Научная статья на тему 'Культурная среда вуза - основа инновационного развития профессионального образования'

Культурная среда вуза - основа инновационного развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / ТВОРЧЕСТВО / INNOVATIONS / INNOVATION STUDIES / INNOVATION PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малянов Евгений Анатольевич

Рассматривается образовательная и воспитательная деятельность творческого вуза, дается авторская интерпретация понятия «культурная среда вуза», выявлены её уровни (микросреда, мезосреда макросреда, ино-среда).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article the new trend of innovative investigations is regarded. This is social and cultural innovation, studying the nature mechanisms of innovations appearing and development in the sphere of society and culture, their subjects, conditions of appearing and realization on the cultural life of the individual, social groups and society on the whole

Текст научной работы на тему «Культурная среда вуза - основа инновационного развития профессионального образования»

Е. А. Малянов

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается образовательная и воспитательная деятельность творческого вуза, дается авторская интерпретация понятия «культурная среда вуза», выявлены её уровни (микросреда, мезосреда макросреда, ино-среда). Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональное образование, вуз, вуз культуры и искусств, культурная среда, образование, творчество.

In the present article the new trend of innovative investigations is regarded. This is social and cultural innovation, studying the nature mechanisms of innovations appearing and development in the sphere of society and culture, their subjects, conditions of appearing and realization on the cultural life of the individual, social groups and society on the whole. Keywords: liberal education, innovations, innovation studies, innovation process, innovative activity, culture, social and cultural sphere.

Основная проблема, рассматриваемая в данной статье, связана с противоречием между высокой актуальностью научного анализа инновационных процессов в отечественном образовании, особенно в сфере культуры и искусств, и отсутствием системного анализа факторов, способствующих становлению профессионализма будущих работников культуры и искусства. Одним из таких факторов, бесспорно, является духовно-культурная среда творческого вуза, в которой находит свое воплощение личностный потенциал специалиста, формируются потребности в духовно-творческой самореализации. Такое утверждение может показаться аксиоматичным, не требующим доказательств. Однако в современных условиях, когда все российское образование попало в ситуацию «турбулентности», неустойчивости, слабой предсказуемости долговременной перспективы, предельно важным становится выявление «зон стабильности», определяющих устойчивое культурное становление личности будущего специалиста.

Инновационное развитие вузов культуры и искусств сегодня во многом определяется стремлением обнаружить сущностные, константные компоненты образовательной системы, своего рода «точки опоры» для социально-культурного развития российского общества. При этом специфика образовательного процесса вузов культуры и искусств, его

духовно-творческая направленность фокусируются в понятии «культурная среда вуза».

Под словосочетанием «культурная среда» словари подразумевают «совокупность социально-культурных объектов, связанных с изданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительные и досуговые учреждения, художественные промыслы и т.п.), а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовых условий и духовно-нравственной атмосферы в обществе... Микросреда - это дом, улица, поселок, город. Макросреда подразумевает, главным образом, общество в целом» (3, с. 278).

Но вряд ли данное определение может удовлетворить нас в полной мере. Ведь собственно культура в самом общем виде - это есть сотворенная (добавим, и творимая!) человеком материальная, интеллектуальная и духовная среда обитания, а также процессы понимания, усвоения, создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества (3, с. 278).

Понятие «культурная среда» еще только начинает исследоваться культурологией и другими гуманитарными науками. Далеко не бесспорными, например, выглядят суждения, типа: «...культурная среда Владимира, Ярославля или

Новгорода имеет более высокий ценностный рейтинг, нежели Астрахани или Перми». Совершенно очевидно, что если речь идет об историко-культурном наследии, то с этим можно, видимо, согласиться, но ведь понятие культурной среды значительно шире. Кстати, об Астрахани. Вспоминаются слова Д. С. Лихачева: «Художественные музеи Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Плеса, Самары, Астрахани -это целый "народный университет" по искусству для тысяч и тысяч туристов, едущих на теплоходах» (4, с. 20).

Что же касается Перми, то, уступая в статичных компонентах (исторический «стаж», памятники зодчества, археологии, музейные, архивные, библиотечные фонды и другие свидетельства исторического прошлого), столица Западного Урала по динамике культурной среды (изменение социально-культурной ситуации, модернизация сети учреждений культуры, образования, науки, активность и насыщенность художественно-культурной жизни, новации в культуре, образовании, искусстве и других сферах), пожалуй, явно опережает упоминавшиеся регионы.

