Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета'

Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3558
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / TEACHERS’ CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMMUNITY / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

Анализируется культурно-просветительский аспект профессиональной деятельности учителя в сети Интернет. Культурно-просветительская деятельность учителя раскрывается в контексте становления и развития сетевых сообществ Интернета. Выделяются три этапа культурно-просветительской деятельности в соответствии с уровнями развития сетевого сообщества. Описываются цели и задачи каждого этапа, специфические характеристики сетевого сообщества, требования к деятельности учителя и к используемому интернет-инструментарию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Educational Teachers’ Activities in the Internet Network Communities

The cultural and educational aspects of teachers’ professional activities in the Internet have been analyzed. Teachers’ cultural and educational work is regarded in the context of the development of Internet network communities. Three stages of cultural and educational activities are identified in accordance with the levels of development of network community, their aims and objectives at each stage, the specific characteristics of the network community, the requirements to teachers’ activities and the Internet instruments are described.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета»

У. Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № б. [Электронный ресурс] — URL: http://hr-portal.ru /article/professionalnye-standarty-v-sfere-informacionnyh-tehnologiy

REFERENCES

1. Balakireva E. V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovanija: Monografija. SPb: Izd.-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. 255 s.

2. Blinov V I., Batrova O. F, Esenina E. Ju., Faktorovich A. A. Kontseptsija otsenivanija kvalifikatsij // Obrazovanie i nauka. 2012. № 10. S. 4б-бУ. [Elektronnyj resurs]. — URL: firo.ru/wp-content/uploads/2012/12/Concetion.doc.

3. Interv'ju zamministra Ljubovi El'tsovoj / Rossijskja gazeta. 18.01.2013: Sajt Ministerstva truda i sot-sial'noj zashchity RF. [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.rosmintrud.ru /labour/20/2.

4. Issledovanie printsipov, sposobov i form otsenki kachestva podgotovki bakalavrov i magistrov v us-lovijah sovremennogo vuza: luchshie otechestvennye i zarubezhnye praktiki: Monografija // Pod nauchn. red. d-ra ped. nauk, prof. N. F. Radionovoj, d-ra ped. nauk, prof. A. G. Gogoberidze. SPb.: Lema, 2013. 18б s.

5. MashukovaN. Professional'nyj standart i ego naznachenie // Jуnergija promyshlennogo rosta. 2008. № 45 [25], aprel'-ijun'. [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.epr-magazine.ru/vlast/otdel_kadrov/prof/.

6. Prikaz Mintruda Rossii ot 12 aprelja 2013 g. №148n “Ob utverzhdenii urovnej kvalifikatsii v tseljah raz-rabotki proektov professional'nyh standartov. [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.rosmintrud.ru/ ocs/mintrud/orders/48.

У. Professional'nye standarty v sfere informatsionnyh tehnologij // Kadrovik. Kadrovyj menedzhment (upravlenie personalom). 2012. № б. [Elektronnyj resurs] — URL: http://hr-portal.ru/article/professionalnye-standarty-v-sfere-informatsionnyh-tehnologiy

А. Н. Сергеев

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ ИНТЕРНЕТА

(Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-36-01338)

Анализируется культурно-просветительский аспект профессиональной деятельности учителя в сети Интернет. Культурно-просветительская деятельность учителя раскрывается в контексте становления и развития сетевых сообществ Интернета. Выделяются три этапа культурно-просветительской деятельности в соответствии с уровнями развития сетевого сообщества. Описываются цели и задачи каждого этапа, специфические характеристики сетевого сообщества, требования к деятельности учителя и к используемому интернет-инструментарию.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность учителя, сетевое сообщество, Интернет.

А. Sergeev

Cultural And Educational Teachers’ Activities in the Internet Network Communities

The cultural and educational aspects of teachers ’professional activities in the Internet have been analyzed. Teachers ’ cultural and educational work is regarded in the context of the development of Internet network communities. Three stages of cultural and educational activities are identified in accordance with the levels of development of network community, their

aims and objectives at each stage, the specific characteristics of the network community, the requirements to teachers ’ activities and the Internet instruments are described.

