Научная статья на тему 'Культурные доминанты как основа формирования института молодой семьи в российском обществе'

Культурные доминанты как основа формирования института молодой семьи в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / YOUTH POLICY / YOUTH CULTURE / FAMILY POLICIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Наталия Андреевна

В статье рассматривается молодежь как субъект государственной молодежной политики и молодежной семейной политики. Также представлены различные подходы к определению «молодежь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural dominance as basis of formation of young family in Russian society

The youth is seen as a subject of the State youth policy and youth family policy in the article. Various approaches to the definition of “youth” are also discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Культурные доминанты как основа формирования института молодой семьи в российском обществе»

7. Cook D. A. Lost Illusions: American Cinema in the Shadow of Watergate and Vietnam 1970-1979, University of California Press, Berkeley, 2004. P. 32.

8. Dixon W. Producers Releasing Corporation: A Comprehensive Filmography and History, McFarland, Jefferson, 1986. P. 57.

9. Виноградов В. Французский киноавангард 20-х гг. М., 2011. С. 14.

10. Там же. С. 45.

11. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 67.

12. Гашева Н. Николай Гумилев и Поль Гоген: жиз-нетворческий и эстетический синтез // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1(87). С. 55.

13. Cook D. A. Op. cit. P. 67.

14. Allen M. Op. cit. P. 15.

15. Ibid. P. 18.

16. Ibid. P. 87.

17. Bordwell, The Classical Hollywood Cinema: Fim Style and Mode of Production to 1960, Routledge. L.; N. Y., 1985. P. 145.

18. Finler J. The Hollywood Story, third edn, Wallflower Press. L., 2003. P. 85.

19. Ямпольский M. Язык фильма как цитата // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 130.

20. Гашева Н. Указ. соч. С. 43.

21. Фуко M. Воля к истине М., 1996. С. 98.

22. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С. 7.

23. Там же. С. 8.

24. Hillier J. American Independent Cinema: A Sight and Sound Reader, BFI. L., 2001. P. 134.

25. Ibid. P. 145.

26. Cook D. A. Op. cit. P. 121.

27. Allen M. Op. cit. P. 167.

28. Гашева Н. Указ. соч. С. 52.

29. Виноградов Указ. соч. С. 56.

30. Гашева Н. Указ. соч. С. 156.

31. Hillier J. Op. cit. P. 87.

32. Cook D. A. Op. cit. P. 155.

33. Finler J. Op. cit. P. 68.

34. Розин В. Культурология. М., 2004. С. 55.

35. Разлогов К. Искусство экрана. М., 2010. С. 64.

36. Hillier J. American Independent Cinema: A Sight and Sound Reader, BFI. L., 2001. P. 76.

37. Dixon W. Op. cit. P. 201.

38. Allen M. Op. cit. P. 167.

39. Dixon W. Op. cit. P. 155.

40. Ibid. С. 144.

41. Allen M. Op. cit. P. 187.

42. Розин В. Указ. соч. С. 238.

43. Dixon W. Op. cit. P. 178.

44. Разлогов К. Указ. соч. С. 175.

УДК 316.346.32-053.6

H. А. Ростовская

КУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается молодежь как субъект государственной молодежной политики и молодежной семейной политики. Также представлены различные подходы к определению «молодежь».

The youth is seen as a subject of the State youth policy and youth family policy in the article. Various approaches to the definition of "youth" are also discussed in the article.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, культура молодежи, семейная политика.

Keywords: youth, youth policy, youth culture, family policies.

В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из основных задач в сфере молодежной политики является содействие формированию культурных, нравственных и семейных ценностей среди молодежи.

Необходимо отметить, что проведение в 2009 г. Года молодежи оказало существенное позитивное влияние на развитие молодежной политики как в регионах, так и в стране в целом. Поэтому вопросы молодежной политики сейчас обсуждаются на самом высоком государственном и общественном уровне, государство ставит в центр внимания проблемы, связанные с реализацией потенциала молодых людей и поддержкой их инициатив. Усилилось внимание властей всех уровней к вопросам молодежной политики. В ряде регионов приняты новые программы в сфере молодежной политики, началось обновление нормативной региональной базы, повышается эффективность реализуемых программ и мероприятий для молодежи.

