Научная статья на тему 'Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности'

Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / CULTUROLOGICAL APPROACH / READING / STANDARD OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахутдинова Елена Самигулловна

Автор рассматривает сущность культурологического подхода, культуро-образующую роль реформы образования; показывает, что в процессе воспитания человек, совершенствует собственную читательскую способность, познаёт нормы взаимодействия с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological approach to the role of reading in developing persons

The author discloses the essence of the culturological approach and the culture-forming role of educational reform. In the course of education the person improves his or her own faculty of reading, learns the norms of interaction with associates.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности»

2. Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков / Н. Д. Гальскова // ИЯШ. - 2000. - № 5. -С. 6-11.

3. Европейский языковой портфель для России. - М.: МГЛУ; СПб: «Златоуст». - 2001.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.

5. Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. - Л., 1977.

УДК 376.012

Е. С. Салахутдинова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

... Катастрофическая ущербность духовных ценностей, падение престижа образованности, вербальная раскрепощённость, переходящая в разнузданность, неспособность подрастающего поколения цивилизованно участвовать в полемике...

К сожалению, этот перечень, свидетельствующий о девальвации национального достояния - родного языка, - не исчерпан. Принимая во внимание влияние, оказываемое современными социально-экономическими концепциями развития на все сферы жизни, связь между обозначенными проблемами и духовным состоянием общества, недугом речевой культуры его индивидов очевидна. Этот факт актуализирует гуманистическую парадигму образования, центрированной на человеке, приоритетные ценности которой находят отражение в индивидуальном, гуманном развитии личности и постулируют в качестве основных тенденций реформы образования, усиливающих его культурообразующую роль:

- актуализацию идеала образованной, интеллигентной личности -«человека облагороженного образа» [4], обладающего умственной, этической, эстетической, общественной культурой;

- позиционирование процесса обучения в качестве социокультурной среды становления личности, где взаимоотношения участников образовательного пространства строятся на паритетной основе, признающей право на самоопределение и самореализацию;

- детерминизацию культуры - комплекса способов, средств и норм, присущих данному сообществу, социальной группе, обуславливающих поведение взрослого индивида, уровень его культурной идентификации - в

качестве основного критерия роста и развития личности, механизма человеческого взаимодействия, помогающего людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества.

Необходимо, по мнению Л. С. Выготского, не только «вращивать» культуру в психику ребёнка, но и обеспечить «врастание» ребёнка в культуру [5]. Фундаментом общей культуры личности, ярким её показателем, базовым компонентом, позволяющим интериоризировать ценностные установки, обеспечивающим готовность человека к жизненному самоопределению, непременным условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью является культура речи.

Зародившись в Древней Греции и Древнем Риме в теории и практике ораторского искусства, учение о речевой культуре было оригинально осмыслено и получило своё развитие на материале русской словесности. Этот факт свидетельствует о немеркнущем в среде передовых литераторов, юристов и ученых интересе к тому, что было принято называть красноречием: М. В. Ломоносов, В. И. Чернышов, Л. В. Щерба, Г. О. Винокур, Б. Д. Тома-шевский, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, их ученики и последователи постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи». Это понятие прочно вошло в науку и жизнь: размежевание данного термина, а также дискуссии, вызванные проблемой формирования культуры речи, свидетельствуют о признании этой области знания. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено тем, что речь - мощное средство регуляции человеческой деятельности в различных сферах, способ получения и передачи информации, культурно-исторический феномен, явление не только лингвистическое, но психологическое и эстетическое - способствует личностной реализации, развитию и самосовершенствованию, функционирует как цель, дающая отчетливое видение образа, эталона, ожидаемого результата образовательной и профессиональной деятельности, опредмечивает их и конкретизирует.

Овладение речевой культурой - фактор не только общественно, но и лич-ностно значимый, причем в такой мере, что способен порой определить жизнь и судьбу человека: статусность личности, профессиональная состоятельность во многом определяются её мобильностью, креативностью, способностью свободно ориентироваться в мощном потоке информации. Каждая образованная личность должна научиться оценивать речевое поведение - своё и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения. Приоритетным направлением, действенным средством для достижения умения обнаруживать продуктивные способы вхождения в новые системы межличностных и социальных отношений является развитие и совершенствование культуры общения, коммуникативной культуры личности.

Возрождение традиций владения словом, высокий спрос на людей, оп-

ределяющих речь как одну из ведущих ценностей в индивидуальном развитии, способных грамотно оформлять свои мысли, оказывать воздействие на окружающих не только языковой филигранностью, но и логико-композиционной содержательностью, диалектическим единством формы и содержания - важнейшие критерии, предъявляемые современным работодателем к специалисту, поступающему на работу.

