Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность учительства Тульской губернии в конце xix - начале XX века'

Культурно-просветительская деятельность учительства Тульской губернии в конце xix - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ / ЭЛИТА УЧИТЕЛЬСТВА / TEACHING / TULA PROVINCE / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL MUSEUMS / NATIONAL READINGS / PEDAGOGICAL COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова Ю.В.

В статье на основе архивных материалов и данных отчетов о деятельности Тульской мужской гимназии, Белевского земского научно-образовательного и художественного общества и музея им. П.В. Жуковского, комиссии по устройству народных чтений, педагогической комиссии, экскурсионной комиссии, мемуаров М.М. Голицына рассматривается содержание и формы культурно-просветительской деятельности учительства; проанализированы причины широкого участия учителей в просветительской деятельности (популярность идей просветительства в кругах интеллигенции, высокий профессионализм и альтруизм элиты учительства). Привлеченные автором материалы свидетельствуют о значимости деятельности учительства в формировании культурной среды Тульской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the content and form of cultural and educational activities of teaching, analyzes the reasons of participation of teachers in educational activities (the popularity of the ideas of the Enlightenment in the Russian intelligentsia, high professionalism and altruism teaching elite) on the basis of archival materials and reports data for activity of such institutions as Tula gymnasium, Belevsky Zemsky scientific-educational and artistic societies, and museumnamed after P.V. Zhukovsky, Commission for the holding of public readings, pedagogical commission, sightseeing Commission, M.M. Golitsyn’ memoirs. The materials attracted by the author evidence the importance of teaching activity in the formation of cultural environment of the Tula province.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность учительства Тульской губернии в конце xix - начале XX века»

УДК 37 (470/620) «18»

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE TULA PROVINCE' TEACHERS IN THE LATE 19-TH - EARLY 20-TH CENTURY

Ю.В. Антонова Yu.V. Antonova

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 27» г. Тулы,

Россия, 300026, г. Тула, ул. Демонстрации, 6

Municipal budget educational institution «Center obrazovaniya № 27» Tula, 6 Demonstrations St., Tula, 300026, Russia

E-mail: juli.antonova.julia@yandex.ru

Аннотация: В статье на основе архивных материалов и данных отчетов о деятельности Тульской мужской гимназии, Белевского земского научно-образовательного и художественного общества и музея им. П.В. Жуковского, комиссии по устройству народных чтений, педагогической комиссии, экскурсионной комиссии, мемуаров М.М. Голицына рассматривается содержание и формы культурно-просветительской деятельности учительства; проанализированы причины широкого участия учителей в просветительской деятельности (популярность идей просветительства в кругах интеллигенции, высокий профессионализм и альтруизм элиты учительства). Привлеченные автором материалы свидетельствуют о значимости деятельности учительства в формировании культурной среды Тульской губернии.

Resume: The paper considers the content and form of cultural and educational activities of teaching, analyzes the reasons of participation of teachers in educational activities (the popularity of the ideas of the Enlightenment in the Russian intelligentsia, high professionalism and altruism teaching elite) on the basis of archival materials and reports data for activity of such institutions as Tula gymnasium, Belevsky Zemsky scientific-educational and artistic societies, and museumnamed after P.V. Zhukovsky, Commission for the holding of public readings, pedagogical commission, sightseeing Commission, M.M. Golitsyn' memoirs. The materials attracted by the author evidence the importance of teaching activity in the formation of cultural environment of the Tula province.

Ключевые слова: учительство, Тульская губерния, просвещение, просветительская деятельность, педагогические музеи, народные чтения, педагогические комиссии, элита учительства.

Keywords: teaching, Tula province, education, educational activity, pedagogical museums, national readings, pedagogical commissions.

В дореволюционной России в понятие «просвещение» вкладывался смысл современного понятия «образование». Гораздо шире трактовалось понятие «просветительство». Так, историк русской педагогики П.Ф. Каптерев, рассуждая о путях укрепления связи человека с государством, писал: «Корень общественности для педагога есть вместе корень истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны. Поэтому единственной задачей общественного воспитания может быть только подготовка энергичного борца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры»1.

