Научная статья на тему 'Культурологическая направленность содержания учебных материалов на иностранном языке как фактор развития гуманитарной культуры лингвистически одарённых школьников'

Культурологическая направленность содержания учебных материалов на иностранном языке как фактор развития гуманитарной культуры лингвистически одарённых школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS / HUMANITARIAN CULTURE / HUMANE VALUES / FOREIGN CULTURAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербатых Л. Н.

В данной статье автор подчёркивает тот факт, что учитель иностранного языка (ИЯ) в своей работе с лингвистически одарёнными школьниками должен обеспечить культурологическую направленность учебных заданий, различных материалов, включать в процесс обучения ИЯ специально подобранные тексты, которые отражают гуманистические ценности нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербатых Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ORIENTATION OF THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS IN A FOREIGN LANGUAGE AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN CULTURE IN LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS

In this article the author highlights the fact that a teacher of a foreign language (FL) should provide a cultural orientation of teaching tasks, different materials in his work with linguistically gifted pupils, he should include specially selected texts in the process of teaching a FL that reflect the humane values of our society.

Текст научной работы на тему «Культурологическая направленность содержания учебных материалов на иностранном языке как фактор развития гуманитарной культуры лингвистически одарённых школьников»

Список литературы

1. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей; под ред. Ф.Т. Михайлова. - М., 1977.

2. Выготский Л.С. «Психология искусства». - М.: Искусство, 1986.

3. Губман Б.Л. // Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.: 1996.

4. Грекова И. Кафедра. - М.: «Советский писатель», 1983.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 - СПб.: Университетская книга, 1998.

7. Мелик-Пашаев А.А. «Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии - к Артпрофилактике» [Электронный ресурс] f-mt.ru/istoria-concepcii/

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: учебное пособие. - Владимир: ВГГУ, 2010. - 245 с.

10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

11. Федеральный закон Р Ф от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] base.garant.ru/70291362

12. Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.zakonrf.info/

13. Философия: Энциклопедический словарь./Под редакцией А.А. Ивина. — М.: Гардарики. - 2004.

14. Философия: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15. Цанн-кай-си В.Ф. Курс лекций. - Владимир: ВГПУ, 2007.

Об авторах

Тихомиров С.Н. - начальник кафедры педагогики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, 5103 720@gmail. com

Ульянова И.В. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, iva2958@mail.ru

УДК 81+372.881.1

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Н. Щербатых

В данной статье автор подчёркивает тот факт, что учитель иностранного языка (ИЯ) в своей работе с лингвистически одарёнными школьниками должен обеспечить культурологическую направленность учебных заданий, различных материалов, включать в процесс обучения ИЯ специально подобранные тексты, которые отражают гуманистические ценности нашего общества.

Ключевые слова: лингвистически одарённые школьники, гуманитарная культура, гуманистические ценности, инокультурное восприятие.

Из общепедагогической и личной практики известно, что в работе с лингвистически одарёнными школьниками ИЯ необходимо правильно организовать, отобрать и систематизировать учебный материал. Содержание учебных материалов должно соответствовать целям обучения ИЯ, которые выражены в настоящий момент как государственные требования, изложенные в законе РФ «Об образовании».

В законе РФ «Об образовании» указывается, что содержание школьного образования обеспечивает:

- адекватный уровень общей и гуманитарной культуры (ГК);

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества и т.д.

Содержание школьного иноязычного образования лингвистически одарённых школьников полностью будет отвечать вышеупомянутым требованиям, в том случае, если учитель ИЯ обеспечивает культурологическую направленность учебных заданий, различных материалов, которые используются в учебной работе с учащимися данной категории. Учителям ИЯ, работающим с такими школьниками, необходимо включать в процесс обучения ИЯ специально подобранные тексты, отражающие гуманистические ценности нашего общества, что в содержании образования по ИЯ являлось бы главным фактором, влияющим бы на формирование ГК лингвистически одарённых школьников.

