Научная статья на тему 'Культурное наследие Хулунбуирской степи: проблемы и перспективы'

Культурное наследие Хулунбуирской степи: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОПУСТЫНИВАНИЕ / ХУЛУНБУИРСКАЯ СТЕПЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / CULTURAL HERITAGE / DESERTIFICATION / HULUNBUIR STEPPE / ETHNIC CULTURE / GREENING / REGIONAL CULTURE / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маньдула Хухэ

Статья посвящена описанию, анализу современного состояния культурного наследия Хулунбуирской степи, механизмам достижения экологического баланса в природной и человеческой среде. Автор пишет о результатах опустынивания степи и указывает на особую ценность приобретаемого опыта решения экологических проблем посредством администрирования сложной системы: человек-культура-природа-производство в степной зоне. В статье также рассмотрены возможные пути выхода из ситуации: синкретизация культуры и образования, поощрение массовых перемещений работающих людей в другие районы, рекультивирование рационального использования земель скотоводами, экологизация сельского хозяйства, развитие луговой культуры степи. Особо подчеркивается тот факт, что будущее Хулунбуирской степи связано не только с решением экологических проблем, но и с рациональным сохранением этнокультурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Маньдула Хухэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE OF HULUNBUIR STEPPE: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to the description and analysis of the current state of cultural heritage of Hulunbuir steppes, the mechanisms for achieving ecological balance in the natural and human environment. The author writes about the results of desertification of the steppe and indicates the special value of the acquired experience in solving environmental problems through the administration of a complex system: a man-culture-nature-production in the steppe zone. The article also discusses the possible ways out of the situation: syncretization of culture and education, promotion of mass movements of working people to other areas, re-cultivation of rational use of land by pastoralists, greening of agriculture, development of meadow steppe culture. The fact is especially highlighted that the future of Hulunbuir steppe is concerned not only with the solution of environmental problems, but also with the rational preservation of ethno-cultural peculiarities.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие Хулунбуирской степи: проблемы и перспективы»

УДК 394

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ХУЛУНБУИРСКОЙ СТЕПИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Маньдула Хухэ, аспирант кафедры теории и истории культуры Забайкальского государственного университета.

Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: huheman1986@mail.ru

Статья посвящена описанию, анализу современного состояния культурного наследия Хулунбуирской степи, механизмам достижения экологического баланса в природной и человеческой среде. Автор пишет о результатах опустынивания степи и указывает на особую ценность приобретаемого опыта решения экологических проблем посредством администрирования сложной системы: человек-культура-природа-производство в степной зоне. В статье также рассмотрены возможные пути выхода из ситуации: синкретизация культуры и образования, поощрение массовых перемещений работающих людей в другие районы, рекультивирование рационального использования земель скотоводами, экологизация сельского хозяйства, развитие луговой культуры степи. Особо подчеркивается тот факт, что будущее Хулунбуирской степи связано не только с решением экологических проблем, но и с рациональным сохранением этнокультурных особенностей. Ключевые слова: культурное наследие, опустынивание, Хулунбуирская степь, этническая культура, экологизация, региональная культура, традиционная культура.

CULTURAL HERITAGE OF HULUNBUIR STEPPE: PROBLEMS AND PROSPECTS

Mandula Huhe, Research Assistant, department of theory and history of culture, Zabaikalsky State University.

30, Aleksandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia.

The article is devoted to the description and analysis of the current state of cultural heritage of Hulunbuir steppes, the mechanisms for achieving ecological balance in the natural and human environment. The author writes about the results of desertification of the steppe and indicates the special value of the acquired experience in solving environmental problems through the administration of a complex system: a man-culture-nature-production in the steppe zone. The article also discusses the possible ways out of the situation: syncretization of culture and education, promotion of mass movements of working people to other areas, re-cultivation of rational use of land by pastoralists, greening of agriculture, development of meadow steppe culture. The fact is especially highlighted that the future of Hulunbuir steppe is concerned not only with the solution of environmental problems, but also with the rational preservation of ethno-cultural peculiarities.

Keywords: cultural heritage, desertification, Hulunbuir steppe, ethnic culture, greening, regional culture, traditional culture.

