Научная статья на тему 'Культурно-коммуникативный потенциал современных медиатехнологий в гуманитарно-образовательной сфере'

Культурно-коммуникативный потенциал современных медиатехнологий в гуманитарно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ / PERSON'S INFORMATIONAL CULTURE / INFORMATIONAL-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES / MEDIA COMMUNICATIONS / EDUCATIONAL COMPLEXES / MULTIMEDIA / TRAINING / INTER-DISCIPLINARITY / MEDIA SPHERE / INFORMATIONAL SOCIETY / SOCIOCULTURAL ADEQUACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенкова Людмила Петровна

В статье анализируются особенности использования информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий в современном образовательном процессе. Определяется проблема поиска механизмов перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему. Подчеркивается тот факт, что в современных социокультурных условиях новые технологии будут не дополнять сложившийся традиционный учебный процесс, а с их помощью будет создаваться новый гипермедийный. Обращается внимание на то, что в период становления информационного общества актуализируется понятие «культурно-информационная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of using the informationalcommunicational and audiovisual technologies in the process of modern education are analyzed in the article. The problem of search of the mechanisms of transition from reproductive, oriented to remembering education type to the one productive, heuristic, developing. It is emphasized that in modern sociocultural circumstances new technologies would not supplement the established traditional teaching process but the new one would take shape hypermedial. It is emphasized thatin the period of establishment of postindustrial society the concept of cultural-informational competency is actualized.

Текст научной работы на тему «Культурно-коммуникативный потенциал современных медиатехнологий в гуманитарно-образовательной сфере»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 370

Саенкова Людмила Петровна

кандидат филологических наук, доцент Институт журналистики Белорусского государственного университета,

Республика Беларусь sayenko va@gmail. com

КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье анализируются особенности использования информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий в современном образовательном процессе. Определяется проблема поиска механизмов перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему. Подчеркивается тот факт, что в современных социокультурных условиях новые технологии будут не дополнять сложившийся традиционный учебный процесс, а с их помощью будет создаваться новый — гипермедийный. Обращается внимание на то, что в период становления информационного общества актуализируется понятие «культурно-информационная компетентность».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные технологии, медиакоммуникации, образовательные комплексы, мультимедийность, обучение, междисциплинарность, медийная среда, информационная культура личности, информационное общество, социокультурная адекватность.

Информационно-коммуникационные и аудиовизуальные технологии сегодня стали реальностью в образовательном процессе на всем постсоветском пространстве. Медиакоммуникации формируют новую культуру, образование насыщается новыми формами, медийными и гипермедийными образами, которые, по сути, являются не техническим дополнением, а важным инструментарием в межличностном общении. Образовательная среда са-моформируется исходя из новых цивилизационных вызовов.

Современная образовательная среда формируется под непосредственным воздействием ме-диакоммуникационного инструментария. Сегодняшние информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии радикально меняют форму (и за счет этого - содержание) представления научного знания. Новизна среды определяется не только и не столько характеристиками ее мультимедийности, сколько качественным изменением ее структуры и принципов существования. Эта среда уже на современном этапе своего развития одновременно требует и создает предпосылки для реализации новых условий.

Необходимость интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной формы знания считается очевидным фактом. Причины и механизмы исторического возникновения процессов дифференциации единого по своей природе зна-

ния не изучены. Практически отсутствуют реальные варианты такой интеграции. Пока отсутствует методологическая база системной интеграции. Наиболее естественной и объективной основой интеграции могут быть современные аудиовизуальные и коммуникационные технологии.

Известный российский философ Ю. Афанасьев, рассматривая понятие «гуманитарность», точно показал его историческую обусловленность и несводимость к традиционно выделяемой научной предметности. Гуманитарное - это прежде всего новое методологическое системное целое. Такая трактовка отражает процесс современного изменения места науки и техники в культуре. Происходит отказ от сциентистских претензий на научное решение всех имеющих смысл вопросов. Наука может и должна быть единой основой широко понимаемой практики, единственным средством, единственным инструментарием.

