УДК 316.324.2
Â. Â. Муравьев
КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА
Степень влияния событий древней истории на состояние здоровья и смертность населения была качественно большей, чем детерминация ими рождаемости. Производство пищи и одежды, строительство жилищ, истребление людей в войнах и карательных акциях, накопление и использование знаний о способах лечения болезней - существенные факторы параметров смертности. Воздействие древней культуры на рождаемость осуществлялось путем постоянного или временного отстранения половозрелых мужчин и женщин от репродуктивной деятельности, вступления в брак и ограничения репродуктивной активности в браке. В древности утвердились нормы взаимодействия возрастных групп, каждому из основных этапов возрастных изменений был придан особый смысл.
The genesis of culture at primitive era and its development at ancient civilizations influenced mortality and health condition of population more than birth rate. Production of food, dwelling and clothes, extermination at wars and by states punishment, origin and improvement of disease treatment were essential factors of mortality. Ancient culture influenced birth rate in different ways. According to its norms mature men and women could not marry or remarry at all or for certain time. Reproductive activity was forbidden for spouses for certain periods. Traditions determined possibilities of abortions, contraception, murders of born children. Primitive and ancient times were periods of the origin of rules for people of different generations to interact. Culture determined main age stages of human life and gave special meaning to each of them.
Ключевые слова: культура, население, древность.
Keyswords: culture, population, antiquity.
Демографическая история началась в эпоху формирования человека и общества, когда действие природных факторов смертности и рождаемости дополняется и затем направляется влиянием культуры. В этот период происходило становление относительно самостоятельной сферы культуры -культуры воспроизводства населения. К ней принадлежат созданные человечеством предметы, накопленные знания, установленные ценности и нормы, включенные в складывающееся из рождений и смертей отдельных людей возобновление поколений. Это элементы культуры, воздействующие на основные характеристики населения: структурированность по полу, возрасту, семейному составу, а также состояние здоровья и миграции.
Духовная культура первобытного общества и древних цивилизаций включала верования, обря-
МУРАВЬЕВ Виктор Викторович - кандидат философских наук, доцент, директор института мировой культуры и иностранных языков г. Сыктывкар, докторант Санкт-Петербургского университета © Муравьев В. В., 2009
ды, нормы поведения, связанные с продолжением рода, знания, обусловленные стремлением осмыслить природу отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками и свойственниками.
Существует четыре природных компонента репродуктивной активности человека: потребность -поисковое поведение - ключевые раздражители -половое поведение. Культурные факторы начинают оказывать воздействие на эту активность через четвертое звено цепи - поведение. Сознание индивида соотносит природные импульсы, давление потребности и запускаемых ключевыми раздражителями врожденных форм полового поведения с содержанием ценностей и норм взаимодействия полов. В результате этого соотнесения осуществляется выбор линии реального репродуктивного поведения. За этой культурологической схемой выбора стоят физиологические процессы, высшая нервная деятельность головного мозга.
Разнообразные гипотезы о первобытном браке делятся на два класса. К первому относятся теоретические построения, основанные на идее древней «сексуальной революции», мнении о том, что первобытной культурой были порождены формы репродуктивного поведения и взаимодействия, отсутствовавшие в животном мире. Исследователи этого направления считают, что в условиях совершенствования орудий проявления агрессии, конфликты, возникающие на почве соперничества, имели деструктивные последствия. Поэтому первобытные нормы отношений между полами имели запретительный характер, являлись табу. Они ограничивали половое поведение и группы людей, между которыми возможны репродуктивные связи. Утверждение таких норм проявилось в установлении экзогамии.
Сторонники второго подхода считают, что реальные сексуальные взаимодействия индивидов в донеолитический или даже весь первобытный период истории качественно не изменились по сравнению с теми, что существовали у приматов, эво-люционно предшествовавших человеку. Первобытная культура только конституировала их, закрепляла в нормах поведения.
