Научная статья на тему 'Культурологические основания феномена советских праздников'

Культурологические основания феномена советских праздников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические основания феномена советских праздников»

наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом.

Представляется, что несмотря на очевидные процессы глобализации, происходящие в современном мире, изучение культуры нашей страны в рамках профессионального образования может помочь понять причины событий, имеющих место в настоящее время, и сделать хотя бы приблизительный прогноз на будущее.

А. И. Ракитянская

Культурологические основания феномена советских праздников

Советские праздники и ритуалы составили целую эпоху в отечественной культуре. Их предыстория уходит в период культуры Серебряного века. Идею преобразования мира по законам красоты и гармонии обосновывали символисты, а дело разрушения старой культуры - футуристы. В создание нового искусства включился Российский художественный авангард (Н. И. Альтман, К. С. Малевич,

В. В. Маяковский, М. З. Шагал и др., 1968). Середина 20-х гг. ХХ в. -расцвет советского праздничного искусства, сосуществование различных направлений - футуристов, конструктивистов, имажинистов и т. п. Пересматривается проблема пространства праздника, поскольку стираются границы между актерами и зрителями, между сценическим и реальным пространствами; включением реальных вещей в празднества и т. д. Обращение к массовым действам и уличным празднествам, с их пышной революционной символикой и вовлечением в игру тысяч зрителей, было подготовлено еще до революции символистскими театральными концепциями. Символисты мыслили театр как синтетическое явление с ведущей ролью музыки, танца, хоров, с опорой на «дионисийское начало» и отказом от всякой художественной условности.

Наибольший интерес представляют художественные концепции

A. Н. Скрябина и В. И. Иванова. Работая над «Предварительным действом», Скрябин ставил задачу создания чего-то большего, чем музыкальная драма. Композитор намеревался соединить в одно целое музыку, поэзию и танец. Задуманное произведение «всеискусства» (можно провести аналогию с идеей «всеединства»

B. С. Соловьева) должно было войти в жизнь как ее равноправный компонент, выступать символом гармоничной и целостной реальности. В.И. Иванов пытался реализовать в практике массового народного праздника концепцию «соборного действа». Суть этой

127

концепции в том, чтобы «зритель перестал быть воспринимающим зрителем и действовал сам в плане идеального действия сцены. Театральный коллектив целиком должен уместиться, не утрачивая своей самостоятельной жизни, в рамках изображаемого события. Действующий и действенный коллектив можно назвать условно "хором", не предрешая этим форм его действия. Ибо иначе, как согласно действующим, мыслить его нельзя, поскольку все действие в целом должно представлять собою некое единство» (Иванов В.И., 1973). М.М. Бахтин писал об официальных праздниках «Официальный праздник иногда даже вопреки собственной идее утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего миропорядка: существующей иерархии, существующих религиозных, политических и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже готовой, победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная и непререкаемая правда. Поэтому и тон официального праздника мог быть только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе» (М.М. Бахтин, 1990).

Н.А. Бердяев говорил о революционной обрядности: «В России образовался особенный культ революционной святости, культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы. И долгое время всякое сомнение в этом священном предании, всякая критика этих догматов, всякое непочтительное отношение к этим святым вело к отлучению не только со стороны революционного общественного мнения, но и со стороны радикального и либерального общественного мнения» (Н.А. Бердяев, 1990). Ленинская теория культуры как основа советских праздников строилась на учении о двух национальных культурах в условиях эксплуататорского общества. В.И. Ленин указывал, что в каждой нации в условиях капитализма существует буржуазная культура (В.И. Ленин, 1979). В дооктябрьский период рабочими России нелегально отмечались международные революционные праздники (Первомай), и знаменательные дни, посвященные событиям русского освободительного движения (9 января «Кровавое воскресенье» и т. д. Известно, например, что Ленские события в 1912 г. всколыхнули всю страну. Это событие вызвало во многих городах страны мощную первомайскую забастовку, в которой приняло участие 400 тыс. рабочих. Забастовки и демонстрации проходили под лозунгами: «Восьмичасовый рабочий день», «Конфискация помещичьих земель», «Свержение самодержавия» и др.

Одним из первых шагов Советской власти в области духовной жизни общества явилась реформа старого календаря. Реформа календаря не только делала более удобным международное общение, но имела важное политическое значение. Она была

128

направлена на устранение самодержавных традиций. Введение нового календаря создавало благоприятные условия для создания и закрепления новых советских праздников и обрядов, имеющих идеологическое значение. Впервые революционные праздники приобрели узаконенный характер, официально стали общегосударственными. Тем самым были заложены основы становления и развития советских праздников и обрядов. Правительство провозгласило курс на «культурную революцию». Разрешение этой задачи зависело также и от переустройства быта. Сферы быта и культуры взаимосвязаны. «Когда ставится вопрос о культурной революции, -отмечал М. И. Калинин, - то, по существу, это есть проблема полного изменения быта, психологии и отношений людей. Это есть поднятие на высшую ступень отношений между людьми... Содержание более культурных социалистических отношений, как бы мы ни изменили их формы, выражается в увеличении братства, товарищества, идеальности отношений между людьми» (М.И. Калинин, 1974). Следовательно, речь шла не только о ликвидации неграмотности, благоустройстве быта людей, но и об уровне их культурного развития, культуре взаимоотношений, духовном богатстве.

