Научная статья на тему 'Культурное пространство республики Бурятия как  полиэтнического региона'

Культурное пространство республики Бурятия как  полиэтнического региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1180
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА / ТЕРРИТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гудкова Ирина Николаевна, Цынгунова Евгения Тумэновна

Рассматривается определение «культурное пространство», взгляд ученых на это понятие. Наибольший интерес представляет культурное пространство полиэтнического региона, представляющее собой целостное системное явление. Одним из таких регионов является Республика Бурятия, на территории которой в течение нескольких столетий складывалось особое культурное пространство, специфика которого определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием. Научный анализ культурного пространства республики как полиэтнического региона позволяет осознать процессы в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять уникальность и неотделимость его от культурного пространства страны и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство республики Бурятия как  полиэтнического региона»

УДК 008 (571.54) ББК Ч 11

И.Н. Гудкова, Е.Т.Цынгунова

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Рассматривается определение «культурное пространство», взгляд ученых на это понятие. Наибольший интерес представляет культурное пространство полиэтнического региона, представляющее собой целостное системное явление. Одним из таких регионов является Республика Бурятия, на территории которой в течение нескольких столетий складывалось особое культурное пространство, специфика которого определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием. Научный анализ культурного пространства республики как полиэтнического региона позволяет осознать процессы в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять уникальность и неотделимость его от культурного пространства страны и мира.

Ключевые слова:

культура, культурное пространство, национальные ценности, полиэтнический регион, республика, территория, традиции, этнос.

Гудкова И.Н., Цынгунова Е.Т. Культурное пространство Республики Бурятия как полиэтнического региона // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 61-67.

© Гудкова Ирина Николаевна - кандидат культурологии, старший преподаватель, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления; Улан-Удэ; e-mail: vasilina182007@mail.ru © Цынгунова Евгения Тумэновна - кандидат культурологии, старший преподаватель, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления; Улан-Удэ; e-mail: cingunova@mail.ru

Проблема изучения культурного пространства имеет междисциплинарный характер, методология и методы его анализа, теоретические конструкции рассматриваются в трудах многих ученых. Понятие «культурное пространство» широко применяют в социально-гуманитарной области знания и в современных исследованиях культурологического характера, что является показателем, с одной стороны, повышенного интереса к проблематике культурного пространства, с другой - отражает сложность и неоднозначность этого понятия.

Обращение к исследованию культурного пространства продиктовано создавшейся необходимостью изучения региона как историко-культурной целостности, где разные аспекты и проявления культуры не изолированы от контекста общесибирских и общероссийских социально-культурных процессов. Актуальность данного исследования так же связана с проблемами сохранения наследия и развития национальных культур региона, решение которых является важным для формирования взаимопонимания, которое способствует преодолению различных кризисных явлений в современных межэтнических отношениях.

Спектр современных культурологических исследований, ориентированных на решение обозначенных проблем, весьма

широк. Одним из плодотворных подходов в этой области является изучение культуры в контексте ее пространственного существования, что дает возможность осмыслить важнейший модус бытия культуры - пространственный. В данном случае обнаруживаются точки соприкосновения таких категорий, как «культура» и «пространство», и производное от них «культурное пространство». Поэтому наряду с географическим, административно-территориальным, экономическим и другими «пространствами» можно вести речь о «культурном» [8].

Следует отметить, что изучение культуры в ее пространственном бытии восходит к концу XIX в., когда в Германии сформировался ряд культурно-исторических школ, рассматривающих культуру в ее географическом контексте. Речь идет о диффузионизме Ф. Гребнера, культурной морфологии Л. Фробениуса, теории культурных кругов Ф. Ратцеля.

Для нашей работы представляют интерес некоторые положения концепции Ф. Ратцеля (1844-1904), являющегося основателем геополитического направления в науке. «Любое государственное образование существует в рамках определенного о пространства, осваивая его, закрепляясь 53 на нем, извлекая из него все больше энер- Ц гии» [12]. В этом выражается идея «экспан- §

сии жизни», преобразовывание нейтральной территории в жизненное пространство, которым дорожат, к которому испытывают чувства любви и привязанности.

Английский ученый Х.Дж. Макиндер (1861-1947), директор Лондонской школы экономики и политики в докладе «Географическая ось истории» (1904) представил оригинальную схему будущего политического и культурного пространство мира: «В центре находится Евразийский континент, а история вращается вокруг «осевого ареала» как зоны наиболее интенсивного влияния. Россия расположена на этой географической оси и может оказывать влияние на судьбы мира» [10].