Keywords: teachers’ cultural and educational activities, community, the Internet.

Сеть Интернет широко используется в образовании. Многие учителя используют ресурсы Интернета для подготовки к учебным занятиям, внеклассным мероприятиям, для размещения учебных материалов, собственных методических разработок, для обмена опытом и др. Интернет открывает учителю доступ к обширным массивам самой разнообразной информации, позволяет общаться и вести совместную деятельность с обучаемыми и их родителями, с коллегами, с социальными партнерами, с представителями культуры и науки в информационной образовательной среде. При этом очевидно, что профессиональная деятельность учителя в Интернете выходит за рамки собственно педагогической, предполагающей обучение, воспитание и развитие обучаемых в рамках реализуемого в учебном заведении образовательного процесса. Учитель становится активным участником открытого социально-культурного процесса в глобальной компьютерной сети, в связи с чем его деятельность можно рассматривать как культурно-просветительскую в сети Интернет.

Культурно-просветительская деятель-

ность, наряду с педагогической, относится к основным видам профессиональной деятельности учителя в федеральных государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» [11]. Вместе с тем анализ самой сущности культурно-

просветительской деятельности учителя показывает, что не только в современных стандартах, но и на протяжении всей истории в отечественной педагогике учитель виделся по своему призванию просветителем, активным участником культурнопросветительной работы [8].

Так, изучая просветительскую миссию учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века, А. В. Уткин писал, что взгляд на просвещение как одну из основных сил, способных изменить существующие условия жизни, был широко распространен среди различных кругов русского общества периода формирования национальной светской системы образования. Этот взгляд во многом определил характер и направление общественно-педагоги-

ческого движения середины XIX века, одной из центральных проблем которого стала проблема государственного и общественного идеала учителя и выполняемой им миссии в новой социокультурной ситуации развития страны [10].

В советский период просветительская работа была тесно связана с идеологией государства, но в широком смысле понималась как любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека [5], представляя из себя культурно-просветительскую деятельность как единое целое.

Внимание к культурологическому аспекту деятельности педагога было продолжено в теории личностно ориентированного образования. Культурологический подход как видение образования сквозь призму культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, является в настоящее время одной из концепций лично-стно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская).

По мнению Е. В. Бондаревской, личность

— «это человек, который выбирает не только дело, но идею, это... человек со смыслом. При этом важно то, что смыслы человек не выдумывает, он их находит среди

ценностей культуры» [1, с. 425]. Многие свойства личности определяются образом человека культуры, складывающимся в общественном сознании в тот или иной исторический период, с которым личность идентифицирует себя [1, с. 425]. Это определяет фундаментальную роль культурнопросветительской деятельности учителя, так как именно учитель для ребенка является хранителем и проводником культуры.

Внимание к Интернету в данном контексте определяется на основании того, что в настоящее время информационные технологии, и, в первую очередь, — технологии глобальных коммуникаций, приводят к расширению поля культуры, что выражается, по мнению Е. В. Данильчук, через проявление информационных черт традиционных культур (становление единой человеческой культуры, поликультурность, многообразие культур, диалог культур; новый тип коммуникации, возрастание роли диалога и полилога и т. п.), а также через возникновение новых культур информационного общества (культура электронных СМИ, массовая, экранная, сетевая культуры, информационная культура в целом и др.) [3].

По мнению Л. В. Нургалеевой, сетевая культура, понимаемая как «бытование ценностей в глобальной электронной среде», одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане [6]. При этом учитывая разнородность тематической направленности информационных ресурсов и форм подачи информации в компьютерной сети, единую сетевую культуру Интернета можно разбить на множество субкультур, формирующих внутри себя собственные нормы и правила сетевого поведения, обнаруживающих собственный язык общения, внутреннюю иерархию, набор устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определённые этические нормы и др. [4, с. 23]. При этом есть основания утверждать, что каждая субкультура — это есть выражение деятельности некоторого сетевого со-

общества. Представители субкультур являются членами своих сообществ, а в каждом сетевом сообществе формируется свой культурный код, общие ресурсы, ценностно разделяемые членами сообщества.