Согласно принятым в российской обществе подходам, молодежная политика рассматривается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, что закреплено в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», одобренных Верховным Советом РФ в июне 1993 г. и продолжающих действовать в части, не противоречащей законодатель© Ростовская Н. А., 2012

ству РФ [1]. Предусмотрено, что ГМП выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в декабре 2006 г., ГМП трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [2].

Государство исходит из особого значения молодежи как ресурса социально-экономического, политического и нравственно-духовного развития России и источника ее социального и культурного обновления, а также из признания специфических социальных проблем молодежи, возникающих на этапах получения образования и профессии, выбора жизненного пути, создания семьи и перехода к самостоятельной жизни.

Многие исследователи указывают на то, что в России низкий уровень нравственности и общей культуры молодежи, что с каждым годом он падает. Однако согласиться с данным утверждением не считается возможным: говорить об упадке нравственной культуры российской молодежи однозначно нельзя, так как некоторые гражданские качества и нравственные нормы все-таки имеют положительную тенденцию. Судя по опросам, молодежь обладает еще существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом.

Действительно, молодому поколению свойственно идеалистическое восприятие действительности, и когда воображаемая идеальная картинка будущего контрастирует с реальностью, то это приводит к снижению уровня ценностных ори-ентаций, вызывает чувство разочарования, а порой и бурные протесты.

Исследования по проблемам молодежи 2000-х гг. демонстрируют рост интереса к ценностным ориен-тациям молодых людей. На основе исследований ИСПИ РАН делается вывод об устойчивости структуры духовных ценностей в сознании молодежи, а также о некоторых положительных тенденциях их изменения [3].

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют интересная работа, деньги и справедливость.

Задача молодежи - создание условий для развития и реализации своих способностей и потенциала не только в собственных интересах, но и в интересах общества и государства.

Молодежь современной России - предмет особого внимания российского общества и государства.

В нашей работе мы будем рассматривать молодежь в качестве полноправного субъекта государственной молодежной политики и молодежной семейной политики.

Проблемы формирования культуры брачного поведения молодежи приобретают в современных условиях все большее общественное значение. Безусловно, в конечном результате все зависит от того, как будет вести себя молодое поколение, какими нравственными идеалами, социальными убеждениями и гражданской ответственностью будет руководствоваться в своей жизни. Для изучения этого необходимо представить более детальное различение такой социальной группы, как «молодежь», которая выступает в качестве субъекта формирования института молодой семьи в данном исследовании. Известно, что своеобразную первичную субстанцию любой науки, в том числе и культурологии, образуют категории и понятия. Категория «молодежь» включает в себя как правовые, так и эмоциональные, культурные и духовно-нравственные компоненты, что говорит о сложности и многогранности исследуемого феномена.

Представление о значении понятия «молодежь» в общеязыковом смысле можно получить, обратившись к толковым словарям русского языка.

В частности, В. И. Даль определяет слово «молодой (младой)» как «...нестарый, юный; проживший немного времени; невозрастный, невзрослый, незрелый, неперематоревший еще», молодого человека Толковый словарь живого великорусского языка определяет как не достигшего средовых лет, а молодежь определяется как молодые люди обоего пола, но более мужчины [4].

Словарь под редакцией А. П. Евгеньевой, выпущенный Институтом лингвистических исследований Российской академии наук, гласит: «Молодежь - молодое подрастающее поколение. Молодые люди: юноши, девушки. Молодой - не достигший зрелого возраста, юный; противоположность - старый» [5].