И уж совсем неубедительно, на наш взгляд, звучит утверждение А. И. Кравченко о том, что «значимость культурной среды определяется числом памятников культуры, получивших статус памятников мировой, европейской, российской или местной культуры». Не числом «памятных» статусов, а степенью их востребованности людьми и людскими сообществами, ролью, которую они играют в их жизни, по всей видимости, и определяется реальная значимость той или иной культурной среды.

Но обратимся к вопросу о культурной среде вуза. В качестве рабочего определения можно было бы предложить следующее.

Культурная среда вуза - это культурное «окружение» человека в вузе, общественные, материальные, интеллектуальные и духовные условия его жизнедеятельности в вузовском пространстве. Это созданная, укорененная и изменяе-

мая организованными и творческими усилиями субъектов культурной деятельности (преподаватели, студенты, выпускники, администрация, партнеры вуза и др.) совокупность факторов, процессов и механизмов содержательной коммуникации и «живого» общения, события? в культуре, способствующих самоопределению, самодвижению и самовыражению «образовывающейся» личности в культуре. При таком понимании культурной среды очевиден диалектический характер взаимодействия «личность - среда». Культурное становление будущего специалиста происходит успешнее и эффективнее, с одной стороны, в окружении благоприятной, дружественно выстроенной культурной среды, а с другой - при активном позиционировании студента в культурном пространстве и саморазвитии в процессе изменения (расширения, обогащения) его окружающей культурной среды.

Понятие «культурная среда вуза» с необходимостью включает в себя и другое понятие - «образовательная среда». Но если «образовательные среды» во многих вузах сходны, так как формируются с учетом традиций естественнонаучного и технического образования, а также требований управляющих органов, то их «культурные среды» могут различаться весьма существенно. Так, когда констатируем, что выпускники того или иного вуза не только хорошо подготовлены профессионально (в рамках своей специальности), но также обладают высоким уровнем общей культуры и креативностью (чертами, которые помогают им часто быть успешными не только в профессиональной, но и в других областях практической деятельности), нам становится ясно, что становление и развитие этих студентов происходило в высококультурной среде.

По выражению современного немецкого философа Петера Козловски, «системы образования и воспитания должны сделать возможным процесс "разучивания" и понимания как содержания культуры, так и ее выражения. Нельзя ограничиваться сообщением лишь прак-

тического, исполнительного знания и научными объяснениями, так как сужение целей образования и воспитания только до познания пользы и власти исключают людей из процессов понимания, последующего переживания, собственно переживания и сопричастности творчеству в культурной и духовной жизни» (2, с. 168).

Очевидно, что образование опирается на фундамент культуры в самом широком смысле этого слова. В то же время основное содержание образовательного процесса, понимаемое как трансляция определенного объема знаний, не обязательно обогащает «общую культуру» студентов, даже при осуществлении преподавания гуманитарных дисциплин «в технических и иных» негуманитарных вузах. Это обстоятельство, в частности, подтверждают данные репрезентативного опроса, проведенного в стране весной 2003 года Институтом комплексных социальных исследований РАН. Опрос показал, что культурные ориентации студентов заметно различаются в зависимости от «профиля» учебного заведения. В гуманитарных вузах ориентация на духовное начало выражена сильнее, и потому культурные установки характеризуются большей «серьезностью», а утрата интереса к классической культуре ощущается меньше, чем в вузах технических. Так, русская и зарубежная классическая литература нравилась более, чем половине студентов-гуманитариев и только трети будущих инженеров. В то же время «легкое» и, главное, «динамичное» чтение (детективы и фантастика)в технических вузах пользовалось значительно большей популярностью. Кроме того, у студентов-гуманитариев чаще, чем у их сверстников из технических вузов, отмечался интерес к театру, а также к занятиям самообразованием (1).