Культурный уровень сетевого сообщества определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образовательную, научную и другие ценности. На основании этого выделяются составляющие сетевой культуры в значении культурности: художественная ценность контента; образовательная и научная польза конкретных ресурсов; культура общения в сети Интернет [2].

Одним из наиболее заметных признаков формирования собственных культур в сетевых сообществах Интернета является, на наш взгляд, появление особой языковой среды, особых «диалектов» традиционных языков общения людей в сообществах. При этом речь идёт не столько об активном использовании иноязычных терминов, сокращений и аббревиатур, сколько о появлении различных стилей употребления языка с фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов (эрративов) и стереотипных выражений, используемых для общения в блогах и форумах. Использование специфического языка сетевого общения и эрративов позволяет пользователям Интернета показать свою причастность к сетевой культуре, определить границу своего общения в реальном и виртуальном мире. Использование эрративов является своего рода «визитной карточкой», показывающей принадлежность человека к тем или иным сетевым сообществам и культурным течениям Интернета.

Е. Н. Ястребцева, анализируя сетевую культуру сегодняшних пользователей Интернета, отмечает, что если рассматривать сетевую культуру как язык общения (грамотность), привычки, правила и законы (этикет), характерные для Интернета, то в весьма динамичной среде молодёжи сетевая

культура год от года меняется, язык общения обогащается разнообразными сленговыми словами, оборотами, приёмами, а обучение этикету у молодёжи в Сети проходит в форме усвоения сложившихся правил. При этом молодёжь не усваивает опыт старшего поколения, как это происходило во все времена, предшествовавшие информационной революции, а создаёт свою субкультуру общения, во многом отличающуюся от того, что было у старших. У большинства представителей взрослого поколения, в свою очередь, такого изменения языка общения в Сети не наблюдается. Е. Н. Яст-ребцева видит объяснение этого феномена в том, что «сегодня у взрослых, которые выросли на хорошей литературе, старом добром кино, есть свои реперные точки — через Слово возникают общие, понятные для всех образы. А у молодёжи эти реперные точки совсем другие. Следовательно, и культура современной молодёжи — уже другая» [12]. Это означает, по мнению автора, что особую важность получает задача вовлечения «:взрослых» — учителей, психологов, родителей в мир сетевого общения с учащимися, подростками и молодёжью для вырабатывания того «общего», что позволит стать сетевой культуре общей для всех.

Таким образом, культура непосредственно влияет на процессы становления личности, а в сетевой среде это происходит через участие в сетевых сообществах. В указанных условиях чрезвычайно важное значение имеет позиция, которую занимает учитель в сети Интернет — из потребителя информации он должен превратиться в активного участника культурно-просвети-тельской

деятельности в глобальной компьютерной сети, в инициатора и вдохновителя активной деятельности сетевых сообществ Интернета, включающих в свой состав обучаемых, их родителей, собственных коллег, представителей культуры и науки. Это позволяет сделать вывод о том, что культурнопросветительская деятельность учителя в сети Интернет должна быть нацелена на

создание сетевых образовательных сообществ, обеспечивающих решение тех или иных творческих и познавательных задач, активную работу с образцами культуры и их воспроизводство в сетевой компьютерной среде.

Опираясь на теорию обучения в сетевых сообществах Интернета [9], можно описать характеристики культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Так, сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет в своем развитии последовательно предстает как потенциальное, номинальное и реальное сообщество [9]. Это определяет три этапа в реализации культурнопросветительской деятельности учителя в сети Интернет.

Первый этап — этап становления потенциального сетевого образовательного сообщества. Целью данного этапа является создание условий для начала совместной деятельности учителя и обучающихся в сети Интернет. Задачи: разработка интернет-площадки сетевого сообщества, размещение материалов, создание учетных записей и персональных страниц участников сетевого сообщества, обучение участников сообщества использованию инструментария интернет-площадки.

