Научная статья на тему 'Культурно-образовательная система в сельской местности'

Культурно-образовательная система в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Е. П., Кривогорницына О. Г.

Школа с 2007 года является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Культурно-образовательная система как средство формирования целостной личности ребенка-саха в условиях социального партнерства». Инновационные идеи: – Цель образования – свободная творческая личность. – Идея создания культурно-образовательной среды в наслеге; – Идея консолидации всех здоровых сил общества, государства, всех взрослых людей; – Идея социального партнерства и коллективного сотрудничества в целях создания условий развития личности; Концептуальная линия программы развития школы видится в логической связке личность-семья-наслег. Конечным результатом будет создание единой системы в жизнедеятельности наслега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная система в сельской местности»

учащиеся, получившие начальное образование на родном языке, а затем постепенно переключившиеся на русский язык, по знаниям значительно превосходят тех учащихся, которые с самого начала обучались на неродном языке. Использование знаний по родному языку, опора на него при изучении русского языка имеет большое значение.

Список литературы:

1. Асадулаева Ф.Р. Приобщение современных школьников к национальной культуре средствами родного языка в процессе обучения и воспитания: монография. - Махачкала, 2008. - 156 с.

2. Асадулаева Ф.Р. Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (на примере начальных школ республик Северного Кавказа): автореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2001.

3. Асадулаева Ф.Р. Роль родного языка в интеллектуальном развитии учащихся // Мат. докл. междун. конф. - М., 2008.

4. Асадулаева Ф.Р., Жирова Г.Г. Оптимизация процесса обучения и воспитания средствами родного языка в начальных школах со смешанным составом учащихся // Мат. докл. междун. конф. - М., 2008.

5. Асадулаева Ф.Р. Языковые процессы и место родных языков в этнокультурном образовании младших школьников в начальных классах полиэтнической среды. - Карачаевск, 2010. - С. 19-21.

6. Гарунов Э.Г., Асадулаева Ф.Р. Обучение родным языкам в начальных классах с многонациональным составом учащихся: учебное пособие. -Махачкала, 1998. - 82 с.

7. Леонтьев А.А. Концепция обучения предметам языкового цикла. -М., 1989. - С. 19.

8. Услар П.К. Об исследовании кавказских языков. Чеченский язык. -М., 1987. - С. 17.

9. Ушинский К.Д. О построении курса начального обучения. Избранные педагогические произведения. - М., 1954. - С. 560-565.

10. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

© Егорова Е.П.*, Кривогорницына О.Г.*

Тыллыминская средняя общеобразовательная школа им. С.З. Борисова, Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус (район), с. Ломтука

Школа с 2007 года является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Культурно-образовательная система как средство

* Заместитель директора по УВР.

* Учитель начальных классов.

формирования целостной личности ребенка-саха в условиях социального партнерства». Инновационные идеи:

- Цель образования - свободная творческая личность.

- Идея создания культурно-образовательной среды в наслеге;

- Идея консолидации всех здоровых сил общества, государства, всех взрослых людей;

- Идея социального партнерства и коллективного сотрудничества в целях создания условий развития личности;

Концептуальная линия программы развития школы видится в логической связке личность-семья-наслег. Конечным результатом будет создание единой системы в жизнедеятельности наслега.

Способом гармонии человеческой жизнедеятельности в традиционной культуре саха является сочетание пяти системообразующих блоков [1]: 1) природных циклов, 2) естества становления личности, 3) системы педагогических способов и методов, 4) системы культурных традиций как при-родосообразных средств воспроизводства жизни, 5) годичного цикла культурных традиций.

Внедрение программы в данное время проходит этап преобразования. Механизмами реализации программы являются:

- реально действующий годичный цикл в природе и культуре народа саха, в режиме которого функционирует жизнь села.

- связь и взаимодополняемость по принципу дополнительности между предметным и дополнительным образованием.

- творческая проектная деятельность социальных институтов наслега по адаптации культурно-образовательной среды к триединым потребностям человека саха.

- координация культурно-образовательной системы наслега по трем основным направлениям вхождения личности в социум: 1) семья как фундаментальный социальный институт культуры, 2) образовательные учреждения наслега, 3) общественность и социальные партнеры образования. Особенностью реализации программы является личное включение каждого жителя наслега, каждой семьи в творческую деятельность и ответственность за судьбу личности, семьи, наслега.