Хулунбуирская степь, воспетая в культурном наследии народов, проживающих во Внутренней Монголии КНР, переживает сложнейший период в своей истории. Хулунбуирская степь является важным экологическим фактором развития, как северо-востока Китая, так и всей территории СевероВосточной Азии. Однако это хрупкая географическая единица подвержена разного рода воздействиям, среди которых основными являются опустынивание степи, эрозия почвы, деградация лугов и водной системы в целом в результате воздействия на нее природных и человеческих факторов. Основа опустынивания - геологические факторы, а уничтожение человеком растительности на поверхности почвы - непосредственная причина опустынивания пастбищ [1].

К культурно-географическим особенностям района Хулунбуирской степи относится преобладание песчаного рельефа холмов и равнин с постепенным наклоном от северо-запада к юго-востоку, при этом в северной части преобладают низины, а в южной - возвышенности. Земная поверхность приобретает форму рыхлых песчаных наслоений. В последние годы почва в Хулунбуирской степи в огромных масштабах становится песчаной. По данным дистанционного зондирования и результатам исследований, проведенных нами во время полевых работ, а также на основе анализа состояния и тенденций опустынивания Хулунбуирской степи, можно сделать вывод о том, что увеличивается антропогенная нагрузка на степную экосистему, происходит изменение всей геологической среды. Например, о силе антропогенного воздействия свидетельствуют следующие статистические данные Правительства Внутренней Монголии: с 2004 по 2014 гг. население в Хулунбуирской степи увеличи-

лось в 5 раз, площадь пастбищ увеличилась с 72 879 в 1949 г. до 689 317 в 2004 г., то есть в 9 раз. Поголовье домашнего скота иа увеличенных пастбищах возросло с 1 106 000 до 6 770 000 в 2014 г., то есть в 6,1 раз [1]. По данным другой группы ученых из города Ланьчжоу, в Хулунбуирской степи площадь опустыненных земель в настоящее время составляет до 20 893,57 км2, фактически занимая 25% площади всей степной зоны. Есть еще территории, где преобладают слегка опустыненные пастбищные угодья. Все эти процессы сопряжены с интенсивным освоением Манчжурии, появлением сети городов, промышленных зон и добычей полезных ископаемых.

Механизм опустынивания происходит на микрокосмическом уровне, когда в каждой подсистеме окружающей среды появляются явления, которые ускоряют процесс превращения пастбищ в пустыни; на макрокосмическом уровне - происходит быстрое и экстенсивное развитие пастбищ, сообществ и экономических подсистем, которые разрушают естественную экосистему лугов, ее внутреннюю структуру. Протекающие процессы актуализируют решение проблемы сохранения, реконструкции, распространения культурного наследия.

Результаты проведенных рядом китайских ученых исследований свидетельствуют о поисках научного обоснования необходимости регулирования социально значимой экономической деятельности в степной зоне с решением проблемы экологической безопасности и сохранности культурного наследия посредством разработки государственных решений по использованию природных ресурсов.

Фэн Цзяньминь, Ван Тао отмечают высокую скорость происходящих событий. Экологическая среда пастбищ во Внутренней Монголии Китая становится очень хрупкой: луга быстро вырождаются под влиянием природных факторов и деятельности человека. Главным образом, это происходит из-за опустынивания земель, вырождения лугов, серьезной эрозии почвы, перенаселения, культурной деградации народов. С помощью аппаратного и программного обеспечения (ГИС и ДЗЗ технологии), на основе интеграции нескольких источников информации группа ученных систематически проводила исследования. Полученные данные показали, что ускорение опустынивания тесно связано с процессом быстрого и тяжелого обезлесения, чрезмерной мелиорации и выпаса, наблюдаемого в конце последнего столетия [2]. Фэн Цзяньминь и Ван Тао пишут, что опустынивание земель - это обратная сторона неразумной эксплуатации природных условий, следствие интенсивной человеческой деятельности. Именно данная группа ученых актуализировала проблему управленческой культуры. На смену идеологии контроля за быстрым развитием опустынивания земель в регионе, ресурсов естественной фауны и растительности и природных лугов должна прийти новая идеология, новый подход: идеология умеренного и рационального использования и эксплуатации ресурсов.

Неслучайно успех модернизации КНР связан с административной реформой управленческого аппарата. В этом отношении для комплексного решения проблемы сохранения и восстановления Хулунбуирской степи были предложены несколько программ, которые обсуждались в разное время в Правительстве Автономного района Внутренней Монголии.