Просветительство как фактор формирования социокультурной среды провинции в центре внимания историков, занимающихся изучением России и Тульской губернии. Изучению различных сторон культурно-просветительской деятельности отечественной интеллигенции уделяется внимание в работах современных ученых Т.А. Вепренцевой, В.Г. Владимирцевой, И.В. Зубкова, Е.Г. Исаковой, О.М. Казаковой, Е.Г. Капрановой, Ю.В. Клешни, А.Н. Позднякова, Е.И. Самарцевой, Т.Б. Соломатиной, Л.П. Фроловой2.

1 Каптерев П.В. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей// Дидактические очерки. СПб., 1885.

С. 235.

2 См: Вепренцева Т.А. Общественно-политическая деятельность интеллигенции Тульской губернии в 60-е гг. XIX -начале XX вв. Дисс. ... канд. истор.. наук. Тула, 2003. 260 с.; ВладимирцеваВ .Г. Гражданская просветительская инициатива в условиях пореформенной модернизации. Дисс. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2010. 245 с. ; Зубков И.В. Учительская интеллигенция России в конце XIX - начале XX вв. Дисс. ... док. истор. наук. М, 2008. 334 с.; Исакова Е. Г. Преподаватели средних учебных заведений Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. Дисс. ... канд. истор. наук. Кемерово,2014. 349 с.; Казакова О.М. Провинциальное учительство в XIX - начале XX веков: на материалах Вятской губернии. Дисс. . канд. истор. наук. Киров, 2009. 277 с.; Капранова Е.Г. Культурно-просветительная деятельность обществ и частных лиц в Нижегородской губернии. Автореф. дисс. канд. истор. наук. Ижевск, 2011. 27 с.; Клешня Ю.В. Неполитическая деятельность провинциальной интеллигенции в Рос-

Современные авторы сумели не только преодолеть стереотипы классового подхода, но и существенно продвинуться в изучении культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции. Но, несмотря на имеющийся широкий комплекс работ, это направление в деятельности провинциального учительства не стало предметом отдельного самостоятельного исследования.

Данная статья освещает содержание, формы и результаты просветительской деятельности учителей в Тульской губернии. Материалами для работы послужили: дела из фондов Государственного архива Тульской области: органов государственной власти (Тульского жандармского управления), органов местного самоуправления (Тульской Городской Управы). В статье использованы издававшиеся в конце XIX - начале XX в. отчеты различных образовательных учреждений (Тульской мужской классической гимназии), отчеты обществ (Белевского научно-образовательного и художественного общества, Белевского земского научно-образовательного и художественного музея им. П.В. Жуковского) и комиссий (Тульской комиссии по устройству народных чтений и Тульской экскурсионной комиссии), а также мемуары князя М.М. Голицына.

Большой вклад в организацию просветительской работы среди взрослого населения Тульской губернии внесла Тульская комиссия народных чтений, образованная в 1884 г. Средства на устройство чтений были выделены А.С. Баташевым. С посетителей чтений взималась небольшая плата - 5 коп. за билет. Председатель комиссии преподаватель Тульской мужской классической гимназии Н.А. Цветков смог заинтересовать городскую общественность, губернское земство и обществу были выделены субсидии, что позволило увеличить количество картин, открыть абонемент и предоставлять «световые картины учебным заведениям бесплатно1.

В марте 1902 г. Н.А. Цветков был переведен в Елецкую гимназию. Председателем комиссии был избран П.А. Верещагин, директор Коммерческого училища2. В состав комиссии входили священнослужители, врачи, военнослужащие и около 50% состава, а в некоторые годы больше, составляли преподаватели тульских учебных заведений: Коммерческого и Реального училищ, Тульской мужской классической гимназии, Городского училища и некоторых начальных школ.

Общество занималось организацией чтений и литературно-музыкальных вечеров с «показом световых картин с волшебным фонарем». Мероприятия, как правило, проходили в местах, определенных тульским комитетом общества трезвости (в Чулкове, на Хлебной площади и на Арсенальной площади в частных домах), а также в Народном доме на улице Новопавшинской, в Александро-Невской школе и на сахарном заводе. Тематика чтений была чрезвычайно многообразна: духовно-нравственная, историческая, географическая, литературно-художественная. Наиболее активными лекторами были преподаватели Тульской мужской классической гимназии И.М. Платонов и преподаватель Реального училища Н.Н. Эльманович (цикл лекций о Смутном времени), преподаватели Коммерческого училища П.П. Смирнов и Т.П. Шаталов (лекции по страноведению и этнографии)3.