Обе представленные идеальные модели отражают какие-то стороны, варианты или этапы развития древних форм полового взаимодействия. Относящиеся к ним научные гипотезы верифицированы, обоснованы археологическими, этнографическими или этологическими свидетельствами. Думается, они могут рассматриваться как часть элементов еще не законченного сегодня создания целостной модели формирования брака и семьи, включающей в себя моменты единства и многообразия.
По-видимому, универсальных видов брачных отношений, какой-то общей стадии развития пер-
вобытной семьи не существовало, как их нет сегодня. Так же не было и единого порядка половых связей в предковых группах приматов. Пример Древнего Египта показывает, что экзогамия не была универсальной. Там, где она существовала, состав агамных групп родственников изменялся от сиблингов, дядей и племянниц до более многочисленных, совпадавших с кланами.
Можно предполагать, что выделяемые исследователями различные причины установления экзогамии, так же, как и парного брака, полигинии и полиандрии, действовали в комплексе или определяли специфические для тех или иных первобытных сообществ пути формирования системы половых отношений. Вряд ли этот процесс был однолинейным, проходил одинаково во всех древних сообществах. Возможно, какие-то формы брака дошли до периода письменной истории в неизменном виде с момента их возникновения. Так, полигиния могла быть конституированием гаремной семьи животных. Антропогеоценозы с периода их зарождения существовали в многообразных формах. В древних сообществах возникали различные виды регулирования отношений полов. Если численность дема увеличивалась, происходила диффузия, распространение сложившихся в нем традиций. Таким образом, фактором формирования брачных кругов был характер поселения и расселения.
Для возникновения экзогамии требовалось достижение такой численности плейстоценовых го-минид, когда занимаемые ими территории стали соседскими, между их сообществами установилось пространственное взаимодействие, необходимое для возникновения демов нового вида. К этому моменту в результате воспроизводства в изолированных популяциях родственных индивидов сложились такие особые признаки Homo, как голая кожа, выступание носа, уменьшение размеров челюстей по отношению к остальным костям черепа, входящие в комплекс характеристик половой привлекательности человека.
Экзогамный брак устанавливал брачные круги. Реальные отношения связывали мужчин и женщин в парах и гаремных группах, период устойчивого существования которых мог быть более-менее продолжительным. Групповой брак, экзогамия, различные виды большой семьи не исключали парования, которое могло быть весьма продолжительным. Малые семьи складывались в рамках, «на фоне» существования больших семей, так как большая и малая семьи не являются альтернативными формами организации.
В древности существовали следующие способы соединения мужчин и женщин, приводившего к возникновению семьи или несанкционированной реализации половой потребности: а) овладение женщиной силой или обманом; б) захват женщины в виде добычи в ходе военных действий или похищение;
в) покупка женщины; г) добровольный союз мужчины и женщины по взаимному выбору или выбору одной из сторон; в) временный или постоянный союз мужчины и женщины, основанный на родственном или религиозном долге; г) союз женщины и мужчины, возникающий по воле родителей.
В изменениях статуса женского населения в древних цивилизациях не наблюдается единообразия. В одних культурах положение женщин улучшалось, в других - они лишаются некоторых прежних возможностей. Составляя брачные договоры, родители из влиятельных слоев общества стремились обеспечить своих дочерей и их детей правом наследования имущества создававшейся семьи, определить обязанности мужей, защищая женщин от их полного произвола. От жен требовалось соблюдение супружеской верности. Это рассматривалось как гарантия исключительной принадлежности женщины и ее детей мужу. Со временем такие договоренности стали нормой, распространявшей действие на все слои населения.
Обозревая историю брака и семьи, нелегко оценить их качественные изменения как прогрессивные или регрессивные. Можно ли утверждать, что парный брак лучше группового, а моногамный -полигамного? Истинность или ложность этих оценочных суждений зависит от критериев, основываясь на которых мы проводим сравнения. В различных формах брака проявились все возможные варианты соединения мужчин и женщин в семейную группу. То, что считалось нормой в одной культуре, оценивалось как аморальное половое взаимодействие, даже извращение - в другой.
