Научная статья на тему 'Культурологические и философские аспекты формирования интегративного знания о культуре'

Культурологические и философские аспекты формирования интегративного знания о культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
964
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ / CULTUROLOGY / PHILOSOPHY OF CULTURE / INTEGRATIVE KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Астахов О. Ю.

Статья посвящена рассмотрению аспектов соотношения культурологии и философии культуры в определении характера изучения культуры. Выявляются основные уровни обобщения интегративного знания о культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF FORMATION OF INTEGRATIVE KNOWLEDGE OF CULTURE

The article deals with the aspects of the relationship of culturology and philosophy of culture in determining the nature of the study of culture. The main levels of generalization of the integrative knowledge of culture are identified.

Текст научной работы на тему «Культурологические и философские аспекты формирования интегративного знания о культуре»

УДК 001.2

О.Ю.Астахов

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗНАНИЯ О КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена рассмотрению аспектов соотношения культурологии и философии культуры в определении характера изучения культуры. Выявляются основные уровни обобщения интегративного знания о культуре.

Ключевые слова: культурология, философия культуры, интегративное знание.

O.Y. Astakhov cultural and philosophical aspects of formation of integrative knowledge of

CULTURE

The article deals with the aspects of the relationship of culturology and philosophy of culture in determining the nature of the study of culture. The main levels of generalization ofthe integrative knowledge of culture are identified.

Key words: culturology, philosophy of culture, integrative knowledge.

В современном российском гуманитарном сообществе существуют неоднозначные точки зрения о характере научного знания о культуре. Одна из них заключается в том, что необходимо развивать философский дискурс о культуре, другая связана с идеей формирования культурологического знания с установкой на итеративность. Однако сохраняется неясность различий предметного поля философии культуры и культурологии. Наблюдается не только их постоянное смешение, но даже утверждается невозможность их разделения в решении общих вопросов смыслообразования, императивно необходимого нашему обществу особенно в условиях постоянных преобразований и реформирований.

Проблема перехода от философии культуры к культурологии, их соотношение обсуждается в отечественной научном сообществе. К данной теме обращаются такие исследователи, как А.Я.Флиер, С.Н. Иконникова, В.М.Межуев, П.С.Гуревич, М.С.Каган. Нельзя отрицать тот факт, что институциализации культурологии предшествовал сложный процесс осмысления сущности культуры в рамках философии культуры. Культурология занимается теоретическим осмыслением фактического материала, полученного в результате исследований культурных феноменов, в то время как философия культуры ориентирована на определение сущности культуры, ее категориального содержания и универсалий, способствующих выстраиванию смыслового контекста. В культурологии исследуются различные культуры с опорой на конкретный материал, не ограничиваясь текстами, раскрывающими определенные ее стороны через философские концепции и идеи [2]. В отличие от философии, для которой культура и степень окультуренности человека выступает мерилом его свободы, культурология понимает культуру в аспекте ограничений свободы индивида контекстом его бытия [9]. Поэтому в практике научных культурологических исследований, в отличие от философии, большое внимание уделяется анализу конкретного материала истории искусства, науки, образования, истории быта и нравов устойчивых исторических общностей: религиозных, этнических, политических,

территориальных и других, выявляя свойственные им исторические типы и модели сознания, деятельности, поведения, способов их закрепления, трансляции и совершенствования связей с другими сферами жизни общества. Это делает культурологию не только теоретически важной, но и практически значимой дисциплиной, востребованность которой постоянно возрастает в современной России [10, с.39].

Выделение культурологии как специального знания о культуре подразумевает, в первую очередь, появление такого исследовательского направления, где:

• собственно объектом рассмотрения становится культура как таковая (во всех других науках культура является лишь одной из изучаемых областей);

• ее изучение включает анализ всех, а не только отдельных, частных форм и аспектов культурных явлений и процессов;

• культура рассматривается как некоторое особое целое, и одновременно, во всех его (этого целого) проявлениях и формах;

• не только интегрированы многообразные знания о культуре, полученные посредством других наук, но и на этой основе построены объяснительно-типологизирующие схемы, характеризующие различные аспекты культуры и обладающие значимым для науки уровнем обобщения [6, с. 23].