Трудно переоценить значение культурно-просветительской деятельности комиссии в провинциальном городе и подвижничество учителей. О росте познавательного интереса и любознательности слушателей свидетельствовало постоянное расширение тематики лекций, прежде всего, в естественно-научном направлении4.

Комиссия народных чтений обеспечивала многочисленных абонентов «световыми картинами», которые выдавались ежедневно в определенное время со склада, находившегося в здании Коммерческого училища. Среди наборов «световых картин» преобладали картины естественнонаучной тематики - 1415 картин из 5137, литературной - 1371 и духовного содержания - 862, исторические - 734, разного содержания - 378, общая стоимость картин и брошюр составляла более 5000 руб.5 Городские и начальные сельские училища с 1906 г. пользовались складом бесплатно. Для остальных абонентов была предусмотрена плата до 10 руб. в полугодие. Предоставление картин не было основным источником доходов общества, его деятельность обеспечивалась пособиями от Тульского городского управления, тульского попечительства о народной трезвости, сахарного завода Терещенко, Епархиального училищного совета. Преподаватели читали лекции бесплатно.

В период Первой российской революции 1905-1907 гг. активность общества несколько снизилась: сократилось количество лекций и число абонентов, при этом в программе лекций стала преобладать духовно-нравственная тематика, среди лекторов преобладали священнослужители6.

И.В. Зубков, исследуя роль учительской интеллигенции в общественной жизни, ввел понятие «элиты учительства», подразумевая «совокупность социально активных индивидов, являвшихся носи-

сии в конце XIX - начале XX вв. Дисс ... канд. истор. наук. Пятигорск, 2010. 300 с.; Поздняков А.Н. Государство и общество в реформировании российского школьного образования. Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Саратов, 2005. 44 с.; Самарцева Е.И. Интеллигенция Тульской губернии на рубеже XIX - XX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1991. 16 с.; Соломатина Т. Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX - начала XX веков. Дисс. ... докт. истор. наук. М. 1997. 387 с.; Фролова Л.П К истории Тульского земства в 60-80 гг. XIX в. (Земство и некоторые вопросы народного образования в России): Вопросы экономической и социальной истории России XVIII - XIX вв. Тула, 1973. С. 4252.; Фролова Л.П. Тульское земство 1864 г. - начало XX в. Тула, 2004. 125 с.

1 См: Отчет комиссии по устройству народных чтений в городе Туле за 1902 г. Тула, 1903. 33 с.

2 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1904 г. Тула, 1905. 35 с.

3 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1904 г. ... С. 9-11.

4 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1906 г. Тула, 1907. С. 21-33.

5 Там же. С. 3-4.

6 Там же. С. 33 с

телями культурных инноваций, которые со временем могли стать культурной нормой.»1. Изучение деятельности тульского учительства подтверждает эту мысль. Именно талантливые учителя смогли сплотить вокруг себя культурные силы провинции. В Туле наибольшей просветительской активностью отличались преподаватели Тульской мужской классической гимназии, в которой регулярно проходили литературные вечера, вечера-развлечения лекционные чтения, благотворительные акции,спектакли. Все это было результатом активной деятельности инициативных преподавателей, таких как А.П. Веселовский, И.М. Платонов, А.И. Токарев, М. Зайбрлых и многих других2.

Одним из ярких событий в жизни города стало публичное выступление учеников гимназии по гимнастике, которое состоялось 2 февраля в 1910 г. Оно стало возможно благодаря деятельности преподавателя М. Зайбрлыха3. В зале Дворянского собрания в присутствии митрополита, губернатора, начальников многих учреждений образования и преподавателей, а также многочисленной публики прошло «Сокольское утро»: многочисленные упражнения с булавами и гирями, построение пирамиды по «сокольской системе», игры и вольные упражнения4.

14 мая 1910 г. в конце учебных классных занятий был устроен «Сокольский день», который привлек также внимание жителей города. В полдень ученики собрались во дворе гимназии, откуда, построенные по классам со своими классными наставниками под руководством учителя гимнастики в сопровождении всего педагогического персонала, неся знамена и флажки из национальных цветов славянских государств, они двинулись под звуки оркестра военной музыки по улице Киевской к циклодрому. Вдохновленный успехами гимназистов, начальник губернии Д.Д. Кобеко пожертвовал 50 руб. на приобретение гимнастических костюмов для беднейших членов Сокольского кружка5.