Образовательная среда нормативно обусловлена. В силу этого - она сравнительно едина для соответствующих типов образовательных учреждений, но в то же время представляет собой часть более всеобъемлющей культурной среды. Однако образовательная среда явля-

ется как бы стержневой в культурном континууме вуза от начала обучения студента в вузе - до его окончания. Эта среда - «место встречи» обучающихся и преподавателей для совместной деятельности с информацией, знанием и его применением - гуманитарным и естественнонаучным, социальным и профессиональным - в рамках образовательной системы. Образовательную среду (в том числе в масштабе отдельно взятой специальности) составляет все то, что приводится в действие системой образования в ходе образовательного процесса, а именно: государственные, образовательные стандарты, профессиональные образовательные программы, учебные планы, средства обучения, педагогические технологии, информационно-библиотечное обслуживание, учебно-материальная база и, конечно, определенные взаимодействия субъектов образовательной деятельности - преподавателя и обучающегося.

Образовательная среда вуза непосредственно влияет на культурную идентичность студентов, унифицируя культурные характеристики индивидов и включая их в максимально широкий культурный контекст. Образовательная среда - своего рода инвариант, ядро культурной среды в вузе, которое граничит с более изменчивой, вариативной, но неразрывно с ней связанной образовательно-профессиональной культурной средой. Последняя - это не просто некий симбиоз соответствующих сред, но и ситуация «погружения» в культуру профессии, приобщения к ее смыслам и ценностям - не теоретически и опосредованно, а практически, непосредственно и во многом самостоятельно.

Пожалуй, наиболее сложно формируемой, мало управляемой и трудно развиваемой в вузе является верхний «слой» культурной среды - духовно-культурная среда. Во многом от ее целостности, эмоциональной насыщенности (или, наоборот, обедненности), этических норм и эстетических представлений, диапазона художественно-культурной жизни, степени культурной совместимо-

сти студентов и преподавателей, заинтересованности в творческой самореализации каждой личности зависит, будут ли выпускники вуза действительно культурными преобразователями жизни в каждом новом поколении или узкими специалистами, «образованцами» (по выражению А. И. Солженицына).

Таким образом, культурная среда вузов России — это единство общего, особенного и единичного, где общее — образовательная среда высшей школы, особенное — образовательно-профессионально-культурная среда различных типов и видов вузов и единичное — духовно-культурная среда того или иного высшего учебного заведения.

Важным не только в теоретическом, но и в практическом плане представляется выделение не двух («микро» и «макро»), а четырех пространственных уровней культурной среды:

— микросреда — собственно внутри-вузовское пространство, «поле» наиболее интенсивного взаимодействия субъектов и элементов среды;

— мезосреда — культурное пространство непосредственно вокруг («в округе») вуза, зона ближайшего взаимодействия с территориальным социумом (социокультурная ситуация, культурная жизнь, инфраструктура города, региона в целом);

— макросреда — уровень культурного пространства общества, страны в целом;

— ино-среда — «иностранная», ино-культурная среда международного (либо конкретного зарубежного вуза) уровня, контактирующая со средой российского вуза.

Нетрудно заметить, что все составляющие вузовской культурной среды (образовательная, образовательно-профессионально-культурная и духовно-культурная) имеют свои «простран-ственно-уровневые» значения, а в совокупности могут отражать существенные характеристики целостной культурной среды того или иного вуза.

Каким же образом, следуя вышеозначенной модели, можно описать культурную среду Пермского государствен-

ного института искусства и культуры?

О специфике вуза дают представления уже некоторые аспекты общей характеристики учебного заведения.

Готовя высококвалифицированных специалистов, главным образом для сферы культуры и искусства, в межрегиональном масштабе (Пермский край, Удмуртская республика, Республика Коми, Кировская область и некоторые другие), ПГИИК также удовлетворяет потребность региона в кадрах смежных отраслей: образования (в основном дополнительного), туризма, СМИ и информационных служб, молодежной политики, гостиничного и шоу-бизнеса, рекламных агентств и др.

Номенклатура специальностей и специализаций института насчитывает уже более двадцати наименований, представленных в достаточно широком диапазоне: от информатиков социально-культурной сферы, документоведов, менеджеров туристического и гостиничного бизнеса — до профессиональных исполнителей, режиссеров, руководителей коллективов практически во всех видах художественного творчества, а кроме того, теоретиков культуры, педагогов, специалистов в области социально-культурной деятельности.