Становление новой картины мира, понимание условности и неприемлемости для ее описания картезианской субъект-объектной схемы показывает ограниченность дисциплинарной структуры науки и возрастание роли «целеметодологического» подхода при структурировании научной информации. В современных образовательных комплексах на постсоветском пространстве большая часть информации представлена не предметно-дисциплинарно. Например, база данных по хронологии важнейших событий в истории наи-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Саенкова Л.П., 2010

более эффективно может быть использована для поиска неочевидных зависимостей между отдельными научными дисциплинами, техникой, политикой и т. д. путем составления «событийных» полей, срезов, схем любой конфигурации. Примерами таких конфигураций могут быть, в частности, взаимозависимые модели: концептуальная (стили мышления), информационная, военная и т. д. для отдельных культурно-исторических периодов (древние цивилизации, античност). В более конкретном специальном курсе такие событийные поля включают научно-техническую, социальнополитическую, психологическую и другую информацию в различных формах представления.

В настоящее время не уделяется достаточного внимания анализу последствий существования двух форм знания: научной и учебной. В современных учебно-научных комплексах снятие различий между учебным и научным знанием достигается следующими путями: а) информационной избыточностью и системой баз данных; б) научной формой представления учебного материала; в) постановкой проблем как сугубо исследовательских.

Сегодня не вызывает возражений утверждение, что знание необходимо рассматривать как процесс, а не только как результат. Встает острая проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему, поисковому и гипермедийному. В начале 70-х годов минувшего века в советской высшей школе появился проект «Универ-ситас», разработанный международной группой теоретиков, методологов, практиков в рамках международного союза дизайнеров. В нем утверждалось, что разработка образа мышления соответствующего задаче проектирования искусственной среды, приводит к отказу не только от старых стереотипов мышления, но, в какой-то степени, от доминирующих в нашей культуре представлений о реальной действительности, то есть научного мировоззрения вообще. Эта достаточно радикальная позиция логически приводила к необходимости отказа как от сложившейся структуры учебных дисциплин, как некоего образа «объективного мира», а также от системы дисциплинарного (знаниевого) принципа построения учебного процесса. Естественная междисциплинарность и интегральность достигались через учебные программы, которые формировались в соответ-

ствии с темами научных исследований, а не с содержанием предметов как таковых. Проект «Уни-верситас» не был реализован, но высказанные и обоснованные в нем подходы к новой философии образования сегодня весьма актуальны. Процесс обучения должен быть не «повторением пройденного», а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин, построенных на новых медиакоммуникациях. От проекта - к дисциплинам, а не от дисциплин к проекту.

В разрабатываемых сегодня учебно-научных медиакомплексах нового поколения этот подход может выполняться за счет возможностей реализации большого набора сценариев по каждой рассматриваемой теме, достаточной информационной поддержке для широкой импровизации (как со стороны преподавателя, так и студентов) в ходе учебного процесса, широкого использования в сетевом варианте комплексов мировых информационных медиаресурсов, большой степени интерактивности.

При сравнительно большом предложении обучающих программ практически все они имеют относительно узкий тематический диапазон. Сложившаяся ситуация может быть оценена как с содержательно-смысловых, так и организационно-финансовых позиций. Реализация широко обсуждаемых сегодня различных концепций и форм дистанционного образования радикально изменит ситуацию, сделав предметную ориентацию компьютерных систем в образовании просто не актуальной.

Связь между новыми информационно-коммуникационными, аудиовизуальными технологиями и расширением эвристического, развивающего подхода в образовании очевидна. Создание образовательных медийных сред различного уровня предоставляет как студентам, так и преподавателям качественно новые возможности для творческого обучения. Разумеется, роль и ответственность всех участников образовательного процесса только возрастает. Наличие новой образовательной медийной среды представляет несопоставимо большие возможности для творческого обучения, чем традиционные формы информационного обеспечения. В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века закончился этап знакомства с информационно-коммуникационными и аудиовизуальными технологиями,

их освоения в учебном процессе, создания в университетах современной информационной инфраструктуры. Эти технологии уже не годятся просто на роль технических (или технологических) средств обучения, они претендуют на место в самой сути обучения. Ситуация кардинально меняется. Новые технологии не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, с их помощью (на их базе, под их влиянием) создается новый гипермедийный учебный процесс с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения.