Следует отметить, что деятельность по организации физического воспитания гимназистов сыграла важную роль в преодолении последствий «школьной смуты» (массовых волнений учащихся средних учебных заведений в 1905-1907 гг.) и способствовала укреплению авторитета преподавателей в глазах учащихся, направила энергию учеников в русло физического и нравственного самосовершенствования.

В Тульской мужской классической гимназии регулярно проводились экскурсии и паломнические поездки для воспитанников. В 1908-1909 учебном году гимназисты под руководством директора В.М. Комарницкого и преподавателя Д.В. Барциковского совершили поездки в Москву, Санкт-Петербург, Финляндию с осмотром достопримечательностей и путешествие в Крым6.

В 1909-1910 учебном году зимой была организована поездка в Финляндию, а весной - на юг России и в Константинополь7. В 1910-1911 учебном году под руководством А.О. Бунакова - экскурсия на Кавказ8.

Итогом этой деятельности стала просветительская инициатива преподавателей гимназии о создании в Туле постоянной местной комиссии по организации экскурсий, выдвинутая ими в 1911 г. Экскурсионные общества в 1911-1912 учебном году были созданы в 12 городах Московского учебного округа. 9 февраля 1911 г. в здании II женской гимназии прошло учредительное заседание экскурсионной комиссии. В ее состав вошли директор Тульской мужской классической гимназии О.А. Бунаков, преподаватели: А.И. Токарев, И.М. Платонов, А.П. и С.П. Веселовские; преподаватели Реального училища: К.С. Дубенский, И.И. Марченко; председатель педагогического совета I женской гимназии А.М. Покровский. Возглавил работу комиссии директор Реального училища К.В. Немыцкий9.

Главным направлением деятельности этой новой общественной структуры стало изучение Тульского края, подготовка открытия местного музея. С целью пропаганды! деятельности общества и увеличения его средств устраивались публичные платные лекции, были опубликованы листы об организации ученических экскурсий и разосланы родителям. Члены общества вели переписку с администрацией заводов, фабрик, музеев и других учреждений Тулы об организации экскурсий, итогом которой стала разработка программы посещения учащимися Императорского оружейного завода, Патронного завода, мастерских Московско-Курской железной дороги, Казенного винного склада, Сахарного завода братьев Терещенко. Музея кустарной промышленности, Городской электрической станции, Самоварной фабрики братьев Шемариных, Тульской епархиальной палаты древностей, энтомологической и бактериологической станций10. Экскурсии носили систематический характер, их программа тщательно продумывалась с учетом образовательных, воспитательных задач, несомненно, экскурсионная деятельность способствовала и дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся.

В июне 1911 года воспитанники IV-V классов Тульского Реального училища под руководством преподавателей И. Марченко и А.Д. Краснопевцева совершили поездку на Урал. В течение

1 Зубков И. В. Учительская интеллигенция России в конце XIX- начале XX вв. Дисс. ... док. истор. наук. М., 2008. С. 2-3.

2 См: Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1909-1910 учебный год. Тула, 1910.

3 Милослав Матвеевич Зайбрлых окончил курс реального училища в г. Йичене в Чехии, двухлетний курс технической высшей школы в Праге и гимнастический курс «Чешского союза Сокольского». Он преподавал в Тульской мужской классической гимназии с 1910 г.

4 Там же. С. 60-62.

5 Там же. С. 62.

6 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1908-1909 учебный год. Тула, 1909. С. 81

7 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1909-1910 учебный год. Тула, 1910. С. 51.

8 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1910-1911 учебный год. Тула, 1911. С. 26.

9 Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год. Тула, 1912. С.2.

10 Там же. С. 4-5.

восемнадцати дней они посетили по дороге города Самару, Златоуст, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, на обратном пути - Нижний Новгород 1.

В июне 1912 г. под руководством Р.Р. Вихерта, Н. Руднева, А.Д. Краснопевцева воспитанники Реального училища осуществили поездку в Москву2.

