Научная статья на тему 'Культурологическая интерпретация городского пространства'

Культурологическая интерпретация городского пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
288
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / УРБАНИЗАЦИЯ / CULTUROLOGY / CITY / URBAN SPACE / ANTHROPOCENTRISM, URBANIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Порозов Р.Ю.

В статье предлагается к рассмотрению специфический и присущий исключительно культурологии взгляд на проблему организации городского пространства. Определено основное содержание культурологии как научной парадигмы, факторы ее конституирования. Автор описывает векторы исследовательской стратегии культурологаурбаниста, а также способы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL INTERPRETATION OF URBAN SPACE

The article deal with the specific and unique to cultural studies approach to the problems of urban space. The basic content of cultural studies and its construction factors as a scientific paradigm are defined. The author defines the main vectors of cultural studies research strategy led by cultural urbanist, and ways how to implement it.

Текст научной работы на тему «Культурологическая интерпретация городского пространства»

УДК 304.2

Р. Ю. Порозов

г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГОРОДСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

Статья подготовлена в рамках государственного задания №2014/392 НИР №1881

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурология, город, городское пространство, антропоцентризм, урбанизация.

АННОТАЦИЯ. В статье предлагается к рассмотрению специфический и присущий исключительно культурологии взгляд на проблему организации городского пространства. Определено основное содержание культурологии как научной парадигмы, факторы ее конституирования. Автор описывает векторы исследовательской стратегии культуролога-урбаниста, а также способы ее реализации. R. Yu. Porozov

Yekaterinburg, Russia

CULTUROLOGICAL INTERPRETATION OF URBAN SPACE

KEYWORDS: Culturology, city, urban space, anthropocentrism, urbanization. ABSTRACT: The article deal with the specific and unique to cultural studies approach to the problems of urban space. The basic content of cultural studies and its construction factors as a scientific paradigm are defined. The author defines the main vectors of cultural studies research strategy led by cultural urbanist, and ways how to implement it.

История социально-гуманитарной мысли познакомила человечество с огромным количеством определений дефиниции «культура». Одним из наиболее полных сборников определений (к середине XX века) является известная, но, кажется, до сих пор не переведенная на русский язык, работа А. Крёбера и К. Клакхона «Культура: критический обзор концепций и определений» (англ. «Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions») [1. С. 223].

Кристаллизация того или иного определения осуществляется за счет специфической методологии и инструментария при обоснования искомой дефиниции. Однако при всем разнообразии, ин-терпретативный потенциал дефиниции «культура» представлен, преимущественно, тремя магистральными направлениями - социологическим, психоаналитическим, эстетическим/искусствоведческим.

Для социологии культура представляет собой реальность, производная от ценностных и нормативных установок, которые порождаются определенной социальной группой. Так, в 1940-ых Р. Мертон считал, что культура - это «то, что формирует ряд нормативных ценностей, регулирующих поведение, общее для членов определенного общества или группы» [2. С. 284]. Мы также можем вспомнить одно из первых научных определений дефиниции «культура», предложенное Т. Тайлором - «знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, ... способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [3. С. 11].

В психоаналитическом отношении культура представляет собой защитную систему, которая призвана обезопасить человека от деструктивных проявлений человеческой психики. Фрейд, например, утверждал, что «вытеснение влечений»

является «мерилом достигнутого культурного уровня» [4. С. 158]. К. Г. Юнг, несмотря на разногласия с З. Фрейдом, считал, что культура стала «процессом одомашнивания, который не может осуществляться без протеста со стороны животной природы, жаждущей свободы» [5. С. 28].

Третье магистральное направление, связанное с концептуализацией понятия «культура», и которое мы позволили себе, объединить в одно целое - обозначается нами как эстетическое и искусствоведческое. В данном случае культура - это репрезентация представлений о прекрасном во всех его проявлениях -материальном или духовном. И основной формой представленности культуры является поле искусства и также практики, связанные с ним. Так, Х. Ортега-и-Гаcceт придерживался мнения, что «культура -идеальная грань вещей» [6. С. 134].

Культурологическая интерпретация дефиниции «культуры» и метаязык культурологии могли сложиться как систематизация и интеграция представленных направлений. Этим обстоятельством объяснимы инвективы в сторону «науки о культуре» - размытость концептуальных границ ключевого понятия для дисциплины и отсутствия, следовательно, собственной методологии. По нашему мнению, объектном культурологического дискурса должен стать процесс интерпретации культуротворческой субъектно-сти человека. Культуротворческая субъ-ектность - это свойство человека быть источником познавательной и преобразующей деятельности. Следовательно, когда мы говорим о «культурном факте» (материальном, либо духовном), подразумевается, что последний конструируется в соответствии с нормативными и ценностными установками человека.

Методология культурологического исследования может быть верифицирована в процессе интерпретации конкретной феноменологии, в частности, городского пространства. Отметим, по нашему представлению, культурологическая интерпретация рассматривает городское про-

странства как полиструктурный феномен. Город - это совокупность измерений (физическое, символическое, ментальное), которые складываются в результате ценностной и нормативной (т.е. культуро-творческой) деятельности человека.

Физическое измерение города складывается как необходимость одомашнивания природного пространства. Автохтонный ландшафт становится антропогенным, когда человек пытается создать такие условия, которые рассматриваются в качестве благоприятных и оптимальных для жизни. Мы можем отметить некоторый парадокс: два города, находящихся в одинаковых физико-географических условиях, не будут равны друг другу, поскольку двумя группами «строителей» могут двигать разные представления об «идеальном месте для проживания». Географический детерминизм встраивается ценностно-нормативную систему координат.

Символическое измерение города - это результат трансляции культурного опыта «во времени» (между поколениями) и «в пространстве» (между современниками). Механизмы трансляции культурного опыта (социализация, ин-культурация, традиция, аккультурация, диффузия, сегрегация и др.) объективируются и опредмечиваются (т.е. кодируются) в коммуникативные системы - т.н. «культурные тексты».

Ментальное измерение города формируется благодаря представлениям человека о месте проживания. Здесь логично заметить, что ментальная среда формируется не только его жителями, но также внешними по отношению к городу факторами: СМИ, новыми медиа, искусством, др. культурными практиками. Действительно, зачастую мы «думаем, что мы знаем» города благодаря этим факторам.

Итак, городское пространство -это совокупность измерений, которые формируются в результате культуротвор-ческой деятельности человека.

Одной из важнейших, хотя и недооценённых, функций культурологии в

условиях современной науки является просветительство, т.е. попытка объяснить самому человеку, зачем ему нужна культура и как выстаивать отношения с ней. Город, будучи универсальной формой человеческого общежития, выступает в качестве амбивалентного конструкта. С одной стороны, город «учит» человека,

предоставляет ресурсы для его социализации и инкультурации. С другой стороны, он сам является пространством куль-туротворческой деятельности человека. Понять связь «человек - город», использовать ее эвристический потенциал - в этом мы видим главную задачу культуролога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: A critical review of concepts and definitions. Harvard University Printing Office, 1952. [Рукопись]

2. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. [Рукопись]

3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. [Рукопись]

4. Фрейд З. Тотем и табу / Пер. с нем. М. В. Вульфа. — СПб.: Азбука-классика, 2005. [Рукопись]

5. Юнг К.Г. Психология бессознательного/ Пер. с англ. — Издание 2-е., М.: «Когито-Центр», 2010. [Рукопись]

6. Ортега-и-Гаcceт Х. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Сост. В. Е. Багно.— М.: Искусство, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.