Научная статья на тему 'Культурный фактор инновационного развития полиэтничного региона'

Культурный фактор инновационного развития полиэтничного региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КУЛЬТУРА / КАВКАЗСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA / NORTH CAUCASUS / CULTURE / CAUCASIAN CULTURE / VALUES / RUSSIAN LANGUAGE / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна

В статье анализируется культура как определяющий фактор устойчивого развития социума/региона. Рассматриваются особенности региональной/кавказской культуры, с акцентированием внимания на ее современном состоянии кризисе. Обозначается взаимосвязь гибкого управления и самоорганизации культуры/полиэтничного общества в качестве главного звена устойчивого развития региона. Аргументируется тезис о необходимости обновления культурной политики и системы управления культурой в стране и регионах. Представлены некоторые предложения по реализации государственной культурной политики, нацеленной на патриотическое воспитание граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural factor of innovative development of multiethnic region

In the paper, the culture is analyzed as the defining factor of a sustainable development of the society/region. Features of the regional/Caucasian culture are examined, focusing attention on its current state crisis. The interrelation of flexible management and self-organization of culture / multiethnic society is considered as the main link of a sustainable development of the region. The thesis is proved that there is a need to update cultural policy and a culture management system in the country and regions. The work presents some offers on implementation of the state cultural policy aimed at patriotic education of citizens.

Текст научной работы на тему «Культурный фактор инновационного развития полиэтничного региона»

УДК 316.347(470.621) ББК 60.545.1(2 Рос. Ады) Ш 16

А.Ю. Шадже,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: +79184245432, e-mail: shadzhe@maykop.ru

КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА1

( Рецензирована )

Аннотация. В статье анализируется культура как определяющий фактор устойчивого развития социума/региона. Рассматриваются особенности региональной/кавказской культуры, с акцентированием внимания на ее современном состоянии - кризисе. Обозначается взаимосвязь гибкого управления и самоорганизации культуры/полиэтничного общества в качестве главного звена устойчивого развития региона. Аргументируется тезис о необходимости обновления культурной политики и системы управления культурой в стране и регионах. Представлены некоторые предложения по реализации государственной культурной политики, нацеленной на патриотическое воспитание граждан.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, культура, кавказская культура, ценности, русский язык, культурная политика.

A.Yu. Shadje,

Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184245432, e-mail: shadzhe@maykop.ru

CULTURAL FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MULTIETHNIC REGION

Abstract. In the paper, the culture is analyzed as the defining factor of a sustainable development of the society/region. Features of the regional/Caucasian culture are examined, focusing attention on its current state - crisis. The interrelation of flexible management and self-organization of culture / multiethnic society is considered as the main link of a sustainable development of the region. The thesis is proved that there is a need to update cultural policy and a culture management system in the country and regions. The work presents some offers on implementation of the state cultural policy aimed at patriotic education of citizens.

Keywords: Russia, North Caucasus, culture, Caucasian culture, values, the Russian language, cultural policy.

Мы живем в тисках крутой формальности И уже на подозренъе весь Кавказ. И лицо чужой национальности Почему-то раздражает нас. Я смотрю в растерянные лица, Чувствую, как в них бунтует кровь.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ. Проект №15-18-00148.

- 201 -

В современных условиях формирование межэтнического согласия и устойчивое развитие в российских регионах приобретает исключительную актуальность: нужно добиться того, чтобы курс на модернизацию сплотил российское общество и открыл новые возможности для их устойчивого развития. В свете этого, в первую очередь, представляется важным знание региона, осмысление его специфики через культурно-цивилизационный дискурс. Вместе с тем, такой подход ставит ряд вопросов, исходя из системного анализа не только проблемы межкультурного и меж-цивилизационного диалога на региональном, национальном (российском) и глобальном уровнях, но и определения путей развития.

Традиционно считают, что развитие социума, в первую очередь, определяет экономика, которая оказывает также влияние на межэтнические отношения. И тогда возникает вопрос: может ли культура, наряду с экономикой (и политикой), рассматриваться как определяющий фактор развития социума/региона?

Вспомним, что многие исследователи, следуя марксизму, предпочтение отдают экономике. Противоположная точка зрения, руководствуясь теорией М. Вебера, склоняется к культурному детерминизму. В своих рассуждениях мы следуем тому, что «взаимосвязи между экономикой, с одной стороны, и культурой и политикой, с другой, носят взаимодополняющий характер, как это происходит в

Наша всенародная столица Выборочно дарит им любовь. Нам бы всем по-доброму собраться, Недоверье поборов и страх. Но уходят в горы новобранцы, И лютует ненависть в горах. Мы и раньше уходили в горы В окруженье дружбы и любви. А теперь влиятельные воры Греют руки на чужой крови.