В июне 1911 г. воспитанницы I тульской женской гимназии под руководством К. Дубенского, назначенного Председателем педагогического совета, совершили поездку в Крым3.

Отчеты об этих поездках показывают серьезную подготовительную работу организаторов. Экскурсии были доступны для большинства учащихся: путешествие на Урал стоило 31руб 50 коп. на человека, а экскурсия в Крым - менее 28 руб. Для подростков провинциального города эти поездки открыли новый мир, ведь большинство воспитанников, по отзывам педагогов, не были даже в Москве4.

Интересным начинанием была организация экскурсионной комиссии в Москве, сведения о деятельности которой, содержат как архивные документы (переписка Тульской городской управы с правлением комиссии)5, так и воспоминания князя М.В. Голицына, который как гласный Московской городской думы содействовал ее работе. Состав комиссии был немногочисленным: 4-5 человек, в том числе Н.С. Елагин, ранее учительствовавший в Тульской губернии. Комиссия вела переписку с земствами, которые изъявляли желание присылать в Москву экскурсии учащихся и учителей, как правило, во время каникул. За небольшую плату они могли посетить Кремль, музеи. М.В. Голицын вспоминал: «Дело было живое и хорошо налаженное, и через комиссию за два года моего в ней участия прошло немало сотен главным образом учащихся из Московской и соседних губерний»6. Услугами комиссии воспользовались в 1911-1912 гг. - 50 учащихся и 60 учителей, а в 1913 г. - 361 экскурсантов Тульской губернии, в том числе 18 учителей7. В 1912 г. связи с отменой льгот в приобретении железнодорожных билетов (15 декабря были изданы новые тарифы и правила для экскурсий), стоимость билетов возросла почти в два раза. Комиссия столкнулась с проблемой резкого сокращения потока экскурсантов. Тульская городская управа настаивала на переговорах с Министерством транспорта и Министерством финансов, которые не дали положительных результатов8.

В просветительской деятельности активно участвовало и учительство уездных городов. В 1907 г. в Епифани силами было создано общество образования, которое организовывало лекции для местного населения по гигиене, бактериологии, астрономии, которые, как правило, проходили при Епифанском музее наглядных пособий, находившемся в ведении комитета трезвости; члены общества содействовали расширению подписки на журналы и газеты для земских школ, внедрению новых учебников (например, Вахтерова), организации педагогических курсов9.

Значительную роль в организации просветительской деятельности сыграли учителя Богоро-дицкого уезда во главе с известным общественным деятелем, педагогом Н.В. Чеховым. Члены педагогического кружка собирались по вечерам в школах, устраивали диспуты, литературные чтения, концерты. К ним присоединялись и местные жители. Стараниями Н.В. Чехова в уезде была организована одна из первых библиотек читален при содействии Петербургского общества трезвости, практически во всех земских школах были устроены библиотеки10. Несмотря на то, что деятельность не носила антиправительственной направленности, Н.В. Чехов был на подозрении у полиции11.

Ярким примером культурного подвижничества уездного учительства является деятельность Белевского земского научно-образовательного и художественного общества и музея им. П.В. Жуковского, образованного в 1910 г.12 Большое количество экспонатов, прежде всего педагогического отдела, требовало расширения музея, это неоднократно отмечал в отчетах. организатор музея Н.С. Елагин. Департамент народного образования поддерживал деятельность музея, в частности в 1912 г. было ассигновано на его развитие 500 руб.13. Вскоре музей приобрел двенадцать подлинных рисунков В.А. Жуковского 9 виды села Мишенского)14. Библиотека и экспозиция музея постоянно пополнялись за счет пожертвований библиотек и частных лиц. Н.С. Елагин отмечал большой вклад «личным трудом» в дело развития музея жителей уезда, среди которых было много учителей, а также то, что «большую услугу по примеру прежних лет оказывали музею многие учительницы и учителя земских школ Белевского уезда, снабжением музея интересными земскими работами»15.

1 Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год.. С. 23.

2 Там же. С. 15-16.

3 Там же. С. 45-47.

4 Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год...С. 35-47.

5 Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО). Ф. 174 Оп. 1. Т. 12. Д. 37007 Л. 20.

6 Голицын М. В. Мои воспоминания (1873-1917) / Князь Михаил Владимирович Голицын. М., 2007.С. 435-436.

