Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность дворян в деревне Казанской губернии в пореформенный период'

Культурно-просветительская деятельность дворян в деревне Казанской губернии в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСТВО / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КРЕСТЬЯНСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NOBILITY / KAZAN PROVINCE / PEASANTRY / OUTREACH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Е. В.

Неавторитарный стиль правления Александра II и эпоха «Великих реформ» привели к изменению взаимоотношений помещиков с крестьянами. Стихийный характер перемен способствовал активной работе казанских дворян в сфере просвещения среди крестьян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE NOBLES IN THE VILLAGE OF KAZAN PRO-VINCE IN THE POST-REFORM PERIOD

Non-authoritarian style of the reign of Alexander II and the epoch of the “Great reforms” have led to a changes in relations between landlords and peasants. Spontaneous changes contributed to the active work of the Kazan nobles in the sphere of education among the farmers

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность дворян в деревне Казанской губернии в пореформенный период»

УДК 94(470.41) «18/19»

Е.В.Миронова

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВОРЯН В ДЕРЕВНЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Неавторитарный стиль правления Александра II и эпоха «Великих реформ» привели к изменению взаимоотношений помещиков с крестьянами. Стихийный характер перемен способствовал активной работе казанских дворян в сфере просвещения среди крестьян.

Ключевые слова: дворянство, Казанская губерния, крестьянство, просветительская деятельность

Y.V.Mironova CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE NOBLES IN THE VILLAGE OF KAZAN PRO-VINCE IN THE POSTREFORM PERIOD

Non-authoritarian style of the reign of Alexander II and the epoch of the "Great reforms" have led to a changes in relations between landlords and peasants. Spontaneous changes contributed to the active work of the Kazan nobles in the sphere of education among the farmers.

Key words: the nobility, Kazan province, the peasantry, outreach activities

С повышением образовательного и культурного уровня крестьянства, составлявшего свыше 90% губернского населения, связывались надежды на создание предпосылок для дальнейшего развития страны. Перед грамотным земледельцем открывалась возможность получения агрономических знаний, необходимых для улучшения отдельно взятого крестьянского хозяйства, в масштабах губернии это являлось немаловажным условием для поднятия экономики края. Созданное в 1865 г. земство развернуло широкую работу на этом фронте: были созданы агрономические службы, сельскохозяйственные курсы, организованы опытные поля, при земских школах стали появляться участки для практического ознакомления учащихся с отраслями сельского хозяйства.

Имелась еще одна составляющая просветительской работы - идеологическая: образование являлось эффективным инструментом в деле формирования мировоззрения подрастающего поколения. Смена стиля правления с воцарением Александра II положила начало складыванию новых общественных отношений, характеризовавшихся постепенным стиранием межсословных границ и разрушением устоев патриархального общества, активизацией социально-политической жизни и пробуждением национального самосознания нерусских народов. Данные процессы возникли не сразу, протекали медленно, но уже в 60-е годы XIX столетия дворяне высказали опасения относительно начавшейся демократизации. Видный общественный деятель Казанской губернии Н.Е.Боратынский в своей речи к дворянским депутатам, собравшимся по случаю совершенного в 1866 г. покушения на Александра II, объяснял, что молодежь охладела к вере, проявляет неуважение к старшим, власти и частной собственности. Поэтому, по мнению дворянина, ближайшей задачей образования является воспитательное воздействие на сельское население.