В эпоху цивилизации сложились различные формы индивидуального брака, которые могли сосуществовать не только в одном обществе, но и в одной семье. Существовали наложничество, конкубинат, проституция. Имели место аномальные половые связи с людьми и животными. Женщины, получавшие плату, какие-то блага в обмен на сексуальные услуги, осуждались в цивилизациях Передней Азии. В христианскую идеологию эта оценка перешла из еврейской культуры. В Египте, Индии и Китае к такому половому поведению женщин относились как оправданному сложившимися обстоятельствами. Если доход поступал в распоряжение храмов, проституция одобрялась.
Тенденции развития отношений полов в древнем обществе получили завершение в утверждении четырех принципов отношений между ними: а) разделение мужчин и женщин в пространстве, прерываемое в естественно необходимых ситуациях; б) разграничение обязанностей полов; в) оправданное обстоятельствами подчинение женщины мужчине;
г) единство, взаимное дополнение полов.
Родственные взаимодействия, складывавшиеся в результате репродукции, были одними из основополагающих в первобытном обществе. Незави-
симо от того, как их отслеживали, эти отношения реально переплетались с брачными, хозяйственными и пространственными. В изолированных сообществах популяция, группа родственников, хозяйственный коллектив, община близких соседей совпадали по составу. Племя было общностью людей, связанных групповым родством, и одновременно являлось демом. Входившие в него роды объединяла общая экономическая деятельность и занимаемая территория. Поселение родов, входивших в племя, было дислокальным.
С развитием древней культуры происходило постижение природы родства и свойства. Оно началось с установления родственной связи матери и ее детей и развернулось в систему обозначений родственных и свойственных отношений, включавшую в себя сотни определений.
Тотемизм был иллюзорным и приблизительным, не вполне соответствующим реальности способом осознания родства. С одной стороны, он в равной мере объявлял родственниками людей, состоящих в близком и дальнем родстве и даже совсем не связанных родством. Обозначения родства здесь имели не индивидуальное, а групповое значение и могли выходить за пределы рода. С другой стороны, случалось так, что тотемное родство не распространялось на людей, реально являвшихся близкими родственниками.
В неолите одни роды (кланы) составляли единые по поселению общины, члены других входили в состав нескольких разных общин. В многородовых общинах преобладала эндогамия, они были популяциями. Соседская община выступала собственником общих угодий, на отдельных участках вели самостоятельное хозяйство отдельные семьи.
Располагавшиеся по соседству субкланы составляли демы, в рамках которых заключались браки. Демы, брачные круги были вторым после семьи уровнем организации репродуктивных связей у человека. В их рамках заключалось около трех четвертей браков. Подбор пар в семьях и демах зависел от географических, биологических и культурных факторов. Экзогамия преимущественно приняла форму запретов браков дядей и племянниц, племянников и тетей, а также кузенных.
В эпоху формирования цивилизации изменилось понимание родства: клановые родственные отношения дополняются связями, обусловленными развитием моногамной и полигинной семьи. С утверждением почитания предков родство осознается как отношение по крови, по происхождению. Связанные родством люди считали, что, поскольку в них течет общая кровь, это обязывает относиться к родственнику как к самому себе. Идея кровного родства утверждается взамен прежних представлений о тотемном единстве, которое поддерживалось совместным приемом пищи и общим местом проживания.
Обратимся к исследованию событий болезни и смерти в древней истории, сопутствовавших им явлений и определявших их культурных и природных обстоятельств. Здесь обнаруживаются три важных узла связей культурных и природных условий. Во-первых, универсальными компонентами культуры, влияющими на заболеваемость и смертность, являлись добыча, производство, распределение и потребление продуктов питания. Во-вторых, начиная с древнейших времен люди постоянно совершенствовали средства нанесения друг другу травм, приводящих к увечьям и смерти. Изобретались новые виды оружия, и возрастала его поражающая сила. В-третьих, порожденные деятельностью человека вещи предотвращали воздействие на население опасных для жизни условий среды или способствовали ему. Итак, голод, войны и неблагоприятные факторы среды, в том числе воздействие возбудителей заразных болезней, - основные причины смертности и болезней древних людей.