Идеи об особой роли России были развиты русскими учеными, объединившимися в 1920-е годы в эмиграции в общественное движение евразийства. Основателями этого течения были филолог Н.С. Трубецкой, лингвист Р.О. Якобсон, географ и экономист П.Н. Савицкий, богослов Г.В. Фло-ровский, геополитик Г.В. Вернадский и др. Основная идея евразийцев заключалась «...в обосновании неделимости России как самобытной культуры, определяющей магистральное развитие мировой истории. Благодаря своему геополитическому положению Россия органично соединяет европейские и азиатские элементы в культуре, превращаясь в «суперцивилизацию» особого рода. Историческая оседлость и степная стихия образуют уникальность культурного пространства России» [5]. Тем не менее, отметим, что в отличие от геополитики, в культурологии эти традиции не получили серьезного развития. И только сейчас эта проблема все больше привлекает к себе внимание ученых.

Термин «культурное пространство» в культурологии стал употребляться сравнительно недавно. Чаще всего он отождествляется с пространством культуры и иногда используется в регионалистике для обозначения границ какого-либо территориального образования, в рамках которого функционирует определенный набор социокультурных институтов, например, культурное пространство Республики Бурятия.

Первым отечественным культурологическим подходом к изучению культурного пространства является концепция П.Н. Милюкова. В ней высказывается идея зависимости развития культуры человечества от географии места - месторазвития. С точки зрения современной культурологии, его концепцию можно назвать первой концепцией культурного пространства как Дома. Взаимосвязь человека с географи-

ческой средой является самым сложным вопросом в анализе месторазвития России, так как чем дальше развивается культура, тем человек менее подвержен зависимости от среды, а влияние человека на нее становится значительнее [11]. Пространственные аспекты существования культуры рассматривались также в работах П.А. Флоренского, в сопряжении с другими феноменами культуры, В.А. Подороги и В.Н. Топорова.

Среди современных российских культурологов, изучающих данную проблему, следует назвать В.П. Большакова, С.Н. Иконникову, Т.Ф. Ляпкину, М.С. Кагана и др.

Интерес для нашей работы представляет концепция культурного пространства, представленная в публикациях В.П. Большакова. Исследователь рассматривает культурное пространство не только как «вместилище» культурных ценностей, артефактов культуры, культурных процессов, но и как то, «что культура, возникая и развиваясь, порождает и изменяет», то что, «возникнув, активно воздействует на культуру, его породившую». В.П. Большаков считает, что «территориальные, политические пространства не всегда совпадают с пространствами культурными, что подтверждает характер подвижности и прозрачности границ культурных пространств и существования пограничных пространств, которые характеризуются формированием и развитием в них пограничных культур» [1]. С точки зрения ученого, для бытия культуры и ее ценностей важна не столько сама физическая пространственность как протяженность, сколько способность этого пространства воздействовать на культуру, ее породившую, создание духовной атмосферы.

Весомый вклад в изучение культурного пространства внесла С.Н. Иконникова, которая рассматривает «культурное пространство как культурно-интегрирующее начало существования и развития народов и как ценность», формулируя аксиологическую теорию. Одним из интегрирующих и всеобъединяющих С.Н. Иконникова считает концепт «Дома» - среды повседневного обитания людей. В нем живут, общаются, учат детей и работают, отдыхают и занимаются спортом. «Дом» выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Культурное пространство - это не только родные просторы, но и чувство родственной близости населяющих его людей, национальное достояние России. Преодоление социально-политических

барьеров, усиление культурных контактов могут стать основой процесса интеграции. [5]. Главная идея концепции С.Н. Иконниковой заключается в том, что она рассматривает культурное пространство как ценность и национальное достояние. Ценность культурного пространства и отношение к нему являются важнейшими условиями формирования национального самосознания.

Большое значение имеют исследования Т.Ф. Ляпкиной, посвященные проблеме региональной культурологии - аналитической реконструкции культурного пространства региона. Автор аккумулировал результаты историко-этнографического и краеведческого изучения Восточной Сибири, которые рассмотрел как основание формирующейся региональной культуры. Аналитическую реконструкцию региона Т.Ф. Ляпкина раскрыла через архитектоническую и типологическую многомерность культурного пространства [9].