В советское время формируется сюжет тоталитарного праздника, он создавал ощущение особого грандиозного пространства, в котором масштабы СССР перекрываются масштабами всего земного шара. Тотальное преображение мира приобретало космические масштабы. Советское общество изолировано от внешнего мира: новации быта и культуры игнорируются, изобретения не используются, открытия засекречиваются, паспортная система привязывает людей к месту жительства. Пространство тоталитарного мира замкнуто. Пространство советского праздника также замкнутое пространство. Оно тщательно охранялось, закрывались улицы и проходы, ведущие к этому пространству, даже смотреть на демонстрацию с трибун разрешалось только по пропускам.

Отметим, что категория праздника - это еще и декоративная, фасадная реальность советской эпохи. Это особый иллюзорный строй жизни, который для советских людей оказывается гораздо значимее и реальнее, чем сама жизнь. Средства массовой информации, литература, театр, кино создавали иллюзию жизни в празднике, а праздника в жизни. Праздник давал более реальную модель пространства и времени, чем события и воспоминания людей, исполнял роль идеального конструкта будущего общества. Праздник был одним из механизмов внедрения советской семантики: различные эмблемы, символы и аллегории составляли особую специфику советского праздника.

В советской системе функцию первопраздника выполняла Октябрьская революция. Именно празднование годовщин революции

129

будет переживаться как драма обновления, с которой время начало свой новый исторический отсчет, свое движение в будущее. Поэтому одно из центральных мест в советском празднике занимало шествие. Демонстрации имели свою символику. Движение здесь совершается в одном направлении, которым является будущее. Символический смысл демонстрации состоял в том, чтобы приблизить будущее, преодолеть расстояние, разделяющее сегодня и завтра. Появиться в рядах демонстрантов означало реально встать на дорогу новой истории, войти в другое, новое бытие. Шествие помогало ощутить динамику движения самой революции. Например, действие поэмы А. А. Блока «Двенадцать» развертывается в темпе постоянного марша.

Особенность советского сознания состоит в том, что, обращаясь в будущее, оно неизбежно возвращается к прошлому. Со временем революционный и гражданский праздники вырабатывают циклически-консервативный ритуал движения, то есть создается традиция. Праздник несет в себе мощные ритуальные функции. Ритуал становится важнее движения вперед. Ритуал создает историческую непрерывность: упорядочивает прошлое, настоящее и будущее. Массовые праздники придавали системе видимость движения, положительные эмоции черпаются из выполнения ритуала, а не из его нарушения. Таким образом, советский праздник с одной стороны, выступает как сфера, противостоящая прошлому, подчиняющая настоящее интересам будущего и утверждающая динамизм истории. С другой стороны, праздник предстает как статичная система, автоматически не чувствительная к противоречиям реальной действительности, жизненность которой обусловливалась повторяемостью и символичностью.

Советский праздник пережил систему, продуктом которой он является. Перестройка всей жизни, начавшаяся с реформ 90-х гг. прошлого века, затрагивает и праздничную культуру. Тенденция к сохранению ключевых элементов народного праздника (прежде всего массовости), остается устойчивой.

Сегодня праздничный календарь не должен полностью перечеркнуть сложившиеся традиции советской праздничной культуры. Речь идет не о сохранении праздников, в основе которых лежат события, утратившие свою актуальность, а о способе празднования уже новых событий. Такие элементы, как шествия (они имеют глубокие исторические корни) и театрализации, комплексность праздничного убранства города, его соотнесение с архитектурным пространством безусловно должны быть сохранены и использованы в современной праздничности. Современная жизнь требует актуализации праздника, личностного отношения к нему. Сложившееся противоречие между необходимостью сохранения элементов совет-

130

ского праздника и необходимостью свободы выбора для каждого члена общества требует не только новой модели современного праздничного календаря, но и новых подходов к системе празднования. В определенном смысле и Петербург, и вся Россия находится в стадии становления новой праздничной культуры.

Г. Р. Чернова

Жестокость: от первобытного общества к современности

Термин «жестокость» до сих пор не формулируется как научное понятие. Мы не находим его ни в философской, ни в психологической, ни в культурологической, ни социологической справочной литературе, ни в энциклопедиях как российских, так и зарубежных. Термин «жестокость» широко используется лишь в криминалистике, психиатрии и патопсихологии, причем как сугубо описательный «рабочий термин». Интересно отметить, что в обыденном языке в отличие от научного слово «жестокость» предстает как атрибутивное свойство бытия, охватывая все его сферы (природа, общество, сознание), приобретая некий онтологический смысл и значение: «жестокий человек», «жестокая буря», «жестокие чувства и мысли» и т. д. и т. п. Характерно, что «жестокий» происходит от «жесткий» -«твердый», т. е. «бесчувственный» (Даль В., 1994). Здесь, однако, следует в полной мере учитывать и возможность сохранения в слове антропоморфного синкретизма. Можно сказать, что в целом понятием жестокости в культуре фиксируется негативное отношение общества (выраженное в традициях оценки) к определенным качествам личности, к определенному типу поведения и, шире, к миру в целом, связанное со страстно-эмоционально-сострадательным переживанием причинения зла в процессе воздействия на живое (чувствующее).

Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения (Антонян Ю.М., 1995, С. 11).

Жестокость - это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом. То, что в рамках одной культуры считается нормальным поведением, представителями другой культуры будет воспринято как грубое нарушение прав и достоинства человека. Одно из самых ярких подтверждений этого тезиса - спор современных исследователей на тему: была ли первобытная культура жестокой?

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.