Научная статья на тему 'Культурный туризм как стратегический ресурс России'

Культурный туризм как стратегический ресурс России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2886
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИИ / STRATEGIC RESOURCE OF RUSSIA / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / NATIONAL-CULTURAL MENTALITY / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС / CULTURAL INTEREST / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPIRITUAL NEEDS / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Моисеева Елена Георгиевна

Данная статья посвящена проблеме развития культурного туризма как стратегического ресурса современного мира. Автор считает, что туризм выступает эффективным способом массового обмена социокультурным опытом, что в условиях превращения мира в «единство разнообразия» является необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article is devoted a problem of development of cultural tourism as strategic resource of the modern world. Author considers that tourism acts as effective way of a mass exchange социокультурным experience that in the conditions of world transformation into «unity of a variety» is necessity.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как стратегический ресурс России»

Вот пример такой актуализации, в сжатом виде вся духовная философия Толстого: «Чем больше человек удовлетворяет потребности тела, тем он более несчастен. И чем дальше он заходит в удовлетворении эгоистических потребностей тела, тем дальше от источников счастья. Возвращение к источникам требует уже колоссального духовного напряжения, трудной, педантичной работы над собой, и все ради того, чтобы обрести то, что в детстве дается даром» (1, с. 74). Для конца первого десятилетия XXI века, нельзя не согласиться, звучит очень современно.

Сегодня явление юбилея приобрело распространный характер. Статус юбилея неуклонно снижается. Телеэфир чуть ли не ежедневно напоминает нам о юбилейных событиях. И среди многих действительно важных, достойных юбилеев очень много юбилеев малозначительных фигур и заурядных событий. Стало быть, именно теперь очень важно развивать культуру юбилея, осмысливать общественную значимость этого явления. Это понимание способствует повышению уровня духовной жизни общества.

Примечания

1. Басинский, П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Павел Басинский. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

2. Золотусский, И. Слово о Гоголе / Игорь Золотусский. - М., 2009.

3. Лотман, Ю. Пушкин 1999 года. Каким он будет? / Ю. Лотман // Таллинн. - 1987.

К УЛЬТУРНЫИ ТУРИЗМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИИ

Е. Г. Моисеева

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена проблеме развития культурного туризма как стратегического ресурса современного мира. Автор считает, что туризм выступает эффективным способом массового обмена социокультурным опытом, что в условиях превращения мира в «единство разнообразия» является необходимостью.

Ключевые слова: культурный туризм, стратегический ресурс России, национально-культурный менталитет, историко-культурный потенциал, культурный интерес, духовные потребности, историческое наследие.

Given article is devoted a problem of development of cultural tourism as strategic resource of the modern world. Author considers that tourism acts as effective way of a mass exchange социокультурным experience that in the conditions of world transformation into «unity of a variety» is necessity. Key words: cultural tourism, a strategic resource of Russia, national-cultural mentality, historical and cultural potential, cultural interest, spiritual needs, a historical heritage.

96 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 96-100

И

г

В научной литературе предлагаются разные трактовки понятия «культурный туризм», что связано с исследовательским ракурсом, задаваемым дисциплинарными границами. Наиболее общим является определение культурного туризма как вида социально-культурной деятельности человека: «Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления с культурно-историческими и архитектурными ценностями региона, а также с местными традициями и изделиями народных промыслов». Как отмечает В.А. Квартальнов, культурный туризм можно определить как передвижения граждан за пределами постоянного места жительства: к культурным достопримечательностям, объектам исторического наследия, поездки на фестивали, фольклорные праздники и с целями изучения природы, искусства, паломничество.

Любой вид туризма, в определенной степени, является культурным, поскольку в течение всей поездки турист испытывает влияние непривычной социокультурной среды. Соответственно, в данном случае речь идет о культурном аспекте воздействия туризма - «влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и, прежде всего, на его систему ценностей, знания и общественное поведение».

Культурный туризм является туризмом в целях ознакомления и познания культурного наследия различных стран и народов. Но исторические памятники, мемориальные места, народные промыслы, музеи, объекты материальной и духовной культуры - это только часть ресурсов. Вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни также может представлять интерес для туристов. Кроме того, базой культурного туризма являются учреждения сферы культуры и культурные процессы. Таким образом, общую атмосферу создает целая сумма факторов, в том числе ландшафт, климатические условия и даже способ общения местных жителей. Особую привлекательность туризму придает воз-

^ Теория и история культуры

можность получить эстетические, эмоциональные ощущения. Историческое и культурное окружение затягивают человека в свой необычный мир.