Первая Программа комплексной реабилитации и регенерации опустыненных земель в Хулунбуирской степи разработана Национальным институтом наук о Земле, а именно коллективом авторов, в который входили Хань Гуан, Чжан Гуйфан. Согласно этой программе, все земли региона были районированы и разделены на два субрегиона и пять классов, на это этой основе разработана управленческая схема преодоления деградации. Основные меры комплексной реабилитации в провинции: ограждение и преобразование песчаных дюн в луга, укрепление пастбищ, регулирование выпаса скота, рациональное использование лугов в теплое время года и меры, запрещающие увеличение количества домашних животных. Комплексная реабилитация также включает программу районирования степных экозон. Песчаные пространства степи были классифицированы и аттестованы в соответствии со степенью сохранности экосистемы. Меры по эффективному восстановлению степи включают процедуры естественного возобновления лесов - лесопосадки сосны обыкновенной.

Программа комплексной реабилитации основана на разделении всей степи на два субрегиона на основе классификации и районировании земель, с выделением и описанием специфических свойств пяти специальных районов. Хулунбуир оформлен и классифицирован по I, II и III классу. К первому классу отнесены земли с максимальным перевыпасом, где песчаные дюны занимают более 75% площади и изменился состав животных, характерный для пустынных. Это земли с большим потенциалом риска и опасностью необратимой деградации среды и культуры бытования. Для всех категорий земель разработан комплекс мер по их частичной реабилитации, естественному возобновлению. Так, для земель II и III класса предполагаются иные мероприятиями по их реорганизации и восстановлению: разрешено использование пастбищ на основе применения традиционной технологии кругооборота выпаса, строго ограничено культивирование земель для сельского хозяйства, требуется

соблюдение правил обновления состава и новых посадок лесных массивов и строительства ограждения для них. Дополнительные меры разработаны относительно регулирования поголовья скота, пасущегося между лесов, и увеличения площадей для искусственного орошения [3].

Разрабатывая свой вариант достижения устойчивого взаимодействия между уникальной природной средой Хулунбуира и богатыми коннотациями региональной культуры, Ао Чахэлунь выделил четыре фундаментальных и характерных принципа программы сохранения баланса такие, как: поддержка разнообразия культуры; развитие традиционной культуры охраны окружающей среды; разработка механизмов поддержания взаимодействия, открытости и включенности местного сообщества в решение проблем; предоставление больших свобод местным правительствам для решения проблемы.

Хулунбуир является единственной областью, где соседствуют более десяти различных этнических культур, и если идея защиты окружающей среды и традиционного человеческого опыта переносится на данную плоскость, то она поможет решить конфликты между потребностью экономического развития и задачами охраны окружающей среды [4].

Следующий и более успешный проект связан с именем известного китайского ученого и управленца Чжоу Шоужун, в работах которого актуализируется проблема администрирования проблемы: необходимость выработки и реализации эффективных стратегий по сохранению культурного наследия степи на основе конкретных управленческих решений, направленных на решение проблемы. Автор предлагает несколько тактических решений, которые, на наш взгляд, являются эффективными, но и не бесспорными в вопросе влияния на сохранность культурного наследия степи. Предложения китайского профессора являются достаточно типичными для современного административного менеджмента страны, они достаточно технологичны и предполагают вовлечение больших масс населения. В частности, проект нацелен на радикальное изменение образа жизни степняков, оказание существенного влияния на традиционную культуру и ментальность. Так Чжоу Шоужун предлагает осуществить следующий ряд мероприятий:

1. Переселение степных жителей с целью реконструкции первозданного аграрно-степного ландшафта. Данное предложение должно основываться на результатах интегральных исследований и реализовываться при поддержке государственного и местного правительства. Ядром проекта является четкое определение переселяемых групп жителей, пункты переселения, предоставление субсидий и другой помощи на местах переселения. По мнению автора, управление должно осуществляться с помощью дополнительных средств рыночной экономики. Например, разработка соответствующих местных законов, стимулирующих создание дополнительных рабочих мест, в том числе в городском строительстве;

2. Перевод пахотных земель в лесные хозяйства и пастбища для устранения традиционного хозяйственного использования и сокращения площади антропогенных биотопов. Этот предложение связано с созданием и государственным финансированием природоохранных проектов, например, проекта, направленного на сокращение площадей пастбищ. Но нужно учитывать, что Внутренняя Монголия - это национальный автономный район на западе страны, довольно ограниченный в финансировании, поэтому государству необходимо инвестировать средства в проекты экологического строительства сельского хозяйства;

3. На оставленных территориях требуется восстановление естественного пастбищеоборота. Неправильное использование ресурсов степи является главным фактором опустынивания. Степняки в силу разных причин утрачивают традиционную культуру выпаса (сезонная смена пастбищ). Сокращение площади пастбищ при выгоне скота и регулярная смена места выпаса могут способствовать нормальному воспроизводству растительного покрова степи;

4. Искусственное дождевание. Предотвращение высыхания степных районов - это основная задача в борьбе против опустынивания степи. В связи с этим Чжоу Шоужун считает, что необходимо создать системы искусственного дождевания, данный проект является стратегически значимым в техническом отношении.