В культурологической концепции М.С. Кагана человек - это единство природы и общества, биологического и социального, которое эксплицировано в художественной деятельности, где представлено единство материального и духовного, поскольку сливаются в целостность предметная деятельность и общение [6]. Согласно теории философа, нелинейность в природных процессах имеет стихийный характер, зависит от случайности, что сохраняется в культуре.

В.Л. Кургузов предпринял самостоятельную попытку обоснования категории «культурное пространство». Согласно его определению «это сложнейший территориально-исторический и демографически обусловленный, естественно-научный, философский, социально-психологический, культурологический и этнологический конгломерат вещей, предметов, идей, ценностей, настроений, традиций, этических норм, эстетических, политических и социальных взглядов в определенной культурной ситуации, проявляющейся в границах конкретного ареала и времени» [8].

По мнению В.С. Цукермана, «...культурное пространство есть мир культуры, рассматриваемый по отношению к любому объекту деятельности (личности, социальной группы, страны, города, региона и т.д.). Оно не есть некое плоскостное образование, поле деятельности. Оно, подобно физическому пространству, есть пространственно-временной континуум» [13].

Резюмируя, можно констатировать, что проблема определения «культурного про-

странства» до сих пор остается дискуссионной у ученых, и не только у зарубежных философов, антропологов, искусствоведов, социологов, но и представителей отечественной науки, разрабатывающих проблемы культурного пространства России.

Культурное пространство крайне неоднородно. Оно складывается из целого ряда подпространств. Можно выделить подпространства культур социума различных уровней: семьи, круга взаимодействия по месту жительства, работы, учебы, города, региона. Оно включает в себя подпространства различных субкультур (молодежной, криминальной, профессиональной и т.п.); разных видов культур (художественной, религиозной, правовой и пр.); действия различных социокультурных институтов (СМИ, музеи, библиотеки и т.д.).

Как мы выяснили, культурное пространство междисциплинарно по своей сути. Если «пространство» - компонент исследования математики и естествознания, то характеристика «культурное» связывает его с комплексом социогуманитар-ных наук. Культурное пространство - это условия жизнедеятельности людей. «Во-первых, оно активно по отношению к находящемуся в нем человеку. Кроме людей, культурное пространство содержит вещи, предметы, т.е. артефакты культуры и не относящиеся к культуре природные условия территории. Включенный в культурное пространство человек получает из него средства к существованию и информацию. Эти элементы, используемые в практической жизни, делают, во-вторых, пространство способом деятельности субъекта. В-третьих, субъект постоянно сам взаимодействует с культурным пространством» [3]. В результате «диапазон» этого взаимодействия простирается от простого присутствия в нем до фактора, выступающего причиной его изменения.

Можно заключить, что неоднородность культурного пространства определяет многоаспектность его изучения - от рассмотрения культурного пространства как совокупности географического, этнического, образовательного, информационного, художественного и других пространств до признания культурного пространства как всеобъемлющего и сложного понятия, которое тесно связано с многообразием определений самой культуры. «Сущностью культурного пространства является объективно существующий пространственный характер самой культуры. Иначе говоря, культура, развиваясь во времени и про-

о

странстве, созидает это самое культурное пространство. Культурное пространство можно рассматривать как возможность и действительность существования и реализации культуры» [9].

«Культурное пространство России представляет собой сложную систему, которая распадается на ряд региональных культурных пространств, а те, в свою очередь, делятся на локальные» [4]. В данном случае прорисовывается новая структурная композиция центров и периферии, новые связи и зависимости между ними. Важно то, что в основе этой мозаики, наряду с географическими, территориально-административными, экономическими и другими факторами, большое значение имеют культурные детерминанты. Пространственная дифференциация культурного «поля» России может способствовать как укреплению государства, так и, наоборот, выступать катализатором центробежных сил.

В нашем исследовании особый интерес представляют собой культурные процессы, происходящие на региональном уровне. Через региональные культурные пространства фокусируются многочисленные локальные очаги, объединяясь в единое культурное поле России. Это тем более важно, что в последние годы наблюдается активная перестройка системы управления культурой с отраслевой на территориально-региональную модель. В связи с этим появилась необходимость осознания результатов регионализации культуры, которые имеют далеко идущие социальные последствия. Речь идет о трансформации подходов к созданию региональных образований, где, наряду с административными, экономическими и другими, должны учитываться и культурные факторы.