Школа выступает как инициатор и организатор этой деятельности (рис. 1).

Становление свободной творческой личности ребенка, растущего в сельском социуме, будет идти гармонично, природо- и культуросообразно при условии:

- адаптации традиционной культурно-образовательной системы нации к современному сельскому социуму путем воссоздания взаимообусловленных циклов в природе и культуре и их сообразности;

- если будет создана адаптированная к триединым потребностям человека саха культурно-образовательная среда обитания;

- если ребенок будет владеть культурой социальной адаптации к современному миру на основе творческого освоения традиционной национальной и общечеловеческой культуры, обеспечивающей ему: адекватную самоидентификацию и свободное самовыражение через самореализацию духа свободного творчества; успешную социализацию и выход на реальный культурный диалог на основе куль-туротворческой деятельности.

Рис. 1. Схема взаимодействия с социальными партнерами

В ходе реализации программы идет поэтапное создание естественной среды, адаптированной к природным биологическим, культуротворческим и интеграционным потребностям триединой сути человека, именуемой у саха потребностями трех кут (Понятие Кут нами используется в разработке Г.С. Поповой в трех стадиях: 1) Кут - это то, что заложено, влито в чело-

века до зачатия в три при-родные составляющие - его дарование от природы, его способности к развитию и его возможности к умению. 2) Кут - это потребности человека в жизненных ресурсах - био-витальные потребности, собственно культурные потребности и интегративные потребности. 3) Кут -это поиск и создание, творение самобытной среды обитания, удовлетворяющей указанным потребностям и еще культуротворчество, культурная творческая деятельность в этой среде) [2].

Таблица 1

Показатели реализации ИП школы по результатам опроса

Положительное отношение учащихся к внедрению ИП

год Количество учащихся в %

2009 80,3

2011 98

Определение учащимися значения ИП, в %

ИП помогает: 2009 2011

Узнавать, возрождать и развивать народные традиции 53,6 73,3

Самоидентификации себя как этноса 46,7 66,6

Быть нравственным 47,5 60

Принятию собственного «я» как ценность 48,5 60

Ничему 3,5 0

Добровольное вхождение в традицию и удовлетворенность от вхождения

год Количество учащихся в %

2009 42,8

2011 43

Понимают ответственность за свою судьбу, сущность человека строить самого себя

2009 2011

85 100

Вера в высокое предназначение человека

2009 2011

78,2 93,3

Могут оказывать помощь в возрождении народных традиций по годичному циклу

2009 2011

51,7 73,3

Узнали много о культуре своего народа

2009 2011

67,8 100

Участие родителей в работе по возрождению народных традиций по годичному циклу

2009 2011

48,2 73,3

В непосредственной повседневной реальности человек может влиять, воздействовать, участвовать, приобщаться, участвовать в процессе становления личности лишь через включение в ход годичного цикла культурных традиций, как адаптивной культурно-образовательной системы жизнедеятельности. Только так можно управлять процессом становления человеческой личности. Ибо только человек в этом мире живет в системе специально созданной искусственной среды под названием культура и может развиваться как личность только в культурно-образовательной среде.

Внедрение годичного цикла народных традиций, как основного механизма реализации инновационной программы, в жизнь наслега и в учебно-воспитательный процесс школы продолжается (табл. 1).

Оценка введения жизни наслега в годичный цикл измеряется по критериям: 1) теоретическое знание цикла; 2) практическое умение в применении традиционного знания; 3) добровольное вхождение в традицию и удовлетворенность от вхождения); 4) принятие обычаев и традиций этноса как норму и ценность (рис. 2).

Рис. 2. Внедрение годичного цикла в жизнедеятельность человека

Все мероприятия, начатые ещё в начале эксперимента согласно циклу в природе и культуре, проводятся в школе ежегодно, некоторые из них выходят на наслежный, кустовой и улусный уровень. Эти мероприятия восстанавли-

вают целостность этнопедагогической культурно-образовательной сельской среды, систематизируют жизнь не только школы, но и семьи и наслега.

