Научная статья на тему 'Культурологический подход к нравственному воспитанию подростков промышленного города'

Культурологический подход к нравственному воспитанию подростков промышленного города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГМАТ / УЧЕНИЕ / КРИТЕРИЙ / ЦЕННОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КУЛЬТУРОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ / TENET / TEACHING / CRITERION / VALUE / CORRELATION BETWEEN CULTURE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Г. А.

Актуализация нравственного компонента в процессе воспитания подростков в учебных учреждениях различного уровня образования как общего среднего, высшего профессионального обусловлена процессами все усложняющейся социальной структуры современного общества, снижением общего культурного уровня подрастающего поколения, гуманизацией образования, вхождением России в Болонский процесс, что неизбежно влечет за собой пересмотр учебных планов и программ обучения в школах, ссузах, вузах. Поликультурность пространства предполагает сосуществание нескольких социально значимых культур, необходимость формирования толерантности. Эта задача может быть эффективно решена в условиях реализации культурологического подхода к воспитанию подростков. «Культурологический подход» это методологическая основа образования, ориентированного на человека; это образование в контексте культуры. Одна из задач воспитания правильно организовать деятельность учащегося. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения влияют на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actualization of the moral component in process of teenager's education in scholastic institutions has different level formation. It is conditioned process of all becoming complicated social structure modern society. Such as humanism of the education and the processing of entering Russia in Bolonskiy's agreement. This process inevitably entails the revising of the curriculums and programs of the education in school, secondary school, high school. The multicultural area expects coexistence several social significant cultures and needs of the shaping of tolerance. This problem can be solved in condition of the realization of culture tenet in teenager's education. "The culture tenet" is s methodological base of the formation which are oriented on person. It is an education in context of the culture. One of the problems of the education it is the question how correctly organized the pupil's activity take into account of the moral quality and the influence of assimilation of the moral rates and valuable orientation.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к нравственному воспитанию подростков промышленного города»

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы /Г.В. Мухаметзянова. -Казань: ИССО РАО, 1996. - 328 с.

2. Волович Л.А. Культура речи и ее прогностический смысл / Л.А.Волович // Габдулхаков В.Ф. [и др.] Педагогическая риторика: Учебное пособие для студентов. -Казань: Изд-во «Дом печати», 2002. -С.5-6.

3. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А.А.Кирсанов. - Казань: Изд-во КГТУ, 2000. - 228 с.

4. Осипов П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе / П.Н.Осипов. - Казань: РИЦ «Школа», 1997. -224 с.

5. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П.Н.Осипов. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.

6. Осипов П.Н. Самовоспитание как

средство формирования конкурентоспособной личности /П.Н.Осипов // Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы Международной научно-практической конференции (10.04.2008). -

Казань: КГАСУ, 2008. - С.197-200.

7. Осипов П.Н. Знания или диплом / П.Н.Осипов // Формирование интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования: Первые махмутовские чтения. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - С.110-115.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Яруллина Г.А.

Актуализация нравственного компонента в процессе воспитания подростков в учебных учреждениях различного уровня образования - как общего среднего, высшего профессионального - обусловлена процессами все усложняющейся социальной структуры современного общества, снижением общего культурного уровня подрастающего поколения, гуманизацией образования, вхождением России в Болонский процесс, что неизбежно влечет за собой пересмотр учебных планов и программ обучения в школах, ссузах, вузах. Поликультурность пространства предполагает сосуществание нескольких социально значимых культур, необходимость формирования толерантности. Эта задача может быть эффективно решена в условиях реализации культурологического подхода к воспитанию подростков. «Культурологический подход» - это методологическая основа образования, ориентированного на человека; это - образование в контексте культуры. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность учащегося. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения влияют на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций.

Ключевые слова: догмат, учение, критерий, ценность, взаимосвязь между культурой и образованием.

