УДК 327 КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И ЯПОНИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Киба Д.В.
Цель: раскрыть этапы и особенности развития культурных связей России и Японии в постсоветский период.
Методология проведения работы: методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности. Хронологический метод обеспечил соблюдение временной последовательности рассмотрения изменений, происходивших в ходе развития культурного взаимодействия России и Японии
Результаты: выявлены этапы развития, договорно-правовая база культурного сотрудничества России и Японии, вклад правительственных и общественных организаций в процесс взаимодействия двух стран.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть интересны японоведам и специалистам, занимающимся проблемами Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.
Ключевые слова: Московская декларация, Соглашение о культурных связях, Российско-японский план действий, Японский Фонд, Общество «Россия и Япония», фестиваль японской культуры.
CULTURAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND JAPAN IN THE POST-SOVIET ERA
Kiba D.V.
The purpose: to reveal the stages and features of the development of cultural relations between Russia and Japan in the post-Soviet period.
The methodology of the work: principles of historicism and objectivity are the methodological basis of the study. Chronological method ensures compliance of review time sequence of changes that occur during the development of cultural cooperation between Russia and Japan.
Results: The author has identified the stages of development of cultural cooperation between Russia and Japan, the juridical base, the contribution of governmental and non-governmental organizations into the process interaction between the two countries.
Application area of the results: the study may be of interest to professionals who deal with the Asia-Pacific region.
Keywords: Cultural relations agreement, Moscow Declaration, the Russian-Japanese Action Plan, the Japan Foundation, the Society "Russia and Japan", a festival of Japanese culture.
Научные исследования проведены при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта № 14.B37.21.0958.
В рамках многовекторного внешнеполитического курса Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион. В настоящее время Россия является активным участником его инте-
грационных процессов. Перспективным является экономическое, политическое и военное сотрудничество со странами АТР. В этих условиях особое значение приобретают связи России и Японии. Широкие возможности для их двустороннего сотрудничества открывает близость внешнеполитических подходов двух стран по основным актуальным вопросам международных отношений.
В постсоветский период российско-японские связи развивались динамично, однако осложняющим фактором являлась проблема «северных территорий». Существенный вклад в подлинную нормализацию отношений вносит культурный обмен между Японией и Россией. В настоящий момент культурные связи являются активно развивающимися, способствующими формированию более детального образа партнера, взаимопониманию стран.
Москва и Токио имеют богатый исторический опыт культурного взаимодействия. Комплексные юридические рамки для осуществления культурных связей между Японией и СССР обеспечивало Соглашение о культурных связях от 31 мая 1986 г. Первый этап развития российско-японских культурных контактов в постсоветский период связан с поиском новых юридических оснований для взаимодействия.
В Московской декларации 1998 г. об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией указывалось, что страны, осознавая «важность содействия взаимообогащению культур народов России и Японии, намерены и далее поощрять разнообразные связи двух стран в области культуры» [3].
Формы культурного взаимодействия с Японией в целом можно подразделить на проекты, осуществляемые на правительственном уровне, и неправительственные проекты, которые реализуются общественными структурами. В интересах двух стран было заключено Соглашение о культурных связях, подписание которого было приурочено к визиту президента В. Путина в Японию в сентябре 2000 г. Данное Соглашение установило принципы обменов не только
в сфере культуры в узком смысле, но и в таких областях, как молодежные обмены, развитие туризма и т.д. [6]. Документ вступил в силу с 2002 г. и ознаменовал собой окончание первого и начало второго этапа развития российско-японского культурного взаимодействия.
В 2003 г. был подписан Российско-японский план действий, являющийся очень подробным документом, охватывающим многие области двусторонних отношений: от экономики до гуманитарной сферы. Заключительная его часть называется «Развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран». Стороны договорились углублять двусторонние отношения, которые предполагалось развивать в следующих направлениях: знакомство с культурными ценностями и традициями друг друга, расширение культурно-просветительских и молодежных обменов; организация совместных форумов и семинаров по линии научно-исследовательских организаций и уч-реждений[5]. Следует отметить, что второй этап развития российско-японского культурного взаимодействия был насыщен двусторонними встречами и фестивалями. Реализация неправительственных культурных проектов осуществлялась быстрее, чем мероприятия, осуществляемые на правительственном уровне.
Осознавая это, правительство Японии обратилось к неправительственным организациям и органам местного самоуправления с призывом о проведении в России мероприятий, знакомящих россиян с культурой Японии. В результате в нашей стране был организован Фестиваль японской культуры, проходивший с апреля 2003 г. по март 2004 г. Подобный фестиваль российской культуры в 2006 г. был организован и в Японии.