Нарастание к началу XXI в. глобальных процессов регионализации вызвало настоятельную потребность в изучении специфики культурного пространства регионов для решения насущных проблем современного и перспективного их развития. «Именно регион дает пространственное понимание, определение и положение культуры. Культура существует не вообще и где-то, а в конкретном географическом пространстве, и она принадлежит конкретным народам, живущим в этом регионе». В регионах культурные феномены обретают специфику в контексте конкретного пространственно-временного континуума, который, в свою очередь, формируется под влиянием многих факторов, в том числе географических, лингвистических, социально-исторических, этнических и т.д.

Обращение к культуре и культурному пространству дает возможность изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять его уникальность и одновременную «вписанность» в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения мира. Культурное пространство становится зеркалом, в котором отражаются все стороны человеческой жизни, можно более глубоко осознать и специфичность современной социальной ситуации, найти наиболее адекватные для населения конкретного региона формы развития.

Об интересе к вопросам и проблемам культурного пространства регионов свидетельствует, например, рост числа международных научных и научно-практических конференций, увеличение количества публикаций по данной теме. В Санкт-Петербурге состоялось четыре культурологических конгресса (2006; 2008; 2010; 2013), где прозвучали доклады, подтверждающие повышенное внимание к культурным процессам в регионах.

С 2002 г. Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств организуется и проводится международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии». Основные темы публикаций и докладов: культурное пространство регионов; история культуры и современности городов и поселений Восточной Сибири, Республики Бурятия; проблемы функционирования традиционной культуры региона и т.д.

Культурное пространство региона имеет свою специфику, которую можно представить, по мнению Т.Ф. Ляпкиной, «...как предмет культурологического анализа и показать как целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность региона, основанная на взаимосвязи основных детерминант: российских геополитических и государствообразую-щих процессов, природно-географических условий, особенностей этносоциальной инфраструктуры, религиозных и культурных традиций» [9].

Как мы полагаем, существует набор элементов, структурирующих культурное пространство региона. Прежде всего, это природно-географическая составляющая, влияющая на развитие культуры, самого человека, его зависимость от климата, природных условий. Социально-историческая составляющая позволяет проследить исто-

рию заселения и освоения региона, а также формировавшийся и развившийся тип культуры в данном регионе, особенности развития устойчивых социальных общностей, миграционные процессы. Наконец, рассмотрение культур отдельных этнических групп в поликультурном пространстве региона, а также процессы взаимодействия между культурами различных этносов.

Роль регионов актуализировали геополитические и социокультурные изменения, происходящие в мире и России, их самостоятельность общественного и культурного развития. Современные принципы федерализма и регионализма содействовали формированию взглядов о социокультурном пространстве России как единой поликультурной целостности. Это вызывало необходимость изучения региона как самостоятельной социокультурной единицы. «Сегодня регион - это часть страны с единообразными и относительно автономными социальными, экономическими и культурными условиями». Изучение региона вызвано не только проявлением его самостоятельности, но и возможностью в региональном контексте изучать взаимовлияния, менталитет больших и малых сообществ, этнических групп, воздействие естественно-географических, социоэтни-ческих и историко-культурных факторов в конкретном территориально-обусловлен-ном культурном пространстве.

По мнению Э. Маркузена: «регион - это исторически эволюционирующее, компактно территориальное сообщество. Регион включает в себя физическое окружение, социальную, экономическую, политическую и что очень важно культурную среду» [14]. Сложность определения данного термина связана с характером исследовательских задач, поскольку под регионом понимается либо хозяйственно-экономическая общность, либо географически-административная единица, либо историко-культурная область. В нашем исследовании мы будем рассматривать термин «регион» в ис-торико-культурологическом ракурсе.

В некоторых случаях при изучении культуры критерии развития ищут в сравнении с положением дел в других регионах, что, на наш взгляд, неправомерно, ибо даже абсолютно одинаковый уровень развития культуры в двух разных регионах страны далеко не всегда свидетельствует об одинаковой ситуации. Это, несомненно, обусловлено тем, что культурные потребности формируются в регионах под влиянием различных культурных традиций, социально-экономических и природ-

но-климатических особенностей, образом жизни и культурными предпочтениями жителей данной территории.

Безусловно, подобные различия могут в известной мере сокращаться, однако невозможно говорить об их полном исчезновении. Кроме того, культурные традиции в процессе жизнедеятельности постепенно утрачиваются, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня нравственно-эстетических критериев. Стремление добиться абсолютно одинаковых для всех регионов показателей культурного развития населения не имеет серьезной научной основы. Поэтому наряду с процессами, носящими общероссийский характер, в разных регионах существует своеобразная культурная ситуация, формируется свое культурное пространство.