В словаре под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, словаре под редакцией Н. Ю. Шведовой также даются значения слов «молодежь» и «молодой». Под первым понимается «молодое поколение, молодые люди», а под вторым - человек, «...не достигший зрелого возраста, еще не старый» [6]. Большой академический словарь русского языка дает молодежи следующее определение: «Молодежь - молодое поколение. Молодой - находящийся в возрасте от отрочества до зрелых лет; юный

(противоположность - старый); слишком неопытный, незрелый, чтобы кого-либо наставлять» [7], а Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова определяет в качестве молодежи «...молодое, подрастающее поколение», к молодым же относятся люди, имеющие «немного лет отроду, юные» [8].

Приведенный анализ словарей позволяет выявить наиболее существенные признаки понятия «молодежь» в языковом смысле. К ним, в частности, относится неопытность по отношению к старшему поколению, незрелость. Однако при этом очевидно, что основным критерием, применимым для определения понятия молодежи, является возраст.

Интересно, что и на международном уровне на сегодняшний день четкого подхода к определению молодежи не существует. В течение нескольких лет различными международными актами в качестве молодежи были определены люди в возрасте от 15 до 24 лет. "Guidelines", освещая Международный год молодежи, который прошел в 1985 г., отметила, что «молодежь» как «...хронологическое определение того, кто является молодежью, по сравнению с теми, кто есть дети или кто есть взрослые, зависит от каждой нации и культуры. Однако в целях статистики ООН определяет данную группу как группу людей в возрасте от 15 до 24 лет без какого-либо ущерба относительно определений государств-членов ООН».

В понятии «молодежь» переплетаются моральный долг и ответственность перед гражданами, определенный уровень культуры, выполнение гражданских обязанностей, активная позиция и деятельность на благо общественной жизни.

Для определения универсального понятия «молодежь» необходимо проанализировать понятия, данные в различных теориях и источниках.

Анализ научной литературы позволяет выделить различные точки зрения на определениепо-нятия «молодежь».

Во-первых, определение молодежи с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла - социоисторический подход. В связи с этим можно отметить труды ученых К. Грооса, С. Иконниковой, В. Лисовского, И. Слепенкова, Г. С. Холла [9]. Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». С позиции современной социологии оно неточно в том отношении, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека и особенно интенсивно - в раннем детстве

[10]. Тем не менее это продуктивный подход, важный для организации воспитательного процесса в молодежной среде и для организаторской работы с молодежью.

По мнению российского социолога В. И. Чуп-рова, именно с социокультурных позиций процесс взросления приобретает социальное содержание. Молодость имеет разное значение в зависимости от социальных, политических и культурных условий. В этом случае хронологические рамки границы молодости зависят от общественно-исторического развития, культуры, способов и форм социализации, характерных для данного общества. В разные исторические эпохи границы молодости и критерии ее возрастной периодизации существенно изменялись [11]. В условиях постиндустриального общества существенное влияние на рамки понятия «молодость» и «молодежь» оказывает процесс акселерации.

Как кризисную, переходную фазу в человеческом жизненном пути рассматривали молодость первые исследователи проблем молодежи - представители различных направлений в психологии, культурологии, социологии (Г. Стенли Холл, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, Р. Бенедикт и др.), придавая особую значимость тем фактам, которые уже в середине ХХ в. были осмыслены в категориях конфликта поколений (Л. Фойер, Ж. Ман-дель, Г. Маркузе, М. Мид, Ч. Рейч и др.) [12]. О конфликте поколений в различных формах говорили многие философы и исследователи начиная с Сократа, но особенность теорий конфликта поколений ХХ в. состоит в том, что этому конфликту придается значение как основы развития человеческого общества независимо от социального строя. Этот подход односторонне трактует процесс преемственности и смены поколений, упрощая действительно имеющие место феномены. Очевидно, что распространение такого рода теорий имело своей причиной активизацию протестных молодежных движений в крупнейших капиталистических странах, носивших прежде всего социальный характер и выражавшихся как в политической деятельности, так и в формах культурного протеста - контркультуры [13].

Во-вторых, социальный подход к определению молодежи. Такие ученые, как И. Кон, Л. Розен-майр, Ф. Филиппов, Х. Шельски, Ш.Эйзенштадт под термином «молодежь» понимали социальный статус, определяемый возрастом. Он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учеба, работа, вторичная занятость), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.

