Научная статья на тему 'Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза'

Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / КУЛЬТУРОВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL TRAINING / CULTUROLOGICAL APPROACH / CULTURE-EDUCATIVE CONSTITUENT / ENVIRONMENT UPBRINGING CULTURE / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Елена Викторовна

Статья посвящена вопросам формирования культуровоспитывающей среды педагогического вуза, культурологических составляющих профессионализма учителя, которые являются ценностной атмосферой культурного развития личности, создают условия для саморазвития и самореализации будущих учителей в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птицына Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological components of professional teacher-training

The research focuses on the problem of creating culture-educative environment in teacher-training institutions. It also investigates the necessity of forming culturological components of teacher professionalism. This promotes cultural personality development and creates conditions for self-development and selfrealization of future teachers in various activities.

Текст научной работы на тему «Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза»

- организации и проведения различных видов практик;

- обучение технологиям взаимодействия с работодателями;

- знакомство с требованиями к учителям образовательных учреждений разного типа.

На этапе постдипломного взаимодействия педагогического вуза и работодателя осуществляется:

- работа с выпускниками: статистика трудоустройства, динамика изменения сферы деятельности выпускников, опросы и анкетирование;

- работа с работодателями: получение отзывов о работе молодого специалиста - уровень знаний и умений, профессиональная компетентность, взаимодействие с коллегами; пожелания.

На каждом этапе, возможно, выделить формы взаимодействия и его ожидаемый результат.

Таким образом, проектируемая модель взаимодействия студентов и преподавателей с потенциальными работодателями будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в педагогическом вузе с учетом требований рынка труда.

Реализуя новые формы взаимодействия вуза и работодателей, будут происходить изменения в социокультурной ситуации, через влияние на государ-

ственную политику в области образования, через привлечение социальных партнеров к образовательному процессу в школе и в вузе, через содействие формированию будущего специалиста, характеризующегося инициативностью, самостоятельностью, ответственностью и активностью в построении своего образовательного маршрута.

Библиографический список

1. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 162 с.

2. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-метод. пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 158 с.

3. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е.Э. Смирновой. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. -176 с.

4. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2007. - 200 с.

УДК 378

Птицына Елена Викторовна

кандидат педагогических наук Карельская государственная педагогическая академия г. Петрозаводск

ptycina@yandex.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена вопросам формирования культуровоспитывающей среды педагогического вуза, культурологических составляющих профессионализма учителя, которые являются ценностной атмосферой культурного развития личности, создают условия для саморазвития и самореализации будущих учителей в различных видах деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, культурологический подход, культурологическая составляющая, культуровоспитывающая среда, национальная культура.

В связи с ориентацией общества на гуманистические цели и ценности в педагогической науке возрос интерес к развитию творческой личности и исследованию образовательных процессов с точки зрения культуры. Культурологический подход, который становится доминирующим в образовании, акцентирует внимание на формировании культурологических составляющих профессионализма учителя. В современных условиях профессиональное образование должно соответствовать тенденциям социальнокультурного развития, а цель должна быть ориентирована в сторону приоритетности культурной функции; при этом целостное развитие творческой личности будущего учителя должно происходить в специально организованной культуровоспитыва-

ющей среде, которая решает задачи освоения и сохранения культурных ценностей.

Культура - антропологический феномен, она сохраняется и развивается усилиями человека и является результатом творчества, а процесс овладения культурой - процессом личностного открытия, сотворения мира культуры в себе. Именно культура является источником, дающим импульс к воспитанию творческой личности, поскольку она -сосредоточие всего наследия человечества, сокровищница нравственных богатств и движущая сила развития, сохранения, передачи культурных достижений от поколения к поколению.

Таким образом, общество как мир культуры представляет собой механизм, все звенья которого устремлены к личности и ее развитию, в свою оче-

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Птицына Е.В., 2013

редь личность в культуре можно рассматривать в трех отношениях: а) личность усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности; б) личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; в) личность создает культуру, развивает культурные традиции и ценности.

Взгляд на личность как на носителя культуры подсказывает, что чем шире оказываются возможности, предоставляемые средой, тем интереснее ее образ жизни, неповторимее жизненный путь, тем самобытнее он вырастает. Исходя из этого, в рамках подходов, ориентированных на работу со средой, внимание концентрируется на: а) предметнопространственных характеристиках среды как «рукотворного» объекта, искусственно созданного человеком в определённых целях; б) специфике межличностных отношений, складывающихся в социальной среде; в) информационном наполнении среды как средоточия объектов культуры (И.А. Колесникова).

С позиции культурологического подхода образование предстает как механизм воспроизводства культуры, процесс культурного развития личности. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская). Культурологический подход предполагает анализ педагогических событий через призму культурных норм и ценностей, взращивание воспитанника как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их с национальными в своей жизни (Н.Е. Щуркова).