Предложения Чжоу Шоужун вызывают вопросы, поскольку в них не учитывается человеческий потенциал: невозможно сохранение степи без степняков и их культуры.

По мнению исследователей Чен Чиухун и Чжоу Яочжи, требуется тщательный анализ основных факторов, влияющих на опустынивание Хулунбуирской степи. На основе синтеза различных показателей и статистических данных, полученных в процессе анализа эволюции природных факторов и факторов экономической и культурной деятельности человека за последние 50 лет, учеными была раскрыта взаимосвязь «между количественными показателями динамики опустынивания степи и влиянием человеческих и природных факторов» [6].

Ученые Чжан Чуаньмин и Ван Юйдэ осуществили комплексный анализ влияния этих факторов на опустынивание Хулунбуирской степи и выявили степень влияния каждого фактора в отдельности [3]. Действительно, опустынивание степи с каждым днем увеличивается вместе с деятельностью человека, что приводит к деградации не только степи, но и степной культуры в целом, как целостной системы биоценоза и культуры ее создающей, поддерживающей. Уже сегодня многие ученые (в том числе Чжан Чуаньмин и Ван Юйдэ) приходят к выводу, что причина бедственного положения Хулунбуирской степи и ее населения кроется в неэффективном хозяйственном использовании степи, ее фактическом уничтожении.

В статье Кун Сянчжи, Ань Сяонин, Вэй Хун «Контрмеры по сохранению пастбищ Хулунбуи-ра» рассматривается состояние и ресурсное обеспечение проблемы, подчеркивается необходимость поиска эпистемологического единства в понимании проблемы, наличия общего понимания и руководства. Сохранен контекст - ускорение темпов инновационного развития экономической системы, ускорение рыночной системы.

Согласно данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, в процессе опустынивания степи за последние 50 лет сравнительный коэффициент общей силы влияния негативных факторов, связанных с человеческой деятельностью, составил 0,6005. Коэффициент сравнительно низкий, что обусловлено тем, что степная экономика является огромной и сложной открытой системой, а между различными факторами существует нелинейный механизм взаимовлияния. Линейный сравнительный анализ в определенной степени не учитывает данный аспект.

Среди факторов, вызывающих опустынивания степи, выделяется отход от традиционного семейного скотоводства и организация крупного скотоводческого хозяйства [3]. Данный вывод сделан на основе анализа площади пахотных земель, плотности населения, количества скота, а также годовой нормы осадков и годовой температуры. Зависимой переменной в данном случае является площадь опустынивания; общую площадь территории и данные используемых независимых переменных можно взять из статистического ежегодника Хулунбуира за прошлые годы [4].

Проанализировав и сопоставив результаты исследований китайских ученых, можно сделать вывод, что все они отмечают высокий корреляционный коэффициент между показателями величины используемых под пашни территорий, плотности населения, количества выращиваемого скота и индексом опустынивания степи. По существу чрезмерное использование земель и высокая плотность заселения степной зоны являются главными факторами опустынивания степи. За последние 50 лет в данной местности влияние факторов, порождающих опустынивание степи, значительно превышает влияние факторов, замедляющих этот процесс.

Изучаемый нами вопрос получил развитие в нескольких направлениях, одним из которых стала теория сохранения степной культуры как культурной и гомеостатической целостности, разработанная Чжоу Шоужун. Ее суть состоит в поиске условий равновесия между природным наследием, традициями природопользования степняка и производственно-экономическими особенностями развития региона. Степняки - это особая группа людей, которая может наглядно продемонстрировать зависимость образа жизни от природных условий и ценностей социокультурной среды. Однако большинство ученых, проводивших исследование о деградации и опустынивании степи, пишет и о том, что образ жизни, ценности степняков под влиянием природных условий подвергаются существенным изменениям. Современные сообщества степняков меняются достаточно быстро. Как отмечают исследователи, переезд населения степи в города «в целях сохранения степи», когда люди кардинальным образом меняют свое социокультурное окружение, пагубно влияет на смыслообразующие ценности народа: происходит столкновение унаследованных и заимствованных образов жизни. Поэтому ученые настаивают на том, что будущее Хулунбуирской степи связано не только с решением экологических проблем, но и с рациональным сохранением культурного наследия степняков (с развитием отгонного скотоводства).