Как отмечает В. И. Чупров, социальный статус молодежи неоднороден и характеризуется

промежуточностью ее социального положения. Особенно наглядно это проявляется в современной России. Например, часто учащаяся молодежь также параллельно имеет основную или дополнительную работу. Это создает определенные трудности в социальной типологии молодежи.

С данным подходом тесно связан термин, широко применяемый в демографической науке -это «возрастной контингент». Возрастной контингент - это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и некоторым демографическим, социально-экономическим или иным признаком [14]. В числе возрастных кон-тингентов выделяется ясельный (дети в возрасте 0-2 года), дошкольный (дети в возрасте 3-6 лет), школьный (дети и подростки в возрасте 7-15 лет), трудоспособный (мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года), репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте 1549 лет), призывной (мужчины в возрасте 1850 лет), электоральный (мужчины и женщины старше 17 лет) [15]. Российский социолог Т. С. Су-лимова выделяет среди молодежи следующие категории (возрастные контингента:): школьную, студенческую, рабочую, сельскую молодежь, молодых предпринимателей.

В рамки данного подхода укладывается такая социально-демографическая категория, как «молодая семья», получившая широкое применение в нормативной правовой практике современной России. К молодым семьям, как правило, относятся семьи людей в возрасте до 30-35 лет. В официальных документах наиболее распространена трактовка «молодой семьи» как семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семьи, состоящей из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. В социологической литературе понятие «молодая семья» рассматривается в рамках концепции жизненного цикла. При этом молодая семья представляется как один из этапов внутрисемейного цикла, характеризующийся, прежде всего, нестабильностью взаимоотношений между супругами, необходимостью их адаптации друг к другу. Акцент делается на отношениях супружества, хотя также рассматриваются и сложности усвоения ролей в рамках статусов отца/матери [16].

В-третьих, социокультурный подход. Такие ученые, как Г. Гризе, Т. Джефферсон, Г. Джонс, В. Левичева, К. Мангейм, М. Мид, Г. С. Холл, А. Шендрик используют понятие «молодежь» в значении молодежной субкультуры. В обозначенных трудах подчеркивается особая форма организации молодежи, которая определяет их стиль жизни и мышления, отличается специфическими

нормами, ценностями и образцами поведения. Молодежные субкультуры, как правило, стремятся сформировать свое мировоззрение, причем зачастую оно оппозиционно мировоззрению старших поколений. Часто это сопровождается своеобразными манерами поведения, внешним видом, формами поведения досуга и т. д. В некоторых случаях социально-культурные установки молодежи могут принимать форму неприятия и даже протеста.

В-четвертых, функциональный подход, связанный с определением роли и места молодежи в общественном воспроизводстве (В. И. Чупров). В этом смысле функционирование и развитие молодежи отражает становление субъекта общественного производства и жизни. В результате смены поколений осуществляется простое или расширенное воспроизводство социальной структуры, в ходе которого раскрывается социальная сущность молодежи как социальной группы, выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. Как отмечает В. И. Чупров, реализуя свои функции, молодежь обеспечивает сохранение целостности общества, участвует в его совершенствовании и преобразовании, благодаря своему инновационному потенциалу, а также передает обновленный опыт последующим поколениям. Отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи определяется особенностями личностей, предметной и процессуальной сторон ее конткретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества.

В-пятых, социально-демографический подход. Молодежь - это социально-демографическая группа в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента: демографический (возраст) и социальный (интересы, ценности, статус и пр.). По мнению ученых-демографов В. Н. Архангельского, В. В. Елизарова, В. А. Ионцева, Л. Л. Рыба-ковского, С. В. Рязанцева, основным критерием выделения молодежи выступает возраст, нивелирующий все остальные различия, в том числе социального порядка. Совокупность людей одинакового возраста называется возрастной группой.