Таким образом, ведущей образовательной стратегией становится творчество, когда воспитание не мыслится вне культуры, оно вмонтировано в продолжение и воссоздание культуры. Принцип куль-туросообразности определяет отношения между воспитанием и культурой - средой, питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры [2, с. 353]. Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, а отношение к личности должно строиться, исходя из восприятия ее как свободной личности, которая способна к самоопределению и самореализации в мире культуры.

Среда образовательного учреждения не является данностью, она не возникает стихийно, создается усилиями обучающихся, педагогов, руководителей и соответствует концепции образовательного учреждения. В теории образования рассматриваются понятия «образовательная среда» как усло-

вие развития и саморазвития личности, носитель факторов, определяющих сущность процесса формирования личности (Н.Б. Крылова, Е.Н. Богданов,

З.И. Тюмасева), «воспитательная среда» как компонент воспитательной системы, обеспечивающий успешность развития и саморазвития личности путем разнообразной деятельности (В.А. Караков-ский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова и др.); «педагогическая среда» как сфера творческого педагогического общения и влияния (А.М. Анохин, Н.Ю. Посталюк), «культурная среда» как условие самоопределения и саморазвития личности (О.С. Газман, Н.Б. Крылова).

Б.С. Патралов отмечает, что социокультурный воспитательный потенциал профессиональных учебных заведений как специфической микросреды, в которой осуществляется активное профессиональное самоопределение и становление учащегося, позволяет уже в стенах учебного заведения заложить основу профессиональной этики, обеспечить высокий уровень специальной подготовки, воспитания социально ответственного субъекта [5, 9].

Культуровоспитывающая среда вуза понимается нами как пространство культурного развития личности, вбирающее такие основные параметры как отношения, ценности, деятельность, предметы. Она создает условия для саморазвития и самореализации будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в различных видах деятельности; сохранения и приумножения культурных ценностей, проявления чувств и эмоциональных переживаний к искусству и действительности, что способствует обогащению эстетической культуры обучающихся, развитию их креативности.

Целенаправленный подход к отбору содержания образования является важным аспектом формирования культуровоспитывающей среды вуза. Изучение предметных дисциплин обладает большим потенциалом и широкими возможностями для развития эстетической культуры обучающихся в целом, приобщения их к высоким образцам нравственных ценностей, развития интеллектуального и эмоционального начал личности. В свою очередь, межпредметные связи способствуют формированию мировоззрения будущего учителя путем целостного отражения социального опыта научного познания объективного мира. Их усиление обеспечивает системность, обобщенность знаний, опыта в разнообразных видах деятельности, отражающих их целостное представление о мире, человеке, ценностях культуры.

К культуровоспитывающей среде также относятся: творческие организации, познавательные сообщества, научно-исследовательские и методические объединения, учебные занятия, студии, кружки, секции, средства информации и др. Ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, разнообразие методик и техно-

логий работы, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, со спецификой социокультурной среды региона определяют процесс развития среды.

Культурологический подход ориентирует педагога и воспитанника на сохранение национальной культуры народа как самобытного этноса, а также на то, чтобы национальные традиции стали основой образовательного процесса вуза. Привитие обучающимся интереса к историческому прошлому, национальной культуре составляет важный аспект в повышении их уровня эстетической культуры. Без наследия тысячелетий невозможно движение вперед, осваивая свою человеческую сущность в формах культуры, личность становится культурно-историческим субъектом. Традиция - это осознание принадлежности к своим корням, а чем дальше и глубже в прошлое прослежены эти корни, тем крепче преемственность и культура человека.

Г.Н. Волков считает, что творчество любого из деятелей культуры развивается на базе тех достижений, которые были завоеваны человечеством до него. Прежде чем он начнет развивать культуру, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю. Только совокупное духовное богатство служит фундаментом созидательного творчества [3, с. 40]. Все положительное в традициях народа тесно связанно с культурной памятью и благодаря этому, имеет значимость для каждого следующего поколения. Поэтому важно насыщать культуровоспитывающую среду вуза интегрированными курсами, факультативными занятиями по культуре и искусству своего края, что позволяет взаимообогащать культурно-исторический опыт различных этнонациональных общностей, определять роль и место родной культуры в контексте мировой.

Факультет технологии и предпринимательства ФГБОУ «Карельская государственная педагогическая академия» рассматривается нами как эмоционально насыщенная, наполненная эстетическим содержанием культуровоспитывающая среда, которая создает условия для саморазвития и самореа-

лизации будущих учителей; их погружения в различные виды художественно-эстетической деятельности; сохранения и приумножения культурных ценностей. Принцип преемственности обеспечивает эффективное функционирование культуровоспитывающей среды, которая предстает как целостная система, все компоненты которой во взаимосвязи содействуют обогащению эстетической культуры обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

Мы выделяем следующие требования к организации культуровоспитывающей среды факультета технологии и предпринимательства:

- эстетизация образовательного процесса, интеграция искусств в учебной и внеучебной деятельности и педагогической практики;

- создание условий для включения обучающихся в различные виды художественно-эстетической деятельности;

- создание культуротворческого «поля», где каждый студент может найти свою нишу, реализовать свои возможности и интересы;

- ориентация на национальную культуру, с помощью которой личность осваивает ценности своего народа; единство национального, межнационального и интернационального начал в воспитании.