7 ГУ ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Д. 37007. Л. 20.

8 ГУ ГАТО. Ф. 174. Оп. 1.Т. 1. Д. 37622. Л. 12 - 16.

9 См: Краткий обзор по народному образованию в Тульской губернии за 1907 г. (к 1 января 1908 г.). Тула, 1909.

10 Чехов Н.В. Сорок лет тому назад // Сборник статей. М., 1925. С. 30-31.

11 Там же. С. 30-31.

12 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского за 3-й год существования ( с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г, .). Белев, 1913. 16 с.

13 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского за 3-й год существования (с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г.).. С. 2.

14 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского с 1.К 1913 по 01. IX 1914 г. Белев, 1914. С. 11-12.

15 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского за 3-й год существования ( с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г.).. С. 4.

Музей располагал и складом «световых картин». Число абонентов библиотеки и музея и склада постоянно росло: в 1912 г. - 54, а в 1913 г. - 68 школ, прежде всего земских, только в нескольких школах уезда не проводились чтения по причине тесноты помещения, эпидемий, отсутствия необходимого оборудования1. Учителя, прежде всего, Белевского и Тульского уездов систематически организовывали экскурсии для учащихся и их родителей. Так, в 1913-1914 учебном году музей посетили 19861 учащихся и 8477 взрослых2. В отчетах лекторов музея отмечалось стремление взрослого населения присутствовать на чтениях. Число посещений лекций взрослыми постоянно росло: в 1911 - 1912 учебном году - 24309, в 1912-1913 - 23974, 1914-1915 - 290583. По инициативе Евдокии Георгиевны Арбузовой при музее было организовано научно-образовательное и художественное общество4. Содержанием его деятельности была организация публичных лекций за незначительную плату и показ спектаклей. Общество внесло большой вклад в развитие культуры уезда, большинство жителей которого не были не только за пределами России, но даже в столичных городах, да и в Тулу выезжали редко.

Культурно-просветительская деятельность тульского учительства выражалась в создании педагогических музеев, которые способствовали не только обеспечению профессиональной деятельности учителей, но и работали как местные культурно-просветительные центры. К 1913 г. таких музеев насчитывалось девять: два в Туле, в уездных городах Белеве, Епифани, Кашире, Ново-силе, Ефремове, Новосиле, Одоеве, Алексине. Музеи располагали библиотекой, которой могли пользоваться местные жители, на их базе проводились чтения и другие мероприятия, но под жестким контролем Дирекции народных училищ5.

Реакция властей на просветительскую деятельность учительской интеллигенции была сдержанной. В отчете тульского жандармского управления за 1909 г. отмечалось: «Среди других публичных лекций и чтений для народа в истекшем году было очень мало, Комитеты попечител ь-ства о народной трезвости, вследствие сокращения денежных отпусков от казны, стали функционировать вяло, нет той работы, которая была при возникновении этих комитетов. Темы чтений были, преимущественно духовно-нравственного направления или способствовавшие ознакомлению с русской историей. Новых просветительских обществ не народилось, а существовавшие в Туле и Епифани «Общества Образования» не дали попыток использовать права устройства чтений и лекций для преступной пропаганды; лекторами как и в предшествовавшие годы, являлись профессора Московского университета, которые из желания расширить свои аудитории не отказывались от повторения чтений своих лекций, в городе незначительно отделенном от Москвы»6.

Но при этом государство постоянно осуществляло административный контроль в отношении просветительских обществ и при первой же возможности их закрывало. В 1911 г. по представлению тульского губернатора деятельность общества образования и «Лиги образования» в Туле была прекращена7. Причина закрытия, по мнению жандармов, состояла в антиправительственной направленности этих организаций.

Таким образом, интеллигенция, прежде всего учительство, внедряли в повседневность провинции новые формы культурной жизни (лекции, экскурсии, постановки спектаклей, организацию экспозиций, физкультурное движение). Просветительская деятельность тульского учительства на рубеже XIX - XX вв. отличалась стремлением создавать и участвовать в работе разнообразных комиссий и обществ, среди которых выделялись комиссия по организации экскурсий, Тульская комиссия народных чтений, образовательные общества и педагогические музеи. Участие в деятельности обществ способствовало совершенствованию профессиональных качеств учителей, было важнейшей формой профессионального общения, способствовало широкой просветительской деятельности в Тульской губернии.