Отсюда и очень «многоликий» профессорско-преподавательский состав. Большинство из них объединяет принадлежность к творческой интеллигенции, близость к сфере гуманитарной культуры и, как минимум, интерес (профессиональный или любительский) к миру искусства, а следовательно, и солидный диапазон культурных ценностей.

Педагогический процесс на факультете искусства и художественно-педагогическом имеет ряд особенностей. Здесь занятия ведут признанные мастера художественного творчества: главные режиссеры театров, известные музыканты, вокалисты, актеры, художники, хореографы, а также их молодые коллеги. Профессионалы и практики, безусловно, заинтересованы в том, чтобы становление будущих специалистов происходило в условиях, максимально приближенных к

будущей деятельности. Отсюда - постоянное взаимодействие с театром, филармонией, Художественной галереей, профессиональными художественными коллективами региона.

На этих факультетах, как и на двух других - культурологии и документально-информационных коммуникаций, разнообразно представлены преподаватели гуманитарных, общенаучных и профильно-специальных дисциплин, среди которых многие активно занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Институт сотрудничает с отраслевыми и академическими вузами, научно-исследовательскими центрами по таким, например, приоритетным для вуза направлениям, как «психология искусства и творчества», «образование в культуре и культура образования», «русская культура и российская история». Предметом научного интереса выступают также проблемы организации и управления в сфере культуры, профессионального гостеприимства, региональной культурной политики, непрерывного художественного образования, социокультурного проектирования и природоохранной деятельности.

Наличие в вузе кафедр, теоретически рассматривающих различные аспекты культуры и искусства, а также кафедр предметно-профессиональной специализации, да и в целом «культурно-мотивированного» сообщества, позволяет вузу становиться своего рода культурно-образовательно-научным центром, привлекательным для сотрудничества и объединения культурных сил региона и разработки социально значимых идей и социально-культурных проектов.

Состав студентов нашего вуза тоже достаточно разнородный: от тех, кто «заворожен» ожидаемой романтикой странствий и ярких впечатлений, а также тех, кто еще только утверждается в правильности сделанного профессионального выбора, - до тех, кто продолжает начатое однажды профессиональное образование в области искусства и стремится к вершинам исполнительского мастерства. Но при всей пестроте состава

обучающихся им присуща устойчивая ориентация на социально-культурную или художественно-творческую профессиональную деятельность. Так, еще до поступления в наш вуз 4 из 5 обучающихся уже участвовали в работе творческих кружков и объединений. Большинство из абитуриентов поступают в наш вуз целенаправленно (причем некоторые - с нескольких попыток). То есть уже «на входе» в вуз у обучающихся -главных субъектов образовательной деятельности - сформированы предпосылки для дальнейшей культурной коммуникации.

Образовательный процесс в вузе искусства и культуры отличается не только гуманитарно-культурной направленностью, но и предполагает своеобразный «культуроцентризм» как основание совместной деятельности преподавателей, студентов, сотрудников, выпускников, работодателей, профессиональных сообществ и т.д. Мы, в отличие от других вузов, заинтересованы иметь в качестве объекта своей профессиональной деятельности не конкретные составляющие культуры, а ее самое как целостность, как основание для последующей предметной специализации (философия, теория и история культуры - база профессии, специальности); как пространство для ценностного самоопределения, систему, в одном из сегментов которой происходит процесс профессионального становления; как совокупность норм, образцов, принципов, определяющих социальное и профессиональное бытие (культурную практику) студентов и выпускников творческого вуза (5, с. 13-14). Поэтому в ПГИИК, как и в других вузах искусства и культуры, особое внимание уделяется циклу дисциплин культурологического профиля, способствующих глубокому осознанию культуры духовности.

Еще одна особенность образовательной среды творческого вуза, как представляется, состоит в том, что в силу своей специфики (не массово-поточное, а фактически «штучное» производство, особенно по специальностям професси-

онального искусства), мы вплотную подошли к созданию педагогической системы, которую можно было бы условно назвать «системой личностно-ориенти-рованного креативно развивающего высшего образования». Такое образование становится возможным благодаря как теоретическим исследованиям психологов и педагогов в области интегральной индивидуальности и креативности искусства, так и продуктивному синтезу различных обучающих техник и технологий (5, с. 15).