Культурология - системная рефлексия о культуре как целостности, которая включает исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты, изоморфные самой культуре. Культурология развивается как комплекс знаний о культуре, каждый из них имеет свой ареал исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу [4, с.4]. В тоже время А.Я.Флиер уточняет, что объектом культурологии является не

вообще вся культура, а преиму-щественно те основания жизни человека и общества, которые можно назвать гуманитарными. Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует без субъекта, ответственного за связь причины и следствия [3]. Предмет культурологии - это нормы социального взаимодействия людей, непосредственно или опосредованно детерминируемые этими гуманитарными смыслами и ценностями, различные режимы социального управления, основанные на этих ценностных установках и преследующие цели их осуществления [8]. При этом культурология исследует базисные основания культуры и способы формирования культурной парадигмы, изучает механизмы трансляции культурного наследия, проблемы преемственности и новаций в культуре, изучает само понятие культуры во всей его многогранности, закономерности формирования языка культуры. С точки зрения культурологии, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В основном изучение культуру диктуется обращением к традициям, к взаимосвязи настоящего с прошлым. В настоящее время актуализируется рассмотрение культуры как новации и как тенденции предвосхищения будущего во всем его драматизме социальных проблем, которое оно может принести [9]. Подобное положение дел способствует формированию культурологического знания в аспекте его целостности и универсальности.

В рамках культурологической парадигмы предметная область исследования формировалась путем выстраивания многоуровневого универсума культуры как:

• сотворенной человеком духовной и материальной среды его обитания;

• специфической функции и модальности бытия человека и общества;

• формы созидания и выражения человеческой природы;

• способа самопознания и самовыражения национально-культурной самобытности народа;

• существующей в «большом» историческом времени системной целостности, содержащей символическую «духовную матрицу», обеспечивающую идентичность личности и самотождественность социума;

• важнейшего фактора духовно-нравственного обновления общества, ресурса общественных преобразований и основы духовной безопасности нации.

Если соотнести анализ культуры как специфической для человека формы существования и самоосуществления с тремя пространствами природным - социальным - культурным, то можно выделить три соответствующие сферы анализа, связанные с рассмотрением антропологических оснований культуры; общественного контекста становления культуры; собственно культурного пространства как системы регулятивных ориентиров деятельности и продуктов различных форм культуросообразной практики [1, с. 138]. Культурфилософский анализ, введенный в контекст базовых философских проблем, связанных со смыслом бытия, с фундаментальными законами развития и т.п., предполагает выявление сущности культуры через ее соотнесение с максимально широким пространством, охватываемым формулой «человек - мироздание». Все три «слоя», значимые для бытия человека, - природный, социальный, культурный - попадают здесь в сферу научно-мировоззренческого осмысления, взятые в их взаимосвязи, рассмотренные в адекватном философской парадигме исследования ключе и отраженные в соответствующем категориальном аппарате. В этом смысле о философии культуры можно говорить как о мировоззренческом основании для более частных уровней осмысления феномена культуры, как своего рода метатеории культуры.

Еще один уровень обобщения знаний о культуре - собственно культурологический - предполагает ее выделение как специального предмета анализа через соотнесение с социальным пространством, которое рассматривается здесь в широком смысле слова как вне-природная, связанная с человеческой деятельностью реальность. Обратим внимание на специфику культурологии как целостной системы знания не просто суммирующей, а интегрирующей многообразные данные о культурных феноменах с целью выявления и объяснения закономерностей их генезиса функционирования, изменения; раскрытия базовых культурообразующих основании в многообразной по видам формам деятельности человека; с целью осуществления в этом контексте сравнительных исследований (как по временной, так и по пространственной оси) для выявления динамики движения культуры, особенностей различных типов культурообразной деятельности (включая социализацию и инкультурацию человека). Таким образом, речь идет не просто об «общей крыше» для различных культуроведческих факторов, а о рождении нового, интегративно-типологизирующего, объяснительного знания о культуре. На данной научной «горизонтали» рядом с культурологией располагается несколько смежных дисциплин, которые, имея свою специфическую научную атрибутику и принадлежа к разным отраслям, могут быть соотнесены с

культурологией по признаку глобальности охвата пространства человеческой деятельности. К этим дисциплинам в первую очередь могут быть отнесены, на наш взгляд, социология и интегративная антропология, а также история, «работающая» с тем же глобальным пространством в диахроническом режиме [1, с.139].