Чжоу Шоужун подчеркивает экономическую ценность степной экосистемы Хулунбуира как сложной системы «культура-природа-человек». Культура степи, по мнению данного автора, является основой, двигателем будущего развития региона. Хулунбуирская равнина является важной частью евразийского степного пояса, а также органичным звеном того района Китая, где сохраняется культура кочевой цивилизации. Чтобы стимулировать быстрое развитие региона, необходимо отстаивать, продвигать и развивать наследие степной культуры, что будет способствовать масштабному социальному и экономическому развитию Хулунбуира. Л. Течен предлагает произвести региональный реб-рендинг, это предложение рассматривается в качестве еще одного механизма администрирования.

По нашему мнению, в культурном наследии Хулунбуирской степи преобладают исторические и человеческие составляющие, которые являются фундаментом ее развития и составляют «совершенно оригинальные, колоритные и самобытные в историческом отношении фонды» [6].

В программе сохранения устойчивости и равновесия степной культуры, в частности ее этнокультурных и этнопроизводственных аспектов, нашли отражение идеи укрепления культурного наследия как единства природной, производственной и культуротворческой деятельности человека. Это стало особенно очевидным с 2003 г., когда ряд культурных мероприятий этнического характера стал сопрягаться с торгово-экономической и туристической направлениями деятельности провинции. Объектом рекомендаций ученых стала область администрирования, в которой акцент был сделан на сочетание степной культуры с современностью и на формирование узнаваемых товарных знаков как внутри Китая, так и за его пределами [5].

Важным направлением популяризации продукции степной культуры является процедура сертификации культурных товарных марок, поскольку с их помощью проявляется культурный потенциал Хулунбуира, в огромных масштабах концентрируется коммерческий потенциал.

С 2003 г. национальная политика КНР во Внутренней Монголии сместила акценты с дотационного развития на развитие региона на основе собственных ресурсов, в том числе и ресурсов культурного наследия. В политических документах (конгресс ЦК партии 4 созыва) было объявлено, что национальные районы должны стремиться к победе в конкурентной борьбе с экономической и культурной глобализацией, поэтому для них очень важно создать, развить и утвердить за собой особое самобытное положение. В настоящее время продолжается работа над созданием товарной марки (или бренда) продуктов питания, предметов быта, наконец, образцов поведения и праздников (например, всекитайский фестиваль памяти Чингисхана). В некоторых столицах хошунов проходят международные фестивали искусства трех стран-соседей - России, Монголии и Китая, зимняя ярмарка Надам, праздник костров и т.д. Акцентируется ценность предметов искусства, созданных степняками. В программе развития степной культуры провинции Хэйлунцзян отмечено, что нужно сосредоточить особое внимание на песенно-танцевальном творчестве монголов, а также трех малых народностей - дау-ров, эвенков и орочонов, раскрыть и показать художественные особенности этих песен и плясок.

Партком и Народное правительство Автономного района Внутренней Монголии в «Постановлении о дальнейшем ускорении культурного развития» 2003 г. четко заявили, что Хулунбуир должен стать основой для взращивания талантов в области национальных искусств трех малых народностей. Основное предназначение Программы - развитие талантов у дауров, эвенков и орочонов, воспитание выдающихся деятелей искусств малых народностей. Усиленное взращивание знатоков и наследников культуры, профессиональных певцов, танцоров, режиссеров и ведущих мероприятий имеет своей целью создание целых коллективов талантливых людей, разбирающихся в сфере эффективного управления аграрной политикой, хозяйством и национальной культурой степняков.

Культурное наследие Хулунбуирской степи вызывает все больший интерес в связи с развитием туризма. Государственное управление по туризму провинции Хулунбуир, которое возглавляет Ван Пэйфан, рассматривает степь в качестве важнейшего туристического объекта страны [6]. Природа, экология, зеленые пейзажи и народные обычаи являются неоспоримым преимуществом для развития туристического бизнеса в Хулунбуире. Ван Пэйфан, говоря об изменения окружающей среды Хулунбуирской равнины вследствие опустынивания, предлагает объединить культурные и туристические ресурсы в направлении содействия развитию объектов культурного и природного наследия. Он выступает за то, чтобы «создавать и развивать богатые культурными особенностями и имеющие культурную ценность новые туристические объекты степи, обладающие воспитательным потенциалом, -своего рода образцы антиэкологии, такие как удручающая картина деградированного участка, разработанного карьера» [6].