Следовательно, основным условием развития культурного туризма является историко-культурный потенциал: той или иной страны, национальное наследие народа, в целом туристские ресурсы, расположенные на конкретной территории. Речь идет о памятниках истории и культуры, исторических территориях, архитектурных комплексах, народных промыслах и других объектах и процессах культуры. Основным мотивом выступает «потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, когда лично увиденное навсегда становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, раздвигая горизонты его мировосприятия» (4, с. 143).

Поэтому не случайно в Гаагской декларации по туризму отмечается, что неиспорченная «естественная, культурная и человеческая среда» является основным условием развития туризма. В этой декларации также содержатся следующие рекомендации:

- информировать и просвещать туристов, путешествующих как внутри страны, так и за рубежом, в плане сохранения и уважения естественной, культурной и человеческой окружающей среды в местах, которые они посещают;

- определять уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечивать его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам: в определенные периоды или сезоны;

- поведение путешественников в турах культурного туризма (3, с. 18).

Как следует из последней рекомендации Гаагской декларации, при организации туристских маршрутов приоритет отдается целям сохранения и поддержания историко-культурного наследия, а не коммерческим целям.

Необходимо отметить, что туристский

И

Г

процесс не является односторонним. Не только туристы испытывают влияние новой непривычной социокультурной среды, но и, приехав в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, в результате контактов с местным населением они сами оказывают социокультурное воздействие на население.

Таким образом, в процессе социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами, возникают разные по характеру взаимоотношения, во многом определяющиеся национально-культурным менталитетом представителей разных стран.

Как пишет М. Драгичевич-Шешич, «культурный туризм, как путешествие в историю, особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции» (5).

В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничество. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристские агентства организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие.

Таким образом, культурный туризм характеризует соответствие культурного уровня туриста избираемым им для ознакомления с историко-культурными ценностями. Если в целом туризм представляется в большей мере как часть досугового времяпрепровождения и не требует определенных знаний и навыков, то культурный туризм предполагает определенный уровень культуры и образования. Культурные ценности и эстетические переживания

выступают основными стимулами такого путешествия. В то же время он выступает не только как результат - встреча туриста и культурного объекта, но и как процесс восприятия и постижения ценностно-смыслового содержания другой культуры.

Туризм как возможность временного погружения в другие культуры способствует выработке у человека, с одной стороны, более ясного понимания многообразия нашего мира (международный туризм), ценности и самобытности своей культуры (внутренний туризм) - с другой. Независимо от включенности в тот или иной туристский поток, каждый человек решает для себя проблему самоидентификации. Одновременно актуализируется потребность в расширении знаний собственной культуры.

В контексте сказанного сущность туризма начинает трансформироваться, то есть к основной его движущей силе -«музейному» интересу - добавляется интерес «практический».

В сложившихся условиях международные организации в сфере культуры уделяют огромное внимание сохранению культурного разнообразия, ибо «культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы» (1, с. 643). Данный факт позволяет по-новому оценить роль культурного туризма в современном мире. Во многом благодаря ему возможно решение задачи, обозначенной во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии: «обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью» (2, с. 3).

Следовательно, туризм выступает эффективным способом массового обмена социокультурным опытом, что в условиях превращения мира в «единство разнообразия» является необходимостью.

Таким образом, в эру высоких технологий и в условиях интеграции финансовых, политических систем в единое целое обмен культурной информацией становится

И

Г

важным фактором успешного развития человека, сообщества, государства: «В мировом сообществе культура рассматривается сегодня как важнейший ресурс развития. Чтобы развитие было устойчивым, очевидно, должны приниматься во внимание динамические процессы в социокультурной сфере. Культура, образование, информатизация могут постепенно менять общество как синергетическую среду и управлять развитием кризисных явлений при помощи систематически малых усилий. Для этого социокультурные процессы должны стимулироваться и ускоряться, занять заметное место в национальных и международных программах» (1, с. 643).