Третий уровень анализа и обобщения знания о культуре, который обозначается как культуроведчес-кий, включает в себя многообразные частно-научные дисциплины, ориентированные на изучение не культурного пространства как такового, а тех или иных его подсистем, конкретных форм и видов культуротворческой деятельности, их специфики, структуры, внутренних механизмов развития и т.д. К дисциплинам такого рода могут быть отнесены искусствознание, религиоведение, литературоведение, экономика культуры и т.д. Именно на этом уровне создается мощный фактологический фундамент, связанный с изучением многообразных культурных феноменов, осуществляется эмпирический анализ источников, дается детальное описание отдельных сторон и характеристик различных видов культурной практики человека (хозяйственной, политической, правовой, эстетической, образовательной и т.д.). Вместе с тем этот уровень познания культуры не ограничивается эмпирической фактологией, а предполагает (в рамках каждой культуроведческой дисциплины) свои теоретические обобщения, позволяющие не только описывать, но и объяснять изучаемые явления и процессы [1, с.142].

Культурология представляет собой интегративное, междисциплинарное научное знание о культуре, статус и специфика которого активно обсуждается представителями различных научных областей. Инте-гративное направление ориентированно на изучение специфики, механизмов, тенденций культуры как целостности, что и определяет предмет культурологии, ее метод, значение и место в системе социально-гума-нитарных наук [5, с.20]. Сторонники интегративного подхода понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интегративный подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Однако идея культурологии как интегративной науки о культуре реализуется трудно. Она естественным образом порождает позицию чрезмерного расширения предметного поля культурологии, включения в него ряда давно сложившихся и состоявшихся наук о культуре. Культурологов часто упрекают в незаконной экспансии на территории других наук. Несмотря на признанную тенденцию полидисциплинарности в науке XX в., эти упреки справедливы, так как исследования часто осуществляются без осознания собственных теоретических и методических оснований, и под маркой культурологии подаются историко-культурные, или искусствоведческие, социологические и т.п. работы.

Полидисциплинарность культурологии определяется ее нацеленностью не на суммирование тех зна-ний, которые накоплены в границах разных наук о культуре, не на их использование по принципу комплементарности, а на их обобщение с целью создания целостного образа эпохи или культуры, то есть изучение культуры не в процессе описания ее эмпирически наблюдаемых черт, а в процессе построения аналитических моделей различных культурных типов [6].

Культурология, являясь итогом полидисциплинарной интеграции теоретического знания о культуре, соотносится с социальной теорией (формой концептуализации оснований познания и преобразования социального мира) и персонологией (междисциплинарным комплексом, синтезирующим знания о личности как многомерном феномене). Именно поэтому вопрос о будущем культурологии необходимо увязывать со следующим этапом полидисциплинарного синтеза наук о социальных, культурных и личностных (персональных) системах — рождением новой метадисциплинарной науки о культуре, обществе и личности.

Литература

1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. - М., 1996. - 155 с.

2. Астафьева О.Н. Культурология: предмет и структура [Электронный ресурс] // Культурологический

журнал Российского института культурологии. - 2010. - № 1. URL: http://www.cr-

юита1.ги/гш/юитак/2.ЬтЩ id=2

3. Гончарова Н.В., Астахов О.Ю. Институциализация культурологического знания в современной россий-ской гуманитаристике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ. - № 2011 - № 17. - Ч. 2. - С. 10-14.

4. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории, 1989: исследования по социальной истории культуры // Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 1989. -С. 11-20.

5. Кондратьева И.В. Онто-гносеологические и методологические основания культурологии: автореф дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - Томск, 2010. - 25 с.

6. Костина А.В. История и перспективы подготовки специалистов - культурологов [Электронный

ресурс] // Высшая школа культурологии [сайт]. - ШЬ: http://hischool.ru/moskovskoe

kulit:urologicheskoe obshhestvo/

7.Основы культурологии: учеб. пос. / отв. ред. И.М.Быховская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 496 с.

8. Флиер А.Я. Не будем путать культурологию с культуроведением [Электронный ресурс] // Высшая школа культурологии. - ШЬ: http://hischool.ru7o kulit:urologii і kulit:urologicheskom рЬ^ру^і

9. Флиер А.Я. Современная культурология: проблемы, возможности, задачи [Электронный ресурс] // Высшая школа культурологии - ЦБЬ: http://hischool.ru

10. Челышев Е.П. Культурология в системе гуманитарных наук //Культурология: от прошлого к будущему: к 70-летию Российского института культурологии / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. - М., 2002. - С. 37-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.