«Культурное пространство региона представляет собой хронотоп, т.е. некое пространственно-временное образование, локализованное в пределах данного региона. Оно не есть нечто замкнутое, четко ограниченное, располагающееся вне или отдельно от целого - культурного пространства России, а изоморфно ему. Структурные элементы культурного пространства региона сопостовляются с соответствующими элементами культуры общероссийской как особенное с общим, хотя возможны ситуации, когда специфическое в культуре региона не имеет аналогичных образований в культуре страны в целом и представлено только на региональном уровне» [13]. Главным носителем культуры региона является население. Соотношение общего и особенного в культуре населения зависит от множества факторов: национально-этнической принадлежности, образования, возраста, рода деятельности и т.д.

Выявление места и роли этнической составляющей в структуре социума является существенным в рассмотрении социокультурного пространства. Принадлежность к этносу фиксирует одновременно и биологическую, и социальную, и культурную определенность индивида, именно поэтому этническое пространство, хотя и является частью социокультурного, но не совпадает с ним полностью. Биосоциокультурная природа этноса предполагает соответствующий порядок его существования, который и составляет этническое пространство.

Базовыми структурными элементами полиэтнического пространства являются этнические сообщества. Пространство, среда обитания и человек - это проблема, находящаяся в центре геополитических

о

поисков и решений. Небольшая численность населения полиэтнических регионов, а также обширность и неоднородность их пространства привлекают усиленное внимание ученых.

Этнические и этнокультурные составляющие существенным образом влияют на развитие региона. Важной чертой культурного пространства России и ее регионов консервативные русские мыслители считали «устойчивость в духовном и социальном плане, стабильность, позволяющую сохранить культурные традиции» [3]. Вместе с тем, единение России и Востока неизменно представлялось ими как воплощение многообразия культур в их единстве. В один и тот же период времени различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеются общие этнические константы, но могут различаться знания и логика поведения. Эти различия в зависимости от проникновения между этническими сообществами могут как углубляться, так и стираться. Картина мира различных народов раскрывается через рефлексирующие образы культурного пространства. Концепция этнической картины мира, сформулированная Р. Рэдфилдом, предполагает, «что для каждого народа характерно собственное, уникальное видение окружающего мира и своего места в нем» [9].

В отличие от достаточно изученных понятий «культурного пространства» и «культурного пространства региона», феномен культурного пространства полиэтнического региона изучен не в полной мере. Россия всегда существовала как единство разных полиэтнических культурных пространств, проявляющихся через особенности психологии, традиций, религии, языка - тех ценностей, что лежат в основании культуры этноса. В эпоху глобализации как никогда встает вопрос об этническом самоопределении. В связи с этим повысился интерес к исследованиям этнических факторов в общественной жизни. Этнические, этнокультурные составляющие существенным образом влияют на развитие региона. Важной чертой культурного пространства полиэтнических регионов можно считать устойчивость в духовном и социальном плане, стабильность, позволяющую сохранить культурные традиции. Полиэтнический регион, безусловно, есть «месторазвитие» разнообразных этносов, культур, конфессий, что формирует своеобразие культурного пространства территории.

Уникальность полиэтнических регионов выражается в особом, исторически

сложившемся смешении разнородных духовных, религиозных, этнокультурных бытовых традиций, устоев и укладов, где складывается особая формация, характеризующаяся взаимодействием западной и восточной цивилизаций, а также укоренением духовных ценностей христианства и буддизма. Таким образом, полиэтнический регион - это регион, на территории которого проживают различные этнические общности, это месторазвитие разнообразных этносов, культур, религий, вероисповеданий. Являясь общим пространством для жизни представителей многих этносов, культуры которых тесно взаимосвязаны между собой, «полиэтнические регионы представляют некую сложную систему элементов. Ее можно описать как исторически сложившуюся целостность, взаимообусловленность и взаимосвязь элементов которой приводят к признанию множественности существующих (или существовавших) моделей культурного развития» [1]. Культурное пространство позволяет рассмотреть культуру полиэтнического региона как союз культур этносов, сформировавшихся и развивающихся на одном географическом пространстве.

Основываясь на дефинициях «культурное пространство» и «полиэтнический регион», предлагаем следующее определение понятия «культурное пространство полиэтнического региона» - это исторически сложившийся синтез этносов, сформировавшихся и развивающихся на одной территории, ограниченной культурными, социальными, экономическими и другими региональными факторами» [2].