Передача знаний о традиционной культуре идет префигуративным (от детей к взрослым) и кофигуративным (между сверстниками) путями, а не от старшего поколения к младшему. Это еще раз доказывает, что в наше время школа должна стать центром духовного развития села. Школа на данном этапе вышла на сетевое взаимодействие со школами Ассоциации «Утум», «Ил субэ», с якутской СНГ (филиал «Айыы кьЛата»), сеть этно-педагогических школ, работающих по программе Г. С. Поповой - Санаайа, сеть Ларионовских школ, со школами Ассоциации «Школа--2000...».

Согласно программе эксперимента в учебно-воспитательный процесс внесены изменения: концентрация учебных предметов региональным компонентом, внеурочной деятельности - приобщением к возрождению исконных традиций, дополнительное образование детей на принципах личност-но-ориентированного подхода.

Таблица 2

Реализация принципа дополнительности предметног и дополнительного образования

Учебная деятельность Проектная деятельность Дополнительно е образование Критерии измерения принципа

0-3 года Технология деятельностного метода | Проекты медучреждения Самоуправление школьников Внеклассная работа согласно циклу в природе и культуре Летние лагеря (трудовой, экологический, волонтерский) — Уровень интеллектуального развития; — Уровень творческого освоения и владения культурой социальной адаптации; — Уровень адекватной самоидентификации; — Уровень свободной самореализации творческого духа; — Степень культуро-творческой деятельности (креативности); — Уровень успешной социализации;

Дошкольное образование Проекты дошкольного образования Внеаудиторная деятельность Кружки Клубы по интересам Спорт. секции

Начальные классы Авторские программы и проекты

5-11 классы Элективные курсы, дуальное образование

Учителя Методологиче ские семинары, ШМУ курсы повышения квалификации, мастер-классы, распространение опыта Самообразование, руководство НИР учащихся, межпредметность, интеграция обучения

Общественность и семья Проектная деятельность, руководство кружками и секциями на общественных началах, сотрудничество с классными коллективами, музейные и библиотечные уроки, деятельность в координационном совете.

Всё вводится в годичный цикл

Методическое решение идеи соединения семейно-бытового воспитания с образовательным процессом заключается в согласовании внеурочной деятельности детей с годичным циклом, в установлении реальной естественной непрерывной взаимосвязи, взаимодополняемости семьи, школы и детского сада, в педагогизации социума и его приобщении к процессу возрождения традиций. В предметное образование включены новые авторские

программы, как «Учимся управлять собой », «Народные методы оздоровления», элективные курсы «Письма-ориентиры (эпистолярная педагогика по письмам академика В.П.Ларионова)», «Я горжусь землей Тыллыминской», «Жизнь и деятельность С.З. Борисова», действует программа «Экскурсии и походы по родным местам». Реализации принципа дополнительности способствуют разработанные учителями новые программы и проекты, направленные на создание культурно-образовательной среды, адаптированной к потребностям трех кут (табл. 2).

По разработанным критериям ведется мониторинг по окончании вновь принятыми в первый класс учащимися последовательно начальной, средней, базовой и старшей школы. А также в начале, середине и конце учебного года, т.е. в осенне-зимне-весенний период, когда по природе происходят естественные изменения во всем культурном мире и, в частности, во внутренней природе самого человека саха. начато отслеживание доводимости выпускников, их гражданской и человеческой зрелости, социальной успешности.

Улучшается благополучие наслега, что подтверждается повышением рождаемости, показателей занятости населения, увеличением количества новых семей, появлением новых молодых индивидуальных предпринимателей, повышением количества материально-обеспеченных семей, упрочением связи социальных институтов и школы, в этом году исполняется 100-летие С.З. Борисова, в связи с чем в план мероприятий, приуроченных к этой дате, включено строительство здания ДОУ врачебной амбулатории, СКЦ, проведение летнего водопровода и газификация наслега.

Список литературы:

1. Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха. - Дь. Бичик, 1998.

2. Попова Г.С. Триединая новемологическая структура духовного мира этноса и механизм реализации творческого духа.

3. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С.Попова; под науч. ред. Е.П. Борзовой. - СПб.: Ас-терион, 2010. - 346 с.

4. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы / Под редакцией Е.П. Жиркова. - М.: Просвещение, 1993.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания. - 1992.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Асаdеma, 1999.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Институт педагогических инноваций, 1994.

8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. Практические рекомендации. - М.: УЦ «Перспектива», 2006.

10. Поташник М.М. Как разрабатывается программа развития школы. -М., 1993.

11. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. -М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.