Библиография

Вепренцева Т.А. Общественно-политическая деятельность интеллигенции Тульской губернии в 60-е гг. XIX - начале XX вв. Дисс. ... канд. истор.. наук. Тула, 2003.

Владимирцева В.Г. Гражданская просветительская инициатива в условиях пореформенной модернизации. Дисс. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2010.

Голицын М.В. Мои воспоминания (1873-1917) / Князь Михаил Владимирович Голицын. М.: Русскш мiр: Жизнь и мысль, 2007..

Зубков И.В. Учительская интеллигенция России в конце XIX - начале XX вв. Дисс. ... док. истор. наук. М., 2008.

Исакова Е.Г. Преподаватели средних учебных заведений Западной Сибири второй половины XIX -начала XX в. Дисс. ... канд. истор. наук Кемерово, 2014.

Казакова О.М. Провинциальное учительство в XIX - начале XX веков: на материалах Вятской губернии. Дисс. . канд. истор. наук. Киров, 2009.

1 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского за 3-й год существования ( с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г.). С. 4-5; Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского с 1.К 1913 по 01. IX 1914 г. С. 4.

2 Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского с 1.К 1913 по 01. IX 1914 г. С. 9.

3 Там же. С. 9.

4 Отчет Белевского научно-образовательного и художественного общества за 1913 г. Белев, 1914. 10 с.

5 Положение начального народного образования в Тульской губернии в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915. С. 18-19.

6 ГУ ГАТО. Ф. 1300. Оп.1. Д. 408. Л. 4.

7 Там же. Л. 12.

Капранова Е.Г. Культурно-просветительная деятельность обществ и частных лиц в Нижегородской губернии. Автореф. дисс. канд. истор. наук. Ижевск, 2011.

Клешня Ю.В. Неполитическая деятельность провинциальной интеллигенции в России в конце XIX -начале XX вв. Дисс ... канд. истор. наук. Пятигорск, 2010.

Отчет Белевского научно-образовательного и художественного общества за 1913 г. Белев: [б. и.], 1914-

Отчет комиссии по устройству народных чтений в городе Туле за 1902 г. Тула, 1903.

Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского за 3-й год существования (с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г.) Белев: [б. и.],1913.

Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П.В. Жуковского с 1.К 1913 по 01. IX 1914 г. Белев: [б. и.], 1914.

Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год. Тула: Тип С.Н. Соколова, 1912.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1908 - 1909 учебный год. Тула: Тип. П.Г. Фетисова, 1909.

Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1909 - 1910 учебный год. Тула: Тип. П.Г.Фетисова, 1910.

Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1910 - 1911 учебный год. Тула: [б. и.], 1911.

Поздняков А.Н. Государство и общество в реформировании российского школьного образования. Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Саратов, 2005..

Положение начального народного образования в Тульской губернии в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915.

Самарцева Е.И. Встреча через столетие. Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX - XX вв. в контексте ряда теоретических замечаний. Тула: Изд-во Тул ГУ, 2005.

Самарцева Е.И. Интеллигенция Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. Автореф. дисс. канд. ист. Наук. М., 1991.

Соломатина Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX-начала XX веков. Дисс. ... докт. истор. Наук. М. 1997.

Фролова Л.П К истории Тульского земства в 60-80 гг. XIX в. (Земство и некоторые вопросы народного образования в России): Вопросы экономической и социальной истории России XVIП—XIX вв. Тула, 1973. С. 42-52.

Фролова Л.П. Тульское земство 1864 г. - начало XX в. Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004.

Чехов Н.В. Сорок лет тому назад // Сборник статей. М.: [ б. и.], 1925.

References

Chehov N.V. Sorok let tomu nazad //Sbornik statey. M.: [ b. i.], 1925.

Frolova L.P K istorii Tulskogo zemstva v 60-80 gg. XIX v. (Zemstvo i nekotoryie voprosyi narodnogo obra-zovaniya v Rossii): Voprosyi ekonomicheskoy i sotsialnoy istorii Rossii XVIII—XIX vv. Tula, 1973. S. 42-52.

Frolova L.P. Tulskoe zemstvo 1864 g. - nachalo XX v. Tula: Izd-vo Tul. Gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, 2004.