Сетевое сообщество на данном этапе предполагает предсубъектный характер взаимодействия участников — они становятся пользователями некоторой единой информационной среды, изучают предлагаемый инструментарий и опубликованные материалы, но пока не связаны чем-то общим, не придают какой-либо значимости совместной деятельности и обсуждениям.

Чтобы данный этап успешно реализовать и тем самым обеспечить дальнейшее развитие сетевого образовательного сообщества, учитель должен, прежде всего, создать удобную площадку сетевого сообщества — интернет-портал, сайт или некоторый другой ресурс, где будут регистрироваться уча-

стники сообщества, публиковаться материалы, проводиться обсуждения — т. е. будет осуществляться сама деятельность сетевого сообщества.

Можно выделить ряд требований к создаваемой интернет-площадке:

1. «Низкий порог входа, высокий потолок» (Е. Д. Патаракин). Предлагаемый инструментарий должен предъявлять минимальные требования к базовым знаниям и к объему операций участников сообщества. Такие действия, как регистрация в сообществе, создание собственных ресурсов, размещение материалов, комментирование, должны выполняться интуитивно понятно и за минимальное число шагов. Но при этом должны иметься и возможности «продвинутой» работы на площадке сообщества, что может, например, предполагать возможности размещения сложных медиаматериалов, создания собственных разделов, навигации и др.

2. Создаваемая интернет-площадка должна в максимальной степени обеспечивать представленность участников сообщества в сети Интернет, возможности творческого самовыражения, формирования своего стиля, образа в компьютерной сети. Участники сообщества должны «видеть» друг друга, иметь технические инструменты для определения внутренних связей в сети межличностных отношений (механизм «дружить» или др.), возможности реализации разнообразных моделей сетевого общения и взаимодействия (открытая и личная переписка, упоминания, отметки «нравится», рейтинги и др.).

3. Внутренняя организация интернет-площадки должна предполагать накопление материалов участников сообщества Интернета в виде целостного ресурса — единого текста (гипертекста), базы данных, ленты записей или др. Вся деятельность участников сообщества (написание текстов, размещение медиаматериалов, выставление рейтингов и др.) должна представлять собой создание единого и общего ресурса сетевого

сообщества, включающего в себя материалы всех участников и поэтому и ценностно разделяемого ими.

4. Оформление ресурсов сетевого сообщества, персональных страниц участников, разрабатываемых медиаматериалов должно способствовать самоидентификации сетевого сообщества, различению собственных границ, формированию чувства «Мы».

Как правило, в качестве площадки сетевого сообщества, создаваемого учителем в сети Интернет, выбирается автономный сайт, блог сообщества или раздел википортала. В каждом случае имеются свои достоинства и недостатки. Так, автономный сайт позволяет в полной мере реализовать авторский замысел учителя и сделать полноценный, оригинальный и самодостаточный ресурс в выбранной области или по проблеме. Однако создание качественного сайта весьма трудоемко, на нем сложно реализовать развитую систему персональных ресурсов участников сетевого сообщества, а совместная работа предполагает, как правило, использование форума, что не способствует созданию единого целостного информационного ресурса именно сообщества.

Общий ресурс сетевого сообщества удобно создавать в рамках вики-портала. Здесь возможна также разработка персональных вики-страниц, но эта работа требует от участника сообщества постоянного «ручного» сопровождения. К тому же связи между ресурсами вики-портала и страницами их авторов автоматически в большинстве случаев не устанавливаются. Создавая только раздел в рамках некоторого общего вики-портала, сетевому сообществу сложно самоидентифицировать себя, а значит, выступить как единое целое.

Среди рассматриваемых вариантов наиболее оптимальным и удачным представляется создание сетевого сообщества на основе общедоступных в Интернете блог-платформ. В этом случае можно создать общий блог сетевого сообщества, а также

блоги участников как их персональные ресурсы в сети Интернет. Общий блог будет нацелен на создание и оформление общих ресурсов сообщества, а персональные блоги позволят «видеть» участников, выстраивать собственную сеть межличностных отношений в компьютерной среде. Недостатком такого подхода является трудоемкость и большое время создания полноценных персональных блогов участников, а также сам характер такой работы, который не всегда соответствует потребностям самовыражения и реализации себя участниками сообщества в компьютерной сети.