Сохранение и разумное использование памятников культуры, богатого исторического наследия - важный аспект, касающийся развития Хулунбуира как мегаполиса национальной культуры. Памятники культуры в большинстве своем являются уникальными ресурсами, которые не могут регенерировать, поэтому следует прибегнуть к эффективным мерам по их сохранению и развитию. В первую очередь, необходимо направить усилия на сохранение Пещер Гасянь, Древнего города Хааб Хазар в Черных горах, Цзиньского вала, группы Сянбийских курганов в Жаланоре и т.п., как образцов культурных достопримечательностей государственного значения, а также продолжать работы по охране и восстановлению таких памятников культуры, как: Древний город Тамерлана, развалины культуры Хакэ, военных укреплений Жи и т.д. Управление памятников культуры Автономного района Внутренней Монголии в настоящее время занимается вопросом о включении Пещер Гасянь в список объ-

ектов мирового культурного наследия [6]. Также программа развития культурного наследия степи включает расширение каналов культурного обмена, распространение информации о культуре степи, кочевом образе жизни и охотничьем промысле. Особое место занимают мероприятия по всестороннему расширению культурной «открытости границ» с северными партнерами (Россией и Монголией), созданию «Золотой культурной троицы» - Китай, Россия, Монголия, границы которой простираются до юго-восточных азиатских стран и районов Гонконга, Тайваня и Макао.

Таким образом, анализ исследовательской литературы позволил раскрыть основные направления научной дискуссии в отношении технологий сохранения культурного наследия Хулунбуирской степи. Логика развития дискурса шла в направлении от сохранения степного ландшафта к необходимости обретения экологического баланса между природной и человеческой составляющими как интегрированной целостности. Согласно первой точке зрения, основным фактором опустынивания Хулунбуирской степи является антропогенная нагрузка на экосистему, которая проявляется в быстром увеличении населения и связанными с этим нерациональным, чрезмерным использованием территории степи и отсутствием в обществе консенсуса по поводу ценности степи. Определены пути сохранения культурного наследия: синкретизация культуры и образования, поощрение массовых перемещений работающих людей в другие районы, рекультивирование рационального использования земель скотоводами, экологизация сельского хозяйства, развитие луговой культуры степи. Вторая точка зрения заключается в попытках обретения равновесия между количеством населения степи, их традициями природопользования, факторами преодоления издержек перепроизводства на основе рационального администрирования и создания новых отраслей производства (туристический бизнес).

Литература

1. Чжоу Яочжи, Го Юйхай, Чжай Чжиси. Механизм опустынивания Хулунбуирских пастбищ // География засушливых земель. - 2014. - № 3. - Vol. 29. - С. 331-337.

2. Фэн Цзяньминь, Ван Тао. Исследование о человеческой деятельности и исторической эволюции процесса опустынивания в Хулунбуирских степях // География засушливых земель. - 2014. - № 3. - Vol. 27. -С. 356-360.

3. Хань Гуан, Чжан Гуйфан. Программа комплексной реабилитации и регенерации опустыненных земель в Хулунбуирской степи // Национальный институт наук о Земле. Китай. Программа обсуждена Правительством АВРМ. - 2010. - № 1. - Vol. 20. - С. 25-29.

4. Ао Чахэлунь. Региональные особенности пастбищных культур Хулунбуира. - Хух-Хото, 2011. -С. 1-6.

5. Го Шутянь. Исследование экологии пастбищ Китая. - Хух-Хото: Изд-во ун-та Внутренней Монголии,

1989.

6. Чжоу Шоужун. Экология пастбищ. - Пекин, 1996.

7. Чуаньмин, Ван Юйдэ. Исследование экологической среды и региональной культуры. - Учан, 2005.

8. Ян Тайюнь, Чжан Вэйминь. Анализ и исследование вопроса об опустынивании Китая // География засушливых районов. - 1994. - 17(12). - С.22-29.

9. Хан Гуан, Чжан Гуйфан. Политические разногласия в вопросе опустынивания Хулунбуирской равнины // Китайская пустыня. - 2000. - 20(1). - С.25-29.

10. Ван Пэйфан. Предварительное исследование изменений окружающей среды Хулунбуирской равнины в связи с опустыниванием // Китайская пустыня. - 1992. - 12(4). - С.13-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.