Следующий содержательно-деятель-ностный концентр нашего вуза — это его образовательно-профессионально-культурная среда. Данная среда — это расширенное пространство инициативного и заинтересованного взаимодействия педагога и студента в целях практико-ори-ентированного профессионально-культурного становления будущего специалиста. Такова, как правило, сверхпрограммная (за исключением всех видов практик, являющихся частью учебного процесса), внеучебная, но чрезвычайно важная для культурно-ценностного самоопределения студентов в профессии и мотивации их дальнейшего обучения специальности субъект-субъектная деятельность. Например, для музыкантов — это участие в концертной деятельности в студенческих, а для некоторых — и в составе профессиональных коллективов, в исполнительской деятельности по линии концертно-театрального агентства «Премьера». Это посещение концертов выдающихся музыкантов (инструменталистов, вокалистов, дирижеров), в залах Пермской филармонии, посещение пре-мьерных спектаклей Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Это подготовка и участие в международных исполнительских конкурсах, в крупных культурных акциях, фестивалях, форумах городского, регионального и международного масштаба («День города», форум «Русский мир», фестиваль исторических городов, «Дягилевские сезоны» и др.).

Своя специфика образовательно-профессионально-культурной среды и

на других выпускающих кафедрах нашего вуза. Естественно, что такого рода деятельность требует дополнительных усилий, времени, творческой энергии со стороны преподавателей, но резко возрастает и фактор доверия, взаимопонимания преподавателей и студентов на последующих стадиях совместной работы. Главным позитивным итогом «движения» студента в образовательно-профессионально-культурной среде вуза является расширение его профессионального и культурного кругозора, диапазона практических умений и навыков, возможностей профессиональной коммуникации.

Духовно-культурная среда нашего института — это довольно сложная, многоаспектная реальность. В силу своей специфики вуз искусства и культуры, как никакой другой, заинтересован в формировании высоких духовно-нравственных качеств у профессиональных служителей культуры, которое осуществляется в рамках системы культурологического и художественного образования, эстетического и нравственного воспитания — мегасистемы, интегрирующей учебную и внеучебную деятельность студентов, их общекультурную, общенаучную и профессиональную подготовку. Тем самым в вузе у них закладываются основы свободной от конфессиональных ограничений, мировоззренчески толерантной «светской духовности», насыщенной высшими нравственно-эстетическими и культурными ценностями. Преподаваемые в вузе религиоведческие дисциплины способствуют осознанному усвоению студентами норм свободы совести и пониманию реальной роли религии в истории человечества, ее вкладу в российскую и мировую художественную культуру.

Духовно-культурная среда как «высокоорганизованная материя» культурной среды не может нормироваться приказами, инструкциями или рекомендациями вышестоящих органов управления. Она может создаваться заинтересованным сотворчеством, культурной инициативой и интеллектуально-духовным тру-

дом на основе общих ценностей всех субъектов культурной деятельности. Во многом именно таким образом создавалось и создается то, что называется культурной инфраструктурой среды нашего вуза: студенческий клуб, культур-но-досуговый центр, концертно-теат-ральное агентство «Премьера», «Теа-центр», «Поэтический клуб» и некоторые другие.

При этом мы все отчетливее ощущаем, с одной стороны, необходимость более эффективной реализации культурного потенциала вуза (в единстве его интеллектуальной и духовной составляющих), а с другой - необходимость и возможность наращивания этого потенциала с помощью перманентного саморазвития всего коллектива. Именно поэтому мы разработали и приняли на конференции преподавателей, студентов и сотрудников «Кодекс корпоративной культуры ПГИИК», в котором зафиксировали объединяющие нас ценности, цели, принципы взаимоотношений, профессиональные и нравственные нормы корпоративно одобряемого поведения для всех работающих и обучающихся в ПГИИК.

При наращивании культурного потенциала вуза ценность воспитания, понимаемого как интеллектуальное и духовно-культурное (интеллигентное) «восхождение» личности, становится актуальной не только для студентов, но и для преподавателей и сотрудников. Практически мы меняем подход к воспитательной работе в вузе, уходя от «ме-роприятийной педагогики», направленной исключительно на студента, - к инициативному культуросозидательному сотрудничеству всех субъектов деятельности как принципу развития (предполагающему воспитание) вузовского коллектива в целом.