А. Дементьев [1; 380]

отношении различных систем биологического организма» [2; 267]. Перефразируя Р. Инглегарта, с уверенностью будем утверждать, что теоретическая концепция (или модель), учитывающая культурные факторы, обладает гораздо большей актуальностью, ценностью, эффективностью и объясняет гораздо больший спектр изменений различных показателей, чем концепция (или модель), опирающаяся лишь на экономику.

Отметим, что при рассмотрении поставленной проблемы мы руководствуемся методологическим положением, отражающим взаимосвязь культуры и общества: «Культура развивается в обществе, в сложно структурированной социальной системе, внутренняя целостность которой также дифференцирована и представлена как результат взаимодействия социальных институтов и целенаправленно создаваемых общественных структур, включая в себя жизненные миры различных социальных сословий, классов, слоев» [3; 138-139]. По мнению О.Н. Астафьевой, социальный срез культуры рассматривается как ее одна из важных, но частных характеристик.

Однако возникают вопросы относительно рассматриваемого объекта - Северо-Кавказского региона: «Как развивается полиэтничное общество?», «Не является ли препятствием в развитии культурная самобытность и полиэтничность?», «Есть ли смысл сегодня говорить о кавказской культуре?».

Социогуманитарная наука не дает однозначного ответа на эти вопросы. В результате проблема инновационного развития традиционного северокавказского общества ставится под сомнение многими учеными. Однако осмысление региональной культуры в контексте современной науки позволяет выявить появление новых смыслов в традиционном и обнаружить эвристические возможности северокавказского общества.

Северный Кавказ представляет собой сложную систему. Здесь исторически сталкивались различные культуры и цивилизации. В результате их взаимодействия кавказская культура вступала с ними в диалог, обмениваясь ценностями. При этом она не растворилась ни в западной, ни в восточной культурах. Несмотря на трансформационные процессы в России и активизирующиеся социокультурные риски, региональная культура идентифицирует себя с самим собой.

В каждой культуре как сложной саморазвивающейся системе, говоря словами B.C. Степина, формируются особые информационные структуры-коды, фиксирующие важные для целостности системы особенности ее взаимодействия со средой («опыт» предшествующих взаимодействий). Эти информационные структуры-коды определяют способы воспроизводимости системы как целого. Такими информационными структурами в культуре являются ее базисные ценности и смыслы, которые формируют человека [4; 12].

Кавказская культура является сложным феноменом. Традиционные ценности на Кавказе принадлежали другому типу культуры, не совпадавшей ни с русской, ни с европейской. Однозначно понять эти ценности и смысл кавказской культуры сложно.

Вспомним классический XIX век. Иностранцы и русские мыслители, побывавшие на Кавказе,

«открывали» и пытались понять Кавказ через кавказскую культуру, ведь история Кавказа является отражением его культуры. Они восторженно описывали в своих воспоминаниях необычайную душевную щедрость горских народов, восхищались традиционной культурой горцев, манерой их поведения, называя ее «рыцарской», подразумевая средневековый западноевропейский этикет, особенности стиля жизни, поведения, а также этническую психологию кавказцев - свободолюбие, гордость, создававшие особый миропорядок. Сохранение традиционного миропорядка позволяло сохранить самоуважение, что давало понимание «внутренней логики поведения горцев», а также выступало своего рода ограничителем поведения человека.

Следует отметить также, что пониманию Кавказа, выявлению смысла кавказской культуры в XIX веке способствовала российская культура и российская литература. Через российскую культуру открывались миру традиционные ценности кавказской культуры: понимание смысла свободы и справедливости, ценности прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшее доминирующее положение в системе ценностных приоритетов кавказца. Все это определяло диалогичное отношение к природе, формировало экологическое мировоззрение, отражалось на отношениях между людьми, поведении в обществе и в семье. Российская литература - A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, JI.H. Толстой - формировала кавказский имидж.

Самовыражению и пониманию региона способствовало владение кавказских народов русским языком. Однако сегодня происходит трансформация ценностно-смыслового пространства русского языка. В этом плане необходимо особо отметить негативное изменение статуса русского языка - объединяющего компонента в

социокультурном пространстве нашей страны. Например, к последнему десятилетию XX века (к 1990 году) число владевших русским языком достигло своего наивысшего показателя - 312 миллионов человек. Этому способствовали, прежде всего, социально-экономические и научно-технические достижения Советского Союза [5]. Русский язык стал единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 20 лет, прошедших после распада СССР, неуклонно утрачивает свои позиции во всех без исключения регионах мира, в том числе и в бывших советских национальных республиках, где он доминировал на протяжении почти всего XX века [6].