Реалии теории и практики школьного и вузовского обучения свидетельствуют о том, что язык в качестве средства общения является обязательной учебной дисциплиной для школьников и студентов на протяжении многих лет, а само общение с использованием этого средства практически не является предметом специального обучения. Умение говорить воспринимается большинством из нас как естественная способность ходить. Но общеизвестно, прежде чем научиться ходить, человек преодолевает ряд функциональных, эмоциональных и психологических этапов, определяющих в дальнейшем «походку». Коммуникативные умения, как правило, также имеют различные критерии оценки. Как отметил В. О. Ключевский: «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают». [4] Этот факт свидетельствует о том, что в традиционной системе образования речевой навык как способность вербально оформлять собственную мысль, к сожалению, не является результатом специального обучения: получая академичные сведения о правилах письменной речи, большинство людей не имеет представления о построении устного публичного выступления, организованного по своим языковым, логическим и эмоциональным законам; об эффективных способах ведения беседы, имеющей определённую структуру и удовлетворяющей как с человеческой, так и с профессиональной точки зрения; о конструктивном и компетентном общении, в котором речевая способность обнаруживает свою подлинную состоятельность.

Недостаточная проработанность культурологической проблематики, ориентированной на исследование коммуникативной культуры, определяет неумение и нежелание превалирующего большинства современных молодых людей выступать публично, принимать участие в полемике, цивилизованно отстаивать собственное мнение. Минимизация возможностей для культурно-коммуникативного развития влечёт за собой закрепление у подрастающего поколения позиции инфантильности и беспомощности в решении вопросов, связанных с самопознанием, самосовершенствованием, определением жизнен-ной позиции и концепции.

Основанием для привлечения внимания со стороны государства, в образовательной политике которого обучение красноречию не было магистральным, к проблеме психолого-педагогической непроработанности коммуникативно-деятельностного подхода в системе образования служит философское определение сущности человека как совокупности социальных и культурных отношений.

Социальный аспект раскрывает необходимость провозглашения в качестве основного содержания обучения и воспитания гармонически развитой личности интериоризацию системы социальных отношений, деятельностное проявление которой должно выражаться в виде общественной активности подрастающего поколения, избирательности в оценках, суждениях, эмоциональных реакциях, а также в качестве позиционирования себя субъектом - носителем способности быть стратегом поведения, деятельности.

Культурологический аспект выявляет необходимость понимания обучения и воспитания как вхождение ребёнка в контекст общей культуры и коммуникативной культуры, в частности. Согласно культурологическому взгляду на образование, содержательная сторона педагогического процесса обеспечивается системой наивысших ценностных отношений, выявленных и проверенных на практике современной культурой и развёрнутых в их теоретическом значении аксиологией. Пониманию того, что наверху ценностной пирамиды, над всей иерархией ценностей стоит человек как наивысшая ценность, в немалой степени способствует чтение. Чтение, являясь мощным средством регуляции человеческой деятельности в различных сферах, высвечивает грани культуры человека, его интеллектуальный потенциал. Именно чтению принадлежит ведущая роль в процессе семантического декодирования культурологических ценностей - зашифрованной модели жизни.

Человечеству известны два грандиознейших открытия: одно связано с изобретением колеса, давшего возможность передвигаться в пространстве, другое - с рождением книги, позволившей человеку перемещаться во времени, кристаллизовавшей все учения человечества. Через чтение опыт поко -лений становится достоянием потомков, обогащает их, способствует отчётливому видению настоящего, детерминирует будущее. Английский философ Ф. Бэкон сказал: «Книги - это корабли мысли. Они странствуют по волнам времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколения к поко -лению» [3]. Не будь письменности, отмечает В. В. Соколова, был бы безвозвратно утерян опыт многих поколений людей, и каждое новое поколение было бы вынуждено начинать заново труднейший процесс изучения мира [4]. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, . раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми», - писал академик Д. С. Лихачёв [2].

В процессе воспитания и социализации человек, совершенствуя собственную читательскую способность, познаёт нормы взаимодействия с окружающими:

- постигает информацию о внешнем мире;

- развивает, наполняет и обогащает свой этический, эстетический, нравственный и культурный потенциал;

- познаёт приёмы ориентирования в ситуации общения;

- учится соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять коммуникативные ожидания других людей;

- находит средства нравственного самовыражения;

- совершенствует навыки выстраивания общения на любом уровне в соответствии со стилистическими нормами языка.

Приведённые факты дают основание рассматривать чтение как основной показатель, характеризующий состояние речевой компетенции каждого индивида, являющийся показателем культуры человека, как целенаправленную деятельность, изменяющую взгляды, углубляющую понимание, воссоздающую опыт, как стимул интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности и позиционировать чтение как культурологический и социальный феномен. В связи с этим уровень читательской активности становится не только важнейшей составляющей профессионально подготовленных людей, но и показателями эмоциональной культуры, культуры мышления и речи, а также общей культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Читательскую состоятельность следует рассматривать как своего рода «визитную карточку человека в обществе» [3].