Из психологии известно, что в основе одарённости лежат три взаимосвязанных параметра: особые способы к познанию окружающей действительности, опережающее психическое развитие и особые физиологические данные. Одарённые учащиеся способны выполнять несколько видов деятельности одновременно, имеют хорошую кратковременную и долговременную память, способны быстро оформить свои мысли вербально. В сфере психического и социального развития такие школьники характеризуются обострённым чувством справедливости, высокими требованиями к себе и окружающим людям, хорошим развитым чувством юмора. Так, одарённые школьники отличаются высоким энергетическим уровнем, стремлением доводить начатые дела до конца. Кроме многих положительных качеств, одарённые учащиеся наделены честолюбием, зазнайством, стремлением учиться и выступать «напоказ», они часто пренебрегают мнением своих ровесников. А в процессе обучения ИЯ все эти черты проявляются ещё в большей степени.

Как показывает опыт, при изучении ИЯ лингвистически одарённые дети способны достаточно быстро схватывать прослушанный материал, понимать главное содержание аутентичного текста, общаться с носителями языка. Лингвистиче-

Педагогика

103

ски одарённые школьники могут быстро оформить свои мысли с помощью средств иноязычной речи, без каких-либо лексических и грамматических ошибок. У них всегда достаточно много идей, они стараются вводить новые элементы в собственную иноязычную речь по аналогии с уже известными. Они с повышенной мотивацией читают литературу на изучаемом языке, стараются перевести и понять содержание прочитанного без помощи словаря.

Многие методисты, учителя ИЯ отмечают, что лингвистически одарённые школьники любят писать на ИЯ, часто увлекаются изучением других иностранных языков. Такие учащиеся характеризуются положительной интерференцией со стороны родного языка, потому что они хорошо «начитаны» и грамотны.

Мы считаем, что значительный вклад в формирование ГК у лингвистически одарённых школьников сможет внести не сколько уже хорошо известная «гуманистическая» фразеология, которая часто используется в традиционных учебных материалах по ИЯ, а в большей степени ознакомление учащихся с иноязычной культурой. На уроках ИЯ и на дополнительных занятиях школьники стараются понять, осознать её, у них формируется терпимое отношение к иноязычной культуре. Достигнуть поставленной цели, мы считаем, возможно при помощи разработки и использования инновационных учебных материалов по предмету «Иностранный язык».

С нашей точки зрения, учитель ИЯ, работающий с лингвистически одарёнными школьниками, должен выработать главные виды учебных материалов, помогающих ему приобщить учащихся данной категории к культуре страны изучаемого языка:

1. Аутентичные тексты, а также философские и публицистические статьи и произведения зарубежных ученых, писателей, экспертов в различных областях науки, достаточно полно отражающих культуру страны изучаемого языка.

2. Зарубежная художественная литература на изучаемых языках (классические и современные авторы).

3. Исторические и культурологические тексты.

4. Интересные статьи о каких-либо специальных социальных, экономических, политических или других исследованиях, выполненных крупными учёными страны изучаемого языка. Это могут быть работы прошлых лет или уже современные авторы.

Некоторые педагоги и методисты, такие как М.А. Кириллова и С.М. Кулаева, отмечали в своих работах, что в отборе учебных материалов необходимо руководствоваться лингвострановедческими подходами, так как именно они помогают развить у лингвистически одарённых школьников такое качество, как «эмпатия» [1; 2].

С нашей точки зрения, применение так называемой «американской версии лингвострановедения», ориентирующей лингвистически одарённых школьников на усвоение «средних категорий культуры» страны изучаемого языка не может быть использована в средних школах. Учителю ИЯ в школе следует обратить внимание своих учащихся на «фоновые знания» иноязычной культуры, благодаря которым лингвистические особенности быстро усваиваются школьниками, но это тоже не дает полных представлений о культуре страны изучаемого языка так необходимых для учащихся, чтобы сформировать уважительное отношение и к самому языку, и к иноязычной культуре.