Realization of the cultured tenet in of teenager’s education as factor of the shaping their moral valuables in multicultural space (on Nizhnekamsk’s town material). The actualization of the moral component in process of teenager’s education in scholastic institutions has different level formation. It is conditioned process of all becoming complicated social structure modern society. Such as humanism of the education and the processing of entering Russia in Bolonskiy’s agreement. This process inevitably entails the revising of the curriculums and programs of the education in school, secondary school, high school. The multicultural area expects coexistence several social significant cultures and needs of the shaping of tolerance. This problem can be solved in condition of the realization of culture tenet in teenager’s education. «The culture tenet» is s methodological base of the formation which are oriented on person. It is an education in context of the culture. One of the problems of the education it is the question how correctly organized the pupil’s activity take into account of the moral quality and the influence of assimilation of the moral rates and valuable orientation.

Key words: tenet, teaching, criterion, value, correlation between culture and education

Актуализация нравственной компоненты в процессе воспитания подростков в учебных учреждениях различного уровня образования - как общего среднего, так и начального, среднего, высшего профессионального - обусловлена процессами все усложняющейся социальной структуры современного общества, снижением общего культурного уровня подрастающего поколения, гуманизацией образования, вхождением России в Болонский процесс, что неизбежно влечет за собой пересмотр учебных планов и программ обучения в школах, ссузах, вузах.

Поликультурность пространства предполагает сосуществование нескольких социально значимых культур, этноидентичностей, а, значит, необходимость формирования толерантности как одной из основных нравственных ценностей у подрастающего поколения. Эта задача может быть эффективно решена в условиях реализации культурологического подхода к воспитанию подростков. «Куль-

турологический подход - это методологическая основа образования, ориентированного на человека; это -образование в контексте культуры» [1, с. 66-75].

В учебных учреждениях Закам-ского региона Поволжья обучение ведется на двух официальных языках: русском и татарском. Внедрение билингвизма выступает средством устранения психологического дискомфорта в образовательной среде. Выходом из проблем языковых барьеров в поликультурном образовании может стать построение такой системы образования, которая в своем содержании имела бы национальный компонент, опирающийся на идеи диалога культур, что расширяет возможности возрождения языка и культуры коренных народов, проживающих в регионе, является основой педагогической поддержки в поликультурной самоидентификации личности учащегося.

Согласно культурологической концепции личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской,

культурологический подход - «это видение образования через призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [2, с. 251].

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность учащегося. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Определено, что для выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации, необходимо использовать требования - критерии нравственной сущности детской личности, современные методики выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников. После определения уровня нравственной воспитанности следует подобрать соответствующие методы воспитания. Дальнейшая работа по нравственному воспитанию должна строиться с учетом всех направлений воспитательной деятельности и только в этом случае можно рассчитывать на успех в этом сложном аспекте воспитания.

Социально-педагогическое исследование, целью которого явилось выявление степени эффективности реализации культурологического подхода

в воспитании подростков в поликуль-турном пространстве образовательного учреждения, состояло в выявлении и апробации педагогических условий, максимально способствующих формированию культурологического подхода в воспитании подростков.

Выборочную совокупность составляли 170 учащихся подросткового возраста, в возрасте от 12 до 15 лет, обучающиеся в 6-9 классах, из них:

86 - экспериментальная группа (6А, 6В, 7А, 7Б, 8А, 8Г, 9А);

84 - контрольная группа (6Б, 6Г, 7В, 7Г, 8Б, 8В, 9Б).

В общем виде качественно-ко -личественный состав экспериментальных и контрольных групп был одинаков. Выбор испытуемых был обусловлен тем, что период младшего подросткового возраста является наиболее сенситивным для формирования основных компонентов нравственной воспитанности, этнообъединительных и этноразличительных признаков, толерантного отношения к представителям разных этнических групп, приобщения детей к системе общечеловеческих и духовных ценностей. При этом ведущая роль в формировании нравственной воспитанности принадлежит школе как важнейшему социальному институту наряду с семьей.