Эта работа проводилась, главным образом, через школы министерства народного просвещения, земские учебные заведения, приобретала значение и частная инициатива по устройству народных библиотек и читальных залов, домов трудолюбия, опытных садов и огородов. Личный вклад в повышение уровня культуры крестьян внесли дворяне, участвуя в разработке проектов образовательных учреждений, жертвуя денежные средства на их открытие и содержание, предоставляя земли, здания и отдельные помещения, лично проводя лекции. В ряду неравнодушных к судьбам местного населения и к вопросам народного просвещения, в частности, был землевладелец Лаишевского уезда Петр Иванович Берстель. В 1870-е гг. он предоставил два своих дома под земскую школу и пару десятин земли - под больницу, ставшие крупнейшими в уезде. В 1895 г. дворянин предложил основать в селе Казылях дом трудолюбия и училище садоводства, огородничества и пчеловодства. Правда, идея так и не была воплощена, хотя уездной управой признавалась желательность подобных заведений «в видах распространения сельскохозяйственных знаний». Выяснилось, что Петр Иванович не предложил проекта их организации, выделенная земля была «дурной почвы», пожертвованные здания - ветхими, требовали капитального ремонта и располагались на крестьянской и церковной земле. Реализация данного просветительского замысла затруднялась не отсутствием у дворянина четкого представления о структуре и принципах функционирования заведений, так как речь шла не о принципиально новых образовательных институтах, требовавших разработку плана их организации. К середине 90-х гг. XIX в. в Казанском крае действовало несколько подобных учреждений, занимавшихся профессиональной подготовкой молодежи. Среди них хозяйственно-рукодельная школа для девочек-сирот и дочерей родителей города Казани, школа детского трудолюбия, готовился к открытию Дом трудолюбия. Препятствием стало отсутствие уставного капитала. В последующем дети Петра Ивановича Константин и Мария, подобно своему отцу, задались «целью способствовать народному развитию»: при их участии в начале 1900-х гг. в Казыльском земском училище были организованы чтения с «туманными картинами», а сами зачинатели дела стали лекторами.

Подобные формы культурно-просветительской работы в уездной среде использовались повсеместно. В числе крупных жертвователей были братья Осокины. Старший из них, Петр Гаврилович, пожертвовал 200 руб. на устройство открытой в феврале 1862 г. библиотеки народных училищ [5, с.300]. Другой брат, Алексей Гаврилович, на собственные средства построил дом для школы, учрежденной в 1880 г. в селе Воскресенском (Ковалях). На содержание учебного заведения уездному земству пришлось ежегодно ассигновать 258 руб., но, учитывая

стоимость здания и усадебной земли под ним, превышавшую полторы тысячи рублей, это пожертвование стало существенным. Попечитель Каинковского земского училища А.В.Васильев обеспечивал ежегодное содержание опекаемой школы, построил новое здание, а также подарил библиотеку [3, с.66]. Князь ПЛ. Ухтомский на собственные средства открыл в селе Макулове Свияжского уезда бесплатную библиотеку [1, с.243].

Кроме того, представители высшего сословия прорабатывали те вопросы в области просвещения, которые были направлены на перспективу. Среди них - план по введению всеобщего начального обучения в Казанской губернии. Взгляды дворян на этот вопрос прояснились на заседаниях в земском собрании - все осознавали необходимость ликвидации безграмотности среди населения, но не имели единого мнения относительно того, как это нужно сделать. Губернский гласный К.А.Юшков считал более удобным начать с мужчин, другой земский деятель Д.А.Корсаков предлагал охватить грамотой все население. Опасаясь ропота в народе, в материальном и моральном плане неготового к обязательному обучению, земцы настаивали на постепенном его введении [6, с. 434-436]. В связи с созданием при Московском комитете грамоты комиссии по всеобщему обучению [2, с. 101, 105] в начале ХХ в. были предложены конкретные проекты, и обучение всех детей в Казанском уезде стало возможным уже с сентября 1909 г. В условиях начавшейся Первой мировой войны и последующих событий земство продолжало открывать новые школы [3, с. 42-43].

Неслучайно образование воспринималось дворянами своего рода каналом воспитания деревенской молодежи. Потребность в этом воздействии возникла после того, как огромная часть сельского населения получила личную свободу и вышла из-под патронажа помещиков. С эмансипацией расширилась возможность выбирать способы заработков - трудиться на барской запашке, заниматься местным или отхожим промыслом. А вместе с этим росла самостоятельность отдельно взятого работника не только от помещика, но и внутри семьи. Как результат увеличивалось число семейных разделов, подрывался авторитет «старшего» - будь то главы семейства, помещика или власти. Было ли это страхом перед крестьянами? Скорее всего, дворяне допускали такую вероятность, поскольку уже приходилось сталкиваться с сельскими бунтами в период реализации крестьянской реформы (например, Бездненское восстание). Такие же вспышки неудовольствия происходили в 1890-е - начале 1900-х гг. и во время первой российской революции. Это же говорит о результатах культурно-просветительской деятельности дворян, которые так и не обрели авторитет в крестьянском обществе. По этой причине в период после революции 1905-1907 гг. среди дворян вызревали идеи усиления контроля предводителей над процессом школьного обучения, обострились конфликты с инспекторами народных училищ.