Наиболее важным в понимании культурного пространства полиэтнического региона является осознание родного края, своего дома его жителями. «Поэтому культурное пространство позволяет рассмотреть культуру полиэтнического региона как союз культур, сформировавшихся и развивающихся на одном географическом пространстве» [9]. Единство региона возникает на основе экономических, социокультурных, духовных, религиозных связей конкретной территории.

Выделяя культурологический аспект регионализма, мы сталкиваемся с проблемой множественности культур, сосуществования различных этнокультурных сообществ на территории одного региона. Каждому региону свойственна своя логика исторического развития и строения культуры. Историческое строение такой региональной модели культуры образует архитектонику культурного пространства.

В культурном пространстве полиэтнического региона можно выделить несколько пластов, в которых отразилась многона-циональность и поликонфессиональность территории. Однако его сложность все же формирует представление о единстве этого многомерного, многофункционального пространства как единства в многообразии. В этой многослойности кроется множество исследовательских культурологических задач. Решение этих задач позволит раскрыть ценности каждой культуры, возникшей на территории региона.

Культура народов, этносов данного региона не только отражает реальную жизнь, она одновременно творит реальность, служит дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. Пространство полиэтнического региона - это развитая система, имеющая чрезвычайно сложную структуру, включающую в себя культуру производства искусства, культуру его распространения, пропаганды, культуру его восприятия, понимания, наслаждения искусством, культуру эстетического воспитания и т.д. «Культурное пространство полиэтнического региона характеризуется особым исторически сложившимся синтезом разнородных духовных, религиозных, этнокультурных, материально-бытовых традиций и укладов, а также устойчивыми социально-культур-

ными, политическими и экономическими процессами, происходящими в регионе».

Одним из таких регионов является Республика Бурятия, принадлежащая к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны, что связано, прежде всего, с ее географическим положением в центре Евразии, своеобразной историей и культурным разнообразием. Бурятия в общероссийском культурном пространстве издавна занимала особое место как большой полиэтнический, многоконфессиональный, поликультурный регион.

Культурное пространство Бурятии демонстрирует одну из новых моделей интеграции этнических сообществ, населяющих эту территорию не только на основе политических и экономических факторов, но и культурных детерминант - смыслах, ценностях и символах, имеющих национальный характер и образующий своеобразный менталитет жителей этого региона. Это организованное пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая отличает эту территорию от других. Изучение культурного пространства республики как полиэтнического региона дает возможность понять его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, выявить уникальность и особенность, определить место в культурном пространстве России.

список литературы:

[1] Большаков В.П. Провинциальность культурных пространств нынешней России // Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее материалы круглого стола. - СПб., 2005. - С. 6-8.

[2] Гудкова И.Н. Культурное пространство как полиэтнический регион // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013, № 11 (102). - С. 3-7.

[3] Гудкова И.Н. Туризм как фактор развития культурного пространства Республики Бурятия // Вестник МГУКИ. - 2015, № 3. - С. 98-102.

[4] Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов - М.: Знак, 2006. -487 с.

[5] Иконникова С.Н. История культурологических теорий / 2-е изд., перераб, доп. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

[6] Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

[7] Культурология ХХ век: энциклопедия. Т. 2 / Сост. С. Левит. - СПб.: Унив. кн., 1998. - 447 с.

[8] Кургузов В.Л. О понятии «культурное пространство» и проблема самоидентификации его регионального образа // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2002. - С. 21-33.

[9] Ляпкина Т.Ф. «Измерения» культурного пространства региона: к постановке проблемы // Второй культурологический конгресс: программа, тез. докл. - СПб., 2010. - С. 495.

[10] Макиндер Х.Д. Круглая земля и обретение мира // Космополис. - 2007. № 2. - С. 56-69.

[11] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М.: Наука, 1993. - 539 с.

[12] Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле / Пер. с нем., под ред. Н.Н. Харузина. - М.: URSS, 2010. - 56 с.

[13] Цукерман В.С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009, № 2(18). - С. 49-56.

[14] Цынгунова Е.Т. Традиционная культура бурятского народа // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009, № 6. -С. 297-300.

[15] Цынгунова Е.Т. Сущность понятия «здоровья» в контексте культурологического подхода // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009, № 14. - С. 300-305.

[16] Markusen Ann R. Regions: Economics and Politics of Territory. - NY. : Rowman and Littlefield Publishes, 1987. - 304 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.