Задачей данного исследования явилось изучение реализации педагогических условий в воспитании подростков в образовательном учреждении.

Для решения этой задачи нами были разработаны следующие критерии определения качества решения педагогических условий реализации культурологического подхода в воспитании подростков в поликультур-

ном пространстве образовательного учреждения:

- отношение учащихся к необходимости изучения особенностей национальной культуры народов региона;

- осознание учащимися поли-культурных ценностей как нормы собственной деятельности.

Формирующий эксперимент включал в себя два этапа:

1) выявление и апробация системы организационно-педагогических условий формирования культурологического подхода в воспитании подростков;

2) актуализация педагогических условий реализации принципа культурологического подхода в воспитании подростков.

Одним из основных методов диагностики педагогических условий реализации принципа культурологического подхода в воспитании подростков мы рассматриваем метод непосредственного наблюдения за подростками в условиях специально организованных экспериментальных ситуаций обучения и воспитательного процесса (проблемных, задачных, диалоговых, игровых). При организации и планировании такого наблюдения была определена система наблюдаемых признаков, степень проявления которых со стороны обучаемых фиксировались в дневнике наблюдений. Перечислим некоторые из этих признаков: заинтересованность учебной и внеучебной проблемой (усиленное внимание, неустойчивое внимание, отсутствие внимания); характер выполнения задания (стереотипный, нестандартный); языковая грамотность (высокая, низкая) и др.

Кроме того, традиционное анкетирование применялось для выявления самооценочных утверждений

подростков, по которым делались заключения о реализации культурологического подхода в воспитании.

Анализ творческих работ обучаемых (сочинений) позволил экспериментаторам составить представление о характере, жизненных планах и целях испытуемых, о направленности их идеалов и установок.

Первичные результаты проведенного комплекса исследований дали возможность провести первоначальную дифференциацию учащихся подросткового возраста по группам трех уровней готовности к внедрению культурологического подхода в воспитании в учебных и внеучебных ситуациях. Нами выделены три основные группы подростков.

К группе низкого уровня готовности к реализации культурологического подхода в воспитании были отнесены в основном учащиеся 6-х классов, не проявляющие интерес к учебной и внеучебной деятельности, и те учащиеся, которые при ответе на вопросы анкеты выбирали следующие варианты ответов: «Нет»; «Неудовлетворительные». У таких учащихся оказалась не развита эмоционально-психологическая сфера: они, как правило, не уверены в себе, не имеют устойчивых интересов, не участвуют во внеурочной деятельности. Они не считают национальные ценности (язык, литературу, историю, традиции, обычаи) значимыми для себя, не связывают свою жизнь с социокультурной ситуацией в республике, не стремятся изучать родной язык, плохо ориентируются в российской и мировой культуре.

К группе среднего уровня были отнесены учащиеся (7-8 классы), овладевшие необходимым минимумом гуманитарных и естественно-матема-

тических знаний и познавательных умений, определенных школьной программой, но недостаточно заинтересованные в приобретении каких-либо дополнительных знаний; и те учащиеся, которые при ответе на вопросы анкеты выбирали следующие варианты ответов: «Скорее да, чем нет»; «Удовлетворительные». Исходное анкетирование показало: эти школьники считают, что такие гуманитарные предметы, как «Татарский язык», «История Татарстана», «Культурология», можно исключить из программы обучения. В то же время они осознают, что в современных условиях культурологический подход востребуется через высокую образованность, культуру общения, национальное своеобразие.

Группа высокого уровня (в основном, учащиеся 9-х классов) харак-

теризовалась высоким уровнем знаний по общеобразовательным предметам школьного курса, наличием познавательного интереса, как к общеобразовательным дисциплинам, так и к дисциплинам гуманитарного цикла и внеучебным мероприятиям, а также те учащиеся, которые при ответе на вопросы анкеты выбирали следующие варианты ответов: «Да»; «Хорошие». Это проявлялось и в самостоятельности, инициативе на занятиях. Подростки вносили предложения по улучшению школьной внеучебной жизни. Такие учащиеся подросткового возраста осознавали ценность национальной культуры, связывали свое индивидуальное развитие с приобщением к ней. Это проявлялось в форме нравственных суждений, чувствований, переживаний.