Номура Иссей, занимавший в 2005 г. пост Чрезвычайного и Полномочного посла Японии в Российской Федерации, отмечал, что способ осуществления культурных проектов, при котором правительство Японии занимается «созданием структурных рамок для осуществления обменов и соответствующей информационной поддержкой», очень эффективен [4]. Непосредственная реализация проекта возлагалась на неправительственные организации.
Примером может служить деятельность Японского Фонда, созданного в 1972 г. под эгидой Министерства иностранных дел. В настоящее время данная организация получила статус независимого органа, однако финансовую основу его составляют правительственные капиталовложения. Организация предпринимает много усилий для представления японской культуры в России. В Стране восходящего солнца действует Автономная Некоммерческая Организация «Японский Центр», деятельность которой финансируется и направляется правительством. В Москве, Владивостоке, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге были созданы Японские центры, призванные служить базой для подготовки и обучения специалистов. Деятельность центра предусматривает также тесное региональное культурное сотрудничество с российскими регионами. Так, в апреле 2007 г. губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и губернатор префектуры Мияги Йосихиро Мураи подписали Меморандум о намерениях сотрудничества в сферах экономики, культуры и образования [11].
Одной из базовых организаций правящей Либерально-Демократической партии Японии является Молодежная палата. Это некоммерческая организация, членами которой являются молодые бизнесмены Японии. В рамках деятельности Молодежной палаты было создано Общество Дружбы Японии и России. Последнее активно проводит встречи с российскими государственными структурами.
Работа с неправительственными организациями является несомненным приоритетом в деятельности и российских правительственных учреждений.
В 2008 г. в России указом президента был создан преемник «Росзарубеж-центра» - Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Основными партнерами Агентства являются Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС) и входящие в нее более семидесяти общественных объединений, включая российские общества дружбы с зарубежными
странами. Среди входящих в РАМС организаций следует назвать Общество «Россия и Япония», созданное в 1991 г. В российских регионах действуют 65 его отделений. Последние принимают представителей культурных и научных кругов Японии, участвуют в издательской и переводческой деятельности.
Особое значение имеют частные контакты отдельных граждан двух стран. На Дальнем Востоке художник Миямото Цутому, наладил по собственной инициативе творческие связи с музеями Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока, Николаевска-на-Амуре, Амурска [10, с. 1]. Миямото Цутому организовывал обмен рисунками детей Японии и России, выставки работ художников Комсомольска-на-Амуре в г. Йокогама. Правительства двух стран осознают важность визитов в Россию и Японию людей, формирующих общественное мнение о партнере: журналистов, ученых, художников, молодежи. В связи с этим поддерживаются программы молодежных обменов, деятельность японского Hippo Family Club в России.
Таким образом, несмотря на то, что территориальный спор осложняет отношения между Российской Федерацией и Страной восходящего солнца, средством достижения взаимопонимания может служить культурный обмен между странами. Последний в постсоветский период прошел в своем развитии два этапа: с 1991 по 2002 гг. и с 2003 г. по настоящее время. Культурные связи осуществляются как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Большое значение имеют не только установленные юридические рамки двусторонних отношений, их договорная база, но и активная деятельность общественных кругов двух стран, прилагающих значительные усилия для постижения культуры и традиций друг друга. Положительный, конкретный образ страны-партнера открывает для России и Японии возможности построения прочных межгосударственных отношений.
Список литературы
1. Железняк О.Н. Культурная политика Японии на современном этапе // Япония наших дней. 2009. №2. С. 77-87.
2. Кузнецов Ю.Д. Состояние российско-японских отношений в начале XXI в. // Япония 2001-2002. Ежегодник. М.: Издательство «МАКС-Пресс», 2002. С. 56-72.
3. Московская декларация об установлении созидательного партнерства
между Российской Федерацией и Японией. ЦКЪ:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=4668;fld=134;dst= 4294967295;md=0.6415078767677789 (дата обращения 15.09.2012).
4. Номура Иссей Россия и Япония: в целях создания вечных уз. ЦКЪ: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1132297464 &archive=1132299029&start_from=&ucat=14& (дата обращения 14.09.2012).
5. Российско-японский план действий // Япония 2002-2003. Ежегодник. М.: Издательство «МАКС-Пресс», 2003. С. 336-353.
6. Соглашение о культурных связях. ЦКЪ:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;п=9603 (дата обращения 15.09.2012).