В древности существовали многообразные концепции смерти. Во всех культурах имело место понимание смерти как окончательного прекращения психической деятельности, полного исчезновения Я. Существовали учения о временном или вечном продолжении жизни души после разложения тела. В учениях о бессмертии души сложились два направления: а) концепции реинкарнации, в которых допускалась возможность возврата души к земной жизни; б) концепции безвозвратного потустороннего существования душ. Вариантами концепций б) были следующие: 1) души умерших продолжают заниматься тем, что делалось при жизни; 2) в потустороннем мире качество существования снижается; 3) загробная жизнь лучше предшествовавшей смерти; 4)учение о воздаянии.
При возникновении новых учений о смерти прежние включались в них в подчиненном, снятом виде, поскольку проверить истинность таких учений живым не дано. Поэтому различные концепции смерти сосуществовали в одних и тех же культурах.
Уже было указано, первобытное население делилось на брачные круги, демы, в рамках которых осуществлялось воспроизводство, группы, связанные так или иначе понимавшимся родством, и поселения. Добывание пищи осуществлялось трудовыми коллективами. Такой коллектив потреблял пищу, существовавшую на занимаемой им территории. Вместе со своим ареалом он составлял систему пищевых цепей. Каждая из указанных групп первобытного населения была носителем комплексов духовной культуры, особого информационного поля. В популяциях были приняты определенные нормы брака, в родственных группах - формы отсчета родства, в трудовых коллективах - знания о природной среде и способах получения в ней еды.
Возникает вопрос о том, как соотносились брачные, родственные и хозяйственные и поселенческие объединения по составу. В случае существования эндогамных поселений родственников до этапа верхнего палеолита состав указанных четырех групп один и тот же. С установлением родовой экзогамии в дем входили два или три родственных и поселенческих сообщества. Объединения по производству пищи и родственные группы никогда не совпадали по составу, так как малые дети, старики, больные не участвовали в хозяйственной деятельности. С возникновением крупных земледельческих хозяйств в их состав входили десятки де-мов и родственных групп, входивших в единое поселение. При всем этом взрослые индивиды обязательно входили в состав групп всех четырех типов.
По классификации хозяйственно-культурных типов исторически первым было присваивающее хозяйство. В отличие от хищных животных, человек не имел врожденных программ добывания пищи. Орудия и приемы этой деятельности - составная часть первобытной культуры. Рацион человеческих популяций в значительной мере зависел от состава биотических компонентов занимаемой среды. Избыток пищи был предпосылкой роста их численности. В результате такого роста возникали ситуации, когда потребности людей превышали объем наличной еды. Тогда запасы пищи не возобновлялись, численность поедаемых растений и животных резко падала. Это приводило к вспышкам смертности и снижению рождаемости, побуждало сообщества к поискам новой среды обитания. Таким образом, в определенные моменты рост населения приводил к голоду. Недоедание являлось одним из основных факторов заболеваемости и смертности в первобытную эпоху.