Учитывая достоинства и недостатки каждой модели интернет-площадки сетевого образовательного сообщества, перспективным нам представляется подход создания ресурса сообщества на основе некоторой общедоступной или специализированной социальной сети. В социальной сети чрезвычайно гибко и интуитивно понятно реализуются самые разнообразные модели самореализации и совместной деятельности участников сетевого сообщества. При этом такая сеть с технической точки зрения может послужить основой для собственного раздела, автономного сайта, блога или википортала сетевого сообщества. Данный способ создания интернет-площадки сетевого сообщества пока еще требует своей технической проработки, однако в качестве примера мы можем указать социальную образовательную сеть Волгоградского государственного социально-педагогического университета, которая нами создана и развивается с учетом указанного подхода [7].

Второй этап реализации культурнопросветительской деятельности учителя в сети Интернет — это этап становления и развития номинального сетевого сообщества. Отличительной чертой данного этапа является начало активной совместной деятельности участников сообщества, которая, однако, носит преимущественно субъект-объектный характер и задается извне. Таким образом, целью данного этапа является соз-

дание условий для содержательной деятельности участников сетевого сообщества, разработки новых ресурсов и совместных обсуждений. Задачи: выбор проблемной области, подготовка заданий участникам сообщества, организация совместной разработки новых ресурсов и обсуждений.

Как видим, решение задач культурнопросветительской деятельности учителя в сети Интернет на данном этапе лежит в плоскости собственно профессиональной деятельности педагога. Так как деятельность сетевого образовательного сообщества управляется на данном этапе учителем, то ее целесообразно согласовать с реализуемым в учебном заведении образовательным процессом. Например, создание ресурсов сетевого сообщества может быть частью учебных заданий, реализуемых проектов, внутришкольных конкурсов и мероприятий, самостоятельной исследовательской работы учеников.

При этом на данном этапе важно, чтобы новые ресурсы создавались не только как отчетные материалы для учителя, но также включались в систему взаимоотношения самих учеников, становились частью целостного ресурса сетевого сообщества, получали как внутреннюю оценку в сетевом сообществе, так и внешнюю — со стороны экспертов, пользователей Интернета, друзей. Наличие подобных отношений, придание значимости совместной деятельности, а также вкладу других участников сообщества означает переход к субъект-субъектному характеру взаимодействия, т. е. к реальному уровню сетевого сообщества и к третьему этапу реализации культурно-просве-

тительской деятельности учителя в сети Интернет.

Целью данного этапа является собственно реализация культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Особенность этапа заключается в том, что участники сетевого сообщества занимают активную позицию, их деятельность определяется внутренними потребностями, цен-

ностным отношением к создаваемым ресурсам, к партнерам, к элементам собственной культуры сетевого сообщества. В этой связи задачи учителя заключаются в инициативном, но партнерском участии в жизни сетевого сообщества, в организации новых «активностей» сообщества, в поддержании традиций, норм и правил, в техническом сопровождении общего ресурса.

Важной задачей на данном этапе будет являться также привлечение в сообщество новых участников, сопровождение их адаптации. Данное положение определяется тем, что расширение круга участников сетевого сообщества, открытость сообщества для новых участников из числа пользователей глобальной компьютерной сети является непременным условием его существования и развития, а также собственно осуществления и усиления культурно-просвети-тельской деятельности учителя в сети Интернет.

Как на данном этапе должна осуществляться деятельность сетевого образовательного сообщества с точки зрения ее организации и содержания? Нам представляется, что эта деятельность может быть связана, прежде всего, с реализацией конкурс-проектов для обучаемых, инициируемых как учителем, так и другими участниками сетевого сообщества. Это могут быть конкурс-проекты для индивидуальных участников, для школьных команд, для пользователей Интернета. При этом важно предусмотреть механизмы взаимодействия, взаимной оценки и поддержки участников сетевого сообщества в подобных конкурсах, механизмы пополнения и совершенствования общего и ценностно разделяемого ресурса. В частности, разрабатываемые в рамках конкурс-проектов материалы должны

становиться основой для инициирования обсуждения, а экспертную оценку могут давать сами участники конкурс-проектов — члены сообщества.