В современном мировом и российском информационном пространстве происходит «размывание» ядра русского языка, в результате чего усугубляется духовный/культурный кризис в нашей стране, мы теряем нашу общекультурную ценность, на которой основано национальное единство страны. Ведь русский язык является не только этническим языком русских, не только средством общения с представителями разных этносов. Это сила, объединяющая нас в культуре, экономике, политике и т.д., средство сохранения и укрепления взаимопонимания и стабильности. Поэтому нас всех должно связывать одно желание и одна цель - сохранить эту цементирующую силу, укрепить наше сотрудничество и единство нашей страны.

Итак, важно понять и принять практические меры по сохранению национального языка, являющегося скрепой российской гражданской идентичности, формирующего основу социокультурного пространства других видов идентичности.

Сегодня налицо разительные изменения, происходящие в каждой культуре. Это касается и европейской, и российской культуры, в частности - и кавказской. Среди

множества причин этих изменений, безусловно, главными являются ценности и смыслы, которые значимы для каждого человека и народа, поскольку они определяют отношение человека к миру/происходящим событиям, а также являются ориентирами и регуляторами его поведения. В этом контексте можно говорить, что современная культура переживает кризис.

Современная кавказская/северокавказская культура не может формировать человека - носителя фундаментальных ценностей. Это проявляется в отношениях к природе и между людьми, изменении семьи. Смеем утверждать, что под влиянием техногенной цивилизации коренные ценности, исторически формировавшиеся в кавказской культуре, размываются. Неопределенность в современных условиях оказывает пессимистическое влияние на молодежь. Для многих представителей кавказских этносов становится престижным/ необходимым научиться «крутиться», а не работать. Налицо элементы варварства, проявляющиеся в условиях современной цивилизации.

Поэтому встают вопросы: «Каков наш ценностный мир сегодня?», «Каким мы видим свое будущее?», «Какова связь будущего с нашей культурной памятью?».

Каждый народ задумывается над этими вопросами. Ответы на них связаны с фундаментальными ценностями кавказской культуры, поскольку рациональное осмысление и адекватная интерпретация кавказского/северокавказского общества возможны только через культуру.

Руководствуясь этим положением, можно исследовать и понять проблемы современного Северного Кавказа: социально-экономические, политические и духовные. Подчинив решение материальных проблем духовным/ культурным, можно спасти свою идентичность, свое «мы», сохраняя

в себе множество культурных ценностей и идентичностей.

В поисках «ответа» на «вызовы» современности многие авторы обращаются к нормам и законам - Хабзэ. Понятно, что этот социокультурный институт в том виде, в каком он исторически формировался, не может быть возрожден. Используя терминологию Гегеля, можно сказать, что он может быть рассмотрен в условиях современности лишь в «снятой» форме. К этому феномену следует подходить с учетом возможности выявления нового социокультурного смысла и ценностей в условиях современного общества. Это сложно, но важно.

Кавказ сегодня становится более открытым, диалогичным. Будущую новую социокультурную идентичность предсказать трудно. Конфигурация идентичностей в кавказском/северокавказском обществе, безусловно, изменится, и будет формироваться новая шкала ценностей, соответствующая открытости. Однако хочется надеяться, что интеллектуальный потенциал региона с учетом социокультурных процессов, происходящих сегодня на Кавказе, может способствовать сохранению ядра кавказской культуры, пусть в другой форме, но которая будет самоидентифицироваться как кавказская. Из этого не следует, что кавказская культура будет жить только благодаря традициям или прошлому опыту. Наоборот, это означает, что в процессе саморазвития она будет усваивать новые формы культурных ценностей.

Современная Россия «переоткрывает» Кавказ и кавказскую культуру. Традиции, воспринимаемые ранее как нечто архаичное, сегодня воспринимаются как культурная основа развития региона. Понято, что культурную среду, которая создавалась исторически в регионе, невозможно уничтожить. Русскоязычное население, знакомясь с региональным социокультурным пространством и с кавказской культурой,

начинает с восхищением оценивать ее ценностный смысл. Творческий коллектив, снимавший фильм «К соседям с любовью», отмечал: «...Пугали Кавказом, а здесь наши привычные представления полностью разрушились. Кавказцы - настоящие патриоты России, какие удивительные, искренние патриоты! ...Кавказ - он русский. Он наполнен русской культурой и русским духом» [7; 13]. Отмечалось два положения: в первую очередь, развеялся миф о «злых кавказцах», во-вторых, Кавказ, помимо национальной, насыщен общероссийской культурой [7,13]. Такое переосмысление и понимание встречается в последнее время не только на повседневном/обыденном уровне, но и научном.

