Научная статья на тему 'Культурно-образовательные музейные программы для школьников'

Культурно-образовательные музейные программы для школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательные музейные программы для школьников»

УДК 069+373.22 О. В. Смирнова

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

The cultural and educational museum programmes for school-children. OKSANA V. SMIRNOVA (V. K. Arseniev State Museum of the Primorye Region, Vladivostok).

Приморский государственный объединенный музей (ПГОМ) имени В.К. Арсеньева за свою более чем столетнюю историю накопил немалый опыт работы с детьми. А сегодня музейные педагоги обращаются к новым, нетрадиционным методам работы со школьниками: театрализациям, ролевым играм ит.п. Возраст основной детской аудитории - 7-11 лет (начальная школа) - именно тот, когда дети проявляют наибольший интерес к новой информации и фактам. Знакомство ребенка с миром истории лучше начинать с истории наиболее близкой, знакомой и родной. И музейные педагоги разрабатывают для них культурнообразовательные программы по различным направлениям, наиболее востребованным начальной школой. Их эффективность и целесообразность не вызывает сомнений. Наиболее популярны циклы программ по экологии Приморского края («Азбука экологии»), по краеведению («Я поведу тебя в музей»), по культурологии («Коренные народы Дальнего Востока», «Традиции славянской культуры»).

Культурно-образовательный всеобуч по краеведению «Я поведу тебя в музей» - это главное знакомство с музеем, его экспозициями. Его принцип «идти от неизвестного к известному» помогает формированию исторического сознания, осмыслению собственного участия в исторических событиях. Эффективные формы этого всеобуча - экскурсия-путешествие, ролевые игры, загадки, конкурсы, викторины, мастер-классы. Наиболее востребованы программы «С чего начинается Родина?», «Что написано пером», «Мы ищем клад», «Свистать всех наверх», «Юный патриот Родины», «Фронтовое письмо». Участвуя в них, дети совершают увлекательное путешествие по музею, знакомятся с его залами, символами страны и края, с людьми, внесшими вклад в освоение, развитие, становление города, с его почетными гражданами. Цикл программ открывает секрет происхождения названий на карте Приморского края, помогает детям познакомиться с наиболее значимыми событиями своей страны и родного города.

Актуальным и востребованным является экологический всеобуч «Азбука экологии». Основная его задача - знакомство детской аудитории с флорой и фауной Приморского края. Воспитание чувства любви к родной природе и осознания ответственности перед ней - одно из основных направлений всеобуча. Самые востребованные его программы - «Путешествие по Уссурийской тайге», «В гости к Амурскому тигру», «Птичьи перезвоны», «Тигр и леопард в XXI веке». Вместе с музейным педагогом дети совершают уникальное виртуальное путешествие по уссурийской тайге, где встречаются с амурским тигром, дальневосточным леопардом, знакомятся с особенностями их поведения. Эти программы не только рассказывают об уникальности животного и растительного мира, но и дополняются мастер-классами, викторинами, театрализованными действиями, видеофильмами. Участников программы поощряют призами и грамотами.

Одним из важных направлений работы с детской аудиторией музея является культурология и этнография.

В культурно-образовательную программу по культурологии входит знакомство с образом жизни не только коренных народов Дальнего Востока, но и славян, переселенцев из центральных районов России, с их бытом, обычаями, традиционными праздниками, обрядами. Культурно-образовательный цикл программ «Традиции славянской культуры» знакомит детей с такими славянскими календарными праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха, праздник летнего плодородия Ивана Купалы, яблочный, медовый Спасы, и другими.

СМИРНОВА Оксана Валерьевна, заведующая сектором музейной педагогики (Приморский государственный музей имени В.К. Арсеньева, Владивосток), аспирантка Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. E-mail: mailto:fesmus@vladivostok.ru

© Смирнова О.В., 2009

В театрализованных экскурсиях дети - не только слушатели, но и участники традиционных обрядов коренных народов Дальнего Востока. А задания различных викторин, мастер-классы, авторы которых -музейные педагоги, пробуждают у детей творческую активность. Популярны программы, которые знакомят с культурой коренных народов Дальнего Востока: «Медвежий праздник», «Ловись, рыбка», «Тайны древних письменных знаков». Они помогают детям глубже проникнуть в традиционный мир коренных народов и сравнить его с бытом славянских народов, проживающих на территории Приморского края.

Интересен опыт и других театрализованных программ - «Магия клинка: по ту сторону Империи», «Сказание о земле Русской» и «Тайны оружейной палаты». Их проводят во время осмотра выставки холодного оружия.

Музейные сотрудники проводят для школьников города и края и календарные праздники, наиболее популярны экологические и военно-патриотические. Ребята с удовольствием принимают участие в международных экологических Дне моря, Дне Земли, Дне Тигра. Эти праздники помогают детям осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Чувство патриотизма, глубокого уважения к истории страны помогают воспитывать ежегодные конкурсы (совместные с детской туристической фирмой «Афина Паллада»), которые мы проводим в День славянской письменности, посвященный памяти Кирилла и Мефодия; День Победы; День независимости России.

Музейные педагоги тесно сотрудничают с педагогами центров детского творчества города и края. Совместно с ними проводим выставки детских работ, конкурсы по декоративно-прикладному и художественному искусству.

Одной из форм работы музейных педагогов являются экологические и краеведческие классы, которые дети в течение одного-двух лет постоянно посещают. По окончании обучения по выбранному направлению дети получают дипломы.

Особое внимание мы уделяем специальным программам для детей с ограниченными возможностями. Наиболее активно ведется работа с интернатом для неслышащих детей, коррекционным интернатом для детей с ДЦП, детским реабилитационным центром «Маяк», интернатом № 1, детским домом пос. Славянка и другими социальными учреждениями города и края.

Культурно-образовательные программы интегрируют разные формы музейной работы. В одной программе одновременно могут сочетаться элементы театрализации, мастер-класса, викторины и другие формы, которые дополняют беседу, делая ее увлекательной. Благодаря творческому подходу и неистощимой фантазии педагоги музея им. В.К. Арсеньева не перестают удивлять свою самую трудную, но и самую благодарную аудиторию - детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.