Таким образом, представленные этапы реализации культурно-просветительской

деятельности учителя в сети Интернет как этапы становления и развития сетевого образовательного сообщества по своей логике и содержанию в полной мере направлены на решение задач собственно культурнопросветительской деятельности учителя. Это:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурнопросветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

- разработка и реализация культурнопросветительских программ для различных социальных групп [11].

Создание персональных интернет-

ресурсов учителя и ресурсов всего сетевого образовательного сообщества в целом будет направлено также на популяризацию в Интернете профессиональной области педагогических знаний, научных знаний и культурных традиций. Реализация культурнопросветительской деятельности учителя в сети Интернет как деятельности по созданию сетевых образовательных сообществ отражает как фундаментальные основы профессиональной деятельности учителя в сети Интернет, так и ее содержательные, а также технологические характеристики, позволяющие разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

для различных социальных групп с использованием возможностей современных информационных технологий и сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью // Избранные педагогические труды: В 2 т. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. Т. II. 504 с.

2. Бражник А. В. Культура видится на расстоянии. И по Сети... // Вопросы информатизации образования: Научно-практический электронный альманах. 2007. № 12. ИКЬ: http://www.npstoik.ru

/vio/inside.php?ind=articles&article_key=162 (дата обращения: 05.04.2013).

3. Данильчук Е. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 5. С. 103-119.

4. Данильчук Е. В. Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры будущего педагога: Теоретическое исследование. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2002. 132 с.

5. Культурно-просветительская работа // Большая советская энциклопедия. URL: Ьйр:/Моуа1г.уаМех.ги/~книги/БСЭ/ (дата обращения: 05.04.2013).

6. Нургалеева Л. В. Дихотомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества // Гуманитарная информатика: Открытый междисциплинарный электронный журнал. 2005. Вып. 1. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jumal/magazine/1/nurgalieva.htm (дата обращения: 05.04.2013).

7. Образовательный портал — социальная образовательная сеть Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2011. URL: http://edu.vspu.ru (дата обращения: 05.04.2013).

8. Пустельников Ю. П. Культурно-просветительская работа учителя как проявление успешности его педагогической деятельности: Материалы международной научно-практической конференции «Счастливый учитель: новая профессиональная компетенция». Хабаровск, 2012. 27-28 сентября. URL: http://edu2012.khb.ru/main/materials/198 (дата обращения: 05.04.2013).

9. Сергеев А. Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Серия «Педагогические науки»: Научный журнал. 2011. № 8(62). С. 73-77.

10. Уткин А. В. Просветительская миссия учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века // Гуманизация образования: Научный журнал. 2009. № 7. С. 8-15.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «05.01.00 — Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 05.04.2013).

12. Ястребцева Е. Н. Наша общая культура // Вопросы информатизации образования: Электронный периодический альманах для работников образования. 2007. № 7. 1 CD-ROM.

REFERENCES

1. Bondarevskaja E. V. Vospitanie kak vstrecha s lichnost'ju // Izbrannye pedagogicheskie trudy: V 2 t. Rostov n/D: Izd-vo RGPU, 2006. T. II. 504 s.

2. Brazhnik A. V. Kul'tura viditsja na rasstojanii. I po Seti... // Voprosy informatizacii obrazovanija:

Nauchno-prakticheskij elektronnyj al'manah 2007. № 12. URL: http://www.npstoik.ru

/vio/inside.php?ind=articles&article_key=162 (data obrashchenija: 05.04.2013).

3. Danil'chuk E. V. Metodicheskaja sistema formirovanija informatsionnoj kul'tury budushchego pedagoga // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2005. № 5. S. 103-119.

4. Danil'chuk E. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija informatsionnoj kul'tury budushchego pedagoga: Teoreticheskoe issledovanie. Rostov n/D: Izd-vo Rost. gos. ped. un-ta, 2002. 132 s.