В этом пространстве существенным образом меняются функции преподавателя: от источника (порой единственного) знания к навигатору эффективной работы со знанием. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей, - facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться). Чаще всего при этом обращается внимание на психологическое состояние педагога, его мотивацию и способность установить в учебном коллективе атмосферу «работы в команде». Однако существенно меньше обсуждается и практически не исследуется экспериментально более фундаментальная трансформация: «учитель» становится коллективным. При этом возникают достаточно специфические проблемы разделения труда. В самом общем виде можно выделить специализации «коллективного учителя»: специалист-предметник; специалист по разработке курсов (дизайнер); специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор); специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор); программист-технолог, создатель образовательных мультимедиапродуктов; администраторы и координаторы учебных центров и площадок.

На эту «коллективность» накладывается еще и «виртуальность» - «учитель» сублимируется в обучающей мультимедийной программе. Помимо самых разных проблем (прежде всего психологических) работы различных специалистов «в команде», возникает комплекс взаимосвязанных проблем совершенно иного плана. Так, необходимо достаточно ясно представлять конкретный психо-лого-педагогический эффект, произведенный всем продуктом команды и отдельными его составляющими (например, сетевой версией какого-либо курса, его DVD-ROM версией, специализирован-

ными базами данных и т. д.). Такое представление может быть получено лишь экспериментальным путем, а для этого необходимы убедительная методика, обоснованные и достаточно точно измеряемые параметры. При этом учебный процесс не ограничивается ни временем, ни пространством. Возникает и вполне конкретный набор задач определения этической нормы оценки деятельности команды, правовых взаимоотношений, отношений интеллектуальной собственности и ответственности всех и каждого из членов команды за конечный продукт, не имеющий временных ограничений использования. Медицинские же аспекты информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий в деятельности команды даже не отмечаются (кроме общих ограничений продолжительности работы на компьютере). Хотя совершенно очевидно, что медицинские и психологические факторы должны быть учтены в конечном продукте деятельности команды (по-разному в предметном содержании, его структурировании, представлении и т. д.), но для этого необходимо иметь достоверный материал о функционировании продукта в различных условиях. Пока же можно опираться на опыт создания «жестких» обучающих программ для операторской деятельности (например, обучение пилотов, операторов энергосистем и т.д.).

Информационно-компьютерные и коммуникативные медиатехнологии, как показывает практика, в том числе и практика проведения занятий по различным учебным дисциплинам в одних и тех же компьютерных классах, индифферентны к предметному содержанию изучаемых курсов. Конечно, у каждой дисциплины есть своя специфика, но ее роль с точки зрения технологичности учебного процесса в целом незначительна.

Широкое использование информационнокоммуникационных и аудиовизуальных технологий, отход от традиционных схем учебного процесса, его возрастающая технологизация делают абсолютно необходимым более глубокое и конкретное понимание сути самого учебного процесса. Представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей, первичное описание процесса в целом. Если принять в качестве базовой функции (не цели) образования реализацию той или иной модели специалиста, а качеством образования считать степень соответствия реальных выпускников этой модели, то ключевой задачей ста-

новится поиск методов и средств управления качеством, путем конкретного воздействия на конкретные же структуры и процессы образования.

Обновление информационно-коммуникативного пространства актуализирует не только проблему расширения ресурсной базы культуры и обеспечения доступа информации, но и выдвигает в качестве центральной проблему развития у человека способностей восприятия информации и использования современных коммуникативных языков и кодов культуры. Показателем «соответствия» или адекватности человека современным социокультурным изменениям выступает информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных информационных потребностей с использованием новейших информационно-коммуникативных технологий.