Важным фактором обогащения культуровоспитывающей среды факультета является усиление гуманитарного компонента содержания образования. Эстетические характеристики учебного материала реализуются в содержании, способах деятельности, творческой активности субъектов, в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. Изучение предметных дисциплин обладает большим потенциалом и широкими возможностями для развития эстетической культуры студентов в целом. Сближение и интеграция учебных дисциплин способствует углублению, упорядочению и систематизации полученных знаний, умений и навыков, профессиональной направленности обучения, позволяет интенсифицировать эстетизацию образовательного процесса.

Таблица1

Критерии и показатели ориентации студентов на национальную культуру и искусство

Владение знаниями в области национальной культуры и искусства Отношение к национальной культуре и искусству Проявление активности в развитии национальной культуры и искусства

Владеет знаниями истории развития национальной культуры и искусства Проявляет интерес к национальной культуре и искусству Принимает участие в научноисследовательской деятельности по проблемам национальной культуры

Имеет разностороннее представления о специфике различных видов национального искусства Стремится к осмыслению произведений национального искусства Владеет традиционными народными ремеслами (вышивка, вязание, роспись по дереву, ткачество и др.)

Умеет дать обоснованную оценку произведениям национального искусства Проявляет понимание назначения и роли национальной культуры Вносит личный вклад в развитие национальной культуры и искусства

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Важным фактором обогащения культуровоспитывающей среды факультета является национальная культура. Общение будущих учителей с миром народного декоративно-прикладного искусства, которое хранит и передает последующим поколениям национальные традиции и формы эстетического отношения к миру, формирует у них эмоционально-нравственное отношение к культуре родного края. В таблице 1 представлены разработанные нами критерии и показатели ориентации студентов на национальную культуру и искусство.

Мы выделяем следующие целевые установки ориентации будущего учителя на национальную культуру:

- обучение навыкам исторического анализа, теоретического осмысления происходящих процессов;

- изучение ценностей культуры прошлого и активное освоение современных культурных достижений;

- использование произведений народного искусства, постижение студентами мировоззрения, культурных традиций предков;

- построение образовательного процесса с учётом региональных традиций культуры, исторических, культурно-бытовых особенностей родного края;

- приобщение к национальным традициям декоративно-прикладного искусства, его истокам;

- обучение навыкам создания современных образцов, изделий декоративно-прикладного искусства на основе творческой преемственности традиций; организации студий, факультативных курсов декоративно-прикладного направления.

Студенты проектируют модели национальных костюмов, изготавливают аксессуары, куклы, предметы национального быта. Через опыт создания художественных проектов в области декоративноприкладного искусства они получают возможность реализовать свои эстетические потребности, способности и интересы в активной творческой деятельности. В дальнейшем в процессе написания курсовых и дипломных работ студенты разрабатывают программы спецкурсов, факультативов, комплексы уроков, программно-методическое обеспечение предметных дисциплин и проводят эти занятия на педагогической практике.

В культуровоспитывающей среде факультета утверждаются такие формы аудиторной и внеаудиторной работы как: фестивали национального искусства, конкурсы лучших умельцев, собирателей фольклорного материала, мастер-классы, выставки изделий декоративно-прикладного творчества,

встречи с деятелями культуры и искусства, экскурсии, работа студий, способствующие приобщению студентов к культурным ценностям и обогащению их эстетической культуры.

Все вышеперечисленные формы работы в культуровоспитывающей среде вуза имеют важное воспитательное значение, постоянное их развитие и совершенствование позволяет каждому студенту обогащать знания, умения и навыки, приобретать опыт в профессиональной и художественно-эстетической деятельности. Интеграция искусств, общение с интересными людьми, посещение мастер-классов, студийных занятий - все это стимулирует эстетические потребности будущего учителя, ориентирует их на активную творческую деятельность на уровне требований современной культуры.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что культуровоспитывающая среда является ценностной атмосферой культурного становления личности и формируется постепенно, с наполнением ее компонентов эстетическими ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом в различных видах деятельности. Следовательно, в содержании профессионального образования будущего учителя необходимо усиливать культурологическую составляющую через расширение культурологического содержания базовых дисциплин, введение дополнительных курсов, факультативов культурологической направленности. Кроме того, необходимо последовательное включение в содержание образовательного процесса аксиологических аспектов, которые обеспечивают ценностное отношение будущего учителя к культурным ценностям в процессе жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

3. ВолковГ.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Воспитание через среду // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Карковского. - М., 1999. - 160 с.

5. ПатраловБ.С., ГейжанН. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. - СПб., 1994. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.