Утверждение производящей экономики привело к росту объемов производимой пищи и возможности прокормить на порядок большее число людей. Специализация хозяйства разных регионов в направлении преимущественного развития тех или иных отраслей производящей экономики и донео-литических видов хозяйственной деятельности способствовала развитию обмена и торговли. Увеличение объемов производимой пищи было постепенным и не безграничным. Многие древние агро-ценозы оказались на путях дегенерации и гибели. Рост численности людей, хозяйственная деятельность охотников, земледельцев, животноводов порождали нарушения баланса элементов природной среды. Уже в древности имели место экологические катастрофы. Сообщества охотников вымирали, когда совершенствование их приемов вело к истреблению животных. Племенам скотоводов требовалась большая, чем земледельцам, территория -они вынуждены постоянно передвигаться в поисках новых пастбищ. Выжигание саванны под засеваемые поля и выпас огромных стад домашнего
скота привели к образованию гигантских пустынь в Аравии и Северной Африке. Скопление животных в стадах создавало подходящие условия для распространения инфекционных заболеваний. Возбудители заразных болезней и паразитов млекопитающих передавались людям. Прогресс производства пищи никогда не обеспечивал безграничность потребления. Размеры человеческих популяций увеличивались до момента, когда голод вновь заявлял о себе. Приходилось делать выбор между смертью и переселением.
По мере формирования и развития древнего общества возрастали показатели смертности от взаимного истребления человеческих индивидов. С формированием цивилизации число людей, погибающих или получающих ранения в ходе военных действий, увеличилось. В военных столкновениях участвовали многочисленные, во все большей мере профессиональные армии. Появилось специализированное оружие, предназначенное для убийства. Возникли новые факторы, причины военных действий. Если первобытные сообщества вступали в конфликты в силу природной агрессивности человека, ради мести, демонстрации военной доблести, захвата природных ресурсов, то в новую эпоху к столкновениям ведет стремление к захвату пленных, материальных ценностей, созданных человеческим трудом и борьба за политическую власть.
В дополнение к воздействующим на численность населения демам, поселениям, родственным объединениям и коллективам по обеспечению пищей добавились вооруженные группировки, призванные сохранять существование первых четырех объединений, в условиях существования других враждебных военных отрядов. Задача воинов - уничтожать и калечить солдат из враждебных соединений, а нередко и всех мирных жителей захватываемых антропогеоцепнозов, то есть действовать в направлении снижения численности людей.
Помимо уничтожения людей в ходе военных действий древние государства проводили карательную политику в отношении собственного населения, в массовом порядке применяя смертную казнь и телесные наказания, приводившие к пожизненным увечьям, чтобы обеспечить подчинение власти. На эти карательные акции подданные отвечали мятежами, восстаниями, приводившими к гибели десятков тысяч людей и крушению царств.
Насильственная смертность росла в периоды продовольственных кризисов, моментов массовой нехватки пищи. Такие кризисы возникали при неблагоприятных изменениях природной среды, чаще всего это были похолодания, засухи или наводнения, исчерпание плодородия почв. Также имели место ситуации, когда при прежней урожайности население росло слишком быстро, чтобы его прокормить, древние «демографические взрывы». В такие периоды происходили вспышки, резкий рост
уровня насильственной смертности, начинались войны и восстания. Уничтожали примерно такое количество людей, какое их число все равно погибло бы от голода. Убивали стихийно, без разбора, с максимальной жестокостью. В результате, как сказал бы Мальтус, численность населения приходила в соответствие со средствами существования.
Население древних государств было постоянно вовлечено в войну или испытывало угрозу нападения. Войны несли смерть, увечья, рабство, разрушение хозяйства и семей, крушение планов и надежд на лучшую жизнь. В духовной жизни древних цивилизаций имело место оправдание войн и прославление военных доблестей и успехов, являвшиеся средствами поддержания воли к победе. Готовность биться, не страшась ранений и смерти, считалась главным достоинством мужчины. Вместе с тем, в культуре Древнего Египта формируется идеология миролюбия. Периоды жизни без войн оцениваются как благо. Некоторые фараоны, имея многочисленную сильную армию, не ведут активных военных действий. Правители Индии и Китая выражали сожаление о том, что вели войны, ставшие причиной гибели многих людей. Библия прославляет время правления мудрого Соломона как период спокойной жизни в условиях мира со всеми соседними народами [Библия, 3-я Царств 4: 24-25]. Великий Заратуштра призывал своих последователей сложить оружие и прекратить военные набеги.