Долгое время использование художественной литературы на изучаемом языке в качестве учебных пособий изучающих иностранные языки активно применялось в школьной методике обучения ИЯ. Подобные учебные материалы в формировании ГК у лингвистически одарённых школьников выполняют различные функции.

Во-первых, чтение иноязычной художественной литературы представляет собой основной способ, помогающий ознакомиться с культурой страны изучаемого языка. Подобная литература как учебный материал играет большую роль в том случае, если учитель ИЯ способен правильно организовать преподавание иностранных языков.

Во-вторых, для одарённых школьников, уже обладающих определённой информацией о культуре страны изучаемого языка, изучение иноязычной художественной литературы поможет раскрыть другие сведения о культуре народа, познакомить с биографиями иностранных писателей, их мышлением, с реалиями зарубежной культуры и т.д.

В-третьих, для лингвистически одарённых учащихся, не имеющих достаточно полных знаний о культуре страны изучаемого языка, чтение зарубежной художественной литературы может представлять собой основной источник, позволяющим узнать им о культурной жизни народа.

Очень часто перед учителем ИЯ стоит вопрос о выборе данной художественной литературы, но многие методисты указывают, что она может быть разнообразных жанров.

Некоторые отечественные авторы, методисты школьных учебников считают необходимым использовать песенный фольклор (современный или в форме популярных молодежных иноязычных песен). М.А.Кириллова указывает, что ознакомление с содержанием текстов таких песен позволит лингвистически одарённым школьникам познакомиться с культурой страны изучаемого языка, их народным творчеством, с современной и классической музыкой [1].

Другими методистами (такими, как Н.Э. Риске) подчёркивалось, что иноязычные поэтические тексты играют очень важную роль в формировании ГК школьников. Им отмечалось, что «через специально отобранные тексты такого рода можно получить богатейшее представление о культуре и языке страны изучаемого языка» [3, с. 174].

Учитель ИЯ в обучении лингвистически одарённых школьников может использовать отрывки как из политических, так и прозаических произведений, написанных классическими и современными авторами. Для учителя здесь очень важно правильно подобрать иноязычные художественные тексты, отражающие основные реалии культуры страны изучаемого языка, исторические события этой страны, а также современное мировосприятие иноязычного социума и т.д. Такие же критерии отбора предъявляются к выбору видео и аудио материалов, которые учитель ИЯ использует практически на каждом уроке. Художественные произведения на ИЯ помогают лингвистически одарённым школьникам приобщиться не только к иноязычной культуре, но также к отдельным специфическим образным выражениям, таким как идиомы и метафоры, разговорные клише, традиционно встречающиесяся в литературе данного жанра. В таком контексте школьники усваивают и запоминают их намного быстрее и легче, чем если бы они были представлены отдельно.

Работы, имеющие историческое или культурологическое содержание, помогают школьникам довольно быстро осваивать всё «пространство» иноязычной культуры. Инокультурное восприятие другого народа у лингвистически одарённых школьников складывается из «фоновых знаний», усвоенных из рассказов учителя ИЯ об исторических событиях, биографических сведениях известных личностей страны изучаемого языка. Являясь представителями иной культуры, школьники как бы трансформируют полученную информацию в конкретные символы их историко-культурного развития и мировосприятия в целом.

Приведём некоторые примеры, символичные для англоязычных стран и, которые могут быть использованы учителями ИЯ в формировании ГК школьников. Это в первую очередь для США: День Благодарения, название корабля «Майский цветок», Хэллоуин, светильник Джека, президент Линкольн, Статуя Свободы и др. Для Англии: Биг Бен, Трафальгарская

площадь, Пикадилли-Сёркус, королева Елизавета II, Дом Парламента, сжигание чучела Гая Фокса и др.