Важным средством развития такого инициативного взаимодействия («студент-студент»; «студент-преподаватель»; «студент-кафедра» и т.д.) и, одновременно, развития духовно-культурной среды нашего вуза становятся конкурсы социально-культурных проектов по ре-

шению проблем вуза и Пермского региона в целом. В конкурсах активно участвуют студенты и преподаватели, выступая и в качестве разработчиков и, что особенно важно, в качестве реализаторов той или иной культурной идеи или же проблемы, получившей одобрение экспертной комиссии.

Будущие специалисты и их «соучастники» — преподаватели, являются «активаторами», или «преобразователями», культурной среды вуза, одновременно творчески развивая себя. Сегодня уже трудно представить жизнь института без реализованных проектов - таких, например, как деятельность радиоцентра «Дик-Сити», студенческих газет «Студ-лайф» и «Пермь Великая», культурно-досугового центра и т.д.

Вообще сочетание художественно-творческих и менеджерских специальностей и специализаций в творческом вузе, культивирование проектно-разработчес-кой методологии со-управления развитием позволяет «сойтись» двум началам: организационно-творческому и испол-нительско-творческому.

Важным фактором развития творческого потенциала личности является искусство, ибо художественное начало -это творческое начало, которое надо развивать в каждом человеке. «Искусство делает мышление и восприятие подвижным. Оно упражняет силу воображения так, чтобы оно могло создавать из беспорядка чувственных впечатлений новую форму там, где ничего общего не дано», - пишет Петер Козловский (2). Пиетет искусства, востребованность красоты, творчества и духовного труда, стремление к расширению границ и форм их проявлений, пожалуй, являются доминирующей интенцией, тенденцией развития духовно-культурной среды нашего института.

Духовность дает о себе знать буквально «с порога» вуза, главный корпус которого является одним из самых красивых зданий города Перми, замечательным архитектурным творением XIX века (архитектор Р. Карвовский), имеющим статус памятника истории и архитекту-

ры федерального значения («Духовное училище. 1885 год»). Ауру возвышенности, «дум (и чувств) высокое стремленье» создают монументальные полотна реалистической живописи учеников народного художника СССР, профессора ПГИИК Е. Н. Широкова (ныне некоторые из них — это уже преподаватели кафедры живописи факультета искусств нашего института).

Хотелось бы обратить внимание также на важную особенность духовно-культурной среды творческого вуза. В этой среде происходит взаимодействие религиозной и светской культуры в их духовном влиянии на человека. Это относится, например, к некоторым картинам Е. Н. Широкова и его учеников, к концертам духовной музыки Академического хора ПГИИК — многократного лауреата международных и всероссийских конкурсов, к отдельным театральным постановкам — студенческим курсовым и дипломным работам, к репертуару вокалистов и инструментально-исполнительских кафедр, да и к другим сферам вузовской жизни.

Благотворное влияние искусства на духовно-культурную среду, возвышающее и «окрыляющее» воздействие на каждого конкретного человека трудно переоценить. Возможности вуза культуры и искусства по содействию студентам в формировании светской духовности, на наш взгляд, особенно плодотворны и не идут ни в какое сравнение с другими высшими учебными заведениями. По данным социологического опроса, проведенного нами в апреле 2009 года, наибольшей популярностью среди студентов нашего вуза пользуются театры (77,8% респондентов), дворцы и дома культуры (89,2%), музеи и выставочные залы (62,7%). В то же время у студентов других вузов Перми в качестве культур-но-досуговых мероприятий значительно более популярны кино, дискотеки, ночные клубы. Студентов нашего вуза отличают выраженные предпочтения к таким духовно насыщенным занятиям, как чтение книг, посещение оперы, драмы и хореографических постановок. Соответ-

ственно, они особенно активно, полно и успешно реализуют себя в художественно-эстетической сфере.