Выводы. 1. Устойчивое развитие полиэтничного региона в условиях современной культуры требует комплексного подхода: а) в поли-этничном регионе важно формировать соответствующий информационный дискурс, нацеленный на конструирование образа «мы - полиэтничное сообщество», на формирование культуры восприятия «другого»; б) региональную культурно-национальную политику важно подчинить созданию условий для саморазвития каждой культуры и каждого этноса, укрепления социальной стабильности и безопасности в регионе, сохранения единства России.

2. В современной полиэтнич-ной Адыгее, как и в России, много проблем и трудностей. Между тем, не следует использовать имеющиеся проблемы для дихотомического противостояния «мы» - «они». Важно понять также, что «не существует опасных народов». Могут быть опасные политические условия, создаваемые некоторыми политиками и учеными. Поэтому важно проявить научную и политическую корректность и мудрость, содействовать взаимопониманию на основе диалога культур.

3. Культурная политика в стране и регионах должна быть направлена на сохранение каждой культурной единицы и укрепление нашего «единства в многообразии». При этом правящая элита не должна руководствоваться крайними принципами «назад к традиции» или «долой традиции». Стратегические задачи в этой сфере определены Правительством РФ в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» и в «Основах государственной культурной политики». Программы призваны обеспечить координацию государственной национальной и культурной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

4. Культурная политика и система управления культурой в стране и регионах нуждается в обновлении. Во-первых, не политика силового вмешательства, а политика мягкого воздействия на культуру, политика направления самоорганизующихся этнокультурных процессов. Во-вторых, важно учитывать тот факт, что «неотъемлемой чертой современных человеческих сообществ и даже условием их развития является феномен культурной сложности», которая воспроизводится под воздействием

разных факторов, вызывая проблемы межкультурных коммуникаций, межэтнических отношений, этнических конфликтов [8, С. ХЬУ]. В-третьих, в научных исследованиях и политических решениях в сфере культуры методологически слабой стороной остается использование традиционных подходов, методов классической науки и практики. Нужны новые методы в контексте современной, постне-классической науки в исследовании культуры как сложной саморазвивающейся системы.

5. В современной России и российских регионах необходимо эффективно соотносить осмысление культуры с формированием российской гражданской идентичности. Идентификационное пространство расширяется в связи с процессами модернизации и глобализации. Остается надеяться, что со временем рамки межкультурного взаимодействия между этносами, регионами и странами будут расширяться.

Представляется, что на основе общероссийской культуры можно укрепить чувство принадлежности к единой российской нации и российскую гражданскую идентичность. Это будет способствовать, с одной стороны, сохранению и развитию русского языка как объединяющего фактора, а с другой - формированию гражданского сознания в поликультурной среде и укреплению патриотизма в нашей стране.

Примечания;

1. Дементьев А. Лицо кавказской национальности // Дементьев А.Д. Избранное. М.: Эксмо, 2004.

2. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1989.

3. Астафьева О.Н. Целостность культуры как «единство множественности» // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М.: Прогресс-Традиция, 2009.

4. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8.

5. Арефьев А.Н. Русский язык на рубеже XX-XXI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2012. С. 6. (482 е.). 1 CD ROM.

6. Арефьев А.Н. Сжимающееся русскоязычие // Демоскоп. 2013. 14-31 октяб. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0571/tema02.php (дата обращения 10.05.2014).

7. «Нас пугали Кавказом» // Аргументы и факты. Северный Кавказ. 2015. № 32.

8. Тишков В.А. Российская полиэтничность в мировом контексте // X Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докладов. М., 2013.

References:

1. Dementyev A. A person of Caucasian nationality // Dementyev A.D. Selected works. M.: Eksmo. 2004.

2. Inglehart R. Modernization and Postmodernization // A new post-industrial wave in the West. Anthology / Ed. by V.L. Inozemtsev. M., 1989.

3. Astafyeva O.N. The integrity of the culture as "the unity of the multiplicity" // Synergetic paradigm. Social Synergetics. M.: Progress-Tradition, 2009.

4. Stepin V.S. Self-developing systems and post-nonclassical rationality // Problems of Philosophy. 2003. No. 8.

5. Arefyev A.N. The Russian language at the turn of XX-XXI centuries. [Electronic resource]. M.: Center for Social Forecasting and Marketing, P. 6. (482 pp.). 2012. 1 CD ROM.

6. Arefyev A.N. Shrinking Russian language // Demoscope. 2013. No. 571-572. October 14-31. Access mode: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0571/ tema02.php (checked on: 10. 05.2014).

7. We were scared by the Caucasus // Argumenty i Fakty. The North Caucasus. No. 32. 2015.

8. Tishkov V.A. Russian multi-ethnicity in the global context // The X Congress of ethnographers and anthropologists of Russia. - Moscow, July 2-5, 2013. Abstracts of reports. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.