Жестокие наказания, кровопролитные стычки ариев с местным населением, борьба за власть, войны между соседями и близкими родственниками побуждали индийских мыслителей к поиску радикальных средств преодоления разрушительных конфликтов. Их учение об абсолютном ненасилии исключало нанесение вреда действием и словом любому живому существу, даже в целях самообороны.
Воздействие древней культуры на показатели насильственной смертности было противоречивым, как сдерживающим, так и поощряющим их рост. Культура предоставляла возможности избирать пути агрессии или мира. В идеологии древних цивилизаций мир оценивался как трудно достижимое благо, а война - как вынужденные действия. Единство религиозной веры не являлось фактором сдерживания вооруженного противостояния. Миролюбию в большей степени способствовала религиозная толерантность, терпимое отношение к чужим религиям.
В период формирования цивилизаций на обширных территориях планеты складываются этнические группы, различающиеся, помимо места обитания, языком, осознанием своего единства и отличия от других этносов, культурой в целом, включая ее религиозную подсистему. Этнос - совокупность взаимодействующих популяций. Та четверть
браков, что заключаются за пределами демов, приходились на этносы. Сознание этнического единства, общность языка - факторы, способствовавшие заключению брачных союзов. Этнические рубежи имеют тенденцию совпадать с государственными. Государства имеют эндогамную природу. Семья - элементарная формы организации брачных связей, родства, добывания пищи, сохранения жизни. Этнос и государство - наиболее общие формы организации этих взаимодействий и видов деятельности.
Древние мыслители считали, что воздействие одних и тех же органических и абиотических факторов окружающей среды на население может иметь позитивный или негативный характер. Их недостаточное или избыточное проявления опасны. Средствами защиты населения от неблагоприятных воздействий среды были жилища и одежда. Считается, что первым предметом материальной культуры были одеяния, которые Адам и Ева решили носить, вкусив плод дерева познания. Как показывают научные изыскания, изготовление одежды началось в эпоху верхнего палеолита, тогда же в Европе и Северной Азии строят долговременные жилища. Разнообразными были жилье и одежда в эпоху древних цивилизаций. Индские дома имели сложное устройство и были снабжены канализацией. Жилища арийского периода были простыми и недолговечными. Легкие одеяния египтян и индийцев оставались однотипными в течение года. Китайские дома и одежда были скромными. Их особенности обозначали общественное положение владельцев. Одежда древних китайцев менялась в соответствии с сезонными переменами, а устройство жилищ зависело от того, в каком климатическом поясе они возводились.
Утверждение земледельческой оседлости, формирование городов с их скученным населением, интенсификация взаимодействия различных этносов явились обстоятельствами, которые способствовали распространению заразных болезней. Инфекционные заболевания, наряду с войнами, были факторами массовой преждевременной смертности в древних государствах. В Египте предпринимались гигиенические меры по поддержанию чистоты человеческого тела и жилища, борьбе с паразитами и грызунами. Роль воды в существовании человека и поддержании гигиены во всех древних культурах получила отражение в формировании обрядов водного духовного очищения.
В древности появляется народная медицина, включающая в свой арсенал действенные и магические приемы лечения. Прямое отношение к заболеваемости населения имели три ранних религиозных комплекса: знахарство, шаманизм и ведовство. С ними связывались особые подходы к пониманию природы и причин болезней, методы исцеления и порчи.
В целом степень влияния культуры на состояние здоровья и смертность древнего населения была качественно большей, чем детерминация ею рождаемости. Основными факторами, воздействовавшими на показатели смертности и заболеваемости, были обеспечение пищей, истребление людей в военных конфликтах и карательных акциях, строительство жилищ и изготовление одежды, образ жизни, задаваемый стратификацией. Воздействие культуры на рождаемость осуществлялось путем установления форм брака, традиционного возраста вступления в брак, постоянного или временного отстранения половозрелых мужчин и женщин от репродуктивной деятельности. Существенное значение имело осуждение или допущение убийств и оставления новорожденных без попечения, абортов, средств, предохраняющих от зачатия.