7. Хакамада С. Культурные и экономические связи Японии и России (18-е
японо-российское совещание экспертов). ЦКЪ:
http://community.fortunecity.ws/lavender/loxwood/286/nov991.htm (дата обращения 04.10.2012)
8. Хакамада, С. Самоорганизация и стихийность: опыт сравнительного социально-психологического анализа Японии и России / С. Хакамада // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 9-18.
9. Хатояма Ю. Моя политическая философия и российско-японские отношения // Российский японоведческий журнал. Выпуск 1. М. : межрегиональная общественная организация «Ассоциация японоведов», 2010. С. 5-14.
10. Шибико И. Подвижник мира // Миямото Цутому Мир всегда. Йокогама, 2008. 246 с.
11. Японский центр в Нижнем Новгороде. URL: http://
www.jcnn.ru/about/history.php (дата обращения 03.09.2012)
References
1. Zheleznyak O.N. Kulturnaya politika Yaponii na sovremennom etape [Cultural policy in Japan at the present stage]. Yaponiya nashikh dney, no. 2 (2009): 77-87.
2. Kuznetsov Yu.D. Sostoyanie rossiysko-yaponskikh otnosheniy v nachale XXI v. [The state of Russian-Japanese relations in the early XXI century]. Yaponiya 2001-2002. Ezhegodnik [Japan 2001-2002. Yearbook]. Moscow: Publishing House «MAKS-Press», 2002. pp. 56-72.
3. Moskovskaya deklaratsiya ob ustanovlenii sozidatel'nogo partnerstva mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Yaponiey [Moscow Declaration on the establishment of a constructive partnership between the Russian Federation and Ja-pan].http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=4668;fld=134 ;dst=4294967295;rnd=0.6415078767677789 (date accessed 15.09.2012).
4. Nomura Issey Rossiya i Yaponiya: v tselyakh sozdaniya vechnykh uz [Issei Nomura Russia and Japan in order to create perpetual bonds]. http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1132297464 &archive=1132299029&start_from=&ucat=14& (date accessed 14.09.2012).
5. Rossiysko-yaponskiy plan deystviy [Russian-Japanese Action Plan]. Yaponiya 2002-2003. Ezhegodnik [Japan 2002-2003. Yearbook]. Moscow: Publishing House «MAKS-Press», 2003. pp. 336-353.
6. Soglashenie o kul'turnykh svyazyakh [Agreement on cultural relations].
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=9603 (date
accessed 15.09.2012)
7. Khakamada S. Kul'turnye i ekonomicheskie svyazi Yaponii i Rossii (18-e yapono-rossiyskoe soveshchanie ekspertov) [Cultural and economic ties between Japan and Russia (18th Japan-Russia expert meeting)]. http: // communi-ty.fortunecity.ws/lavender/loxwood/286/nov991.htm (date accessed 04.10.2012)
8. Khakamada, S. Samoorganizatsiya i stikhiynost': opyt sravnitel'nogo sotsial'no-psikhologicheskogo analiza Yaponii i Rossii [Self-organization and spontaneity: the experience of the comparative socio-psychological analysis of Japan and Russia]. Sotsio-logicheskie issledovaniya, no. 4 (1999): 9-18.
9. Khatoyama Yu. Moya politicheskaya filosofiya i rossiysko-yaponskie ot-nosheniya [My political philosophy and the Russo-Japanese relations]. Rossiyskiy yaponovedcheskiy zhurnal, no. 1 (2010): 5-14.
10. Shibiko I. Podvizhnik mira [Ascetic world]. Miyamoto Tsutomu Mir vsegda [Tsutomu Miyamoto The world is always]. Yokohama, 2008. 246 p.
11. Yaponskiy tsentr v Nizhnem Novgorode [Japan center in Nizhny Novgorod]. http://www.jcnn.ru/about/history.php (date accessed 03.09.2012)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Киба Дарья Валерьевна, доцент кафедры истории и архивоведения, кандидат исторических наук
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет ул. Ленина, 27. Комсомольск-на-Амуре, 681013, Россия darya. kiba. 80@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kiba Daria Valerevna, Associate Professor at the Department of History and Archival Sciences, Ph.D. in History
Komsomolsk-on-Amur State Technical University 27, Lenin str., Komsomolsk-on-Amur, 681013, Russia darya. kiba. 80@mail. ru
Рецензент:
Колпакова Т.А. старший преподаватель кафедры истории и юриспруденции, кандидат исторических наук, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет