Научная статья на тему 'Культурные ландшафты Урала: возвращение забытого имени'

Культурные ландшафты Урала: возвращение забытого имени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ / ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / BIOGRAPHY / CULTURAL LANDSCAPE / LANDSCAPE STUDY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные ландшафты Урала: возвращение забытого имени»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 911.52(470.5)

ББК Д821+Д891 (235.55) ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Галагузова Минненур Ахметхановна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: gala_36@mail.ru

КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ УРАЛА: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИМЕНИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биографические материалы; культурные ландшафты; ландшафтоведение. Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Psychology and Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

CULTURAL LANDSCAPE OF THE URALS: RETURN OF THE FORGOTTEN NAME

KEY WORDS: biography; cultural landscape; landscape study.

В прошедшем 2016 году была издана книга [1], посвященная раскрытию богатейшего наследия Ивана Александровича Тихомирова - человека, оставившего заметный след в исторической науке рубежа Х1Х-ХХ веков, не только знатока и публикатора письменных источников, переводчика, активного пропагандиста исторических знаний, но и просветителя Урала, отдавшего много лет педагогической деятельности.

Жанр книги - биографическое описание, где история человека открывается перед читателем не только событийно, но в связи с конкретным именем. Каждая глава рецензируемой книги позволяет читателю познакомиться с истоками «генетического наследия» И. А. Тихомирова, мотивами и целями получения образования, его общественной и профессиональной деятельностью и богатейшим педагогическим наследием.

Начало пути показано в первой главе книги, где читатель знакомится с историей среднего Поволжья, которая в дальнейшем оказала влияние на научные исследования И. А. Тихомирова. Род семьи Тихомировых принадлежал духовному сословию. Отец И. А. Тихомирова был священником, по его стопам пошел и сын. В. Я. Рушанин подмечает важную черту членов семьи Тихомировых - отношение к книге как особой ценности и источнику знаний.

Автор книги подробно описывает историю Пензенского духовного училища, которое блестяще окончил И. А. Тихомиров. Такое подробное описание истории влияет на возрождение духовных институтов в России.

Во второй главе подробно описан Императорский историко-филологический институт, где учился И. А. Тихомиров, был од-

ним из лучших, образцовым студентом -скромным, собранным, всецело преданным науке. По окончании института И. А. Тихомиров становится учителем истории и древних языков.

Меня, как педагога, особо интересовали педагогическая деятельность И. А. Тихомирова и его вклад в историю развития педагогики. Но, как справедливо замечает автор книги, большое значение имеет забытое имя. Формированию знаменитого исследователя и выдающегося ученого в области педагогики посвящены последующие главы книги.

В 26 лет совсем молодой учитель Н. А. Тихомиров написал свой первый педагогический труд - «Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений», который неоднократно переиздавался. Примечательно, что атлас не изменялся с первого издания, с этой книгой выросло несколько поколений русских гимназистов. В. Я. Рушанин обратил внимание на одно важное обстоятельство - атлас был одобрен «Учебным Комитетом при Святейшем Синоде и при ведомстве по учреждениям императрицы Марии». Это свидетельствует о высокой оценке труда молодого ученого, стимулирующей его дальнейшую научную деятельность, а также показывает, говоря современным языком, внимательное отношение государства к обеспечению учебного процесса в гимназиях.

Опыт творческой педагогической деятельности И. А. Тихомирова формировался в разных учебных заведениях. Он работал учителем древних языков и истории в Ре-вельской Александровской мужской гимназии и Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии. Затем был директором Троицкой мужской и женской

© Галагузова М. А., 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 3

141

гимназий, в которых преподавал историю и географию. В 1912 году И. А. Тихомиров был назначен директором Екатеринбурского учительского института. С этого времени ведет отсчет Уральский государственный педагогический университет в Екатеринбурге. Такое подробное перечисление учебных заведений не случайно, оно свидетельствует о богатейшем педагогическом опыте И. А. Тихомирова. Важно, что разработанные И. А. Тихомировым теория и методика педагогики нашли воплощение в его трудах, не потерявших своей актуальности в современных условиях бесконечного реформирования системы образования в России. В этом видится огромная заслуга В. А. Ру-шанина, который скрупулезно по многочисленным работам и своим исследованиям представил педагогическое творчество И. А. Тихомирова.

Статьи И. А. Тихомирова «К вопросу о перемене учебников в средних учебных заведениях», «Страничка из истории высшего духовного просвещения в России», «Курс русской истории В. Ключевского» актуальны и созвучны современным российским реформам в области образования.

В известном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона есть статья, посвященная И. А. Тихомирову - «писателю», который «посвятил себя изучению русских летописей». Действительно, это забытое имя. Только прочитав книгу В. Я. Рушани-на, я познакомилась с этой статьей.

Подробно описывая жизненный и творческий путь И. А. Тихомирова, автор книги касается и некоторых других деяте-

лей педагогики, которые, по образному выражению автора книги, «не зацепились в истории»: Г. А. Янчевицкий, преподаватель древних языков и директор Ревельской гимназии, известный художник М. П. Верещагин, который был учителем чистописания, черчения и рисования в Ревельской гимназии. Эти и другие имена, упомянутые в книге, открывают молодым ученым путь для дальнейших исследований.

Следует особо обратить внимание на красочное не только внешнее, но и внутренне оформление книги: в ней представлены фотографии исторических документов и учителей, семьи, а также самого автора книги - В. Я. Рушанина. В книге много интересных авторских фотографий. Важным и интересным представляются приложения ко всем главам книги и именной указатель, позволяющий читателю быстро находить интересующий его источник.

Книга, безусловно, полезна ученым и практикам, в том числе педагогам. Хочу особо подчеркнуть, что написана книга доступным, образным, эмоциональным языком, и чтение ее доставляет истинное удовольствие читателю.

Следует также отметить, что под руководством В. Я. Рушанина - автора книги и ректора Челябинской государственной академии культуры и искусств - была выдвинута и реализована прекрасная идея под названием «Культурные ландшафты Урала / Перекрестки судеб». Рецензируемая книга включена в четвертое издание этой серии интересных и полезных книг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени. - Челябинск : изд-во Игоря Розина, 2016. - 432 с.

REFERENCES

1. Rushanin V. Ya. Ivan Aeksandrovich Tikhomirov: Vozvrashchenie zabytogo imeni. - Chelyabinsk : izd-vo Igorya Rozina, 2016. - 432 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.