их развития. Средствами могут выступать разнообразные формы деятельности, предложенные или разработанные педагогом, в которые включаются учащиеся в процессе образования. В нашем исследовании средствами формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя будут являться: культуросозидательные ситуации, задания культуротвор-ческой направленности.

Целесообразность выбора культуросозидательных ситуаций и творческих заданий, способствующих ориентированию на культуротворчество, подтверждается выводом, что современное образование основано на творчестве, стимулирующем формирование качеств личности, и, в частности для данного исследования, организационно-педагогической культуры будущего учителя. Культуросозидательная ситуация рассматривается как искусственно созданная обстановка, в которой ее участники культурно взаимодействуют, проявляя способности к культуротворчеству, повышая уровень культурного развития в организованной педагогической деятельности. Мнение Е.М. Розенбаума о том, что «ситуация в обучении отражает совокупность реальных или воображаемых обстоятельств» [Розенбаум 1983: 22-24], подтверждает мысль, что ситуация является основой возникновения смысловых взаимосвязей высказываний и действий участников и, определяя их общий смысл, служит источником формирования культуры обучаемых.

На практических занятиях студентам экспериментальных групп Э1 и Э4 предлагалась к освоению специально разработанная программа «Творческое решение культуросозидатель-ных ситуаций» (ТРКС), ключевое место в данной программе отводилось культуросозида-тельным ситуациям. С целью возможности оценить свои поступки и поведение других людей студенты в группах были поделены на 2 подгруппы: исполнители и эксперты. Исполнители являлись непосредственными участниками программы ТРКС, а эксперты выступали в качестве членов жюри. В соответствии с заданием студенты-исполнители участвовали в предлагаемых культурных ситуациях, диалогах, дискуссиях, в процессе которых обнаруживали примеры некультурного, а порой и недостойного поведения современного учителя. Студенты-эксперты отмечали, что действия участников были несогласованными, неорганизованными; что они не ориентированы на профессионально-культурный модус поведения. При экспертной оценке студенты-эксперты бурно выражали несогласие с ситуативным поведением исполнителей, указывали им на недостатки, выраженные в низком уровне профессиональной культуры. Согласно данной методике обязательным было последующее посещение курса мини-лекций и семинаров с элементами практических занятий, включающих в себя творческую работу с культуросозидательными ситуациями. Ситуации и сценки обыг-рывались в большой аудитории с присутствием независимой группы - зрителей. Ориентируясь на мнение студентов-зрителей, студенты-эксперты давали оценку, определяли оценочные суждения по той или иной культуросозидательной ситуации. Тем самым во время таких творческих занятий происходило становление, «взросление», формирование личности будущего учителя, развитие его качеств, определяющих организационно-педагогическую культуру.

По окончании исследования был проведен второй контрольный срез. Полученные результаты свидетельствуют о том, что произошли количественные и качественные изменения в проявлениях организационно-педагогической культуры студентов. Изучая критериальные характеристики ценностно-ориентационного компонента, следует отметить, что в контрольных группах I и IV курсов К1/2 и К4/2 на культуросозидательном уровне (КС) находилось 16 чел. (30 %) и 16 чел. (30 %), на культуропотребностном (КП) - 24 чел. (45 %) и 38 чел. (70 %), на функционально-нормативном (ФН) - 14 чел. (26 %) и 0 чел. (0 %) соответственно. В экспериментальных группах Э1/2 и Э4/2 результаты были следующими: культуросозидатель-ный уровень - 20 чел. (36 %) и 32 чел. (59 %) соответственно, культуропотребностный -36 чел. (64 %) и 22 чел. (41 %), функционально-нормативный - 0 чел. (0 %) и 0 (0 %) соответственно.

Анализ полученных результатов показал, что количество студентов, находящихся на культуросозидательном и культуропотребностном уровнях, увеличилось, а число студентов с характеристиками функционально-нормативного уровня уменьшилось (I курс) или их не стало совсем (IV курс). Качественный анализ данных свидетельствует о том, что в процессе образования студенты, обучающиеся по методике ТРКС, начинают критически осмысливать свой организационный опыт и проектируют культурные изменения в нем, в большей степени ориентируются на профессионально-культурный модус поведения, переосмысливают педагогические ценности в контексте особенностей организационно-педагогической деятельности учителя, становятся более зрелыми с точки зрения их подготовленности к организации учебно-воспитательного процесса, проявляют культурно-педагогические качества. Таким образом, применение в практике подготовки будущих педагогов методики «Творческое решение культуросозидательных ситуаций» способствует формированию их организационно-педагогической культуры.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Academia, 2002. 24 с.

2. Розенбаум Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи // ИЯТТТ 1983. № 2. С. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.