5. Kul'turno-prosvetitel'skaja rabota // Bol'shaja sovetskaja entsiklopedija. URL: http://slovari.yandex.ru/ ~knigi/BSJE/ (data obrashchenija: 05.04.2013).

6. Nurgaleeva L. V. Dihotomija statusnoj i vnestatusnoj kul'tury v uslovijah razvitija setevogo obshchestva // Gumanitarnaja informatika: Otkrytyj mezhdistsiplinarnyj elektronnyj zhurnal. Vyp. 1. 2005. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/nurgalieva.htm (data obrashchenija: 05.04.2013).

7. Obrazovatel'nyj portal — sotsial'naja obrazovatel'naja set' Volgogradskogo gosudarstvennogo social'no-pedagogicheskogo universiteta. 2011. URL: http://edu.vspu.ru (data obrashchenija: 05.04.2013).

8. Pustel'nikov Ju. P. Kul'turno-prosvetitel'skaja rabota uchitelja kak projavlenie uspeshnosti ego peda-gogicheskoj dejatel'nosti: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Schastlivyj uchitel': novaja professional'naja kompetentsija». Habarovsk, 27-28 sentjabrja 2012 g. URL: http://edu2012.khb.ru /main/ materials/198 (data obrashchenija: 05.04.2013).

9. Sergeev A. N. Obuchenie v setevyh soobshchestvah Interneta kak napravlenie informatizatsii obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Pedagogicheskie nauki»: Nauchnyj zhurnal. 2011. № 8(62). S. 73-77.

10. Utkin A. V Prosvetitel'skaja missija uchitelja v trudah obshchestvennyh dejatelej Rossii serediny XIX veka // Gumanizatsija obrazovanija: Nauchnyj zhurnal. 2009. № 7. S. 8-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki «05.01.00 — Pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikatsija (stepen') «bakalavr»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm4б-1.pdf (data obrashchenija: 05.04.2013).

12. Jastrebceva E. N. Nasha obshchaja kul'tura // Voprosy informatizatsii obrazovanija: Elektronnyj periodi-cheskij al'manah dlja rabotnikov obrazovanija. 2007. № 7. 1 CD-ROM.

М. А. Абиссова

НОВАЯ НАУКА О СЕРВИСАХ И СЕРВИСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются результаты исследований автора и его коллег в области сервисной методологии обучения информатике, перспективы новой науки о сервисах, предложенной 1ВМ, возможности интенсификации инновационной деятельности при обучении информатике в высшей школе.

Ключевые слова: информатика, сервисы обучения, инжиниринг, инновации, педагогические технологии.

M. Abyssova

A New Science of Services and Services of Learning Information Science:

Theory, Practice, Prospects

The article considers the results of the research in the field of service methodology of teaching of Information Science, the prospects of the new science about the services offered by IBM, the possibilities of intensifying the innovative activities when teaching in higher school.

Keywords: information science, services of training, engineering, innovation, pedagogical technologies.

Начиная приблизительно с 2002-2003 годов, нами (т. е. автором данной статьи и его коллегами — профессорами Р. Р. Фокиным, Г. В. Абрамяном) развивалась инновационная сервисная методология [5; 1; 2] по отношению к процессу обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) в высшей школе, в частности, — студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей, будущих специалистов сферы услуг, включая информационнокомпьютерный сервис, и даже будущих педагогов. Сфера услуг в статье рассматривается в широком смысле, как любая сфера профессиональной деятельности, которая может быть описана теорией массового об-

служивания. В качестве основы этой методологии был предложен новый педагогический термин — сервис обучения (СО). Вот что это такое. Предположим, что в процессе обучения возникает некоторая задача Р, являющаяся следствием именно обучения. Здесь мы намеренно не конкретизируем, о каком именно обучении идет речь (обучение чему, обучение кого), мы имеем в виду собирательное понятие обучения. Под сервисом обучения Б мы будем понимать набор из такой задачи Р и непустого множества М ее решений Ш [см. формулу (1)], где непустое множество М состоит из одного или нескольких элементов [5].

Б = (Р, М), (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.