Но такой констатации в отношении вуза культуры и искусства и даже высокой оценки качества профессиональной подготовки выпускников в сегодняшних условиях, по всей видимости, уже недостаточно. Поэтому сейчас в институте завершается разработка силами временного творческого коллектива из числа студентов и преподавателей своеобразного «культурного стандарта» выпускника ПГИИК, или его «культурограм-мы» (по аналогии с «профессиограм-мой»). Здесь предполагается зафиксировать рекомендации, установки и требования к его культурному кругозору, формированию и реализации культурных потребностей и интересов, глубине понимания искусства, культуре речи и информационно-коммуникационной культуре, культурному осмыслению и преобразованию окружающей жизни и многое другое.

Студент, реализовавший данные рекомендации и установки, по решению Ученого совета вуза, будет в дополнение к профессиональному диплому получать «сертификат культурного деятеля» (типа «Testimonium intelligentis» - свидетельство «об интеллигентности»). Тем самым мы утверждаем не только в теории, но и на практике понимание светской духовности как высшего проявления и результата культурного развития личности специалиста нового типа («homo cultural creative» - «человека культурот-ворческого»).

Интеллигентность, духовное лидерство, профессионализм, творческая общественная активность таких культурных деятелей позволит создавать условия для культурной эволюции общества и государства без социальных взрывов и «культурных революций».

Залогом успешной реализации новой миссии и инновационной стратегии вуза являются его опыт, традиции, преемственность поколений в профессорско-преподавательском составе, ориентация на устойчивое развитие в изме-

няющихся условиях.

За более, чем 30 лет своего существования институт подготовил свыше 10 тысяч выпускников, нашедших себе применение не только в Пермском крае, но и во многих регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них много авторитетных деятелей культуры, руково-

дителей творческих учреждений и художественных коллективов, народных и заслуженных артистов России, лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Пермский государственный институт искусства и культуры готов к продолжению работы по обогащению и возвышению отечественной духовности.

Примечания

1. Андреев Л. А. Российский студент в пространстве культуры : [Электронный ресурс] / Л. А. Андреев - Режим доступа <http://www.moskvam.ru/2004/03/ andreev.htm>.

2. Козловский П. Культура постмодерна / П. Козловский. - М.: Республика, 1997

3. Культурология: словарь / под ред. А. И. Кравченко - М.: Академический проект, 2000.

4. Лихачев Д. С. Без доказательств / Д. С. Лихачев. - СПб.: Блиц, 1996.

5. Малянов Е. А. Вуз искусства и культуры в XXI: тенденции и интенции / Е. А. Малянов // Alma mater. - 2003. - № 7.

И. А. Ахьямова

МУЗЫКА И ЦВЕТ КАК ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена мало разработанной проблеме использования в социально-педагогической деятельности музыки и цвета как паралингвистических средств коммуникации и механизмам их воздействия на организм человека. Ключевые слова: образование в сфере культуры, цвет, музыка, ритм, коммуникация, вегетативная и центральная нервная система, социально-педагогическая деятельность.

The article is devoted to little worked-out problem of using music and color as paralinguistic means of communication in social-pedagogical activity and mechanism their influence on human organism. Keywords: liberal education, color, music, rhythm, communication, vegetative nervous system, social-pedagogical activity.

Эффективность социально-педагогической деятельности напрямую зависит от способности специалистов, осуществляющих ее, к коммуникации с клиентами. Наилучшей организации социально-педагогической деятельности способствует владение профессионалом не только общими коммуникативными умениями, но и специальными навыками использования всего арсенала средств вербальной и невербальной коммуникации. Классификация средств невербальной коммуникации позволяет отнести к па-ралингвистическим средствам в том числе цвет и музыку (6), в первую очередь потому, что и цвет, и музыка в своем воздействии способны «обойти» защитные механизмы сознания и действовать на человека на бессознательном уровне, а значит, точно и метко. Однако проблемы

в процессе социально-педагогической коммуникации решаются лишь на уровне сознания, без привлечения этих мощных средств, в силу того, что проблема влияния цвета и музыки на личность и ее поведение мало разработана в педагогике, в том числе в социальной. Имеющиеся психологические исследования не приближают нас к пониманию, а тем более, использованию этого феномена в социально-педагогической деятельности.

Цвет, согласно современным научным взглядам на его природу, является ощущением, возникающим при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины; это результат сложного и многоуровневого взаимодействия объективных и субъективных факторов и условий зрительного восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.