Освоение информационной культуры предполагает формирование базовой «культурной грамотности», позволяющей человеку постигать целостность современной культуры. Однако для людей, находящихся в условиях перехода к новому типу культуры (в данном случае - к информационной культуре), когда разрушается взаимосвязанное единство составных частей, когда при изменении одной из них остальные также подвергаются трансформации, процесс освоения современных информационно-коммуникационных технологий требует включения дополнительных личностных усилий, предполагает обращение к ресурсам образовательной системы. Достижение «культурной грамотности» в этом случае рассматривается как ключ к установлению коммуникативных «каналов» и межкультурного взаимодействия.

«Культурную грамотность», согласно теории американского культуролога Э. Хирша, составляют знания, позволяющие формировать единое коммуникативное пространство культуры. Согласно теории Хирша, человек в период происходящих трансформаций в целом должен обладать, в первую очередь, культурной грамотностью для того, чтобы адекватно воспринимать происходящие изменения. Однако в современных культурологических исследованиях общепринятыми выступают понятия «культурная компетентность», «социокультурная компетентность», «лингвистическая компетентность», которые рассматриваются как результат процесса социализации личности. Согласно концепции А. Флиера,

«культурная компетентность» сродни социокультурной адекватности, но в большей мере связана с объемом знания общегуманитарного характера. Понятие «культурная компетентность» означает прежде всего ту степень социализированно-сти и инкультурированности индивида, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека. Компетентность в общем понимании предполагает не только сформированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также обладание мобильностью и готовностью применить эти знания в конкретных ситуациях для того, чтобы успешно функционировать в обществе. Сегодня эти качества определяют уровень квалификации и профессионализма. В контексте современного медиакоммуника-тивного пространства стоит говорить о личности, обладающей информационно-коммуникативной компетентностью. Это личность, способная не только определиться в ценностно-смысловом поле реальности, но и создавать новые социально-значимые концепты культуры.

Актуализация понятия «информационнокоммуникативная компетентность» связана со становлением информационного общества. Одним из основных факторов, свидетельствующих о зарождении в его недрах нового типа культуры, является процесс информатизации социокультурной среды, формирование единого информационно-коммуникативного пространства. Фактически речь идет о новой, информационной, цивилизации, связанной с колоссальным, не виданным ранее влиянием современной «индустрии информации» на все стороны жизнедеятельности человека.

В условиях развития информационных технологий происходит объединение информации в единстве ее вербальной, визуальной и звуковой составляющих. Результатом такого объединения является другой тип информационных ресурсов -мультимедиа. Следует отметить, что мультимедиа как новый феномен культуры наряду с широкими перспективами порождает ряд определенных проблем. Так, при его несомненных преимуществах, например, интерактивноси средств обучения, можно отметить и такие особенности, как усиление мозаичности современной культу-

ры, проявление эклектичности в сфере научного познания в противовес системному мировоззрению, ориентация на репродуцирование вместо творческого подхода, снижение интереса к книжной культуре. Новые информационные технологии не только открывают невиданные ранее возможности для развития человека, но одновременно ставят перед ним серьезные проблемы культурологического характера, связанные с дегуманизацией культуры, рационализацией мышления, технологичностью жизни.

Современные изменения, связанные с процессами информатизации, технологизации, виртуализации и медиатизации культурного пространства,

расширяя способы передачи социокультурного опыта, одновременно исключают традиционные технологии, что направляет поиск в новое русло и ведет не только к решению задач адаптации человека к новым жизненным ситуациям, но, прежде всего, - к новому пониманию мира и выстраиванию собственных возможностей для творческой самореализации. Именно поэтому в современном медианасыщенном образовательном процессе симбиоз гуманитарной и технологической составляющих должен способствовать воспитанию мобильной, адекватной по отношению к активно меняющейся социокультуной среде, творчески свободной и самостоятельно мыслящей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.