Таблица №1

Распределение мнений учеников подросткового возраста по уровням отношения к необходимости изучения особенностей национальной культуры народов региона

(констатирующий этап)

Группа Кол-во участников Считаете ли Вы необходимым изучение особенностей национальной культуры региона? (% к опрошенным)

Да, считаю Не считаю Затрудняюсь ответить

Экспериментальная 86 27 62 11

Контрольная 84 31 60 9

В ходе исследования выяснилось, что отношение учащихся подросткового возраста к необходимости изучения особенностей национальной культуры региона как одного из основных компонентов культурологического подхода в поликультурном пространстве на констатирующем и завершающем

этапе эксперимента варьировалось, что нашло отражение в приведенной таблице.

Если первый этап эксперимента

способствовал раскрытию педагогических условий реализации принципа культурологического подхода в воспитании школьников подросткового

возраста мотивационного потенциала, творческих способностей, навыков индивидуальной и групповой деятельности, то учебные и внеучебные ситуации второго этапа требовали от школьников творческой переработки имеющихся знаний и умений, принятия на себя ответственности за выбор, проявления навыков уверенного национального общения. В конце первого этапа стало ясно, что наибольшие затруднения вызывает у учащихся подросткового возраста необходимость интеграции знаний по различным дисциплинам в рамках своей национальности.

На втором этапе эксперимента оказалось возможным на занятиях по-иностранному языку ввести модель педагогических условий реализации принципа культурологического подхода в воспитании школьников подросткового возраста, объединяющую и синтезирующую в себе элементы диалога и игры. К этому времени у учащихся подросткового возраста уже сформированы грамматические и лексические навыки, имеется опыт разговорной речи на иностранном языке. Так, например, преподавателями Е.Г. Хайрутдиновой и Г.А. Яруллиной были проведены игровые уроки «Диалог: мой язык как средство культуры и воспитания других языков», «Диалог: организация национальных мероприятий» и творческие вечера «Традиции и праздники англоязычных и германоязычных стран на основе русского языка». В творческих вечерах активное участие принимали все школьники подросткового возраста, изучающие как английский, так и немецкий языки.

В проведенном эксперименте были созданы педагогические условия

для успешной реализации принципа культурологического подхода в воспитании школьников подросткового возраста: организации учебно-игровой деятельности, которая предоставляет широкие возможности для реализации педагогических условий культурологического подхода в воспитании школьников подросткового возраста проявлений обучаемых, (М.В. Кларин, А.А. Вербицкий, П.И. Пидкасистый) [3, 4].

Таким образом, экспериментальные исследования подтвердили, что правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приводит к позитивным изменениям.

Проведенные нами исследования показывают необходимость организации мониторинга педагогических условий реализации принципа культурологического подхода в воспитании школьников подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях, целью которого является сбор и оценка данных, необходимых для того, чтобы разработать и принять решения по осуществлению мер, направленных на достижение желаемого уровня воспитания школьников.

Данные такой педагогической диагностики позволяют проектировать и осуществлять учебный и воспитательный процесс более планомерно, научно, целенаправленно.

Литература:

1. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программ / Библер B.C. // Психологи-

ческая наука и образование. - 1996. - № 4. -С. 66-75.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. // Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования /

Вербицкий А.А. // Экологическое образование. - Волгоград: Перемена, 1986. - 283 с.

4. Новые ценности образования. Выпуск 7: Культурные модели школ // М: Инноватор, 2007. - 247 с.

5. Опарина О.В. Формирование творческой личности студента средствами хореографии в сфере досуга / Казанский педагогический журнал. - № 11-12, 2009. -С. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.