Рождаемость и смертность формировали возрастной состав населения. В рамках большей части первобытной истории в обществе отсутствовала какая-либо дифференциация, помимо деления по родству, полу и возрасту. Возрастная структура населения в донеолитический период включала в себя две группы: детей и взрослых. В сообществах растениеводов и животноводов сложилась третья возрастная группа - стареющие люди. Формирование и развитие цивилизаций - время утверждения норм взаимодействия людей разных возрастов, осмысления особенностей этапов возрастных изменений. Выделение групп дедов, родителей, сверстников, детей и внуков дополнилось различением индивидов в рамках поколений по относительному возрасту.
В культуре ранних цивилизаций сложилось понимание существования пяти основных возрастных стадий индивидуальной жизни: а) детства; б) ученичества, активной инкультурации; в) периода самостоятельной хозяйственной и семейной жизни; г) этапа жизни пожилого человека, находящегося на содержании детей; д) периода подготовки к смерти. Для каждой из них определялись, предписывались особые задачи и образ жизни. Древнее сознание наполняло смыслом содержание естественных периодов возрастных изменений.
В исследовании истории и теории культуры существует ряд проблем, при разработке которых требуется применение комплексного подхода с использованием данных различных наук. Выясняется, что такие составляющие культуры народонаселения, как институт брака, война, нормы взаимодействия возрастных групп, ценности здорового образа жизни, похоронные ритуалы и другие, сложились еще в древности и отчасти дошли до наших дней в неизменном виде. Этим определяется актуальность выявления способов взаимодействия культуры и исследуемых демографией характеристик населения.
УДК 316.443
В. И. Казакова, Т. В. Маркова
ЧЕЛОВЕК И ВЕЩЬ В ГОРИЗОНТЕ СТРАТИФИКАЦИИ: ЦЕННОСТЬ, ОБРАЗ, МЕТАФОРА
Статья посвящена анализу оппозиции человека и вещи в контексте социальной стратификации. Вещь рассматривается как образ границы, конституирующей социальное пространство. Природа социального неравенства проанализирована через соотнесение социальных статусов человека и вещи. Затронута проблематика переходного состояния российского общества.
The article presents an attempt of human being and subject opposition analysis in the connection with social stratification. The subject is analyzed as the symbol of boundary, considered to be the constitutive element of social space. The social inequality nature is described by means of the human and the subject comparison. The problem of transitive Russian society is also considered here.
Ключевые слова: вещь, ценность, товаризация, гуманизация, метафора, символ, граница, горизонт, стратификация.
Keywords: subject, value, commoditization, humani-zation, metaphor, symbol, boundary, horizon, stratification.
Посредством предметов обретает свой голос стратифицированное общество, и если кажется, что предметы говорят со всеми, то этот разговор они ведут лишь затем, чтобы поставить каждого на своё место.
Ж. Бодрийяр
О современном российском кризисе часто говорят как о кризисе российской цели, а не средств. Помимо цивилизационных составляющих, связанных с затруднениями перехода к информационным реалиям, он имеет и культурные истоки, означая своего рода «перепроизводство» идей. Крушение прежних границ и поиск новых осуществляется главным образом на уровне ментальных структур. Недопустимая ригидность идеологических устремлений советской эпохи, сочетаемая с глубиной духовных оснований и вселенским размахом поставленных задач, натолкнулась как бы на предел, заставляющий возвращаться к исходным рубежам, осмыслению обы-
КАЗАКОВА Валерия Игоревна - кандидат философских наук, доцент по кафедре методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного университета им. Р. Е. Алексеева МАРКОВА Татьяна Владиславовна - аспирант кафедры методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного университета им. Р. Е. Алексеева
© Казакова В. И., Маркова Т. В., 2009