Если школьник не знает исторический и смысловой контекст перечисленных, а также других знаменательных событий из истории культуры страны изучаемого языка, то ему будут непонятны многие её культурные обычаи и традиции. Подобные учебные материалы могут быть использованы учителями ИЯ на основных уроках иностранного языка, а также при организации внеклассных мероприятий, при проведении профильных курсов на старшей ступени обучения ИЯ, а также факультативных занятиях и кружках. Объём и подборка вышеупомянутых материалов во многом зависит от часов, которые отводятся на преподавание ИЯ в той или иной средней школе, от языкового уровня лингвистически одарённых школьников, от контингента учащихся в целом, возможностей школы проводить встречи с носителями ИЯ, от используемых коммуникативно-информационных технологий в конкретных образовательных учреждениях, а также от уровня профессионализма, мастерства и ГК самого учителя ИЯ.

Подводя итог вышесказанному, автор исследования пришел к следующему выводу что если учитель ИЯ активно использует иноязычную литературу культурологической направленности в качестве учебных материалов в процессе обучения ИЯ лингвистически одарённых школьников, то он активно формирует ГК школьников. Данная работа направлена на постижение иноязычной культуры и формирование положительного отношения к ней, на основе чего развиваются коммуникативные и иные качества, толерантность, гуманизм, являющиеся неотъемлемой частью ГК лингвистически одарённых школьников.

In this article the author highlights the fact that a teacher of a foreign language (FL) should provide a cultural orientation of teaching tasks, different materials in his work with linguistically gifted pupils, he should include specially selected texts in the process of teaching a FL that reflect the humane values of our society.

Keywords: linguistically gifted pupils, humanitarian culture, humane values, foreign cultural perception.

Список литературы

1. Кириллова М.А. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения иностранному языку. (На материалах англоязычной песенной культуры): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2000. 22 с.

2. Кулаева С.М. Формирование лингвострановедческих ориентаций школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000.

3. Риске И.Э. К вопросу формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках нового стандарта обучения // Свобода выбора в условиях реализации идей педагогики ненасилия: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции по педагогике ненасилия. СПб., 1998. С. 173-176.

Об авторах

Щербатых Л.Н. - кандидат педагогических наук, доцент романо-германских языков и перевода Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, докторант кафедры современных европейских языков Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, shcherlyd@mail.ru

УДК 372.851

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

С.В. Щербатых, Е.М. Натырова

В статье рассматриваются возможности школьного курса математики для организации исследовательского обучения и формирования у учащихся универсальных учебных действий. Выделяется содержание структурных компонентов математической компетентности и соответствующих универсальных учебных действий. Раскрываются виды учебно-исследовательской деятельности и приводятся примеры заданий. Ключевые слова: исследовательское обучение, школьный курс математики, универсальные учебные действия.

Особенностью современного этапа модернизации образования является изменение целей в русле усиления его развивающего потенциала и определения образовательных результатов через овладение обучаемыми универсальными учебными действиями (УУД). Их совокупность рассматривается в качестве составляющей фундаментального ядра образования [2-5].

В этих условиях особенно актуальным становится использование потенциала школьных предметов, в том числе, математики, в качестве содержательной и деятельностной основы для формирования УУД у школьников.

Именно УУД обеспечивают развитие личности учащегося, его способность к самосовершенствованию, создают возможность самостоятельного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Процесс формирования УУД в школьном курсе математики, как и на любом другом учебном предмете, должен сопровождаться раскрытием его «надпредметности», акцентируя внимание на тех обобщенных деятельностных функциях, которые позволяет развивать соответствующее предметное содержание.

Совокупность УУД включает в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные компоненты.

Каждому из перечисленных компонентов соответствует определенное содержание, связанное со спецификой обучения математике.

Так, личностный компонент предполагает формирование представлений о математике как универсальном языке науки, ее идеях и методах, возможностях применения к исследованию различных процессов и явлений, а также воспитание личности в процессе изучения истории математики как феномена культуры.

Регулятивный связан с овладением обучающимися самостоятельной математической деятельностью с присущей ей особенностями.

Познавательный включает овладение математическим аппаратом, необходимыми для изучения школьных дисциплин и продолжения образования.

Коммуникативные учебные действия не связаны со спецификой математики и включают социальную компетент-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.