С этой точки зрения о молодежи можно говорить как о «молодежной возрастной группе». Многие авторы сохраняют ориентацию на структурно-функциональную трактовку молодежи как определенной социально-демографической группы с особенностями социального статуса и социальных ролей. Выдающийся отечественный социолог и философ Игорь Кон дает следующее определение молодежи: молодежь - это «соци-

ально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойством» [17].

Российский социолог Т. С. Сулимова молодежь также определяет как «социально-демографическую группу, главной характеристикой которой являются возрастные показатели (1630 лет)» [18]. Многие исследователи отмечают, что относительно возрастных рамок молодежной возрастной группы нет общепринятого подхода в науке и практике. Возрастные границы молодежной возрастной группы варьируются в широком диапазоне.

Российский ученый И. М. Ильинский дает следующее определение молодежи: «Молодежь -это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе» [19].

Российский социолог В. И. Чупров, выделяя два ключевых подхода к определению понятия «молодежь», полагает, что молодежь в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 14 до 30 лет. Как правило, нижняя граница молодежи опре-

деляется 14-16 годами, а верхняя - 25-30 годами.

Таким образом, можно отметить, что многие авторы сохраняют ориентацию на структурно-функциональную трактовку молодежи как определенной социально-демографической группы с особенностями социального статуса и социальных ролей. В настоящее время в законодательных актах, нормативных правовых документах используются именно эти возрастные границы понятия, связанные с молодежью.

Более конкретизирован подход к определению возрастных рамок молодежи в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, которая ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.

Федеральная служба государственной статистики официально учитывает в категории «молодежь» граждан России в возрасте 14-30 лет (и сегодня это 23,3% от общей численности населения страны [20]) и дает следующие ее характеристики, то есть те, которые относятся к лицам трудоспособного возраста:

Численность молодежи в России (на конец года; тыс. чел.)

1995 2000 2005 2009

Всего в возрасте 15-29 лет 30 962 33 879 35 279 33009

В том числе:

мужчины 15 735 17 131 17 809 16 709

женщины 15 227 16 748 17 470 16 300

В % к общей численности населения 20,9 23,2 24,7 23,3

Как следует из данных таблицы, в России численность молодежи за последние 15 лет немного увеличилась, а за последние 10 лет - стабилизи-

1995

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009

Рис. 1. Возрастная структура молодежи в России (в % от общей численности молодежи на конец года)

ровалась на уровне более 23% от общей численности населения страны. Но здесь необходимо учитывать то, что молодежь составляют переходящие возрастные группы и на них оказывают влияние общие проблемы российских демографических процессов. Так, с 1992 по 2008 г. численность населения, по данным Росстата, уменьшилась на 4,5%, т. е. на 6,7 млн человек. Согласно прогнозу Росстата, при сохранении неизменной нынешней «базовой социальной ситуации» снижение численности населения продолжится до 2025 г., при этом за период 1992-2025 гг. ожидается сокращение численности населения примерно на 8%, т. е. на 11,6 млн человек. Тенденцией снижения также характеризуется изменение численности населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет, то есть будущей молодежи), однако это снижение длится только до 2010 г., после чего начнется умеренный рост, который продолжится до 2025 г. (см. рис. 1.).

Как видно из сравнения данных рис. 1, за последние 15 лет произошло перераспределение численности в возрастных группах молодежи со сдвигом от младших к более старшим возрастам, что является прямым следствием действия неблагоприятных политических, социальных и экономических факторов на демографические процессы. Это определяет необходимость учитывать в государственной молодежной политике, в отношениях к молодежи различных институтов и структур гражданского общества то, что решение возникающих в молодежной среде проблем, в том числе и в области формирования гражданственности, должны брать на себя те государственные и общественные субъекты, которые «работают» в большей степени с трудоспособным населением, тем более что доля молодежи в его составе достаточно велика (рис. 2).

1995 2000 2005 2009

Рис. 2. Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в численности населения трудоспособного возраста (на конец года; в %>)

Из предложенных разными авторами подходов к определению понятия «молодежь» в рамках нашего исследования наиболее приемлемым является определение молодежи, данное И. М. Ильинским в его обобщающем труде «Молодежь и молодежная политика» (2001). Специфика этого

определения состоит в том, что автор не стремится свести вопрос к формуле, а идет путем опера-ционализации понятия, выделяет важнейшие свойства, качества молодежи, определяющие ее природу. Эти качества следующие [21]:

1. Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа.