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. По оценкам психологов, на эффективность интериоризации этого научно-практического багажа оказывают действие более двухсот факторов. Обстоятельство номер один, влияние которого на успеваемость гораздо существеннее воздействия всех остальных - навык чтения. Этот факт объясняется тем, что чтение, представляя собой особый вид речемыслительной деятельности, является для ученика основным каналом получения учебной информации (до 85%), играющим ведущую роль в процессе усвоения знаний; способом приобретения представлений о различных формах деятельности; средством воссоздания и усвоения общественного опыта, обеспечивающим познание и усвоение действительности, способствующим высвечиванию возможностей и интересов личности, наполняющим и обогащающим её эстетический, нравственный и культурный потенциал. Острая необходимость в научении детей чтению, возведении его в ранг потребности, детерминируется самим процессом школьного обучения, который является началом серьёзного пожизненного интеллектуального и нравственного роста и совершенствования: именно чтение является тем механизмом, который «запускает» и поддерживает это взаимодействие, обеспечивает слаженность и гибкость функционирования его компонентов, гарантирует приоритетность развития гармоничной личности.

Многие исследователи в педагогике и психологии справедливо утверждают, что всё, чем богат человек, приобретается им в детстве. Пожалуй, уместно будет дополнить это мнение предположением о том, что большинство затруднений различного характера во взрослой жизни тоже родом из дет-

ства, и обосновать утверждением о том, что «поведение взрослого человека, степень его культурной идентификации, ценностные и личностные смыслы во многом детерминируются слоем детского сознания» [5]. Это обуславливает важность прикосновения ребёнка посредством чтения к истинным культурным ценностям, значимость в приобщении учащихся к искусству быть Читателем, а также опасения по поводу безупречности формируемого речевого вкуса у подрастающего поколения, вызванные таким явлением, сложившимся на сегодняшний день, как сатурация. Ошеломляющий поток информации, множимый год от года, увеличение числа людей с разным уровнем речевой культуры, приобщившихся к статусу писателей и подменяющих объективное рассмотрение вопроса, культурные и образовательные ценности - истинные приоритеты - субъективными интересами; снижение воспитательной направленности в содержании печатных изданий и в средствах массовой информации, небезупречный языковой вкус, тиражирование речевых штампов, рост языковой вариативности, девальвация морали, навязывание культа категорий сомнительного свойства в ценностно-смысловом аспекте, отсутствие позитива в поступающих сведениях - подобная динамика в бесконтрольном насыщении информационного рынка обуславливает речевой хаос, притупляет чувство языковой ответственности, препятствует интеграции нового поколения в контекст культуры. Д. С. Лихачёв писал: «.Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры.» [2].

Формирование речевого вкуса личности, развитие способности дистанцироваться от информации, притупляющей чувство языковой ответственности; совершенствование навыка компетентностного чтения, позволяющего делать обоснованный выбор лучшего из числа альтернатив, - задачи, решение которых актуально для современного образования, гуманизация и гуманитаризация которого предполагает развитие самодостаточной личности, способной интериоризировать приоритетные для различных областей знаний понятия; личности, готовой к самосовершенствованию, находящейся в постоянном движении в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Таким образом, вопросы, так или иначе связанные с общением, коммуникативной культурой, проходят многотрудный путь поиска ответов на неоднозначные вопросы и дискуссий. Жизненная значимость, многоаспектность, неисчерпаемость проблем, порождаемых речевой культурой, дают возможность рассчитывать на неослабевающий интерес к этому вопросу со стороны государства, призванного освещать пути сохранения, поддержания, развития и восприятия культуры во всех её вариантах и проявления.

. Сократ в своё время советовал своим ученикам рассматривать себя в зеркало, объясняя это тем, что тот, кто при этом останется довольным, должен приложить усилия, чтобы «не опозорить дурными поступками своей благородной наружности. Тот же, чья внешность окажется не вполне привлекательной, пусть старается прикрыть её недостатки добрыми делами, добродетелью» [1]. Величайший из умов древности полагал, что любой взгляд на себя и в себя полезен, потому что только увидевший себя и познавший способен к самоусовершенствованию. Согласно Сократу, пусть каждому из нас на вопрос, нужно ли совершенствовать свою речевую культуру, без которой процесс формирования личности не может считаться полноценным и всеобъемлющим, ответит зеркало, отразив наши взаимоотношения с людьми. Если зеркало самопознания затуманивается непониманием, конфликтами, неудачами коммуникативного поведения, то необходимо работать над совершенствованием уровня языкового сознания.

Библиографический список

1. Далецкий, Ч. Практикум по риторике / Ч. Далецкий. - М., 1995. - С. 3-207; 53 с.

2. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. Лихачёв. - М.: «Детская литература», 1989. - С. 5-238; 96, 98 с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. Черняка В. Д. - М., 2002. - С. 3-509; 9, 38 с.

4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - М.: «Просвещение», 1995. - С. 3-191; 4, 107 с.

5. Чумичева, Р. М. Ценностно-смысловая модель детства как среда развития ребёнка / Р. М. Чумичева // Материалы II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 3-350; 74 с.

6. Кищенко, О. А. Диалоговая культура как интегративное, системное образование // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №9 3. - С. 152 - 158

7. Ултургашева, О. Г. Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии) // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №9 2. - с. 183 - 189.

УДК 374.024

Т. Ю. Сунько

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РИТОРИКИ

Культура речи - существенный элемент общей культуры человека, его образования и воспитания. Публичное выступление требует не только правильно звучащей речи, соответствующей нормам современного русского литературного языка, но и ясного, четкого произношения. От качества произносительной стороны ораторской речи зависит внимание слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.