Если в других сферах необходима стандартизация и возможно количественное измерение параметров, то для культурной сферы это не приемлемо. Культура любого народа самобытна и уникальна, поэтому культурный туризм способен выступить мостом взаимопонимания и взаимовыгодных отношений между разными культурами. Именно он первым прокладывает путь для сотрудничества не только в культурной, но и в экономической, социальной и других сферах. Это утверждение было высказано известным путешественником С. Герберштейном: «Некогда римляне, отправляя послов к народам отдаленным и неведомым, поручали им, помимо всего прочего, еще и тщательно записывать обычаи, учреждения и весь склад жизни того народа, у которого они пребывали послами».

Не менее важную роль культурный туризм играет и для развития государственности. Туризм внутри страны с привлечением ее историко-культурных памятников может выполнять множество функций: познавательную, воспитательную и идеологическую.

Познавательная функция подразумевает ознакомление с культурным богатством, как своего региона, так и страны в целом. Эта деятельность способствует формированию личности подрастающего поколения и расширению социального опыта старших. Кроме того, жизнь в условиях «пересече-

^ Теория и история культуры

ния» нескольких культур или вне «своей» культуры способствует самоидентификации человека. Более того, важно отметить отсутствие социального опыта, необходимого в сложившихся условиях. Зачастую именно старшему поколению приходится учиться у подрастающего способам взаимодействия с новыми технологиями.

Воспитательная функция в некоторой степени близка к социальной адаптации. Культурная среда, прежде всего, выступает необходимой и благоприятной средой передачи социального опыта, что обеспечивает воспроизводство любого сообщества. В данном случае идет передача социального опыта через традиции, уклад жизни, прививаются моральные нормы и духовные качества, приемлемые в конкретном сообществе. К тому же формируется осознание необходимости бережного отношения к памятникам старины и объектам культуры.

Идеологическая составляющая туризма в последнее время столь актуальна, но не находит должного внимания в России. Хотя в советский период именно она нередко являлась ключевой целью разработки маршрутов.

Таким образом, туризм представляется весьма эффективной формой освоения национальной культуры и формирования патриотизма. Ведь любой регион обладает хотя бы частью необходимых для этого культурных объектов, включая памятники археологии, культовую и гражданскую архитектуру, памятники ландшафтной архитектуры, малые и большие исторические города, сельские поселения, музеи, театры, выставочные залы и т.д.

Следовательно, культурный туризм в своем развитии начинает формировать также жизненное пространство местного сообщества, многие члены которого включены в сферу обслуживания туристов. В свою очередь, его развитие приветствуется на территориях, которые не обладают другими крупными источниками доходов или для которых развитие туризма сопровождается существенным положительным эффектом.

Проблема сохранения и использования

Н

Г

культурно-исторического наследия средствами культурного туризма объявлена одной из важных задач Десятилетия развития культуры (ЮНЕСКО).

Функциональная роль культурного туризма в жизнедеятельности общества выражается в разработке эффективных реставрационных технологий и охранно-правовых норм по отношению к национальному историко-культурному наследию. Одновременно в разных странах пытаются актуализировать компоненты культурного наследия в повседневной жизни, что позволяет сохранять преемственность поколений, способствует воспитанию молодежи, под-

держивает высокий уровень образования и культуры населения. Тем самым разные народы противостоят избыточному воздействию универсальных тенденций, которыми насыщены глобальные взаимосвязи.

Именно культурный туризм в немалой степени способен снижать негативные эффекты глобализма, предоставляя путешественникам возможность познакомиться с уникальным вкладом каждого сообщества в мировую культуру. Историческое наследие, а также современная культурная практика конкретных этносов наиболее убедительно могут демонстрировать самобытный характер народа, его культуры.

Примечания

1. Богатырева, Т. Стратегии глобализации / Т. Богатырева, Р. Яновский // Социокультурная динамика. - 2006. - № 1.

2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. - М, 2008.

3. Гаагская декларация по туризму. Принцип 3 // Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М.: ИПК госслужбы, 1998.

4. Гордин, В. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма / В. Гордин, М. Сущинская, И. Яцкевич // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века : [учеб. пособие]. - СПб., 2001.

5. Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в области культурного наследия [Электронный ресурс] / М. Драгичевич-Шешич. - Режим доступа: www.culturalmanagment.ru/biblio/Nasl

И

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.