2. Молодежь - явление конкретно-историческое, она - продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор перемен, социальная ценность.

3. Связь понятия «молодежь» с понятием «будущее» сформировалась исторически, но этим создана и позиция, согласно которой решение проблем молодежи может быть отнесено на будущее.

4. Молодежь выступает объектом комплексных, междисциплинарных исследований «и, следовательно, обладает множественностью предметов, которые лишь в совокупности могут дать достаточно достоверную картину об объекте в целом».

Комментируя первое из приведенных положений, И. М. Ильинский обращает внимание на то, что ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части, а поэтому, не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем, в частности связанных с выбором спутника жизни.

Существенным для рассмотрения молодежных проблем с позиций культурологии является утверждение, что эти проблемы являются проблемами всего общества, общественными проблемами. «Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать... С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом. Молодежь такова, каким является взрастившее ее общество».

В работах И. М. Ильинского обосновывается социокультурный подход к молодежи, который предполагает ее рассмотрение как части общества и, следовательно, изучение взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия части и целого как в статике, так и в динамике. При этом изучаются психическое, физическое и социальное развитие молодежи, ее статус и роль в обществе, а также те условия, которыми определяются ее учеба, труд, быт, отдых, социальная мобильность и т. д.

Определенно можно утверждать, что концепция молодежи, выдвинутая И. М. Ильинским и его коллегами, является наиболее адекватной для рассмотрения макропроцессов в молодежной среде. Вместе с тем следует отметить, что автором для целей данного исследования разработаны следующие теоретические положения относительно молодежи, молодежной политики, молодой семьи.

1. Молодежь - граждане Российской Федерации, иностранные граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, проживающие на территории Российской Федерации, отличающиеся специфическими нормами, ценностями и образцами поведения.

2. Государственная молодежная политика -система формирования мер, направленных на культурное и духовно-нравственное развитие страны, создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.

3. Молодая семья - семья, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30 лет, имеющего детей (для участников жилищных программ возраст супругов - до 35 лет).

Мы в дальнейшем исследовании будем ориентироваться на эти исходные положения, придавая им значение методологических постулатов.

Примечания

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059; 2009. № 10. Ст. 1257; № 29. Ст. 3730.

3. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 39.

4. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 2-е изд., испр. и значительно доп. по рукописи автора. Т. 2. И - О. М., 1956. С. 332.

5. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евге-ньевой // РАН, Ин-т лингв. исслед. 4-е изд., стер. Т. 2. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. С. 291-292.

6.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой // РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИНФОТЕХ», 2009. С. 363.

7. Большой академический словарь русского языка / науч. координатор изд. А. С. Герд. М.: Наука, 2008. Т. 10. С. 341-342.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова // Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1938. Т. 2. С. 247.

9. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету. М., 1969; Иконникова С. В., Кон И. С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.

10. См.: Эриксон Э. Г. Детство и общество: пер. с англ. 2-е изд, перераб. и доп. СПб.: Ленато: АСТ: Фонд «Универ. кн.», 1996; Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М., 1996.

11. Чупров В. И. Молодежь // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. С. 268.

12. См. подробнее: Ковалева А. И, Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 12-95.

13. См.: Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма: (Искусство и «новые левые»). М.: Искусство, 1975; Шен-дрик А. И. Социология культуры: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 370-376.

14. Медков В. М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 177.

15. Народонаселение: энцикл. словарь. М., 1994. С. 57.

16. Социология семьи / под ред. А. И. Антонова. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 255-266.

17. Социология молодежи: учеб. / отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 33.

18. Сулимова Т. С. Молодежь // Социальная политика: толковый словарь. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 226-227.

19. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. С. 132.

20. См.: Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. С. 8-9.

21. См.: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. С. 109-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.