Таким образом, в просвещенческой работе дворян среди сельских жителей можно выделить два основных этапа. Первый - с отмены крепостного права и до начала 1900-х гг. Он отмечен достаточно широкой инициативной деятельностью дворян как на земском поприще, так и в частном порядке. Преобладающими формами индивидуальной активности стали открытие школ, народных библиотек и читален, проведение чтений с показом «туманных картин», через органы земского самоуправления - участие в разработке плана всеобщего обязательного начального обучения. Первая русская революция показала, что патриархальные отношения помещиков и крестьян канули в Лету, и явственно встала проблема усиления контроля дворян над сферой просвещения. Объектом пристального внимания стало инородческое образования. Однако прямых рычагов воздействия на его развитие у высшего сословия не было, поэтому вся работа сводилась к обсуждению этого вопроса в дворянском собрании и на съездах Объединенного дворянства с целью дальнейшего лоббирования своих взглядов на правительственном уровне.

Нельзя исключать такой мотив просветительской работы дворян как ответственность в материальном и культурном плане более сильных представителей высшего сословия перед крестьянством. Веками складывавшиеся неравноправные патерналистские взаимоотношения помещиков с крепостными, строившиеся не только на эксплуатации, но и на христианской добродетели - милосердии, сыграли немаловажную роль в формировании дворянского менталитета. Чувство жалости, сострадания, желания и готовности помочь - черты, присущие дворянину, который чтил традиции и нравственные принципы своего сословия. Так, бывший губернский предводитель дворянства Н.Д.Сазонов говорил о том, что «в последние 50 лет дворянство являлось естественным опекуном народа и заботилось о нем, забывая личные интересы» [4, с. 66]. Но эти мотивы подкреплялись практическими соображениями - стремлением обуздать настроения сельских жителей, направить их в контролируемое русло, сохранить в крестьянском сознании уважение к помещику.

Литература

1.Валеев Н. Библиотека беспокойного гласного // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2006. № 1. С. 243.

2.Валеева Н.Г. Библиотечно-просветительная деятельность Казанского и Вятского земств. 1865-1917 гг. М., 2005. 320 с.

3. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг. Казань, 2005. 203 с.

4. Журналы чрезвычайного Казанского губернского собрания дворянства, 1-3 июня 1905, 16-20 февраля и 19 марта 1906 г. Казань, 1906.

1. Valeev N. Biblioteka bespokojnogo glasnogo // Gasyrlar avazy = Jeho vekov. 2006. № 1. S. 243.

2. Valeeva N.G. Bibliotechno-prosvetitel'naja dejatel'nost' Kazanskogo i Vjatskogo zemstv. 1865-1917 gg. M., 2005. 320 s.

3. Zheleznjakova Ju.E. Zemskaja shkola Kazanskoj gubernii: 1865-1917 gg. Kazan', 2005. 203 s.

4. Zhurnaly chrezvychajnogo Kazanskogo gubernskogo sobranija dvorjanstva, 1-3 ijunja 1905, 16-20 fevralja i 19 marta 1906 g. Kazan', 1906.

5.Казанские губернские ведомости. 1862. № 30. С. 5.Kazanskie gubernskie vedomosti. 1862. № 30. S. 300. 300. 6.Postanovlenija Kazanskogo gubernskogo zemskogo

6.Постановления Казанского губернского земского sobranija, sostojavshegosja v zasedanijah ego s 3 po 22 собрания, состоявшегося в заседаниях его с 3 по 22 декабря dekabrja 1875 g. Kazan', 1876.

1875 г. Казань, 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.