Golitsyin M.V. Moi vospominaniya (1873-1917) / Knyaz Mihail Vladimirovich Golitsyin. M.: Russkiy mir: Zhizn i myisl, 2007.

Isakova E.G. Prepodavateli srednih uchebnyih zavedeniy Zapadnoy Sibiri vtoroy polovinyi XIX - nachala XX v. Diss. ... kand. istor. nauk. Kemerovo, 2014.

Kapranova E.G. Kulturno-prosvetitelnaya deyatelnost obschestv i chastnyih lits v Nizhegorodskoy gubernii. Avtoref. diss. kand. istor. nauk. Izhevsk, 2011.

Kazakova O.M. Provintsialnoe uchitelstvo v XIX - nachale XX vekov: na materialah Vyatskoy gubernii. Diss. . kand. istor. nauk. Kirov, 2009.

Kleshnya Yu.V. Nepoliticheskaya deyatelnost provintsialnoy intelligentsii v Rossii v kontse XIX - nachale XX vv. Diss ... kand. istor. nauk. Pyatigorsk, 2010.

Otchet Belevskogo nauchno-obrazovatelnogo i hudozhestvennogo obschestva za 1913 g. Belev: [b. i.], 1914.

Otchet komissii po ustroystvu narodnyih chteniy v gorode Tule za 1902 g. Tula, 1903..

Otchet o Belevskom zemskom nauchno-obrazovatelnom i hudozhestvennom muzee im. P.V. Zhukovskogo za 3-y god suschestvovaniya (s 1 sentyabrya 1912 po 1 sentyabrya 1913 g.). Belev: [b. i.], 1913.

Otchet o Belevskom zemskom nauchno-obrazovatelnom i hudozhestvennom muzee im. P.V. Zhukovskogo s 1.IX 1913 po 01. IX 1914 g. Belev: [b. i.], 1914.

Otchet o deyatelnosti Tulskoy ekskursionnoy komissii za 1911/12 uchebnyiy god. Tula:Tip S.N. Sokolova, 1912.

Otchet o sostoyanii Tulskoy muzhskoy gimnazii za 1908 - 1909 uchebnyiy god. Tula: Tip. P.G. Fetisova, 1909.

Otchet o sostoyanii Tulskoy muzhskoy gimnazii za 1909 - 1910 uchebnyiy god. Tula: Tip. P.G. Fetisova, 1910.

Otchet o sostoyanii Tulskoy muzhskoy gimnazii za 1910 - 1911 uchebnyiy god. Tula: [b. i.], 1911.

Polozhenie nachalnogo narodnogo obrazovaniya v Tulskoy gubernii v 1913 g. Kratkiy obzor. Tula, 1915.

Pozdnyakov A.N. Gosudarstvo i obschestvo v reformirovanii rossiyskogo shkolnogo obrazovaniya. Avtoref. diss. ... dokt. istor. nauk. Saratov, 2005.

Samartseva E.I. Intelligentsiya Tulskoy gubernii na rubezhe XIX - XX vv. Avtoref. diss. kand. ist. Nauk. M., 1991.

Samartseva E.I. Vstrecha cherez stoletie. Ocherki istorii intelligentsii Tulskoy gubernii na rubezhe XIX - XX vv. v kontekste ryada teoreticheskih zamechaniy. Tula: Izd-vo Tul GU, 2005.

Solomatina T.B. Razvitie obschestvenno-pedagogicheskih initsiativ v oblasti nachalnogo obrazovaniya v Rossii vtoroy polovinyi XIX-nachala XX vekov. Diss. ... dokt. istor. Nauk. M., 1997.

Veprentseva T.A. Obschestvenno-politicheskaya deyatelnost intelligentsii Tulskoy gubernii v 60-e gg. XIX -nachale XX vv. Diss. ... kand. istor.. nauk. Tula, 2003.

Vladimirtseva V.G. Grazhdanskaya prosvetitelskaya initsiativa v usloviyah poreformennoy modernizatsii. Diss. ... kand. istor. nauk. Orenburg, 2010.

Zubkov I.V. Uchitelskaya intelligentsiya Rossii v kontse XIX - nachale XX vv. Diss. ... dok. istor. nauk. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.